Сколько можно хранить свечи зажигания новые
Перейти к содержимому

Сколько можно хранить свечи зажигания новые

  • автор:

Что будет, если… не менять свечи зажигания

Для многих автолюбителей вопрос о том, когда лучше менять свечи зажигания — в рекомендованный производителем машины или самих свечей срок или судя по их фактическому состоянию, является таким же камнем преткновения, как и то, стоит ли ездить на 92-м или 95-м бензине. Одни владельцы авто строго придерживаются регламентных сроков, считая, что производителю автомобиля виднее, когда этот расходный элемент лучше заменить. Другие полагают, что раз свечи в нормальном состоянии, двигатель заводится с «полпинка» даже в лютый мороз, то и менять их нужно не ранее 60-90 тысяч километров пробега. Давайте разберемся, что может случиться с автомобилем, если не менять свечи зажигания в указанные производителем регламентные сроки.

Зачем мотору свечи

Для начала вспомним, какую функцию выполняют свечи зажигания в двигателе. Эти устройства нужны, чтобы образовавшейся в процессе включения зажигания искрой воспламенить топливно-воздушную смесь в камере сгорания (цилиндре) мотора. Поджог этой смеси производится при помощи электрического разряда в несколько тысяч или десятков тысяч вольт, который возникает между электродами свечи.

Стандартная свеча зажигания состоит из нескольких компонентов:

— контактного вывода (предназначен для подключения свечи к высоковольтным проводам системы зажигания или напрямую к катушке зажигания);

— изолятора (предохраняет свечу от перегревов, часть изолятора, непосредственно прилегающая к центральному электроду, наиболее сильно влияет на качество работы свечи зажигания);

— ребер изолятора (предотвращают электрический пробой по его поверхности);

— центрального и бокового электрода (между ними как раз и возникает искра, воспламеняющая топливно-воздушную смесь в цилиндре);

— уплотнителя (служит для предотвращения проникновения горячих газов из камеры сгорания).

Важной характеристикой любой свечи зажигания является величина зазора между центральным и боковым (боковыми) электродами. Именно от нее зависит, насколько эффективно будет происходить поджог смеси в цилиндре. Чем больше величина зазора, тем более мощной будет искра и масштабнее — зона воспламенения. Соответственно, эффективнее будет сгорать топливо, а, значит, стабильным будет его расход, плавным — работа двигателя. С другой стороны, когда зазор между электродами свечи меньше, то искра появляется раньше и пробой происходит при меньшем напряжении. Но вместе с тем энергия искры меньше, что хуже для поджога смеси, а в конечном итоге при уменьшенном зазоре снижаются мощностные и экономичные характеристики двигателя.

Также немаловажной характеристикой свечей является их калильное число — это информация о предельно допустимой температурной нагрузке свечи зажигания. Отечественные свечи зажигания выпускаются с калильными числами 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. Зарубежные производители единой шкалы калильных чисел не придерживаются. В зависимости от величины калильного числа свечи разделяются на «холодные», «горячие», средние и унифицированные. Если поставить слишком «холодные» свечи (с большим калильным числом), затрудняется процесс их самоочищения, и мотор будет работать с перебоями. При слишком «горячих» возможно так называемое калильное зажигание, по своим симптомам и разрушительным последствиям напоминающее детонацию двигателя.

Какие бывают свечи

В обиходе, свечи зажигания называют классическими, платиновыми и иридиевыми.

Такие названия они получили из-за материалов, которые применяются для изготовления электродов. В классических свечах электроды — медные, в платиновых изготовлены из платины, а иридиевые — из специального иридиевого сплава. В некоторых классических свечах медные электроды для надежности покрыты сплавом иттрия, который позволяет увеличить устойчивость электродов свечей. Платиновые свечи хороши тем, что платина обладает высокой коррозионной устойчивостью и стойкостью к высоким температурам (практически не выгорают), что позволяет добиться достаточно продолжительного срока эксплуатации. У иридиевых свечей — схожие с платиновыми характеристики. Но самыми долговечными свечами являются те, в которых электроды изготовлены из сплава платины и иридия.

