Что такое обгонная муфта на катушке
Перейти к содержимому

Что такое обгонная муфта на катушке

  • автор:

Что такое обгонная муфта в рыболовной катушке

Безынерционная катушка (в дальнейшем БК или просто катушка) широко используется в разных видах рыбной ловли и на сегодняшний день считается самой распространенной и универсальной во всем рыболовном мире. В некоторых англоязычных странах ее называют «Fixed spool reel»- катушка с фиксированной шпулей. Причиной такого названия послужил тот факт, что в рабочем состоянии шпуля БК остается неподвижной — фиксированной.

В подтверждение сказанному необходимо отметить, что при забросе приманки, леска слетает с неподвижной шпули и во время дальнейшей работы катушки: проводки приманки, вываживания рыбы и др., она так — же остается ограниченной от вращения.
Намотку лески производит лесоукладыватель, вращающийся вокруг шпули в одной плоскости.
За счет возвратно — поступательных движений шпули, перемещающейся «вперед-назад» под вращающимся укладчиком, леска наматывается не в одном месте, а по всей длине барабана.

  1. Ручка регулятора фрикционного тормоза.
  2. Ролик лесоукладывателя.
  3. Скоба лесоукладывателя.
  4. Шпуля.
  5. Ротор.
  6. Корпус.
  7. Стопор обратного хода.
  8. Рукоять.

Лесоукладыватель представляет собой устройство, закрепленное на роторе катушки через откидной механизм, состоящее из скобы лесоукладывателя и направляющего ролика, обеспечивающее намотку лески на шпулю катушки.

Ротор катушки вместе с лесоукладывателем приводится в движение вращением рукояти с определенным передаточным числом.
Вращающаяся вокруг фиксированной шпули скоба лесоукладывателя, наматывает натянутую через направляющий ролик леску на шпулю, осуществляющую возвратно поступательные движения «вперед — назад».
Направляющий ролик лесоукладывателя, имеющий подшипник (желательно), обеспечивает равномерное и мягкое скольжение лески, а откидной механизм позволяет при необходимости открывать и закрывать скобу лесоукладывателя.

Подобное конструктивное решение «фиксации шпули» избавило БК от многих недостатков ее предшественницы — мультипликаторной катушки. Главным из которых считался момент инерции, вызываемый вращательным движением шпули (барабана) с леской, и служивший причиной ее частых, произвольных сходов («бород»). С целью реализации данного решения, пришлось шпулю мультипликаторной катушки, служившей прототипом БК, повернуть на 90 градусов, при этом значительно изменив конструкцию ее привода.

Фрикционный тормоз

Безынерционные катушки условно разделяют на катушки с передним и задним расположением фрикционного тормоза. Фрикционный тормоз, используя силу торможения, изменяет величину усилия необходимого для стягивания лески со шпули, тем самым смягчая рывки и удары при подсечке и вываживании крупной рыбы. А так же, страхует механизм катушки от перегрузок, предохраняя удилище при критических нагрузках от поломки, а леску от обрыва.
Расположение фрикционного тормоза не влияет на функции БК, разве что с передним тормозом катушка весит меньше и имеет более плавную регулировку, а с задним — шпуля снимается быстрей и проще.

В катушке с задним расположением тормоза (фото 2), вместо ручки его регулятора расположена кнопка фиксатора шпули, нажатием на которую она легко снимается.

В случае с передним тормозом, для извлечения шпули необходимо полностью ослабить фрикцион, выкрутив и сняв ручку его регулятора.

Шпуля катушки не всегда находится в неподвижном состоянии, ее вращение возможно при возникновении силы, стягивающей леску с нее. В этом случае, она имеет возможность вращаться в обратном направлении. Фрикционный тормоз удерживает шпулю, блокируя подобное вращение, причем усилие стягивания лески зависит от того, насколько сильно он затянут.

На некоторых суперсовременных катушках предусмотрена система, позволяющая даже c полностью затянутым тормозом, стравливать леску при максимально допустимых нагрузках на нее. Тем самым оберегая БК, при неправильной ее эксплуатации, от перегрузок и повреждений.

Регулируя фрикционный тормоз устанавливайте силу торможения так, чтобы она была на треть меньше прочности используемой лески. Если используется леска с разрывной нагрузкой в 6,0 кг, то фрикционный тормоз настраивается на усилие, при котором он отпускает леску — в 4,0 кг. При соблюдении этого правила БК и удилище подвергаются меньшим нагрузкам, что позволяет продлить срок их эксплуатации.

Электронная книга «Рыбалка для начинающих» ответит на все ваши вопросы и будет лучшим помощником в освоении этого занятия. Подробнее

Укладка лески на шпулю

Укладка лески в БК осуществляется лесоукладывателем, вращающимся вокруг шпули и механизмом подачи шпули, преобразующим вращательное движение рукояти в возвратно — поступательное движение шпули.

Полный цикл движения шпули «вперед — назад» соответствует двум оборотам рукояти , при котором в первую половину цикла ( «вперед») леска укладывается по спирали в одну сторону, а во вторую («назад») — следующий слой спирали ложиться крест на крест по верх первого, в противоположном направлении. В безынерционных катушках чаще всего используются два типа механизма подачи шпули. Это механизм с червячной или кривошипно — шатунной передачей :
1. червячная передача называемая «бесконечным винтом» — кинематическая точность червячной пары способствует более равномерной подаче шпули, тем самым повышая качество намотки лески.

2. кривошипно — шатунная передача с использованием кулисы называемая «локомотивной» — некоторые особенности механизма, не всегда позволяют добиться нужного качества укладки лески.

Вращательное движение лесоукладывателя и возвратно — поступательное движение шпули, согласованы между собой механизмом катушки. Единицей согласования служит шаг подачи шпули — длина ее перемещения за один полный оборот ротора (виток), часто называемая «шагом укладки лески». Шаг укладки влияет на расстояние между соседними витками слоя намотки, а следовательно и на ее плотность и форму.

Постоянный на протяжении всего цикла «вперед — назад» шаг подачи, обеспечивает прямую — цилиндрическую укладку лески. Изменение шага во время цикла подачи, позволяет получить форму (фигуру) намотки лески отличную от прямой.
На рисунке изображены три типа формы укладки лески на цилиндрическую шпулю:

  • стандартная цилиндрическая, она же — прямая укладка,
  • укладка прямым конусом,
  • укладка обратным конусом.

прямая (цилиндрическая уклада) — имеет постоянный шаг укладки, позволяет получить прямой профиль (форму) намотки, не исключающий самопроизвольный сход лески, факт не мешающий катушке с данным типом укладки считаться самой распространенной и универсальной, с которой можно получить все три типа формы намотки, используя шпули разной конфигурации. Не стоит путать конфигурацию шпули с типом укладки лески, в одном случае — геометрическая форма шпули, в другом — форма укладываемой на нее лески.

-укладка прямым конусом — имеет шаг укладки увеличивающийся по направлению к бортику шпули, позволяет получить конусный профиль намотки лески. Обеспечивает самый дальний заброс, при этом увеличивается вероятность самопроизвольного схода лески.

-укладка обратным конусом — имеет шаг уменьшающийся по направлению к бортику, позволяет получить обратно-конусный профиль намотки лески . Полностью исключает самопроизвольный сход лески, но при этом сокращается дальность заброса приманки.

