Драйвим байки: продажи мотоциклов в России выросли на 60%
За первое полугодие в России реализовали на 60% больше мотоциклов, чем за тот же период предыдущего года, однако структура продаж заметно изменилась. Рынок мототехники восстанавливается значительно быстрее автомобильного, отмечают эксперты. Подробности — в материале «Известий».
На двух колесах
С начала года в России было продано 15,3 тыс. новых мотоциклов, что на 60,1% больше, чем за шесть месяцев прошлого года. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат», основываясь на количестве выданных ЭПТС. Специалисты агентства отмечают, что объем продаж за первое полугодие практически сравнялся с результатами за весь прошлый год (15,5 тыс. мотоциклов). Таким образом, рынок мотоциклов в меньшей по сравнению с автомобильным степени пострадал от санкций и восстанавливается более быстрыми темпами, считают эксперты.
После ухода из России большинства европейских и японских производителей мототехники заметно изменилась структура продаж. Если прежде первые строчки в рейтинге наиболее популярных марок занимали BMW, Yamaha, Honda, Kawasaki и Harley-Davidson, то теперь единственным европейским брендом, который по итогам первого полугодие вошел в топ-10, стал австрийский KTM (7-е место, 537 мотоциклов). Японские производители мототехники вообще не вошли в десятку наиболее популярных марок.
Зато резко выросли продажи у производителей байков из Китая и Индии, а также у российских компаний. В частности, лидером по итогам первых шести месяцев стал отечественный бренд Regulmoto с результатом в 2 тыс. мотоциклов. На втором месте индийский Bajaj (1,7 тыс. штук), на третьем — китайская марка Racer, продавшая 1,6 тыс. мотоциклов. Далее следуют российская марка Motorland (1,4 тыс. экземпляров), китайские Voge (746 мотоциклов), Kayo (725 штук) и Wanqiang (594 штуки). Белорусский «Минск» реализовал в нашей стране 556 байков, а Shineray (КНР) — 523.
Российская разработка — китайская сборка
Как рассказал «Известиям» главный редактор журнала «Мото» Иван Владимиров, в последнее время отечественные компании всё чаще размещают заказы на производство мотоциклов под собственным брендом на китайских заводах. Примерами таких производителей собеседник назвал Regulmoto и Motorland.
— Они разрабатывают модель, отвечают за ее инжиниринг, но производством занимаются китайские партнеры. Продается такая техника под отечественным брендом, — отметил он.
При этом, по словам эксперта, за последнее время китайские производители мототехники заметно подтянули качество своей продукции и особых нареканий к мотоциклам из КНР сейчас нет. Более того, многие модели собираются в Китае на тех же заводах, где выпускаются мотоциклы японских и европейских марок, отметил он. Приличное качество китайских мотоциклов вкупе с их небольшой по сравнению с европейскими и японскими моделями стоимостью и объясняет их возросшую популярность в нашей стране.
— Те же BMW, Honda, и Yamaha ввозятся на российский рынок по параллельному импорту, причем выбор моделей сейчас даже больше по сравнению с временами, когда осуществлялись официальные поставки этой техники. Однако цены на нее значительно выросли. Если приличный «китаец» стоит сейчас примерно 600–700 тыс. рублей, то самый простой «европеец» или «японец» обойдется уже в 1,2–1,3 млн рублей, — рассказал «Известиям» Иван Владимиров.
С ним согласен независимый мотоэксперт Роман Ситников. По его словам, европейские, американские и японские модели мотоциклов по-прежнему доступны российским покупателям. Однако если прежде их продажи исчислялись сотнями и тысячами единиц в год, то сейчас речь идет лишь о десятках мотоциклов.
Сезонный товар
По итогам года в нашей стране может быть продано около 20 тыс. мотоциклов, прогнозирует Роман Ситников. Он подчеркивает, что это сезонный товар, поэтому большая часть продаж приходится на весну и лето. Ближе к окончанию мотосезона спрос на нее заметно снижается. При этом он отмечает, что его прогноз касается лишь техники, которая официально считается мотоциклом.
— По нашему законодательству техника с двигателем до 50 куб. см не подлежит постановке на учет и на нее не нужны какие-либо документы. Соответственно, такие модели не попадают в «мотоциклетную» статистику продаж. А их объемы достаточно велики, — заявил «Известиям» Роман Ситников.
Также в статистике не отражаются модели, которые не предназначены для эксплуатации на дорогах общего пользования и официально считаются «спортинвентарем», отмечает эксперт.
Сезонность продаж двухколесной техники подтверждается статистикой. По данным «Автостата», мотоциклетный рынок начал расти только в марте, когда россияне приобрели около 1,3 тыс. мотоциклов. При этом в апреле, мае и июне продавалось уже по 4–4,5 тыс. штук. Рост интереса к байкам с наступлением мотосезона отмечается и на вторичном рынке.
Региональный рост
Основной вклад в увеличение продаж мототехники внесли регионы. Несмотря на то что по общему числу проданных в первом полугодии мотоциклов лидируют Москва и Московская область (1,9 тыс. и 1,4 тыс. байков соответственно), рынок здесь увеличился лишь на 19,7 и 31,5%. Заметнее всего продажи мотоциклов выросли с начала года в Кемеровской (+192,7%), Челябинской (+132,9%) и Свердловской областях (+124,8%). Также неплохие результаты показывает Нижегородская область и Татарстан: здесь интерес к байкам вырос на 93,8 и 69,7% соответственно.
Продажи новых мотоциклов в 1 полугодии 2023 года
Агентство «АВТОСТАТ» на основе данных АО «ППК»* и с учетом собственной сегментации провело анализ российского рынка новых мотоциклов по итогам 1 полугодия 2023 года. Объем их продаж составил 15305 экземпляров – на 60,1% больше, чем за 6 месяцев прошлого года (9561 шт.). Эксперты агентства отмечают, что за эти полгода реализовано почти столько же новой мототехники, сколько за весь 2022 год (15493 шт.).
Если рассматривать ситуацию на рынке новых мотоциклов по месяцам, то здесь можно увидеть, что он начал расти в марте, в очередной раз подтверждая сезонный характер продаж этой техники. При этом с каждым месяцем рыночный рост только усиливался.
ДИНАМИКА ПРОДАЖ НОВЫХ МОТОЦИКЛОВ В РФ (шт.)
Стоит также отметить, что в этом сегменте поменялся лидер марочного рейтинга. В 1 полугодии 2023-го на первое место, со значительным отрывом от конкурентов, вышел бренд Regulmoto, который год назад был только третьим. За это время в России было продано 2026 новых мотоциклов этого бренда – почти вдвое больше, чем в январе – июне 2022-го. Индийский Bajaj (1668 шт.; +11,1%) опустился на второе место, а третье занял – Racer (1604 шт.; рост в 31,5 раза на низкой базе прошлого периода). Далее следует Motoland (1431 шт.; +28,5%). Больше ни одна из марок не преодолела порог в 1000 реализованных экземпляров. Как видно, все десять брендов показывают рост.
ТОП-10 МАРОК ПО ПРОДАЖАМ НОВЫХ МОТОЦИКЛОВ В РФ (шт.)
Что касается региональной структуры, то треть продаж новой мототехники по итогам 6 месяцев 2023 года суммарно приходится на четыре субъекта РФ: Москву (1972 шт.), Подмосковье (1404 шт.), Свердловскую область (917 шт.) и Санкт-Петербург (786 шт.). В ТОП-5 попадает также Краснодарский край (541 шт.). Показатели других регионов – менее 500 единиц.
ТОП-10 РЕГИОНОВ ПО ПРОДАЖАМ НОВЫХ МОТОЦИКЛОВ В РФ (шт.)
* АО «ППК» («Паспорт промышленный консалтинг») – совместное предприятие АО «Электронный паспорт» и ООО «АВТОСТАТ».
Продажи новых мотоциклов в России в 2023 году выросли на 60%
В 2023 году в России выросли продажи новых мотоциклов — за первое полугодие их было продано почти столько же, сколько за весь прошлый год, сообщает «Автостат».
Продажи выросли на 60,1%, до 15,3 тыс. шт, против 9,6 тыс. в январе-июне 2022 года. Среди брендов лидером стали Regulmoto (2 тыс. шт.), Bajaj (1,6 тыc. шт.; +11,1%) и Racer (1,6 тыс. шт.; рост в 31,5 раза).
В топ-5 регионов, где покупают больше всего новых мотоциклов, вошли Москва (1,9 тыс. шт.), Подмосковье (1,4 тыс. шт.), Свердловская область (917 шт.), Санкт-Петербург (786 шт.) и Краснодарский край (541 шт.).
Рынок мотоциклов в России: 6,4 миллиардный рост рынка
Объем отечественного рынка мотоциклов в рамках 2021 года показал абсолютную максимизацию.
Отечественный рынок мотоциклов в оценке текущего временного ряда 2021 года показал стремительную динамику увеличения объемности рынка и в натуральных величинах, и в стоимостных показателях, при этом явным трендом стало существенное увеличение объемов импорта продукции, которое достигло 40% показателя в оценке физических величин.
Согласно данным исследования «Рынок мотоциклов в России: исследование и прогноз до 2025 года», подготовленного маркетинговым агентством ROIF Expert в 2021 году, стоимостный объем российского рынка мотоциклов увеличился в текущем периоде 2021 года на 6,4 миллиардов рублей. По-прежнему основной товарной категорией в общей структуре рынка мотоциклов в России являются мотоциклы с объемом двигателя 50-250 см3.
Растущий спрос на мотоциклы на внутреннем рынке существенно активизировал деятельность зарубежных игроков, в результате чего импортные поставки мотоциклов на внутренний рынок в оценке стоимостных показателей превысили индикаторы сопоставимого периода на 33 млн. долларов. Наибольшую активность демонстрируют китайские производители. Так в рамках рассматриваемого периода 2021 года более 45% от общего объема ввозимых в Россию мотоциклов составляют мотоциклы именно китайского производства.
Относительно ценовых индикаторов закупаемых за рубежом мотоциклов отмечается существенный разброс цен. Так наиболее высокие цены характерны при поставках мотоциклов из Германии и США. Наиболее низкий диапазон цен характерен при закупках продукции в Беларуси и Китае.