Как плавно тормозить на автомате
Перейти к содержимому

Как плавно тормозить на автомате

  • автор:

Что такое торможение двигателем и как правильно его применять

Фото: Shutterstock

Замедлить автомобиль можно не только с помощью рабочей тормозной системы.

Эксперт в этом материале: Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ.

Что такое торможение двигателем

Торможение двигателем — это процесс замедления транспортного средства путем снятия ноги с педали акселератора, иногда в сочетании с последовательным переключением передач вниз. Прием может применяться как самостоятельно, так и одновременно с использованием штатной тормозной системы.

При отпускании педали акселератора при включенной передаче двигатель перестает придавать ускорение и начинает затормаживать автомобиль. Это происходит за счет замедляющих сил в двигателе и последовательного переключения передач сверху вниз.

Фото: Shutterstock

Фото: Michael Hartmann / imagebroker.com / Global Look Press

Технически такое торможение выглядит следующим образом. При отпускании педали газа на включенной передаче и при отпущенной педали сцепления (на автомобиле с «механикой») дроссельная заслонка бензинового двигателя закрывается, а топливо перестает подаваться в цилиндры. Во впускном коллекторе возникает сильное разрежение, гасящее энергию работы поршней. Автомобиль перестает набирать ход или поддерживать скорость и начинает плавно замедляться. Такое замедление нельзя назвать эффективным на фоне замедления штатными тормозами, но оно происходит быстрее, чем при движении накатом — на нейтрали или с выжатой педалью сцепления.

Чтобы усилить эффективность торможения двигателем, применяется прием последовательного переключения передач с более высокой на пониженную: с четвертой на третью, вторую, первую. Такое переключение позволяет поднять обороты двигателя и погасить большее количество крутящего момента непосредственно в моторе. В процессе такого торможения энергия поступает не от двигателя на колеса, а от колес и трансмиссии в двигатель — коленчатый вал совершает вынужденную работу.

На практике торможение двигателем в том или ином виде применяется в самых разных ситуациях — для плавного замедления автомобиля в «рваном» городском потоке, для безопасного торможения на скользкой дороге, при отказе тормозной системы, при длительном спуске с горы и при спортивной езде на гоночном треке.

Торможение двигателем имеет массу полезных свойств

Плюсы торможения двигателем

Торможение двигателем имеет массу полезных свойств. Вот лишь наиболее важные из них:

Экономия топлива

При размеренной, плавной езде в городском потоке использование приема торможения двигателем не просто повышает комфорт передвижения, но и позволяет экономить топливо. Выжимая сцепление и размыкая трансмиссию, то есть двигаясь накатом, вы вынуждаете двигатель переходить на холостой ход — в камеры сгорания начинает впрыскиваться топливо для поддержания работы мотора. При торможении двигателем горючее в камеры сгорания не поступает.

Увеличение ресурса тормозной системы

Применение приема торможения двигателем увеличивает ресурс тормозных колодок и дисков. Часть энергии гасится не ими, а мотором автомобиля.

Снижение опасности заноса на скользком покрытии

При грамотном использовании приема торможения мотором снижается вероятность заноса автомобиля на скользком и мокром покрытии. Именно по этой причине чаще всего такой прием применяется зимой. Заблокировать колеса при торможении двигателем достаточно сложно, но возможно.

Возможность длительного торможения

При длительных спусках в горной местности существует высокий риск перегрева тормозов. На таких участках водителям рекомендуется в обязательном порядке прибегать к торможению двигателем — это частично или полностью снимает нагрузку с тормозной системы.

Возможность экстренной остановки

Иногда торможение двигателем помогает водителям спасти жизнь. При отказе тормозов этот метод позволяет замедлить транспортное средство и избежать ДТП.

Охлаждение мотора

При экстремальных нагрузках, к примеру, во время спортивных соревнований, прием торможения двигателем позволяет разгрузить не только тормоза, но и двигатель. В процессе такого торможения, напомним, вспышек в камерах сгорания не происходит, а охлаждающая жидкость и масло продолжают прокачиваться. Это позволяет эффективнее охлаждать агрегат.

Приём торможения двигателем позволяет разгрузить не только тормоза, но и двигатель

Минусы торможения двигателем

В среде отечественных автомобилистов принято считать, что торможение двигателем вредит мотору и трансмиссии. Профильные эксперты с этим категорически не согласны. Минусы действительно можно отыскать, но они относятся скорее к безопасности.

