Москва псков где остановиться по дороге
Перейти к содержимому

Москва псков где остановиться по дороге

  • автор:

Москва псков где остановиться по дороге

Откуда: Москва Когда: 04/2021

По маршруту: Торопец, Остров, Изборск, Печоры, Псков, Великий Новгород, Валдай

Мы путешествуем по России на авто уже очень давно, но до сих пор я преступным образом ленилась писать отчёты, хотя всегда веду дневники поездок. На этот раз решилась, это дебютный отчёт, не судите строго. «Лирические отступления», то есть то, что непосредственно не относится к поездке, буду выделять италиком, кому не интересно, можете пропускать без потери информации.

Коротко о нас, раз уж мы тут знакомимся. Наш экипаж невелик: Я (Анна) — штурман, мой муж Виктор — водитель, наш верный УЕМ («Всех уем!») — Рено Сандеро Степвэй. Раньше мы ездили с детьми, с друзьями в несколько машин, потом компания как-то развалилась, дети выросли, у них теперь свои маршруты, а мы открыли для себя замечательную возможность путешествовать просто вдвоём.

О маршруте. Несмотря на то, что мы исколесили изрядную часть европейской России, этот весьма стандартный маршрут почему-то до сих пор оставался не охваченным. Всё откладывали на потом.

Скажу сразу: мы путешественники неспешные. Любим не только перемещаться из пункта А в пункт Б, но и изучать интересности по дороге, гулять по городам, в которых ночуем, стараемся останавливаться на ночлег не очень поздно. Поэтому те, кто гонит в день по тысяче км, вряд ли смогут взять этот отчёт на вооружение.

День 1-й 25.04 — Москва — Торопец.

Старт из Москвы — 9:35. Утро воскресенья, хорошо едем по М9, машин мало. После Шаховской — первая разминочная «точка» — заброшенная церковь в селе Городково. Справа от основной трассы, совсем недалеко. Яндекс карты называют её церковь Архангела Михаила, altertravel и соборы.ру — Сергия Радонежского. Ну да ладно. Огромная церковь интересной архитектуры.

35091510.jpg

Остановились у нового монумента под Ржевом. Впечатляющий памятник. Настроения добавил почти ураганный ветер. Кажется, что именно он порвал небо на журавли.

35091512.jpg

На подъезде к Торопцу вспомнили, что забыли пообедать. Стали искать по навигатору, но все предложенные точки оказались либо закрыты, либо вообще больше не существуют. Так и въехали в Торопец голодные, решили поесть уже здесь. Почему именно Торопец? Вообще-то, мы могли и не ночевать здесь, а ехать дальше. Но мы планировали обязательно посетить военно-исторический музей в Острове, а если бы приехали в Остров в воскресенье вечером, в музей бы уже опоздали, а по понедельникам он закрыт. Так что надо было где-то перекантоваться ночь. Ржев, Великие Луки были вариантами, но почему-то манил именно Торопец. То ли название такое интригующее? Мы думали сначала, что ТоропЕц, по аналогии с Городец, Гороховец, но оказалось — ТорОпец, с ударением на второе О.

Мы никогда ничего не бронируем заранее. Лишь приблизительно намечаем возможные точки ночёвок. Во-первых, мы никогда не знаем, как пойдёт поездка. Могут быть неожиданности, задержки, или наоборот вдруг окажется хорошая дорога (ну это редко) и полетим пулей. Во-вторых, ночёвка «где ночь застала» добавляет в поездку ноту авантюризма и ощущения безграничной свободы.

15:35 прибыли в гостиницу Торопа. Пробег 422 км. Как мы любим: маленькая гостиничка в отреставрированном доме в центре города, чтобы гулять пешком.

35091511.jpg

Но первым делом обед! Ресторан Юна тут же, на первом этаже. Приятно, вкусно. Только музыка, как всегда, ммм. пошловатая. Кроме нас гуляет компания местных. Крепко гуляет: с танцами, с просьбой сделать отвратительную музыку погромче.

Быстро пообедав, отправляемся изучать город с ног. Тем временем пошёл дождь, который вскоре перешёл в снег! И это при том, что две недели назад ходили по Москве в футболках! Пришлось достать походную куртку, прожжённую в нескольких местах искрами костра, которая была взята исключительно ради лесной ночёвки с палаткой (которая, кстати, так и не состоялась по причине погоды). Торопец нам очень понравился. Он расположен на реке Торопа, которая разливается тут двумя озёрами. Фактически город стоит на перешейке между озёрами. На озёрах множество чаек, они гомонят и кажется, что мы оказались в приморском городе. Чайки озёрные — чернолицые.

35081992.jpg

35082027.jpg

35081980.jpg

35081981.jpg

35082060.jpg

Торопец, как и всякий малый российский город, изобилует разрухой. Много выселенных деревянных домов, некоторые из них сгорели. Но если присмотреться, на многих из них висят таблички, разъясняющие, что осуществляется программа по переселению жильцов в современные дома. Так что вовсе это не разруха, а путь к светлому будущему: к водопроводу, канализации, центральному отоплению. Но почему же так грустно смотреть на эти опустевшие дома?

35082116.jpg

35082094.jpg

35082117.jpg

Замёрзшие, но довольные, обойдя практически весь центр города, возвращаемся в гостиницу, теперь уже ужинать. Забавно, что пока мы гуляли, весёлая компания из ресторана так и не ушла. Только перешла в положение лицами на столе.

Вечером обнаружились проблемы с горячим водоснабжением в номере. Помыться смогли только утром. За доставленные неудобства нам на завтрак подали кофе бесплатно.

День 2-й 26.04 — Торопец — Остров.

Старт из Торопца -10:30. Нам предстоит несколько точек. Едем на противоположный берег озера Соломено в заброшенную усадьбу Знаменское. Муж ворчит: «Я после дождя на грунт не съеду!». Я пускаю в ход дежурную фразу: «Да, конечно, мы поедем до первой лужи, а дальше пойдём пешком». Но пешком идти не пришлось: дорога песчаная, ровная, без ухабов и даже без луж. Все бы грунтовки были такими!

Усадьба Знаменское — первосортная заброшка. Тут и усадебный дом, и рядом церковь. Каждый раз удивляемся: ведь раз такое построили, значит была инфраструктура, были дороги, жили люди!

35082167.jpg

35082185.jpg

Возвращаемся на дорогу в сторону М9, поворачиваем налево на Хворостьево. Дорога, опять же, хорошая.

35082561.jpg

В Хворостьево ещё одна заброшенная церковь. В отличие от предыдущей, тут можно войти внутрь. Сохранились фрески!

35082460.jpg

35082488.jpg

35082490.jpg

35082489.jpg

Дальше по той же дороге — Гольяново. Церковь необычной архитектуры, восстановлена. Рядом кладбище, на кладбище были люди, поэтому мы не стали долго там бродить.

35082527.jpg

На обратном пути остановились на берегу озера Устенец — просто подышать воздухом и посмотреть на красивую природу. Посредь песчаной дороги чёткий след лося!

35082547.jpg

35084657.jpg

35082553.jpg

12:45 — старт от озера Устенец. Теперь едем в Остров. В Пустошке поворачиваем направо, на Опочку. 15:10 — обед в кафе Гнездо. А вот и само гнездо на дереве напротив. Получается, что оно там было раньше, чем построили кафе, оно и дало название.

35084683.jpg

17:45 прибыли в Остров, комплекс Гармония. Пробег 342 км. Комплекс типа мотеля, отдельные двери прямо с улицы в номер. Машину можно поставить тут же. На противоположном берегу реки Великая — красивый монастырь.

35084727.jpg

Идём гулять. Главная достопримечательность Острова — висячий железный мост, состоящий из двух частей, так как в этом месте посреди реки есть остров, который, возможно, и дал название городу. Мост был разрушен во время войны, потом восстановлен, а на сегодняшний день хорошо отреставрирован и является пешеходным.

35084748.jpg

Переходим реку по мосту, устремляемся дальше вдоль берега.

Мы очень любим гулять по берегам водоёмов. В отличие от леса или города, тут невозможно заблудиться: иди и иди вдоль реки, пока не устанешь, или не дойдёшь до логического конца пути.

В качестве логического конца пути мы наметили себе здание интересной архитектуры. При ближайшем рассмотрении оно оказалось не таким уж интересным, и мы так и не поняли, что там внутри. Из интернета узнали, что это усадьба Валуевых. Ну и ладно. Надо было спешить назад, так как ресторан закрывался рано, хорошо, что мы заранее это выяснили.

В нашем комплексе ресторана не было, зато был в соседнем — Остров-Парк, совсем рядом. Уютно, в итальянском стиле, мы, как нередко бывает, единственные посетители.

Кому-то может показаться, что мы расточительны: в поездке питаемся только в ресторанах. Ну, во-первых, это не совсем так: иногда покупаем еду в магазине и едим в номере, не говоря уж о том, что у нас всегда в багажнике палатка, котелки, и мы часто устраиваем «дикую» ночёвку с готовкой на костре. Ну а во-вторых, наше правило — не экономить на отдыхе, на то он и отдых: бывает редко.

День 3-й 27.04 — Остров — Псков.

9:50 — Выписались из гостиничного комплекса, сразу едем в вожделенный военно-исторический музей ул. Карла Либкнехта 7А. Перед музеем уже стоят автобусы, из которых выгружаются толпы школьников! Не повезло: музей небольшой, сразу тесно. Экскурсию брать не стали.

Мы никогда нигде не берём экскурсии, хотя я знаю, что часто люди считают, что без экскурсии хуже. Мы во всём любим свободу, в том числе и свободу самостоятельно передвигаться по музею или по иным достопримечательностям.

Музей действительно стоящий! Экспонаты — в основном найденные поисковиками в районе Острова предметы войны.

35084776.jpg

35084775.jpg

35084772.jpg

35084774.jpg

35084771.jpg

35084779.jpg

35084780.jpg

35084785.jpg

35084786.jpg

Отдельный маленький зальчик посвящён коллекции бюстов Ленина.

35084810.jpg

10:50 Старт от музея. Держим курс на Псков с заездом в Изборск и Печоры.

11:55 — Изборск. Я была здесь младшей школьницей с родителями, но мало что помню. Единственное, что помню, что мама с подругой напились воды из одного из Словенских ключей, который был объявлен источником вечной молодости, после чего у обеих случился сердечный приступ. С тех пор семейная легенда гласит, что пить из Словенских ключей нам нельзя. Спустя почти полвека появилась возможность на моей шкуре подтвердить, или опровергнуть легенду.

Опять накрапывает дождь. Обошли вокруг крепости, внутрь не пошли, потому что платно: не то, чтобы жалко денег, а из принципа.

35084833.jpg

35084834.jpg

Дошли до Словенских ключей. Я попила из всех, прислушиваюсь к своему самочувствию — вроде ничего.

35084856.jpg

35084863.jpg

Поднялись на Труворово городище.

35084865.jpg

Вроде план выполнен. 13:35 — Старт из Изборска в Печоры.

Дорога на Печоры помечена как платная, но она на таковую совершенно не похожа. Да и денег с нас никто нигде брать не собирался. 13:55 прибыли в Печоры.

Бывают места, попадая в которые, по непонятной причине начинаешь чувствовать себя некомфортно. Какая-то ортогональность вдруг ощущается между географической точкой и струнами души. Для нас таким местом стали Печоры. Начать с того, что навигатор привёл нас к шлагбауму. Мы были вынуждены повернуть направо (при том, что вход в монастырь был левее) и там искать парковку. Пока тыркались, чтобы поделикатнее встать, мимо нас проехал мужик на велосипеде и одарил нас таким взглядом, как будто мы у него только что козу украли. Пошли искать вход в монастырь, но смогли попасть только в верхнюю часть, где собор. Вниз вели лестницы, но они были перекрыты. Вышли из ворот и стали искать другие входы. Нашли, но надпись гласила: только для своих, или с благословения. Короче, не попустил Печорский монастырь в себя нас, атеистов. Да и ладно. Знать нам там не место. Обошли вокруг. Вообще, мы больше любим ходить именно вокруг, а не внутри всяких стен.

35084881.jpg

35084880.jpg

35084891.jpg

35084895.jpg

14:35 — Старт из Печор в Псков.

15:50 — Псков, Гостиница Фаворит. Пробег 139 км. Гостиница Фаворит заслуживает самых высших похвал! Небольшая двухэтажная, с деревянным вторым этажом, парковка на огороженной территории, в самой середине между двумя мостами, в пешей досягаемости от туристического центра. Вид из окна на реку и на Мирожский монастырь. Ресторана при гостинице нет, но в большом городе это не проблема, даже хорошо, что нет — тихо.

Отдохнули, пошли гулять в сторону Покровской башни, с мыслью поужинать в ресторане при отеле Покровский. Надо сказать, что Псков меня поразил! Эти приземистые круглые башни! Но основное знакомство с городом завтра, а сегодня только «Добрый вечер, Псков!».

35091695.jpg

Забрались на вал и увидели оттуда сарай-стекляшку, а внутри сидят люди и очевидно едят. Оказалось, что это ресторан Моя История — совершенно новый, его ещё нет на Яндексе. Решили поужинать там. Внутри многолюдно, несмотря на будний день. Ресторан имеет ярко выраженный молодёжный спирит. И повар тоже с фантазией. Нам там так понравилось, что мы решили и завтра прийти сюда же.

Пока ужинали, совсем стемнело. Возвращаемся в гостиницу не по набережной, а городом. Вот такой вечный огонь с монументом из орудийных стволов.

35091696.jpg

День 4-й 28.04 — Псков — без руля.

Надо дать водителю отдохнуть, тем более, что мы не меняемся, водитель только муж, а я исключительно штурман. Да и Псков заслуживает большего, чем просто один вечер. Пошли вдоль реки покорять Кром. Сколько чудесных фотографий я пересмотрела в интернете, и вот наконец я тут теперь сама!

35091735.jpg

35091736.jpg

Погода — жуть! Ветер, временами набегает дождь. Походная куртка снова в деле. Скоро к ней присоединится ещё и походная шапка. Сначала, как всегда, обошли вдоль стены снаружи. Я видела на старых фотографиях, что по самой стрелке вокруг Плоской башни прохода не было: основание башни было в воде. Теперь там подсыпали камней и можно пройти.

35091778.jpg

35091807.jpg

Дорожки вдоль Псковы раньше тоже не было, а теперь сделали прекрасно. Жаль, что колокольня пока на реставрации. Обогнув Кром снаружи, идём внутрь крепости. В поисках магнитика забрели в замечательный антикварный магазин.

35091838.jpg

Я очень люблю такие магазины: так интересно узнавать на витринах вещи, которые есть, или были, в нашем доме. Поднялись на смотровую площадку Власьевской башни. Кстати, там и фотографии интересные есть. Идём дальше внутрь. Увидев людей на стенах, я сразу загораюсь желанием гулять по стенам (люблю гулять по стенам!), но насущная биологическая потребность заявила о себе, и мы решаем, что не пойдём на стены, пока не найдём туалет. Ни вывески, ни очевидного туалета нет. Зато есть трапезная, и туристический опыт зовёт нас туда. В трапезной есть туалет, но со строгой надписью: «Только для посетителей!» — пришлось стать посетителями, то есть, купить два пирожка и два компота, что оказалось весьма даже уместно. Теперь можно и на стену!

35091927.jpg

35091928.jpg

Кстати, уже потом мы нашли-таки туалет близ правой стены, но нам было уже не надо. План внутри Крома был выполнен.

Перешли по мосту Пскову, направляясь к самой вожделенной точке фотосъёмки: напротив стрелки. Здания на берегу Псковы красиво отреставрированы. Здесь бы быть сплошным гостиничкам и ресторанчикам, но в этих зданиях располагаются какие-то строительные конторы с труднопроизносимыми аббревиатурами названий, и вокруг уныло и мертво.

35091961.jpg

Погода портится, но вот они, долгожданные фото! Ветер поднимает капюшон торчком. На заднем плане видно, как туча сыплет дождём.

35091981.jpg

Через пару минут окажется, что это не дождь, а снег-крупа. И он нас накрыл. Хотели ещё погулять, но погода указала нам прямой путь в ресторан Башня — обедать. Рановато, да и пирожки недавно съели, но что-то подсказывает, что мы заслужили тепла и сухости. О Башне мы знали от сына, который недавно был тут с семьёй. Это действительно ресторан внутри башни. Русское меню. Мы, как водится, единственные посетители. Приятно сменить мокрую куртку на сухой мартини!

35092017.jpg

После обеда по пути домой встретили ещё кое-что интересное.

35092052.jpg

35092053.jpg

35092054.jpg

35092055.jpg

Короткий послеобеденный отдых в гостинице и снова в путь. Идём налево, опять в сторону Покровской башни. Распогодилось! Выглянуло уже почти закатное солнце и окрасило мир в совершенно другие краски!

35092111.jpg

Пересекаем мост, направляемся к Мирожскому монастырю. Пишут, что там внутри уникальные фрески. Но внутрь мы не попали: пока дошли, он уже закрылся. Опять пришлось довольствоваться прогулкой вдоль стены. Вдоль самой стены, которая идёт над рекой, мы нашли еле заметную тропинку и пошли по ней.

35092139.jpg

Откос становился всё круче. И тут произошёл забавный разговор. Видим: внизу у самой кромки воды гуляет мужик с двумя собаками. Судя по его окладистой бороде, он, возможно, имел отношение к монастырю, хоть и одет был в светское. Он поднял голову и говорит: «Это вы так опасно залезли!» Мы: «Да мы уж и сами это поняли». А он вдруг задаёт странный вопрос: «Вы с научными целями туда залезли?» Мы рассмеялись и говорим: «Нет, с туристическими». На том и разошлись. Дошли до Климентовской церкви, которая аккурат на траверзе нашей гостиницы, объявили, что это логический конец нашей прогулки, развернулись и пошли ужинать в Мою Историю, как и собирались.

35092163.jpg

У путей нет физического конца, бывает только логический.

После ужина удалось сделать несколько красивых закатных фото.

35092167.jpg

День 5-й 29.04 — Псков — Великий Новгород.

9:30 — Старт из Пскова в сторону Великого Новгорода. Тут я совершила штурманскую ошибку: доверилась навигатору.

Я — штурман старой закалки и навигатору никогда не доверяю полностью. Всегда привязываюсь ещё и к бумажной карте и люблю видеть маршрут целиком. Я редко задаю навигатору построить маршрут до точки, чаще использую его только как трекер. Но иногда бывает полезно проложить маршрут, например, по большому городу, чтобы наиболее рационально выехать из него на нужную трассу. Вот я и задала навигатору задание: вывести нас на новгородскую трассу. Подумала: ну что может быть не так между двумя областными центрами? И расслабилась.

И навигатор вывел нас на грейдер! Грейдер, как дорога между двумя областными центрами — весёлая шутка! Не то, чтобы нас можно было напугать грейдером, но встретить его именно здесь мы не ожидали. Наверное, следовало сразу развернуться, но сначала мы подумали, что это какой-то быстрый перескок между трассами, ведомый одному навигатору, так бывает. Привязаться к бумажной карте удалось не скоро: населённых пунктов нет. Когда шлейф пыли за нами достигал уже десятков километров, а может и раньше, отвалился интернет, а потом сдох и весь Билайн (он вообще капризный). Едем вообще вслепую! Вот перекрёсток, а куда поворачивать — не знаем! Интуитивно повернули налево, что оказалось правильно. Позже, уже привязавшись к карте, я поняла, что колесим мы где-то южнее, а севернее нас проходит замечательная дорога! Потеряли мы на этом почти час.

Наконец-то долгожданный асфальт! Едем в сторону Порхова, хотя знаем, что крепость там на ремонте. Это действительно так, она вся замотана плёнкой. Даже не стали выходить из машины, повернули на юг. Наша следующая точка — заброшенная усадьба Волышово. Главный дом на реставрации. Он обнесён сеточным забором, но удаётся кое-что сфотографировать, просунув объектив в сетку.

35092732.jpg

35092738.jpg

35092746.jpg

За главным домом живописная речушка и мостик. Цветут фиалки.

35092762.jpg

35092772.jpg

Сохранился ещё флигель, какая-то неведомая постройка и конюшня, узнаваемая по барельефам лошадей.

35092799.jpg

35092824.jpg

35092829.jpg

35092835.jpg

11:55 — Старт из Волышово, снова через Порхов.

13:40 — Обед в городе Сольцы, кафе Шелонь. Еда столовская, но добротная и сытная. Есть даже бар, где мне налили рюмку водки, что было весьма уместно после утренних штурманских переживаний.

Наш путь лежит в село Медведь (Шимск направо, Медведь налево). Здесь расположен интересный объект — заброшенные казармы Аракчеева. О них много написано в интернете, это действительно очень лакомый кусок для любителей заброшек. Это целый заброшенный военный городок, причём 19 века! Подъезжаем к воротам. Они открыты (в интернете видела фото закрытых ворот с надписью «Проход воспрещён!»), рядом будка охраны.

При виде будок охраны мой организм производит сильный выброс адреналина, так как страстное увлечение объектами, многие из которых не одобрены к посещению, с трудом уживается во мне с врождённой интеллигентностью и, в общем-то, законопослушностью.

Оставили машину и дальше идём пешком. Да, мы такого ещё не видели! Ещё раз радуемся, что сейчас конец апреля: листики на кустах ещё небольшие, ничего не застят. Летом, когда войдут в силу борщевик и крапива, сюда будет трудно пробраться.

35092942.jpg

35092945.jpg

35092946.jpg

35092959.jpg

35092966.jpg

35092967.jpg

Облазили всё, что можно. Хотя внутрь попасть нельзя. Таблички на дверях гласят, что объект под охраной. Но не больно-то и хотелось внутрь. Поставили «пять с плюсом» этой точке, теперь едем в Великий Новгород.

И тут опять заглючил телефон. Отвалилось всё: и интернет, и покрытие. Такое часто бывает и лечится или перезагрузкой телефона, или просто въездом в цивилизацию. Но тут не помогало ничего. Вот уже показались окраины Великого Новгорода, а покрытия всё нет. Но так не может быть! Нам пора искать гостиницу, а телефон мёртв. Ну что за штурманский день сегодня! В итоге, когда мы уже воочию видели стены кремля, телефон прочухался. И сразу показал, что мы находимся напротив гостиницы София, куда мы и завернули. Во внутреннем дворе гостиницы за аркой — парковка, всего на 4 (!) места. Но одно из них свободно! Мы решили, что это знак! Втиснули туда УЕМ и пошли заселяться. Старое здание, четвёртый этаж без лифта, зато с видом на кремль! 17:00. Пробег 310 км.

Заселившись в гостиницу, пошли гулять. Сначала планировали иметь в Великом Новгороде один дополнительный полный день, как и в Пскове, но потом решили лучше разбить на два дня последний перегон, так что теперь у нас всего один вечер. Надо сразу сказать, что Великий Новгород как-то не зашёл. Это, конечно, субъективно. Может быть, сказалась усталость сегодняшнего дня, может быть уже накопилось пресыщение впечатлениями, но он нам понравился меньше, чем Псков. Незадолго до нашего путешествия друзья ездили по тем же городам и говорили, что им ВН понравился больше, чем Псков. Но они ехали в обратном направлении. Может быть, это зависит от того, в какой из этих городов попадаешь первым?

Пошли в кремль. После псковского белого этот красный как-то не впечатлил. К тому же, там везде идёт громкая и пыльная реставрация.

35093034.jpg

35092981.jpg

35092987.jpg

Памятник 1000-летию России.

35093016.jpg

35093047.jpg

Прошли кремль насквозь, вышли на мост. С моста удалось сфотографировать Юрьев монастырь с очень сильным приближением.

35093051.jpg

Вернулись, по традиции обошли кремль вокруг. А теперь идём в сам город, впитывать местный колорит. Но как-то колорита не прочувствовали: город как город — большой, суетной. Как-то быстро домчались до района с совсем уж не интересной застройкой и повернули назад. Очень кстати повстречали подвальный ресторанчик Старый Замок, где и поужинали. Стоит ли упоминать, что мы были в нём единственными посетителями.

День 6-й 30.04 Великий Новгород — Валдай.

В гостинице София нет ресторана, завтрак предусмотрен с доставкой в номер. Такое бывает. Но первый раз в жизни нам принесли завтрак не в тарелках на подносе, а в дог-боксах в пакетах! При цене на такой завтрак это оказалось неожиданно. Основным компонентом завтрака был разнообразный хлеб: блинчики, тосты, сухари, собственно хлеб. Ничего, сытненько. Наверное, моя двухнедельная норма хлеба за один завтрак. В поездках я обычно толстею.

8:45 — Старт из Великого Новгорода. Едем в Новоселицы: там ещё одна казарма Аракчеева. Имея возможность сравнивать, можно сказать, что в Медведе круче. И ещё можно заметить, что оба комплекса построены по одному и тому же типовому проекту, только здесь старинный плац разделён дополнительной стеной и разрухи меньше.

35093067.jpg

35093077.jpg

И здесь видно, что казармы использовались по прямому назначению не только в советские, но и в постсоветские времена. Здесь ещё до недавнего времени была военная часть, на что указывают такие характерные атрибуты, как изображение российского флага и плац, вполне современный по виду.

35093091.jpg

35093109.jpg

35093113.jpg

Выезжаем на М10. Наша следующая точка — арочный ж/д мост через реку Ярынья. Достопримечательность, тоже обильно описанная в интернете. Едем по описанию в сторону деревни Колокола (поворот от д. Ярынья), дальше сказано: от переезда примерно километр направо по шпалам. Я всё волновалась: как же мы пойдём по шпалам, а вдруг поезд? Приехав на переезд, мы успокоились: поезд не пойдёт.

35093118.jpg

Надо сказать, что пресловутый переезд, где, видимо, все оставляют машины, чтобы идти смотреть мост, являет собой пренеприятнейшую помойку. Тут же перекусывают, тут же и гадят. Как же это обидно!

11:00. Переобулись в подходящую обувь и стартуем по шпалам. Начинается дождь. Тропинка ухоженная, упавшие деревья пропилены. Рельсы то есть, то нет. И вот он мост! Да, он прекрасен! И даже хорошо, что дождь: мы одни тут! Мы облазили мост со всех возможных сторон.

35093147.jpg

35093169.jpg

35093179.jpg

35093193.jpg

Вокруг цветут весенние цветы. Здорово!

35093240.jpg

35093263.jpg

На обратном пути дождь усилился, а ведь сегодня по плану дикая ночёвка!

12:30 — Старт от переезда в сторону Валдая. По плану посещение Иверского монастыря и дикая ночёвка на берегу озера. Мы много раз проезжали поворот на Иверский монастырь, но всё никак не удосуживались заехать туда. От сына мы узнали, что монастырь на озере действительно прекрасен. И ещё мы узнали, что дорога к нему идёт по перешейку меж озёр, и от дороги направо и налево много съездов на поляны у озера. После долгой зимы мы так соскучились по природе! Было решено, что обязательно устроим здесь ночёвку. Но погода внесла свои коррективы: дождь становится всё сильнее, а по прогнозу вечером он перейдёт в снег и будет заморозок. Обидно! Мы, конечно, сумасшедшие, но не настолько, чтобы ночевать в палатке под дождём и в мороз под боком у гостиницы. Так что было решено оставить общение с природой до лучших времён и заселиться в гостиницу Валдайские зори на берегу озера. 13:30. Пробег всего 154 км (ведь планировали разбивать лагерь!)

Гостиница очень совкового стиля, мы такие не любим. Но дождь всё сильнее, мы уже голодные и решаем не искать от добра добра. К тому же грядут длинные майские выходные одновременно с Пасхой, так что есть риск вообще ничего больше не найти.

Мы вообще очень не капризные туристы и почти никогда не ищем от добра добра. Где упали, там и легли. Хорошо бы, конечно, чтобы в номере был душ с горячей водой, да ещё, если на машине, то надёжная парковка. Я специально пишу отдельно про душ и отдельно про горячую воду в нём, так как богатый опыт говорит, что из наличия первого вовсе не всегда вытекает наличие второго. Вытекает и в прямом смысле.

(А однажды мы ночевали вообще без воды: отрубилось во всём посёлке. В гостинице нам принесли блок просроченной питьевой воды в бутылочках по 0,3 л, чтобы мы смогли хотя бы наполнить бачок в туалете. Так мы узнали, что и у питьевой воды есть срок годности.)

Гостиница относится к группе Амакс, и Витя огорчён, что мы не взяли с собой скидочную карту, приобретённую ещё зимой во Владимире. Ну кто бы знал! Номер с видом на озеро и даже с балконом! Ресторан в отдельном здании. Он ещё закрыт. Пришлось ждать до двух. Опять мы одни в этом огромном зале! Даже как-то некомфортно. Поели вкусно. Дождь не стихает, но не сидеть же в номере. Монастырь решили отложить на завтра, а сейчас просто гуляем под зонтами.

Унылое зрелище озера под дождём.

35093272.jpg

35093287.jpg

Вот такой интересный домик встретился.

35093306.jpg

День 7-й 01.05 Валдай — дом (Москва).

На следующий день распогодилось. Старт в 9:00. Прекрасный день для посещения монастыря. Зашли внутрь, а потом, как обычно, обошли вокруг.

35093316.jpg

35093324.jpg

35093330.jpg

35093344.jpg

Подошли к озеру: вода чистая! Ах, как жаль, что не получилась дикая ночёвка!

35093360.jpg

10:00 — Покидаем Валдай и едем на север в сторону М11 по трассе Валдай-Угловка-Окуловка, которая на карте почему-то тоже обозначена М10. В районе Угловки могли бы уже выехать на М11 и ехать домой, но у нас ещё одна точка в районе Окуловки, так что едем практически чуток назад. Дорога изумительная! Хорошее покрытие, свежая разметка, красивые леса вокруг и ни одной машины!

35093376.jpg

После Угловки ближе к Окуловке стало чуть похуже, но всё равно дорога хорошая.

Наша точка — ещё одно хорошо известное в интернете место — руины усадьбы Заветное (усадьба Токарского). На въезде грязь, оставили машину на трассе и пошли пешком, идти недалеко. Дорога натоптанная, мимо не пройдёшь. Скоро видим ворота, знакомые по фото из интернета.

35093409.jpg

От усадьбы сохранилось мало: фонтан, лестница.

35093422.jpg

35093441.jpg

Налево в лес уходит хорошо протоптанная тропинка, мы уже знаем куда: к замку-часовне. Maps . Me хорошо всё показывает.

Приходится форсировать ручей, но мосток в порядке.

35093478.jpg

А вот и жемчужина в лесу! Гениальное творение Токарского.

35093490.jpg

Прощаемся с первомайским лесом.

35093501.jpg

12:30 — Пора в обратный путь. М11 совсем близко, отсюда слышно, как она шумит. Выезжаем на М11, берём талончик — и вперёд, точнее, назад, домой.

По изначальному плану мы хотели устроить ещё одну ночёвку или в Торжке, или в Вышнем Волочке. В Торжке мы бывали, всё там облазили, это один из наших любимейших городов. А в Вышнем Волочке не бывали — как-то всё в объезд. Но по М11 ехалось так хорошо, да и почему-то мы вдруг очень захотели домой, что является верным признаком удавшейся поездки. Мы чувствовали себя пресыщенными впечатлениями и единогласно решили, что ещё одна ночёвка будет явно лишней и может только испортить впечатление.

Про М11 все знают, что на этой трассе очень мало инфраструктуры: ни заправок, ни кафешек. Видели колоссальные хвосты, в десятки машин, торчащих на трассу, на редких заправках. Единственное место, где трасса «оживает», это объездная вокруг Твери, где собственно М11 исчезает, сливаясь с М10. Вот тут можно и поесть и заправиться. А потом снова возникает М11 и снова вокруг мертво. Ну мы-то знали и заправились заранее. А поесть пришлось в единственном месте с неприятным названием McCafe. Шумно, многолюдно — не наш стиль, но выбирать не приходится. В отзывах пишут, что тут вкусные котлеты. Котлеты и берём. Действительно вкусные! И это последнее приключение в нашей поездке. Всё хорошее заканчивается. Дома нас ждёт младший сын, который к нашему приезду даже расстарался помыть посуду, и любимый белый котик Кокос.

Продолжительность поездки: 7 дней

Общий пробег: 1929 км

Траты (без бензина):

163 л (без учета, что уехали с почти полным баком и приехали не с пустым)

Москва — Псков на машине

Москва — Псков — расстояние, время, стоимость бензина

Расстояние 729.2771 км
Время 9 ч. 56 мин
Стоимость бензина 2789.4849075 р.

Расчет стоимости бензина

Варианты маршрутов

Через М-9, Р-23 729 км 9 ч. 56 мин
Через скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург, Р-23 818 км 10 ч. 36 мин

Командировка Москва — Псков на машине

Цель поездки — командировка по работе. Отправились вдвоем с напарником на рабочей машине, у коллеги тоже есть права. Естественно, выбрали самый короткий и выгодный маршрут по трассе М9, поездка заняла около 10 часов в одну сторону, с двумя перерывами на перекусы.

Что нужно знать про этот маршрут:

  • Участки дороги почти на всем протяжении трассы достойные. Но есть и исключения, очень плохо положили асфальт на стыках мостов. Если это поправить, я бы поставил пятерку;
  • Пробки на этой трассе вы вряд ли увидите. Исключение это выезд/въезд в город;
  • Автозаправок и мест покушать по пути достаточно, голодными точно не останетесь, однако, при приближении к Тверской области, таких мест все меньше. Сам лично заправлялся на 51 АЗС на Новорижском шоссе, там же посетил кафе «24 Часа»;
  • Рано утром при выезде обратно в Москву был сильный туман, будьте готовы к этому. Я советую хорошо выспаться перед отправкой.

Гаишников по пути я не видел, но были камеры при выезде из Московской области. Участок трассы «Великие Луки», можно сказать, доделали, причем, сделали очень качественно. По моему собственному опыту лучше брать с собой в дорогу больше воды, ее никогда не бывает много. В целом, я могу поставить дорогам Московской области твердую четверку, а дорогам Псковской области четверку с минусом. Кстати за весь маршрут длинной в 745 км я наткнулся только на пару больших ям, считаю для русских дорог отличным показателем.

Маленькое путешествие из Москвы в Псков

Часто езжу по этому маршруту, сегодня расскажу о последней недавней поездке. Вообще, настоятельно рекомендую посетить москвичам этот древний город или хотя бы поместье Михайловское в Псковской области, ведь там находится дом самого Пушкина. К тому же, расстояние между Москвой и Псковом составляет не много, не мало 733 километра, а время в пути у меня обычно занимает около 9 часов (я девушка и езжу медленно). Главное не выезжать из Москвы в пятницу вечером, дабы не столкнуться с потоком дачников, а то времени на дорогу понадобится явно больше.

  • летом делают ремонт, но пробок из-за этого не образуется;
  • камер в Псковской области почти нет;
  • в темное время суток на дорогу может выбегать дикий рогатый скот, сама такого видела ночью, поэтому осторожнее.

В целом дорога на всем протяжении пути хорошая. На бензин я потратила около 2500 рублей.

Поездка в Псков на автомобиле

Несколько раз был в этом красивом городе, но из-за большой занятости так и не успел ничего посмотреть. Что же, пришло время заполнить этот пробел. Собрав небольшую компанию друзей, я ранним утром выехал в сторону Пскова.

Между городами 733 километра, а это чуть больше 8 часов в пути, вполне нормальное время для такого расстояния.

Из Москвы выехали максимально рано, где-то в районе 6 часов, поскольку в пробках проторчать значительное время не хотелось, да и в Пскове планировал быть уже к обеду.

Значительный отрезок пути проходит по трассе М-9. В Московской области дорога просто идеальна, нет ям и неровностей. Приятно ехать по хорошему асфальту. Трафик достаточно большой, даже утром. В Тверской области дорога немножко хуже, но я бы все равно поставил оценку 4+. Заправок на пути много, кафе, правда, меньше. Я остановился выпить кофе на заправке, что сразу после границы между областями. В Псковской области идут активные работы, трасса уже тоже отличная, раньше было хуже. Пробки только могут быть возле Великих Лук, здесь активно ведется ремонт, стоит несколько светофоров, а также местами регулировщики.

Последний отрезок дороги проходит по трассе Р-23 (Раньше называлась М-20). Здесь хорошая дорога, недавно проеден капитальный ремонт. Покрытие великолепное. Трасса, правда, узкая, но трафик не очень высок здесь. До Пскова доехал без проблем.

Хочется отметить некоторые моменты, на которые обратил внимание на этом маршруте:

  • отличное дорожное покрытие;
  • относительно небольшой трафик;
  • хорошая инфраструктура.

На поездку у меня ушло всего лишь 3000 рублей, я считаю, что это очень даже хорошо. Маршрут совсем не сложный, ехать одно удовольствие, особенно в хорошей компании.

Путешествие из Москвы в Псков на машине

Как добраться из Москвы в Псков на машине?

Москва-Псков на машине — как добраться? Расстояние, маршруты, за сколько можно доехать, состояние дороги. Нужно ли останавливаться по пути из Москвы до Пскова, цены на гостиницы 2023, что посмотреть в городе и окрестностях — в материале Eurotraveler.ru.

Коронавирусная пандемия внесла критические изменения в поведение россиян — они стали чаще путешествовать по родной стране. Причем все больше на личных авто — у многих словно открылись глаза, что так получается не просто дешевле, но и познавательнее.

Ведь куда больше можно посмотреть по дороге к пункту назначения. Да и на месте получится сконструировать куда более насыщенный маршрут осмотра достопримечательностей.

Пока что все ограничивается сравнительно небольшими расстояниями. Но понемногу география расширяется — к примеру, постоянно растет интерес к поездке на машине из Москвы в Псков.

Последний, древний русский город, в бытность напрочь открытых западных границ, видел не так уж много российских путешественников. Да, конечно, в Псков ездили из Санкт-Петербурга, благо подобное путешествие имело шансы уложиться часа в 4.

Посещали его и жители других российских регионов. Многие при этом нацеливались главным образом на Пушкинские Горы, полюбопытствовать, как там жил в ссылке великий поэт.

Большинство остальных пролетали по М-9 «Балтия», как метеоры. Ибо изначально не намеревались куда-либо сворачивать во время своего автопутешествия по Западной Европе. «Нужно всего за день осмотреть Ригу» — убеждали себя они — «нам некогда останавливаться».

Были ли они так уж неправы? Трудно сказать — у каждого свои приоритеты. Сегодня, во всяком случае, такой образ действий выглядит уже совершенно необоснованным…

Как добраться из Москвы до Пскова

Не будем кривить душой — автомобильный вариант — не единственный, позволяющий попутешествовать по обозначенному маршруту. Но зато — самый удобный.

Кремль в Пскове - на машине из Москвы

Самолет — дорог. Да и оказаться без машины в регионе, богатом не только крепостью и монастырем, но еще и Пушкинскими горами плюс такими древними городищами как Изборск и Печоры, не особенно правильно.

Да, за (небольшую) денежку вас отвезут, покажут самое интересное и даже расскажут. Но иногда хочется ведь и самостоятельно?!

Поезд же сильно удлинит продолжительность поездки. Под 13 часов в одну только сторону?! Издергаешься и забудешь, за чем ехал. Вдобавок и связанные «безлошадностью» руки никуда не денутся. А прокат авто на месте добавит хлопот.

Автобус? Совсем уж несерьезно — от 14 часов в дороге. По видимому, он останавливается в каждом населенном пункте по ходу следования.

  • Какие города Золотого кольца стоит увидеть

Дистанция и время

730 км между Москвой и Псковом на машине преодолевается за 8-9 часов. Если вы поедете сначала по М-9 «Балтия», а в Пустошке свернете на север. 540 из них принадлежат к европейскому маршруту М-9, а еще около 190 — трассе Е-95.

Существует и альтернативный вариант. А именно — прямо с МКАДа уехать на платное шоссе М-11 «Нева». По нему проследовать до Великого Новгорода и уже там свернуть на региональную трассу Р-56. Которая вы ведет вас на Е-95… но с другой стороны.

Километраж в этом случае составит

785 км, а время в пути возрастет на незначительные 20-30 минут. Вот только за проезд по платному шоссе придется отстегнуть немалую сумму.

Зато абсолютно по пути получится посмотреть Великий Новгород. А это немалый бонус — согласитесь!

Если ехать из Москвы до Великого Новгорода по «Ленинградке», то есть бесплатной старой, но не очень доброй М-10, то в Псков вы прибудете только что не поседевшим из-за пробок и неадекватов. А может и вовсе на следующий день — после испытаний захочется заночевать по пути.

Э.К.С.К.У.Р.С.И.И.

По Пскову и области по цене от 550 рублей за человека. Посещение Кремля, монастыря и церквей, прогулки по историческому центру, поездки в Пушкинские Горы, Печоры и Изборск, на Талабские острова — более 80 маршрутов!

Маршруты поездки Москва-Псков на машине

Дороги

От Москвы до Волоколамска ведет четырехполосное шоссе, которое далее (и на всем оставшемся до Пскова протяжении) сменяет двухполосная трасса. Состояние — от отличного до просто хорошего.

Обочина имеет место быть, и при необходимости на ней можно достаточно безопасно остановиться. Освещение за пределами населенных пунктов отсутствует.

Если при поездке летом можно расслабиться по причине хорошей видимости, то зимой стоит быть осторожнее. В основном по причине наледи, сильно сузившегося из-за снежных отвалов по бокам дорожного полотна и временами плотного движения с участием большегрузов. Не забываем, что М-9 — основная трасса, ведущая из России в Прибалтику.

В отзывах попадались и жалобы на ямы, причем сравнительно недавно. Поэтому зимой: днем или в уже подступающих сумерках — о ночи и не говорим — стоит быть предельно внимательным.

Не следует расслабляться в темное время суток и весной-летом, особенно во время лосиного гона. Крупные животные здесь не просто выходят на дорогу, могут и перебегать ее. Естественно, напрочь игнорируя транспортные средства.

Где остановиться

По пути можно (немного) задержаться, чтобы осмотреть Волоколамский кремль с симпатичным краснокирпичным Воскресенским собором XV века.

А подо Ржевом обязательно посетите открытый к 75-летию Победы мемориал Советскому солдату. Скорбное и памятное место, увековечившее принесенные во время Великой Отечественной войны жертвы.

Останавливаться на ночевку во время автопутешествия по маршруту Москва-Псков в принципе нет надобности. Если вы не задержитесь надолго в Волоколамске, Ржеве и не захотите заглянуть в Великие Луки. А также в состоянии с перерывами провести за рулем до 10 часов.

Впрочем, если в программе значится посещение Пушкинских Гор, музейных усадеб в Михайловском и Тригорском, имеет смысл задержаться на денек в упомянутом первым поселке. Поскольку находится он по ходу движения — справа от Е-95 направлением на Псков.

Большинство останавливается на недорогой и потому очень известной турбазе Пушкиногорье на окраине, фактически в лесу.

Но те, кто не готов мириться с минимальными удобствами, достаточно уставшей мебелью и сантехникой, выберут что-нибудь вроде литературного отеля Арина Р в деревне Бугрово. Который дороже почти что вдвое, но явно не жалуется на нехватку постояльцев.

Рядом с городом мы предложим выбрать в качестве базы не слишком дорогой отель Раздолье в сосновом бору. Дислоцированный далековато от центра и Кремля, но вы ведь на «колесах»?!

А место это, как отмечается в отзывах — классное, отлично подходит для семейного отдыха.

Когда-то

С 10 декабря 2021 года в псковские гостиницы и пансионаты заселяли только при предъявлении одного из 3 документов. Сертификата о вакцинации, справки, свидетельствующей о перенесенном ковиде (антитела) или отрицательном ПЦР-тесте, не старше 72 часов от роду.

Но уже в начале 2022 года об этих требованиях успешно позабыли…

Что посмотреть

Кром и Довмонтово городище в Кремле, а также Спасо-Мирожский монастырь — принципиальные достопримечательности Пскова. Имеется здесь и ряд действительно старых церквей, а также симпатичные дома помоложе.

Экскурсии под водительством действительно интересных собеседников достаточно дороги. Хотя… что такое 2.5-3 тысячи по сегодняшнему времени — pskov-pervoe-svidanie?

Впрочем, если вам не надо много знаний, или вы — отпетый эрудит, можно прогуляться по городу и самостоятельно — он не слишком велик и на раз западает в душу.

Как знает даже поверхностно интересовавшейся темой человек упомянутыми достопримечательностями сокровища земли псковской не исчерпываются.

Потому любому автопутешественнику стоит выделить время и деньги на поездку в Изборск чтобы осмотреть Труворово городище. Где некогда будто бы держал свою ставку варяг Трувор, брат Рюрика.

Запомнится и посещение пограничного с Эстонией городка Печоры, знаменитого своим монастырем, обнесенным совершенно крепостными стенами. Запоминающимся опытом станет и экскурсионный визит на Талабские острова, уникальный архипелаг в Псковском «море».

Совсем распоясавшимся и никуда не торопящимся гражданам порекомендуем осмотреть еще и Порховскую крепость. Выросшую из укрепленного форпоста, защищавшего эти земли во время литовских интервенций.

Находится Порхов в 85 км почти строго к востоку от Пскова. И мотивацию для преодоления этого расстояния после всего уже увиденного и посещенного обнаружат в себе немногие.

Путешествие: Москва — Псков — Пушкинские Горы — Изборск — Порхов — Новгород — Москва (часть 1)

Наконец-то сподобился написать небольшое повествование об очередном автопутешествии, коих за каждый летний сезон случается по несколько штук, но обычно из-за нехватки времени или жуткой лени дело до записи в БЖ не доходит.

С годами так сложилось, что есть в нашей семье общее хобби — путешествия и история. В целом, второе не особо отделимо от первого, поэтому складывается как раз та самая ситуация, когда приятное совмещается с полезным.

Еще несколько лет назад наметил для себя вектор "покорения" городов северо-запада — региона с богатейшей и интересной историей, непосредственно участвовавшего в формировании Древнерусского государства. Ранее мы уже посетили: Великий Новгород — Старая Русса (2017) и Смоленск — Гнёздово (2019). В этом году был запланирован маршрут Псков — Изборская крепость — Пушкинские горы — Порховская крепость — Новгород. Основной целью поездки, конечно, был Псков, но находясь совсем рядом с господином Великим Новгородом, не могли не посетить его еще раз, да и давно хотелось вновь повидаться с соратником по V50, замечательным человеком, занимающимся научной деятельностью в области истории и археологии — Антоном aka Kamenych .

Изначально поездка была запланирована на майские праздники. По понятным причинам не сложилась, но состоялась достаточно неожиданно в начале августа, практически сразу после открытия Псковской области для туристов, что оказалось очень большим плюсом.

Т.к. за 6 дней предстояло преодолеть в общей сложности примерно 2000 км, перед стартом прошел комплексную диагностику и, как никогда, очень своевременно — замене подлежали задние колодки, установленные еще на заводе (об этом в предстоящей записи о ТО).

Так же можно упомянуть о том, что несколькими неделями ранее в качестве теста перешел на топливо Shell. В течении пяти лет владения машиной заправлялся только на Роснефти (АЗС рядом с домом и на моих основных маршрутах) и теперь понял как ошибался. В сравнении с РН, определённо, чувствуется бОльшая приёмистость и ощущения при нажатии педали газа заметно изменились.

Фото в бортжурнале Volvo V50

На северо-западе есть хорошо известная местным жителям сеть АЗС финского бренда Neste (к сожалению, год назад проданная ТатНефти), положительные отзывы о которой слышал не раз. За время отпуска из любопытства откатал на Neste два полных бака и горечь от осознания того, что столь долгое время я заливал добротное гэ, не отпускала меня еще больше.

М-9 — превосходная трасса. Магистраль заканчивается после Волоколамска. Далее обычная двухполосная дорога, но с очень хорошим покрытием и, как правило, широкой обочиной. За Ржевом по факту начинается продолжительный пустынный участок. В том плане, что населенные пункты практически отсутствуют. Плотность населения низкая. За окном начинается бесконечный лесной пейзаж. Траффик слабый. Дорога — сплошное удовольствие.

Проезжая съезд на Ржев, конечно, не могли не остановиться у недавно открытого мемориального комплекса воинам погибшим в Ржевской битве. Монумент оказался неожиданно впечатляющим. На территории комплекса звучит трагическая музыка, создавая траурную атмосферу.

Фото в бортжурнале Volvo V50 Мемориальный комплекс подо Ржевом Фото в бортжурнале Volvo V50

Далее на протяжении нескольких сотен км вдоль дороги один сменяющий другой информационный щит, сухо сообщающий о проходивших здесь в 1942-1943 годах кровопролитных боях; номерах дивизий и армий, погибших в котлах на этой земле; людских потерях, исчисляющихся сотнями тысяч бойцов…

Примерно в 70 км от латвийской границы съезд с М-9 на региональную Р-23, являющуюся частью евромаршрута Е-95. Дорога в ведении Росавтодора, благодаря чему на протяжении всех 200 км до Пскова изумительное покрытие. Ближе к Пскову есть интересный участок, на котором при двух полосах обычной региональной автодороги установлен скоростной режим как на магистрали — 110 км/ч, что, при наличии широкой обочины, и, к счастью, адекватных водителей, создаёт комфортные условия для быстрой езды. Решение, на мой взгляд, достаточно разумное, потому как увеличивается количество дорог, условия на которых позволяют двигаться со скоростью выше 90 км/ч.

Фото в бортжурнале Volvo V50 Сколько троп и дорог для меня заплелись в одну. Я иду по своей земле к небу, которым живу! (с) Трасса Е-95, но не та, о которой поёт Кинчев

На въезде в Псков остановились у воинской части ВДВ, на площади перед которой установлен монумент в память о подвиге 6-ой роты псковских десантников, погибших 1 марта 2000 в Аргунском ущелье на высоте 776.

Фото в бортжурнале Volvo V50 Памятник воинам-десантникам 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка

Дорога до Пскова заняла примерно 8-9 часов. Приехали уже поздним вечером. Остановились, как обычно, в заранее забронированной квартире. По прежнему считаю аренду квартиры более предпочтительным вариантом проживания в поездках нежели отели.

Фото в бортжурнале Volvo V50

Город Псков согласно летописным источникам основан в 903 году княгиней Ольгой на слиянии рек Псковы и Великой, но археологические данные относят основание укреплённого городища к периоду славянской колонизации северо-запада в VI-VII веках.

Фото в бортжурнале Volvo V50 Вид на Кром и башню Плоскую у слияния рек Псковы и Великой Фото в бортжурнале Volvo V50 Вид на Кром с набережной реки Великой

Избежал зависимости и влияния Золотой Орды, благодаря чему псковичи сохранили свою культуру, ремесло и язык. Псков выстоял в 30 осадах и участвовал примерно в 130 войнах. Крупный, развитый и богатый европейский торгово-ремесленный город, имевший деловые отношения с городами Ганзейского торгового союза. Около 250 лет сохранял независимость от Киева, Новгорода и Москвы, образуя Псковскую вечевую республику.

Фото в бортжурнале Volvo V50 Буквы в слове Россия — те, что демонтированы с уже несуществующего архитектурного убожища в центре Москвы Фото в бортжурнале Volvo V50 Вид на крепостную стену и башни Средняя и Кутикрома

Псков сыграл огромную роль в независимости русских земель в период крестовых походов и расцвета Литовского княжества. До начала XVIII века являлся важнейшим форпостом северо-западных границ.

Фото в бортжурнале Volvo V50 Впечатляющий своей детализацией макет Крома площадью 16 м2. Соответствует облику города во второй половине XV века, периоду, когда Псков приближался к самому расцвету сил.

Кром (кремль) — сердце Псковской крепости. Расположен на высоком скалистом берегу у слияния рек Великой и Псковы. В X веке уже укреплённый раннесредневековый город с посадом и языческим капищем. К середине XIV на территории кремля находились Троицкий собор, вечевая площадь и административные постройки, а вокруг были возведены каменные стены и башни. Псков находился на важном торговом пути, благодаря чему быстро развивался и расширялся. Из-за постоянных угроз с запада и развития артиллерии, нуждался в регулярной модернизации и дополнительных крепостных стенах. Так к XVI веку Псковская крепость была одна из самых неприступных и защищенных в русском государстве — город защищали 5 поясов каменных стен (общей протяженностью 9 км), усиленных 37 башнями и 15 воротами. Псков был третьим городом России после Москвы и Новгорода.

Фото в бортжурнале Volvo V50 Башня Плоская. На мой взгляд, один из самых узнаваемых видов Пскова.

За всю свою историю Псковская крепость выдержала около 30 длительных осад и войн. Была взята лишь однажды — в результате предательства во время крестового похода Ливонского ордена на русские княжества в 1240 году.

Фото в бортжурнале Volvo V50 Фото в бортжурнале Volvo V50 Власьевская башня — полностью восстановлена 50 лет назад по сохранившимся чертежам и изображениям. Некогда главные ворота в торговую часть города, через которые иностранные купцы и торговцы попадали на псковский торг, переезжая по мосту через реку Великую. В начале XX века была полностью разобрана.

С расширением границ Российской Империи на запад, Псков, как и другие крепости северо-запада, утратил свои военно-оборонительные функции, а с появлением Санкт-Петербурга — и экономические. Придя в упадок, становился обычным провинциальным городом, а некогда мощные каменные сооружения ветшали и разрушались.

Фото в бортжурнале Volvo V50 Вид на Кром и Плоскую башню до реставрации (1950-ые годы)

До наших дней из 5 колец крепостных стен сохранилось 3. Протяженность внешнего пояса — почти 7 км. Благодаря титаническому труду археологов и реставраторов, работавших на территории крепости почти 75 лет, восстановлены стены и башни двух крепостных поясов кремля.

Фото в бортжурнале Volvo V50 Довмонтова стена отделяющая Кром от Довмонтова города. Имеет высоту 16 метров и толщину около 6. Фото в бортжурнале Volvo V50 Вид на Довмонтов город с Власьевской башни. В XV на небольшой площади умещались 17 храмов. Одно время это место носило название Город мёртвых. Сегодня здесь можно наблюдать часть сохранившихся фундаментов церквей, часть из которых были разобраны в Петровское время, а часть в начале прошлого столетия. Фото в бортжурнале Volvo V50 Законсервированные руины фундаментов церквей Довмонтова города Фото в бортжурнале Volvo V50 Фрагмент реставрированных стен храмов, разобранных по указу Петра I для строительства оборонительных бастионов в годы Северной войны Фото в бортжурнале Volvo V50 Памятный знак в честь 730-летия победы Александра Невского на Чудском озере. На щите в виде прапора изображен герб Пскова и план города. Под прапором закреплены пластины с гербами городов, принимавших участие в Ледовом побоище: Псков, Новгород, Владимир, Тверь и Переславль-Залесский. Меч перед прапором по форме близок к мечу князя Довмонта, символизирующий неприступность Пскова. Колокола — символ вечевого и набатного колоколов Псковской республики, а также символ единения русских городов, сплотившихся перед лицом врага.

Сегодня возрождённый Псковский кремль величественно возвышается над историческим центром города, восхищает и завораживает мощью крепостных стен, и сквозь века продолжает бережно хранить память о своем славном прошлом.

Фото в бортжурнале Volvo V50 Троицкая башня и захаб псковского Крома — дополнительная внешняя стена в виде рукава, примыкающая к внутренним воротам крепости, создающая ловушку в узком коридоре для войска противника. Фото в бортжурнале Volvo V50 Покровская башня и фрагмент стены внешнего пояса Псковской крепости Фото в бортжурнале Volvo V50 Церковь Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома. Построена в характерном стиле псковского каменного зодчества. Фото в бортжурнале Volvo V50 Твоё лицо, когда хочешь сжигать и закапывать древлян заживо Фото в бортжурнале Volvo V50 Фото в бортжурнале Volvo V50 Фрагмент реконструированной два года назад стены внешнего пояса Фото в бортжурнале Volvo V50 Фотосессия у Варлаамовской башни

Во Пскове мы провели трое суток с двумя вылазками по полдня в Изборск и Пушкинские горы.

Псков очень понравился и оставил добрые впечатления. Самобытный и уютный город, очень приятный. Мне кажется, города северо-запада обладают какой-то иной аурой, отличающей их от других городов европейской части России. Здесь присутствует некое спокойствие, умиротворение, безмятежность. Кажется, каждый уголок старого города, каждый метр земли пропитан стариной. Его древние стены величественны и безмолвны, продолжают бережно хранить память о прошлом.

У северной окраины Пскова на высоком берегу реки Великой возвышается монумент покровителю северо-западных земель Руси — Александру Невскому и его дружине, обращенным в сторону запада.

Когда мы шли по аллее, приближаясь к могучему 30-ти метровому памятнику, у меня в голове звучали строки из известной Баллады о древнерусском воине:

С тех пор так много воды утекло,
Моря превратились в мираж,
Тенью бесшумной воин проходит
На берег, как преданный страж.
Бродит воин всю ночь, зажигает огни,
Ищет Князя и братьев своих,
Ищет золото воли, что добывали
В битве той по колено в крови…

Фото в бортжурнале Volvo V50 Монумент Ледовое побоище Фото в бортжурнале Volvo V50 Фото в бортжурнале Volvo V50

П.С.
Да, много буков. Да, порой занудно. Да, хреновые фотки от криворукого фотографа. Ну и похер! �� Зато от сердца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *