Как инспектор дпс остановил следователя
Перейти к содержимому

Как инспектор дпс остановил следователя

  • автор:

Провокационные вопросы ГИБДД и ответы на них

Спорить с сотрудником ГИБДД не стоит — он наверняка знает больше и ему виднее, что вы нарушили. Кроме того, ответ даёт инспектору представление о том, хорошо ли вы знаете закон или только имеете о нём общее представление. От правильности ответа зависит и сумма взятки. Для водителя при этом главным являются не знаки и правила, а санкции, предусмотренные за нарушения. Если гаишник услышит ответ: «лишение», то с радостью начнёт потирать руки, понимая, что может требовать любую сумму. Потому при встрече не следует стесняться и заглянуть в КоАП с помощью мобильного телефона.

«Отвечать на вопросы по поводу ПДД необходимо только на экзамене в автошколе, в дальнейшем водитель должен их только соблюдать. В законе «О полиции» и других документах, регламентирующих действия непосредственно сотрудников ГИБДД, нет ни слова о том, что полицейский вправе задавать подобные вопросы, а водитель должен на них отвечать», — поясняет юрист Елизавета Владимирова.

Вопрос в лоб призван застать человека врасплох. Спрашивая, выпивал ли водитель накануне, инспектор будет оценивать не только то, что отвечает водитель, но и как он при этом себя ведёт. От реакции на провокационный вопрос будет зависеть дальнейшая линия поведения инспектора. На такой вопрос всегда лучше сказать «нет». Отвечать положительно не стоит даже в шутку, ведь неизвестно, какая реакция полицейского может последовать. Сотрудник ГИБДД может посчитать, что если вы пили вчера, то у вас в организме ещё присутствует алкоголь. Вас могут направить на медосвидетельствование, и никакие заверения, что вы просто человек с юмором, тут уже не помогут.

«Сотрудники часто спрашивают о том, где работает водитель. Делается это не из праздного любопытства, а чтобы понять, с кем он имеет дело. Как именно инспектор распорядится полученной информацией, зависит уже от его добросовестности. В то же время нечистый на руку сотрудник полиции, узнав, что остановил представителя «безобидной» для него профессии, скорее всего, попытается раскачать водителя на взятку. Любимая категория таких, с позволения сказать, представителей закона — люди, чей труд непосредственно связан с управлением автомобилем. Ведь они готовы на многое, чтобы только сохранить права. Вывод: чем меньше знает полицейский, тем проще водителю», — считает юрист Елизавета Владимирова.

Интерес инспектора к нештатному ксенону, тонировке или самодельному фаркопу тоже возникает не на пустом месте. Задавая вопрос именно в такой формулировке, инспектор заведомо ставит вас в позицию нарушителя. Хорошо это работает с теми автолюбителями, которые плохо разбираются в ПДД. Водитель автомобиля всегда должен быть уверен в том, что его транспортное средство полностью пригодно к использованию. Любые изменения кузовной части автомобиля подлежат регистрации в установленном законом порядке. Соответственно, если в автомобиле есть какие-либо изменения, то это указывается в документах на данный транспорт.

«А вот правила перевозки детей в автомобиле, являющиеся предметом спора, привязаны к возрасту пассажиров. Согласно пункту 22.9 ПДД, малышей до семи лет необходимо возить в машине с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих их весу и росту. Дети с семи до 11 лет включительно могут ездить сзади пристёгнутыми обычным ремнём безопасности. Загвоздка в том, что определить возраст маленького пассажира на глаз бывает непросто (некоторые дети выглядят младше сверстников). Доказать свою невиновность будет очень сложно. Паспорта с отметкой о детях или свидетельства о рождении ребёнка будет недостаточно, ведь в них нет фото. Я бы посоветовала положить в бардачок копию свидетельства о рождении ребёнка. Зачастую его демонстрации достаточно, чтобы сотрудник ДПС потерял интерес к вам и вашим пассажирам», — говорит юрист Елизавета Владимирова.

Почему нельзя останавливать прокуроров

На днях были утверждены поправки в административный регламент по работе дорожно-патрульной службы.

Самым спорным вопросом из всех поправок стал запрет для гаишников привлекать к ответственности прокуроров и следователей СКП при прокуратуре РФ, пишет «Российская газета».

Спор между автоинспекцией и прокурорским ведомством начался ещё в сентябре прошлого года, когда вступил в силу административный регламент по ДПС.