Риск собрать «паровозик»

При торможении двигателем стоп-сигналы автомобиля не загораются. Такой маневр может стать сюрпризом для других участников дорожного движения. Комбинированное экстренное торможение с одновременным использованием тормозной системы и двигателя существенно повышает риск собрать «паровозик».

Вероятность заноса

При неправильном выборе передач, грубой работе с педалью сцепления и отклонении от прямолинейного движения во время торможения двигателем, особенно на переднеприводном автомобиле, возникает риск возникновения заноса — автомобиль может развернуть вокруг передней оси.

Повысить эффективность торможения двигателем на машине с коробкой автомат можно самостоятельным переключением передач вниз в ручном режиме

Повышенная нагрузка на привод ГРМ

Во время грубого торможения двигателем с неправильным выбором передач и резкой работой педалью сцепления существенно возрастают нагрузки на привод газораспределительного механизма — ремень или цепь. При неумелом выполнении приема возможен их обрыв, и, как следствие, дорогостоящий ремонт двигателя.

Повышенная нагрузка на уплотнения

Повышенное разрежение во впускном коллекторе при торможении двигателем может приводить к разгерметизации уплотнений и подсосу неучтенного воздуха. Такое возможно лишь на уже «уставших» и требующих внимания двигателях.

Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

«Возможность поломки при торможении мотором — глупости. Такое торможение идет машине только на пользу. И ресурс выше, и торможение эффективнее… Когда тормозишь мотором с высоких оборотов, нагрузки на двигатель нет. Температуры низкие, вспышек в цилиндрах нет, при этом насос работает эффективно и масло все охлаждает, давление в системе высокое. Высокое давление масла — для двигателя благо. Мотором тормозить и эффективно, и очень полезно. В вакуумном усилителе также возникает хорошее разрежение — становится легче тормозить».

Как тормозить двигателем на «механике»

Алгоритм действий при торможении двигателем на машине с «механикой» прост. К примеру, вы видите перед собой на достаточном расстоянии красный сигнал светофора. В этом случае можно отпустить педаль газа и продолжать катиться до тех пор, пока обороты двигателя и скорость движения не позволят вам переключиться на передачу ниже. Передачи переключаются вниз шаг за шагом, а скорость машины плавно падает. При необходимости машину можно полностью остановить, нажав педаль тормоза и выжав сцепление.

По-иному придется действовать при экстренном или спортивном торможении. В этом случае торможение двигателем сочетается с работой педалью тормоза — эффективность торможения возрастает до максимума, поскольку часть энергии гасит двигатель.

Например, вы мчитесь на скоростной трассе, и на дорогу неожиданно выбегает лось. В этом случае помимо стандартного экстренного торможения можно выполнить торможение двигателем, то есть, не отпуская педали тормоза, последовательно переключать коробку вниз. Главное — не крутить в процессе рулем и не перескакивать через передачу. Ни при каких условиях не рекомендуется переходить с высокой передачи сразу на вторую или первую. Это чревато блокировкой колес и потерей контроля над машиной.

При переключении механической коробки вниз применяют прием перегазовки. Он помогает мягко включить пониженную передачу и снять нагрузку с синхронизаторов и трансмиссии, а заодно предотвратить резкое смещение веса автомобиля на переднюю ось и уменьшить шанс блокировки колес.

Выполняется перегазовка следующим образом:

— выжимается сцепление;
— выключается передача (коробка в нейтрали);
— резким кротким нажатием открывается и закрывается газ;
— в момент падения оборотов включается пониженная передача;
— отпускается сцепление.

Как тормозить двигателем на автомате

Торможение двигателем возможно и на автомобилях, оснащенных автоматическими трансмиссиями. Как правило, на машинах с автоматом торможение мотором менее эффективно, чем на моделях с механикой, но осуществить его также можно.

При снятии ноги с педали газа машина с автоматом, как и автомобиль с механикой, будет замедляться. По мере падения скорости электроника самостоятельно выберет подходящую передачу и будет переключаться вниз в нужной последовательности.

Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

«Современные адаптивные коробки передач умеют подтормаживать двигателем принудительно, причем дроссельная заслонка закрывается не полностью. Это связано с выполнением норм токсичности — чтобы были маленькие насосные потери (из-за сильного разрежения картерные газы подсасываются в цилиндр)».

