Как увеличить срок службы и что такое капитальный ремонт двигателя внутреннего сгорания
Большинство автомобильных двигателей рассчитаны на пробег в один миллион километров. Основные достоинства таких двигателей – высокая износоустойчивость деталей и ремонтопригодность. Жизненный цикл мотора выглядит так:
- Техническое обслуживание – 1–2 раза в год;
- Капремонт – каждые 300–400 тыс. км пробега.
После третьего капитального ремонта автомобиль проходит ещё 300–400 тыс. км, затем наступает предельное состояние двигателя, при котором восстановление нецелесообразно по экономическим, техническим, экологическим или другим причинам. Следующий этап – замена двигателя, чаще всего, с автомобилем.
Что значит капитальный ремонт двигателя внутреннего сгорания (ДВС)
Детали ДВС изнашиваются от трения и механических нагрузок, от местных нагревов меняется структура металла. Коррозия разъедает рубашку блока и головку цилиндров.
Своевременное проведение технического обслуживания, замена масла и охлаждающей жидкости замедляют износ деталей, но вечный двигатель не изобретён – ресурс ДВС продлевает капитальный ремонт.
Капремонт – это набор ремонтных работ, при которых выполняется демонтаж, разборка двигателя и полная замена изношенных деталей, чем достигается восстановление технических характеристик мотора, приближенных к заводским.
Полный ремонт ДВС требует наличия станочного парка, измерительных инструментов, средств диагностики. В кустарных условиях капремонт проводить не рекомендуется.
Когда делают капитальный ремонт двигателя, показания к проведению
Не все автопроизводители указывают в инструкции по эксплуатации автомобиля периодичность капитального ремонта ДВС. Необходимость проведения капремонта можно определить по следующим косвенным признакам:
- Наблюдается выход дыма из сапуна и выхлоп чёрного цвета;
- Увеличился расход топлива и масла;
- Снизилась мощность;
- Упало давление масла;
- Увеличилась температура охлаждающей жидкости.
При сочетании этих отклонений нужно обследовать двигатель с применением диагностических средств и переносных приборов в автосервисе. Замер компрессии и давления масла образцовым манометром – это первое что нужно сделать. Если давление масла ниже допустимого эксплуатация автомобиля усугубит проблему и увеличит стоимость ремонта.
По результатам диагностики владелец автомобиля, принимает решение об объёме ремонта ДВС, учитывая рекомендации механика автосервиса.
Что входит в капитальный ремонт двигателя
ДВС различаются по способу воспламенения на дизельные и бензиновые, по расположению цилиндров на вертикальные и V-образные, по виду топлива на бензиновые, дизельные и газовые. Отличий много. У дизельных двигателей сложная топливная аппаратура, газовые имеют редуцирующие устройства для подачи рабочей смеси в цилиндры. Объединяет их одно – состав узлов, в общем случае он выглядит так:
- Блок цилиндров;
- Картер;
- Головка цилиндров;
- Детали цилиндропоршневой группы;
- Кривошипно-шатунный механизм.
Каждый узел состоит из набора деталей, которые подвержены износу.
Поршни, кольца, вкладыши выпускаются номинального размера и трёх ремонтных.
Порядок проведения капитального ремонта ДВС
Капремонт начинается с демонтажа и разборки двигателя. Детали тщательно очищают и промывают.
На заводе-изготовителе основные детали промаркированы, при разборке необходимо заметить, как они установлены. При отсутствии меток нужно их нанести, чтобы при сборке не нарушить взаимное расположение.
Далее детали осматривают, измеряют и дефектуют. Измерительный инструмент должен быть поверенным. Ошибки в измерениях на сотые доли миллиметра приведут к неверным решениям по замене сборочных единиц.
Блок цилиндров (БЦ) – это литая деталь из чугуна или сплава алюминия. БЦ изготавливают монолитным или со съёмными гильзами. Распространённые дефекты БЦ, это:
- Эллипсность и конусность цилиндра. Если эти размеры по индикатору превышают 0,04 мм и 0,06 мм, соответственно, БЦ подлежит ремонту.
- Задиры и риски на зеркале цилиндра.
- Поломка шпилек крепления головки блока цилиндров (ГБЦ).
- Задиры на постели рамных подшипников.
- Трещины в рубашке охлаждения.
БЦ восстанавливается шлифовкой, протачиванием на станке или заменой гильз, в зависимости от вида БЦ. Поршни, компрессионные и маслосъёмные кольца подлежат полной замене на ремонтные большего диаметра. Основные ремонтные работы ГБЦ выполняются в следующем порядке:
- Полная разборка.
- Проверка на герметичность (опрессовка).
- Проверка нижней плоскости, при необходимости восстановление шлифовкой.
- Замер люфта клапана в направляющей втулке.
- Проточка сёдел клапанов развёрткой, притирка поверхностей седло-клапан, проверка герметичности.
- Замеры шеек распределительного вала и диаметра подшипников скольжения. Замена кулачкового вала или восстановление постелей требуется, если разница более 0,1 мм.
По результатам осмотра и замеров шеек коленчатого вала принимается решение о замене или восстановлении. При подозрении на трещины проводится капиллярный контроль. Геометрия шеек восстанавливается проточкой с последующим шлифованием. Вкладыши подшипников скольжения заменяются на новые соответствующего ремонтного размера.
При сборке агрегата прокладки, сальники, приводные ремни подлежат полной замене на новые. После сборки ДВС и установки на машину производится обкатка на холостых оборотах.
В СПб капитальный ремонт ДВС грузовых, легковых автомобилей и автобусов, оборудованных бензиновыми, дизельными и газовыми двигателями выполняют опытные механики автосервиса «РКС Авто». Стоимость работ на 2021 год вы можете узнать во вкладке «Цены».
«Сердце – пламенный мотор». Капитальный ремонт двигателя – когда он нужен?
Капитальный ремонт двигателя – почему эта процедура считается сложной и в каких случаях она нужна? Расскажем, как максимально раскрыть потенциал двигателя после капитального ремонта, как ездить в режиме обкатки и почему важно не пропускать этот этап.
Содержание статьи
Очень неприятно, когда машина, служившая верой и правдой, внезапно ломается. Хорошо, если поломка какая-то незначительная. Бывает и такое, что обойтись мелким ремонтом в ближайшем знакомом автосервисе не получается, – и приходится искать мастеров, которые занимаются сложными проблемами, такими как капремонт двигателя.
Что такое капительный ремонт двигателя?
Капитальный ремонт двигателя – это замена или максимальное восстановление критично важных деталей мотора – поршней, колец, масляных насосов.
Это не рутинное обслуживание ДВС (почистить узлы, подтянуть болты, отладить работу системы подачи топлива), которое можно сделать практически где угодно. Сделать капитальный ремонт двигателя значит полностью собрать и разобрать двигатель. Цель этих манипуляций – восстановить технические параметры комплектующих мотора.
Если вы размышляете, сколько стоит капитальный ремонт двигателя, то точную информацию вы получите после диагностики вашего транспортного средства. Минимальная цена капитального ремонта двигателя — 25000-35000 рублей.
Как проходит капитальный ремонт двигателя
Эта процедура заключается в разборке и замене запчастей в блоке цилиндров и ГБЦ (головке блока цилиндров).
Порядок работ при капремонте такой:
Диагностика двигателя — ищутся поломки, утечки технических жидкостей, проверяется система выхлопа.
Снятие, разбор и чистка основных узлов ДВС.
Чистка. Здесь нужна именно мойка, обработка под давлением – вся грязь должна быть удалена.
Определение степени изношенности комплектующих мотора.
Измерение толщины зазоров и правильности геометрии деталей.
Дефектовка коленвала (проверка степени износа запчастей, твердости, прогиба, центровки и состояния поршней). Если здесь мастер выявляет серьезные проблемы, то дальнейшая работа нецелесообразна – остается только приобретать новый мотор.
Удаление сколов и выравнивание привалочной поверхности.
Ремонт ниши коленчатого вала.
Чистка каналов, рихтовка, шлифовка – все это для восстановления коленвала.
Шлифовка ГБЦ и плоскостей блока.
Проверка ГБЦ на герметичность, центровка сцепления и его опрессовка. Если здесь обнаруживаются трещины, мастера приступают к сварочным работам.
В процессе проверяется плоскость прилегания ГБЦ, состояние поверхности цилиндров, а также коленвала. А уже после этой проверки мастера решают, какие детали поршневой группы будут установлены – стандартных или ремонтных размеров.
Сборка двигателя на стенде. Это делается специально, потому что на стенде ДВС можно крутить на все 360 градусов.
Топ-10 признаков, указывающих на скорый капремонт двигателя автомобиля
В процессе эксплуатации двигателя автомобиля, его износ постепенно увеличивается и происходит это до определенного момента, пока не начнут появляться четкие признаки, указывающие на приближающийся капитальный ремонт мотора. Когда происходит плавный износ мотора, то как правило, это не заметно и силовая установка продолжает работать нормально. Однако, когда детали и узлы двигателя начинают вырабатывать свой ресурс, то износ мотора начинает стремительно нарастать, как снежный ком, после чего в силовой установке одна за одной начинают появляться неисправности. Первые ласточки, которые свидетельствуют о проблемах в двигателе являются посторонние шумы, скрежет и стуки, а также появляется повышенный расход моторного масла с топливом. Вот поэтому, чтобы вовремя обнаружить ту или иную неисправность в силовой установке, очень важно знать основные признаки приближающегося ремонта мотора.
Двигатель автомобиля – это своего рода его сердце, ресурс которого зависит из большого количества факторов, показателей и параметров. Производственные свойства мотора напрямую зависят от качества деталей, которыми оснащен двигатель, а также от своевременной замены расходных элементов и в положенный ли регламентом срок проводится технический осмотр. Справочно заметим, что в большинстве случаев в первую очередь в моторе изнашиваются трущиеся детали. В том случае, если проигнорировать очевидные признаки той или иной неисправности с мотором, то зачастую первыми страдать начинают поршневые кольца, поршни, коленчатый вал и прочие немаловажные составляющие любой силовой установки. Чтобы не дожидаться серьезных поломок мотора, в нашей статье мы разберем самые распространенные признаки, которые однозначно указывают на определенные проблемы с двигателем.
А теперь давайте рассмотрим список верных признаков и факторов, указывающих на те или иные неисправности в силовой установке. Справочно заметим, что в наш список мы не включили обстоятельства форс-мажорного характера, на примере, «дружественной встречи» клапанов и поршней после разрыва ремня или цепи ГРМ, заклинивания мотора или попадания во внутрь двигателя посторонних предметов, так как все эти моменты зачастую очевидны.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЗНАКИ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА СКОРЫЙ КАПРЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ
1. Дымный выхлоп: может свидетельствовать о неполадках с мотором. Дым из глушителя может быть с белым, сизым или синим и черным оттенками. Тот или иной цвет выхлопных газов может являться четким диагностическим признаком и указывать на те или иные неисправности, которые возникли в двигателе. О чем точно может свидетельствовать тот или иной цвет отработанных газов, нам смогут помочь также косвенные признаки, которые зачастую появляются у автомобиля (чрезмерные вибрации на холостом ходу, повышенный расход масла с топливом и другие). Справочно заметим, что наиболее опасным считается оттенок выхлопных газов черного цвета, который может свидетельствовать о скором капитальном ремонте мотора.
2. Большой расход моторного масла (масложор): является плохим симптомом, который зачастую говорит о серьезных проблемах с двигателем. Заметим, что измерение предельного показателя расхода моторного масла для автомобиля определяется по щупу от риски “Мин” до “Макс” за 1000 километров пробега. Как правило, оптимальным расходом масла, так сказать на угар считается не более 1 литра от замены до замены технической жидкости. В том случае, если силовая установка начинает подъедать масло и на доливку каждые 1000 километров пробега уходит более 400 миллилитров, за исключением конструкторских особенностей двигателя, то это говорит о серьезных неполадках в моторе. В этом случае, необходимо делать детальную диагностику силовой установки, чтобы выяснить причины проблемы.
3. Образование нагара на свечах зажигания: является косвенным признаком, который так или иначе указывает на определенные неполадки, которые имеются у силовой установки. В том случае, если нагар на свечах имеет оттенок светло-серого цвета, то мотор функционирует оптимально, то есть такой окрас не несет ничего серьезно и за двигатель можно быть спокойным. Все же остальные цвета нагара на свечах, например, красный, черный или белый, говорят о том, что имеются те или иные неполадки с двигателем.
Если свечи зажигания имеют нагар черного оттенка, то быстрее всего возникли поломки в топливной системе мотора автомобиля. Как правило, такой оттенок свидетельствует о снижении компрессии в цилиндрах двигателя. Если налет на свечах белого оттенка, то быстрее всего в системе силовой установки сильная задымленность и одной из рекомендаций специалистов в таком случае служит отказ от заправки низко октановым и не качественным топливом. Когда возникает налет красного оттенка на свечах зажигания, то это свидетельствует о сгорании разных присадок в моторном масле или топливе машины. В любом случае понадобиться делать тщательную диагностику силовой установки с замером компрессии в цилиндрах.
4. Чрезмерная вибрация мотора при работе на холостом ходу: особо четко проявляется после прогрева силовой установки, которая характеризуется трясущимся рычагом коробки передач. В том случае, если автомобиль оснащен карбюратором, то зачастую это говорит о неисправностях с двигателем, а если оборудован инжектором, то проблема кроется в датчиках системы и возможно из строя вышел датчик холостого хода. Однако, как рекомендуют специалисты в одном и другом случаях, необходимо в обязательном порядке делать диагностику мотора.
5. Повышенный расход топлива (бензина): также может указывать на некоторые сбои в работе двигателя. В том случае, если транспортное средство раньше расходовало не более 9-10 литров на 100 километров пробега, а затем, например, расход повысился до 14-15 литров, то быстрее всего придется делать диагностику систем двигателя. При данном признаке в расчет нельзя брать новые машины или эксплуатацию автомобиля в зимнее время года, потому что в этих моментах, данный расход считается закономерным явлением, то есть нормой. Отметим, что однозначно дать ответ, из-за чего появляется резкий рост расхода топлива, может дать только диагностика на станции технического обслуживания.
6. Падение мощности мотора: считается серьезным признаком, который зачастую проявляется во время разгона машины с места до 100 километров в час. В том случае, если данное время разгона увеличивается в среднем на 20-25 процентов относительно эталонных значений, при этом максимальная скорость снижается примерно 10-15 процентов, то это может говорить о проблемах в цилиндропоршневой группе силовой установки. Такой проблемой не в коем случае нельзя пренебрегать, потому что на этом неполадки с двигателем не закончатся.
Как правило, основной причиной снижения мощности мотора является ухудшение показателей компрессии, которые зачастую возникает вследствие механического износа цилиндров, поршневых колец и самого поршня. Существуют определенные величины компрессии, которые говорят о том или ином текущем состоянии двигателя, например, если параметры измерения равняются 12 пунктам, то все отлично, 10 пунктов, то являются средним значением и 9 пунктов – имеются проблемы с мотором. Справочно заметим, что замеры компрессии осуществляются при помощи специального инструмента, который называется компрессометр.
7. Перебои в функционировании мотора: как правило, довольно часто появляются у сильно изношенного двигателя и зачастую характеризуются тем, что двигатель начинает троить, как в не прогретом, так и прогретом состояниях. В этом случае, самостоятельно решить проблему бывает довольно сложно, поэтому лучше всего показать автомобиль специалистам и произвести необходимые диагностические процедуры.
8. Посторонние стуки и шумы в силовой установке: как правило, сопровождают машину на протяжении значительной доли ее эксплуатации. Зачастую появление даже слабых, глухих или звонких посторонних звуков со стороны мотора на автомобиле с большим пробегом, могут говорит о больших проблемах в узлах и агрегатах двигателя. Одной из распространенных проблем при появлении шумов выступает повышенный износ цилиндропоршневой группы силовой установки и нужно быть готовым к дорогостоящему ремонту деталей двигателя. Но опять же, без детальной диагностики мотора, на сто процентов определить неисправность достаточно сложно.
9. Низкое давление масла в моторе: как неисправность возникает тогда, когда бортовой компьютер машины сигнализирует об этой проблеме при помощи загорающейся индикаторной лампочки “Давление масла” на приборной панели транспортного средства. Чтобы установить причину появления этого индикатора, первым делом специалисты всегда делают компьютерную диагностику силовой установки и производят замеры показателей компрессии в цилиндрах двигателя.
10. Перегрев двигателя: проявляется тогда, когда мотор постоянно перегревается без видимых на это причин, но за исключением таких факторов, как повышенная температура воздуха на улице, двигатель работает длительное время на повышенных оборотах и прочие моменты. Зачастую одной из причин неисправности становятся детали охлаждения мотора. Как правило, специалисты на станциях технического обслуживания автомобилей начинают решать такую проблему с диагностики термостата двигателя и его возможной дальнейшей замены, то есть идут к поиску причины от наименьшего узла к большему.
11. Пробитая или треснутая прокладка двигателя: является одной из самых страшных проблем мотора. Как правило, пробивается прокладка в случае ее сильного износа. Когда возникает прорыв прокладки, то во внутрь мотора начинает попадать охлаждающая жидкость, в результате чего детали силовой установки перестают смазываться должным образом. Самое интересное, что в разобранном состоянии все детали двигателя будут выглядеть идеально чистыми, без разного рода нагара. Все это благодаря тому, что охлаждающая жидкость отлично слизывает масло с деталей и они остаются сухими и чистыми.
Главным симптомом такой проблемы является появление белого дыма из выхлопной трубы автомобиля. В том случае, если прокладка достаточно сильно пробита, то может возникать даже течь охлаждающей жидкости из глушителя при работе двигателя, а также будет существенно сокращаться уровень технической жидкости в расширительном бачке.
12. Неправильная работа силовой установки: отражается в виде возникающей детонации, преждевременном или калильном зажигании, то есть, когда мы глушим мотор, а он все равно еще старается работать. Зачастую такая проблема исправляется обычной регулировкой системы зажигания автомобиля.
Таким образом, если в той или иной степени в нашем автомобиле появляются вышеописанные признаки и симптомы неисправностей силовой установки, то хотим мы того или нет, придется готовиться к возможной разборке и серьезному ремонту двигателя.
В заключении отметим, как правило, при правильной эксплуатации силовой установки, а также ее обкатке, современные моторы способны отходить до серьезных проблем не менее 150-200 тысяч километров пробега, а то и больше. Также справочно заметим, что в случае увеличения расхода топлива автомобилем до 15 литров и более на 100 километров пробега, то зачастую такой двигатель признается неисправным. Кроме того, о необходимости ремонта мотора может говорить не каждый признак в отдельности, а наличие многих из перечисленных.
Хана мотору: верные признаки грядущей капиталки
Век двигателей внутреннего сгорания относительно недолог. При активной эксплуатации и внушительных пробегах смерть мотора может наступить гораздо раньше, чем сдастся кузов автомобиля. В этом случае автовладельцы прибегают к полной замене двигателя на другой или к серьёзному и глубокому капитальному ремонту. Рассказываем, как понять, что капиталка уже не за горами.
Разные двигатели разных марок и моделей имеют свой ресурс, который во многом задаётся ещё на стадии проектирования силового агрегата и определяется множеством факторов. Свою лепту в сохранность движков вносят обслуживание и режимы эксплуатации каждого отдельно взятого экземпляра. Впрочем, есть показатель, на который можно ориентироваться – пробег автомобиля. От большинства современных агрегатов глупо ожидать беспроблемной эксплуатации на протяжении 3-4 и более сотен тысяч километров. Сдают они гораздо раньше: для многих даже 200 000 – фантастический успех. Сопоставив реальный пробег автомобиля с усреднённым ресурсом модели двигателя, вы получите примерное представление о том, когда мотор отправится на капиталку или в металлолом.
Впрочем, выйти из строя двигатель может гораздо раньше или позже данного срока. Если автомобиль был куплен уже не новым, прикинуть сроки капиталки по пробегу не удастся – в большинстве случаев показания будут заниженными. На проблемы укажут характерные признаки грядущих бед, а также результаты диагностики. Понять, что стоит готовить к худшему, можно по следующим симптомам:
— пропала былая прыть
Сильно изношенный, подраненный мотор не может обеспечить ту же приемистость и динамику, которые были у машины изначально. Происходит это из-за износа цилиндропоршневой группы, закоксовывания выпускного тракта, детонации и множества других аспектов. Критическими проблемы можно считать тогда, когда динамика ухудшается на 25% от заявленной производителем.
— двигатель ест масло
Масложором сегодня едва ли можно удивить даже обладателя новой отечественной «Лады». Современные двигатели в массе своей таковы, что пожирают масло, будучи только что собранными. В нормальных, грамотно спроектированных и хорошо собранных агрегатах масложор – признак сильного износа поршневой группы. Особенно опасен масложор, внезапно появившийся или резко усилившийся. Масло, как известно, может убывать двумя путями – через прохудившиеся сальники и прокладки, а также через выхлопную трубу. Если уровень масла падает с отметки max до отметки min менее чем за 1 000 км пробега, ваш мотор просится на помойку. В идеальном случае этого не должно происходить даже за 15 000 км пробега.
— дым из трубы
Ещё один верный признак критического износа двигателя – синеватый дым из выхлопной трубы, имеющий характерный запах горелого масла. Причина та же – чрезмерный износ цилиндропоршневой группы, залегание или поломка поршневых колец, разрушение маслосъёмных колпачков. Такой дым – верный признак удручающего состояния агрегата.
— низкое давление масла
Моргающая или горящая маслёнка на приборной панели – признак недостаточного давления в системе смазки мотора. Если это действительно так, смерть силового агрегата может наступить за считанные сотни километров. Засорение масляных каналов, поломка маслозаборной трубки, выход из строя редукционного клапана, неисправность масляного насоса, увеличенные зазоры между деталями двигателя вследствие сильного износа и разжижение масла охлаждающей жидкостью – это неполный перечень лёгких проблем, ведущих к непоправимому.
— стуки в двигателе
Стуки в моторе – далеко не всегда признак серьёзных неприятностей. Важно правильно понять, что именно и где стучит. К примеру, от коленчатого вала идёт глухой стук, звук от шатунных подшипников более резкий и проявляется на холостых оборотах. Поршни звучат приглушённо, а поршневые пальцы — очень звонко. Если проблемы серьёзные, стуки отчётливо слышны как «на холодную», так и «на горячую».
— низкая компрессия
Низкая компрессия в цилиндрах обычно сопровождается целым букетом других проблем – неуверенным запуском, хлопками из глушителя, плавающими оборотами, увеличением расхода топлива и ощутимым падением мощности. Сильные расхождения в показателях компрессии — верный признак грядущей «капиталки».
— «махровый» нагар на свечах
Наконец, ещё одним симптомом, говорящим о проблемах с мотором обычному водителю, может быть характерный «махровый» нагар на одной или нескольких свечах. В этом случае на электродах образуются крупинки, напоминающие манку. Такой налёт возникает при попадании в камеру сгорания масла. Чем больше крупинок, тем ближе капиталка мотора.