Как работает Спринт-гонка?
Формат спринта вернулся в 2022 году, но есть несколько изменений, в том числе новая система начисления очков и пара новых автодромов.
Где мы увидим Спринт в этом году?
После проведения трех спринтерских гонок в прошлом году FIA заявила, что было решено сохранить этот формат на 2022 год, учитывая давление на команды с введением радикальных изменений в аэродинамические правила. Однако изменились места, где будет проходить Спринт, а Имола и Red Bull Ring впервые получили возможность тоже запустить новый формат. Гран-при Сан-Паулу получает вторую возможность провести Спринт после того, как в Интерлагосе состоялась потрясающая мини-гонка Льюиса Хэмилтона, в которой семикратный чемпион мира отыграл 15 позиций всего за 24 круга.
Что это за формат?
Как и в прошлом году, Спринт будет 100-километровой гонкой без обязательных пит-стопов. Тем не менее, в этом году на карту будет поставлено гораздо больше — очки присуждаются восьми лучшим гонщикам (ранее это была тройка лучших). Пилот, выигравший спринт, теперь получит восемь очков, а не три. Ниже очки начисляются по убывающей, до одного балла за восьмое место. Эти очки будут идти в зачет как в Чемпионате пилотов, так и в Чемпионате конструкторов.
Кто считается выигравшим поул-позицию?
В прошлом году гонщик, выигравший спринт, был удостоен чести получить приз за поул-позицию. В этом году правило изменено кардинально и награду получит гонщик, который установит самое быстрое время в пятничной квалификации. Пилот, который займет поул-позицию в пятницу, начнет спринт с первой позиции, а выигравший Спринт, будет стартовать первым в воскресном Гран-при.
Как насчет практики?
В выходные дни спринта будет только две тренировки, что даст командам меньше времени для точной настройки своих машин для квалификации и гонки. Первая состоится в пятницу перед квалификацией, а вторая — перед спринтом в субботу.
Спринт в Формуле-1: Что это такое, как будут начисляться очки, зачем он нужен
В 2021-м году в Формуле-1 появится совершенно новый формат гонки – это квалификационный спринт. В апреле руководство «королевских гонок» утвердило, что уже в текущем сезоне будет проведено три спринта, а через год их может стать шесть. Рассказываем о том, что такое квалификационный спринт.
РЕГЛАМЕНТ И ФОРМАТ
Квалификационный спринт – это мини-гонка на 100 километров. Предполагает, что она будет длиться примерно 25-30 минут. По итогу этой гонки победитель получит три очка, два очка – обладатель второго места и одно – финишировавший на третьем месте. При этом во время спринта не будет пит-стопов.
Результаты квалификационного спринта определят стартовую решётку во время основного гран-при.
ЧТО БУДЕТ С КВАЛИФИКАЦИЕЙ И ПРАКТИКАМИ НА ТАКИХ ЭТАПАХ?
Классическая квалификация будет перенесена на пятницу, а вот количество свободных заездов уменьшится на один. Теперь будет две сессии свободных заездов.
Стоит сказать, что на таких этапах квалификации будет изменены правила использования шин. Теперь команды будут использовать только «софт». При этом во время основной гонки пилоты могут самостоятельно выбирать комплект резины, а не тот, на котором они показали лучшее время во втором сегменте.
ГДЕ ПРОЙДУТ СПРИНТЕРСКИЕ ГОНКИ?
На текущий момент точно известно, что первая спринтерская гонка пройдет на гран-при Великобритании в Сильверстоуне. Скорее всего, такая гонка будет и в итальянской Монце. А вот по поводу третьего этапа пока что остаются вопросы – больше всего шансов в бразильского Интерлагоса.
Спортивный директор Формулы-1 Росс Браун считает, что в 2022-м будет как минимум шесть спринтерских гонок.
ЧТО ДУМАЮТ ПИЛОТЫ И БОССЫ КОМАНД?