Камнем преткновения стал вопрос: может ли гаишник завести административное дело против прокурора или следователя СКП, который в пьяном виде ехал по своим делам. Дело в том, что в законе о прокуратуре написано, что любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем, возбуждение против них уголовного дела, производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Исключением считается лишь тот случай, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления

По нормам административного регламента ДПС, вступившего в силу в сентябре, сотрудник госавтоинспекции мог не только составить протокол, то есть завести административное дело, но еще отстранить от управления и направить на медицинское освидетельствование сотрудника прокуратуры. Однако по этому поводу поступил протест в МВД от прокуратуры с указанием на то, что по закону ряд ее работников «недоступны» для автоинспектора.

Было также ещё несколько протестов – от судей и прокуроров с разных уголков России. Мол, неприкасаемые мы. В итоге спорный пункт в документе поправлен. Согласно поправкам, прокуроры и следователи СКП, а также судьи получат максимум привилегий. Останавливать их сотрудники ГИБДД, конечно, будут, пока не увидят заветной корочки. При этом инспектор обязан будет сообщить о факте правонарушения на дороге дежурному, а тот, если посчитает нужным, направит рапорт в прокуратуру. Но если инспектор посчитает «статусного» водителя пьяным, то он должен принять меры к прекращению дальнейшего движения машины. Но вот каким образом он должен это сделать, в регламенте не прописано. Также автоинспектор не может проверить водителя-прокурора на алкогольное опьянение и не может отправить его на медицинское освидетельствование. Чем все это обернется на дороге? Скорее всего, в таком случае любой инспектор предпочтет отпустить подвыпившего нарушителя и будет молиться, чтобы через пару километров этот водитель не улетел в кювет или не сбил кого-нибудь, отмечает газета.

Для таких спецсубъектов, как прокуроры и судьи, актуальны особые условия применения обеспечительных мер и привлечения к административной ответственности. Они распространяются и на сферу безопасности дорожного движения, в которой сотрудник ГИБДД должен придерживаться регламентированного порядка, чтобы встреча с такой категорией водителей не обернулась для уполномоченного работника неприятностями. При остановке спецсубъекта, управляющего транспортным средством, по любой из причин, являющейся угрозой безопасности для других участников дорожного движения, сотрудник патрульной службы не компетентен ни к каким действиям, кроме как к уведомлению о происшествии своего руководства и начальства нарушителя.

Законодательное регулирование

Особые условия остановки и применения мер наказания спецсубъектов были введены давно. Руководители ведомства МВД постоянно пытаются их ограничить, однако Генеральная прокуратура активно отстаивает неприкосновенность своих сотрудников. В регламенте по работе ДПС предыдущей версии, особый порядок применялся только для прокуроров. По отношению к судьям действовали обычные правила остановки их транспортных средств. Отношение к ним предполагалось как к обычным водителям. При фиксации факта нетрезвости судьи, сотрудник ГИБДД мог его отстранить от управления автомобилем, направить на медицинское освидетельствование и применить предусмотренные законом меры наказания. Однако по ходатайству Генеральной Прокуратуры, документ был скорректирован. В новой редакции Регламента, утвержденного Приказом МВД № 948 от 21.12.2017 года, были внесены поправки за счет возврата судьям особого порядка. Такое решение было обосновано особым статусом судей, а также тщательностью подбора их на должность.

Считается, что не в компетенции сотрудника патрульной службы контролировать прокуроров и судей, и применять к ним меры наказания. Предполагается, что они могут быть подвержены контролю только со стороны своего вышестоящего начальства.

Еще одной версией причины корректировки нормативного акта является предупреждение конфликтных ситуаций, обусловленных обвинением сотрудника патрульной службы в превышении полномочий. К примеру, в случае подозрения водителя, являющегося спецсубъектом в нахождении в нетрезвом состоянии, и требования прохождения медэкспертизы, работника ДПС могли бы ожидать неприятности в случае, если его предположения оказались не верны. По этой причине был введен запрет отстранения от руля спецсубъекта. Его также нельзя удерживать силой. При принятии им решения покинуть машину и уйти, препятствовать этому нельзя. Применение мер наказания по отношению к нарушителю находится в компетенции вышестоящего начальства.

Что должен делать инспектор, если за рулем спецсубъект?

