Почему есть правостороннее движение и левостороннее Откуда это взялось?
Почему есть правостороннее движение и левостороннее Откуда это взялось?
Откуда взялся «правый» руль ?
Почему в некоторых странах мира «правый» руль и левостороннее движение
Истоки
Вы никогда не задумывались, почему не на всех автомобилях руль слева? Англичане, например, задали бы прямо противоположный вопрос – почему не у всех руль справа? И в какой-то мере были бы правы. Потому что левостороннее движение имеет более глубокие корни, чем правостороннее, можно даже сказать, с него-то все и началось…
В древности, когда по дорогам ездили в основном всадники и конные повозки, движение было левостороннее – так было удобнее здороваться. По другой версии, левостороннее движение было более безопасным для воинствующих представителей феодального общества. Странник, например, рыцарь с копьем в руке, следуя по дороге, всегда старался занять левую «полосу движения», чтобы оружие было между ним и едущим навстречу потенциальным врагом.
Если же говорить о Востоке, в частности о Японии, то там причин для левостороннего движения было несколько. Первая – та же, что и у европейцев: оружие – меч самурая – должно было отделять его от врага. Более «мирное» объяснение – по японским правилам, торговцы и приезжие путешественники, направляясь в Токио, должны были придерживаться левой стороны дороги, а идущие из столицы – правой. Это вошло в привычку и впоследствии создало левостороннее движение.
Перемены
Как же произошел переход к правостороннему движению?
По некоторым источникам, воинствующие пешеходы и всадники стали передвигаться по правой стороне дороги и поворачиваться друг к другу левым плечом с появлением щитов. Именно щит, а не меч призван был теперь в первую очередь защитить своего хозяина от возможного нападения встречных путников.
По другой, менее демократичной версии, виной всему был знаменитый завоеватель стран и народов – Наполеон. Весь секрет в том, что несостоявшийся властелин мира был левшой, и ему было удобнее здороваться и выхватывать оружие левой рукой. Свою привычку двигаться по правой стороне дороги он сначала навязал французской армии, а потом и всем завоеванным им странам. Правостороннее движение было взято на вооружение и в Америке, которая пыталась отбросить любые связи с британским прошлым.
Что касается Японии – законодательницы мод на Востоке, то здесь время от времени пытались менять правила. Выходили различные указы, изменяющие режим движения пешеходов, всадников и конных повозок, что вносило изрядную сумятицу в поведение участников дорожного движения и порой заканчивалось плачевно. В итоге в пользу «правого» руля решающую роль сыграла… железная дорога. Три страны – Франция, Америка и Великобритания – в конце XVIII века предлагали японскому правительству свои услуги по строительству железной дороги. Победило в этом «тендере» Объединенное королевство, и железнодорожная сеть, естественно, левосторонняя, была построена. Впоследствии схема движения по железной дороге стала определяющей и для перемещения всего остального транспорта по обычным дорогам. А если бы в тендере победила, скажем, Америка, возможно, сегодня японцы ездили бы, как и мы – с «левым» рулем. Впрочем, со времени строительства железной дороги и до нашего века правила, обуславливающие, по какой стороне дороги двигаться пешеходам и экипажам в Японии, еще несколько раз менялись. Окончательно решение ездить по левой стороне было принято японским правительством в 1924 году и вписано во все касающиеся дорожного движения законы государства.
Левостороннее движение на дорогах: как возникло и в каких странах существует
Левостороннее движение на дорогах многих иностранцев приводит в замешательство. Все потому, что большинство автомобилистов мира ездит по правой стороне дороги. В каких странах и почему транспорт движется по левой полосе?
Как возникло левостороннее движение на дорогах
Что такое левостороннее движение? При левостороннем движении транспорт движется по левой дорожной полосе, а руль в автомобиле чаще всего находится справа. Правила дорожного движения с левосторонним движением имеют одну основу с ПДД для правостороннего движения, но работают в зеркальном отражении.
По статистическим данным, сегодня 66% населения Земли ездят по правой стороне и 34% — по левой. В мире 28% дорог левосторонние, 72% — правосторонние.
