Что будет с заводом рено после ухода
Перейти к содержимому

Что будет с заводом рено после ухода

  • автор:

Россия без Renault: как выживают дилеры и автовладельцы после ухода компании

С момента, когда компания Renault объявила об уходе из России, прошло ровно четыре месяца. За это время многое стало понятно: доля французов в АВТОВАЗе ушла государству, завод в Москве перешел на баланс города, оптимистичные планы по выпуску Duster под брендом Lada оказались фантазией, а цепочки поставок зарубежных компонентов нарушились, заморозив производство Lada Largus и полностью похоронив Lada Xray. Но главными пострадавшими во всей этой истории остаются люди: те, кто создавал экосистему Renault – продавал, покупал, эксплуатировал, ремонтировал и обслуживал автомобили. Более сотни дилерских центров и сотни тысяч автомобилей, в том числе гарантийных – что с ними произошло после ухода компании? Выживают ли дилеры? Где обслуживают и ремонтируют свои машины автовладельцы? Есть ли проблемы с поставками запчастей? Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, мы связались с Ассоциацией дилеров Рено и дилерскими сетями.

Покинув Россию, французский автопроизводитель потерял свой второй по величине рынок сбыта: как указано в собственном отчете, автомобильная группа Renault в первом полугодии получила чистый убыток в размере €2,3 млрд из-за потери российского рынка. Местные потери тоже можно считать грандиозными. Во-первых, сотни тысяч автовладельцев оказались без официальной поддержки бренда. Во-вторых, по данным российской Ассоциации дилеров Рено (АДР), в дилерской сети Renault в нашей стране работает примерно 11 тысяч сотрудников, которые столкнулись с возможностью потери работы, а собственники 150 дилерских организаций были вынуждены перестраивать свой бизнес.

Как развивались события

В марте и апреле французы постоянно меняли решения: то собирались уходить, то говорили о том, что найдут возможность сохранить бизнес. А уже в мае компания покинула российский рынок: 16 мая группой Renault было подписано соглашение с Министерством промышленности и торговли РФ и правительством Москвы, в соответствии с которым все ее доли в российских компаниях перешли в госсобственность. В результате этих сделок 100% акций ЗАО «Рено Россия» перешли в собственность правительства Москвы, а 67,69% акций АО «АВТОВАЗ», которыми владела Renault, стали собственностью РФ в лице ФГУП НАМИ. Оставшиеся акции «АВТОВАЗ» сохранились за госкомпанией «Ростех».

Будущее дилерской сети казалось бесперспективным: французы полностью свернули бизнес, избавились от всех активов и перестали собирать и поставлять новые автомобили, оставив официальным продавцам лишь складские запасы. После этого ожидалась череда массовых банкротств и последующее закрытие салонов. Тогда же стало известно, что дилеры сохранят за собой право на использование товарного знака французской марки в течение трех лет после прекращения деятельности компании в России, то есть до истечения гарантии на новые автомобили. При этом они освобождались от обязанности исполнять установленные французами стандарты в отношении качества и организации работ. Кроме того, дилеры получили право устанавливать собственные цены на обслуживание, также отпала необходимость в отчетности перед производителем.

В Минпромторге пояснили, что передача доли Renault государству даст возможность АВТОВАЗу продолжать работу в условиях санкций. В рамках существующих лицензий продолжится выпуск всей линейки автомобилей Lada, также предприятие будет осуществлять сервисное обслуживание автомобилей Renault на российском рынке. АДР заверила владельцев Рено в том, что ремонт и обслуживание будут проводиться с использованием оригинальных запчастей. «Это точно будут оригинальные детали, а не китайские. Организацию их поставок через Renault взял на себя "АВТОВАЗ": дилеры будут получать их от дочерней компании "Лада-Имидж", а та в свою очередь – от Renault», – заявил Эдуард Маркман, который до 21 июля являлся президентом АДР.

Параллельный импорт

Параллельный импорт был запрещен в России с 2009 года, но весной 2022 года из-за международных санкций и логистических проблем его вновь легализовали. Однако в начале августа Минпромторг вычеркнул Renault из списка параллельного импорта. Это решение объясняется тем, что АО «АВТОВАЗ» в полном объеме приняло обязательства по обеспечению гарантийного обслуживания и продаже запчастей этой марки. Таким образом, юридические лица сейчас не имеют права ввозить оригинальные запчасти и автомобили Renault без согласия французской компании.

Непреодолимое лето

Все лето дилерскую сеть лихорадило, а владельцы Рено задавались многочисленными вопросами относительно гарантийного ремонта, техобслуживания и запчастей. Ходили слухи о банкротстве некоторых дилерских компаний. АДР готовила коллективный иск от официальных дилеров к «сбежавшим» французам о компенсации потраченных на рекламу и обустройство шоурумов средств, но представители крупных юридических компаний сошлись на бесперспективности такого шага.

Юристы и дилеры разъясняли владельцам, что гарантийный ремонт по-прежнему будет проводиться за счет производителя: с Renault были достигнуты договоренности о продолжении поставок запчастей через «Лада-Имидж». Эдуард Маркман обнадежил, что ввозить в Россию будут даже те детали, которые подпадают под санкционные ограничения.

Несмотря на относительную ясность в разделении обязанностей между ключевыми игроками российского бизнеса Рено, с начала лета стали появляться многочисленные жалобы потребителей на нехватку оригинальных запчастей в сервисных центрах. Вполне понятно, что информация об уходе породила на них ажиотажный спрос. Не способствовали улучшению ситуации и проблемы с международными логистическими цепочками, глобальный дефицит электронных компонентов и полупроводников, а также кризисный рост цен на мировых рынках. Складские запасы истощились достаточно быстро, и некоторые дилеры даже начали предлагать альтернативу в виде неоригинальных деталей.

Откуда брать запчасти?

То, что все дилеры Renault в России в одночасье стали неофициальными, а обязательства по гарантийному обслуживанию возложили на АВТОВАЗ, никак не повлияло на фактические возможности дилеров Lada, которые продолжают обслуживать собственные машины. Само собой, они и не собирались взваливать на себя непосильную ношу, так что дилерская сеть французского бренда продолжает свою работу, и гарантийные операции осуществляются существующими дилерами Renault. Поставки запчастей возложены на дочернюю компанию АВТОВАЗа, которая называется «Лада-Имидж». Вся дилерская сеть Renault, по информации АДР, подписала новые договоры по организации гарантийного ремонта автомобилей французского бренда в России. И подписаны они не с Renault, а как раз с «Лада-Имидж». Наиболее сложные вопросы с гарантийным ремонтом, которые раньше должны были согласовываться с головной компанией, теперь будут решаться самостоятельно конкретным дилером. Официальный сайт Renault перестал работать в России с 1 августа.

ВАЗ за нас

Чтобы узнать из первоисточников, как обстоят дела с гарантийным ремонтом, ТО и запчастями, мы связались с несколькими дилерскими сетями – как крупными, так и небольшими региональными.

Первым откликнулся один из дилерских центров Major Renault. О том, как обстоят дела с гарантией и запчастями, рассказал менеджер отдела запчастей.

А вот сервисный инженер в ответ на вопрос о гарантийном обслуживании автомобилей рассказал о текущих сложностях. По его словам, машины дилер обслуживает, но ремонты в рамках гарантии по состоянию на начало сентября не выполняет. Причина проста: их пока не оплачивают. Пауза, изначально установленная до 1 сентября, затянулась, но представитель дилерского центра выразил надежду, что к 20 сентября они уже возобновят все виды гарантийных ремонтов. В качестве дополнительного аргумента он даже привел цитату представителя АВТОВАЗа: «Мы клиентов Рено не бросим!».

Еще один московский дилер, РТДСервис, напротив, подтвердил выполнение гарантийных ремонтов, но отметил проблемы с наличием запчастей:

Та же ситуация с гарантийным ремонтом в столичном Автомир Премьер.

Ответы других дилеров из регионов – в частности, Твери и Саратова, были аналогичными: там заверили, что проблемы с запчастями решаются в рабочем порядке. Об отсутствии критических сложностей с обслуживанием Renault заявил также один из опрошенных дилеров из Санкт-Петербурга.

АДР на страже интересов дилеров и собственников

Подтверждение умеренно благоприятного будущего официальных дилеров Рено прозвучало и в интервью Евгения Астафурова, недавно избранного президента Ассоциации дилеров Рено, которое было выложено на сайте АДР после 24 августа. В конце июля 2022 года состоялось общее собрание Ассоциации, на котором президентом был избран Евгений Астафуров, действующий гендиректор ГК «Башавтоком». На этом посту он сменил Эдуарда Маркмана.

В своем интервью новый президент рассказал о том, что АДР работает уже более 10 лет и во все времена отстаивала интересы российских дилеров и владельцев автомобилей этой марки. С первых же дней после ухода французов Ассоциация наладила диалог с МАЗ «Москвич», «АВТОВАЗ» и «Лада-Имидж». Эти диалоги сейчас ведутся беспрерывно и на постоянной основе. Сложностей еще много, но процессы стабилизации запущены, в ближайшее время все будет работать более совершенно с точки зрения послепродажного обслуживания.

О ситуации с гарантийным ремонтом Евгений Астафуров высказался пространно: «Все работает, но кризис автокомпонентов начался задолго до ухода Рено из России. Так или иначе, в 2020-2021 годах испытывались определенные проблемы, особенно с электроникой. Такая проблема существует не только у бренда Рено».

А вот на вопрос об обанкротившихся в связи с ситуацией дилерах новый президент АДР ответил вполне конкретно: «По моей информации, еще ни один контракт не расторгнут. Безусловно, шоурумы Рено по мере продаж автомобилей начинают пустеть. Поэтому дилер сам принимает решение и пытается получить различные франшизы. Это, на самом деле, никто не запрещает. Сервисный контракт сам по себе подразумевает, что решения о том, с кем дальше работать, продавать новые автомобили, б/у или еще что-то, принимаются самостоятельно. Надо как-то загружать эти большие площади шоурумов, дилерские центры, чтобы можно было зарабатывать».

Курс на вторичку

В 2020-2021 годах вторичный рынок в 4 раза превышал по объему рынок новых автомобилей, а с марта этого года наблюдается его дальнейший рост на фоне падения продаж новых автомобилей. Дилерская сеть, по словам президента АДР, в 2021 году сохраняла за собой 12-15 % от общего объема продаж на вторичном рынке, и при кажущейся незначительности процентного показателя это очень солидный объем автомобилей. А для дилерских сетей брендов, полностью ушедших из России или заморозивших бизнес, торговля подержанными машинами становится одним из основных видов деятельности в условиях отсутствия поставок «новья». Собственно, это подтвердила и большая часть из опрошенных нами дилеров. Более того, представительства брендов это тоже понимают: главные страницы официальных сайтов BMW, Hyundai и других марок уже пестрят списками б/у автомобилей в наличии у дилеров. А учитывая нынешний дефицит и рост цен на вторичке, желающих получить хоть какие-то гарантии «прозрачности» автомобиля от дилеров в ближайшие годы наверняка прибавится.

С Renault на "Москвич": чем обернется уход французского концерна

На этой неделе одной из важнейших новостей автомира стала информация о переходе российских активов французского концерна Renault в госсобственность. Почти 70-процентный пакет акций "Автоваза" получило в управление ФГУП "Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (НАМИ), а столичный завод "Рено Россия" стал собственностью правительства Москвы.

Артем Геодакян/ТАСС

Собственно, никакой сенсации тут не было. Еще 23 марта представители Renault объявили о приостановке деятельности в РФ на фоне специальной военной операции на Украине. Тем не менее французской компании это решение далось тяжело. Помимо собственного завода в Москве французам принадлежало 68% "Автоваза" (32% — госкорпорации "Ростех"). Россия занимала второе место по продажам автомобилей Renault после собственно самой Франции. Альянс Renault — Nissan — Mitsubishi (включая "Автоваз") занимает 35% российского рынка (на долю самой марки Renault, по итогам прошлого года, пришлось около 8% рынка). Да и в целом в российском автопарке марка представлена более чем достойно: на начало 2022 года на учете состояло более 2,2 млн автомобилей. Это все результат многолетней работы концерна в нашей стране. Стоимость своих активов в РФ в Renault оценивали в €2,2 млрд. Пожалуй, французы вложили в российское производство больше других автоконцернов.

Но, видимо, "большие политики", хоть и не сразу, но смогли убедить крупнейшего французского производителя (одним из акционеров которого является французское государство) поступиться своими экономическими интересами. "Мы приняли сложное, но необходимое решение и делаем ответственный выбор в отношении наших 45 тыс. сотрудников в России, сохраняя при этом эффективность группы и нашу возможность вернуться в страну в будущем", — сказал гендиректор Renault Group Лука де Мео. Глава марки Renault Жан-Доминик Сенар назвал уход из России "очень болезненным" и тоже не исключил при этом, что компания может возобновить работу в нашей стране, если ситуация улучшится. Сделать это будет не трудно, так как в договоре прописан опцион на обратный выкуп Renault своей доли в "Автовазе", который может быть реализован в течение следующих шести лет. То есть если вчера французы продали свое имущество за символический один рубль (а именно о такой сумме говорил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров), то за такую же сумму в будущем можно будет актив и выкупить. Конечно, оплатив плюсом вложенные за это время инвестиции.

Renault в России: первые 100 лет

Впервые автомобили марки Renault появились в России еще в начале прошлого века: несколько машин обслуживали императорскую семью, потом возили Владимира Ленина и членов Совнаркома. В 1916 году было создано акционерное общество "Русский "Рено", и в Рыбинске началось строительство завода Renault. После революции он был национализирован (ныне это НПО "Сатурн", ведущий производитель газотурбинных двигателей для самолетов и кораблей). В 1960-х годах компания Renault возобновила сотрудничество с СССР: было подписано соглашение между Renault и заводом "Москвич" (тогда он назывался МЗМА). Французы оказывали техническую помощь в реконструкции предприятия, передали свои технологии конвейерной сборки и участвовали в организации производства модели "Москвич-408" в столице и Ижевске.

В 1990-е годы сотрудничество стало еще более плотным. Сначала французы поставляли двухлитровые моторы для автомобилей "Святогор", а с 1998 года начали собирать свои машины на базе московского завода. Тогда же было основано совместное предприятие Renault и правительства Москвы под названием "Автофрамос" ("Авто — Франция — Москва"). Со своей стороны, столичные власти выделили часть территории завода "Москвич" (недостроенное моторное производство), где с 2005 года организовано производство полного цикла (уровень локализации, между прочим, здесь превышал 70%).

В феврале 2008 года французская компания приобрела блокирующий пакет акций (25%) "Автоваза"; впоследствии доля Renault увеличилась до 68%. Завод модернизировали до мировых стандартов, на конвейере появлялись все новые и новые автомобили — Renault Logan и Sandero, Lada Vesta, Largus и Xray. А новинки модельного ряда Lada отныне должны были создаваться на единой французской платформе CMF-B — премьера первой из пяти анонсировалась на 2022 год. Но жизнь внесла коррективы, и официально французская компания свое присутствие на нашем рынке прекращает. Надеюсь, что временно.

Что теперь будет с "Автовазом" и московским заводом, каково будет жить 2,2 млн владельцев автомобилей с ромбиком на радиаторной решетке (и мне в том числе)? Информации пока мало, но я попытался все же собрать эти крупицы воедино.

В Тольятти

Из-за нехватки комплектующих весь прошлый год "Автоваз" лихорадило — время от времени останавливался то один, то другой конвейер, а то и все вместе. После начала специальной военной операции в феврале этого года дефицит электронных компонентов усилился, так как работу в России прекратил главный поставщик микроэлектроники для предприятия — немецкая компания Bosch. Так, в апреле весь коллектив завода отправился в трехнедельный корпоративный отпуск. Сотрудников уверяли, что за это время получится накопить необходимый запас компонентов для бесперебойной работы конвейеров. Выйдя на работу, через три дня коллектив предприятия ушел на длинные майские праздники. Ранее введенный простой (с 16 по 20 мая) из-за отсутствия комплектующих был продлен до 27 мая. И уже известно, что с июня завод переходит на четырехдневную рабочую неделю. Правда, как заявил руководитель Самарской области, альтернативных поставщиков дефицитных микросхем уже удалось найти (в Китае), но пока не получается организовать регулярные поставки: страна закрыта на карантин из-за COVID-19.

Пока также нет полной ясности о том, какие модели будут сходить с конвейеров в Тольятти и Ижевске.

Понятно, что никто не покушается на традиционные модели "Автоваза", разработанные еще в "дофранцузскую эпоху": Lada Granta, Niva Legend и Niva Travel. Тогда как Lada Vesta — это уже совместная разработка (хотя и на собственной, оригинальной вазовской платформе). Все права на модель — у российской компании, но большая часть комплектующих — от поставщиков Renault. Думаю, им можно найти замену, но на это потребуется время. Больше же всего волнений связано с популярным универсалом Lada Largus, ведь, по сути, это Logan MPV, созданный на французской платформе В0, но с российскими шильдиками (в новом поколении еще и наш дизайн экстерьера). С одной стороны, права на платформу В0 переданы "Автовазу", с другой — разрешат ли французы поставлять комплектующие для этой модели — вопрос. И что будет с давно локализированным в Тольятти французским мотором 1,6 л?

Но здесь уже подоспели хорошие новости. На специальном брифинге Денис Мантуров рассказал, что "компания Renault будет прикладывать максимальные усилия для того, чтобы способствовать поставке комплектующих из других стран, дружественных, готовых к производству и поставке данной продукции". Директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Денис Пак отметил, что "Автоваз" также начнет выпускать автомобили Renault Duster под брендом Lada после ухода французской фирмы с российского рынка. Соответствующая договоренность с компанией достигнута. Значит, завод будет работать и производить популярные в РФ автомобили; и более того, в модельном ряду появится новая Niva Duster (правда, пока не говорится, когда начнется выпуск, какие будут моторы, комплектации и так далее).

Итого, нерешенными остались лишь два вопроса. Но важнейших.

Первый: когда получится наладить ритмичные поставки электронных компонентов?

И второй: кто возглавит "Автоваз" в это сложное время? По некоторым сведениям, французский руководитель Николя Мор уже покинул Россию. Здесь необходимо учитывать, что основной нынешний держатель акций предприятия — НАМИ, который, несмотря на весь свой великий научный потенциал, никогда не имел опыта управления производством уровня тольяттинского завода.

Для сравнения: на опытно-промышленном производстве института могут собирать в год максимум 120 автомобилей, а на "Автовазе" (вместе с площадкой в Ижевске) — около миллиона. Нужен опытный управленец со своей антикризисной командой. Отмечу, что за последние десятилетия в России такие люди появились. В общем, ждем новостей из Тольятти.

В Москве

Почему-то всех моих коллег куда больше интересовала судьба относительно небольшого (по сравнению с "Автовазом") столичного завода "Рено Россия". Предполагаю, потому что ситуацию с ним сразу начали комментировать новые владельцы — столичные руководители. И пошли они с козырей: объявили, что никаких французских моделей собирать на предприятии не будут, а возродят выпуск легендарных автомобилей "Москвич".

Первая модель завода под собственным именем "Москвич-400" (кстати, это был первый автомобиль, который мог купить гражданин СССР) сошла с конвейера в декабре 1946 года. По сути, это была почти точная копия немецкого автомобиля Opel Kadett K38. Собрана машина была также на оборудовании, вывезенном из Германии с автозавода Opel. Потом были удачные модели "Москвич-408" и "Москвич-412", которые побеждали в международных ралли и успешно продавались во многих странах мира. Последнее же изделие столичного завода — "Москвич-2141" — удачным уже назвать не удается. Мало того что модель оказалась сырой по конструкции, со множеством "детских болезней", которые так и не удалось вылечить, так все еще усугублялось некачественной сборкой. Более того, в последние годы завод не стеснялся продавать недоукомплектованные машины. В некоторых вариантах автомобиль назывался "Алеко", в народе же ее ласково прозвали "калекой" (некоторые владельцы даже дополняли шильдик буквой "к"). Так, неплохой имидж марки в последние годы выпуска автомобилей изрядно просел в глазах потребителей.

Совершенно точно можно сказать, что возвращения классических "Москвичей" ("сорок первого", а тем более "сорокового") не будет: машины изрядно устарели по всем параметрам, производственное оборудование давно вывезено, распродано или уничтожено.

В последние годы московский завод Renault занимался исключительно кроссоверами, и оборудование не было универсальным: оно рассчитано на выпуск конкретных трех моделей: Duster, Kaptur и Arkana. Собирать здесь другие модели можно, но лишь после серьезной реконструкции, которая потребует времени и денег. Как уже известно со слов министра Мантурова, производство Duster в ближайшее время должно переехать в Тольятти — видимо, вместе с необходимым оборудованием. То есть получается, что цеха освобождают под совсем новые модели? Какие?

Столичный мэр Сергей Собянин заявил, что главным партнером перезапущенного "Москвича" станет "Камаз". Но не грузовики же собираются выпускать в центре столицы… Тогда можно предположить, что в Москве наладят выпуск машин по проекту электрокаров "Кама". Правда, речь идет, скорее всего, не о серийном воплощении компактного концепта "Кама-1", который нам показали пару лет назад, а о совершенно другом автомобиле. Тот концепт был разработан студентами Санкт-Петербургского политехнического университета (частично на средства "Камаза"), но оказался непригодным к производству. Сейчас разработку ведет уже профессиональная команда (для этого специально зарегистрировано новое АО "Кама", учредители — гендиректор "Камаза" Сергей Когогин и бизнесмен Рубен Варданян). В разных интервью Когогин называл возможные даты начала серийного производства: 2024–2025 годы, а про промышленную площадку ничего не говорил. Может ли московский завод выступить в таком качестве? Теоретически да. Однако столичные руководители говорят, что сборка новых моделей начнется уже в этом году, а успеет ли "Камаз" со своим электромобилем? Сомневаюсь.

Да и других вариантов — других моделей, сборку которых можно было бы быстро наладить в столице, — я не вижу. Но если немного пофантазировать, то под брендом "Москвич" можно достаточно быстро организовать крупноузловую сборку неких импортных автомобилей, адаптированных к нашим условиям. Не очень большими сериями. Это могут быть модели китайских компаний. На "Камазе" не скрывают, что активно привлекают их к участию во многих проектах. Тем более что на заводе есть хороший коллектив, имеющий большой опыт сборки иностранных автомобилей (в том числе крупноузловой). В таком случае все становится на свои места. Например, слова заместителя мэра по транспорту Максима Ликсутова про то, что на заводе будут производить автомобили специально для такси и каршеринга. Ведь выпускались некогда специальные автомобили для такси в Лондоне и Нью-Йорке. Правительство Москвы уже сформировало рабочую группу вместе с агрегаторами, которая разработает технические требования для автомобилей "Москвич". Уже даже назначен новый директор завода — бывший заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин. Определено также, что на первом этапе будет организовано производство автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе и электромобилей.

Правда, вряд ли будут вкладывать большие суммы в развитие этого завода. Этому есть простое рациональное объяснение. Знаете, какое расстояние от станции метро "Текстильщики", где расположен завод, до Кремля? Всего 8 км. Основной производственный комплекс занимает порядка 40 гектаров. Золотых гектаров, я бы сказал.

Вообще, иметь в центре мегаполиса (тем более столичного) автосборочное производство — это нонсенс, не объяснимый с точки зрения экономики. Ни в одной мировой столице такого нет. Тот же Renault вывел производство из Парижа в провинцию еще 40 лет назад; а в Москве французы согласились организовать производство в городской черте только после долгих уговоров со стороны команды бывшего мэра: в обмен на существенные льготы по налогам, коммунальным платежам и так далее. Кстати, по некоторым моим сведениям, в планах французской компании было через несколько лет съехать из столицы вместе с производством. Думаю, так оно и будет.

Автомобили марки "Москвич", если того захочет столичное правительство, можно выпускать на территории области — так гораздо дешевле. Например, переехала же знаменитая Трехгорная мануфактура в город Гаврилов-Ям вообще в Ярославской области.

А у метро "Текстильщики" уже через несколько лет могут вырасти бизнес-, спортивные, торговые центры и жилые кварталы. Как происходит сейчас на территории другого легендарного столичного предприятия — завода ЗИЛ.

Куда крестьянину податься?

Тем не менее сегодня остро стоит вопрос о том, как быть тем 2,2 млн владельцев автомобилей Renault разных моделей, которые уже сейчас стоят на учете в нашей стране. Могу успокоить: серьезных проблем не предвидится.

К примеру, есть опыт компании Ford, которая ушла из РФ еще несколько лет назад, — и ничего не произошло: обслуживание продолжается, запчасти есть. Так, думаю, будет и в этой ситуации. Пока по-прежнему обслуживанием будут заниматься дилеры Renault. По моим данным, остался даже еще запас оригинальных запчастей. Безусловно, наладят и альтернативные поставки из Турции, к примеру, где у французской компании работает целый ряд производителей компонентов.

В этом вопросе меня больше остального заинтересовала фраза о том, что "сервисным обслуживанием Renault займется "Автоваз" (об этом в своем официальном Telegram-канале сообщил Минпромторг). И вот что я выяснил. По договору именно "Автоваз" в будущем будет выполнять обязанности по централизованным закупкам запчастей для французских автомобилей, он же будет организовывать региональные склады для их хранения и снабжать ими дилеров. От себя добавляю следующее: раз уж "Автоваз" продолжит выпуск как минимум одной модели Renault (пусть и под своим брендом), видимо, часть комплектующих он же и будет производить.

Как оно будет складываться на самом деле — проверю на личном опыте. На следующей неделе как раз подходит срок проведения очередного техобслуживания моей Arkana. Съезжу к официальному дилеру (у которого обслуживаюсь давно) и посмотрю, как обстоят дела с ценами и наличием расходников. Уверяют, что проблем не будет.

Без АБС и на китайских деталях. Что станет с АвтоВАЗом после ухода «Рено»

Французский автомобильный концерн Renault планирует продать свою долю в АвтоВАЗе российскому государственному предприятию НАМИ. Фактически это означает национализацию компании — как уверяют российские чиновники, временную. Русская служба Би-би-си рассказывает, можно ли будет в России купить Renault и как будут выглядеть автомобили Lada.

На этой неделе стало известно о первой национализации в России: французская Renault окончательно покидает страну, а долю в российском концерне АвтоВаз и свой московский завод фактически передает в государственную собственность.

У французского автомобильного концерна 68% акций АвтоВАЗа, а остальные 32% принадлежат госкорпорации «Ростех». Пакетом Renault будет владеть федеральное государственное предприятие НАМИ, подведомственное минтрансу.

Кроме того, Renault планирует передать акции своего московского завода «Автофрамос» городу Москве. На этом заводе выпускались кроссоверы Renault Duster, Captur, Arkana и Nissan Terrano, но теперь, по словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, там будут производить другие автомобили.

«Автофрамос» изначально создавался как совместное предприятие Renault и правительства Москвы, но в 2012 году был полностью выкуплен французами.

«Покупать или тем более национализировать не входит в наши планы. Но если у компании нет сегодня возможности обеспечивать поставку компонентов, мы не можем бесконечно находиться в ожидании. Мы будем вынуждены найти альтернативу. Это будет касаться всех автопроизводителей, которые будут тянуть с решением», — сказал министр.

Цена сделки символическая — один рубль. Однако Renault оставляет возможность вернуть акции в будущем, если передумает, сказал Денис Мантуров.

«Да [уходят], но с опционом на пять или шесть лет — срок, в течение которого они могут принять решение по выкупу акций обратно. А если мы в этот период будем осуществлять инвестиции, это также будет учтено в стоимости. Никаких подарков здесь не будет», — цитирует министра ТАСС.

У Renault в России было 45 тысяч сотрудников. Помимо московского завода, Renault производил седаны Logan и хэтчбеки Sander на предприятии в Тольятти. Информации о том, будет ли полностью свернуто или возобновлено их производство, нет.

Какие модели может потерять АвтоВАЗ?

Автомобильные эксперты, к которым Русская служба Би-би-си обратилась за комментарием, считают, что уход Renault скажется на моделях автомобилей, производимых самим АвтоВАЗом.

Российская компания, вероятно, лишится прежде всего тех моделей, которые были созданы на базе автомобилей Renault и в которых было много импортных комплектующих, прогнозируют эксперты.

Это Lada Xray — ближайшая родственница французских автомобилей Sandero, Lada Vesta, а также Largus, который выпускался в пассажирской и коммерческой версиях.

Таким образом на конвейерах АвтоВАЗа останутся две модели «Нивы», а также «Гранта» и «Веста». Правда, в последней, по словам исполнительного директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, довольно много иностранных комплектующих, требующих замены. Эксперт назвал эти модели «историческим сегментом» АвтоВАЗа.

Какие функции могут потерять российские автомобили?

Даже эти модели в результате придется собирать в упрощенной комплектации: замену импортными деталям можно найти, но часть функций может быть утрачена.

«Возможно, придется отказываться от компонентов АБС [антиблокировочной системы, которая не дает колесам блокироваться во время торможения], от навигаторов и так далее. То есть с электронными компонентами, которые было дешевле импортировать, а в России производства таких компонентов нет», — объясняет Удалов.

В то же время автомобильный автоэксперт Алексей Хресин считает, что в нынешней ситуации откат автомобильных поколений назад будет не критическим.

«Лада Гранта» — это «Калина», а «Калина» была презентована в начале 2000-х годов. Это машина 15-летней давности. Я не вижу особенно никаких проблем, потому что блок управления двигателем у нас на «Ладе» до определенного времени использовался отечественный, а без АБС и без мультимедии раньше как-то ездили и теперь можно обойтись», — сказал он.

По словам Хресина, некоторые импортные запчасти Россия сможет заменить на китайские. «Китайцы на заказ могут сделать все, что угодно, если партия будет достаточно интересная для них», — сказал он.

«Это не будет подделка, на них не будет логотипа Renault, но это будут оригинальные запчасти из Китая, на которых будет стоять логотип их изготовителя. А то, что они по каким-то параметрам подходят, то уж извините, так получилось», — рассказал Алексей Хресин.

У АвтоВАЗа уже есть опыт выпуска «упрощенных» моделей. Как пишет автомобильный сайт Auto.ru, в 2021 году из-за мирового кризиса в производстве микрочипов производитель автомобилей запустил «антикризисную» версию моделей Vesta, Xray и Largus под названием Comfort Light. На них не устанавливали «мультируль» с кнопками управления различными электронными системами, а также медиасистемы.

Кроме того, в последнее время в прессе появилась информация, согласно которой АвтоВАЗ на неопределенное время перестанет выпускать машины с автоматической коробкой передач, потому что такие коробки не производятся в России.

Так, портал «5 колесо» сообщил, что у дилеров уже заканчиваются машины с автоматической коробкой, а новые заказы на такие версии временно не принимаются.

Как дорожает Lada

С начала войны в Украине АвтоВАЗ уже дважды резко поднимал цены — в конце февраля и начале марта.

Например, одна из самых популярных моделей Lada Granta в кузове седан до первого повышения 28 февраля стоила 598 900 рублей (8 120 долларов США). Сейчас ее стоимость на официальном веб-сайте «Лада» — 727 900 рублей (9 869 долларов).

Популярный у малого бизнеса универсал Lada Largus в феврале стоил 829 900 рублей (11 250 долларов), а на момент написания этого материала — уже 1 235 900 (16 700 долларов). Niva Legend подорожала с 693 900 (9 400 долларов) до 818 900 рублей (11 100 долларов).

Цены на автомобили поднимал не только АвтоВАЗ. По информации сайта Autonews.ru на конец марта, машины Hyundai в России подорожали на 14-30%, Kia — на 10-21%, Toyota — на 10-26%, Nissan — на 29-41%.

У Renault, которая входит в альянс с Nissan и Mitsubishi, был отмечен самый высокий рост цен среди европейских производителей — 35-42%. Второе место у Peugeot, чьи машины стали дороже на 35-50%.

Это сказалось и на ценах на запчасти и техобслуживание. По информации портала Лада.онлайн, стоимость техобслуживания поднялась для всех моделей. Правда, компания не фиксирует эти расценки, а только рекомендует их для официальных сервисов, а кроме того, она это делала дважды в 2021 году.

Проблемы с выпуском

В конце февраля — начале марта производство автомобилей в России стало замедляться. Главной причиной стала нехватка деталей — их поставки стали приостанавливаться из-за начала войны. Кроме того, логистика до конца не смогла восстановиться после коронавирусных ограничений.

АвтоВАЗ был даже вынужден отправить своих сотрудников в трехнедельный отпуск, который закончился 25 апреля. По информации «Автостата», это произошло из-за того, что компания планировала накопить детали для возобновления производства. Ранее единый корпоративный отпуск компании был запланирован на период с 25 июля по 14 августа.

Renault приостановила производство на своем заводе в Москве 23 марта. Тогда же компания объявила, что будет искать возможности выхода из АвтоВАЗа.

К тому моменту, как писали «Ведомости», поставки машин в Россию прекратили General Motors, Mercedes-Benz, BMW, Ford, Land Rover, Toyota, Volkswagen и Mazda.

Mercedes-Benz, Volkswagen, BMW, Hyundai и Skoda Auto остановили производство.

Как рассказал 28 апреля глава минпромторга Денис Мантуров, легковые автомобили в России сейчас выпускают только южнокорейские Hyundai и Kia, у которых есть запасы комплектующих, а также китайский Haval.

В результате российский автомобильный рынок в марте просел на 62,9%, или на 93 547 штук по сравнению с мартом 2021 года. По информации «Ассоциации европейского бизнеса», в марте 2022 года продажи составили всего 55 129 автомобилей.

При этом у АвтоВАЗа дела обстояли еще хуже — их продажи упали на 64%. В марте 2022 года компания смогла продать 12 289 автомобилей (год назад, в марте 2021-го — 33 779).

Renault отключила оборудование завода от ПО после ухода. Стало известно, почему конвейер завода «Москвич» удалось запустить только сейчас

Директор «Москвича» Дмитрий Пронин в свежем интервью «Инжениум» рассказал, почему конвейер на московском заводе, ранее принадлежавшем Renault, долгое время не могли запустить.

Renault отключила оборудование завода от ПО после ухода. Стало известно, почему конвейер завода «Москвич» удалось запустить только сейчас Фото: ZavodMoskvich / Telegram

Оказалось, что оборудование завода после ухода французской компании было отключено от программного обеспечения, и новые владельцы попросту не могли быстро заменить ПО.

Хуже всего дело обстояло с тем, что даже то оборудование, которое находилось на заводе — его отключили от программного обеспечения и нам приходилось восстанавливать его по крупицам, замещая отечественным ПО, делая свой собственный софт. Даже, казалось бы, простые роботы все работали на программном управлении, которое интегрировано в Renault. Когда коды обрезали, все остановилось.

Таким образом, у новых владельцев попросту не было никаких возможностей изначально запустить производство на конвейере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *