Всесезонные шины: стоит ли их покупать и какие лучше выбрать
Фото: unsplash.com
Сезонная замена резины – важный этап подготовки авто к зиме, ведь ездить на летних шинах зимой опасно. Однако некоторые водители не хотят менять резину каждый сезон и предпочитают всесезонные шины. Гид Онлайн разобрался, что такое всесезонные шины, можно ли на них ездить зимой и какие лучше выбирать.
Что такое всесезонные шины?
Всесезонная резина – это универсальные шины, не имеющие характерных признаков для летнего или зимнего сезона. Учитывая этот факт, их можно использовать круглый год. В теории они должны обеспечивать хорошую управляемость транспортного средства при любых погодных условиях. Рисунок протектора на таких шинах несильно выражен. Это либо неглубокие шашки, либо ламели.
Стоит отметить, что всесезонная резина не имеет и ключевых преимуществ летней и зимней резины. Она предназначена для использования при температурном режиме от -10 до +25°C. Поэтому всесезонная резина может стать оптимальным решением только в том случае, если в регионе умеренный климат (например, если вы живете на юге Украины). Езда на таких шинах, например, при сильных морозах или вьюгах, чревата аварийными ситуациями.
Всесезонная резина была разработана для климата США, то есть там, где нет сильной жары или сильных морозов. Учитывая отличное состояние американских дорог, такая резина действительно показывала хорошие результаты при тестировании, и обеспечивала нормальную управляемость автомобилем. В целом, можно сказать, что универсальная резина мягче летней, но более жесткая, чем зимняя.
Можно ли ездить на всесезонных шинах зимой?
Использовать всесезонные шины зимой не рекомендуется. Как показали результаты многочисленных тест-драйвов, такие шины существенно уступают зимним шинам по таким важным показателям:
- качество сцепления с дорожным полотном;
- управляемость и курсовая устойчивость;
- длина тормозного пути автомобиля.
Если ездить на всесезонной резине по гололедице, есть большой риск того, что транспортное средство попадет в занос. Если вы потеряли управление автомобилем на «всесезонке», вырулить тоже будет гораздо сложнее, чем на зимних шинах, оснащенных высоким протектором и шипами. Поэтому, по обледеневшим автотрассам и просекам с такими шинами ездить явно не стоит.
Единственное, когда езда на всесезонной резине оправдана – это межсезонье или мягкая зима, когда температура воздуха близка к нулевой отметке (±5°C). При таких погодных условиях снег выпадает и почти сразу тает, а на дороге образуется каша из мокрого снега и воды. В данном случае не очень подходят как летние, так и зимние шины, особенно если на зимней резине есть шипы. А вот «всесезонка» подойдет лучше всего.
Чем плоха всесезонная резина?
По сравнению с зимней и летней резиной всесезонная резина имеет немало минусов. Среди них можно выделить следующие:
- Универсальность, которая не всегда уместна. Так, при сильных морозах и жаре комфорт от езды будет значительно ниже. Управляемость транспортным средством, особенно на большой скорости, также будет ниже.
- Повышенный расход топлива летом. Это связано с тем, что универсальная резина очень мягкая. Ездить по сильно заснеженным дорогам на ней тоже неудобно, поскольку рисунок протектора не очень выражен и его глубины может быть недостаточно.
- Высокая цена. Обладая худшими характеристиками, универсальные шины стоят дороже, чем большинство летних аналогов. Поэтому экономить, постоянно покупая «всесезонку», нет никакого смысла.
Как выбрать хорошие всесезонные шины?
Если вы все же решили ездить на универсальной резине, ее нужно правильно выбрать именно для вашего транспортного средства.
Учитывать следует следующие характеристики:
- Цена. Как уже было сказано, «всесезонки» уступают по своим качествам летним и зимним шинам. Поэтому брать слишком дорогие модели нет смысла. Лучше приобретите качественные шины для зимнего или летнего сезона по отдельности.
- Тип протектора. Следует учитывать условия, при которых будут эксплуатироваться шины. Есть покрышки преимущественно для лета (имеют мелкий протектор и дополнительные прорези), для езды по загородным дорогам (с отводами для удаления воды, грязи и снега) и с улучшенной проходимостью.
- Грузоподъемность, индекс скорости, соответствие резины международным стандартам качества. Выбирайте резину с расчетом, чтобы данные параметры немного превышали те параметры, которые необходимы для вашего авто.
Также при выборе всесезонной резины нужно учитывать погодные условия, которые преобладают в вашем регионе, тип автомобиля (легковой, пикап, внедорожник), качество дорожного покрытия, а также то, как часто вы собираетесь ездить на машине.