Ресурс свечей

Срок службы свечей зависит от многих факторов. Производители определяют период эксплуатации этих элементов в зависимости от материалов, из которых изготовлены электроды, приблизительных условий эксплуатации (климатические условия, качество топлива и прочие). Так, для классических свечей средний срок службы составляет не более 50 тысяч километров пробега. Для платиновых и иридиевых — не более 90 тысяч километров пробега. Естественно, эти цифры могут корректироваться в зависимости, например, от того, какого качества бензин заливается в автомобиль, и в каком состоянии находится сам двигатель. Поэтому многие производители автомобилей рекомендуют заменять классические свечи при прохождении каждого второго планового ТО (например, через 30, а затем 60 тысяч километров). При использовании платиновых или иридиевых свечей срок эксплуатации может быть увеличен в полтора — два раза.

Что будет, если вовремя не сменить свечи

Допустим, по какой-то причине положенный по регламенту срок замены свечей зажигания истек, и владелец автомобиля не удосужился установить новые элементы. Возможно, сразу это и не приведет к каким-то трагическим для двигателя автомобиля последствиям. Но в один отнюдь не прекрасный день машина попросту не заведется. Поэтому советуем обратить пристальное внимание на признаки, свидетельствующие о скором выходе свечей зажигания из строя.

К признакам неисправности свечей зажигания относятся:

— «троение» двигателя (его подергивает при езде и на холостых оборотах)

— затрудненный запуск мотора (стартер срабатывает, но зажигание не происходит)

— увеличение расхода топлива

— увеличение выброса СО

— ухудшение динамики двигателя (мотор не развивает максимальных оборотов и соответственно, падает его мощность)

Если проигнорировать перечисленные выше признаки, возможен выход из строя двигателя.

Одним из печальных последствий неисправности свечей зажигания может быть детонация в камере сгорания двигателя. В результате детонации определенного объема смеси возникает ударная волна, которая в зависимости от объема смеси, может иметь такую интенсивность, что своей энергией заставит сдетонировать весь оставшийся в цилиндре заряд. При отражении ударных волн от стенки камеры сгорания возникает звонкий металлический звук. При сильной детонации стуки становятся громче, мощность двигателя падает, в отработавших газах появляется черный дым. Также во время сильной детонации мотор испытывает большие тепловые и механические нагрузки на некоторые детали. Могут обгореть кромки поршней и прокладки головки блока цилиндров, электроды свечей. Ударные волны разрушают масляную пленку в верхней части цилиндра, вызывая, тем самым, его повышенный износ.

Итог:

— В двигатель автомобиля нужно устанавливать свечи, рекомендованные производителем, обращая внимание на их калильное число и прочие характеристики

— Несмотря на стабильную работу системы зажигания, состояние свечей необходимо проверять при каждом плановом техобслуживании

— Длительная эксплуатация (пробег 50 тысяч километров и более) возможна при установке свечей с платиновыми или иридиевыми электродами

— Для продления срока службы свечей необходимо по возможности заливать только проверенное топливо, вовремя менять фильтры, следить за правильностью установки зазора свечи

— При появлении признаков неисправности свечей («троении» мотора, повышения расхода топлива, «плавании» оборотов) срочно обратиться на СТО или самостоятельно произвести замену этих элементов на новые.

Автомобильные свечи портятся от времени или только от пробега?

Могут ли свечи на авто портиться только от времени, если авто стоит?

То, что автомобильные свечи становятся неисправными от времени я, честно говоря, ни разу ни от кого не слышал. А вот то, что свечи теряют свой ресурс в зависимости от времени работы двигателя, от пробега автомобиля действительно правда. Это обычный естественный процесс износа, об этом нужно знать и вовремя менять свечи.

Я никогда не сталкивался с тем, что ранее работавшая свеча в двигателе автомобиля вдруг переставала работать. Просто периодически выкручиваю и проверяю состояние свечей, проверяю и выставляю в случае необходимости нужные зазоры и меняю их по регламенту, установленному заводом-изготовителем (рекомендованная производителями периодичность замены свечей зажигания 30 тысяч км), не езжу до победного дожидаясь их выхода из строя.

Срок годности свечей зажигания при хранении

Какой на самом деле срок службы у автомобильной свечи

Каждое ТО мы меняем масло, каждое второе — свечи. Казалось бы, что этот канон сложился слишком давно и плотно, чтобы что-то менять, но экономика должна быть экономной, а сейчас каждый рубль сбереженных денег особенно ценен. Действительно, что будет, если поменять свечи не на втором, а, например, на третьем ТО? Ответ прост — увеличится расход топлива, мотор может начать троить, а экономия выйдет боком. Получается, что правы производители, меняем каждые тридцать тысяч? Не совсем.