Согласно положениям Регламента, инспектор ГИБДД должен обеспечивать безопасность всех участников дорожного движения и обязан не допустить перемещение автомобиля, если его водитель неадекватен по состоянию здоровья или виду действия на его организм лекарственных препаратов, алкоголя или наркотиков. Статус лица, управляющего транспортным средством, не оказывает влияние на решение уполномоченного работника об его остановке. Особый порядок заключается в регламенте его действий:

  1. Остановка транспортного средства.
  2. Проверка документов.
  3. Фиксация факта правонарушения.
  4. Составление рапорта.
  5. Передача комплекта подтверждающих совершение правонарушения бумаг руководителю подразделения ДПС.
  6. Направление документации вышестоящему прокурору для принятия решения.

При выявлении сотрудником ГИБДД факта, что прокурор или судья при управлении транспортным средством находились под воздействием какого-либо препарата, в его обязанности входит не дать продолжить движение до устранения зафиксированной проблемы. Работник должен незамедлительно сообщить информацию об остановке нетрезвого спецсубъекта в дежурную часть, сотрудники которой незамедлительно уведомляют начальство судьи или прокурора. Дальнейшие действия работника ГИБДД осуществляются в соответствии с их указаниями. Работник не в компетенции самостоятельно принимать решение о применении мер наказания к задержанному водителю, имеющему специальный статус.

Нюансы процедуры

Положения регламента работы сотрудников ГИБДД провоцируют безнаказанность спецсубъектов, начальство которых чаще всего не применяет к ним никаких мер наказания, кроме предупредительных. На место происшествия обычно выезжает трезвый водитель, который забирает машину с нарушителем и отгоняет ее по месту назначения. В отношении виновника операции практически всегда отсутствуют какие-либо доказательства допущения правонарушений, поскольку ему запрещено проводить медицинское освидетельствование и фиксировать событие административным протоколом. По этой причине к водителю транспортного средства в должности судьи или прокурора не может быть предъявлено никаких претензий относительно допущенной им провинности.

Исключением являются совершение правонарушений, имеющих тяжелые последствия. В этой ситуации начальство спецсубъекта должно оперативно дать указания относительно дальнейшего порядка действий, учитывая обстоятельства и ориентируясь на общепринятые нормы закона.

Неприятным моментом в отношениях сотрудника ГИБДД с водителем особого статуса, является его отказ предъявлять документы. Уполномоченный работник, не владея информацией о том, кто перед ним находится, может применить к водителю стандартные методы задержания и наказания. Без видеофиксации доказать, что задержанный не предъявлял документов, будет сложно, а в отношении патрульного инспектора наверняка будет инициировано служебное расследование.

Заключение

Сотрудник ГИБДД не вправе отстранять от управления транспортным средством водителя, имеющего статус спецсубъекта — прокурора или судьи. Даже если он находится в нетрезвом состоянии, нарушает ПДД и угрожает безопасности других участников движения, запрещено применять к нему административные санкции и отправлять на медосвидетельствование по самостоятельно принятому решению, что актуально в отношении обычных водителей. В новых правилах также регламентирован запрет на составление административных протоколов на прокуроров и судей. Все вопросы в отношении такого нарушителя решаются на уровне начальства.

МОСКВА, 8 фев — РИА Новости. Инспекторам ГИБДД запретили составлять протоколы на судей. Таким образом, сотрудники Госавтоинспекции больше не могут общаться с ними как с рядовыми водителями.

Согласно предыдущей редакции регламента, инспектор мог составить на нарушителя протокол, отправить его на медицинское освидетельствование или отстранить от управления автомобилем.

Новые поправки это запрещают. Теперь инспектор должен действовать так же, как ранее: в случае нарушения, совершенного прокурором, составить рапорт, описать суть нарушения и направить его руководителю. Соответствующий приказ опубликован на интернет-портале правовой информации.

Как отмечает «Коммерсант», Госавтоинспекция уже десять лет пытается усилить контроль за действиями судей, прокуроров и следователей на дорогах, но сталкивается с противодействием силовиков. Генпрокуратура объясняет необходимость в особых условиях тем, что инспекторы могут оказать на сотрудников ведомства давление, «необоснованно привлекая их к ответственности».

В суде разберутся

В Мосгорсуде заверили, что все поступившие о судьях рапорты будут проверяться.

«Если будет иметь место выявление признаков состава административного правонарушения в действиях судьи, то, разумеется, мы будем соблюдать порядок проверки выявленных признаков и порядок привлечения к тому или иному предусмотренному законом виду ответственности», — сказала пресс-секретарь Мосгорсуда Ульяна Солопова.