Во избежание схода «бород», необходимо не доматывать леску до края бортика, оставляя 1.5 — 2.0 мм. Важное требование к безынерционной катушке, независимо от типа укладки и механизма подачи, это качество намотки лески — она должна ложится равномерно по всей поверхности шпули, исключая волнообразные неровности, бугры и провалы.

Типы профилей шпули

Все вышеперечисленные профили намотки лески, можно получить имея одну катушку с прямым (цилиндрическим) типом укладки, применяя при этом сменные шпули разной конфигурации.

В большинстве случаев используют шпули следующих геометрических форм:

— цилиндр («прямая»)

— конус («конусная»)

— обратный конус («обратно-конусная»)

Катушка с цилиндрической укладкой, благодаря постоянному шагу подачи шпули, укладывает леску равномерно и одинаково по всей ее поверхности, отражая конфигурацию шпули на форме наматываемой лески.

.

Размер безынерционной катушки

В большинстве случаев, для обозначения размера безынерционной катушки, используются два варианта цифровой подписи:

Вариант 1 — размер увеличивается от меньшего числа к большему; от «1000» до «12000» с размерным шагом «500», т.е. «1000», «1500», «2000», «2500» и т.д. Обозначается крупными цифрами на шпуле катушки. См. Фото 3. Для традиционных способов ужения рыбы, в основном, используются размеры катушек от «1000» до «5000». Большие катушки, от «5000» и выше, применяют в снастях для ловле крупной рыбы с берега, в тех случаях когда требуется уместить на шпуле много метров толстой леску;

Вариант 2 — размер увеличивается слева направо; от «020», «025», «030» и выше с размерным шагом «005».

Размеры обоих вариантов имеют грубое соответствие между собой. Размер «1000» соответствует размеру «020», «1500»-«025», «2000»-«030″и т.д. Величина размера служит для представления и сравнения геометрических (габаритных) размеров катушки, от которых зависит вес, лесоемкость и мощность катушки. Причем размерность относительная, не имеющая точного стандарта, служащая для представления и сравнения катушек одного производителя.

Для большей точности при сравнении катушек по размеру, необходимо учитывать название и модельный ряд катушки. На Фото 3 название катушки выделено красным цветом, а модельный ряд обозначен буквами «AH» перед цифровой подписью «2000».

Какого размера брать катушку; «1000» — «тысячник» или «2000» — «двухтысячник» зависит от того с каким классом спиннинга вы собираетесь ее использовать, соблюдая требование «гармонии снасти», с учетом общего баланса удилища. С легкими удилищами класса Ультро — Лайт (UL) используют «тысячники» или «полутора тысячники», для класса Лайт (L) рекомендуются «полутора тысячники» или «двух тысячники», по принципу чем мощнее удилище, тем вместительней и мощнее катушка.

Лесоемкость катушки определяется величиной длины монофильной лески способной уместиться на шпуле. Зависит от геометрических размеров шпули, ее диаметра, длины и глубины профиля. Используя на одной катушке сменные шпули разной глубины, можно иметь возможность манипулировать ее лесоемкостью и применять различную леску.

Практически, все производители безынерционных катушек наносят на них рекомендательную маркировку в формате «mm/m» — диаметр лески/длина лески. Например, «0.18/240 0.20/200 0.25/140» означает, что на шпулю катушки можно намотать 240 м лески при ее диаметре 0.18 мм. или 200 м лески с диаметром 0.20 мм или 0.25/140 соответственно.

Скорость вращения ротора катушки

Скорость вращения ротора задается передаточным числом приводного механизма и темпом вращения рукояти. Передаточное число определяется отношением одного оборота рукояти к определенному количеству оборотов ротора катушки. Обозначается на шпуле катушки словом «Gear ratio» и отношением чисел. К примеру: «5,0:1» означает, что за один оборот рукояти, ротор совершает пять оборотов; «3.6:1» — за один оборот рукояти, ротор совершает три целых и шесть десятых оборота.

При покупке БК очень важно учитывать ее передаточное число, так — как выпускаемые на сегодняшний день катушки, имеют большой «спектр» передаточных отношений, от 3.2:1 до 7.2:1.

Несмотря на то, что все БК служат вроде бы одной общей цели — поимке рыбы, но осуществляется она разными способами и в разных условиях рыбной ловли, с учетом которых следует выбирать катушку. В этой категории БК имеют следующую классификацию:

— тихоходные (силовые) — передаточное число от 3.2:1 до 4.3:1. Применяются для вываживания и ловли крупной (сильной) рыбы с использованием больших и тяжелых приманок. Как правило имеют металлическую шпулю большой вместимости, оснащены мощной рукоятью и роликом лесоукладывателя крупнее обычного. Детали механизма выполняются из прочных материалов, обеспечивающих надежность и устойчивость механизма БК к нагрузкам. Для катушек этого типа предпочтительна медленная проводка или ловля «троллингом».

— универсальные — передаточное число от 4.5:1 до 6.1:1. Имеют большой диапазон применения в разных видах и способах рыбной ловли (донный, матчевый, болонский и др.), в том числе и спиннинговой ловле. Используются как для медленной, так и для быстрой проводки, с разными по размеру и весу приманками.

— скоростные — передаточное число от 6.2:1 до 7.2:1. применяются там где требуется быстрое выматывание лески: для осуществления некоторых видов спиннинговых проводок, при использовании легких и мягких приманок с джиг — головками; в способах рыбной ловли требующих частых забросов оснастки и быстрого устранения провисания лески. Скоростные БК нашли достаточное применение как в спиннинговой, так и матчевой ловле. При выборе БК необходимо учитывать, что от передаточного число катушки, зависит длина лески, выбираемой (наматываемой) за один полный оборот рукояти — характеристика оказывающая серьезное влияние на технику проводки приманки, особенно воблеров.

Рукоять

Большинство моделей безынерционных катушек оснащены кнопочной системой складывания рукояти, позволяющей ее быстро складывать легким нажатием на кнопку, и винтовым механизмом для снятия или перестановки рукояти на другую сторону катушки (фото 4). Для этих целей на БК имеется головка винтового механизма, размещенная с противоположной стороны рукояти, позволяющая без особых усилий управлять винтом.

В катушках скоростных моделей применяют двойную рукоять или дополняют ее компенсатором (фото 5), для предотвращения вибрации, связанной с дисбалансом рукояти.

На некоторых моделях безынерционных катушек отсутствует кнопочная система складывания рукояти, а обе функции (складывание и перестановку рукояти) выполняют с помощью одного винтового механизма, при использовании которого:

для складывания рукояти сначала ослабляют винт, раскрывают или закрывают рукоять, затем затягивают его, фиксируя рукоядку в нужном положении;

для перестановки рукояти катушки винт выкручивают полностью, переставляют ручку на другую сторону корпуса, затем вставляют винт в отверстие многогранника и закручивают его до упора.

Стопор обратного хода ротора

Обратным ходом безынерционной катушки — считается вращение ротора и рукояти, направленное в сторону противоположную рабочему направлению (намотки лески на шпулю). Почти во всех безынерционных катушках имеется механизм способный препятствовать обратному вращению ротора и рукояти. Его называют: «стопор обратного хода» или «антиреверс». Во включенном состоянии он блокирует вращение рукояти катушки «на себя», не позволяя ротору проворачиваться в обратную сторону, тем самым предотвращая последствия связанные с ослаблением лески во время работы катушки.