Конечно, самый простой вариант — поменять: заплатил и забыл. Однако тут закрадывается любопытный факт: производители свечей говорят о том, что их товар смело может ходить и 50 000 км. Как быть, кому верить? Ответ прост: смотреть по ситуации. Если свечи грязные, покрытые налетом, и выглядят паршиво, то закручивать их обратно не стоит. Впрочем, и выбрасывать тоже рано.

Известно, что свечи начинают «шалить», когда покрываются маслом и копотью от некачественного топлива. Они бы еще служили и служили, но искра уже не пробивается сквозь слой грязи. Проще говоря, добротная заправка изначально продлевает срок их работы. Второй пункт — работа двигателя, которая должна быть корректной. Если заправщику и мотору предъявить нечего, то и свечи можно смело менять каждые 45 000 км.

Другое дело, когда и топливо — так себе, и мотор уже не первой свежести. Тут извлеченная из недр силового агрегата «деталь» может выглядеть весьма и весьма плачевно. Однако встречать по одежке могут себе позволить лишь официальные дилеры, а у нас речь про пару тысяч «деревянных», которые вполне себе можно не потратить. Щетками, даже самыми мягкими, пользоваться нельзя.

Для этой задачи отлично подойдет обычная ветошь и чуточку усердия: обтереть свечку, прочистить специальными составами и вполне себе пригодную закрутить на место. Хотя, почему специальными составами? Экономить так экономить! Для очистки свечей от нагара поможет и любимый многими россиянами димексид, который стоит копейки. Надо лишь замочить свечи на ночь, а сутра поставить на место уже чистые. Также опытные водители иногда используют керосин, и даже сам бензин. Он тоже обладает свойствами очистителя.

Автомобильная свеча зажигания — довольно надежный и ресурсный компонент, который надо менять не по сроку давности, а по состоянию. Есть множество живых примеров, когда самые обыкновенные свечи прошли и 50 000, и 60 000 км, при этом вовремя и в должном количестве выдавали живительную искру. Так зачем же тогда их менять? Только чек увеличивать.

Почему стоит сохранить старые свечи зажигания?

После прохождения ТО у автомобилиста остаются расходники, отработавшие своё. Многие просто выкидывают их на помойку, как ненужный хлам. Но если грязные фильтры действительно не нужны, то вот старые свечи зажигания стоит сохранить. Почему? Сейчас объясним.

Образец при покупке новых

В магазинах автозапчастей представлен огромный выбор свечей зажигания. Конечно, продавцы всегда могут подобрать нужный вариант по базе данных. Но к одному автомобилю подходят множество свечей от разных производителей и разного качества. Чтобы каждый раз не брать «кота в мешке», а покупать уже проверенные свечи, нужно просто сохранить хотя бы одну, как образец.

Неприкосновенный запас

Как правило, свечи зажигания меняют не потому, что они испортились, а через определённый пробег — в среднем через 30–50 тысяч километров. Выбросить на помойку хоть и старые, но работающие свечи будет большой ошибкой.

Старые свечи могут здорово выручить водителя в дороге. Например, чрезмерно газуя, пытаясь запустить двигатель в мороз, вы могли залить свечки бензином. В этом случае можно быстро вкрутить старые. Также они пригодятся, если вы неаккуратно заправились на АЗС плохим топливом, в результате те, что стояли в двигателе, покрылись копотью и перестали нормально работать.

Аккуратным водителям

Есть автомобилисты, которые крайне бережно относятся к своему автомобилю и любят самостоятельно его обслуживать. К замене свечей зажигания они подходят со всей ответственностью и никуда не спеша. Первым делом очищают от песка и прочей грязи свечные колодцы, чтобы весь этот мусор не попал в двигатель. Затем протирают от загрязнений высоковольтные провода. Далее выкручивают старые свечи, но прежде чем завинчивать новые, они проводят ещё одну процедуру. На старую свечку наносят немного моторного масла и вкручивают её назад в двигатель. Это нужно для того, чтобы смазать резьбы и прочистить её перед установкой новых свечей.

Какой реальный срок службы у свечей зажигания и как часто их нужно менять

Если раньше свечи меняли только тогда, когда они уже наотрез отказывались работать, то сейчас эта практика начинает постепенно уходить в прошлое. Чтобы узнать, не пора ли сменить этот элемент на новый, достаточно всего лишь взглянуть в книжку, именуемую «Руководство по эксплуатации». Там вполне четко обозначены сроки.