Как появилось левостороннее движение? Почему некоторые страны приняли такую модель движения на дорогах, достоверно неизвестно. Вот исторические предпосылки, которые способствовали возникновению движения по левой полосе:
- Известно, что в Древнем Риме повозки ездили по левому краю дороги.
- Среднестатистический человек лучше владеет правой рукой, поэтому в Средние века рыцари держали щит в левой руке, а оружие — в правой. Садиться на лошадь было удобно справа, а разъезжаться левым боком, удерживая правую руку в боевой позиции.
- Кучер, управляющий многоместной каретой, размахивал хлыстом так, чтобы не зацепить им прохожих на тротуаре, и подгонял лошадь ударом справа. Животное поворачивало влево и кареты разъезжались по правилам левостороннего движения.
- Для пассажиров, едущих в карете, было удобно останавливаться и выходить на тротуар с левой стороны дороги.
Многоместная карета: Pixabay
Когда количество транспорта увеличилось, появилась необходимость законодательно утвердить лево- или правостороннее движение. Первой страной, которая в 1756 году законодательно подтвердила левостороннее движение, была Англия. За нарушение правил накладывался штраф в фунт серебра. В конце XVIII века в стране появился «Дорожный акт», который переводил в государстве все транспортные средства на левостороннее движение. Постепенно англичане навязали левостороннее движение своим колониям в Азии и Африке.
Япония тоже приняла решение о левостороннем движении в XVIII веке, хотя и не была под юрисдикцией Англии. Законодательно движение по левой стороне дороги японцы утвердили в 1927 году.
Страны с левосторонним движением и особенности езды в них
В каких странах существует левостороннее движение? Сегодня насчитывается 46 стран, в которых транспорт ездит по левой полосе. Кроме Великобритании, в Европе автотранспорт движется по левой полосе в Мальте, на Кипре и в Ирландии.
Под влиянием Англии по левой стороне дороги стали ездить в Индии, Новой Зеландии, Австралии и многих странах Африки (ЮАР, Кения и др.). Левостороннее движение на дорогах существует в Японии.
Бывшие голландские колонии в Индонезии, Суринаме и других странах с XVI века сохраняют левостороннее движение. В Китае принято правостороннее движение, но Гонконг и Самоа утвердили движение транспорта по левой стороне дороги.
Особенности левостороннего движения в разных странах: Needpix
В странах, которые законодательно приняли левостороннее движение, существуют свои особенности порядка на дорогах. Вот некоторые из них:
-
(1968 год) утверждено право на въезд в страну с другим расположением полос. Но документ подписали не все государства. Австралия и Чили оставили за собой право запрета на въезд автомобилей с «неправильным» рулем. Чтобы въехать в эти страны, транспорт переоборудуют.
- В Великобритании все автомобилисты руководствуются правилами, утвержденными в XVIII веке. И сегодня правила дорожного движения в Англии составлены для левостороннего движения. Метрополия распространила их на большинство своих колоний.
- Индия имеет уникальные особенности дорожного движения в каждом населенном пункте. Хотя в стране принято левостороннее движение и руль в автомобилях размещен справа, транспорт передвигается по своим правилам, создавая хаос на дорогах.
- В Новой Зеландии, где в среднем на 10 человек 7 автомобилей, упорядочить дорожное движение сложно. Чтобы фиксировать нарушения и штрафовать виновников ДТП, по левой полосе дороги установлены камеры наблюдения.
- Сингапур для соблюдения порядка на дорогах ввел ограничения по количеству автомобилей в стране. С целью борьбы с пробками ежегодный прирост транспортных средств в государстве не должен превышать 3%.
- Россия и Багамские острова — страны, в которых разрешено ездить на автомобилях с правым и левым рулем. В России популярны праворульные автомобили из Японии, а на Багамах ездят на леворульном авто, которые преимущественно ввозят из США.
Правила дорожного движения для лево- и правостороннего движения имеют одинаковую основу. Но конструкция автомобиля требует от водителей перестройки внимания и получения практических навыков. Въезжая в страну с левосторонним движением, проявите осторожность, не превышайте скорость и будьте предельно внимательны.
Почему в некоторых странах правостороннее движение, а в других левостороннее?
В каждой стране свои правила вождения автомобиля. По мере того как развивалась структура строения автомобиля, менялись и правила дорожного движения, и манера вождения. В некоторых странах люди ездят по правой стороне дороги, а в других по левой. Если вы едете на машине в Англии, то будете водить машину по левой стороне дороги, но это не применимо к России. В России ездят по правой стороне дороги. В большинстве стран мира люди водят по правой стороне дороги, причем примерно в 70 странах действует правило левостороннего вождения.
Англия, конечно, не единственная страна с левосторонним движением. На самом деле около 35% населения мира ездят по левой стороне, включая Японию, Мальту, Кипр, Индонезию, Ирландию и большинство стран старой английской империи: Индию, Австралию, Новую Зеландию и ряд африканских стран. История левостороннего движения уходит корнями на много веков назад во времена замков и рыцарей. Как и сегодня, большинство людей во времена рыцарей были правшами, поэтому они держали свои мечи в правой руке и носили их в ножнах на левой стороне тела. При встрече с другим человеком, идущим к ним по дороге, было естественно тогда находиться на левой стороне пути, поскольку это позволяло им протянуть руку в знак приветствия или защитить себя, если на них нападут. Это также позволяло держать их мечи подальше от прохожих, если бы они попытались их украсть.
Так как рыцари носили свои мечи с левой стороны, они также садились на лошадей слева, чтобы меч не мешал им. Тогда имело смысл разместить лошадь у левого бордюра, чтобы они могли сесть на своих лошадей отталкиваясь от него, а не от середины улицы.
Есть даже основания предполагать, что левостороннее движение ведет назад гораздо дальше еще ко временам Римской империи. В 1998 году в Англии была раскопана дорога, ведущая к старой римской каменоломне. Колеи на дороге были значительно глубже на левой стороне дороги, ведущей в сторону от карьера, чем на правой стороне. Поскольку телеги были бы намного тяжелее, покидая карьер, чем возвращаясь в него, это означает, что телеги, покидающие карьер, ехали по левой стороне дороги.
В 1300 году, папа Бонифаций VIII постановил, что все паломники, направляющиеся в Рим, должны держаться левой стороны.
Папа Бонифаций VIII
Еще позже, в середине 1700-х годов, движение на Лондонском мосту стало настолько плохим и хаотичным, что в 1756 году был принят закон, требующий, чтобы все движения на мосту держались левостороннего движения. Позже это было кодифицировано на национальном уровне в 1835 году в Британском национальном дорожном кодексе.
Совсем недавно, в 1969 году, исследование показало, что в странах с левосторонним движением уровень аварийности ниже. Было высказано предположение, что это связано с тем, что правый глаз и правая рука доминируют у большинства людей. При левостороннем движении вы используете правый глаз, чтобы видеть дорогу мимо машины впереди вас и зеркало заднего вида, а правая рука остается на руле, в то время как левая работает с переключением передач и ручками радио.
Зная все это, возникает реальный вопрос: «Почему не все ездят слева?» Ответ на этот вопрос немного запутан, он уходит корнями к концу 1700-х годов с появлением больших фургонов, используемых для перевозки товаров. Эти повозки тянули несколько пар лошадей и не имели места для возницы, поэтому возница сидел на левой задней лошади, так что его правая рука была свободна для использования кнута. Поскольку он сидел слева, он хотел бы объезжать встречные фургоны справа, чтобы видеть, насколько близко его колеса находятся к встречному транспорту. В Британии не было большой потребности в таких больших фургонах, поскольку дороги были намного меньше, а расстояния короче, поэтому они никогда не пользовались там популярностью.
Примерно в то же время Наполеон мародерствовал по большей части Европы и издал декрет, согласно которому Франция будет двигаться справа только потому, что он был вспыльчивым и хотел, чтобы все было антибританским. Это было также потому, что французская аристократия ехала по левому краю, и он не хотел иметь ничего общего с этими клоунами.
Наполеон Бонапарт
Примерно 100 лет спустя, когда на сцену стали приходить автомобили, вопрос о том, с какой стороны автомобиля находится рулевое колесо, стал более открытым. Это касалось и США, но когда Генри Форд выпустил модель T, он поместил руль с левой стороны. Поскольку этот автомобиль имел такой огромный успех, левосторонний руль захватил индустрию и стал нормой.
В 20-м веке в Европе было движение за стандартизацию правил дорожного движения, это означало, что все должны были ехать справа. Последней европейской страной, которая сделала этот переход, была Швеция 3 сентября 1967 года.
Будет ли меняться направление движения автомобилей в будущем остается неизвестным. Однако автолюбителям стоит заранее узнать, когда им нужно будет адаптироваться к новому для себя движению и, возможно, новому расположению руля в автомобиле, чтобы не возникало казусов.
Почему в одних странах правостороннее движение, а в других — левостороннее
В современном мире водители 140 стран перемещаются по дорогам, придерживаясь правой стороны. В остальных 53 странах транспортные средства ездят по левой стороне, что создаёт определённые проблемы при пересечении водителями границ.
Но из-за чего произошло разделение движения, да ещё и такое неравномерное? Давайте взглянем на старинные ПДД и дорожные колеи и узнаем, в чём же там было дело.
Исторические предпосылки разделения на право- и левостороннее движение
Как известно, правшей в нашем мире преобладающее количество — около 80–90% от всего населения Земли. Левшой же является только каждый седьмой человек, а амбидекстеров — людей, одинаково хорошо владеющих и левой, и правой рукой — и того меньше. Так что издавна весь мир был подчинён правшам, а значит, правила устанавливались ими же. Касалось это и передвижения по дорогам на каком-либо животном или транспорте.
До появления мало-мальски надёжных и удобных повозок человек вынужден был передвигаться между селениями на своих двоих. И, конечно же, шёл он не с пустыми руками, а с мешком или тюком на правом плече — так было сподручнее. К тому же, справа от себя, поближе к обочине дороги крестьяне привыкли вести дорогое сердцу и кошельку вьючное животное. Правой стороны по ходу своего перемещения придерживались и средневековые рыцари, но только на турнирах. Такое правило было из-за особенностей держания щита и меча. Во всех остальных случаях всадники ездили ближе к левой обочине.
Вооружённые всадники всегда приторачивали меч с правой стороны луки седла. Заметив опасность, меч быстро выхватывали и отражали атаку. К тому же, залезали в седло на лошадь слева, вставляя левую ногу в стремя. В противном случае всадник оказался бы в седле задом наперёд. Так что перемещались кавалеристы по левой стороне широкой дороги. Так же ездили кучеры, управлявшие экипажами. Однако отнюдь не все.
Долгое время упряжками управляли форейторы, сидящие на одной из запряжённых лошадей. Как правило, это была левая лошадь, расположенная ближе к самой повозке. В таком положении кучер лучше чувствовал габариты своего транспортного средства и мог эффективнее управлять лошадьми правой рукой. А ещё такое расположение кучера было удобнее для его посадки и высадки с лошадиной спины. А вот многоместными экипажами, например, открытыми ландо, кучер управлял, сидя справа на специальном месте в передней части. Только так возница не задевал пассажира своим хлыстом. Левой стороны придерживались и древние римляне.
Как происходило внедрение разных сторон движения
Сегодня у исследователей нет подтверждённых данных, по какой стороне передвигались в древних государствах, где была развитая система дорог. Зато есть неоспоримое доказательство того, что древние римляне соблюдали левостороннее движение. В ходе раскопок в британском графстве Уилтшир откопали древнюю римскую каменоломню и дорогу.
Левая сторона этой дороги (если смотреть от выхода) была более разбитой, чем правая. По всему выходило, что от этой каменоломни гружёные подводы уезжали именно по левому краю. Левой стороны держались и конные отряды воинов, совершающие марш. Доказывает этот факт найденная римская монета, на аверсе которой изображена пара конных, расходящихся по левую руку. А вот во Франции правом пользоваться левой стороной проезжей части обладали только аристократы, и то недолго.
Во Франции до 1789 года простолюдины передвигались исключительно по правой стороне дорог. Знатные господа же ездили в своих каретах по другой стороне. А уже после свершившейся революции аристократы, чтобы замаскироваться, тоже стали придерживаться правой стороны. Позднее такая маскировка превратилась в традицию. А после завоевания множества территорий Наполеоном там также стало вводиться правостороннее движение. Так случилось в Швейцарии, Германии, Испании, Голландии и Польше. Страны-противники Наполеона в пику французскому императору ввели у себя движение наоборот — с левой стороны трасс.
Дорожное движение Лондона в XIX веке
Первые ПДД и штрафы за их несоблюдение
В 1756 году в Великобритании был введён специальный билль о левостороннем движении. За его несоблюдение, особенно на мостах, полагался крупный штраф. Левой стороны придерживались и в многочисленных колониальных владениях Великобритании — на островах-колониях, а также в Австралии, Пакистане и Индии. Билль, а также штрафы по нему действовали на всех территориях. Полагались штрафы за несоблюдение правил и в дореволюционной России.
Чтобы ответить на вопрос, почему в России правостороннее движение, стоит вернуться в прошлое на три века. Хотя по правой стороне в нашей стране перемещались ещё во времена Петра I, официально её утвердила императрица Елизавета. Она в 1752 году подписала Указ о правостороннем движении для конных экипажей. Примерно в тот же период появились и первые правила передвижения по дорогам в нашей стране. Правой стороны в ходе езды на авто в России придерживаются и сегодня. А вот в ряде некоторых государств правила, по которым движение транспорта происходило по той или иной стороне, менялись.
Дорожный знак в Австралии, напоминающий о том, что здесь левостороннее движение
Какие страны совершили переход на правостороннее движение
В XVIII веке давление, оказываемое Францией на многие другие государства, оставалось очень большим. Находясь под ним, даже страны-союзники Великобритании всё-таки отказывались от движения по левой стороне и изменяли правила. Поменяли левую на правую сторону дороги и жители США. Случилось это только после окончательного освобождения от власти британской короны. А одним из последних государств Европы, где стали ездить по правой стороне, была Швеция.
Третье сентября 1967 года стало Днём «Н» в Швеции. Программа по изменению стороны движения вводилась не с бухты-барахты, ей предшествовала серьёзная подготовка. О переходе сообщалось в газетах, журналах и новостях. Шведы даже провели рекламную кампанию, напечатав логотип Дня «Н» на женских трусиках и бюстгальтерах. Сам день перехода обошёлся без серьёзных ДТП. В 4:50 утра все шведские водители остановились и сменили полосу движения, а через десять минут движение по дорогам Швеции окончательно стало правосторонним.
К движению по правой стороне трасс пришли в некоторых африканских государствах, к примеру, в Гане, Нигерии и Гамбии ввиду близости со странами, где действовало правостороннее движение. А в 1946 году, избавившись от оккупации Японией, Корея тоже «встала на правую сторону». Впрочем, и правосторонние страны тоже изменили направление движения по своим дорогам.
В Мозамбике, соседствующим с бывшими британскими колониями, относительно недавно был осуществлён переход с право- на левостороннее движение. А небольшое островное государство Самоа перекинулось «налево» по причине обилия на острове авто с правым рулём. Произошло это в 2009 году. В некоторых регионах России, которая относится к странам с правосторонним движением, также можно найти много машин с правым рулём.
В Хабаровске, на Камчатке и в Магадане авто с левым рулём — большая редкость, всё больше с правым. Впрочем, местные водители быстро приспособились и без проблем ездят по правой стороне. Кстати, почти год на двух улицах Владивостока действовало левостороннее движение. Но эксперимент признали неудачным и закрыли. Имеются в нашей стране, в Санкт-Петербурге и Москве, левосторонние разъезды, сделанные для удобства водителей.