Независимая экспертиза после ДТП: что это такое, как проводится, сколько стоит
Если автомобилист не удовлетворен размером выплаты по ОСАГО, он может заказать независимую экспертизу после ДТП и взыскать через суд со страховщика полную компенсацию убытков. Что называют независимой экспертизой , как ее проводят и когда она нужна? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в материале.
Что такое независимая экспертиза ДТП
Независимая экспертиза автомобиля после ДТП – это ряд мероприятий, которые выполняет специалист-техник с целью выявить неисправности после аварии и определить стоимость восстановления авто.
Автоэкспертиза у стороннего эксперта не заменяет первичную экспертизу, которую проводит страховщик, чтобы определить сумму компенсации.
Получение возмещения на ремонт машины после ДТП доступно обладателям полиса ОСАГО , приобрести который можно онлайн через «Автокод ОСАГО». Агрегатор показывает предложения от разных страховщиков и помогает на разнице цен сэкономить до 5 500 рублей на оформлении автогражданки.
Оформление страховки займет всего 5 минут. Полис можно оформить по госномеру авто. После оплаты он придет на электронную почту, откуда его можно распечатать и возить с собой.
Для чего проводится экспертиза после ДТП
Оценку ущерба автомобиля проводит представитель страховщика, которому выгодно занизить размер компенсации. Многие водители жалуются, что средств, выделенных на ремонт страховщиками, не хватает. Например, когда специалисты оценивают ущерб, они не уделяют внимание скрытым дефектам авто или некорректно рассчитывают стоимость необходимых запчастей. Поэтому суммы компенсации на ремонт оказывается недостаточно.
К независимой экспертизе автомобиля , согласно ст. 12.1 закона «Об ОСАГО» , водители прибегают для суда , чтобы оспорить проведенную страховщиком экспертизу и взыскать со страховой ущерб в необходимом размере. Проводить оценку будет независимый специалист, который не связан ни со страховой, ни с водителем.
Что выявляет независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО
Техническое независимое исследование помогает выявить:
- поломки, полученные в аварии;
- серьезность полученных повреждений, методы ремонта и его целесообразность;
- размер затрат на восстановительный ремонт.
Фирмы, которые предлагают экспертные услуги, определяют цену восстановления авто и проводят ряд дополнительных действий:
- помогают выяснить обстоятельства и причины аварии;
- проводят оценку остаточной стоимости машины;
- устанавливают сумму урона, который предъявил потерпевший к виновнику аварии.
С отчетом независимого эксперта водитель может обратиться к страховщику и потребовать полностью возместить ущерб. Если СК откажется, можно взыскать выплату в должном размере через суд.
Иногда экспертиза проводится потерпевшим, когда он не согласен с суммой компенсации за ремонт машины. Потерпевший может провести независимую оценку ущерба, и если она покажет, что требуется большая сумма на ремонт, – обратиться в суд и взыскать с виновника аварии полную компенсацию.
Кто проводит экспертизу автомобиля после ДТП
Услуги организаций и лиц, которые занимаются независимой экспертизой для ОСАГО , не требуют обязательного лицензирования и не попадают под ФЗ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности ». Эксперт должен быть аттестован и иметь необходимую квалификацию, что говорится в з аконе «Об ОСАГО ». Все эксперты-техники, которые вправе заниматься техническим исследованием машин после ДТП, перечислены в государственном реестре , который доступен на портале Министерства юстиции РФ.
Сколько стоит независимая оценка ущерба автомобиля после ДТП
На размер платы за экспертные работы влияет объем и сложность повреждений, стоимость машины и регион, в котором проводится исследование. Например, в Москве работа эксперта будет стоить 4-15 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге – от 4 до 9 тысяч рублей, а в Смоленске – от 3 до 7 тысяч рублей.
Физические лица платят за услугу меньше, чем организации.
Кто оплачивает независимую оценку автомобиля после ДТП
Независимую экспертизу после ДТП заказывает собственник авто по своему желанию, оплачивать ее он будет сам. Но, как предписывает закон «Об ОСАГО», если страховая признает экспертный отчет основанием для выплаты компенсации, то цену экспертизы включат в сумму убытков.
Как проводится независимая оценка ущерба автомобиля после аварии
Положение Банка России №432-П описывает, как должны оцениваться повреждения и рассчитываться цена ремонта. Самостоятельность тут недопустима.
Процесс проведения экспертизы авто после ДТП такой:
- водитель изучает в интернете отзывы об экспертах, проверяет их аттестацию в реестре на сайте Министерства юстиции и определяется с выбором специалиста, который будет оценивать ущерб;
- подписывает соглашение с экспертом на оценку авто после ДТП ;
- предоставляет в экспертную организацию СТС, ПТС (либо выписку из электронного ПТС) машины, протокол с места аварии, справку о ДТП, результаты предыдущей экспертизы (если это повторная проверка), а также иные документы, которые помогут эксперту увидеть все обстоятельства аварии;
- договаривается с экспертом о дате, времени и месте проведения осмотра;
- сообщает страховщику и виновнику аварии о месте, дате и времени проведения экспертизы за три дня до проведения осмотра, как требует пункт 3.12 Положения №431-П ;
- пригоняет машину на осмотр;
- эксперт проводит осмотр, для чего может частично разобрать авто, чтобы выявить скрытые дефекты;
- эксперт делает видеозапись и фото осмотра;
- эксперт составляет заключение исследования.
Экспертный отчет будут оформлять 2-5 дней, срок выполнения зависит от количества повреждений и расчетов.
Какие документы оформляют по результатам оценки ущерба автомобиля после ДТП
По результатам осмотра авто эксперт составляет заключение, которое должно соответствовать требованиям Положения Банка России №433-П и содержать:
- полную информацию о компании, которая проводила экспертизу. Если это индивидуальный предприниматель, в заключении указывается его ФИО, адрес, дата регистрации ИП и полные данные документа, подтверждающего внесение записи о регистрации в госреестр;
- номер и дату договора на проведение экспертизы;
- личные данные заказчика услуги;
- перечень объектов, которые подвергнутся исследованию (машина, видеорегистратор и прочее);
- полную информацию о машине;
- дату, когда машина попала в ДТП и получила повреждения;
- перечень документов, изученных при экспертизе;
- вопросы, на которые должна ответить экспертиза;
- список нормативных документов и методик, применяемых при экспертизе;
- список проведенных исследований;
- информацию о неподтвержденных сведениях;
- выводы, к которым пришел эксперт в процессе экспертизы;
- выводы по имеющимся изначально вопросам.
Формулировка выводов должна быть однозначной и информативной. Все вопросы, которые ставились перед экспертом, должны иметь исчерпывающий ответ.
Что делать после независимой экспертизы авто после ДТП
Водителю нужно составить требование в страховую компанию о пересчете суммы компенсации и приложить к документу заключение независимого эксперта. Страховщик рассмотрит документы в течение 10 суток, а затем либо доплатит недостающую сумму или откажет, указав причины.
Водитель может подать иск в суд и приложить к нему заключение независимого специалиста. Суд может назначить свою экспертизу, и, если требования водителя окажутся справедливыми, обяжет страховщика компенсировать ущерб в полном объеме. Также страховая оплатит затраты водителя на независимую оценку ущерба автомобиля.
Итак, кратко
1. Независимая оценка ущерба нужна, если водитель не согласен с размером компенсации, который рассчитала страховая компания.
2. Оплатить экспертизу должен водитель, но, если он докажет свою правоту, страховая возместит затраты на независимое исследование.
3. Проводить экспертизу должен аттестованный эксперт-техник, входящий в реестр на сайте Министерства юстиции.
4. На размер стоимости экспертизы влияет регион проведения исследования, масштаб повреждений и стоимость авто.
5. После экспертизы выдается экспертное заключение, с которым можно обратиться к страховщику или в суд, а после этого получить компенсацию в необходимом размере.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
После ДТП: как оценивают ущерб автомобиля
Этим летом мой коллега публиковал пост («Почему это не работает»: Телематика и снижение затрат на КАСКО) по мотивам тематического подкаста, в котором я принимаю участие в качестве эксперта.
Сегодня я решил немного отойти от темы новых технологий и поделиться опытом относительно более общих вопросов, ответы на которые интересуют практически каждого автолюбителя.
Основной вопрос, который волнует водителя после любого ДТП — это размер повреждений. Как его определить и какую диагностику проводят эксперты — об этом и поговорим.
Куда ехать после оформления ДТП
После того, как все документы оформлены, а водитель обратился в страховую компанию, страховщик обязан в течение пяти дней назначить время и место проведения осмотра автомобиля для оценки повреждений.
Время проведения оценки машины назначается с учётом графика работы страховой и экспертной организации. Если повреждения настолько сильные, что своим ходом до места доехать невозможно, то состояние автомобиля оценивается на месте нахождения машины (там, куда её отвёз эвакуатор).
На этом этапе, если водитель согласен с результатами оценки и суммой компенсации, он получает выплату. А если компромисс не достигнут, тогда автовладелец вправе обратиться к независимым экспертам.
Что нужно знать о независимой экспертизе
К независимым экспертам обращаются не только в случае проблем со страховыми выплатами. К помощи специалистов может прибегнуть и виновник аварии, если он не согласен с суммой ущерба, также независимые эксперты могут понадобиться при расследовании причин ДТП, для установления скрытых повреждений и определения перечня необходимых восстановительных работ после ДТП.
Согласно закону, в качестве независимого эксперта может выступать только дипломированный техник, внесённый в федеральный реестр. Если дело доходит до суда, то услуги эксперта оплачивает проигравшая сторона.
Важно помнить, что для проведения независимой экспертизы нужно соблюсти некоторые условия. Во-первых, от момента аварии до начала работы эксперта не должно изменяться техническое состояние машины. Во-вторых, оценочные работы должны проводиться в светлое время суток либо в хорошо освещённом помещении. В-третьих, специалист должен иметь соответствующие документы, подтверждающие, что он имеет право заниматься экспертной деятельностью.
Страховая компания не имеет права отказаться принимать результаты независимой экспертизы, так же как и не может запретить водителю её провести. Такая экспертиза может быть назначена в любое время, но лучше всего воспользоваться ей сразу после ДТП.
До введения единой методики расчёта эксперты от страховых компаний считали кто во что горазд. При этом независимые эксперты, которых привлекал клиент, производили расчеты по-разному, как правило, их оценки оказывались выше, чем размер ущерба, пусть и незначительно. В итоге наблюдался сильный разброс: одни хотели меньше заплатить, а другие – больше получить.
С внедрением в РСА единой методики расчёта взаимоотношения «клиент — страховщик» стали более ожидаемыми и приемлемыми для обеих сторон, но разногласия остались. Мы считаем, что ситуацию изменит натуральная форма компенсации в виде ремонта машины.
Не менее важно, чтобы клиент понимал, что выплаты по ОСАГО и КАСКО могут кардинально отличаться. В законе об ОСАГО четко прописано, что выплата производится по среднерыночным ценам в месте эксплуатации транспортного средства. В КАСКО же есть возможность выбора СТОА: ремонт у «официалов», СТО по выбору страховщика/страхователя и т.д.
Как будут оценивать ущерб
Для оценки технического состояния машины, в соответствии с законодательством, назначается автотехническая экспертиза. В перечень работ входят: процедуры, которые устанавливают видимые и скрытые повреждения, причины ДТП, экспертиза дорожных условий и т.д. После проведения этих работ восстанавливается целостная картина, на основе которой и делаются выводы по всем спорным вопросам и сумме компенсации.
При проведении оценки ущерба, в первую очередь специалисты должны убедиться в исправности всех узлов и механизмов машины до ДТП, чтобы быть уверенными, что к аварии привела не поломка. Кроме того, прежде, чем приступить к ремонту, эксперты должны провести грамотную дефектовку повреждений кузова.
Для того, чтобы выбрать определённые виды ремонта для конкретных деталей, сотрудники СТО, а также сами независимые эксперты используют различное программное обеспечение (например, БД автомобильных деталей с подробными рекомендациями производителей по их ремонту).
Во время определения степени повреждений автомобиль загоняют на специальный стенд, на котором проводят развал-схождение и определяют дефекты в подвеске. Специалисты также работают с геометрией кузова, сравнивая все зазоры и щели с соответствующей базой данных, используют приборы, которые помогают определить сколы и царапины, измеряя толщину покраски.
Действия при ДТП Часть 3 — Независимая Оценка (все нюансы)
В каждой сфере деятельности есть как свои плюсы, так и минусы. Вроде бы какая разница к какой организации независимой оценки (НО) обращаться, они ж все нормально насчитывают — а нет!
1) Никогда не соглашайтесь на НО, которую предлагает сама СК, ведь логично же, что уже меньше насчитают, а многие ведутся.
2) Никогда не соглашайтесь на дешевую экспертизу, так как она будет некачественной и потом вас будут разводить на дополнительные услуги автоюриста или еще хуже — не смогут в суде доказать, что их отчет правильный. Так вы просто выкинете деньги на ветер.
3) Никогда не соглашайтесь на бесплатную экспертизу — с вас потом будут удерживать % от выплат страховой и денег на ремонт уже не хватит.
По закону об ОСАГО ст.12 п.14 деньги, потраченные на независимую оценку подлежат возмещению страховщиком. Поэтому вы уже ничего не теряете, не скупитесь на нормальную оценку.
Порядок действия НО:
1) Отправляют телеграмму в СК или виновнику (если ущерб большой, то обоим) с извещением о том, что будет проходить независимая оценка и приглашение их на осмотр. На это нужно 3 дня.
2) В установленную дату проходит оценка, на которой присутствует сам оценщик, агент СК и виновник (если необходимо). Если ущерб большой, то необходима дефектовка на СТО, где мастер будет выявлять скрытые повреждения.
3) Отчет формируется 2-5 дней и необходимый пакет документов и чеков для СК.
4) Забираете отчет и документы из НО и отвозите в СК, ждете выплату в течении 20 дней.
Что еще нужно знать:
1) Если у вас автомобиль иномарка возрастом до 5 лет, отечественная — до 3 лет, пробег не больше 120 тыс.км, износ деталей меньше 40%, то вам полагается дополнительная выплата — утеря товарной стоимости (УТС) — это разница стоимости авто до ДТП и после уже восстановленного, так как ваше авто на рынке уже подешевело.
Например: ваш авто до ДТП стоил 500 тыс. руб., после ДТП уже отремонтированный авто будет стоить дешевле — 450 тыс. руб. Следовательно 50 тыс. руб — это УТС, которые должны вам доплатить.
2) Если СК не захочет выплатить вам деньги по заключению НО, то автоюристы легко доказывают правдивость отчета и СК помимо недоплаты обязана вам выплатить пеню и штраф, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. №17.
3) Не соглашайтесь на предложение СК отремонтировать авто по ОСАГО, всегда берите выплатами, так как отремонтируют вам неизвестно где и непонятно как, да еще и детали непонятно какие поставят и гарантий никаких не дадут.
Как насчитывает выплаты СК:
1) Ставит износ на ВСЁ, как можно больше и даже на стоимость восстановительных работ.
2) Считают детали ремонтом, а не заменой, что существенно отражается в цене.
3) Считают по аналоговым деталям, а не по оригиналам (особенно любит Росгосстрах).
4) Стоимость работ устанавливается самая минимальная по городу.
5) Не проводят дефектовку, поэтому отчет составляется только по внешним повреждениям.
Как должно быть:
1) Износ должен ставиться более лояльный, но не более 50%.
2) Детали под замену, а не ремонтом.
3) Только по оригинальным запчастям, никаких аналогов.
4) Стоимость по закону должна быть среднерыночной.
5) Выявление и фиксация скрытых повреждений.
6) Для праворульных авто включается стоимость доставки деталей от страны производителя.
Насколько мне стало известно, с недавних пор теперь все страховые и независимые эксперты обязаны считать стоимость запчастей по единой утвержденной методике. Эта новость больше будет печальна для тех, у кого автомобили на гарантии и теперь нельзя производить подсчет по дилерским ценам(