Между тем в правоохранительных органах РИА Новости пояснили, что новая редакция лишь закрепила и без того существующий порядок. Из-за судейской неприкосновенности их нельзя, например, обыскать, а на любое привлечение к ответственности необходимо получить разрешение квалификационной коллегии.

Неоднозначное решение

Однако, по мнению адвоката, кандидата юридических наук Игоря Носкова, введенный запрет означает, что легальных способов привлечь их к ответственности за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, фактически, нет.

«Ведь чтобы доказать такой факт, надо провести медицинское освидетельствование. А пока рапорт сотрудника ДПС дойдет до уполномоченного органа — а это иногда не одна неделя — то проводить проверку в отношении судьи уже станет бессмысленно, поскольку все признаки алкогольного опьянения естественным образом пройдут», — объяснил Носков РИА Новости.

Даже если у сотрудника ДПС будет видеозапись, на которой слышно заплетающуюся речь судьи, «это не будет достаточным доводом для привлечения к административной ответственности», отметил он.

Впрочем, и раньше сотрудники ДПС зачастую неохотно связывались с такими делами, отметил собеседник агентства.

По его мнению, такая ситуация объясняется, в первую очередь, нежеланием сотрудников ДПС вступать в конфликт с «людьми столь высокого статуса».

Виток старого спора

Вице-председатель межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов отметил в свою очередь, что запрет МВД отстранять от управления машиной судей сотрудниками дорожно-постовой службы — лишь очередной виток старого спора о том, как автоинспекторам вести себя со спецсубъектами.

«Постоянно то возвращают возможность их отстранять, то вновь отбирают. Так что ничего нового. Просто очередной виток этого противостояния», — считает эксперт.

Он рассказал, что понимает обе стороны вопроса: ГИБДД право в том, что нельзя допускать за руль очевидно пьяного водителя, однако определенные автоинспекторы таким образом могут попытаться надавить на судью, останавливая его каждый день и пытаясь доказать несуществующие нарушения.

«Так что я думаю, что тут требуется золотая середина. Например, если спецсубъект действительно пьян, то его можно отстранить от управления, но только под средствами видеофиксации, которые докажут правоту инспектора. Такой вариант был бы самым компромиссным», —объяснил Холодов.

На дороге все равны

Однако не все отнеслись к нововведениям лояльно. Так, участник Оргкомитета Общероссийского гражданского форума Петр Шкуматов назвал запрет на отстранение судей от управления автомобилем и проверку на алкогольное опьянение абсурдным.

«На дорогах должны быть все равны. И такого не должно быть, когда у кого-то есть иммунитет и возможность ездить в пьяном виде», — сказал он РИА Новости.

В Казани проверяют конфликт между следователем и сотрудником ГИБДД

Сразу две проверки организовало Военное следственное управление Следственного комитета России по Центральному военному округу после скандала в Казани, где 25-летний военный следователь протащил за своим внедорожником Kia остановившего его инспектора ГИБДД Марселя Бадрутдинова.

«Военнослужащий Игорь Пилипенко, управляя личным транспортным средством, нарушил ПДД за что был остановлен сотрудником ГИБДД. Во время разговора с ним Пилипенко привел автомашину в движение, в результате чего офицер полиции упал. На основании заявления последнего в отношении военнослужащего, следователя 384-го военного следственного отдела, старшего лейтенанта юстиции начата доследственная проверка», — заявили «Газете.Ru» в ведомстве.

Одновременно с этим по заявлению Пилипенко

%начата доследственная проверка и в отношении четверых сотрудников ГИБДД, применивших к нему насильственные действия, в результате чего у него сломан нос.

При этом в ведомстве не смогли уточнить, какой именно из пунктов ПДД нарушил следователь и посоветовали обратиться с этим вопросом в ГИБДД. Также представитель пресс-службы не назвал причины, по которой мужчина решил продолжить движение уже после остановки инспектором, сославшись на необходимость завершения проверки. Однако он уточнил, что,

согласно медицинскому заключению, во время правонарушения Пилипенко был трезв.

Напомним, что запись произошедшего ранним утром 8 октября конфликта появилась в соцсетях и была растиражирована местными СМИ на следующий день. На кадрах видно, как инспектор ГИБДД стоит у внедорожника Kia Sportage со стороны водительской двери и проверяет документы водителя. Вдруг автомобилист резко начинает движение.