Механизм стопора обратного хода расположен внутри катушки, а на наружную часть ее корпуса выведен рычажок приводящий антиреверс в действие или отключающий его.
Многие рыболовы, для краткости или по незнанию, этот «рычажок — флажок» — переключатель стопора обратного хода, именуют самим антиреверсом, причем присваивая ему самые громкие титулы: «стопор реверса», «антиреверсный стопор», «реверсный фиксатор» и пр., что вводит в заблуждение и путает людей осваивающих рыболовное дело.

Антиреверс дает возможность реализовывать подсечку рыбы одной рукой, незаменимую в поплавочной ловле и очень удобную в спиннинговой. Удобство эксплуатации БК — не главное назначение стопора обратного хода, его основной задачей является защита механизма катушки от критических нагрузок, связанных с рывками при вываживании, в момент подсечки крупной рыбы, при глухом зацепе и других подобных ситуациях.

Конструкция механизма стопора обратного хода эволюционировала от «ступенчатого стопора» до «мгновенного антиреверса».

Ступенчатый стопор обратного хода, основан на многозубчатой храповой шестерне, монолитной с ротором катушки. Скошенные зубья шестерни допускают перемещение по ним подпружиненного рычага рукояти в «одну» сторону и не позволяют ему двигаться в «другую», упираясь в него при вращении.

Мгновенный стопор (антиреверс) представляет собой обгонную муфту, изготовленную на базе роликового подшипника. Недостатком ступенчатого стопора являлся люфт рукояти, образованный «свободной» зоной между соседними зубьями храповой шестерни. В результате чего стопор не имеет возможность срабатывать мгновенно, а рукоять и ротор катушки проворачивались на определенный угол — «угол свободного хода».
По этой причине, резкие рывки при подсечке рыбы или зацепе, мало отличающимся от поклевки, служат причиной серьезных ударов в механизме с храповой шестерней и приводят к преждевременному выходу его из строя.

Конструкция мгновенного стопора обратного хода на базе обгонной муфты с использованием игольчатого подшипника, полностью избавила от этого недостатка, особенно проявляющегося при использовании малорастяжимой плетеной лески.

У безынерционных катушек наиболее распространенное расположение рычажка переключателя стопора обратного хода, это верхняя площадка задней части корпуса. Кроме стандартного расположения, на некоторых моделях он может находится на нижней поверхности корпуса, в зоне прилегающей к ротору.

Приобретая безынерционную катушку обратите внимание на:

ролик лесоукладывателя должен быть выполнен из материалов слабо поддающихся истиранию (нержавеющая сталь, латунь или бронза с коррозиестойким твердосплавным покрытием) и желательно иметь шарикоподшипник;

ход ролика лесоукладывателя — спичкой или сложенным вдвое кусочком бумаги имитируйте движение лески по ролику, убедитесь в том, что он легко вращается, а спичка или кусочек бумаги не проскальзывают по неподвижной поверхности ролика;

скоба лесоукладывателя – откройте скобу и резко встряхните катушку, имитируя заброс, она не должна самопроизвольно закрываться;

ход ротора — раскрутите ротор катушки двумя — тремя быстрыми оборотами рукояти и отпустите ее, обратите внимание на продолжительность вращения ротора и рукояти уже без вашей помощи. По тому насколько долго и свободно они вращаются под воздействием силы инерции, можно судить о ходе ротора. Если же приводной механизм не способен продолжать вращение по инерции или во время вращения издает звуки непонятного происхождения, это указывает на затрудненный ход ротора и от покупки такой катушки лучше отказаться;

ход рукояти — при медленном вращении рукояти ее ход должен быть плавным, равномерным, без рывков, ударов и посторонних звуков;

балансировка механизма — недопустима вибрация катушки при быстром вращении рукояти;

люфт шпули – воспрещается поперечный люфт (в направлении перпендикулярном оси вращения) ;

рукоять катушки – крайне нежелателен ее поперечный люфт. Необходимо проверить систему складывания и перестановки рукояти на другую сторону катушки;

количество подшипников – не менее 5-и (маркируется «5+1» или « 6 » в нижней части корпуса катушки, под шпулей или на ней);

мгновенный стопор обратного хода — необходимо убедиться в работоспособности механизма блокировки обратного хода катушки. Намертво заблокированное вращение рукояти «на себя», при включенном стопоре, указывает на его исправность;

корпус катушки — визуальное исследование корпуса катушки поможет выявить возможно имеющиеся на ней дефекты (трещины, царапины, набои).

Анекдот

Общаются два рыбака.
Первый.
— Я вчера поймал сома на 120кг!
Второй.
— Я тоже вчера блеснил. Да неважно, всего одну щучку на 20 кг вытащил. Стал потрошить ее, вспорол брюхо, а там антикварный старинный фонарь с надписью на английском языке: «Джеймс Кук — 1764 год». Я его поджигаю, а он горит.
Первый, почесав голову.
— Слухай, я со своего сома 90 кг сброшу, но а ты фонарик — то погаси!
Дополнительную информацию о рыболовных катушка можно получить в статье «Как выбрать катушку для спиннинга»

Что такое обгонная муфта на катушке

хрень какая то, что коробку передач у машины на шестерёнки разбирают, что бы смазать?

Нет.Только кпп — закрытый объем с уплотнениями и достаточно заливать хорошее масло.
Мульт же по сути "дырявый", а червяк лесоукладчика и вовсе открыт всем ветрам и пыли. Поэтому их и смазывают в разы чаще и применяют более устойчивые к воде смазки
Но то что нужно покупать только специальные — автор не прав. Смазка должна быть А) устойчивой к воде, б)снижать трение и в) не влиять на пары из сплавов и пластик

Шестерни коробки работают в масляной ванне. Это самый предпочтительный способ смазки, но не всегда конструктор может его реализовать

Если смазать ролик лесоукладывателя густой смазкой, леска может его еще прокручивать будет, а вот на шнуре крутится не будет, что приведет к быстрому износу шнура. Жидкой силиконовой смазкой иногда промазывать или специальной для катушек но тоже жидкой. А то что жидкое масло вымывает из подшипников закрытого типа заводскую смазку то бред полнейший.

Устройство современной безынерционной катушки

Давно уже на российском рынке превалируют безынерционные катушки не отечественного производства. На упаковочных коробках, на самих катушках, в торговых каталогах — технические параметры изделий и их составные части в основном обозначены на английском языке, будь то катушка азиатского, западноевропейского или американского происхождения.

И споры и недоумения среди рыболовов о присутствии в конструкции тех или иных катушек различных устройств и механизмов не иссякнут, покуда продавцы их не будут снабжать нас нормальными техническими описаниями на русском языке. А сейчас ведь можно прочитать и про «антифрикционный подшипник», и про бесконечный винт, ошибочно называемый «червяком», да мало ли еще чего.

Серия публикаций в рубрике «Как это по-русски?», надеемся, поможет разобраться в содержимом различных рыболовных снастей. Итак, для начала — немного про безынерционные катушки.

ABS (ADVANCED BALLISTIC SYSTEM) SPOOL — шпуля улучшенной для заброса системы. Ранее, в девяностых годах, ABS расшифровывалась как ANTI-BACKLASH SYSTEM — буквально система против соскальзывания (витков лески). И та, и та расшифровка верно отражают особенности шпули, имеющей боковой профиль в виде обратного конуса.