Мнений относительно нового формата разделились практически пятьдесят на пятьдесят. Приведем лишь несколько цитат.
Жан Тодт, президент ФИА:
— Если честно, мне не нравится идея спринтерских гонок. Мне кажется, что Формуле-1 это не нужно. Тем не менее, мы понимаем, что Формуле-1 нужны новые форматы, все хотят попробовать что-то новое. Давайте попробуем сделать этот эксперимент, посмотрим, как пойдет. Самое главное, чтобы это не навредило воскресной гонке.
Андреас Зайдль, руководитель «Макларена»:
— Мы всегда выступали за спринтерские гонки. Здорово, что уже в этом году мы сможем опробовать данный формат. При этом мы понимаем, что нужно действовать достаточно осторожно. Посмотрим, добавит ли спринт интригу в борьбу в чемпионате.
Себастьян Феттель, пилот «Астон Мартин»:
— Я считаю, что новый формат сделает уикенд ещё более напряженным. У нас будет меньше времени на подготовку, сразу нужно будет показывать результат. При этом все будут в равных условиях, так что скоро мы узнаем, понравится ли такой формат зрителям или нет.
Хельмут Марко, консультант «Ред Булл»:
— Я не буду пока делать никаких выводов. Давайте завершатся три экспериментальных спринта, и тогда мы точно скажем, есть ли в них смысл или нет. Мы открыты к тому, чтобы дать спринтерским гонкам шанс закрепиться в календаре чемпионата.
Эрик Булье, руководитель гран-при Франции:
— Мне нравится идея спринтерских гонок, но я считаю, что они должны использоваться или на всех этапах или вообще не использоваться. Условия должны быть одинаковыми для всех.
А как вы относитесь к спринтерским гонкам?
Максим Малюков
Спринт Формулы-1: Как это работает?
Как и после первого спринта на Гран-при Великобритании в 2021 году, квалификации будет предшествовать час практики.
Практика проходит без изменений: командам и гонщикам дается 60 минут на то, чтобы подготовиться к предстоящим заездам.
После этого вводится режим «parc fermé», который запрещает внесение изменений в настройки болида перед квалификацией.
Формат квалификации остается неизменным, как и в обычный уик-энд: три сегмента, разделенные на 18, 15 и 12 минут.
На каждом этапе выбывают пять пилотов, а 10 лучших в итоге остаются бороться за первое место.
В связи с изменением формата спринта в этом сезоне, время, показанное в пятничной квалификации, будет определять стартовую решетку основного заезда в воскресенье.
Суббота — квалификация на спринт (Sprint Shootout) и Спринт
Теперь квалификация на спринт (Sprint Shootout) определяет стартовую решетку для 100-километровой гонки, которая пройдет в тот же день. Это сокращенная версия традиционной квалификации, где первый сегмент длится 12 минут, второй — 10, а третий — 8.
В первых двух сегментах обязательны шины Medium, а в первой десятке можно перейти на Softs.
Затем по результатам квалификации на спринт устанавливается стартовая решетка на спринт, который представляет из себя 100-километровый заезд до финиша.
Победа в спринте приносит победителю восемь очков, занявшему второе место — семь и так вплоть до восьмого места.
Воскресенье — гонка
Стартовая решетка формируется в порядке, определенном пятничной квалификацией.
Расписание Гран-при Бельгии 2023 (время мск)
Дата | Этап | Время |
---|---|---|
28.07 — пятница | Практика 1 Квалификация |
14:30 18:00 |
29.07 — суббота | Квалификация на спринт Спринт |
13:00 17:30 |
30.07 — воскресенье | Гонка | 16:00 |
С детальной информацией каждого этапа Гран-при Бельгии 2023 года, потерями позиций и изменениями в турнирной таблице чемпионата можно ознакомиться тут после завершения события.
Новый формат уик-эндов Формулы 1 со спринтом в вопросах и ответах
Третий сезон подряд Формула 1 проведёт на отдельных этапах короткие 100-километровые гонки. Атака от старта до финиша, никакой экономии топлива и обязательных пит-стопов, хотя заехать на ремонт или для смены шин не возбраняется.
Когда и во сколько посмотреть?
Спринт традиционно проводится во второй половине субботы. Протяженность заезда на городской трассе в Баку составит 17 кругов или примерно 30 минут. Старт в 16:30 по московскому времени.
Что получает победитель спринта?
Как и в основной гонке, пилоты и команды зарабатывают очки на финише. Единственное отличие – укороченная схема начисления, а именно, 8-7-6-5-4-3-2-1.
Первый спринт состоялся в июле 2021 года в британском Сильверстоуне Фото: F1
Как будет формироваться стартовая решётка?
Что же, это и есть главное изменение в формате гоночного уик-энда со спринтом в 2023 году. По ходу этапа будет проходить не одна, а сразу две квалификации. Пятничный квалификационный заезд сформирует стартовую решётку Гран При в воскресенье, в субботний – расстановку пилотов на старте спринта.
Зачем нужны две квалификации?
В предыдущие два года в единственной квалификации, проходившей в пятницу, пилоты разыгрывали стартовые позиции на спринт. А уже по итогам самого спринта формировалась решётка основной гонки в воскресенье, что не лучшим образом сказывалось на зрелищности заезда. Пилоты осторожничали по ходу заезда, ведь цена ошибки была слишком высока: разворот или вылет с трассы, и ты стартуешь в воскресенье последним.
Теперь суббота стала фактически мини-гоночным днём с отдельной квалификацией и спринтом, результаты которого больше не влияют на стартовое поле в воскресенье. Заодно, кстати, Ф1 избавилась от второй тренировки в субботу утром, которая, по мнению многих, была лишена всякого смысла. Всё равно конфигурацию и настройки машины нельзя менять после начала пятничной квалификации.
Формат квалификации стандартный?
Да, но все три сегмента короче, чем в основной квалификации. При этом в распоряжении пилотов в каждой части будет по одному комплекту шин. Это значит, проехать можно от силы два быстрых круга. Права на ошибку почти нет.
Сессия | Кол-во участников | Продолжительность (минуты) | Обязательные шины |
---|---|---|---|
Q1 | 20 | 12 | Medium |
Q2 | 15 | 10 | Medium |
Q3 | 10 | 8 | Soft |
Формат воскресенья не изменится?
Да, правильно, формат и расписание стандартные для любого Гран При. Единственное отличие – теперь обладатель поул-позиции будет известен уже в пятницу вечером.
Городская трасса в Баку впервые примет спринт Фото: F1
На каких других трассах пройдут спринты в сезоне-2023?
Помимо Baku City Circuit, спринты впервые примут трассы в Остине, Спа и Лосаиле. Ред Булл Ринг станет ареной короткой субботней гонки второй год подряд, а Интерлагос получил право на проведение в третий раз после захватывающих заездов в 2021-м и 2022-м.
Дата | Этап |
---|---|
29 апреля | Баку, Азербайджан |
1 июля | Ред Булл Ринг, Австрия |
29 июля | Спа, Бельгия |
7 октября | Лосаил, Катар |
21 октября | Остин, США |
2 ноября | Интерлагос, Бразилия |
Что ещё нужно знать?
Системе штрафов также была изменена и пока выглядит весьма запутанной. Но ничего, привыкнем со временем.
Нарушение | Где штраф будет отбыт? |
---|---|
Инцидент в первой тренировке или пятничной квалификации | Потеря позиций* на старте в спринте |
Инцидент в субботней квалификации | Потеря позиций на старте в спринте |
Инцидент в спринте | Потеря позиций на старте в гонке |
Нарушение режима закрытого парка | Старт с пит-лейна в спринте и гонке |
Замена элементов силовой установки | Гонка |
* если, конечно, пилота наказали потерей позиций на старте, а не выписали ему денежный штраф, и.т.д.