Повысить эффективность торможения двигателем на машине с коробкой автомат можно самостоятельным переключением передач вниз в ручном режиме — с помощью селектора или подрулевых лепестков. Однако далеко не каждый автомат имеет возможность принудительного переключения. На старых агрегатах сбрасывать ступени невозможно. Подробности об алгоритме действий изложены в инструкции отдельно взятой модели.

При торможении двигателем стоп-сигналы автомобиля не загораются.

Есть и еще одна особенность, о которой стоит помнить. Большинство автоматов, что называется, живут своей жизнью. У таких коробок есть умные блоки управления с «защитой от дурака», не позволяющей включить пониженную передачу при слишком высокой скорости.

Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

«Легче тормозить мотором с механической коробкой передач. Автомат всякий раз приходится переводить в спортивные режимы и вручную перещелкивать. Перевел в режим «спорт» или в ручное переключение — и начинаешь подщелкивать передачи».

Торможение двигателем на электрокаре

Возможность торможения двигателем заложена в любом современном электрокаре. Более того, эта функция позволяет не только эффективно замедляться, но и рекуперировать энергию — запасать ее в аккумуляторе, тем самым повышая запас автономного хода.

При торможении электрокара его силовой агрегат отключается от источника тока и переходит в режим генератора, то есть сам вырабатывает электроэнергию. В этом режиме в обмотках ротора возникают противоположно направленные токи, а на валу электродвигателя возникает тормозной момент. Запасенная кинетическая энергия переходит в электроэнергию и тепло. Электрическая энергия поступает в аккумулятор, а тепловая рассеивается за счет нагрева обмоток. Такой тип торможения обладает гибкими настройками: тормозящий момент можно плавно контролировать.

Когда лучше тормозить двигателем

Злоупотреблять торможением двигателем в условиях каждодневной езды на автомобиле не стоит, равно как и полностью отказываться от этого приема. Важно помнить, что само по себе такое торможение на автомобиле с ДВС не обеспечивает быстрого замедления, но позволяет увеличивать ресурс тормозов, сжигать меньше горючего и повышать безопасность передвижения.

Этот метод оправдан в соответствующих дорожных условиях. Комбинированное торможение (сочетание торможения двигателем с обычным торможением) — чрезвычайно эффективный прием, требующий детального освоения и практики.

Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

«Тормозить мотором нужно. Сегодня этот процесс не так эффективен, как был на карбюраторных двигателях. Тем не менее, все грузовики тормозят двигателем — это обязательное условие. Есть даже специальный горный тормоз, который закрывает заслонку на выхлопе и создает дополнительное сопротивление. Надо использовать энергию двигателя. В легковушке тоже нужно эту возможность использовать, пусть и в меньшей степени. На скользком покрытии лучше всего подтормаживать как раз мотором. А так — тормози ногами».

Как нужно правильно тормозить на автомате

Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач имеет свои особенности, включая специфику торможения. Правильное и безопасное использование тормозов является одним из ключевых моментов водительского мастерства. В этой статье мы рассмотрим методы правильного торможения на автоматической коробке передач и предоставим несколько полезных советов для водителей.

Какой ногой правильно тормозить на автомате

Один из наиболее обсуждаемых вопросов связанных с автоматическими коробками передач — это какой ногой правильно тормозить на автомате. Все зависит от типа коробки передач в автомобиле.

  1. Для классического автомата с гидротрансформатором можно тормозить левой ногой. Однако, желательно избегать одновременного нажатия на педаль тормоза и газового педали, чтобы избежать конфликта между двумя системами.
  2. В случае использования современного роботизированного автомата или двухсцепной коробки передач, рекомендуется использовать только правую ногу для торможения.

Как трогаться и тормозить на автомате

При трогании на автоматической коробке передач необходимо соблюдать определенные последовательности действий для обеспечения плавного запуска и надежного торможения.

  1. Для начала, удерживая автомобиль тормозом, переведите рычаг управления из режима P в D или R (если вы движетесь назад).
  2. Опустите ручник и постепенно отпустите тормоз. Это позволит автомобилю начать движение без рывков и плавно преодолевать уровень мощности двигателя.
  3. Чтобы увеличить скорость, плавно нажмите на газовую педаль и автоматическая коробка задержит передачу на более низкой скорости, обеспечивая плавное ускорение.

Нужно ли нажимать тормоз на автомате

Вопрос о необходимости использования тормозов на автоматической коробке передач является одним из наиболее обсуждаемых. Однако, однозначный ответ на этот вопрос положителен: несмотря на тип дороги и уклона, всегда рекомендуется активировать стояночный тормоз.

Активация стояночного тормоза позволяет установить надежное удержание автомобиля на месте, предотвращая его откат или непредвиденное движение, особенно на спусках или при парковке на склоне. Важно помнить, что даже на ровном асфальте стояночный тормоз является неотъемлемой частью правильного парковочного процесса.

Можно ли тормозить ручным тормозом на автомате

Одним из спорных вопросов является возможность использования ручного тормоза на автомобилях с автоматической коробкой передач. Стояночный тормоз, который обычно управляется ручкой рядом с рычагом управления, фиксирует непосредственно колеса автомобиля, зажимая тормозные колодки. Это не влияет на автоматическую коробку передач.

Таким образом, использование ручного тормоза на автомобиле с автоматической коробкой передач можно считать безопасным и рекомендуемым, особенно при парковке на склоне или на временной остановке.

Полезные советы и выводы

  • Постепенное нажатие на педаль тормоза является ключевым моментом при торможении на автомате. Оно позволяет избежать резкого торможения, что особенно важно на мокром или скользком покрытии дороги.
  • При спуске по крутому уклону рекомендуется использовать торможение двигателем, чтобы снизить нагрузку на тормозную систему и предотвращать ее перегрев.
  • Всегда убеждайтесь, что стояночный тормоз активирован при парковке на автоматической коробке передач, даже на ровной поверхности.
  • Использование ручного тормоза может быть полезным и безопасным дополнением к системе торможения на автомобиле с автоматической коробкой передач.

В итоге, правильное торможение на автоматической коробке передач — это важный аспект безопасного вождения. Следуя вышеуказанным рекомендациям и правилам, вы сможете эффективно использовать тормозную систему и обеспечить безопасность при любых дорожных условиях.

Нужно ли нажимать на тормоз при переключении коробки автомат

Нет, при переключении коробки автомат не нужно нажимать на тормоз. Переключение скоростей в автоматическом режиме осуществляется самой коробкой передач. Водитель должен только выжимать педаль газа и тормоза в соответствии с дорожной ситуацией. Для управления работой автоматической трансмиссии используется рычаг, который позволяет выбирать нужную передачу. При этом водительу необходимо ознакомиться с основными режимами работы автоматической коробки и правильно использовать их в зависимости от необходимых условий езды. Корректное переключение передач на автомате помогает обеспечить более комфортное и экономичное движение, а также продлевает срок службы коробки передач.

Как правильно пользоваться стояночным тормозом

Стояночный тормоз — важная часть автомобиля, которую необходимо правильно использовать для обеспечения безопасности при парковке. Если ваш автомобиль имеет механическую коробку передач (МКПП), процесс управления стояночным тормозом будет немного отличаться. Вам следует опустить рычаг в исходное положение, предварительно зажав кнопку на нем. Если же ваш автомобиль оснащен автоматической коробкой передач (АКПП), то вам необходимо сначала переключить селектор в положение D, а затем уже опустить рычаг или нажать кнопку снятия с ручника. Это важно помнить, чтобы избежать возможных повреждений трансмиссии. Пользуйтесь стояночным тормозом правильно, следуйте указанным инструкциям, и ваш автомобиль будет надежно закреплен и не будет двигаться во время парковки.

Нужно ли выжимать тормоз чтобы завести машину на автомате

Однако на большинстве автомобилей с АКПП данная процедура не требуется. При заводе машины на автомате водитель должен находиться в правильной позиции — сидеть за рулем и нажать на педаль тормоза. В некоторых случаях также потребуется выжать педаль сцепления, если автомобиль оснащен такой системой. Автоматическая трансмиссия позволяет автоматически выбрать нужную передачу и совершать плавное переключение без участия водителя. Но это не отменяет необходимости соблюдения правил безопасности на дороге. Поэтому перед заводом двигателя на автомате всегда нужно проверять, находится ли автомобиль в нейтральной передаче и проследить, чтобы передние колеса были повернуты в правильном направлении. Выжимать тормоз или нет — зависит от конкретной марки и модели автомобиля, поэтому рекомендуется обратиться к инструкции или проконсультироваться у специалиста.

Как правильно заводить автомобиль с автоматической коробкой передач

Когда автомобиль с автоматической коробкой передач нужно завести, требуется следовать нескольким шагам. Сначала вставляем ключ и включаем зажигание. Затем, чтобы автомобиль успешно запустился, необходимо выжать педаль тормоза и переместить селектор автоматической коробки передач в положение «Паркинг» или «Нейтраль». Если выбран другой режим, электронный блок управления заблокирует подачу зажигания на двигатель и машина не заведется.

Для этого следует перед переключением на нейтраль выжать педаль акселератора, после чего осторожно нажимать на педаль тормоза. Это позволит двигателю с помощью силы трения замедлить скорость автомобиля. Важно помнить, что использование только двигателя для снижения скорости может быть неэффективным, поэтому желательно сочетать торможение двигателем с применением тормозов. Регулярная проверка тормозов и своевременная замена изношенных деталей также имеют большое значение для безопасности на дороге. Важно учитывать особенности каждой машины и правильно подойти к процессу торможения на автомате, чтобы обеспечить комфортную и безопасную остановку.

Как управлять автомобилем с коробкой "автомат": особенности эксплуатации машины с АКПП

Машина с автоматом для любителей традиционной механики – дело непривычное. Однако научиться вождению с нуля на таком авто — легко. Самое время изучить простую инструкцию для тех, кто хочет освоить езду на автомате.

Бывают ли права на автомат?

Нет, человек, который освоил МКПП, сможет без проблем ездить и на автомате. Поэтому отдельное водительское удостоверение для автоматической коробки никто из кандидатов в водители не получает и на такой машине может ездить любой обладатель категории В. Ошибочное утверждение, что B1 (одна из подкатегорий B) — это дополнительная возможность ездить на АКПП, не более, чем миф.

Как запустить автомобиль с АКПП?

При запуске двигателя на механической коробке передач, необходимо одно условие – чтобы рычаг КПП был в нейтральном положении. В отдельных случаях допускается выжим сцепления. Это одна из мер безопасности, позволяющая избежать самопроизвольного начала движения транспортного средства, когда КПП находится в зацеплении с колесами.

У автомата таких проблем при запуске не возникнет, но производитель, все же, решил перестраховаться и сделал свой алгоритм пуска. К примеру, чтобы завести машину с автоматом, нужно выполнить несколько условий:

  • Селектор должен стоять в положении P или N.
  • Педаль тормоза должна быть выжата.

Стоит учесть, что селектор невозможно перевести из паркинга до тех пор, пока не будет включено зажигание, а педаль тормоза не будет выжата.

Как трогаться на АКПП?

Автовладельцы, пересевшие с механики, уже сформировали определенные навыки и совершают массу ошибок при езде на автомате. Самая частая из них – это нажатие на педаль тормоза левой ногой при трогании, используя ее как сцепление. Перестроиться сразу бывает трудно, поэтому даже опытным воителям приходится переучиваться и пошагово изучать принцип работы АКПП вместе с новичками.

Запомните! Ни в коем случае не нажимайте тормоз и газ одновременно! Это приводит к мгновенному перегреву трансмиссионной жидкости и ее преждевременному выходу из строя.

Поэтому держать педаль тормоза левой ногой и одновременно нажимать газ – запрещено. Чтобы тронуться на автоматической коробке, достаточно выполнить следующий список действий:

  1. Выжмите педаль тормоза правой ногой.
  2. Переведите селектор в режим D.
  3. Плавно отпускайте педаль тормоза. Машина постепенно начнет движение. Чтобы двигаться медленно, нажимать на газ не обязательно.
  4. Для ускорения нужно слегка нажать педаль акселератора.

Переключение скоростей на автомате

Автоматическая коробка передач особенна тем, что все переключения происходят автоматически в режиме D. Водителю остается лишь управлять тягой двигателя, нажимая или отпуская педаль акселератора.

Коробка переключается автоматически на небольших оборотах, обеспечивая плавную и экономичную езду. Если водитель хочет более активнее использовать мотор, то в КПП для этого предусмотрен режим «кикдаун». Для этого нужно выжать педаль газа в пол и тогда АКПП даст возможность раскручивать мотор до максимальных оборотов.

Чтобы вернуть коробку на прежний режим работы, достаточно отпустить педаль газа и дальше ее снова можно использовать плавно.