Немаловажным фактором является материал, из которого изготовлены свечи. Например, если платиновые следует поменять уже через 50 тысяч пройденных километров, то иридиевые спокойно доживут и до отметки в 100 тысяч километров на одометре. Но, как показывает практика, обычно свечи меняют через 20 000 километров, даже несмотря на то, что в руководстве обозначена другая цифра.

Стоит обращать внимание и на состояние свечей. Рекомендуется регулярно проверять электроды. Если вы заметили, что на них появился заметный нагар, зазор стал меньше или же они уже не дают стабильной искры, то следует озаботиться покупкой новых и провести процедуру замены.

Некоторые водители грешат тем, что оставляют работать свечи даже после того, как пора их сменить согласно установленному в инструкции регламенту. Они полагают, что раз свеча еще в хорошем состоянии, то с ней еще спокойно можно ездить. Да, когда элемент исправно работает, можно подождать с заменой. Но лучше не рисковать и все же приобрести новый.

Есть автомобилисты, которые задаются вопросом о том, а зачем их вообще менять? Можно же почистить старые. Но если так делать, в один прекрасный день автомобиль наотрез откажется заводиться. И это неизбежно.

К тому же, не стоит забывать о том, что из-за использования старых свечей падает мощность двигателя, а вот количество потребляемого топлива возрастает. Не самое лучшее развитие событий, надо признать. Поэтому лучше всего потратить время на изучение руководства по эксплуатации и регулярно менять свечи, чтобы не возникло куда более серьезных проблем с транспортным средством.

3 вида свечей зажигания: какой их реальный срок эксплуатации

От свечей зажигания будет зависеть бесперебойное функционирование мотора. По этой причине нужно производить их замену согласно требованиям изготовителей. Но зачастую, желая сэкономить или в силу технических трудностей, свечи не получается поменять своевременно.

Например, они могут прикипеть к катушкам зажигания, а извлечь их, не нарушив при этом целостность катушек, проблематично. Остается только максимально оттягивать замену. Сколько времени можно проездить с таким положением дел, пока не появятся перебои в работе двигателя?

3 вида свечей зажигания

Есть обычные, платиновые и иридиевые свечи зажигания. В свечах первого типа электроды выполнены из меди, для второго типа применялось платиновое напыление, а последние выполнены из иридиевого сплава. Платина обладает стойкостью к возникновению ржавчины. Кроме этого, она имеет меньшую чувствительность к повышенным температурам.

Такие свечи прослужат больше, потому что не произойдет их выгорания.

Иридиевые обладают похожими качествами. На иридиевых и платиновых свечах можно отъездить примерно 90 тыс. км.

Свечи стандартного типа могут прослужить около 50 тыс. км. пробега.
Но, столько можно проездить при условии, что в остальном это полностью исправное транспортное средство.

Дефекты и налет снизят ресурс

Свеча состоит из частей, которые влияют на ресурс. В ней имеется вывод, который предназначается для того, чтобы свеча подключалась к высоковольтным проводам, изолятор, ребра, электроды, располагающиеся сбоку и в центре. Между последними появляется искра, которая воспламеняет смесь топлива и воздуха. На свече есть уплотнитель, который не пропускает газы из камеры мотора. Все эти части должны быть в рабочем состоянии.

Состояние мотора и качество топлива оказывает влияние на ресурс свечей. Из-за горючего низкого качества на электродах начнет появляться налет, который приведет к сужению зазора, а от последнего зависит то, насколько результативным будет поджог смеси.

Когда искра небольшая, то поджог смеси будет частичным и прерывистым, выработается меньшее количество энергии, а часть горючего не догорит. Будут наблюдаться свои в функционировании двигателя. Пары горючего попадут в выхлопную систему и прогорят уже в катализаторе.

Помимо прочего, корпус свечи может перегреться, а уплотнитель после 30 тыс. км. пробега часто прикипает к ГБЦ.

По этой причине большинство изготовителей машин советуют проводить замену обычных свечей спустя каждые 30 тыс. км. пробега.
Более качественные свечи нужно менять спустя 45 тыс. км. пробега.

Автомобильный справочник

для настоящих любителей техники

Эксплуатация свечей зажигания

Порядок использования свечей зажигания установлен стандартами, техническими усло­виями, инструкциями по эксплуатации и другой технической документацией. В процессе эксплуатации необходимо проводить ТО и плановую замену свечей, выработавших ресурс. Кроме того, возникает необходимость в диагностике от­казов и проверке работоспособности свечи. Вот о том, как происходит эксплуатация свечей зажигания, мы и поговорим в этой статье.

Гарантия изготовителя свечей зажигания и указания по эксплуатации

В соответствии с ОСТ 37.003.081-98 изготовитель свечи обеспечивает га­рантии при соблюдении потребителем условий эксплуатации, монтажа, транс­портирования и хранения, указанных в стандарте.

Гарантийный срок эксплуатации свечей — 18 месяцев при пробеге автомобиля не более 30 тыс. км с классической системой зажигания и 20 тыс. км — с электронной.

Гарантийный срок хранения свечей, поставляемых в запасные части, — 3 года, для рыночной торговли — 1 год. Гарантийный срок хранения свечей, законсерви­рованных для хранения, — 5 лет.

В остальных случаях гарантийные сроки устанавливаются по согласованию с потребителями и указываются в технической документации.

Свечи должны устанавливаться только на те двигатели, для которых они предназначены.

Двигатели должны находиться в технически исправном состоянии. Следует приме­нять только указанные в инструкции по эксплуатации топливо и моторное масло. При отказе свечей из-за нагарообразования необходимо найти и устранить его причину.

Расконсервация должна осуществляться в зависимости от использованного ва­рианта защиты. Если новые свечи покрыты консервационной смазкой, их необходимо протереть и промыть в растворителе (бензине), а затем просушить. Свечи в густой консервационной смазке можно прокипятить в воде и полностью просушить.

Перед установкой свечи на двигатель следует проверить ее комплектность. При необходимости очистить загрязненные поверхности и отрегулировать искро­вой зазор. Наличие загрязнений и масел в рабочей камере, на тепловом конусе изолятора и в искровом зазоре недопустимо.

Свечу в головку блока цилиндров следует вворачивать от руки и затягивать моментом, не превышающим величины для свечей с плоской опорной поверхно­стью 20-30 Н.м (2-3 кгс.м), а для свечей с конической опорной поверхностью 10-20 Н.м (1-2 кгс.м).

Во время работы свечи необходимо предохранять от ударов и попадания на них влаги.

При проведении ТО двигателя следует очищать свечи от нагара и произво­дить регулировку искрового зазора.

Транспортировать свечи можно только в закрытом транспорте, исключая воз­можность попадания на них атмосферных осадков. Хранить свечи следует толь­ко в помещении в упаковке предприятия-изготовителя.

При несоблюдении потребителем перечисленных выше условий претензии на работу свечей не принимаются.

Ресурс свечей зажигания

В процессе работы на двигателе под воздействием искрового разряда, пла­мени и раскаленных газов электроды свечи изнашиваются. Когда искровой за­зор возрастает до предельно допустимой для данной системы зажигания вели­чины, начинаются перебои в искрообразовании.

Кроме того, свеча постепенно покрывается продуктами, образующимися в про­цессе работы двигателя и оседающих на тепловом конусе изолятора и электродах. Тонкий слой налета светло-серого или светло-коричневого цвета свидетельствует о том, что двигатель находится в технически исправном состоянии, и свеча соответ­ствует ему по тепловой характеристике. При этом расход топлива, моторного мас­ла и токсичность отработавших газов соответствуют действующим нормам.

В связи с неизбежным износом и легким загрязнением свечи, в качестве пре­дупредительной меры, с определенной периодичностью необходимо проводить ТО, которое заключается в регулировке искрового зазора и очистке от на­гара.

Долговечность свечи зависит от многих факторов и, прежде всего, от условий применения. На двухтактном двигателе спортивного мотоцикла в условиях со­ревнований свеча может выработать свой ресурс всего за несколько часов. На тихоходном двигателе, например, передвижной электростанции, свечи могут ра­ботать тысячу часов и более.

На современном автомобиле, даже с мощной электронной системой зажига­ния, в условиях обычной эксплуатации износ искрового зазора происходит со скоростью не более 0,015 мм за 1000 км пробега автомобиля. При установочном зазоре 1,0 мм и предельно допустимом 1,3 мм припуск на износ электродов ра­вен 0,3 мм. При указанной выше скорости износа расчетный ресурс свечи до ре­гулировки составляет 20 тыс. км. При классической системе зажигания расчет­ный ресурс примерно на треть больше.

Реальная долговечность свечей в 2-3 раза больше, так как увеличившийся зазор можно отрегулировать, а нагар удалить. Но многие производители автомобилей не хотят рисковать и рекомендуют заменять свечи при электронной системе зажигания через каждые 20 тыс. км, а при классической — через каждые 30 тыс. км.

На остальных двигателях, кроме автомобильных, устанавливают свою перио­дичность обслуживания, измеряемую или в километрах пробега, или в моточасах.

Определение отказов свечей

Отказом в работе свечи считают частичное или полное прекращение искро­образования в искровом зазоре. Отказы, наступившие в гарантийный период или между ТО, установленными в инструкции по эксплуатации, считают прежде­ временными. Наиболее вероятны отказы свечей из-за образования на поверхности теплового конуса изолятора токопроводящего нагара в количестве, приводящем к перебоям в искрообразовании. Возможны различные повреждения свечи в результате аномальной работы двигателя.

Значительно реже происходят отказы из-за нарушений правил эксплуатации: применения свечей неправильно укомплектованных, не соответствующих по характеристикам и размерам двигателю, закоксовыванию зазора и даже рабочей камеры в результате плохой очистки от смазки и грязи перед установкой.

Встречаются случаи повреждения свечи при монтаже и демонтаже: поломка головки изолятора, повреждения корпуса и срыв резьбы. Если при установке даже слегка ударить свечу о твердую поверхность, боковой электрод может погнуться, и искровой зазор уменьшится, что впоследствии приведет к отказу.

Кроме того, возможны отказы из-за производственных дефектов, не выявленных перед установкой на двигатель: трещины на изоляторе, отсутствие герметичности и некачественное закрепление электродов.

Отдельные пропуски в искрообразовании можно определить только на СТО с использованием необходимого диагностического оборудования. Более доступной может быть обычная проверка токсичности выхлопа. При увеличенном содержании токсичных компонентов, особенно углеводородов, есть основание полагать, что имеются пропуски в искрообразовании. Если своевременно не обнаружить и не устранить причину, пропуски нарастают, что приводит к ухудшению пуска и неустойчивой работе двигателя, особенно заметной на холостом ходу. В этом случае момент выявления дефекта определяется квалификацией и внимательностью водителя. Крайний случай — полный отказ при пуске двигателя, особенно вероятный в холодное время года.

Чтобы убедиться в том, что нарушено бесперебойное искрообразование свечи не снимая ее с двигателя, можно воспользоваться искровым пьезоэлектрическим пробником «Тест-М» (рис. «Искровой пьезоэлектрический пробник» ).

При определенном навыке с помощью пробника можно определить отказавшие из-за нагара свечи, не снимая их с двигателя. Проверка проводится в следующем порядке:

  • Снять со свечи наконечник с высоковольтным проводом и на его место установить наконечник высоковольтного провода пробника;
  • Подпружиненный контакт пробника прижать к «массе» двигателя;
  • Несколько раз нажать и отпустить клавишу пробника.

Вспышки лампы при нажатии свидетельствуют о наличии искрообразования. Отсутствие вспышек при нажатии свидетельствует об отсутствии искрообразования. В этом случае свечу необходимо демонтировать и оценить ее техническое состояние. Затем очистить от нагара и проверить ее работоспособность.

Снятие и установка свечей зажигания

Свечу следует демонтировать с двигателя в следующем порядке:

  • Снять наконечник провода высокого напряжения, при этом нельзя тянуть за провод.
  • Поверхность в углублении головки цилиндра вокруг свечи очистить сжа­тым воздухом или кисточкой, чтобы частицы грязи не попали в цилиндр и только после этого свечу вывернуть.
  • После снятия необходимо проверить наличие уплотнительного кольца на цоколе корпуса свечи. В некоторых случаях при демонтаже уплотнитель­ное кольцо может остаться на двигателе.
  • Провести тщательный осмотр, особое внимание обратить на изолятор (нет ли механических повреждений), рабочую камеру и электроды. Прове­рить, нет ли мостика в искровом зазоре, иногда он бывает малозаметен.

Устанавливают свечи на двигатель в следующем порядке:

  • Внимательно осмотреть свечу, нет ли механических повреждений, прове­рить наличие уплотнительного кольца и контактной гайки (если она нужна). По маркировке проверить соответствие свечи двигателю, на который она устанавливается.
  • Проверить и при необходимости отрегулировать искровой зазор на вели­чину, указанную в инструкции по эксплуатации двигателя.
  • От руки завернуть свечу до упора и затянуть специальным свечным ключом моментом, указанным в инструкции по эксплуатации. Для свечей с резьбой М14х1,25 и плоской опорной поверхностью рекомендуемое усилие затяж­ки не более 30 Н.м (3 кгс.м). Резьбу перед установкой свечи не следует по­крывать графитом или каким-нибудь другим смазочным материалом. Слишком сильная затяжка свечи может привести к разрушению резьбы, деформации корпуса или к потере герметичности.

Не допускается устанавливать свечу без уплотнительного кольца или с двумя уплотнительными кольцами (рис. «Правильные и недопустимые способы установки свечи» ). Это приведет к нарушению герметичности соединения свечи с головкой блока цилиндров. Если резьба длинна, то свеча слишком выступает в камеру сгорания, что может привести к ее перегреву. Выступающие витки резьбы на корпусе покроются нагаром и при попытке де­монтажа возможно повреждение резьбы головки блока цилиндров.

Если резьба коротка, то свеча недостаточно выступает в камеру сгорания. Это ухудшит воспламенение горючей смеси, нижние витки резьбы головки бло­ка цилиндров покроются нагаром и установить свечу с более длинной резьбовой частью будет затруднительно. Некоторые водители применяют свечи с укоро­ченной резьбовой частью с целью перехода на более низкооктановое топливо. Это заблуждение, т. к. степень сжатия при этом практически не меняется.

Измерение и регулировка искрового зазора

Величина искрового зазора должна быть соблюдена с точностью 0,10-0,15 мм. На новой свече зажигания эту величину можно измерить плоским щупом. Но в про­цессе эксплуатации электроды изнашиваются неравномерно. Рабочий торец цен­трального электрода постепенно приобретает сферическую форму. В боковом электроде образуется серповидная выемка. В этом случае точное измерение за­зора возможно только специальными щупами. Рабочие части таких щупов выпол­нены в виде проволочек необходимого диаметра (рис. «Щупы для измерения искрового зазора» ).

Регулирование зазора можно осуществлять только подгибкой бокового электрода. При любой попытке воздействовать на центральный электрод можно повредить изолятор, и свеча станет полностью непригодной.

Подогнуть боковой электрод можно с помощью прорезей в специальном щупе. Допускается уменьшать зазор, слегка ударяя боковым электродом о твердую поверхность. Увеличивать зазор можно с помощью тонкой пластины, небольшой отвертки или ножа.

Зазор отрегулирован правильно, если соответствующая пластина специаль­ного щупа проходит между электродами с едва ощутимым сопротивлением.

Оценка состояния свечи зажигания

В процессе эксплуатации возможны различные механические и термические повреждения изолятора и металлических деталей. Демонтированные свечи следует сразу же очищать. Сначала необходимо оценить их внешний вид. По внешнему виду свечей можно судить не только о том, были ли они слишком «горячими» или слишком «холодными», но и о возмож­ных неисправностях двигателя.

По нагару на тепловом конусе изолятора, стенках рабочей камеры и электродах можно сделать заключение о правильности регу­лировок системы топливоподачи и угла опережения зажигания, герметичности уплотнения впускного клапана, исправности приборов системы охлаждения и даже о качестве применяемого топлива и моторного масла. На рис. «Внешний вид свечей после эксплуатации» и в табл. приведены наиболее распространенные варианты состояния свечей после экс­плуатации.

Очистка свечей о нагара и проверка работоспособности

Примерно до середины ХХ века свечи очищали от нагара, нагревая их до температуры самоочищения. Для этого часто использовались кузнечные горны, где свечи прокаливали на поддоне. Это было возможным потому, что в старых конструкциях центральный электрод закрепляли в изоляторе термоцементом. В свою очередь применение термоцемента было возможным в связи с тем, что требование по герметичности было относительно низким и допускалась утечка воздуха
до 40 см 3 /мин.

Современные свечи как отечественные, так и многие зарубежные, герметизированы по соединению центрального электрода с изолятором специальным стеклогерметиком, который повреждается при нагреве до температуры 350-400 °С.
Поэтому применение нагрева для очистки свечи зажигания от нагара следует ограничивать сушкой при температуре до 200 °С. При известном навыке свечу можно очистить с помощью направленной газовой горелки, при этом воздействовать можно только на покрытую нагаром рабочую часть. На станциях технического обслуживания свечи очищают на приспособлении Э203-0 комплекта для очистки и проверки свечей Э203.

При необходимости очистку можно произвести с помощью растворителей и щеток, кроме металлических. Возможно применение других подручных средств. В безвыходной ситуации можно аккуратно отогнуть электрод «массы» и очистить вкруговую тепловой конус изолятора мелкой шкуркой.

Если электрод хорошо приварен и изготовлен, как положено, из отожженного сплава НМц-5, он должен выдержать отгибание на 90° и возврат на прежнее место минимум два раза.

Работоспособность свечи проверяют путем определения бесперебойности искрообразования и герметичности с помощью прибора Э203-П (рис. «Прибор Э203-П для проверки на искрообразование и герметичность» ) из упомянутого выше комплекта или другого аналогичного.

Критерием предельного состояния свечей следует считать не устраняемый очисткой от нагара перебой в искрообразовании при условиях, указанных в таблице.

Какой максимальный срок могут прослужить свечи зажигания в машине

Свечи зажигания отвечают за безаварийную работу двигателя. Поэтому важно следить за их сохранностью и менять строго по требованиям производителей. Однако часто бывает невозможно вовремя заменить эти устройства по финансовым или по техническим причинам. Давайте выясним, как долго они прослужат до того, как двигатель начнет глючить?

Когда пора менять свечи

Свечи зажигания разделяют на три типа: классические, платиновые и иридиевые. В классических вариантах электроды медные, в более дорогих платиновых — напыление выполнено платиной, а иридиевые — имеют покрытие из специального иридиевого сплава. Период службы у них также разнится.

Рекомендуется проверять свечи зажигания при каждом плановом обслуживании автомобиля. Срок годности свечи зажигания обычно зависит от пробега транспортного средства. В большинстве случаев средний срок службы обычных свечей зажигания составляет от 30-60 тыс. км. Платиновые и иридиевые свечи, в свою очередь, рассчитаны на больший пробег. Некоторые производители заявляют, что их свечи могут ходить 100-120 тыс. км. Но лучше проводить их замену через каждые 45 тыс. км.

Что влияет на износ свечей зажигания

Даже если свечи зажигания работают нормально по истечении указанного времени, рекомендуется заменить их в качестве меры предосторожности, чтобы избежать небезопасного запуска двигателя. Также помните, что на износ свечей зажигания влияет ряд факторов, таких как фактическое состояние двигателя.

Срок службы свечи зажигания также зависит от качества топлива. Автовладельцы, которые постоянно заправляют свой автомобиль некачественным дизелем или бензином, часто меняют эти устройства. В норме эту процедуру следует проводить каждые 20-30 тысяч пройденных километров.

Диагностика

Проверить целостность свечи зажигания под силу буквально любому водителю. Все, что вам нужно сделать, — это осмотреть устройство для воспламенения топливной смеси. Свечу зажигания нужно быстрее заменить, если замечено следующее:

  • Наличие масляных или сажевых отложений на электродах. Сопровождается пропусками зажигания, проблемами запуска двигателя.
  • Расплавление и деформация изолятора. Цвет изолятора меняется, мутнеет. При обнаружении сколов или трещин свечу зажигания следует немедленно заменить.
  • Расплавленный электрод. Это приведет к серьезной потере производительности двигателя.

Не следует пытаться убрать нагар или удалить загрязнения. В любом случае долгосрочного результата точно добиться невозможно. Надежнее сразу заменить устройство на новое.

Если вы заметили светло-коричневые отложения на свечах, волноваться не о чем. Однако светло-серые, беловатые или черные отложения могут напрямую указывать на проблемы с системой зажигания. Красные отложения указывают на использование поддельного этилированного бензина, что быстро выводит каталитический нейтрализатор из строя.

Что произойдет, если долго не менять свечи зажигания

Неисправные свечи зажигания вызывают проблемы с зажиганием, а смесь, которая не сгорела, попадает на соты каталитического нейтрализатора. Мотор не развивает нужную мощность, снижается динамика, уменьшается срок службы навесного оборудования и самого силового агрегата. В самых запущенных случаях испорченные свечи зажигания могут привести к проблемам в работе двигателя и топливной системы, решение которых водителю влетит в копеечку.

Главный совет – соблюдать установленные производителем сроки замены свечей зажигания, постоянно следить за их целостностью, заправлять транспортное средство только качественным топливом на проверенных СТО, заливать качественное масло и, конечно же, вовремя менять фильтры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *