Восстановление или десульфатация аккумулятора зарядным устройством
Есть несколько распространенных ошибок у автомобилистов, связанных с обслуживанием аккумуляторной батареи, особенно у начинающих. Во-первых, считают, что если автомобиль новый, то зачем что-то смотреть – ведь машина заводится?
Во-вторых, если аккумулятор был приобретен только в прошлом году – он же новый и на гарантии? В-третьих, производитель аккумуляторов должен был все предусмотреть. Это типичные ошибки в суждениях, которые могут стоить ровно столько, сколько стоит новый аккумулятор.
Сульфатация пластин аккумулятора что это такое
При разряде аккумулятора происходит естественный процесс сульфатации активной массы аккумуляторных пластин. При этом образуется сульфат свинца тонкокристаллической структуры, которая растворяется при заряде аккумулятора.
Но если режим работы аккумулятора таков, как описано ниже, то возникает иного вида сульфатация. Возникающие крупные кристаллы сульфата свинца изолируют активную массу.
Чем больше образовалось этих кристаллов, тем меньше рабочей поверхности активной массы, следовательно, и емкости аккумулятора. Внешне их видно как белый налет на свинцовых пластинах.
Какие же есть опасности для нормального функционирования аккумуляторной батареи? Давайте разберемся сразу. Вы ездите, и никаких проблем в отношении аккумулятора не было?
О причинах сульфатации аккумуляторных батарей, видео.
Основные причины сульфатации
- Как минимум осенью и весной снимаете аккумулятор, производите его зарядку и следите за плотностью электролита по сезону, если нет это первая причина.
- Ездите каждый день, машина на стоянке по полмесяца не стоит, и двигатель с момента как его завели, до момента как его заглушили, работает на средних оборотах минимум полчаса, если нет, это вторая причина.
- А в пробки не попадаете, и двигатель не перегревается, если нет, это третья причина.
- При остановке автомобиля свет всегда отключаете, если нет это четвертая причина.
Это названы основные причины, которые могут привести к такому печальному явлению, как сульфатация аккумулятора.
Если же аккумулятор сульфатирован, нет необходимости сразу идти выбирать новый. Попытайтесь его восстановить. Эта процедура занимает довольно много времени, но не сложная, как кажется на первый взгляд. Для этого потребуется ареометр, зарядное устройство и измерительный прибор, позволяющий измерять напряжение и силу тока.
Десульфатация аккумулятора зарядным устройством
Решение вопроса по восстановлению аккумулятора бесперебойного питания.
Снимите аккумулятор с машины. Откройте пробки. Доведите до нужного уровня электролит, если надо, при помощи дистиллированной воды.
Произведите зарядку аккумулятора зарядным устройством до плотности электролита 1,28+0,01 г/см3 (измерить ареометром) и напряжение на выводах не более 14,2 В (измерить вольтметром).
Причем, если аккумулятор 60 А/ч, то производитель рекомендует ток зарядки 6 А. В случае с устранением сульфатации поступите иначе.
Выставьте ток заряда меньше и контролируйте процесс заряда по газообразованию. При усиленном выделении газов уменьшайте ток заряда, не допускайте его «кипения» и повышения температуры.
Соберите нехитрое устройство, которое обеспечит разряд аккумулятора. Для этого может подойти автомобильная переноска с лампою 50 W, или же несколько автомобильных ламп соединенных последовательно.
Надо подобрать параметры тока разряда, которые будут раны 1/20 емкости аккумулятора (в приведенном примере 3 А). Измерьте амперметром ток разряда. Для этого его необходимо включить последовательно в цепь. Разряжайте аккумулятор до напряжения 10,8 В, не допуская его разряда ниже указанного.
Начинайте процесс заряда. Не выставляйте больших величин и помните о контроле с газообразованием. Не пугайтесь, что плотность электролита быстро поднимается – это нормальный процесс.
Сравните величины емкости аккумулятора до и после первого цикла заряд-разряд. Повторите цикл заряда.
Обычно таких циклов заряд-разряд хватает около 3. Не пытайтесь, чтобы аккумулятор достиг заявленной емкости – она может стать близкой по значению, но не более.
Не переусердствуйте в этом! Не допускайте перезаряда. Посмотрите на цвет пластин – налет если и не весь исчезнет, то существенно уменьшиться. Если у аккумулятора была сульфатация, то рекомендуется весной и осенью проводить полный цикл заряд-разряд.
Несмотря на значительную по времени процедуру по десульфатации аккумуляторной батареи, эффект может превзойти все ожидания – срок эксплуатации ее может быть увеличен до 6-7 лет. А как вы убедились, сделать это не так и сложно.
Десульфатация аккумулятора — мнение специалиста
По статистике большинство аккумуляторных батарей выходят из строя из-за сульфатации и осыпания намазок.
Десульфатация. Можно ли избавиться от нее, вылечив засульфатированные пластины?
Немного химии. Аккумулятор состоит из свинцовых пластин и раствора серной кислоты. Свинец, который обычно слабые органические кислоты (например, уксусная) легко разрушают, очень стоек к воздействию серной кислоты.
Даже сильно концентрированная и нагретая, она его не разъедает. Причина в том, что при воздействии серной кислоты на свинец образуется защитная труднорастворимая пленка — сульфат свинца, препятствующая дальнейшему разрушению металла.
Аккумулятор это химический источник тока, в котором реакции восстановления-окисления сопровождаются получением — отдачей электрического заряда. В заряженном АКБ серная кислота находится в электролите, а в разряженном — на свинцовых электродах в виде сульфата свинца. Эта сульфатация является абсолютно нормальной и обратимой — при зарядке аккумулятора.
Если батарею оставить разряженной, то сульфат свинца сначала растворится в электролите, а затем проявится на поверхности электродов, в виде крупных и практически нерастворимых кристаллов.
Слой такого сульфата свинца изолирует пластины от электролита. Результат: потеря части емкости и пускового тока. Была разряжена долго — получим полностью мертвую батарею.
Сульфат кальция
В современных батареях мягкий свинец для прочности легируют кальцием. Кальций позволил свести к минимуму выкипание воды из электролита и уменьшить саморазряд. Но при сильных разрядах в таких АКБ электроды «загипсовываются» сульфатом кальция.
Такую батарею зарядить полностью становится невозможно. Из-за увеличенного внутреннего сопротивления испорченного подобным образом аккумулятора, появилось неверное мнение что «кальциевые аккумуляторы нужно заряжать напряжением 15 Вольт и выше».
Можно ли разрушить кристаллы сульфата
Существующий метод десульфации. Представляет собой лечение циклами неглубоких зарядов — разрядов. Такой способ разрушает лишь небольшие кристаллы. Его рекомендуется проводить на «здоровом» аккумуляторе для профилактики.
Десульфатация современной кальциевой батареи с последующим восстановлением всех рабочих качеств это миф. «Восстанавливающие» средства, предлагаемые в интернете, растворяют слой сульфатов вместе со слоем намазки. Аккумулятор с остаточным слоем активного вещества на электродах — и проживет недолго, и потеряет свою емкость.
Осыпание намазок
Свинцовый аккумулятор претерпел много эволюционных изменений, но принцип действия сохранился: свинцовые пластины с нанесенной пастой окиси свинца, погруженные в сернокислый электролит.
Паста из окиси свинца — так называемая намазка, которая держится на свинцовых электродах за счет своих сцепных свойств и конструкции электродов. Намазка ничем к электродам дополнительно не прикреплена.
Вибрации, кристаллы сульфатов, температурные колебания постепенно разрушают ее целостность.
Осыпание намазок с последующим растворением их в электролите (мутный электролит) является естественным процессом — своеобразным старением батареи. Избежав разрушения слоя намазки, можно продлить ее срок службы.
Например, в современных батареях каждый электрод упакован в пакет-сепаратор. Способ позволяет защищать аккумуляторы от застрявших кусочков намазок между электродами, избегая коротких замыканий. Влияет на свободное «перемешивание» электролита. Плотность электролита внутри сепаратора в такой батарее может отличаться от плотности вне сепаратора.
В AGM батареях электроды плотно обмотаны стекломатами с целью не позволить намазке вообще отслоится от электродов.
В гелевых батареях желеобразный электролит также должен, по замыслу конструкторов, удержать намазку на электродах.
Замена электролита в необслуживаемом аккумуляторе
Замена электролита в современном необслуживаемом аккумуляторе технически невозможна, а в «домашних» условиях еще и опасна. Практиковалась подобная процедура при комплексном ремонте старых сурьмянистых батарей без сепараторов на электродах, с малым количеством неплотно подогнанных друг другу пластин. АКБ разбирали, промывали от осыпавшейся намазки, заливали новый электролит. При необходимости меняли и пластины.
Современный наливной аккумулятор имеет неразборной корпус. Пластин электродов много и они плотно упакованы в свои ячейки. Каждый электрод находится в пластиковом сепараторе. Вымыть же по старинке шлам водой в батарее с подобной конструкцией просто невозможно.
Мутный становится электролит из-за осыпавшейся намазки, а значит, его замена не решит никаких проблем. Правильно в таком случае менять и пластины с намазкой. И новый корпус не помешает.
Восстановление аккумулятора: стоит ли?
Современная автомобильная батарея в зависимости от бренда и емкости стоит от 40 до 150 долларов. Цена на зарядное устройство начинается от 50 долларов. «Умное зарядное» с функцией профилактической десульфатации можно купить не дешевле 100 долларов. Экономической целесообразности в самостоятельном ремонте легковой батареи нет.
Дешевле и проще купить новую более современную аккумуляторную батарею. Из процедур «восстановления работоспособности аккумулятора» производители рекомендуют лишь зарядку зарядным устройством и долив дистиллированной воды.
Десульфатация аккумулятора зарядным устройством
С проблемой сульфатации аккумулятора рано или поздно приходится столкнуться каждому водителю. Когда появились первые признаки сульфатации, можно пустить все на самотек и ждать, пока батареи придет конец, после чего заменить ее на новую, либо попытаться своими действиями продлить ее срок жизни. Существует несколько способов как это сделать, путем десульфатации пластин аккумулятора, поддерживая его жизнедеятельность. В рамках данной статьи рассмотрим, что представляет собой процесс десульфатации, как его проводить, и какие результаты подобных работ.
Что такое десульфатация аккумулятора автомобиля
Под понятием десульфатации рассматриваются работы по очистке пластин аккумуляторной батареи от накопившегося на них сульфата свинца. Подобные работы выполняются за счет проведения специальных циклов заряда и разряда.
Как можно помнить из определения сульфатации пластин, подобная проблема возникает при обычной работе автомобильного аккумулятора. Со временем, рабочая плоскость положительных и отрицательных пластин уменьшается, поскольку на них налипает сульфат свинца. При этом понижается и плотность электролита, вплоть до 1,05-1,07 г/см 3 , что критически мало для нормальной работы батареи.
Если пластины аккумулятора покрылись сульфатом свинца, их нужно очистить, чтобы батарея продолжила работать максимально эффективно. Для очистки пластин следует применять специальное зарядное устройство, при помощи которого и выполняется десульфатация.
Обратите внимание: Если специального устройства для десульфатации пластин не имеется в наличии, можно использовать обычный «зарядник», выполнив описанные ниже специальные циклы зарядки и разрядки. Эффект будет хуже, но все равно пластины частично очистятся от осевшего сульфата свинца.
Десульфатация подразумевает выполнение циклов заряда и разряда аккумулятора по специальной технологии. Рассмотрим ниже подробнее, как это делается.
Какие аккумуляторы поддаются десульфатации
Чтобы выполнить десульфатацию аккумулятора, нужно, чтобы он соответствовал ряду критериев. Не всегда, когда аккумуляторная батарея выходит из строя, это говорит о том, что ее пластины подверглись сульфатации. Подобное может происходить, в том числе, по причине разрушения пластин или замыкания банок. То есть, перед тем как начинать процесс десульфатации аккумулятора, следует убедиться, что:
- На корпусе батареи отсутствуют механические повреждения, то есть, она не вышла из строя в результате падения или удара;
- Имеет место быть налет белого цвета на пластинах аккумуляторной батареи. Это можно проверить, если выкрутить пробки;
- Проверка емкости аккумулятора показывает, что она находится на уровне около 30-40%;
- При попытке заряжать аккумулятор, он берет заряд, но при этом быстро разряжается. Кроме того, он быстро нагревается и может закипать при зарядке.
Если причина неисправности аккумулятора кроется действительно в сульфатации его пластин, можно переходить к процессу десульфатации.
Десульфатация пластин специальным зарядным устройством
В продаже можно найти специальные зарядные станции, предназначенные для десульфатации автомобильного аккумулятора. Они работают в требуемом режиме разряд-заряд и справляются эффективно с задачей очистки пластин от сульфата свинца.
Обратите внимание: Стоимость зарядной станции, предназначенной для десульфатации пластин аккумулятора, довольно значительная. За цену одной такой станции можно приобрести 3-4 новых аккумулятора. Соответственно обладать такой станцией для «домашнего использования» экономически невыгодно.
Имея специальную зарядную станцию, провести работы по десульфатации пластин очень просто. Для этого достаточно взять аккумулятор, подсоединить к нему зарядную станцию и включить процесс десульфатации, после чего устройство все сделает автоматически.
Обратите внимание: Процесс десульфатации при помощи специального зарядного устройства длится несколько дней.
Работает подобная зарядная станция очень просто. Подается напряжение для заряда, а через некоторое время начинается разряд. Чаще всего зарядный и разрядный ток идут в соотношении 10 к 1, то есть, если на заряд подается ток 2 Ампера, то на разряд 0,2 Ампера.
Когда работы будут завершены, при помощи индикации зарядная станция покажет, насколько удалось восстановить емкость аккумуляторной батареи, если на ней имеются соответствующие индикаторы или дисплей.
Десульфатация пластин обычным зарядным устройством
Как отмечалось выше, выполнить работы по десульфатации пластин аккумулятора можно при помощи обычного зарядного устройства. Но работа в данном случае будет значительно более сложной и потребует регулярного вмешательства в процесс.
Рассматриваться процесс десульфатации будем для аккумулятора, который имеет напряжение на клеммах на уровне в 8 Вольт, а плотность электролита порядка 1,07 г/см 3 . Подобный аккумулятор при обычной зарядке начинает кипеть примерно через 15 минут, при этом не получая напряжение.
Выполняется десульфатация при помощи обычного зарядного устройства следующим образом:
-
и поставьте его в хорошо проветриваемом помещении, где будут проходить работы;
- Далее проверьте, чтобы в батарее было достаточно электролита. Если его мало, то долейте обычной дистиллированной воды. Обратите внимание, что ни в коем случае нельзя доливать электролит или концентрат; Далее потребуется взять обычное зарядное устройство, которое позволяет жестко устанавливать показатели тока и напряжения (Ампер и Вольт), и подключить его к батарее;
- Поставьте напряжение на уровень от 13,9 до 14,3 Вольт, а ток на уровень от 0,8 до 1 Ампер и включите его в работу, после чего оставьте аккумулятор в подобном состоянии на 8-9 часов;
- Выполнив описанные выше действия, можно заметить, что плотность электролита в аккумуляторе не изменилась, но увеличилось напряжение примерно до 10 Вольт – это то, что требуется;
- Отключите зарядное устройство от аккумулятора и оставьте его в таком состоянии на 24 часа;
- Далее вновь подключите зарядную станцию к аккумулятору, но выставите на сей раз ток на уровне в 2-2,5 Ампера. Снова оставляем аккумулятор заряжаться на 8-9 часов;
- После этого вы заметите, что его напряжение возросло до уровня около 12,8 Вольт, а плотность повысилась до значений в 1,11-1,13 г/см 3 ;
- Как можно видеть, процесс десульфатации начался. Чтобы его продолжить, необходимо подать на аккумулятор небольшой разрядный ток. Для этого лучше всего использовать лампу дальнего света автомобиля, либо что-то похожее по нагрузке. Оставьте аккумулятор с подключенной нагрузкой на 8-9 часов. Желательно постоянно контролировать результат, чтобы напряжение не снизилось меньше 9 Вольт, при этом плотность будет оставаться на прежнем уровне;
- После этого вновь заряжаем 8 часов при помощи зарядной станции аккумулятор током около 0,8-1 Ампер. Далее снова его оставляем стоять без подключенной зарядки и нагрузки на протяжении 24 часов, а после заряжаем током в 2-2,5 Ампер, чтобы вновь повысить напряжение батареи до уровня в 12,7-12,8 Вольт. После второго цикла вы заметите, что плотность повысилась до 1,15-1,17 г/см 3 . Следом вновь нагружаем аккумулятор.
Подобные процедуры следует проводить до тех пор, пока плотность батареи не приблизится к идеальной – 1,27 г/см 3 . Подобные работы позволят очистить пластины аккумуляторной батареи на 80-90%. Обратите внимание, что в зависимости от сложности ситуации, работы могут занять вплоть до двух недель.
Другие способы десульфатации пластин
Десульфатацию пластин можно провести не только при помощи зарядных станций, есть и другие методы, которые гораздо менее эффективные и менее безопасные. К ним можно прибегнуть в крайних случаях, поэтому знать их просто полезно:
-
Механическая очистка пластин. Крайне сложный способ, который требует особых умений. Он заключается в том, чтобы разрезать корпус аккумуляторной батареи и достать из него пластины. После этого пакеты с пластинами разбираются, и с них счищается накопленный белый налет. В результате этого, в теории, рабочая плоскость батареи возрастает. Далее остается собрать батарею обратно, залить электролит и зарядить аккумулятор;
- Использовать раствор для устранения сульфата натрия. Практически любое химическое соединение подвергается растворению, и сульфат натрия здесь не является исключением. Соответственно, чтобы избавиться от налипшего на пластины сульфата натрия, можно использовать специальный раствор, который его растворит. В качестве такого раствора подойдет «Трилон Б».
Оба рассмотренных выше способа могут привести к окончательной порче аккумуляторной батарее. При желании провести качественную десульфатацию пластин аккумулятора, следует прибегать к методу заряда-разряда батареи при помощи зарядных устройств.
Как продлить срок службы АКБ? Десульфатация. КТЦ. Обслуживание аккумулятора. Не кипит одна банка. Запотевание крышек АКБ. Покупка Вымпел-57
Всем привет!
Я, как и абсолютное большинство автолюбителей немного ранее мыслил так: "Если аккумулятор начинает слабо крутить, а в мороз -15 с простоем в 2 дня отказывается это делать — то к чёрту этот аккумулятор и теперь ему одна дорога — на мусорку, а мне в магазин. Иными словами — поставил и забыл!"
То теперь немного разобравшись в этом вопросе ещё в прошлом году, понял, что его нужно всего лишь периодически дозаряжать. Осенью, перед морозами и весной. Да и АКБ только 3 года…
Чтобы не тянуть кота за фаберже, отвечу на все громкие заголовки:
Как продлить срок службы АКБ?
-Следить периодически за исправностью электрики, генератора.
-Обслуживать аккумулятор 2 раза в год дозаряжать (делается это малыми токами, но не об этом сейчас), что явно продлевает ему жизнь на вашем авто.
-Избегать глубоких разрядов и в последствии заряжать его полностью, (вы слушали музыку весь день, забыли выключить фары, или иные источники потребления тока от АКБ и др.) если такое случилось.
КТЦ(Контрольно Тренировочный Цикл) — это операция, позволяющая в большинстве случаев восстановить работоспособность подержанных и сильно разряженных аккумуляторов АКБ, а также определить их пригодность к дальнейшей эксплуатации. КТЦ включает в себя полный заряд, контрольный разряд до 10.5V и повторный заряд АКБ до 16.2V.
Рекомендовано производить не чаще, чем раз в год. Если АКБ еле-еле дышит, то производится несколько раз до получения нужного результата.
Десульфатация — это процесс, при котором кристаллы сульфата свинца переходят в серную кислоту, электролит.
Летом с другом лепили барбекю, кстати, вот результат:
Машина была открытой, ждали человека. Играла музыка, заряжался телефон тем временем. Подъехала грузовая машина, разгрузились и принялись за работу, ключ из зажигания не доставал, музыка(как потом оказалось)осталась играть. По окончанию работ, а тогда мы задержались так маленько, садимся в авто, клацаю по ключу, а стартер провернул мотор 2 раза и так вяленько-вяленько. Понятно, издох аккум. Попросили "прикурить" у местных. Генератор зарядил на сколько там за 20 минут и поставил машину на стоянку, утром запустился без проблем и как-то забыл про этот момент.
Недавно, когда наступили первые детские морозики, был на выходных 3 дня и никуда на машине не ездил, запускаю мотор, а тот не то чтобы вяло крутит, но что-то не то, не так бодро как всегда.
На месте открутил банки, чтобы посмотреть плотность электролита и в одной была плотность 1.10 гр\см³, в остальных — 1.18 гр\см³, что тоже очень мало.
Было принято решение купить зарядное устройство — Вымпел 57. Потому как именно в этом зарядном можно указывать нужное тебе напряжение и силу тока, чего нет в абсолютном большинстве зарядных устройств, они работают в автоматическом режиме и либо не способны зарядить аккумулятор на 100%, либо это делают крайне неохотно и долго. Но это уже другая тема.
И естественно поставил на заряд на ночь.
Напряжение устанавливал 14.6V, силу тока поставил чуть меньше от номинальной 14-часового заряда не 7.5А, а 6.0А
На утро были такие показания:
Плотность заметно выросла, стала 1.20гр\см³ и продолжала расти, но не в 3 банке, как была 1.10 гр\см³, так и осталась.
Увеличил напряжение до 16.2V, как это рекомендует сам производитель на официальном сайте при заряде стартерных аккумуляторных батарей Ca\Ca и с технологией EFB. По истечении 6 часов плотность составила 1.20\1.21\1.10\1.21\1.20\1.21, напряжение стабилизировалось на 15.6V и росло крайне медленно.
Опять таки, 5 банок кипели, 1 оставалась в спокойном состоянии и заряд не брала! Что не очень хорошо.
Одним из решений было произвести КТЦ. Разрядить, а потом зарядить АКБ малыми токами.
Так получилось, что разряжал я 5 с половиной часов и поставил на заряд, потому как побоялся ухандохать АКБ, оставив разряжаться всю ночь. Разряжал 2-мя лампочками по 55W, что является 9А. Заряжал малым током в 0.9А и напряжением в 16.2V
Каково было моё удивление, когда 3 банка закипела! Был очень рад, да ещё и плотность стала расти, стала 1.12гр\см³, процесс пошел! Заряжал до того момента, когда напряжение не стабилизировалось и сила тока не упала до 0.5А. Потом снова разряжал 8 часов до 11.7V и снова заряжал.
Плотность выросла после заряда до 1.15гр\см³. И так ещё 2 раза провёл данную процедуру. Плотность в 3 банке поднялась до 1.20гр\см³ и после росла крайне медленно.
Чтобы стабилизировать, уровнять плотность во всех банках решением было произвести уравновешивающий заряд:
Нужно батарею зарядить до активного газовыделения, дать ей постоять 15 минут и разряжать её полтора часа током 1-2А. После этого её снова зарядить до усиленного газовыделения, дать постоять 15 минут, опять разряжать полтора часа током 1-2А. И так по кругу, до момента, когда плотность электролита при очередном заряде перестанет расти.
Как итог, плотность в банках после процедур составила: 1.25\1.25\1.24\1.25\1.25.\1.25
Кому статья помогла, жмякай куда нужно, чтобы больше людей узнало, что батарею можно спасти и продлить ей срок службы!
Всем спасибо за внимание!
Что такое десульфатация аккумулятора и как произвести её в домашних условиях
Для начала нужно понять концепцию сульфатирования пластин аккумулятора, что позволит понять, что такое обратный процесс, то есть десульфатация.
Сульфатирование — это процесс, при котором на пластинах свинца образуется налет из сульфата свинца. Это сульфат свинца.
Образование этого вещества происходит при разряде аккумулятора и вызвано химической реакцией, протекающей в этих условиях.
Сульфат свинца также появляется при нормальной работе. Но его концентрация и количество незначительны. После зарядки компоненты снова растворяются, не повреждая аккумулятор.
При сильном разряде химические процессы очень активны, что вредно для свинцовых пластин. Пластины с сульфатным покрытием перестают участвовать в химических реакциях и не могут вырабатывать энергию. Из-за этого уменьшается емкость аккумулятора, аккумулятор со временем полностью выходит из строя.
Имеются контрольные признаки, подтверждающие, что происходит сильное сульфатирование внутренних пластин батареи. Это быстрая разрядка, неспособность АКБ держать заряд и т.д.
Среди основных причин можно выделить следующие:
- эффект глубокого разряда;
- воздействие низких температур;
- высокие температуры;
- добавление в аккумулятор электролита или кислоты;
- длительное хранение в ненагруженном состоянии.
Соответственно десульфатацией называют обратный процесс, то есть очистку пластин от налета, образованного сульфатом свинца.
Чтобы обратить процесс вспять, можно использовать несколько решений.
Причины возникновения глубокой сульфатации
1. Зарядка большим током
В процессе пополнения заряда током более 10% от емкости по абсолютной величине кристаллический сульфат свинца не успевает полностью перейти в исходные активные компоненты. Часть осадка остается, пока автовладелец видит, что подзарядка завершена:
- Наблюдается активное выделение газа.
- Плотность электролита вернулась к нормальным значениям 1,25–1,31 г / см3.
- Напряжение не меняется.
Конечно, разовая ситуация не будет критичной. Но если заряд большим током повторять постоянно, количество сульфата свинца будет накапливаться, кристаллическая структура изменится, и батарея начнет терять емкость.
2. Глубокая разрядка
Глубокий разряд — это пороговая емкость аккумулятора, после которого разрядиться некуда. В этой ситуации почти вся серная кислота оказывается на пластинах в виде солей. Чтобы вернуть его, нужно как можно скорее начать зарядку аккумулятора.
По идее вроде все просто: разряд-заряд-погоня. На практике полностью восстановить кристаллический свинец до исходного состояния невозможно. Часть осадка остается на пластинах, последующий глубокий слив только усугубляет ситуацию.
Каждая глубокая разрядка снижает емкость аккумулятора на 2-3%. Всего 10 разрядов уменьшат емкость аккумулятора на 20-30%, и этот аккумулятор больше не запустит двигатель.
3. Долгая стоянка
Если автомобиль не используется, заряд аккумулятора может стать критическим. Чтобы этого не случилось, нужно запускать двигатель не реже одного раза в месяц.
4. Постоянное пребывание АКБ в недозаряженном состоянии
В этом случае мелкокристаллический сульфат превращается в крупные кристаллы, а затем в корку, которая не сжимается во время загрузки.
5. Проблемы с электролитом
Если уровень ниже отметки, некоторые пластины могут обнажиться. В этом случае происходит активное взаимодействие губчатого свинца с кислородом, что еще больше ускорит сульфатирование. Если уровень падает, но раствор все еще покрывает пластины, плотность электролита начинает увеличиваться (вода испаряется, кислота остается). Увеличение содержания H2SO4 также ускоряет осаждение ила.
6. Резкие перепады температуры
Сульфат свинца относится к нерастворимым соединениям, но все же имеет небольшую растворимость и сильно отличается в горячих и холодных растворах. Зимой PbSO4, растворенный в горячей батарее при работающем двигателе, оседает на пластинах после остановки и охлаждения. При повторении циклов нагрев-охлаждение осадочная масса увеличивается. В результате мелкокристаллический сульфат превращается в крупнокристаллический, что снижает емкость аккумулятора.
Какие АКБ подлежат восстановлению
ошибочно полагать, что любой аккумулятор можно спасти, обессерив автомобильные аккумуляторы.
Если банки будут закрыты, а свинцовые пластины разрушены, восстановить аккумулятор будет невозможно.
Перед тем, как приступить к этой процедуре, необходимо проверить состояние аккумуляторной батареи, убедиться в отсутствии внешних и внутренних повреждений. Если аккумулятор уронили, сильно ударьте, вероятно, неисправность. Восстановление неисправного аккумулятора может представлять дополнительную угрозу.
При отсутствии всех этих проблем, но при появлении признаков сульфатирования стоит попробовать сбросить аккумулятор. Это делается при наличии таких симптомов:
- Батарея заряжается быстро, но так же быстро разряжается. Один из наиболее характерных признаков сульфатирования.
- Электролит кипит. Если по прошествии непродолжительного времени от начала зарядки рабочая жидкость внутри аккумулятора закипает, это тоже симптом.
- Через короткое время аккумулятор начинает перегреваться.
- На пластинах, если их можно проверить визуально, есть признаки белого налета. Это тот же сульфат свинца.
- Показатели мощности снижаются. Для проверки емкости необходимо будет обратиться в сервисную службу или использовать соответствующее оборудование. Сравните текущую мощность с заводскими значениями. Если мощность упала ниже 40% от номинальной, восстановление вряд ли возможно.
Но попробовать всегда стоит. Также десульфатацию можно провести в гараже без привлечения специалистов. Есть несколько эффективных методов, доступных каждому.
Причины образования
Глубокий разряд аккумулятора.
Пластины свинцово-кислотных аккумуляторов подвергаются нормальному сульфатированию. В процессе эксплуатации образуются кристаллические наросты светлого цвета, и чем их больше, тем меньше емкость. Их разрушение происходит при зарядке аккумулятора. Следующие факторы могут прервать правильный цикл:
- Неправильное и длительное хранение аккумулятора без подзарядки;
- Высокая температура;
- Низкие температуры;
- Глубокий разряд АКБ (низкое напряжение);
- Высокая концентрация кислоты.
1. Зарядка большим током
В процессе пополнения заряда током более 10% от емкости по абсолютной величине кристаллический сульфат свинца не успевает полностью перейти в исходные активные компоненты. Часть осадка остается, пока автовладелец видит, что подзарядка завершена:
- Наблюдается активное выделение газа.
- Плотность электролита вернулась к нормальным значениям 1,25–1,31 г / см3.
- Напряжение не меняется.
Конечно, разовая ситуация не будет критичной. Но если заряд большим током повторять постоянно, количество сульфата свинца будет накапливаться, кристаллическая структура изменится, и батарея начнет терять емкость.
2. Глубокая разрядка
Глубокий разряд — это пороговая емкость аккумулятора, после которого разрядиться некуда. В этой ситуации почти вся серная кислота оказывается на пластинах в виде солей. Чтобы вернуть его, нужно как можно скорее начать зарядку аккумулятора.
По идее вроде все просто: разряд-заряд-погоня. На практике полностью восстановить кристаллический свинец до исходного состояния невозможно. Часть осадка остается на пластинах, последующий глубокий слив только усугубляет ситуацию.
Каждая глубокая разрядка снижает емкость аккумулятора на 2-3%. Всего 10 разрядов уменьшат емкость аккумулятора на 20-30%, и этот аккумулятор больше не запустит двигатель.
3. Долгая стоянка
Если автомобиль не используется, заряд аккумулятора может стать критическим. Чтобы этого не случилось, нужно запускать двигатель не реже одного раза в месяц.
5. Проблемы с электролитом
Если уровень ниже отметки, некоторые пластины могут обнажиться. В этом случае происходит активное взаимодействие губчатого свинца с кислородом, что еще больше ускорит сульфатирование. Если уровень падает, но раствор все еще покрывает пластины, плотность электролита начинает увеличиваться (вода испаряется, кислота остается). Увеличение содержания H2SO4 также ускоряет осаждение ила.
4. Постоянное пребывание АКБ в недозаряженном состоянии
В этом случае мелкокристаллический сульфат превращается в крупные кристаллы, а затем в корку, которая не сжимается во время загрузки.
6. Резкие перепады температуры
Сульфат свинца относится к нерастворимым соединениям, но все же имеет небольшую растворимость и сильно отличается в горячих и холодных растворах. Зимой PbSO4, растворенный в горячей батарее при работающем двигателе, оседает на пластинах после остановки и охлаждения. При повторении циклов нагрев-охлаждение осадочная масса увеличивается. В результате мелкокристаллический сульфат превращается в крупнокристаллический, что снижает емкость аккумулятора.
Зарядно-десульфатирующий автомат для автомобильных аккумуляторов
давно известно, что заряд электрохимических генераторов асимметричного тока с соотношением Isar: Iresr = 10: 1, в частности кислотных аккумуляторов, приводит к устранению сульфатации пластин аккумуляторов или к восстановлению их емкости, что в свою очередь продлевает срок службы батареи.
Не всегда можно находиться рядом с зарядным устройством и постоянно следить за процессом зарядки, поэтому часто аккумуляторы систематически недозаряжаются или перезаряжаются, что, конечно, не продлевает срок их службы.
из химии известно, что разность потенциалов между отрицательной и положительной пластинами в батарее составляет 2,1 В, что с 6 банками дает 2,1 x 6 = 12,6 В.
При зарядном токе, равном 0,1 емкости аккумулятора, после завершения зарядки напряжение повышается до 2,4 В на элемент или 2,4 x 6 = 14,4 В. Увеличение зарядного тока приводит к увеличению напряжения на аккумуляторе и увеличению нагрева и нагрева кипящий электролит. Заряд с током менее 0,1 емкости не позволяет довести напряжение до 14,4 В, однако длительная (до трех недель) слаботочная зарядка способствует растворению кристаллов сульфата свинца. Особенно опасны дендриты сульфата свинца, «проросшие» в сепараторах. Еще они вызывают быстрый саморазряд аккумулятора (вечером зарядил аккумулятор, а утром не смог завести двигатель). Смыть дендриты с сепараторов можно, только растворив их в азотной кислоте, что практически нереально.
В результате длительных наблюдений и экспериментов была создана электрическая схема, которая, по мнению автора, позволяет положиться на автоматизацию. Опытная эксплуатация в течение 10 лет продемонстрировала эффективное функционирование устройства. Принцип работы следующий: 1. Зарядка осуществляется от положительной полуволны вторичного напряжения. 2. Частичный разряд батареи происходит на отрицательной полуволне из-за тока, протекающего через нагрузочный резистор. 3. Автоматическое зажигание при саморазрядке напряжения до 12,5 В и автоматическое отключение от сети 220 В при достижении напряжения аккумулятора 14,4 В.
Отключение происходит бесконтактно, через симистор и цепь контроля напряжения на аккумуляторе.
Важным преимуществом метода является то, что пока аккумулятор не подключен (автоматический режим), блок не может включиться, что исключает короткое замыкание при замыкании проводов, подводящих ток зарядки к аккумулятору.
При сильно разряженной батарее агрегат можно включить переключателем «АВТО-ПОСТОЯННЫЙ».
Еще одно очень важное преимущество — отсутствие сильного «закипания», что вместе с автоматическим отключением и выключением позволяет оставить устройство включенным на длительное время без присмотра. Автор экспериментировал с двухнедельным режимом постоянного розжига в режиме «АВТОМАТИЧЕСКИЙ».
В целях пожарной безопасности зарядное устройство должно быть в металлическом корпусе, сечение силовых проводов аккумулятора не менее 2,5 мм2. Также необходим надежный контакт с выводами аккумуляторной батареи.
Напряжение сети 220 В через предохранитель FU1 и симистор VD1 подается на первичную обмотку силового трансформатора. Со вторичной обмотки переменное напряжение U2 = 21 В выпрямляется диодом VD3 и через балластный резистор R8 сопротивлением 1,5 Ом подается на «+» клемму аккумуляторной батареи, к которой подключен вольтметр PA1 15 В, тумблер СА2 «НА ДЕСУЛЬФАТ-ЦИЯ» и цепь контроля и управления соединены, которая представляет собой триггер Шмитта с гистерезисом около 1,8В, определяемым падением напряжения на диодах VD5, VD6 и переходе база-эмиттер транзистор VT2. Транзистор VT1 с напряжением на аккумуляторе 12,6 В включается и через оптрон VD4 включает симистор VD1, который включает трансформатор Т1 и подает напряжение на заряженный аккумулятор.
Соединение резистора R5 с тумблером SA2 обеспечивает асимметрию формы волны зарядного тока. Светодиоды VD8 и VD7 показывают, что установка включена в режимах «ДЕСУЛЬФАЦИЯ» и «ВКЛ» соответственно. Резистор R7 устанавливается при выключении блока при напряжении на вольтметре 15В (= 0,5В падает на проводах питания). Мост VD2 гарантирует включение симистора как по полуволнам сетевого напряжения, так и нормальную работу трансформатора. Тумблер SA1 используется для включения «ПОСТОЯННОГО» режима».
Подробности. Силовой трансформатор — Р = 160 Вт, Uii = 21 В, провод — ПЭВ-2-2.0. R8 — проволока (нихром) диаметром 0,6 мм. R5 — ПЭВР на 10… 15 Вт. Диод VD3 — любой из D242… D248 с любым буквенным индексом на радиаторе площадью S = 200 см2. Остальные резисторы типа — МЛТ, СП; симистор — КУ208Н, без радиатора. S1 — любой, например, МТ1. S2 — TB1-1. HL1 — любая лампа на 12 В. PA1 — измерительная головка на 15 В.
Когда поможет
Разница между сульфатированием и обычными пластинами аккумулятора.
Сульфатирование — не единственная причина выхода батареи из строя. Перед тем как приступить к десульфатации, обратите внимание на симптомы, при которых это поможет:
- Отсутствие физических повреждений, деформации корпуса аккумуляторной батареи и силовых кабелей, отсутствие потерь электролита;
- Он не упал и не перевернулся;
- Аккумулятор быстро заряжается и разряжается (указывает на то, что емкость уменьшилась);
- Во время зарядки электролит быстро закипает;
- Корпус быстро нагревается;
- Если корпус аккумулятора исправен, то есть имеет крышки заливных горловин, открутите их и осмотрите пластины — белый и легкий налет — верный признак;
- Фактическая емкость аккумулятора составляет не более 50% от заявленной.
Десульфатация зарядным устройством
Вымпел-55 с опорой для десульфатации.
Зарядные с режимом десульфатации
Наличие зарядного устройства с необходимой программой значительно упрощает процесс. Просто подключите клеммы к аккумулятору и запустите требуемый режим зарядки.
В среднем работа происходит по правилу 10 к 1: сначала заряд током 1 А, затем разряд током 0,1 А, другими словами обеспечивается несимметричный заряд.
Преимущества устройства с функцией десульфатации:
- Не иметь негативного воздействия;
- Возможность восстановить емкость;
- Благодаря автоматизации процесс занимает меньше времени;
- Энергосбережение;
- Процесс полностью автоматический и не требует постоянного участия и контроля человека (нет необходимости вручную регулировать напряжение);
- Процесс отображается на дисплее;
- Возможность использовать как обычное зарядное устройство;
- Они могут восстанавливать батареи с низким содержанием сурьмы, заполненные жидким электролитом.
Помимо положительных качеств, у них есть и недостатки:
- Высокая цена. Реализованная функция очистки значительно увеличивает цену;
- Не восстанавливать продукты с аномальной сульфатацией — когда аккумулятор долгое время хранился в глубоком разряде;
- Нет поддержки кальциевой батареи;
- Низкая восстанавливаемость батарей с концентрированным электролитом.
Десульфатация своими руками в домашних условиях
Существует множество способов десульфатирования пластин, которые помогут восстановить емкость и избавиться от образовавшегося сульфата, рассмотрим проверенный.
Например, возьмем стандартную ситуацию, с которой столкнулись многие из вас: разряженный аккумулятор не заводит машину и долгое время остается под капотом в разряженном состоянии. Проведенная диагностика выявит напряжение от 8 до 9 Вольт, средняя плотность около 1,07 — 1,08 г / см3, при зарядке быстро закипает и не заряжается (просто не заряжается). Кроме того, обычная автомобильная лампа может разрядиться за 2–3 минуты.
Перед десульфатацией выберите проветриваемое место.
Как распознать степень сульфатации аккумулятора
Рассмотрим, что такое сульфатирование пластины аккумулятора, как исправить проблемы с аккумулятором. Любая разрядка аккумулятора, включая внутренний разряд, вызывает образование сульфатации на пластинах аккумулятора во время химического цикла, и, если достаточно времени, это сульфатирование затвердевает, что в лучшем случае приводит к снижению емкости аккумулятора функциональности.
Регулярная зарядка после использования или использование плавающего зарядного устройства в течение длительного периода хранения (аккумуляторные батареи, квадроциклы и т.д.) уменьшит эту уменьшенную емкость и продлит срок службы батареи. Большинство свинцово-кислотных аккумуляторов (около 50%) имеют низкую емкость или приходят в негодность из-за сульфатирования и никогда не достигают своего номинального срока службы.
Как сделать десульфататор своими руками
Если у вас есть умелые руки и определенная квалификация, вы можете самостоятельно создать воспоминание с помощью режима десульфатации.
Простой десульфатор
Если у пользователя уже есть зарядное устройство, можно установить отдельное устройство для десульфатации. Это будет просто.
Схема простого десульфатора.
Основа схемы — понижающий трансформатор с однополупериодным выпрямителем на параллельно включенных диодах VD1, VD2. Во время положительной полуволны сетевого напряжения напряжение на базе транзистора VT1 увеличивается. При достижении определенного порога он открывается, и через аккумулятор, подключенный к клеммам X1 и X2, начинает течь зарядный ток. Его величина определяется порогом открытия транзистора VT1 и регулируется потенциометром R2. При отрицательном полупериоде транзистор закрывается и батарея разряжается через резистор R3 (ток задается номиналом резистора). Таким образом, заряд аккумулятора чередуется с номинальным током и уменьшенным разрядом.
В устройстве можно использовать трансформатор ТС-180, который используется в ламповых телевизорах. Все вторичные обмотки снимаются, на их место две вторичные обмотки по 40 витков каждая намотаны на разные стержни сердечника с проводом толщиной не менее 2 мм и соединены последовательно. Это обеспечит ток не менее 10 А.
Трансформатор ТС-180.
Транзистор можно использовать с любой npn-структурой с достаточным током коллектора. Его необходимо установить на радиатор. Для контроля силы тока и напряжения необходимо установить циферблатные или цифровые устройства:
- амперметр на токи до 12..15 А;
- вольтметр на напряжение 16..20 вольт.
Сопротивление должно быть не менее 10 Вт. Можно использовать резистор типа ПЭВ, а можно сделать его из нескольких параллельно соединенных по два ватта (не менее 5).
Мощный резистор СЭВ.
Устройство можно собрать путем поверхностного монтажа или разработать печатную плату, но это не рекомендуется. Тело можно сделать любое или взять уже готовое. Его конструкция не должна препятствовать обмену воздуха с окружающей средой.
Зарядно-десульфатирующий автомат
Вы можете десульфировать аккумулятор с помощью зарядного устройства — это устройство сочетает в себе две функции. Такая схема немного сложнее, но аппарат «2 в 1» универсален и в некоторых случаях удобнее.
Схема зарядки десульфатора.
Основа устройства — все тот же понижающий трансформатор с однополупериодным выпрямителем на диоде 1VD1. Окончание заряда контролируется узлом на микросхеме 1DA1 (554CA3), который является дешевым и распространенным компаратором. Напряжение аккумулятора сравнивается с опорным напряжением, которое устанавливается стабилитроном 1VD11. Уровень срабатывания компаратора определяется положением курсора подстроечного резистора R16. При срабатывании компаратора на его выходе 9 появляется низкий уровень, горит светодиод оптопары U1, на управляющем электроде симистора 1VD1 пропадает управляющее напряжение. При ближайшем переходе сетевого напряжения в ноль симистор отключается. Зарядка завершена. Устройство переводится в ручной режим включением тумблера SA2, при этом симистор всегда открыт.
Режим десульфатации активируется тумблером 1SA1 (функция может быть активна только тогда, когда устройство подключено к сети, это контролируется его контактами реле K1). Во время отрицательной полуволны аккумулятор разряжается через резистор 1R11, его номинал определяет ток разряда.
Зарядное устройство с десульфатацией для автомобильного аккумулятора
В промышленных условиях зарядка осуществляется с помощью специальных устройств. Импульсные обратимые токи используются для удаления плотного налета с электродов. Такое электричество отличается разной полярностью и амплитудой. Обратная зарядка щадяще воздействует на аккумулятор, не способствует закипанию электролита и образованию газа.
Обратный ток вырабатывает генератор, стоимость которого около 15 тысяч рублей. Аппарат используется 20-50 часов. Процесс десульфатации завершается, когда плотность раствора кислоты и напряжение на концах стабилизируются.
Сильно забитый аккумулятор очищается с помощью десульфатора и дистиллированной воды. После снижения напряжения до 10,7 В банки освобождают от электролита. В емкость наливается вода, начинается процесс подачи малых токов.
Виды АКБ которые поддаются десульфатации
Батареи подвержены внутреннему разряду, также называемому саморазрядом. Это значение определяется типом батареи и металлургическим содержанием свинца, используемого при ее производстве. В мокрых ячейках с электролитическими полостями используется сплав свинца и сурьмы для увеличения механической прочности. Сурьма также увеличивает скорость разряда внутренней батареи до 8-40% в месяц.
По этой причине влажные элементы не следует оставлять без присмотра или разряжать на длительное время. Свинец, используемый в конструкции гелевых и AGM аккумуляторов, не требует высокой механической прочности, так как он стабилизирован гелем или непрозрачным материалом. В кальций обычно добавляют свинец, чтобы уменьшить газообразование и скорость внутреннего разряда,
Существующие способы десульфатации
Лабораторные и полевые испытания, проведенные отдельными лицами, компаниями и государственными учреждениями по всему миру, показали, что импульсная технология работает. Это буквально самый эффективный способ поддерживать работу свинцово-кислотных аккумуляторов, повышая эффективность и снижая затраты. В 1995 году PulseTech применила свою технологию ко всей линейке инновационных и уникальных продуктов, призванных сделать батареи более долговечными, чтобы они работали дольше и работали дольше, чем когда-либо.
Сегодня они предлагают более 60 продуктов, призванных помочь вам снизить проблемы и расходы, связанные с батареями. Десульфатор батареи — самый простой и быстрый способ решить проблему и предотвратить ее возникновение.
Специализированным зарядным устройством с режимом восстановления
Давайте подробнее рассмотрим термин сульфатирование аккумуляторов, что это такое, почему для этого делают специальные устройства. Продукты PulseTech подключаются напрямую к батарее. Они излучают пульсирующий постоянный ток, который удаляет сульфатные отложения с пластин и возвращает их кислоте аккумулятора в качестве активного электролита. При постоянной установке эти продукты также предотвращают накопление сульфатов, поэтому аккумулятор всегда находится в отличном состоянии.
В большинстве случаев некоторые из этих продуктов также помогают восстановить разряженные батареи, которые уже страдают от сульфатирования, и вернуть их к жизни. Главное условие домашней десульфатации — соблюдение всех норм и правил.
Обычным зарядным устройством
Свинцово-кислотные батареи работают, высвобождая энергию за счет взаимодействия, которое происходит между положительными и отрицательными свинцовыми пластинами и сульфатами свинца в электролите. На десульфатирование кальциевой батареи таким способом требуется около месяца, чтобы удалить следы сульфата с устройства.
Сульфат накапливается в виде сульфатов свинца, которые образуются на пластинах аккумулятора во время обычных циклов зарядки / разрядки.
Механическим способом
Импульсная технология предотвращает нарастание сульфатирования за счет удаления сульфатных отложений с пластин. Затем сульфаты свинца возвращаются в аккумуляторную кислоту в качестве активного электролита. При регулярном подключении системы обслуживания аккумуляторов также предотвращают накопление сульфатов. Вы также можете вручную десульфатировать.
Чистые пластины помогают аккумулятору работать с максимальной эффективностью и значительно продлевают срок его службы. Распознавание заряда выше, поэтому аккумулятор заряжается быстрее и качественнее. Это означает, что аккумулятор заряжен до полной емкости, поэтому для автомобиля доступно больше энергии. В этом случае зарядный потенциал не пострадает.
Процесс десульфатации
По сути, десульфатация — это растворение сульфатной пленки, образовавшейся на пластинах. В исправном аккумуляторе это происходит само, при регулярной подзарядке. Восстановить работоспособность проблемного аккумулятора можно разными способами.
Применение обычной «зарядки»
При отсутствии специального «зарядного устройства» это можно сделать штатным устройством. Однако для этого вам нужно набраться терпения, так как процесс займет больше времени. При десульфатации аккумулятора схема действий следующая:
- в первую очередь хорошо проверить уровень электролита в баках, долив при необходимости дистиллированную воду;
- при подключении аккумулятора к зарядному устройству установите ток 1А и напряжение 14 В. Заряд должен длиться 8 часов;
- проверка параметров должна показать увеличение плотности жидкости и напряжения в пределах 10 В. Иначе десульфатировать аккумулятор уже бесполезно;
- после ежедневной грязи проводится повторная зарядка в течение 8 часов напряжением 14 В и током 2,5 А. На выходе напряжение должно быть выше 12 В, а плотность электролита должна быть не менее 1 , 13 г · см3;
- в течение 6 часов необходимо разрядить аккумулятор с помощью любого мощного устройства, например лампы, доведя напряжение до 9В;
- всю процедуру необходимо повторять до тех пор, пока плотность электролита не возрастет до 1,27 г / см3.
Есть другой способ, даже с помощью штатного зарядного устройства. В этом случае в заменяемой батарее вместо электролита используется дистиллированная вода. В противном случае нормальная процедура зарядки выполняется при напряжении 14 В. По мере увеличения скорости кипения напряжение должно уменьшаться, что приводит к выделению газа. В таком состоянии аккумулятор заряжается в течение двух недель.
В результате химической реакции под действием электричества сульфат свинца растворяется в воде, превращая ее в электролит с низкой плотностью.
После такой процедуры необходимо слить жидкость и, налив новую порцию воды, повторить цикл. Как только плотность перестанет меняться, можно долить стандартный электролит и провести нормальную зарядку.
Использование специальной установки
Это наиболее распространенный метод восстановления работоспособности аккумулятора. Для этого используются специальные станции, которые имеют режим десульфатации, непрерывно производя несколько циклов заряда-разряда, таким образом встряхивая аккумулятор.
Все, что требуется, — это подключить десульфатор кислотной батареи к резервуару и начать процесс восстановления. Единственный недостаток здесь — дороговизна установки.
Если нет желания или возможности приобретать специальную зарядную станцию, то при наличии «не кривых» рук можно самостоятельно собрать устройство для десульфатации аккумулятора, схему которого легко найти в Интернете.
Механическая чистка
Механическая десульфатация — это удаление оксидных отложений с пластин с помощью щетки с последующей их повторной установкой. Но на практике его мало кто использует, так как этот метод подходит только для старых барабанов. Новые батареи, как правило, не требуют обслуживания (разборка невозможна).
Химический способ
также возможно восстановление работоспособности пластин с помощью специальных добавок, добавляемых в канистру генератора. Специальное решение позволяет приостановить процесс сульфатирования плит.
К сожалению, этот метод не всегда дает желаемый результат, восстанавливая исходные параметры только наполовину. Причина кроется в том, что добавки со временем разрушают слой пасты на самих пластинах, что приводит к снижению производительности.
Но следует знать, что не все типы аккумуляторов восстанавливаются после сульфатирования. Например, десульфатация кальциевых батарей не даст желаемого результата, то же самое относится к гелевым батареям, если они были разряжены более шести месяцев.
Заводские устройства для десульфатации АКБ
Установка Auto Welle AW05-1208 для десульфатации аккумуляторных батарей.
На рынке доступны следующие зарядные устройства с функцией десульфатации:
- Оборудование российского производства Кедр Авто 10, оснащенное защитой от неправильного подключения. Устройство поддерживает начальный режим зарядки с током до 10А, который затем автоматически снижается.
- Welle AW05-1208 Auto Block (производство Китай), оснащенный 9-ступенчатым автоматическим регулятором тока. Устройство обеспечивает зарядку и десульфатацию аккумуляторов емкостью до 160 А * ч. В конструкции использован монохромный жидкокристаллический экран, на котором отображаются рабочие параметры.
- Battery Service Universal PL-C004P поддерживает зарядку аккумуляторов 6 и 12 В. Для зарядки доступны гелевые источники питания постоянного тока.
- Устройство Hyundai HY 400, поддерживающее зарядку гелевых аккумуляторов и источников питания AGM. Агрегат оборудован защитой от ошибок подключения, перегрева и коротких замыканий. Микропроцессор проверяет подключенную батарею и автоматически устанавливает напряжение зарядки.
- Оборудование Optimate 7 TM250 можно использовать в качестве временного источника питания при извлечении аккумулятора (для сохранения настроек электронных блоков). После установки источника питания состояние анализируется, и результат отображается на цветном экране. Корпус агрегата не пропускает влагу, что дает возможность использовать оборудование на открытом воздухе.
- Компактный Deca STAR SM 150 оснащен серией контрольных диодов, которые показывают уровень заряда аккумулятора. Предусмотрена защита от падения напряжения во внешней сети переменного тока.
- Блок Т-1012АР, позволяющий запустить силовой агрегат легкового автомобиля или мотоцикла. Оборудование отличается использованием защитного металлического корпуса, предусмотрена вентиляция трансформатора. Режим десульфатации активируется тумблером.
Для большинства автолюбителей купить новый аккумулятор проще, чем делать десульфатацию своими руками.
Другие способы десульфатации пластин
Пластинчатую десульфатацию можно производить не только с помощью зарядных станций, но есть и другие методы, которые гораздо менее эффективны и менее безопасны. К ним можно прибегнуть в крайнем случае, поэтому знать их полезно только:
Механическая очистка пластин. Чрезвычайно сложный метод, требующий особых навыков. Он состоит в разрезании корпуса аккумулятора и снятии с него пластин. После этого пакеты с посудой разбираются и с них снимается скопившийся белый налет. Следовательно, теоретически рабочая плоскость АКБ увеличивается. После этого осталось восстановить аккумулятор, залить электролит и зарядить аккумулятор;- Используйте раствор для устранения сульфата натрия. Растворяются практически все химические соединения, и сульфат натрия не исключение. Следовательно, чтобы избавиться от прилипшего к пластинам сульфата натрия, вы можете использовать специальный раствор, который его растворяет. В качестве такого решения подходит Трилон Б».
Оба вышеперечисленных метода могут привести к необратимому повреждению аккумулятора. Если вы хотите произвести качественную десульфатацию пластин аккумулятора, необходимо прибегнуть к методу заряда-разряда аккумулятора с помощью зарядных устройств.
Как сделать десульфатор самостоятельно
Десульфатор — это устройство, способное автономно очищать аккумулятор без необходимости демонтировать его с автомобиля.
Процесс потребует снятия как минимум одной клеммы, которая соединяет аккумулятор с автомобилем. Это сделано для защиты электроники станка от возможных нагрузок. Помимо очистки электродов от солевых отложений с помощью десульфатора, можно проводить регулярное обслуживание исправного аккумулятора, что позволяет значительно продлить срок его службы.
Принцип работы оборудования основан на получении энергии от аккумулятора и генерации в этой цепи кратковременных высокочастотных импульсов. Когда возникает резонанс в атомах свинца и молекулах соли свинца, инициируется обратное сульфатирование пластин. Этот процесс восстанавливает сопротивление и емкость батареи до исходных значений.
Основными недостатками «чудо-техники» являются длительный период десульфатации — в редких случаях он достигает месяца или хотя бы дня, а также невозможность восстановить в них порядка 10% — 15% аккумуляторов.
Простая схема маломощного десульфатора у простых людей называется поворотником. В большинстве случаев такое устройство может эффективно помочь в восстановлении заряда аккумулятора.
Для изготовления вам потребуются:
- Реле поворота, больше подходят импортные экземпляры с напряжением 12 В, мощностью 21 Вт. Для увеличения времени работы стоит заменить конденсатор в приборе на аналог большей емкости. Подходит для 100 мкФ для работы реле в течение 3-4 с
- 5-контактное реле с нормально замкнутыми контактами (контакты 3 и 4 замкнуты, контакты 1 и 2 управляющие). Вместо импортного подойдет отечественное реле от советского ВАЗа
- Нагрузочные резисторы или лампочки
- Паяльник и соединительные провода
Составлена базовая схема, по которой основными моментами являются:
- Отрицательная клемма АКБ подключена к выводу того же заряда, что и устройство;
- Поворотное и 5-канальное реле подключаются к выводу «-» аккумулятора с соответствующими выходами зарядки;
- Выход аналогичного заряда 5-ти канального реле подключен к включенной зарядной аппаратуре;
- Реле поворота и 5-канальное реле соединены между собой, как и выход обоих реле с клеммой аккумулятора;
- Реле переключения передач нагружено активной лампочкой или резистором;
- Рекомендуется проверить сборку и проверить работу устройства, подключив в цепь между устройством и аккумулятором амперметр и вольтметр.
В качестве основы крепления всех элементов используется текстолитовая пластина. Существует вероятность разрыва поворотного реле из-за замкнутого состояния выходов 3 и 4. Это предотвратит разряд аккумулятора.
Десульфатация АКБ в домашних условиях
Часто десульфатация аккумуляторов легковых автомобилей проводится своими руками, руководствуясь схемами, предоставленными на различных ресурсах. Многие из них полагаются на использование обычных зарядных устройств, но требуют большого внимания. В среднем ручное сульфатирование небольшими токами и за несколько циклов занимает более 2 недель.
Подключение приставки к зарядному устройству ускорит режим десульфатации аккумулятора. Примером приставки является импульсный преобразователь, называемый мигающим, поскольку светодиоды сигнализируют о прохождении переменного тока. Устройство можно собрать своими руками.
Вот схема зарядного устройства для сульфатирования автомобильного аккумулятора, называемого «перепрошивкой».
Принцип «перепрошивки» — отвод 10% тока от емкости аккумулятора, напряжение 13,1 — 13,4 В. Схема представляет собой разряд с лампочками на 12 В и реле, которое включается в заряд по окончании разгрузка. Получается вспышка с импульсом 4,3 секунды для разряда с током 1 А и 3 секунды для заряда с током 5 А. Импульсы тока сначала разрыхляют монолитную пленку на пластине, затем растворяют мелкие кристаллы.
Мы знаем, что необслуживаемые аккумуляторы трудно десульфировать. Но если аккумулятор новый, не проработал более 2-х лет, а уровень электролита в банках низкий, можно попробовать восстановить емкость. Для начала нужно долить в банки дистиллированную воду и заделать отверстия эпоксидным клеем. Так что попробуйте зарядить импульсным током. В режиме десульфатации аккумулятора активная замазка разрушается одновременно с коркой сульфата свинца. Емкость восстановится на короткое время и на короткое время.
Возможные затруднения
Возможные проблемы с десульфатацией источника питания:
- Аккумуляторы и необслуживаемые устройства с загустевшим электролитом не подлежат ремонту, так как их нельзя заменить. Но конструкция источников питания обеспечивает снижение образования сульфатов свинца, что продлевает срок службы изделий.
- Кальциевая батарея собрана на основе пластин из свинцово-кальциевого сплава. Использование дополнительного легирующего материала позволило уменьшить испарение воды из электролита и снизить саморазряд блока питания. В процессе работы устройства сульфат кальция осаждается на поверхности пластин одновременно с образованием сульфата свинца, который не разлагается при подаче обратного тока или введении химических реагентов.
Профилактические меры
Для уменьшения эффекта сульфатирования необходимо проверить плотность и уровень электролита (для доливки используется дистиллированная вода). Рекомендация применима только к источникам питания с завинчивающимися крышками на крышках банок.
Длительное хранение аккумулятора, подключенного к бортовой сети автомобиля, отрицательно сказывается на состоянии номерных знаков. Процесс сульфатирования усиливается при низких температурах воздуха. Еще одна профилактическая мера — соблюдение текущих параметров при зарядке, которые не должны превышать 10% от значения емкости аккумулятора.