Благодаря такому профилю при подмотке (тип намотки лески — перекрестный) создается натяжение, достаточное для препятствования самопроизвольному соскальзыванию верхних витков лески, намотанных хоть под самый бортик шпули, — что и способствует увеличению дальности заброса.

Этого мало: и при неравномерной подмотке (возьмите, к примеру, проводку поппера) витки лески также сами собой не слетают, а это значит — долой «бороды» при забросе. Помимо этого, «обратный конус» позволяет устанавливать фрикционные диски большей площади в переднем тормозе, что увеличивает предельно допустимую нагрузку для того (см. MAX. DRAG POWER). На фото 1 — с лева направо: шпуля обычная под монолеску, шпуля ABS под «плетенку», шпуля LONG CAST, шпуля ABS под монолеску.

ADJUSTIBLE LINE LAY — (регулируемая намотка лески) — система для катушек с передним тормозом, дающая возможность выбора разных вариантов формы намотки лески (прямой конической, обратной конусности или цилиндрической) — в зависимости от количества установленных под шпулю прокладок, дополнительно поставляемых в комплекте. То же, что и WINDING SHAPE ADJUSTMENT

AERO WRAP — (фигурально — превосходная намотка) — система намотки лески плотными параллельными витками, что дает возможность леске сходить со шпули равномерно с минимальным трением (фото 2).

AIR BAIL (дутая дужка) — полая цилиндрическая дужка лесоукладывателя, обычно — из титана или высококачественной нержавеющей стали (фото З). Очень легкая, но достаточно жесткая. По сравнению с проволочной дужкой, у этой — мягче удар по леске.

Современные модели выполняются с коническим основанием (обозначение — NON-BENT А.В., NON-TANGLED А.В.), препятствующим после выполнения заброса захлестыванию лески за опорную стойку лесоукладывателя в момент закрытия дужки.

AIR METAL CONCEPT — (скорее всего, это можно перевести как «концепция применения авиационного металла») — обозначение, указывающее, что у катушки изготовлены из магниевого сплава (в среднем — на треть более легкого, чем высококачественные алюминиевые сплавы той же прочности) ротор, корпус и рукоять.

Кроме того, модели катушек этой концепции оснащаются легчайшими шпулями (например, из поликарбоната) и деталями передаточного механизма — тоже из легких, но очень прочных современных материалов. В итоге это приносит малую массу катушки в целом, легкость ее хода и чувствительность — при сохранении высокой надежности и достаточной мощности.

AR-B (ANTI-RUST BEARING) — антикоррозионный подшипник. Высококлассное изделие из нержавеющей стали хороших марок. По стоимости в несколько раз дороже обычных шарикоподшипников, но и рабочие характеристики здорово лучше. Разрабатывались специально для рыбалок в водоемах с соленой водой.

BAIL ARM — дужка лесоукладывателя (фото 4 — сплошная дужка).

BAIL SPRING, LIFETIME BAIL SPRING — пружина системы фиксации в открытом положении дужки лесоукладывателя; «вечная» (ха!) пружина дужки (фото 5).

BAIT RUNNER SYSTEM (а также BITE N’RUN, HIT AND RUN SYSTEM, FREE SPOOL SYSTEM) — система убегающей приманки. Дополнительный механизм для катушек среднего и большого размеров с задним фрикционным тормозом, использующихся для донной или живцовой ловли.

Позволяет после заброса с помощью специальной клавиши (FREE SPOOL LEVER) растормаживать шпулю при закрытой дужке лесоукладывателя и мгновенно вернуть поворотом катушечной ручки исходное, до заброса точно выставленное тормозное усилие, когда запонадобится подсечь и вываживать рыбу.

Оснащается кольцом (или верньером) грубой настройки, регулирующим величину стягивающего усилия (фото 6).

ВВ (BALL BEARING) — просто-напросто шарикоподшипник. В катушке их может быть аж до 15 штук, другой вопрос-какого качества (фото 7).

BRAKE SYSTEM — тормозная (фрикционная) система. То же, что и DRUG SYSTEM.

BUILD-IN-ROLLER, BUILT-IN-ROTOR (встроенный ролик, встроенный в ротор) — система крепления дужки лесоукладывателя с внутренней стороны ротора. Повышает прочность и надежность всего узла и предотвращает попадание лески внутрь механизма катушки. Если дужка крепится снаружи ротора — это обозначается OVERSIZED ROLLER.

CALIBRATED FRONT DRAG KNOB, MICRO PITCH FRONT DRAG — градуированный регулятор переднего фрикционного тормоза, микрошаговая (регулировка) переднего тормоза.

Система регулировки тормозного усилия фрикциона большой точности — порядка полусотни и более фиксированных и, главное, помеченных положений на оборот регулятора (фото 8). Важно при ловле тонкими лесками — всегда можно точно выставить требуемое усилие стягивания при смене диаметра лески.

CRBB (CORROSION RESISTANT BALL BEARING) — сопротивляющийся коррозии подшипник. По качеству аналогичен AR-B, но этот шарикоподшипник — закрытого типа, там сепаратор с шариками дополнительно защищен с торцевых сторон манжетными уплотнениями (SHIELD BB, DOUBLE SEALED BB), противодействующими проникновению внутрь подшипника абразивных частиц (фото 9).

DIGIGEAR — (сокращение от DIGITAL GEAR DESIGN — буквально «цифровой (в смысле — компьютерный) расчет передачи»), HYPERGEAR — суперпередача. Так обозначаются зубчатые передачи, изготовленные на станках с цифровым программным обеспечением, где можно добиться максимального пятна контакта ведущей шестерни и бронзового червячного колеса (фото 10), что способствует максимально равномерному распределению нагрузок в передаточном механизме и увеличению тяговых характеристик катушки.

Понятно, что зубчатая передача такой трудоемкости (говорят, изготовление ведущей шестерни занимает не менее получаса) делается для катушечных моделей топовых серий.

DOUBLE HANDLE — рукоятка, двойная рукоятка. Двойная рукоятка (фото 11) дает лучшую сбалансированность при вращении, входит составной частью в DYNA BALANCE SYSTEM (см. ниже)

DYNA BALANCE SYSTEM — система динамической балансировки (то же, что и GYRO SPIN BALANCED — отбалансировано во вращении).

Эта надпись говорит о том, что изготовителем была проведена сложная операция общей балансировки элементов кинематической схемы безынерционной катушки — от клавиши рукояти до дужки лесоукладывателя, сводящая к минимуму паразитические вибрации и биения в ее узлах, что в итоге обеспечивает мягкую работу механизма.

DIRECT DRIVE HANDLE — рукоятка прямого привода. Эта рукоятка ввинчи вается непосредственно в передаточный механизм, в результате чего между рукояткой и механизмом не остается люфта (фото 12).

FIGHTIN’ DRAG — буквально: тормоз для борьбы, т.е. тормоз для вываживания. Дополнительное устройство в заднем тормозе, позволяющее очень быстро, поворотом кольца с рычагом большим пальцем, увеличить (MORE) или ослабить (LESS) тормозное усилие фрикциона при вываживании рыбы (фото 13). В нейтральном же положении (определяется по щелчку) восстанавливается стягивающее усилие, заранее выставленное в зависимости от применяемой лески.

