Почему автоэлектрики против пайки?
Да и не то что слышу — в интернете на форумах срачи, да тут же на драйве тоже холивары "скрутка vs спайка" постоянно идут.
Сейчас перепаивал переходник к мафоне, спаянный каким-то автоэлектриком.
И понял причину, по которой автоэлектрики все как один напрочь отказываются от пайки:
ОНИ НЕ УМЕЮТ ПАЯТЬ.
Если конечно, задел кого-то, кто умеет паять, ну уж сорян, я не виноват. Еще не видел ни одной достойной работы автоэлектрика.
Паяно по сути каким-то говном. Что припой, что флюс — говно. Полное. Паять после этого автоэлектрика просто анреал — не паяется. Пока не засунешь провод в канифоль и припой и там не подержишь какое-то время. Видать пайка велась с помощью кислоты, провода все в окислах страшных, изоляция вся оплавлена, припоя на проводах децел, а то что есть — будто грызли зубами опосля пайки.
Вот в таком виде изначально были соединения Мегапайка автоэлектрика и круто крученый провод Мегапайка автоэлектрика Мегапайка автоэлектрика
Стал перепаивать это "творчество". Паяется с трудом. На заднем фоне две мои пайки. На переднем — пайка автоэлектрика.
Мегапайка автоэлектрика
Моя версия. Финал. Моя версия. Финал.
Можно ли паять автомобильную проводку?
Впервые столкнувшись с автомобильной проводкой, я часами изучал статьи в Интернете, смотрел разных видеоблогеров, каждый из которых в голос твердил “категорически запрещается паять соединения автомобильной проводки”. Альтернатива — скрутка и обжимка, в других случаях обещаю пожар, короткое замыкание, опасность для жизни. На основании своего опыта расскажу вам, как обстоят дела на самом деле.
Шумиха вокруг мифов. Лирическое отступление
Автомобильная тема касательно проводки не осталась в тени, особенно крайнее время. Практически месяц я изучал вопросы ремонта автомобильной проводки, в течение этого времени выяснил, что абсолютное большинство “обучающих” видео с многотысячными просмотрами могут привести к серьезным последствиям для ремонтируемой машины.
В основном, такие умозаключения, как короткое замыкание, возгорание авто по причине пайки проводов делают псевдо блогеры, не имеющие даже банальных знаний теории электрооборудования.
Если вы обладатель немолодого автомобиля, то с высокой вероятностью будете осуществлять ремонт самостоятельно. В силу возраста неуклонно возникают проблемы с проводкой из-за перетирания проводов, облома и рассыхания изоляции.
Итак, если вы решились самостоятельно заменить отгнивший провод методом пайки, врезать в цепь реле, предохранитель, установить дополнительное оборудование, вывести разъем — читайте далее.
Мероприятия по ремонту проводки
- соединение обрыва цепи;
- надставить (нарастить) провод цепи;
- подключение нескольких проводов к одному;
- подключение к проводу;
- подключение разъема или колодки.
Вышеперечисленные способы, в 99% случаев осуществляются методом скрутки проводов. Зачастую скрутку делают такую, что удивляешься, как автомобиль не сгорел, хотя при соблюдении правил такой метод имеет право на существование, хотя и недостатков здесь хватает. Со временем в работу вступает естественное окисление медной жилы за счет попадания на него жира с пальцев, любой смазки, грязи и влаги. Если вы скручиваете провод малого сечения, то обеспечите хороший контакт на первое время, в другом случае толсто жильные провода с с током от 10 Ампер требует зачистки и обезжиривания провода на большой длине, что не всегда получается осуществить. Если вы, все таки, любите свой автомобиль — избегайте скрутки по максимуму.
В условиях производства и уважающих себя автосервисах, соединения проводов обеспечивает методом обжима с помощью трубок, скоб и гильз, либо с применением ультразвуковой сварки. Ультразвуковой прибор для сварки я встречал однажды на крупном сервисе, и за сию услугу берут немало. Другое дело обжимка при помощи клещей и расходников — быстро, недорого, относительно качественно и не сложно. Если постараться, то соединение проводов обжимкой получается не хуже заводского.
Непосредственно о пайке
Если у вас есть навыки работы с паяльником и припоем — читайте далее. Часто слышали, что паяльником нельзя пользоваться при ремонте автопроводки? Почему так? Непосредственно перед пайков медный провод требует лужения — покрытия слоем припоя с применением флюса. Это дает припою текучесть, а также защищает точку припоя от окисления кислородом. Существенный недостаток этого процесса состоит в том, что припаянная часть медного провода теряет свою эластичность, становится ломучий. Происходит это из-за того, что вся проводка изготавливается методом холодной деформации, и при нагревании теряет свои эластичные свойства за счет рекристализационных процессов. После пайки медный провод в стыке становится ломучим настолько, что его достаточно согнуть раз 20, против сотен попыток непаянной части.
Звучит явно не в пользу пайки, однако не все так плохо. В процессе эксплуатации автомобиль испытывает многочисленные вибрационные нагрузки, и в случае, если вы решили оставить висеть припаянный длинный провод, то конечно он быстро отломается в месте припоя.
На деле в автомобиле висящих проводов нет и быть не должно: обычно провода собраны в единый жгут, если где то и есть провисание провода, например на фарах, то его длина слишком коротка для обламывания, да и защищен он плотной изоляцией или гофрой.
Можно ли паять проводку в автомобиле
«Категорически недопустимо выполнять соединения в электрической системе автомобиля с помощью пайки!». — пишут популярные автомобильные блоггеры. «Обязательно будет пожар, взрыв и человеческие жертвы! Только скручивание или обжим! Или еще лучше — ультразвуковая сварка!». Но так ли это на самом деле?
Самый простой способ собрать клики — привлечь внимание к какой-нибудь очень простой, обычной и привычной вещи, окинуть ее взглядом в «желтом» стиле. Псевдосенсации и «разоблачения» порождаются психами из самых обычных вещей, и тема автотранспорта не является исключением. Масса автомобильных блогеров «открывают глаза» читателям на мнимые опасности в совершенно обыденных вещах, заманивая их вульгарными заголовками.
В последнее время я часто задумываюсь об опасности пайки автомобильных проводов. Многие, кто ведет прикладные блоги и каналы об обслуживании и ремонте автомобилей, начали писать в этом ключе: «Если вы сделаете это, машина загорится, взорвется, и все погибнут», часто не имея навыков в электромонтаже или чем-то еще и следуя принципу «я слышал слух». Мы постараемся рассмотреть этот вопрос вдумчиво и без сенсаций.
Пайка проводов автомобиля
Давайте начнем с самого начала. В практике ремонта немолодого автомобиля, который владелец обслуживает и ремонтирует своими руками, часто приходится работать с электрическими проводами. Довольно много автомобилей, не дорогих «компьютеров на колесах» в силу своего возраста, вполне допускают свободное вмешательство в электропроводку при наличии базовых электромонтажных навыков. Вы можете отремонтировать поврежденные электрические цепи, заменив прогнившие от старости или сломанные провода и восстановив контакты, подключить дополнительное оборудование, для чего необходимо установить промежуточное реле, вставить предохранитель, переобжать разъем и тому подобное. Основные и наиболее часто встречающиеся на практике действия при необходимости соединения проводов следующие:
Типы соединения проводов автомобиля своими руками
Все эти гаражные соединения часто выполняются путем скручивания проводов вместе. Иногда очень вульгарен и прямолинеен. Хотя витое соединение, выполненное тщательно и скрупулезно, в целом исправно и имеет право на существование, у него есть свои недостатки. Витой контакт может со временем испортиться из-за окисления от естественной смазки на медных проводниках от пальцев (если руки чистые), от различных масел-растворов (если руки грязные от ремонта), от влаги, которая легко попадает извне. Обеспечить хороший контакт с проводниками большого сечения при токах 10 ампер и более нелегко — необходимо отделить проводники от изоляции на очень значительном протяжении, что не всегда возможно.
Есть и другие подобные нюансы, и если вы копаетесь в машине по любви и для себя, а не решаете проблемы перед продажей, то лучше по возможности избегать скруток проводов в автомобиле.
Скрутка автомобильного провода
Автомобильные соединения проводов
Однако на автомобильном заводе или в мастерской хорошие соединения и стыки в электрической системе, очевидно, выполняются не скручиванием проводов, а обжимом с помощью втулок / гильз / скоб или ультразвуковой сварки. Ультразвуковой сварочный аппарат — это профессиональное устройство, которое не входит в арсенал гаражного умельца. Но обжим гильзами или скобами — простая процедура, инструменты (обжимные клещи, кримпер) и расходные материалы стоят недорого, а провода этим методом можно соединять не хуже, чем на заводе.
Гильзы для соединения проводки в автомобиле Обжим гильзы для автомобиля
Пайка проводов в автомобиле
Однако многие люди обладают навыками пайки и умело обращаются с паяльником, припоем и канифолью. Почему, если у вас есть паяльник, но нет обжимного инструмента, вы не припаяете соединение вместо того, чтобы обжимать его гильзой? Но часто говорят, что пайка в автомобильной проводке недопустима. В чем причина этого? Давайте объясним!
При подготовке к пайке медные провода покрываются слоем припоя с флюсом (по качеству которого, даже в 21 веке, канифоль все еще остается лучшей), придающим припою текучесть и изолирующим место пайки от окисления кислородом воздуха. Однако луженая медная проволока на стыке пропитанной припоем голой части и непропитанной части, скрытой под изоляцией, теряет свою эластичность и приобретает определенную хрупкость.
Говоря чисто научным языком, в процессе нагрева проволоки, полученной холодной деформацией (а именно этот метод используется практически для всех проводов, применяемых в электротехнике), происходят процессы рекристаллизации, которые приводят к изменению физико-механических свойств меди, снижая сопротивление изгибу.
Луженые, а затем спаянные проводники в местах, указанных стрелками, становятся более хрупкими, чем исходный провод. Чтобы вручную сломать изолированный медный провод, нужно согнуть его до ста раз подряд, в то время как спаянный провод достаточно согнуть в вышеупомянутых точках, чтобы сломать его двадцать раз, и он отпадет…..
Пайка проводов в автомобильной проводке
Согласитесь, что использование припоя для соединения проводов в автомобиле звучит неубедительно? Но все не так плохо, и те, кто имеет представление о процессах пайки и навыки, используют его в автомобильной проводке легко, без проблем и практически без ограничений!
Да, автомобиль в движении испытывает бесконечные вибрации, часто весьма интенсивные. А если припаянный провод свободно свисает под капотом на полметра, как веревочный мост через реку, то после некоторого времени скручивания и цепляния он действительно может сломаться на границе припоя и изоляции. Но даже при таких нереальных условиях это не произойдет в течение длительного времени, и, конечно, нет уверенности, что это произойдет вообще.
В действительности в электрической системе автомобиля нет висящих проводов. Провода собираются в пучки, связываются, укладываются вдоль элементов кузова и закрепляются. Висящие и незакрепленные участки, такие как розетки для датчиков или ламп фар, обычно очень короткие. Если проводится ремонт и провода удлиняются, сращиваются или вставляются новые для замены и дублирования оригинальных (там, где контакт потерян и найти сложнее, чем вставить «дубль»), все эти новые провода также либо стягиваются изолентой или пластиковыми хомутами с оригинальными жгутами, либо помещаются в защитные гофрированные трубки электроассемблера, закрепленные зажимами. Таким образом, практически исключаются значительные колебания проводов, которые могли бы разрушить паяное соединение из-за вибрации! И можно соединять проводники пайкой!
Существуют два основных условия для надежного паяного соединения. Первое — это обильное использование термоусадочной трубки, которая, помимо электрической изоляции соединения, обеспечивает не менее важную механическую защиту от резких изгибов и риска этой самой поломки на границе между луженой и нелуженой частями. Термоусадочная трубка должна не только покрывать паяное соединение, но и иметь припуск в несколько сантиметров с обеих сторон соединения. А для жестких проводников с большим поперечным сечением целесообразно удвоить или даже утроить слой термоусадки один на другой.
Термоусадка для проводки автомобиля
Вот еще что: использование дорогого и не всегда доступного слоя термоусадочного клея внутри для защиты припоя от влаги, которое часто рекомендуют те же автоблогеры, не является обязательным даже для подкапотных соединений. Да, такая защита очень полезна при пайке, потому что влага проникает и окисляет провода в местах клемм. Пайка в принципе не боится влаги, но отрезки провода вне припоя идут в изоляции, пропитываются канифолью во время пайки и не пропускают влагу под изоляцию, внутрь провода. Поэтому для защиты припоя достаточно самой дешевой термоусадки — при условии, что она оптимально соответствует диаметру.
Термоусадка для проводки автомобиля
Аналогично, пайка может использоваться для сращивания проводов, соединения проводов, спаивания разъемов и т.д:
Пайка проводов — это хорошо. Даже для автомобиля!
И второе, еще более важное условие — аккуратно прикрепить провода, где использовалась пайка, стяжками или скотчем к штатным жгутам или другим неподвижным компонентам под капотом, торпедой и т.д. Красный провод на фотографии только что внутри припаян термоусадкой, место его расположения закреплено стяжками к толстому и жесткому жгуту выше и ниже соединения, поэтому он полностью защищен от вибрации, которая может привести к поломке:
Почему говорят что пайку нельзя использовать в машине?
Неужели истории о недопустимости пайки электрических проводов ни на чем не основаны? Вполне вероятно, что слухи о чрезвычайной хрупкости припойных проводов возникают из-за использования в качестве флюса так называемой «паяльной кислоты», которая обычно представляет собой хлорид цинка (цинк, растворенный в соляной кислоте).
Кислота используется для пайки различных грубых отходов и обычно не применяется для электрических соединений. Однако его часто используют китайские мелкие производители всевозможного потребительского электронного барахла с преимущественно ручной сборкой в процессе производства. Вместо того чтобы использовать паяльник и канифоль, «паяльщики» перед пайкой попеременно окунают свинцовые наконечники в чашку с раствором хлористого цинка и чашку с расплавленным припоем, чтобы максимально ускорить процесс.
Сначала это может не вызывать проблем, но со временем провод на стыке между луженой частью и голой медью начинает разрушаться от кислотных отложений, жилы зеленеют, истончаются и трескаются даже от небольшого изгиба. Но, честно говоря, при пайке автомобильных проводов такая ситуация может возникнуть только в случае катастрофической неграмотности паяльщика, и некритично распространять «кислотную проблему» на пайку в целом — то же самое, что ругать бензиновый автомобиль за то, что он не работает на дизельном топливе, залитом в бак…..
почему нельзя паять проводку оловом
Настоящий электромонтажник никогда оловом припой не называет.
Это лишь указывает на непрофессионализм вещающего.
Проводку никто не паяет припоем.
Причина простая — нетехнологично и не выдерживает вибраций и трескается.
Поэтому контакты идут под зажим.
А я если восстанавливаю старую проводку, то сначало обжимаю, а потом пропайваю место обжима.
Все электронные блоки паяются волной припоя.
Corporation
Прямо, прямо! А ты доворачивай!
- 02.09.2010
- #5
Просто Серега
потрошитель Eberspacher'ов
- 02.09.2010
- #6
Просто Серега
потрошитель Eberspacher'ов
- 02.09.2010
- #7
Оракул
- 02.09.2010
- #8
Прочитал и оху. Неужели авиастроители, ракетостроители настолько глупы, что заложили 100% пайку всех проводов к разъемам и всему прочему.
Наверное им неизвестно, что от вибрации, перепадов температур все это отваливается. ..
Оракул
- 02.09.2010
- #9
Просто Серега
потрошитель Eberspacher'ов
- 02.09.2010
- #10
Оракул
- 02.09.2010
- #11
ДимкаСПб
флудер уровня
- 03.09.2010
- #12
Оракул
- 03.09.2010
- #13
Просто Серега
потрошитель Eberspacher'ов
- 03.09.2010
- #14
ДимкаСПб
флудер уровня
- 03.09.2010
- #15
Ultramehanikus
Member
- 03.09.2010
- #16
Roma B5
Modersrator
- 03.09.2010
- #17
Stranger21
Связался с лучшим, умри как все! (с)
- 03.09.2010
- #18
внесу свои 5 копеек
паяю только там где не может в нормальных условиях быть вода и влага, и если это важные силовые цепи ..
не зачищаю медь
не пользуюсь ксилотой
не пользуюсь канифолью для проводки, только для электроники
пользуюсь флюсом для пайки алюминия — паяет защищая одновремено любого состояние провод, после пайки контактолом пробрызгиваю для очистки . и то только если не уверен что прогревая не испарил весь флюс
хорошая грамотная скрутка особо в агресивной среде будет жить гораздо дольше пайки . рассыпаеться пайка всеж восновном от электрохимических процесов .