Как снять большой шкив с электродвигателя. Самодельный съёмник.
Понадобилось мне снять большой шкив с большого электродвигателя. Первое, что пришло в голову это использовать съёмник, но тот, что у меня есть попросту может сломать алюминиевый шкив.
Мотор долго не эксплуатировался, алюминиевый шкив прикорел к железному валу. Площадь соприкосновения очень большая, диаметр посадочного отверстия 24 мм, глубина 60 мм. Несколько дней я поливал вал мотора "жидким ключём", пробовал подвесить мотор за шкив и выбивать вал, ничего из этого не получилось.
Наконец, я взял несколько железных уголков, отрезал в размер и просверлил отверстия, скрутил все детали болтами, получился простой импровизированный съёмник. Особо не было надежды на то, что мне удастся снять этот шкив. Одел съёмник на шкив и начал потихоньку закручивать болт, выдавливая вал. Не прилагая больших усилий шкив начал сниматься с электродвигателя.
Вот так, без спец.инструмента мне удалось решить непростую задачу. Самодельный съёмник для шкива получился очень простым и эффективным. Буквально пару железяк и болтов помогли в работе.
Электродвигатель на 380 вольт 2,2 кВт, хочу приспособить его для газонокосилки, давно уже крутится эта идея в голове, как сделаю обязательно покажу результат.
Как снять шкив с электродвигателя
Шкив электродвигателя передаёт крутящий момент с вала на ремень привода. В этом заключается его функция в устройстве мотора. Эта деталь является колесом с углублением в виде канавки, расположенной по ободу. Иногда бывает ситуация, когда шкив нужно демонтировать, например, для ремонта или установки на другой электродвигатель. Есть несколько способов демонтажа, которые рассмотрены далее.
Выбор метода демонтажа шкива
Самый простой и универсальный способ, подходящий в большинстве случаев, это постепенное смещение шкива с месте посадки путём лёгких ударов попеременно с одной и другой стороны. Шкив понемногу сдвигается, и потом его легко снять с вала. Бывают более сложные ситуации, когда требуются дополнительные действия. Тогда выбирают способ, принимая во внимание следующие нюансы:
- каким способом шкив крепится к валу мотора;
- в каком состоянии находятся контактирующие поверхности (есть ли коррозия, дефекты и т. д.).
Когда возможен демонтаж шкива без съёмного приспособления
В некоторых случаях демонтировать шкив можно только с применением съёмника, но иногда можно обойтись и без него. Съёмное приспособление не понадобится, если:
- при монтаже шкива не пришлось прибегать к напрессовке, то есть диаметр его отверстия примерно равен диаметру вала электродвигателя;
- в процессе эксплуатации мотора контактирующие поверхности не деформировались.
В двигателях небольшой мощности шкивы фиксируются шайбами, кольцами или гайками. Если использовано резьбовое соединение или присутствует стопорный элемент, достаточно открутить гайки или снять шайбу. После этого шкив можно снять без особых усилий. Если фиксация произведена с помощью зубчатого кольца, потребуется выполнить дополнительные действия.
Перед снятием элементов крепления шкив необходимо поместить в тиски. Чтобы он не деформировался, между ним и зажимающими пластинами закладывают деревянные прокладки.
Демонтаж с помощью нагрева
Если для установки шкива использовался метод нагревания, основанный на том, что при повышении температуры материал расширяется, то этот же способ подойдёт и для снятия.
Шкив необходимо нагреть с краёв. При этом металл расширится, и отверстие станет больше на несколько десятых долей миллиметра. Этого достаточно, чтобы демонтировать деталь. По шкиву ударяют с разных сторон, в результате чего он сдвигается с посадочного места, и его можно будет снять.
Применяя способ нагрева, нужно учитывать следующее:
- Однократное нагревание может не дать результата, особенно если отверстие детали имеет большой диаметр.
- При нагреве нужно следить за тем, чтобы оно не оказало воздействия на вал. Если нагреются и вал, и шкив, снять последний будет ещё труднее.
- Если не удалось избежать повышения температуры вала, нужно подождать, пока всё остынет, и повторить процедуру ещё раз.
В некоторых случаях удобнее на повышать температуру шкива, а охладить вал. Какая методика подходит больше, зависит от материалов, из которых изготовлены детали.
Демонтаж шкива с использованием съёмного приспособления
Съёмник облегчает процесс снятия шкива с двигателя. Его конструкция довольно проста, и это устройство можно изготовить самостоятельно.
- Пластина из металла с приваренной к ней гайкой. По центру пластины должно быть отверстия, по краям — не слишком широкие прорези.
- Три болта. Один болт побольше и два поменьше. У более крупного болта на торце должно быть углубление, соответствующее гайке.
Использование этой методики имеет недостаток: в поверхности шкива придётся просверливать отверстия. Они нужны, чтобы закрепить съёмное приспособление.
- сверлят два отверстия;
- выполняют нарезку резьбы под небольшие болты.
Съёмное приспособление используют так:
- металлическую пластину прикрепляют к шкиву, используя малые болты;
- в центровочном отверстии вала закрепляют шарик из металла;
- вкручивают болт в гайку, приваренную к металлической пластине;
- когда болт вкручивается, он способствует перемещению пластины съёмника, которая тянет за собой шкив и постепенно снимает его с вала.
Если болт короткий, его хода может не хватить для полного снятия детали. Тогда под малые болты, которые находятся с боков, подкладывают гайки.
Конструкцию съёмника можно усовершенствовать, но принципиальных отличий не будет. Вместо болта можно использовать винт с упорной резьбой, например, от струбцины. Другой вариант — купить трёхлапый съёмник. Принцип действия во всех случаях один.
Знание самых распространённых методов снятия шкива поможет подобрать оптимальный для конкретной ситуации. Чаще всего можно обойтись простыми инструментами и приспособлениями, которые есть у каждого.
Как снять шкив с электродвигателя
Шкив представляет собой колесо, по ободу которого проходит канавка. Колесо крепится к валу и играет важную роль в конструкции двигателя, отвечая за передачу крутящего момента с вала на приводной ремень. Представление о том, как снять шкив с электродвигателя, необходимо, когда предстоит ремонт или перестановка детали на новый двигатель.
В этой статье вы найдете описание существующих методов демонтажа шкива и ряд советов по их применению.
Как снять шкив с электродвигателя: выбор подходящего способа
Универсальная методика, применение которой оправдывает себя чаще всего, это простое механическое воздействие – легкие удары с противоположных сторон шкива, поочередно. Таким образом, шкив постепенно сдвигается с места посадки на вал и может быть снят.
В более сложных случаях перечень необходимых действий планируется, исходя из следующих факторов:
- способ крепления шкива к валу двигателя (тип посадки);
- состояние поверхностей в месте соединения (зависит от срока эксплуатации, подверженности материалов коррозии).
При каких условиях возможно снятие шкива с электродвигателя без съемника
Есть ряд случаев, когда для эффективного решения вопроса о том, как снять шкив с электродвигателя, без съемника не обойтись. Однако необходимость применения специальных приспособлений обычно отсутствует, если:
- шкив был установлен без напрессовки, то есть диаметр вала не превышает диаметр отверстия шкива;
- сопряженные поверхности не подвергались деформации в процессе работы двигателя.
На электродвигателях невысокой мощности надежная фиксация шкивов обеспечивается посредством шлицевой посадки, с помощью резьбовых соединений или стопорных элементов (колец, шайб). Для отделения шкива от двигателя в таких случаях достаточно раскрутить гайки (или снять кольца). Ситуация сложнее, если в месте крепления использовано кольцо с зубчатыми краями.
Прежде чем выкручивать соединительные элементы, рекомендуется аккуратно зафиксировать шкив при помощи тисков. Во избежание деформирования шкива, между пластинами тисков и поверхностью зажимаемой детали устанавливают прокладки из дерева.
Метод нагревания
Если для монтажа шкива применялся термический способ, основанный на расширении материалов, металлов в частности, при нагревании, то тепловое воздействие на шкив потребуется и для его демонтажа:
- вследствие нагревания, производимого с краев шкива, увеличивается на доли миллиметра диаметр отверстия и, соответственно, снижается степень прижатия к валу;
- после этого становится возможным сдвинуть деталь с посадочного места, последовательно постукивая по ней с разных концов.
На что следует обратить внимание, используя данную методику:
- разового нагревания может оказаться недостаточно, особенно при большом диаметре отверстия шкива;
- вал должен быть надежно изолирован от повышающего температуру действия, которое применяется к шкиву, поскольку в случае косвенного нагрева вала сопряжение элементов станет только крепче;
- если это произошло, необходимо дождаться полного остывания элементов и повторить процедуру.
В зависимости то того, из какого материала изготовлены шкив и вал, может быть выбрана другая стратегия, при которой, напротив, вал подвергается охлаждению.
Применение съемника для снятия шкива
Перед тем, как снять шкив с вала электродвигателя, можно установить специальное приспособление – съемник, устройство которого несложно. Конструкция включает в себя:
- металлическую пластину с отверстием по центру и неширокими прорезями;
- гайку, приваренную к пластине;
- болты (размер одного, с углублением в торце, должен соответствовать приваренной гайке, другие два – поменьше).
Недостатком метода является необходимость незначительного нарушения целостности шкива, в поверхности которого для крепления съемника:
- просверливаются 2 отверстия;
- нарезается резьба (по размеру малых болтов съемника).
Съемник действует следующим образом:
- пластина крепится двумя болтами к шкиву;
- третий болт начинают вкручивать в центральную гайку, при этом торцом он упирается в металлический шарик, предварительно закрепленный в центровочном пазе вала;
- по мере вкручивания, болт отжимает пластину съемника от вала, постепенно снимая с посадочного места шкив.
Есть вероятность того, что хода болта окажется недостаточно для того, чтобы сместить деталь. В таком случае попробуйте подложить дополнительные гайки под боковые болты.
Таким образом, знание основных методов демонтажа и навыки работы с простыми инструментами помогут вам подобрать оптимальную последовательность действий и оперативно отделить шкив от вала.
Как снять напрессованный шкив с электродвигателя и установить сверлильный патрон
Полезные советы
Понадобится
Для реализации задуманного нам все-таки не обойтись без следующих инструментов и приспособлений:
- съемника и тисков;
- токарного станка;
- сварочного аппарата;
- гаечного ключа;
- молотка;
- ручной отвертки;
- наковаленки, наставки и силовой втулки.
Процесс снятия шкива и установки сверлильного патрона
Обычно с помощью одного съемника снять с вала электродвигателя напрессованный шкив не удается. Не обойтись без подготовительных работ. Не помешает, например, несколько капель жидкого масла в район соединения.
Затем попытаться сдвинуть шкив с места. Для этого второй конец вала упираем в круглую наковаленку, а вокруг торца вала на шкив укладываем кольцо, по которому наносим удары молотком с помощью наставки.
Если нам удаться сдвинуть шкив по валу, хотя бы на немного, это значительно облегчит его снятие с помощью съемника. Но сделать это, удерживая все в руках, не удастся.
Зажимаем корпус электродвигателя в тиски и попытаемся термически воздействовать на прессовую посадку с помощью электродугового разряда, зажигая его на шкиве по кругу.
После этого стопорим отверткой захваты съемника относительно корпуса двигателя и ключом начинаем вращать винт. Очень важно, что называется, сорвать шкив с места. Когда это удастся, дальше дело пойдет легче.
После удаления шкива с вала видно, что запрессовка была произведена по неглубоким треугольным шлицам, что усиливало крепление сопрягаемых деталей.
На вал со шлицами и при этом большего диаметра, чем посадочное отверстие сверлильного патрона, его не насадить. Необходимо проточить конец вала. Для этого разбираем корпус двигателя и ротор зажимаем в патрон токарного станка.
Постепенно удаляем биение ротора, слегка ударяя по концу вала массивным валиком. В несколько проходов протачиваем вал, постоянно примеривая посадочное отверстие сверлильного патрона.
После получения требуемой посадки, ротор вместе с насаженным на вал сверлильным патроном, вновь устанавливаем в корпус. Если теперь в патрон зажать сверло, а двигатель подключить к сети, то такой инструмент можно использовать в качестве сверлильного станка или дрели.