Всесезонность шин — насколько она реальна? и надо ли оно?
Итак, всесезонность. Исходя из названия — это то, что можно использовать в любой из 4х сезонов. Можно, но насколько это будет безопасно/удобно/комфортно/нужно? Мы же не носим сандали зимой и меховую обувь летом, так в чем же особенность всесезонной покрышки?
Всесезонная резина предполагает использование 1 комплекта шин в течение всего года. Удобно и малозатратно, не правда ли?
НЕ нужно тратиться на еще 1 комплект шин (зимних/летних).
НЕ нужно брать еще 1 комплект дисков (а то диски без специального защитного слоя для зимних условий могут и пострадать).
НЕ нужно тратиться на шиномонтаж дважды в год.
Сплошные плюсы. Ну, прямо бочка меда. Что ж, сначала разберемся с общими характеристиками всесезонной, зимней и летней резины, а затем перейдем к преусловутой ложке дегтя.
Всесезонные шины обычно имеют в своем названии фразу: "4 сезона", "4(four) seasons", "All Season" или "All Weather". Данные шины являются чем-то средним между летними и зимними шинами. Изначально эти шины были разработаны для рынка США с целью избежания покупки зимнего комплекта шин и замены резины дважды в год: осенью и весной. И до сих пор около трети американцев пользуется этим типом шин. Производитель обычно заявляет: Отличные характеристики круглый год на разных поверхностях и при любых погодных условиях.
Помимо названия обязательно на боковине шины должна присутствовать маркировка 3PMSF (three-peak mountain snowflake), то есть изображение трех горных пиков и вписанной в них снежинки, которая показывает, что шина имеет достаточные сцепные свойства для езды по снегу и может эксплуатироваться при низких температурах в зимний сезон.
Также должна присутствовать маркировка "M+S", "Mud+Snow" — "Грязь+Снег". Обычно она ставится на шины особой конструкции: в таких шинах слои резины укладываются в противоположных направлениях по диагонали от борта к борту. Это позволяет им быть более устойчивыми к внешнему воздействию. Шины с такой маркировкой обычно показывают хорошие характеристики тяги и отведения грязи и воды из пятна контакта. Но нанесение такой маркировки остается на усмотрение производителя и не подтверждается] никакими тестами, как, например, маркировка 3PMSF.
Таким образом, всесезонная шина, имея маркировку 3PMSF, должна иметь характеристики не хуже, чем у зимней резины, а с маркировкой M+S — высокие водо- и грязеотводящие свойства.
Но чем же отличается зимняя и летняя резина? Почему произошло разделение?
Ответ прост — разница в резиновой смеси, используемой при изготовлении покрышек. Летняя резина создана для преодоления крайне плюсовых показателей, а зимняя — крайне минусовых. Поэтому летняя резина — жесткая, а вот зимняя наоборот — мягкая. Неэластичные и замерзшие на морозе шины не могут обеспечить надежное сцепление с дорожным покрытием. С таким же «успехом» можно передвигаться зимой на обычной летней резине. Последнее мы уже разбирали в одной из наших статей.
Эластичность шины крайне важна для нормальной работы, т.е. после значительной и многократной деформации (сжатия или растяжения), шина должна восстанавливать свою прежнюю форму, не разрушаясь. Во время движения шина, подвергаясь постоянной циклической нагрузке, нагревается. Для летней дорожной шины оптимальные рабочие температуры протектора составляют 78-95С, для зимних шин — 15-40°С.
Для расширения диапазона рабочих температур резины ее производят из смеси нескольких сортов каучука. Часть цепочек молекул такой резины начинает обладать свойствами эластомера при одной температуре, другая часть при другой, более высокой, третья часть при еще более высокой температуре. Разработка и применение всё новых технологий постепенно уменьшает этот недостаток, увеличивая возможности 1 типа шин в максимально широком диапазоне температур, но, к сожалению, пока не создано всесезонной шины, которая обладала бы такими же высокими характеристиками летом по сравнению с летней шиной, и зимой — по сравнению с зимней. Что значительно снижает скоростной потенциал и безопасность управления такой шины.
Всесезонная резина эластична только при плюсовых температурах, при температуре -10°С, эластичность теряется. Именно поэтому, несмотря на то, что на всесезонной шине есть значок со снежинкой, они не предназначены для эксплуатации зимой в России, где сезонные перепады температур могут составлять 80 градусов: от -40 до +40. На таких шинах в зимнее время можно ездить лишь в странах с мягким климатом, где столбик термометра не опускается ниже ноля. Таким образом, как только температура воздуха опускается ниже -10°C, и дорога становится скользкой, шина не может обеспечить такой же уровень безопасности, как зимняя резина. Ниже приведены результаты тестов, проведённых швейцарским клубом Touring Club suisse (TCS).
Теперь посмотрим на протектор всесезонок. На первый взгляд он имеет ламели и канавки, как и модели зимней резины, но в действительности из-за все той же резиновой смеси совершенно не приспособлен для езды по заснеженной и обледенелой дороге и не может само очищаться от снега из-за недостаточного уровня эластичности. Плюс не смотря на схожесть рисунка, ширина и глубина канавок у всесезонок, как правило, значительно меньше, потому что такие шины изначально разрабатывались и для летнего и для зимнего использования (то есть "ни туда и ни сюда"). Желая совместить плюсы летней и зимней резины, производители совместили и их минусы. Всесезонка как и летние шины не в состоянии обеспечить легковому автомобилю устойчивую езду при минусовых температурах.
Таким образом, всесезонная шина — это шина с усредненными характеристиками, вне зависимости от того, лето на дворе или зима.
Далее, всесезонная шина изнашивается значительно быстрее, чем зимняя (+15%) или летняя (+10%), используемые в свой сезон. К тому же у всесезонки выше сопротивление качению, следовательно повышается расход топлива. Поэтому экономия на сезонной смене резины, увы, теряет свою реалистичность, На эту тему TCS, также провели пару тестов. Результаты ниже.
(1) Срок эксплуатации: 6 лет или 90 000 км; 45 000 км для летних и зимних шин, 30 000 км для всесезонных шин.
(2) 4 алюминиевых диска.
(3) Балансировка и замена вентилей не включены.
(4) Замена вентилей включена на 3-м году.
(5) Летние шины: 7,5 л/100 км; зимние шины: 7,6 л/100 км; всесезонные шины: 7,9 л/100 км. Цена на топливо: 1,30 €
Так для кого же все сезонные шины?
Всесезонные шины отлично подойдут для эксплуатации в сравнительно теплых краях, где снег тает, не задерживаясь на дорожном покрытии. Стихия всесезонок – теплая и сырая зима и нежаркое лето.
Также всесезонные шины подойдут водителям, которые мало ездят: в год они наезжают до 10 000 километров, главным образом по городу и без экстремальной езды или агрессивного управления. Поездки за пределы города – это не частые поездки, в то время как зимняя погода или экстремальная жара является достаточным поводом оставить машину в гараже.
Плюсы всесезонной шины:
— один тип покрышек на все сезоны;
— не нужно тратиться на шиномонтаж дважды в год;
— не нужно иметь два комплекта шин.
Минусы (или те самые ложки дегтя):
— усредненные характеристики, не дотягивающие ни до зимней ни до летней резины, — скажи "нет" безопасности;
— быстрый износ, а значит более частая замена, — какая уж тут экономия?
— не подходят для эксплуатации при очень высокой или низкой температурах, а значит не подходят для любителей быстрой и агрессивной езды;
— увеличенный расход топлива;
— не способны реализовать весь скоростной потенциал мощного автомобиля
Вот такие выводы получилось. Различные тесты всесезонных шин показали, что по основным динамическим характеристикам: тормозном пути на сухом и мокром асфальте, льду и снегу, а также по времени разгона на указанных поверхностях, всесезонные шины каждый раз оказываются ближе к концу списка. По сути, летом их результаты ближе к зимним шинам, а зимой – к летним. И крайне редко модели шинных гигантов находятся примерно посередине, что тоже не назовешь "блестящим" показателем. В специфических испытаниях всесезонка вчистую проигрывает сезонной резине из недорогих брендов, не говоря уже про известные и популярные бренды типа Michelin, Pirelli, Yokohama, Bridgestone, Continental, Goodyear и так далее, с топовыми сезонными шинами.
Относится ли всесезонная шина к зимней?
И возможно ли сочетать характеристики летней и зимней шины в одной?
Дважды в год большинство казахстанских водителей сталкивается с необходимостью переобувки автомобиля с летних колёс на зимние и наоборот. И даже если не брать в расчёт все прелести шиномонтажа, с которыми порой приходится иметь дело, одна только стоимость резины уже заставляет задуматься: зачем платить за два комплекта, когда можно купить один набор всесезонных шин?
Какие покрышки называют всесезонными
Под всесезонной резиной подразумевается продукция, имеющая маркировки All Season, All Weather, М+S и т. д. Однако, несмотря на громкие обозначения, таковой она является только в очень специфических климатических условиях. В частности, речь идёт о регионах, где зимняя температура редко опускается ниже 0 °C, а летняя не превышает 25 °C.
Для справки: первые всесезонные шины появились ещё в 1977 году. Это была Goodyear Tiempo. Однако особого успеха она не снискала, как, впрочем, и следующая разработка компании под названием Arriva, презентованная в рамках Зимней олимпиады в Нью-Йорке в
Почему всесезонка вовсе не всесезонка и даже не летняя
Дело в том, что покрышки, которые предлагаются использовать круглый год, представляют собой среднее между зимними и летними шинами. Их состав и конструкция — целая череда компромиссов.
В идеале резиновая смесь должна быть достаточно жёсткой и стойкой, чтобы пережить эксплуатацию на летнем горячем асфальте, и в то же время мягкой и эластичной для сохранения свойств при низких температурах. На деле всесезонка дубеет даже при небольшом минусе и быстро стирается в жару.
Несколько вариантов всесезонных шин, представленных на рынке
Уступки делаются и при проектировании протектора. Зачастую от летней обувки заимствуются скруглённые боковины, что хорошо для асфальта летом, но негативно сказывается на способностях шины в снегу и на льду. От зимнего типа резины всесезонке достались ламели, широкие канавки и отдельные шашки. Они, безусловно, помогают со сцеплением на скользких поверхностях, но снижают жёсткость, нужную летом.
В итоге мы имеем резину, которая пытается усидеть на двух стульях.
Интересный протектор всесезонной шины Continental AllSeasonContact
Что о всесезонке говорит закон
Как все мы знаем, в Казахстане уже далеко не первый год действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». Согласно пункту 5.5 приложения № 8 этого документа, в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий М1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3.
Пункт 5.6.3 же гласит, что зимними шинами в глазах закона считаются не только покрышки со знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри неё, но и маркированные литерами М+S, M&S и M S. Обратите внимание, что обозначений All Season и All Weather в списке нет.
Однако есть производители, которые откровенно хитрят, выпуская модели всесезонной с маркировкой М+S. Да, по закону на них можно ездить зимой, но, как показывает практика, со снегом и льдом они справляются очень плохо, если сравнивать их с полноценной «зимкой».
Шины по сезону: маркетинг или необходимость
Многие автолюбители считают, что покупать несколько комплектов резины для авто — лишняя трата денег, и отдают предпочтение всесезонным моделям. Однако летние и зимние шины отличаются по всем характеристикам, и можно ли объединить их свойства, чтобы получить надежный вариант «всесезонки» — спорный вопрос. Подробнее об особенностях этих видов покрышек расскажем далее.
Летняя и зимняя резина: особенности и свойства
Летние шины отличаются малой глубиной протектора и высокой твердостью. Их основная задача — сохранять свои свойства на горячем асфальте. Такие покрышки используют при среднесуточной температуре воздуха от +7 °C. Основным показателем качества является не сцепление с покрытием, а уровень сопротивления качению. Чем он ниже, тем меньше расход топлива.
Для летних покрышек важны:
- уровень шума — от него напрямую зависит комфорт водителя и пассажиров при длительных поездках даже с открытыми окнами;
- стойкость к аквапланированию — протектор должен способствовать отведению воды от колеса, чем обеспечивается безопасность езды во время дождя;
- тип протектора — направленный симметричный рисунок убирает воду, асимметричный дополнительно защищает покрышки от плавления на раскаленном асфальте.
Зимняя резина предназначена для температуры от -5 °C и ниже. Она отличается большей мягкостью, добиться которой помогают специальные масла. Такие шины предназначены для езды по заснеженным и промерзшим дорогам, поэтому протектор на них более высокий ромбовидный с заостренными наконечниками. Отдельно представлены покрышки с шипами или местом под них. Модели будут безопасными даже в гололед и сильный снегопад.
Всесезонная резина: преимущества и недостатки
Всесезонная резина пользуется спросом в местах с умеренным климатом. Ее нельзя использовать в условиях частых перепадов температур, а также на раскаленном асфальте. «Всесезонка» не подходит для быстрой езды и бездорожья, особенно в плохих погодных условиях. Оптимальный температурный диапазон для нее от +7 до -5 °C.
Из преимуществ всесезонных моделей резины — экономия средств на втором комплекте, а также места для хранения в гараже. При выборе отдайте предпочтение товарам известных производителей, чтобы обеспечить безопасность езды на таких покрышках. Учитывайте, что на поведение шин на дороге влияет и манера вождения.
35