FLOATING SHAFT — плавающий вал. Система передачи движения, когда подшипники размещены по краям главного вала, в итоге подача шпули катушки осуществляется плавно, при этом минимизируется возникновение поперечных люфтов, в итоге увеличивается долговечность механизма.

FLUIDRIVE GEARING SYSTEM — плавно-движущийся зубчатый механизм. Это значит, что шестерни главной пары передаточного механизма — увеличенного размера, с зубьями специальной формы, к тому же шлифованные и притертые. Все это увеличивает мощность катушки и плавность ее хода.

FRONT (FRONT-MOUNTED) DRUG — передний (спереди расположенный) тормоз. Более удобен для спиннинга.

GEAR RATIO — передаточное число. Определяет, как быстро наматывается леска при вращении рукоятки. Если передаточное число 6:1, то при одном полном обороте рукоятки катушки лесоукладыватель совершает 6 оборотов. Обычно в диапазоне от 3,2:1 (спиннинг) до 6,2: 1 (поплавочная ловля).

HYBRID ALUMINIUM BODY — гибридный алюминиевый корпус. Это обозначение гибридного соединения алюминия и граффитосодержащих синтетических материалов, позволяющее при сохранении необходимой прочности значительно облегчить изделие, в частности — корпус катушки (фото 14).

INFINITE ANTI-REVERSE — сверхчувствительный антиреверс, INSTANT ANTI-REVERSE — мгновенный антиреверс, SUPER STOPPER — быстрый стопорный механизм. Еще — CONTINUOUS ANTI-REVERSE — антиреверс постоянного действия.

Все это — обозначения систем быстрой блокировки обратного хода катушки в виде обгонной муфты (см. ROLLER BEARING -фото 75), разница между ними — не принципиальная.

При включении с помощью специального рычажка практически намертво стопорит обратное вращение ротора у безынерционных катушек, свободное вращение рукоятки исключено.

Применение этой системы позволяет поддерживать постоянный контакт с приманкой, а при поклевке рыбы мгновенно сделать подсечку, исключая ударные нагрузки на шестерни передаточного механизма. Иногда в такой системе сочетают обгонную муфту и храповик: если даже подведет муфта, стопор все равно не выйдет из строя.

LINE CAPACITY — лесоемкость шпули. Выражается как в метрах, так и в футах, ft (1фут = 30,48 см).

LINE/HANDLE TURN -это длина лески, наматываемая при одном обороте рукоятки катушки.

LINE ROLLER — ролик лесоукладывателя.

LINE KEEPER CLIP — клипса для зажима лески (фото 16). Очень удобно для фиксации дальности заброса при, скажем, донной ловле — после забрасывания на нужную дистанцию, в клипсу заводится леска и только потом начинают подматывать.

LONG CAST SPOOL (GYPER CAST, MATCH SPOOL) — шпуля для дальнего заброса. Конусного профиля удлиненная шпуля, у которой соотношение расстояния между щечками катушки и диаметром переднего бортика — не менее 0,4 (см. фото 7).

У шпули данной конструкции верхняя часть намотки находится в опасной зоне «сдергивания», поэтому основное требование при использовании LC — сохранение свободной от лески зоны бортика не менее 2-3 мм.

MAIN SHAFT — главный вал передаточного механизма, на котором установлены ротор и шпуля.

MAX. DRAG POWER — максимальное тормозное усилие. Предельно допустимая нагрузка для фрикционного тормоза конкретной катушки.

ONE TOUCH FOLDING HANDLE (одним движением складываемая рукоятка) — у некоторых моделей катушек рукоять складывается в транспортировочное положение при нажатии на кнопку, расположенную у ее основания (фото 17). Обозначается также QUICK SNAP — быстрая защелка.

ONE TOUCH SNAP OFF SPOOL — одним движением снимаемая шпуля. Такие шпули, освобождаемые с вала ротора при помощи кнопочного механизма, характерны для катушек с задним тормозом (фото 18).

POSITIVE BAIL, POSITIVE CLICK BAIL — принудительно (т.е. вручную) откидываемая дужка, откидываемая со щелчком.

Конструкция возвратного механизма дужки лесоукладывателя. Обеспечивает ее надежную фиксацию, исключающую опасность обрыва лески при забросе.

POWER ROLLER — ведущий ролик (фото 19). То же, что и TWIST BUSTER (фото 20) — уничтожитель перекручивания. Еще — ANTI-TWIST LINE ROLLER.

Ролик лесоукладывателя, входящий в систему противозакручивания лески. Это конусный ролик с полусферическим углублением, фиксирующим леску в определенной плоскости, что способствует значительному снижению степени перекручивания лески — до 20 — 40%.

Вращается на микро-шарикоподшипнике, рассчитан на большие нагрузки. Часто — со стойким антифрикционным и антикоррозионным покрытием, например — из нитрида титана. Требует постоянного ухода: его следует обслуживать (чистить и смазывать) даже чаще, чем всю катушку.

REAR (REAR-MOUNTED) DRUG — задний (сзади расположенный) тормоз. Более удобен для неспиннинговых видов ловли.

REVERSIBLE HANDLE, CONVERTIBLE HANDLE, RIGHT/LEFT HANDLE — переставляемая ручка. Система установки ручки, позволяющая легко расположить ее как с левой стороны катушки, так и с правой.

RB (ROLLER BEARING) — роликовый подшипник. На деле — это не столько подшипник, сколько обгонная муфта, входящая в состав системы стопора обратного хода для ротора. В рыболовных катушках ставится на главном валу.

RCC (ROTOR CAST CONTROL) — контроль ротора при забросе. Во время броска и при открытом положении дужки лесоукладывателя система удерживает ротор в неподвижности — для защиты от самосброса дужки.

SLOW OSCILLATION, SUPER SLOW OSCILLATION (SSO) — медленное колебание, сверхмедленное колебание (шпули) — (то же, что и CLOSE WINDING SYSTEM — система плотной намотки, SILENT OSCILLATION — тихое качание). На катушках с этой системой вертикальную подачу шпули обеспечивает кривошипный механизм с минимальным количеством деталей.

В каретке механизма сделан паз специального профиля, который и обеспечивает равномерность возвратно-поступательного движения шпули. Этот простой механизм характеризуется малыми потерями на трение, надежен, практически бесшумен.

В то же время он обеспечивает ровную намотку: витки лески укладываются вплотную и параллельно друг к другу, один слой поверх другого, ниже верхнего слоя не остается незаполненного пространства, куда верхний слой лески мог бы попасть.

Когда дужка открыта и шпуля разматывается при забросе, леска сходит со шпули беспрепятственно. Катушки с этой функцией поставляются с дополнительными опорными шайбами шпули для оптимизации формы наматывания в зависимости от диаметра лески.

ТВ (TWIST BUSTER) см POWER ROLLER

TRIANGULAR ROTOR — треугольный ротор. Эта конструкция ротора исключает вибрацию при вращении, а также увеличивает жесткость и уменьшает инерционность катушки (см. фото 11).

VARISPEED SYSTEM, 2 SPEED SYSTEM — разноскоростная система, двухскоростная система. Система двухскоростного колебания шпули. Это более совершенный способ укладки лески на шпулю при намотке. Суть его заключается в том, что при вращении ротора возвратно-поступательные движения шпули происходят с различной скоростью.

Вперед шпуля движется быстро, а назад медленнее. Это позволяет виткам лески ложиться на шпулю без перехлеста и улучшает размотку при забросе.

WATERPROOF DRAG — влагозащищенный тормоз. Это всего лишь значит, что фрикционные шайбы тормоза выполнены из высококачественного графита.

WEIGHT — масса катушки. Пишется и в единицах СИ, т.е. граммах, и во внесистемных единицах — например, в унциях (Oz), 1 Oz = 28,4r.

WORM SHAFT SYSTEM — система червячного вала. То, что мы называем «бесконечный винт» (фото 21). Правильное название — винтовая передача с бесконечным винтом. Просто пишется она по-английски так же, как и червячная передача — endless screw.

И хотя по сути «червяк» и «бесконечник» — ближайшие родственники, но функционально первый предназначен для обеспечения большого передаточного отношения (аж до 300!) между скрещивающимися валами, и червяк является ведущим элементом, а второй — винтовая передача с небольшим передаточным числом (в нашем деле — до 8) и бесконечный винт — ведомым.

Собственно, он-то и способствует тому, что катушечная шпуля при вращении рыболовом рукоятки совершает возвратно-поступательные движения.

Разумеется, от этой детали зависит качество и тип намотки лески. Катушки с «бесконечником» специализируются на так называемой крестообразной намотке, которая является на сегодняшний день наиболее практичной.

Для некоторых фирм и моделей это достигается посредством разности углов захода канавок «бесконечника», и получается, что скорость движения шпули в разных направлениях неодинакова, за счет чего леска ложится на шпулю крест-накрест.

Так как витки при такой намотке не цепляются друг за друга, дальность заброса увеличивается, а число случаев запутывания лески (тем более — «плетенки») сокращается.

Современные катушки, взгляд изнутри. Продолжение.

sergey_shatalov

Рыболовных магазинов, в советское время, было совсем немного: «Турист», «Чемпион», «Старт», «Спорт» и две точки «Росохоты». К сезону 96-го года начал функционировать первый современный «Рыболов» напротив ДК «Чкалова», за магазином «Мелодия». Ещё через полгода – «Таймень» (где я работал с момента открытия) на улице Титова и – понеслось! Предложение породило спрос. Возникло новое поколение спиннингистов. В короткий срок появились рыболовные журналы, видеофильмы, и, конечно же, катушки. К старым, брендовым, добавились новые: «Шимано», «Риоби», «Банакс», «Вондер», «Силстар», Тика» и многие другие. Если раньше наличие одного подшипника гордо выдавливалось во весь корпус («Балльберинг»!), то во второй половине 90-х были уже «многошаровки», «планетарки», бесконечные винты, первые мультистопы.

Современных катушек, по ассортименту, реально много. Константин Кузьмин в разговоре на выставке-ярмарке «Рыболовный рай-98» выразился с откровенностью не питерца, но москвича: «Все катушки – “Г”. Бывают плохие и очень плохие и на этом уровне выбираем». Я слегка возразил: «Но вы же на своих видеокассетах успешно ловили рыбу ульяновскими «Орионами». Если у человека есть недостатки, это не значит, что он “Г“.

Специального технического образования у меня не было тогда и нет сейчас. Но, так случилось, что, если принесут разобранную до последнего винтика катушку я её, само собой, соберу. И все пружинки, саморезы и болтики с плоскими или округлыми шляпками, длинные или короткие, толстые или тонкие – лягут на свое место, как были с магазина. Если принесут десять разобранных и перемешанных, то и это решаемо, как с пазлами. Только времени нужно, естественно, побольше. Поэтому все дальнейшие оценочные суждения и советы исключительно личного характера, с позиции практика.

На любую рыбацкую версию должен быть вопрос «почему?» и ответ на него. Попробуем разобраться с катушками. «Плохие и очень плохие…» — это субъективное подразделение по качеству. При взгляде изнутри в современном парке, имеющемся у людей на руках, без очков вырисовываются пять основных классов:

1) Ширпотреб (типа «Кобра» и все, что на них похоже).

2) Дорогой ширпотреб (далее ДШ, 70% рынка).

3) Катушки с планетарной подачей шпули вперед-назад, как у ширпотреба, но всё хорошего качества.

4) С бесконечными винтами подачи шпули (пресловутая «крестообразная намотка», но дешевле «культовых» на порядок.

5) «Культовые»: для людей особо «продвинутых», сильно увлеченных или тех, кто не хочет платить за катушку менее 50 000 рублей (цены на 2020 год). Это «Стелла» от «Шимано», «Сальтига» от «Дайвы», «Сёгун» от «АБУ» и другие топовые модели от ведущих фирм.

С первым классом, «ширпотребом», все понятно. Нужна катушка ребенку – купил. Одних только «Кобр» (по началу они назывались SKL) выпускает несколько китайских заводов и, не смотря на внешнюю схожесть, унификация, т.е. возможность замены деталей, не всегда возможна. По качеству «Кобры» и т.п. ширпотреб тоже очень разные. Как повезет. Той же SKL я отловил воблерами по ночам 6 лет, заменив её в будущем на тайландский «Регал» и т.д.

Из плюсов. Некоторые «Кобры» (будем условно называть первый класс так) на удивление неплохо мотаю, а это главная характеристика наших «сматывающих устройств». Ни цена, ни мягкость хода, ни шумы, ни лесоёмкость, ни общий вес, ни передаточное отношение, ни передний-задний фрикцион – на первом месте всегда намотка. Если мотает хорошо – человек ловит, если плохо – мучается. Если катушка пучкует – вытравливает мелкие бороды – один раз за пятнадцать (пятьдесят) забросов, то так и будет всегда, это система. Если барабон не переполнен, то на первый план выходит такое понятие, как «сочетание катушка-шнур». Устраняется двумя путями:

1) Увеличением диаметра шнура

2) Увеличением жесткости шнура. Подальше от «швейных ниток», поблише к «проволочному», «Файерлайну».

Если не помогает, значит катушка предназначена только для лесок и очень толстых шнуров.

Отсутствие мультистопа, он же «обгонная муфта», он же «+1» (игольчатый подшипник, который без люфта стопорит ручку при её движении назад), тоже можно отнести к плюсам т.к. нечему ломаться, ржаветь и потом гудеть. Исходя из того, что во всем должен быть смысл, они не заменимы при ловле на донки – фидеры на Оби и Обском море при ловле с берега. Вопрос «почему?» и ответ на него. Катушки стоят на тычках, близко к песку. Часто падают и это для более дорогой катушки (особенно ДШ) трагедия. Запоминайте слова, которые необходимо произнести. «О, боже! Это конец!! Никогда, никогда она уже не будет такой, как прежде. » Спокойно продолжайте рыбачить. Метет песчаная поземка. Идет судоходство. Толкачи без барж поднимают захлестывающую, прибрежную, мутную волну. Руки в каше, глине, прикорме, чешуе мальков и т.п. К концу сехона не важно «Кобра» это была или культовый «Твин», получится коробочка с песком, полная воды и грязи. Нигде катушки так не убиваются, как на донках. Поэтому «Кобры» для этих целей берутся самые дешевые, обязательно одношаровые (шариковый подшипник только в роторе). По плечам главной шестерни подшипников скольжения (втулок) вполне достаточно, т.к. катушка работает только от поклёвки до поклевки, а этого хватит на вс. Жизнь, зато уйдут обязательные для ширпотреба коррозии.

По истечении срока службы снимаются шпуля, ролик лесоукладывателя, рукоять. Остальное – в костер. Далее покупается точно такая же модель, с того же завода. Всегда выгоднее иметь две одинаковые катушки, чем пять разных. Потому что у пяти разных срок службы будет пять лет, а у двух одинаковых – десять. То же самое относится и к более дорогому ширпотребу. Один год любая катушка может отслужить не хуже «культовой», а затем, каждый год, приобретается то же самое, под свой достаток, лишь бы не напрягала по деньгам.

Можно порекомендовать «Кобры» и тем, кто ловит на горных речках старыми способами: на «балду», на «сплетню», «байкальским» или «иркутским» настроем, с огромными поплавками и толстой основной леской. Эти рыбалки характерны тем, что часто используется заброска по скользким камням, на бешенном течении. Дешевые катушки проще разобрать, вылить из них воду, посушить и смазать.

Второй класс – дорогой ширпотреб. Таких катушек на рынке подавляющее большинство. Их основные признаки:

— Выглядят дорого, передние стенки шпули и ролики лесоукладывателя часто покрыты «золотым» нитридом титана.

— Кноб рукояти (который держим в пальцах) часто из красного дерева.

— Подшипников не жалеют, т.е. в наше время это уже не показатель качества.

— Имеют мультистоп, т.е. игольчатый подшипник с волнообразной внешней обоймой, обеспечивающий мгновенный стопор ручки при попытке оборота назад. Ржавеет первым.

Но внутри это обычная «Кобра», как по строению, так и по качеству исполнения деталей. Такие катушки не могли не появиться на рынке. Так бы она стоила 300 рублей, а облагороженная внешне до уровня «культовой» — 1300-3300. Девиз таких катушек: «Кругом вода – береги от воды; кругом песок – береги от песка». Их лучше использовать с лодки.

К плюсам можно отнести часто неплохие намотки и хорошие ощущения от рыбалки на первом году, иногда на втором. Но к третьей весне внутри – ржавые ручейки и хлопья. А с виду – нет, как новая. После стандартного регламента с промывкой, просушкой и наложением нужных смазок на изъеденные детали, остается неисправимый гул. Нужно купить точно такую же, а первую использовать на запчасти. Это подход, это политика, и она оправдана – затраты хоть и ежегодные, но небольшие.

Наиболее типичные и, пожалуй, наиболее удачные в своем классе, особенно по намотке, это «барахольные» «Глоба» и «Альтеза». «Глоба» так это вообще почти «Калаш», тот тоже ржавеет, если не смазывать.

Третий и четвертый классы – «наши». Это те, которые по качеству и цене стоит покупать с точки зрения мастера по ремонтам и не только. Из характерные особенности:

— Эталонная намотка. Даже в третьем классе, где нет бесконечных винтов.

— Отсутствие коррозий, т.е. повышенная долговечность.

— Хорошая унификация, ремонтопригодность.

— Адекватная реакция при подборе смазок, с которыми всегда напряженка.

Далеко не у всех катушек это есть, хотя, казалось бы – простые вещи.

Катушки, преобладающие на руках сибиряков: «Шимано», «Дайва», «Риоби», «Банакс», «Тика». Похожие на них, интересные «Вондеры», топовые «Германы» из четвертого класса и т.п. редки, почти единичны. Прошли мимо нашего рынка. Поэтому их не рассматриваем.

Простой русский парень заходит в ресторан и заказывает на завтрак стейк за 2800. На запить берет компот за 350 или бокал фреша за 500. Слегка перекусив, заходит в ближайший «Рыболов» и покупает «Стеллу» за 100 000 для предстоящей рыбалки. Все сделано правильно. Не хочет он платить за катушку меньше «полтинника», а «Стелла» — катушка хорошая. Она гармонично завершает ценовую нишу на мировом рынке. Не более.

Все дорогие катушки просты по конструкции. Цена в деталях: твердые покрытия, герметичные прокладки, самые качественные подшипники. На фото у «Стеллы» согнуло ось шпули как у простой «Кобры». Катушку заклинило. Следов от удара на шпуле не видно, фрикцион наглухо затянут и шла принципиальная борьба с зацепом (не прикладая рук), ось согнуло, не глядя на ценник.

В другом случае заметил одну тенденцию. Чем дороже катушка, тем больше хозяин ею, со временем, недоволен. Особенно если для него это реально дорого, но он несмотря ни на что отдал дань своему хобби, ожидая вечного счастья. Момент неоправданных ожиданий. Оказывается катушка, как катушка. Аналог статусному автомобилю. Правильнее было купить на эти деньги 20-30 «Риоби», навсегда закрыв проблему, или старенький «Запорожец» тоже в отличном состоянии, для рыбалки, естественно.

Забавно, что уже через сезон эксплуатации ко мне обращаются с такими катушками и жалобами на легкие звуки, которые не нравятся. Спрашивается, — зачем было отдавать такие деньги, чтобы сразу бежать в подворотню к кому попало, в надежде, что она станет лучше, чем с завода? Года через три – еще понятно, надо любую подсвежить.

Есть производящие фирмы и есть торгово-закупочные. Последние – набирают каталоги, создают оптовые склады и реализующие сети, а товар, под своей маркой, заказывают на фирмах производящих. «Зебко», «Микадо», «Коттус», «Бальзер» и многие другие. Так вот «Шимано» — это великая фирма-производитель. В рыбалке она «выскочка», т.к. всегда выпускала велосипеды, фурнитуру для них и шариковые подшипники, которые считают лучшими в мире. Но она сразу выбрала явно правильное направление по конструкциям всех линеек катушек. Всё лучшее от велосипедов (по лужам гонять) перенесла на эти изделия. У катушек фирмы «Шимано» очень мало слабых мест, т.е. когда ломается одно да потому. Как и любые механизмы они ложе ломаются, но равномерно. Плюс – огромная унификация даже с разных линеек. Некоторые детали с самой недорогой модели «Хикерлоп» (без мультистопа) можно поставить не только на схожие «Аливию», «Катану», «Нексейв», «Эксейдж», «Сейдо», но и на более дорогие «Ультегру», «Техниум» и т.д. с других линеек. Катушки продолжают работать, как ни в чем не бывало.

К сожалению, КБ «Шимано» нужно, добившись совершенства, чем-то заниматься дальше и в последние серии катушек («Сахара» и т.д.) были внесены изменения, приведшие к трудностям в замене запчастей. Такова жизнь. Да и переднюю стенку шпули скосили, наверное, зря. Говоря тем самым: «Мотайте вот до сюда». Намотки шимановских катушек настолько хороши, что справлялись и с переполненным барабаном. Это важно при концепции сверхдальнего заброса. Идеальным было бы комплектовать каждую катушку шпулями и старой, и новой конструкции. Старые – для дальнего заброса, новые – для озерной ловли по окнам в траве, вокруг себя накоротке.

Катушки одни из самых адекватных. То есть, приложив руки, получаешь результат, которым доволен. Как-то принесли «Техниум 2500», выловленный со дна Оби. Я их зову «утопленниками». Катушка, сама по себе, лучший из механизмов, придуманный человечеством. Если бы болтик крепления оси шпули был более доступен – был бы «Калаш», а так – нет. Не тянет по скорости разборки. Ведь ось шпули – это самое трущее место механизма, требует частого ухода, как дуло автомата. А тут – гиблый вариант – у катушки не вращалась ни одна деталь. Пролежать на дне она могла и пять, и десять лет. Разобрав её, не нашел ни одной ржавчинки. Выгреб песок, промыл, тщательно высушил, прикинул износ и, как художник с мольберта, набросал смазку: где густую, где гель, где жиденькую. Все узлы оказались рабочими, ручка бесшумно выдавала обороты как-будто только обкатку прошла. И так на всех линейках «Шимано». Даже «Хиперлоп» и «Аливию» рука не поднимается ставить в класс ширпотреба.

Делают «Шимано» судя по информации на крепежных лапках (а она самая достоверная, как принято) в Японии и в Малайзии. Разницы в деталях, даже под лупой, никакой. По качеству, похоже, тоже. Как с одного станка. Интересна ценовая политика. Возьмем «Супер 4000», «Техниум 4000» и «Биомастер 400» — это одна и та же модель. Катушки нулевых годов, но если их сегодня запустить в серию, то сошли бы за новинку. Лучше сегодняшних они хотя бы в том, что иголки мультистопа не рассыпаются при его снятии. Разница между ними в один подшипник и значительно растущей цене. «Твин Пауэр» отличается от «Супера» не сильно: формой корпуса, количеством подшипников, посадочным местом шпули, недолговечным напылением шестерен, специальным кольцом антисброса дужки, резьбовым креплением ручки. Всё главное, что внутри, принципиально одинаково. А культовая «Стелла» она на базе «Твина». Вывод такой: берете самое недорогое из лучшего (условно, «Супер»), добавляете в правое плечо подшипник 11х7х4 (получается «Техниум») и наслаждаетесь рыбалкой.

Одна деталь. Если не занимаетесь самостоятельным регламентом, при этом хотите ловить подольше – берите катушки у которых справа на оси главной шестерни стоит шариковый подшипник, а не подшипник скольжения. У «Шимано» первоклассный, скользючий фторопласт, который даже в обсохшем виде делает свою работу. Но со временем (2-3 года) подшипник скольжения в правом плече необходимо промывать и смазывать. Иначе, на третьем-четвертом году, черная, обсохшая наработка, как образивом, начнет быстро вытачивать канавку в оси главной шестерни. При этом сама втулка страдает в меньшей степени. Изменяется угловое отношение в зубьях, появляется урчание. Поэтому, если стоит выбор: покупать красную «Катану» или подороже синий «Нексейв», то берите его, «Эксейдж» или даже «Сейдо». Это одна линейка третьего класса знаменитая тем, что шестерни планетарки у них почти квадратные. При сборке не ошибитесь, ставьте по фабричным стрелочкам.

К слову сказать, для классического спиннинга достаточно трех шарикоподшипников: один в роторе (+игольчатый, естественно) и два по плечам.

А теперь самая важная тема – о подшипнике в ролике. Последними словами любого продавца катушек должно быть не «спасибо за покупку», а «следите за роликом лесоукладывателя». У нас одно сердце, а у катушек – два: «ходовка» и ролик. По значимости он также важен, как главные шестерни. 50% всех катушек выходят из строя из-за него. Без ролика все оставшееся – никчемный кусок железа, мусор. За один оборот ручкой катушка, в среднем, сматывает 65 см шнура, и он обязан вращаться. Если обсох и встал, механизм умирает за одну-три рыбалки. Чтобы этого не случилось периодически нужно брать метровый конец шнура, любую леску и перекинув через ролик на один оборот погонять его, слушая звук. Если зашуршал, зажужжал, засвистел или завизжал, как поросенок, следует разобрать его, почистить, промыть керосином (и т.п.) и положить новую смазку. Любую, с большой буквы «Л», здесь важнее всего регулярность. Это относится ко всем классам катушек, без исключения.

У «Шимано» ролик посложнее, чем у других фирм, но очень надежный. Есть одно правило при сборке – все детали должны стоять также, как стояли изначально. Есть разница, отсебятина не пройдет. Если у всех катушек ролик установлен логично – конусом к дужке, то у «Шимано» наоборот – ступенчатым буртиком к дужке. Вот так он и должен стоять – шиворот на выворот.

И еще, многие ролики на разновидностях «Шимано», да это касается и других фирм, завтулены. Это очень хорошо. Вопрос «почему?» и ответ на него. В первую очередь у катушек загрязняются две вещи: рукоятка в пальцах руки (кноб) и ролик лесоукладывателя, самый высокооборотистый узел. Ну а поскольку за роликом (вторым сердцем механизма) нужен регулярный уход, а втулки это любят, происходит двойное совпадение интересов (да, не даром говорят, что все хорошие книги о любви). Смазанный подшипник скольжения даже на самых высоких оборотах бесшумен, а маленький, шариковый, являясь уже самостоятельным механизмом, выработав моторесурс шумит даже на свежей смазке и громко требует замены.

Совет. Как избавиться от неприятностей на фото.

Пропилы от шнура между дужкой лесоукладывателя и роликом. Десятки случаев.

Обязательное движение, загоняющее шнур в ролик.

В момент, когда делается первый оборот рукояти, нужно выставить вперед (перпендикулярно удилищу) указательный палец руки, держащей спиннинг. Если передаточное отношение один к пяти, за один оборот шнур ударит по пальцу пять раз. Если один к семи – семь. При этом его обязательно забьет в тупик, а тупик – это ролик лесоукладывателя. Т.е. он окажется там, где и должен быть, не застряв на полдороги. В привычку это молниеносное движение входит быстро, осечки исключены – шнур всегда будет в ролике.

Фрикционный тормоз становится главным узлом механизма, когда попадается трофейная рыба. Она, как известно, сходит чаще мелкой и фрикцион почти всегда – спасение.

Выставив порог, за который нагрузка на катушку уже не идет, вы продляете срок ее службы. Можно выставить на 100 лет, на 50, на одну рыбалку, на одну хорошую рыбу. Это когда от сильно перетянутого фрикциона все шайбы прикипают, слипаются в единый блок и их приходится расслаивать монтажным лезвием.

У «Шимано» с передним фрикционом все хорошо. Задний нельзя перетягивать ни за что – опасно. Провернет ось шпули. Точнее – деталь фрикциона, куда она входит. Достать ее сложно, живем в Новосибирске, а не в Японии.

Был год, когда первый (майский) паводок быстро скис, а «Алтая» все не было. Уровень низкий и везде ловится только мелкий окунишка. Потом, по законам природы, ГЭС сильно подняла уровень и сразу появилась всякая рыба. Напротив городского пляжа, ниже канала ЖБИ и на лицензии стал попадаться сазан.

Приходит в мастерскую (на «Мешалкина») счастливый человек – вытащил под «бронёй» сазана на 9 кг. На твистер, «в пасть». «Но вот что-то катушка…» Попросил его не уходить, снял крышку корпуса и показал: вместо зубьев – низенькие, пологие бугорки. Фрикцион был отстроен «на одну рыбу», т.е. закручен наглухо.

Звук фрикциона, в процессе всей рыбалки, должен быть разным. Катушка же была не шимановская, а довольно надежная «Лагуна», тайландская «Дайва».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *