Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
«Начинаем переживать»: ситуация в автопроме и прогнозы на осень
Автопроизводство в России по итогам 2022 года может сократиться на 35-40% относительно предыдущего года. Такую оценку во время Петербургского международного экономического форума дал исполнительный директор Ассоциации «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин. Что касается объемов продаж машин, то по этому показателю игроки рынка ожидают более сильного падения. Представители автомобильной промышленности рассказали, какой видят ситуацию в отрасли и дали прогноз на осень.
Евгений Дорофеев, председатель правления союза «Автопром Северо-Запад», исполнительный директор ООО «Металлопродукция»:
«Автомобильный рынок развивается наподобие американских горок с очень резкими поворотами. Мы ещё в 2012-2014 году сделали упор на диверсификацию выручки и развитие экспорта. И этот упор был сделан на те страны, которые сейчас стали недружественными — более 30% выручки нашего бизнеса приходилось на экспорт в Европу, США, Южную Африку, Австралию. Сейчас мы вынужденно осваиваем новые рынки, делаем акцент на Ближний Восток, Юго-Восточную Азию. Там потенциал есть. Проблема в том, что основа покупательной способности в мире находится сейчас в недружественных странах. При перестройке и выходе на новые рынки нужно учитывать, что в разных странах отличаются предпочтения потребителей.
Что касается российского рынка, то мы в интересной ситуации. По нашим базовым прогнозам по итогу 2022 года в России будет продано 600-800 тыс. новых автомобилей — это более чем в два раза меньше, чем в прошлом году. Это средне-оптимистический сценарий. Мы надеемся, что рынок эти цифры освоит.
«По нашим базовым прогнозам по итогу 2022 года в России будет продано 600-800 тыс. новых автомобилей — это более чем в два раза меньше, чем в прошлом году».
В целом сейчас в автомобильной отрасли две проблемы. С одной стороны, потребителям не на что покупать автомобили из-за постоянно повышающихся цен. С другой стороны, нечего покупать. С этой точки зрения хочется обратить внимание на то, что санкции будут не вечными, но долгими. Сейчас важно определить те технологии или те компоненты, которые с наибольшей вероятностью под санкциями останутся и в ближайшие два-три года, сделать акцент на развитие производства этих компонентов. Потому что всё освоить невозможно и нет смысла. Что касается поддержки потребительского спроса, то бизнесу совместно с правительством стоит разработать программы, которые будут стимулировать спрос, в том числе это можно делать с помощью стимулирования кредитования.
«Бизнесу совместно с правительством стоит разработать программы, которые будут стимулировать спрос, в том числе это можно делать с помощью стимулирования кредитования».
В нашей организации ввиду сокращения рынка мы ищем новые ниши, где можем применить наши компетенции. Более плотно начинаем работать на рынке оборудования для сельскохозяйственной техники. По части экспорта мы продолжаем сотрудничать с недружественными странами. Просто сейчас усложнилась логистика и снизились объёмы экспорта.
Что касается прогнозов на осень, то, я думаю, логистические проблемы в третьем-четвертом квартале 2022 года разрешатся. Возобновление работы петербургских заводов Toyota, Nissan, Hyundai в принципе реалистично. Но здесь нужно отменить, что в приостановку деятельности этих производств вносят вклад два фактора. Первый — глобальный — трудности с логистикой в целом в мире, энергетический кризис в Китае, последствия локдауна. Второй — это санкции. Я пока затрудняюсь ответить, какой из этих факторов имеет больший вклад. Если говорить о логистике, то просто всё стало дороже. Например, для нас отправить фуру в Германию стало в 2-2,5 раза дороже, потому российские перевозчики не могут работать в Европе и надо искать другие варианты. А что касается санкций, то часть иностранных компаний просто опасаются работать на российском рынке, чтобы не испортить имидж и не снизить продажи на ключевых для них рынках, например, рынке США».