Инспектор цепляется за окно, и автомобиль тащит его за собой прямо по проезжей части в потоке транспорта.

По кадрам, правда, непонятно, намеренно ли гаишник схватился за автомобиль, чтобы не дать уйти водителю, либо зацепился за дверь случайно. Машина преодолела несколько метров, прежде чем затормозила перед перекрестком. Инспектора откинуло вбок, и он чудом успел остановится прямо перед троллейбусом.

Далее видно, как гаишник вскакивает и пытается открыть дверь машины, ему на подмогу тем временем прибегают еще двое полицейских. Вместе они вытаскивают водителя из внедорожника, жестко укладывают его на асфальт и, навалившись втроем, видимо, надевают на него наручники. После нарушителя доставили в отделение.

Отметим, что проводимая в настоящее время доследственная проверка должна показать, были ли допущены нарушения закона как сотрудником ГИБДД, так и военным следователем.

Примечательно, что вскоре после инцидента в местных СМИ появилась информация о том, что

президент Татарстана якобы намерен наградить лейтенанта ГИБДД Марселя Бадрутдинова медалью «За доблестный труд».

Однако подтверждения этой информации пока нет – пресс-служба правительства Татарстана в пятницу была недоступна для комментария по этому вопросу.

Сам инспектор, по данным местных СМИ, до сих пор находится на больничном.

Повышенное внимание прессы к конфликту двух силовых ведомств привлек и тот факт, что принципиальный сотрудник ГИБДД, которого прокатил следователь, в конце октября остановил для проверки автомобиль депутата Госдумы Фатиха Сибагатуллина.

Особое возмущение народного избранника тогда вызвала просьба гаишника открыть багажник. Фатих Сибагатуллин посетовал, что при прежнем начальнике ГИБДД в Татарстане «такого не было», и назвал инспектора «шпингалетом» и «лейтенантиком».

«Написано: «Госдума», а он ничего не признает — маленький лейтенантик, вот такой шпингалет остановил, заставляет открыть багажник, я говорит, никого не боюсь, в рот смотрит, — жаловался Сибагатуллин на совещании депутатов Госдумы и членов Совета Федерации в Казани. — Водитель, мой помощник, по своей наивности пошел открывать багажник. Я говорю: «Зачем открываешь? Это же мое личное имущество!»

Без суда посягать на личное имущество депутата никто не имеет права», — рассказывал Сибагатуллин.

В МВД Татарстана на запрос «Газеты.Ru» от 9 ноября по сложившейся ситуации пока не ответили.

Причиной конфликта стала остановка сотрудника прокуратуры за неправильную тонировку в ходе которого мужчину скрутили и доставили в отделение полиции. Как утверждали сами инспекторы, о том, что в затонированном Volkswagen Passat ехал сотрудник местной прокуратуры Александр Семенников, они не знали до последнего: в противном случае при выявлении каких-либо нарушений они вызвали бы на место руководство местной прокуратуры, не применяли к Семенникову физическую силу и не доставляли бы его в отделение.

В Смоленске сотрудник ГИББД, которого осудили за остановку помощника прокурора, вновь попал в историю

На сей раз он остановил следователя. Как это было. Видео на нашем сайте

Инспектор ГИБДД Игорь Садотенков опять попал в историю и боится нового уголовного преследования.

Напомним, сотрудник полиции стал «широко известен» после того, как с двумя напарниками остановил помощника прокурора. Инспекторы были признаны виновными в превышении полномочий. И им назначено наказание от 3 лет и 6 месяцев до 4 лет условно.

На сей раз Игорь Садотенков остановил иномарку, за рулем находился старший следователь Смоленского управления СКР Сергей Хлебников. На пассажирском сиденье его друг – бывший сотрудник городской прокуратуры. Водителя попросили пройти текст на алкоголь. Ему не сразу удалось дунуть в трубочку.

«Он дунул одну каплю, но уже в 4 раза превышает установленную норму», — комментирует сотрудник ГИБДД Игорь Садотенков.

Случаем с сотрудником заинтересовались с Следственном управлении. «По результатам проверки с случае подтверждения факта совершения им проступка, порочащего честь сотрудника СКР , будет принято принципиальное решение об увольнении следователя», — пояснила официальный представить СУСК Наталья Зуева.

После встречи с инспекторами Сергей Хлебников оказался в больнице, пожаловался на боли в спине, утверждая, что она появилась после встречи с инспектором ГИБДД.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *