"Правильный" термостат. Утепляемся и стабилизируемся
В далеком 1999 в журнале "За рулем" появилась статья одного пытливого вазовода Сергея Никифорова. club2108.ru/tuning/mot_005.html — здесь она сверстана, по-моему, лучше, чем на сайте журнала. Если вкратце, в этой статье описывается причина и грамотное решение проблемы холодного двигателя, и как следствие — отопителя, "Самары". Суть в том, что конструкторы направили выходной патрубок радиатора отопителя во флейту помпы, то есть непосредственно в двигатель, а радиатор отопителя наряду с отоплением салона охлаждает протекающую по нему охлаждающую жидкость.
Посему выходит, что в холодное время года двигатель может работать при более низких температурах, чем ему положено. Температура в салоне в следствие этого также ниже. Из двигателя идет горячая ОЖ, и термостат начинает приоткрываться, впуская холодный тосол (антифриз) с внешнего круга. Это происходит без учета того, что к этому тосолу подмешивается еще и охлажденный тосол с радиатора отопителя.
В совокупности все это дает холодную печку и не до конца прогретый двигатель "Самары" зимой. В плохо прогревающемся двигателе приятного и полезного немного, равно как и в плохо греющем отопителе (если еще и заслонки не до конца открываются, то Самара оправдывает свое звание холодильника, но это другая тема, прошлогодняя — www.drive2.ru/cars/lada/2…/288230376151888900/#post).
Чтобы исправить работу охлаждающей/обогревающей системы, следует направить выходной поток с радиатора печки в термостат, во вторую камеру, чтобы точнее регулировать открытие внешнего круга.
Естественно, Самара второго поколения унаследовала не до конца продуманную конструкцию.
Не без труда был найден и куплен латунный термостат польского производства (именно латунный, потому что хорошо паяется), просверлено отверстие во второй секции, над байпасным отводом.
Перед пайкой зачищаются края отверстия
Ну а далее в это отверстие была впаяна отпиленная часть соединителя шлангов (продается в магазинах автозапчастей).
Новый отвод
На фото первый пробный вариант, примерка. Далее все это прогрелось и запаялось большим мощным паяльником от газовой горелки. Вот в этот новый отвод подводим выходной патрубок печки, а отвод во флейте глушим (я глушил куском шланга с болтом).
Теперь горячий тосол непосредственно с двигателя смешивается с охлажденным тосолом с радиатора отопителя во второй камере термостата, и открытие термостата регулируется более точно и правильно.
—————————
Вариантов решения проблемы холодного двигателя и печки было много, но вариант Никифорова в моем понимании после некоторого осмысления остался наиболее предпочтительным.
+ не затрудняются потоки ОЖ по системе, не повышается давление в отдельных частях системы;
+ неслишком трудоемкая переделка патрубков (удлинить только один выходной от печки и заглушить его отверстие);
+ при заклинивании и отказе термостата всегда можно оперативно поставить штатный непеределанный, а патрубок печки вернуть на место;
+ расширительный бачок остается завязан на большой круг;
+ в теплое время система охлаждения работает в штатном режиме;
+ не только повышается температура в салоне, но и стабилизируется температурный режим двигателя, можно не думать об одеялах и картонках на радиатор.
Минусов в принципе не отмечено.
Можно было бы, как сделал vov09 www.drive2.ru/cars/lada/2…urnal/288230376152551366/, поставить десяточный цельный термостат, но наряду с плюсами есть и минусы перед переделанным девяточным термостатом:
— стоит дороже 🙂
— придется менять одну шпильку крепления на более длинную и многие имеющиеся патрубки подгонять по размеру, а также глушить ненужные отверстия;
— расширительный бачок завязывается на внутренний круг, стало быть теоретически должно увеличиваться время прогрева и уменьшаться время до срабатывания вентилятора охлаждения.
Был еще вариант с термостатом от Шеви-Нивы.
Термостат от Нивы-Шевроле
Но пришлось бы радикально переделывать и изгибать патрубки, а также глушить одно ненужное отверстие. Да и расширительный бачок опять-таки оказался бы на внутреннем кругу. Плюс к этому, на нивах термостат холоднее, начинает открываться уже при 82 градусах.
Увеличить температуру в салоне, можно, заузив байпасное отверстие ( VAZap : www.drive2.ru/cars/lada/2…/288230376152566215/#post, KyCb : www.drive2.ru/cars/lada/2…/288230376152590861/#post), но если вдуматься, то этот простой метод имеет некоторые недостатки:
— тосола через печку проходит действительно больше, тепла он отдает тоже больше, а возвращается он по-прежнему в двигатель, сильнее его остужая. Стало быть, в салоне теплее, а двигателю холоднее. Медленнее идет прогрев;
— проход через байпасное отверстие затруднен, значит и по внешнему кругу, через радиатор, тоже затруднен, а это при повышении температуры окружающей среды может привести к перегреву двигателя, особенно если перекрыть кран печки — радиатор печки перестанет охлаждать непроходящий уже через него тосол, тем временем возрастет давление в системе, могут образоваться течи, и возрастет нагрузка на помпу и соответственно на двигатель в целом, что еще сильнее может спровоцировать перегрев;
— даже если установить в этом месте кран, то придется за ним следить и периодически регулировать открытие, особенно при частых сменах климатических условий;
Установить краник целесообразно было бы, используя термостат, переделанный по схеме Никифорова, на место резинового перешейка, который соединяет две части термостата — где мужик хомут откручивает:
Таким образом открытие термостата будет регулироваться потоками с печки, а протеканию тосола с внешнего контура ничто не будет мешать при его открытии. Давление будет увеличено через радиатор отопителя до открытия термостата, а после его открытия распределится на радиатор отопителя и радиатор охлаждения. Только не стоит увлекаться и закрывать краник полностью — напора жидкости с патрубка печки может не хватить для того, чтобы полностью омывать термический элемент термостата, и тогда он может вовремя не открыться, а если при этом забыться и закрыть краник печки, то тосолу и вовсе будет некуда деваться, и тогда неизбежен перегрев и разгерметизация системы охлаждения. Катализатором к этому послужит еще и возросшая нагрузка на помпу.
Еще, как вариант, для достижения "тропиков" в салоне на патрубки печки можно установить электропомпу от какой-нибудь иномарки или от "Газели". Тепло в салоне будет опять же за счет количества проходящего через радиатор отопителя тосола, однако побочные негативные эффекты будут те же, что и в других случаях:
— в салоне тепло, двигателю холоднее;
— возрастает давление в системе отопления, могут быть течи, да и сами эти помпы часто текут;
Также к минусам можно отнести:
— нагрузка на генератор;
— относительная дороговизна и сложность установки.
Так что я рассудил, что правильнее, надежнее и безопаснее сделать "правильный" девяточный термостат по примеру Никифорова, получить много плюсов и ни одного минуса, чем чем-то жертвовать или рисковать. В перспективе, может быть, подберу еще краник на перешеек между секциями термостата (хорошо бы сделать с электронным управлением из салона :-)), хотя и сейчас в салоне стало значительно теплее и комфортнее, даже печка включена теперь непостоянно, на холостых греет горячим, а движок стал стабильно держать свои законные 90 градусов и перестал охлаждаться на ходу с работающей печкой. Хотя, конечно, основные испытания еще впереди, там, где сильные морозы.
P. S.: Надеюсь, рассуждения были кому-то интересны, буду рад выслушать критику и, возможно, внести коррективы 🙂
Термостат ВАЗ 2114
Для правильной работы системы охлаждения в автомобиле ВАЗ 2114 используется несколько деталей отвечающих за работу СОД. Одним из них является термостат, который наиболее часто выходит из строя и приводит к неправильной работе охлаждения ДВС, а так же к снижению эффективности печки автомобиля.
В данной статье рассказывается о термостате 2114, его признаках поломки, причинах выхода из строя, способах проверки и замены данной детали своими руками.
О термостате
Основной задачей термостата является удерживать температуру охлаждающей жидкости в допустимых режимах. Нормальная рабочая температура антифриза в ВАЗ 2114 равно 85⁰±5⁰С. Исправный термостат удерживает такую температуру практически при любых погодных условиях.
Из чего состоит термостат
В комплект термостата входит несколько деталей, которые отвечают за его работу. Ниже приведена картинка с термостатом и описанием его комплектующих.
Принцип работы термостата
Работа термостата довольно простая, он не является сложным механизмом. Внутри термостата помещен специальный термоэлемент (клапан), который открывается или закрывается при изменении температуры жидкости, и делает циркуляцию жидкости по большому или малому кругу в зависимости от температуры ОЖ.
Пошаговый принцип действия термостата
- При холодном запуске ДВС (после ночного простоя) температура жидкости находится намного ниже температуры открытия термостата, следовательно, клапан термостата закрыт.
- При закрытом клапане термостата жидкость циркулирует по малому кругу, минуя радиатор охлаждения. Малый круг позволят ДВС прогреться до рабочей температуры намного быстрее.
- Как только температура достигает 85⁰С, клапан открывается и циркуляция происходит по большому кругу через радиатор охлаждения.
- Как только температура жидкости достигает 94⁰С клапан на термостате открывается полностью и включается вентилятор охлаждения ДВС. Такое можно заметить стоя в пробке.
Где находится
Термостат ВАЗ 2114 расположен под корпусом воздушного фильтра и крепиться к ГБУ на двух шпильках через уплотнительную прокладку. Более легкий доступ к термостату можно получить сняв бокс воздушного фильтра.
При замене термостата нет необходимости проводить его полную замену. Чаще всего меняется термоэлемент с крышкой, но и тут можно сэкономить, купив лишь один термоэлемент и поместить его в старую крышку.
Признаки неисправности
Если на вашем автомобиле неисправен термостат, то с авто будут происходить следующие вещи:
- ДВС не прогревается до рабочей температуры;
- ДВС постоянно кипит;
- Печка плохо греет;
- Температура падает при езде по трассе;
Все эти причины говорят о неисправном термостате и его необходимо замене после проверки.
Проверка
Проверку можно провести одним простым и проверенным способом. Для этого потребуется запустить холодный автомобиль лучше всего будет после вечернего простоя. После запуска ДВС как только ОЖ наберет температуру 70⁰С необходимо потрогать патрубок большого круга циркуляции антифриза. Он является самым нижним патрубком радиатора. Данный патрубок должен быть холодным до тех пор, пока автомобиль не наберет 85⁰С.
Патрубок указанный красной стрелкой должен быть холодный
Если патрубок нагревается наравне с остальными или уже начинает чувствоваться тепло на 70⁰С, то термостат неисправен и требует замены.
Стоимость
Цена термостата зависит от региона, в котором вы проживаете, но, как правило, крышка с термоэлементом стоит в районе 1000 рублей, а отдельно термоэлемент в районе 500 рублей.
Замена
Замена термостата довольно простая работа под силу каждому владельцу ВАЗ 2114, достаточно лишь подготовить необходимый инструмент.
Какая температура открывания термостата ВАЗ 2114?
Как опытный автомеханик, меня часто спрашивают о температуре открывания термостата для ВАЗ 2114. Эта информация является важной для правильной работы двигателя и его охлаждения. В этой статье я расскажу о типичной температуре открывания термостата для данной модели автомобиля и поделюсь своим опытом и знаниями на эту тему.
Что такое термостат и его роль в системе охлаждения
Перед тем, как выяснить температуру открывания термостата ВАЗ 2114, давайте разберемся, что это такое и какую роль он играет в системе охлаждения двигателя.
Термостат — это устройство, которое контролирует температуру охлаждающей жидкости в двигателе. Его основное назначение — поддерживать оптимальную рабочую температуру двигателя путем открытия и закрытия клапана в зависимости от текущей температуры.
Когда двигатель холодный, термостат закрыт, не позволяя охлаждающей жидкости циркулировать через радиатор. Таким образом, двигатель быстрее достигает рабочей температуры, а топливо сгорает эффективнее.
Когда двигатель нагревается, термостат открывается, позволяя жидкости циркулировать через радиатор и охлаждать двигатель. Это предотвращает перегрев и обеспечивает оптимальное функционирование двигателя.
Типичная температура открывания термостата ВАЗ 2114
Для ВАЗ 2114, типичная температура открывания термостата составляет примерно 82 градуса Цельсия. Это означает, что при достижении температуры двигателя около 82 градусов, термостат начинает открываться и позволяет охлаждающей жидкости циркулировать через радиатор.
Однако стоит отметить, что температура открывания термостата может различаться в зависимости от условий эксплуатации, технического состояния двигателя и типа используемого термостата. Поэтому, если у вас возникли проблемы с охлаждением двигателя или вы собираетесь заменить термостат, рекомендуется обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля или консультироваться с автоэкспертом для получения более точной информации.
Заключение
Знание температуры открывания термостата для ВАЗ 2114 важно для правильной работы системы охлаждения двигателя. Типичная температура открывания составляет около 82 градусов Цельсия. Однако, рекомендуется обратиться к руководству по эксплуатации или к специалисту для получения более точной информации в случае проблем с охлаждением двигателя или заменой термостата.
Часто задаваемые вопросы
Какая температура открывания термостата на ВАЗ 2114?
Термостат на ВАЗ 2114 обычно открывается при температуре около 87 градусов Цельсия.
Находится ли термостат в печке автомобиля ВАЗ 2114?
Нет, термостат не находится в печке автомобиля ВАЗ 2114. Он находится в системе охлаждения двигателя и отвечает за регулирование температуры охлаждающей жидкости.
Неисправности термостата ВАЗ 2114: симптомы неполадок и замена
Термостат на ВАЗ 2114-2115 представляет собой один из важных элементов системы охлаждения автомобиля, отвечающий за нормальный температурный режим ДВС (при определенной температуре устройство выводит охлаждающую жидкость на большой круг).
Как правило, если термостат неисправен, его меняют. Однако перед заменой важно точно определить, что данное устройство нуждается в замене. Также необходимо знать, как заменить термостат своими руками при такой необходимости. Давайте разбираться, как проверить, а также как поменять термостат 2114 самому.
2114 ВАЗ термостат: конструкция, место расположения и принцип работы
Прежде всего, важно разобраться, что собой представляет устройство, какие признаки неисправности термостата бывают и как заменить термостат ВАЗ. Первое, термостат, несмотря на свои небольшие размеры — очень важный элемент системы охлаждения автомобиля. Фактически, находится он между двигателем и радиатором.
Основные составляющие термостата:
- корпус;
- центральный клапан;
- перепускной клапан;
- патрубок перепускного шланга;
- термочувствительный элемент, находящийся недалеко от центрального клапана.
Принцип действия термостата:
- на прогретом ДВС клапан устройства находится в закрытом состоянии, охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу (по каналам двигателя);
- при нагреве ДВС до температуры порядка 87-90 градусов, термочувствительный элемент, начиная нагреваться, воздействует на пружину. Пружина, сжимаясь, открывает основной клапан, вследствие чего охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу через радиатор.
Неисправности термостата ВАЗ 2114: признаки
Если уровень ОЖ в норме, но двигатель автомобиля недостаточно прогревается, перегревается или «закипает» — обычно проблема в термостате. Термостат со временем изнашивается, в результате чего начинает неправильно работать клапан, застывая в одном из положений (залипает клапан термостата).
Одно из положений, если клапан полностью открыт, охлаждающая жидкость все время циркулирует по большому кругу и ДВС не прогревается как следует. Если клапан закрыт полностью, охлаждающая жидкость все время циркулирует только по малому кругу и двигатель перегревается.
Бывает и так, что проблема «плавающая». Например, сначала термостат закрыт и мотор нормально прогревается, затем происходит открытие на большой круг и клапан «виснет». В этом случае температура ДВС резко упадет.
Бывает и так, что термостат несколько раз нормально открывается и закрывается, однако затем зависает в одном из возможных положений. В такой ситуации мотор или начнет остывать, или перегреется (в зависимости от того, в каком положении застыл клапан).
Однако когда мотор резко или постепенно перегревается и температура доходит до красной отметки, вентилятор охлаждения работает постоянно, термостат не выходит на большой круг циркуляции охлаждающей жидкости, тогда это достаточно серьезная поломка, требующая немедленного устранения.
Как проверить термостат на ВАЗ 2114 и выполнить его замену
Прежде чем приступить к устранению неисправности, термостат нужно проверить. Существует три способа проверки, которые рекомендуется применять комплексно.
- Необходимо завести автомобиль и прогреть двигатель на протяжении 10 минут. Открыв капот, проверить верхние и нижние патрубки радиатора, они должны быть одинаково прогреты. Если патрубки перегреваются, термостат работает неправильно (произошло заклинивание клапана в промежуточном или закрытом положении);
- Необходимо завести автомобиль и проверить температурный режим только верхнего патрубка радиатора. Патрубок должен оставаться холодным только до момента оптимального прогрева (до 90 градусов). Если патрубок остается холодным после достижения оптимального температурного режима – термостат неисправен (неисправный термостатирующий элемент, клапан остается в закрытом положении);
- Необходимо демонтировать устройство, после чего поместить термостатирующий элемент в металлическую емкость, наполненную водой. Постепенно нагревая жидкость до оптимальной температуры (85-90 градусов) смотреть, как срабатывает клапан. При нагреве до указанной температуры клапан должен открыться, если же клапан остается на месте, тогда система охлаждения не будет нормально работать. Это значит, что термостат неисправен и требует замены.
Обратите внимание, новый термостат проверить на работоспособность перед установкой будет не лишним. Для проверки отлично подойдет рассмотренный выше третий способ. Дело в том, что иногда среди новых запчастей попадаются неисправные термостаты. Чтобы избежать возможных проблем, проверка термостата перед установкой на машину настоятельно рекомендуется.
- Теперь рассмотрим, как поменять термостат 2114 самостоятельно. Замена термостата ВАЗ 2114 включает в себя подготовительные работы, демонтаж, установку и проверку системы охлаждения на работоспособность.
Необходимые материалы и инструменты: новый термостат, емкость для слива охлаждающей жидкости, пара хомутов, шланг длиною 45-60см с наружным диаметром на «19», тройник, набор ключей.
Замена термостата 2114, алгоритм выполняемых действий:
- установив авто на смотровую яму или подняв на подъемнике, выждать, пока двигатель остынет;
- ключом «18» открутить крепежные винты воздушного фильтра;
- отверткой, ослабляя хомуты системы охлаждения воздуховода дроссельного патрубка и картера, открутить крепежный винт кронштейна, троса привода дроссельной заслонки;
- отсоединив электрический разъем, вывести резиновую подушку корпуса фильтра из отверстия в кронштейне и снять воздушный фильтр;
- ключом «13» открутить крепежный болт модуля зажигания к картеру сцепления и к блоку;
Рекомендуем также прочитать статью о том, как доработать систему охлаждения Лада Калина. Из этой статьи вы узнаете о способах доработки СОД Калина.
Подведем итоги
Как видно, проверка и замена термостата на ВАЗ 2114 представляет собой достаточно понятную и не сложную процедуру. При необходимости, все работы можно выполнить в условиях обычного гаража своими руками.
Что касается повседневной эксплуатации, специалисты рекомендуют периодически наблюдать за температурой охлаждающейся жидкости, следить за уровнем ОЖ, поводить проверку работоспособности термостата без его снятия (выше рассмотрен способ первый и второй).
Рекомендуем также прочитать статью о том, как заменить радиатор печки на ВАЗ 2114, а также как выполнить замену краника печки 2114 ВАЗ. Из этой статьи вы узнаете о том, как выполнятся замена указанных элементов, а также на какие тонкости и нюансы следует обращать внимание в рамках проведения данной процедуры.
Напоследок отметим, что эффективность работы системы охлаждения также напрямую зависит от герметичности системы и исправной работы всех элементов. Еще важную роль играет общее состояние самой охлаждающей жидкости (ТОСОЛ или антифриз). Если же в работе системы охлаждения появились сбои, связанные с неисправным термостатом, необходимо выполнить, как минимум, замену данного элемента.
Параллельно нужно проверить качество работы вентилятора охлаждения, печки ВАЗ 2114 и т.д. Дело в том, что даже на обслуженной системе радиатор печки может выйти из строя в самый неподходящий момент.
В любом случае, правильный подход и комплексное обслуживание позволит избежать возможных проблем не только с термостатом, но и с другими элементами системы охлаждения двигателя, а также двигатель всегда будет работать в оптимальном температурном режиме в летний и в зимний период.