Денис Загарин, руководитель Научно-исследовательского центра по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) ФГУП «НАМИ»:
«Если о грустном, то количество заказов сокращается катастрофично. Раньше российские производители составляли у нас не более 30% от всех оказываемых сертификационных услуг. Сейчас у нашей компании около 150 партнёров, в прошлом году было более 500».
Антон Уличев, генеральный директор ООО «Оранж Драйв Инжиниринг»:
«У нас основные заказчики — это автомобильные производители по Северо-Западному региону и поставщики комплектующих. Если говорить о лице автопрома, то оно начинает седеть, переживать. Хочется надеяться, что мы наберёмся в этом лице мужества и сможем трансформировать свою деятельность. Все проекты, которые мы вели, временно приостановлены. Работа по испытаниям, по исследованиям практически нами не проводится. Но мы поддерживаем главный актив — наши кадры.
«Локализовать автокомпоненты [в России] — это достаточно долгий и тяжёлый процесс и сейчас иностранные поставщики испытывают большие трудности ввиду практически полной остановки деятельности автопроизводителей».
Есть некоторые переживания, касаемо зарубежных поставщиков комплектующих. Российские поставщики максимально гибкие и могут быстро изменить свою деятельность. У зарубежных поставщиков мы видим тяжёлую ситуацию. Локализовать автокомпоненты [в России] — это достаточно долгий и тяжёлый процесс и сейчас иностранные поставщики испытывают большие трудности ввиду практически полной остановки деятельности автопроизводителей».
Западные санкции и авторынок России: что теперь будет с обслуживанием машин
Больше всего шума наделали сообщения руководства мировых автомобильных концернов, в которых те заявили о приостановке деятельности на территории России — прекращению импорта и выключению конвейеров российских заводов. Ухудшили информационную ситуацию, как обычно, «диванные эксперты» из соцсетей, предрекшие нашей стране возвращение во времена годовых очередей и выбора между «Жигулями» и «Москвичом». На самом деле именно на первичном авторынке ситуация выглядит наиболее понятно и прогнозируемо.
Первое и главное: ни один из автомобильных концернов на сегодняшний день не заявил о своем полном уходе из России. Во всех заявлениях присутствуют слова «временно», «до изменения ситуации», «приостановка» и тому подобные фразы, оставляющие широкое поле для маневра. Более того, заявления центральных офисов европейских марок и их российских представительств заметно отличаются.
Если западные топ-менеджеры расплывчато намекают на присоединение к санкциям, то отечественные офисы в своих разъяснительных письмах в СМИ ссылаются исключительно на нарушение логистики и сбои поставок комплектующих, подчеркивая, что ищут выход из ситуации и продолжают работу.
Радикальную позицию на текущий момент заняли в Skoda. Чехи, возглавляемые немцем Томасом Шеффером, идущем, конечно, в фарватере всего концерна VAG, уже не первый раз замечены в геополитической активности. Например, именно Skoda первой из мировых брендов ввела санкции против Беларуси во время антигосударственных беспорядков. С какой целью частная автомобильная компания настолько рьяно высказывает свою политическую позицию против России и Беларуси, чьи рынки для «Шкоды» суммарно занимают второе место по объемам сбыта, остается загадкой. На ум приходит только давняя теория заговора о внутрикорпоративной конкуренции в Volkswagen.
Достаточно странной выглядит и позиция Volvo — они остановили импорт. Дело в том, что легковое подразделение шведской компании целиком и полностью принадлежит китайскому холдингу Zhejiang Geely, автомобильный бренд которого — Geely Auto — находится в тесных партнерских отношениях как с Россией, так и с республикой Беларусь.
А вот кто пошел против мирового течения, так это южнокорейцы, которые присоединились к санкциям, но прямо заявили, что Hyundai и Kia к этому отношения не имеют, а потому продолжат полноценную работу в России. Само собой, никуда из нашей страны не собираются уходить и все китайские бренды, которые станут главными бенефициарами в сложившейся ситуации.
Кроме того, посоветовал сохранить бизнес в России и президент Франции. Правда, бренды Peugeot и Citroen могут оказаться под большим давлением со стороны американской половины концерна Stellantis, которая на нашем рынке особого значения не имеет.
Так или иначе, а полноценного забвения со стороны мировых автомобильных марок ждать вряд ли придется. Во-первых, уход минимум трети автомобильных марок из хвоста российской статистики отечественные автовладельцы просто не заметят — настолько ничтожны их продажи на фоне первой десятки брендов. Во-вторых, в худшем случае, отечественный рынок ждет перераспределение долей рынка в сторону азиатских брендов. Ну а в-третьих, очень вероятен ренессанс «серых» дилеров наподобие тех, что ввозят в нашу страну новые американские Tesla.
А вот что практически гарантировано, так это рост цен. Дефицит уже привел к тому, что Kia Rio отдают в автосалонах за 2-2,5 миллиона рублей, а Hyundai Creta — за 3, а то и за 3,5 миллиона.
Не меньше новостей и на вторичном авторынке. Тут не настолько активно растут цены на автомобили, насколько быстро исчезают сами машины. Все приличные экземпляры вымели еще в пандемию. Сейчас же найти автомобиль в достойном состоянии стало практически невозможно, особенно если речь идет о сумме до миллиона рублей — предел для большинства отечественных покупателей.
Первый тренд — с площадок trade-in официальных дилеров исчезли добротные варианты. Коронавирусный дефицит, обрушивший услугу обмена старого автомобиля на новый, привел к тому, что автосалоны стали выкупать на склад подержанных машин такие экземпляры, за которые еще пару лет назад менеджера бы сразу уволили. Текущее из мотора и коробки масло, горящий «чек», лопнувшая шпатлевка на кузове и мятые пороги предлагаются продавцами уважаемых дилеров как еще неплохой вариант, просто «требующий заботы». Иномарки C-класса в таком состоянии сейчас предлагают за 500-700 тысяч рублей. А ведь есть объявления и за 400, и за 300 тысяч рублей. Что продается за такие деньги, даже представить сложно.
Второй тренд — засилье перекупщиков, которые начали действовать хитрее. Теперь они маскируются под реальных владельцев, к которым у простых автомобилистов больше доверия, и даже в объявлениях сами же пишут, чтобы перекупщики их не беспокоили. Машины теперь фотографируются не на площадках, а во дворе жилых домов, имитируя принадлежность к реальному хозяину. По факту осмотра оказываешься на старых добрых авторынках с известными проблемами: восстановленный кузов, скрученный спидометр и прочие «радости» неискушенного автовладельца.
Третий тренд — спасительные «Автотеки» и прочие базы данных помогают, но не особо. Да, они являются некой гарантией показа юридической чистоты, проверяя залоги, штрафы и прочие документальные нюансы. Но, увы, никакой гарантии технического состояния даже с учетом наличия данных по сервисной истории не дают. Не дают они никакой гарантии и в плане показа реальных ДТП — часть автовладельцев их просто не оформляет, ремонтируя машину в гараже. В итоге приезжаешь посмотреть машину с «зеленой Автотекой», а в реальности видишь ржавое и трижды перекрашенное ведро.
В общем, если под руку попадается машина из знакомых рук в проверенном состоянии, можно смело ее покупать даже просто как вложение средств, поскольку в ближайший год ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону.
А вот автосервисная сфера на текущий момент является главной угрозой кошельку и спокойной жизни российских автовладельцев. И причин тому много. Главные из них — дефицит оригинальных запчастей и рост цен. В зоне риска владельцы гарантийных машин и престарелых премиальных авто.
Итак, приостановка деятельности мировых брендов подразумевает и заморозку поставок оригинальных комплектующих, которые должны использовать владельцы гарантийных машин. По словам дилеров, складских запасов еще на какое-то время хватит, а вот что будет потом — большой вопрос. В случае использования неоригинальных запчастей владельцы с большой вероятностью потеряют гарантию.
Еще одна проблема — кузовные детали и кузовной ремонт гарантийных машин, которые получают от страховых компаний направления. По предварительной информации, страховщики в связи с риском неисполнения ремонтных работ уже готовы вернуться к практике выдачи денег вместо направлений, переложив проблему восстановления поврежденных машин на владельцев.
Что касается неоригинальных деталей, то с их наличием особых проблем как раз не ожидается. Большая часть заводов неоригинала находится в Китае, Тайланде, Турции, Индии и прочих неевропейских странах, которые не вводили санкции против России. Например, российские представители таких брендов как KYB, CTR или Brembo заявили, что просто перераспределят поставки с других заводов.
Кроме того, большие перевалочные склады запчастей находятся в странах СНГ и в Казахстане в частности. Соседняя страна помимо всего прочего является и известным мостом по поступлению в Россию контрафакта из того же Китая. Очевидно, что рост «нелегальных» деталей теперь заметно увеличится.
Проблема тут заключается только в том, что достаточный ассортимент неоригинальных компонентов производится для самых популярных моделей вроде тех же Hyundai, Toyota, Nissan, Volkswagen или Renault. А вот владельцы подержанных «Мерседесов» или не дай бог «Ягуаров» могут очень сильно «попасть», поскольку многие запчасти для подобных авто бывают только оригинальные. Тут надежда только на разборки и умельцев по восстановлению.
Само собой, все вышеперечисленное уже привело к паническому подъему цен на сервисное обслуживание. Беглый обзвон ближайших знакомых автосервисов констатировал подъем цен на работы в полтора раза, на запчасти — в два-три! Если еще вчера замена комплекта цепи ГРМ на известном своими проблемами моторе EP6 стоила около 20-25 тысяч рублей, то в марте 2022 года стоимость процедуры на независимых СТО поднялась до 50 тысяч рублей!
Как объясняют сервисмены, такая «инфляция» объясняется пока не дефицитом, а неизвестностью и очередными скачками курса рубля — запчасти для сегмента aftermarket в России практически не производятся. Игроки рынка прямо рекомендуют автовладельцам на ближайшие ремонты покупать детали впрок.
Если обобщать, то в случае долгосрочного сохранения антироссийских санкций, отечественный авторынок ждет не столько коллапс, сколько масштабное переформатирование. Очевидно, что без новых машин и неоригинальных запчастей автовладельцы точно не останутся. Просто акцент сильно сместится в азиатскую сторону, что повлечет и соответствующую перестройку остального рынка.
Однако в долгосрочный ход событий никто особо не верит. Для многих мировых бизнес-игроков Россия остается миллиардным рынком, в который было слишком много вложено, а потому автокомпании уже ищут (и даже находят) лазейки в санкционной политике. Кроме того, мировые политики, с лёту поддержавшие запреты для нашей страны, потихонечку «включают заднюю», просчитав ответные меры, которые ударят не только по финансовой, но и по социально-политической стабильности благополучных стран. А это прямой удар по имиджу комфортной и сытой жизни Запада.
«Интерес к машинам резко обрубило». Что ждет автодилеров в 2022 году
Многочисленные санкции нанесли серьезный удар по российскому авторынку. Ряд зарубежных компаний приостановили деятельность в нашей стране, шоу-румы стали стремительно пустеть, а цены на новые машины резко пошли вверх. В результате продажи автомобилей в России в марте упали сразу на 62,9%. В такой ситуации многим компаниям грозит закрытие, а другим придется серьезно поменять подход к торговле.
Отсутствие автомобилей и запреты поставок
По мнению руководителя аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, число дилеров в этом году будет сокращаться на фоне приостановки деятельности целого ряда зарубежных автопроизводителей. Речь идет о Volkswagen, Skoda, Renault, Mercedes-Benz, BMW, Mitsubishi, концерне Stellantis (выпускал в Калуге Peugeot, Citroen и Opel) и пр. В случае полного ухода некоторых брендов с нашего рынка (первым из них может стать General Motors), ситуация с автосалонами станет и вовсе патовой.
«Собственники встанут перед выбором — либо закрываться, либо перепрофилировать деятельность. Можно продолжать заниматься сервисом и автомобилями с пробегом. Главная проблема дилеров — отсутствие поставок новых машин. Сейчас по основному числу марок их нет вообще и перспективы очень туманны. Если все так пойдет и дальше, то рынок сократится более чем в два раза», — подчеркнул эксперт.
Руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский считает, что в первую очередь проблемы ждут дилеров премиальных марок. Это связано с запретом Евросоюза, США и Японии на экспорт в Россию и Белоруссию предметов роскоши, в том числе дорогих автомобилей. Например, под запрет могут попасть большинство моделей BMW, Mercedes-Benz, Lexus и пр.
«Безусловно, какие-то модели они продавать смогут. Например, у Mercedes-Benz в России могут остаться модели A-Class и B-Class. Однако для их реализации вряд ли понадобится такое количество автосалонов и менеджеров», — заметил эксперт.
В двух крупных дилерских центрах Mercedes-Benz в Москве признали наличие запрета на поставки большинства моделей. При этом сотрудники компаний уверили, что пока машины в наличии есть.
«Автомобили в шоу-руме и на складах присутствуют. Поэтому мы работаем и ждем клиентов. Однако с покупкой стоит поторопиться, потому что из-за запрета непонятно, когда ждать следующих поставок, и будут ли они вообще. О дальнейших перспективах компании я говорить не могу, но пока никаких указаний сверху не поступало», — объяснила менеджер одного из автосалонов немецкого бренда.
Спасет ли дилеров снижение цен
Но даже наличие автомобилей может не спасти дилеров от закрытия. Все дело в снижении покупательской способности, которая связана с резким скачком цен на машины, а также подорожанием запчастей и обслуживания. По словам Александра Шумского, в такой ситуации люди просто не готовы покупать машины.
«Я думаю в ближайшие год-два новые дилеры вообще в России появляться не будут. Количество существующих компаний сократится на 20-25%», — поделился прогнозом эксперт.
Эксперт по подбору автомобилей и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов, отметил снижение спроса на новые машины в России. По мнению специалиста, это связано с огромной дилерской наценкой на автомобили. Впрочем, некоторые торговые компании уже начали снижать цены на машины.
«В середине марта интерес к машинам резко обрубило. И сейчас видно, что многих продавцов это привело в себя, и они начали снижать наценки — отдают популярные модели по рекомендованным ценам или с минимальными накрутками», — рассказал эксперт.
Некоторые из опрошенных Autonews.ru дилеров подтвердили, что за последнее время они снизили цены на машины, а также ввели существенные скидки. Впрочем ожидать возвращения стоимости автомобилей на уровень близкий к началу года пока не стоит.
«Снижение цен вряд ли сможет как-то кардинально изменить ситуацию. Имеющиеся у нас машины рано или поздно найдут своих покупателей. Если поставок не будет, разумеется, мы вынуждены будем закрыться. Уже сейчас объем работы сократился в разы», — объяснил источник в одном из крупных автосалонов по продаже европейских машин.
«С Китаем проблем нет»
Как считает Александр Шумский, серьезных проблем в нынешней ситуации смогут избежать дилерские центры китайских брендов. Однако, по мнению экспертов, на фоне снижения покупательской способности их вряд ли станет больше.
«Нынешние автосалоны останутся. Не исключаю, что некоторые дилерские центры даже могут увеличить количество сотрудников. Однако открытия новых шоу-румов ожидать не стоит», — подчеркнул Шумский.
Аналогичного мнения придерживается и Сергей Целиков. По его словам, именно китайские автомобили сейчас пользуются «наибольшим интересом» в России. В такой ситуации некоторые из существующих дилерских центров других марок могут начать работу с брендами из Поднебесной.
В одном из крупных дилерских центров Haval с таким оптимистичным для них прогнозом согласились. Как рассказал сотрудник торговой компании, вся модельная линейка бренда присутствует в автосалоне, а на складах имеется достаточный запас машин.
«С Китаем сейчас никаких проблем нет. Плюс, не забываете, что у нас свой завод в Тульской области, который продолжает работу. По спросу в последний месяц мы немного просели, но я думаю это временные затруднения. Модельная линейка Haval будет расширяться, например, скоро мы предложим клиентам Dargo. Поэтому я допускаю расширение дилерских сетей и штата сотрудников компании в ближайшем будущем», — подчеркнул он.
У компании Geely дела идут не так хорошо из-за проблем с логистическими цепочками. Однако представители дилерских компаний заверили, что это не скажется на работе автосалонов.
«Есть определенные сложности с поставками, но это носит временный характер. Никаких сокращений или закрытия шоу-румов не планируется», — объяснил сотрудник одной из торговых компаний.
Онлайн-продажи
В сложившейся ситуации некоторые эксперты делают ставку на активное развитие онлайн-продаж. Впрочем, такую точку зрения разделяют не все. Например, большинство опрошенных представителей автосалонов уверены, что такая система в России в ближайшее время не заработает.
«Как вы себе представляете покупку машины за несколько миллионов рублей в онлайн-формате? В России многие опасаются даже недорогую бытовую технику или одежду через интернет заказывать. Очень сомневаюсь, что кто-то захочет рисковать. Обычно перед приобретением авто проводится небольшой тест-драйв, а также детальный осмотр машины. Как все это делать в виртуальном пространстве? Мне не понятно», — заявил менеджер крупного автосалона на севере столицы.
Александр Шумский также предположил, что такая услуга будет пользоваться низкой популярностью у отечественных автомобилистов. Эксперт напомнил, что у целого ряда компаний уже есть виртуальные шоу-румы, однако востребованным этот сервис у клиентов так и не стал.
«При этом надо понимать, что онлайн-продажи все равно обязывают компанию иметь штат сотрудников. Например, понадобятся менеджеры, которые привезут машину и заключат договор, операторы колл-центров или технические специалисты и так далее. То есть фактически речь идет только лишь об отказе от шоу-рума», — резюмировал эксперт.
Сервисное обслуживание
Абсолютно все опрошенные менеджеры автосалонов уверены, что сервисное обслуживание машин сохраниться в полном объеме. Причем, это касается и тех брендов, которые приостановили свою деятельность в России.
«Уход с рынка — это заявление, но как будет дальше, мы пока не знаем. General Motors еще два месяца назад прислал нам уведомление, что хочет уйти, но мы продолжали работать. В целом сейчас все автобренды в похожем положении. Кто-то на грани ухода, но машины в любом случае обслуживать будут. Также и Opel уходил, но машины было, чем чинить», — рассказал менеджер в автосалоне Chevrolet.
Компания Renault навсегда покидать российский рынок не собирается, но свою деятельность в нашей стране временно заморозила. При этом автосалоны продолжают торговать французскими машинами, а в сервисных центрах идет обслуживание.
«Производство на московском заводе компании приостановлено, когда оно возобновится сказать сложно. Однако сервисное обслуживание машин останется, это 100%. Детали в наличии есть, так что переживать нет повода», — заверил представитель дилерского центра Renault на юге Москвы.
Поддержал своего коллегу и сотрудник одного из автосалонов Volkswagen. По его словам, сокращения сервисные отделы не затронут. «Клиентов в любом случае никто не бросит», — подчеркнул он.