Режимы АКПП

Перед тем, как начать пользоваться автоматической КПП, водитель должен ознакомиться с основными режимами работы:

  • D – «драйв». Является основным. Используется для движения вперед и именно при нем происходит переключение передач.
  • N – «нейтраль». При нейтрале передача крутящего момента на коробку выполняется, а с коробки на колеса нет. Целесообразно использовать для буксировки неисправной машины.
  • R – «реверс». Режим движения задним ходом.
  • P – «паркинг». Используется для стоянки. Колеса при этом заблокированы, но передача крутящего момента на коробку не выполняется.
  • L – пониженная передача. Коробка переходит в режим, при котором можно преодолевать бездорожье используя максимальную тягу двигателя. Есть только на внедорожниках и может оснащаться дополнительными передачами с 1 по 3. КПП при этом не переключается.
  • S – «спорт режим». Может быть разделен на две части. С одной стороны – это разновидность «кикдауна», при помощи которого коробка переключает скорости на больших оборотах. С другой стороны – это обозначение типтроника.
  • «Типтроник» — товарный знак, принадлежащий Порше и обозначает режим коробки в котором возможны переключения вручную, как на механике. КПП вначале переводится в режим D, затем влево или вправо. Остальные переключения выполняются переводом селектора вперед – для повышения передачи или назад – для понижения.
  • O/D – «Оверд Драйв». Это повышающая передача. Многие автовладельцы ошибочно называют ее 5-ой, но на самом деле это не так. Режим этот старый и был еще в 4-х ступенчатых классических автоматах. На самом деле, это режим блокировки гидротрансформатора, при котором передаточное число равно единице. Следовательно, это прямая передача, так необходимая при движении по трассе. Она позволяет заметно экономить топливо, а тот щелчок, воспринимаемый при переходе в овердрайв, означает лишь блокировку ГТ, а не переключение на пятую, как думают многие.
  • Аварийный режим. При неполадках, связанных с нарушением работы коробки, она может перейти в аварийный режим работы. При таких условиях, гидроблок не даст КПП переключиться дальше третьей передачи и разгоняться машина станет хуже. Данный режим нужен для того, чтобы доехать до СТО.


Как тормозить двигателем на АКПП?

Чтобы остановить машину, целесообразнее делать это двигателем. В механике для этого отпускают педаль газа, ждут, пока скорость и обороты упадут или помогают педалью тормоза, затем переходят на пониженную и т.д.

Автомат не сильно отличается в этом отношении. Чтобы остановить машину, используя тормоза по минимуму, достаточно убрать ногу с газа и контролировать эффективность торможения педалью тормоза. В отличие от механики, на автомате не нужно переключаться. Если водителю необходимо быстро остановиться, достаточно выжать тормоз и все. Система все сделает сама.

Другой способ можно применять на очень крутых спусках со скользким покрытием – коробку переводят в режим L и спускаются с горы, не трогая педали газа. В данном случае получается эффективное торможение при спуске.

Чего не стоит делать, управляя машиной с автоматической трансмиссией?

Существует несколько запретов, касаемо эксплуатации подобной коробки. Все они сводятся к одной простой истине – ее нельзя нагружать. Под нагрузкой понимают экстремальные режимы работы – это эксплуатация на максимальных оборотах, пробуксовки и буксировка.

При большой нагрузке в КПП происходит взаимная пробуксовка пакета фрикционов. В таком режиме, диски трутся друг о друга с большой скоростью, перегреваются и уменьшаются в толщине. В этот момент стружка оседает в трансмиссионной жидкости, а она перегревается, постепенно теряя свои свойства. Большое содержание стружки и перегоревшая жидкость окажут влияние на переключения – автомат станет работать с рывками, а то и вовсе, перейдет в аварийный режим. Если фрикционы сотрутся до конца, машина потеряет способность к движению.

Обычно, такие проблемы появляются после длительной пробуксовки в сугробе или грязи. Поэтому в руководстве по эксплуатации все автопроизводители стараются всячески запретить автовладельцам буксовать на машине с АКПП.

Советы экспертов, как быстро научиться ездить на машине с автоматом

Чтобы быстрее освоить АКПП, необходимо соблюдать ряд полезных рекомендаций, которые эксперты подготовили для чайников:

  • Все переключения селектора рекомендуется выполнять только при выжатой педали тормоза и заторможенном автомобиле.
  • Категорически запрещено переводить селектор в режим N при движении накатом с горы. Это способствует перегреву тормозных колодок при торможении и ухудшает управляемость автомобиля.
  • Не переводите рычаг в режим N на светофорах. Достаточно просто зажать тормоз.
  • Изучите все требования автопроизводителя в руководстве по эксплуатации. Водители считают, что там пишут одно и то же, но на самом деле, для каждой АКПП, свои правила использования.
  • Не переводите селектор лишний раз из одного положения в другое. Автомат при этом «срабатывает лишний раз» и может быстро выйти из строя.

При правильной эксплуатации и соблюдении всех требований обслуживания, автоматическая коробка передач может стать узлом более надежным, нежели механика.

Преимущества АКПП перед МКПП

Несмотря на некоторые ограничения в использовании, автомат имеет ряд полезных плюсов, которые позволяют выйти ему вперед. К примеру, автомат делает езду более комфортной. Водителю нужно просто нажимать педаль газа или тормоза. Левая нога при этом всегда отдыхает и не нажимает на сцепление, так как оно отсутствует. Также водитель может держать обе руки на руле и не отвлекаться от управления, что делает езду еще и безопаснее.

При равных условиях эксплуатации, АКПП долговечнее чем механика и может выйти в обслуживании гораздо дешевле. Разумеется, если автовладелец соблюдает все необходимые требования производителя. Отсюда вытекает минус — обучение займет какое-то время, что, несомненно, нанесет вред коробке.

Автоматическая трансмиссия не имеет деталей сцепления, а значит, не потребует его замены через 150-200 тысяч километров. В этом вытекает и другой плюс – автомат более плавный при трогании и простой, а значит, он лучше всех подходит для начинающих водителей.

Как ухаживать за АКПП?

Простота в обслуживании делает эксплуатацию АКПП доступной и для новичка и для девушки. Уход за любым механизмом сводится к своевременной замене технической жидкости. В данном случае – это ATF жидкость для классических коробок. Производитель не рекомендует ее менять вообще, но лучше это делать через каждые 60 тысяч километров. При этом, наиболее безопасным будет способ частичной замены.

Каждую вторую замену рекомендуется делать полной. Для этого нужно снять поддон и слить полностью все масло. На поддоне имеется магнит, который следует очистить от механической стружки, чтобы исключить появление задиров в дальнейшем.

Правильное обслуживание сводится не только к своевременной замене масла, но и проявлению внимания ко всем неисправностям. К примеру, рывки при переключениях могу свидетельствовать о поломке клапанов модуляции давления. Многие автовладельцы не обращают на это внимание и продолжают ездить с этой проблемой, постепенно убивая коробку. При появлении симптомов, указывающих на поломки, рекомендуется сразу делать соответствующую диагностику.

Правила буксировки машины с АКПП

Буксировка – экстремальный режим работы. Дело в том, что для смазки и охлаждения деталей в автомате насос должен создать необходимое давление жидкости. Однако в работу он включается только после запуска ДВС. Получается, что при буксировке, коробка будет работать на сухую. Но это не значит, что буксировка запрещена. Автопроизводители для этого ввели «правило 30».

Правило 30 подразумевает буксировку автомобиля с автоматической трансмиссией со скоростью не более 30 км/ч, на расстояние не более 30 километров и общей продолжительностью не больше 30 минут. При этом уровень в коробке передач должен быть максимальным.

Через полчаса езды, необходимо остановиться и дать маслу возможность остыть. Конечно, многие автоматы имеют возможность более длительной буксировки. Но, как правило, это внедорожники и их перемещение выполняется со снятым карданным валом. При этом производитель должен обязательно упомянуть об этом в инструкции по эксплуатации.

Самым лучшим способом доставки такой машины на ремонт принято считать перевозку на эвакуаторе. Она намного безопаснее, проще и не вредна для коробки.

Подпишись на обновления автошколы ШАР, и получай новые статьи, а также информацию про актуальные акции и скидки на почту.

Как правильно тормозить двигателем на автомате (АКПП)

В качестве альтернативного способа остановки автомобиля можно тормозить двигателем. Педаль стопа не задействуется. Обязательное условие — использование коробки передач. Минимальное потребление горючего постепенно замедлит систему. Такой способ можно применять, когда для остановки транспорта есть время и свободное расстояние.

Торможение мотором актуально и с установленной АКПП. Применяется метод в гололед, поскольку исключается занос автомобиля. Причина в том, что торможение не блокирует колеса за счет установленной системы ABS. Водители пользуются им при длительном спуске. Это уменьшает износ колодок.

Что значит торможение двигателем

Коробка автомат

Это метод остановки автомобиля с помощью использования силы трения между соприкасающимися деталями. Потребляется минимальное количество горючего.

На автомобилях с АКПП то же есть возможность останавливаться таким способом. Здесь многое зависит от специфики агрегата. На некоторых машинах тормозить коробкой нельзя из-за отсутствия такой функции. Если АКПП имеет простую конструкцию, то для торможения мотором следует установить «ручной режим». В более современных агрегатах для этой цели существуют специальные положения.

Как тормозить мотором на АКПП

Необходимо совершить действия:

  1. Включить режим Overdrive — позволит автомату перейти на третью передачу.
  2. Добиться снижения скорости до 90 км/ч.
  3. Переключить коробку на вторую. Начнется снижение скорости.
  4. Как только стрелка спидометра упадет до 50 км/ч, переключить автомат на L.

Если придерживаться порядка действий, то торможение не будет выводить из строя автомат.

На спуске и скорости

Торможение

Движение автомобиля вниз по крутому склону требует перевода АКПП в механический режим — рычаг смещается влево. Нога убирается с педали газа — скорость падает, но незначительно. Для дальнейшего торможения нужно включать понижающие передачи, нажимая рычагом на знак минус. Доводить до первой скорости не рекомендуется, потому что идет большая нагрузка на двигатель.

Аналогично торможение осуществляется и на скорости. Проводятся такие же действия с целью понижения стрелки спидометра до нужной величины.

Если отказали тормоза

При наличии коробки автомат нельзя паниковать. Движущаяся машина по ровной поверхности, требует сначала снять ногу с газа. Автомобиль постепенно начнет терять скорость, и задача водителя состоит только в его управлении. Затем нужно перевести коробку в ручной режим и постепенно понижать передачи пока транспорт не остановится.

Если тормоза отказали при спуске, то снятие ноги с газа не поможет. Машина продолжит набирать скорость. На ручное управление коробкой необходимо переходить незамедлительно. Уменьшить скорость можно только работой с передачами, постоянно понижая их. Это может пагубно сказаться на АКПП, но позволит уйти от аварии.

На вариаторе

остановка

Специальный режим позволяет вести торможение силовым агрегатом. Необходимо перевести рычаг в положение L. Торможение автомобиля начинается автоматически. Снимая ногу с педали газа, происходит самостоятельное переключение передач. У машины уменьшается динамичность и увеличивается расход топлива.

Отличие торможения на вариаторе состоит в отсутствии потребности включения ручного управления.

В гололед

Зимой требуется двигаться с особой осторожностью. Заранее переключите рычаг в режим «скользкая дорога» и не нажимайте на педаль тормоза. Можно переключить селектор в положение «3» или «2». Это ограничит включение более высоких передач.

На машинах с ABS водитель может экстренно тормозить без риска заноса автомобиля. Система не позволяет осуществлять разную блокировку колес. Когда одна покрышка попадает на лед, а другая на асфальт ABS стремится уравнять тормозные усилия — это касается одновременно 4 колес. В результате тормозной путь увеличивается, но машина остановится.

Перед светофором

Подъезжая, педаль газа необходимо плавно отпускать. Опытный водитель способен рассчитать дистанцию так, что двигатель остановит машину в нужном месте. Делается с установленным режимом D. Останавливаясь на красном свете — постоянно держите ногу на тормозе. Загорелся зеленый — педаль отпускается и нажимается газ.

Как следует выбирать передачу при торможении

Все зависит от скорости. Устанавливая рычаг в механический режим — включите 3 передачу. По мере понижения скорости до 90 км/ч нажать на минус и перейти на вторую. Когда резвость передвижения упадет можно включить первую.

Можно ли тормозить на АКПП в ручном режиме

Когда есть возможность установки мануального положения, то им можно пользоваться для снижения скорости. Включая рычаг в соответствующее положение, необходимо вести плавное переключение передач. Начинать нужно с высшей скорости и заканчивать нижней.

Думанов Борис

Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *