Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Техосмотр в России: что изменилось?
Петр Михайлов
В этом году в российское законодательство внесено много изменений, касающихся технического осмотра транспортных средств. Например, поправки, ужесточающие требования для тракторов и прочей техники, стоящей на учете в Гостехнадзоре, приняты без особой публичности 23 сентября. А еще часть изменений из-за пандемии была перенесена на более поздние сроки. Мы попытались собрать воедино все актуальные требования.
Как и когда проходить ТО?
Для мотоциклов, легковых автомобилей (кроме используемых в такси и для обучения вождению), грузовиков полной массой до 3500 кг, прицепов и полуприцепов прохождение ТО не требуется в течение четырех лет с года выпуска. В период с четырех до десяти лет ТО нужно проходить каждые два года, а после — ежегодно. Исключение распространяется лишь на прицепы к легковым автомобилям, принадлежащие физическим лицам: им ТО не требуется.
Для грузовиков (категория C) и автобусов (категория D), а также для автомобилей «легковой» категории B, которые используются в такси или для обучения вождению, закон предусматривает прохождение ТО один раз в год. А если машина старше пяти лет, то на техосмотр придется ездить каждые шесть месяцев.
Автомобили, зарегистрированные для перевозки опасных грузов, троллейбусы и трамваи сейчас должны проходить ТО каждые полгода. Но 1 марта 2021-го для троллейбусов и трамваев будет введена поблажка: экземпляры младше пяти лет станут проходить осмотр раз в год.
Тракторам, спецтехнике и всем транспортным средствам, стоящим на учете в органах Гостехнадзора, с 7 октября этого года ТО требуется непосредственно сразу после покупки: без него не поставят на учет и, соответственно, не продадут полис ОСАГО. Впоследствии техосмотр им требуется один раз в год, а если в салоне девять и более мест (не считая места водителя), то один раз в полгода. Выходит, наш Гостехнадзор настолько не доверяет качеству продаваемой техники, что хочет проверять ее сразу после покупки? Но при этом в законе есть и оговорка: первый талон техосмотра для них выдается без фактического предъявления техники. Так что смысл нововведения не ясен.
Также наше законодательство имеет отдельные нормы технического осмотра для транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Такие машины, имеющие восемь или менее посадочных мест, проходят ТО раз в год, а если у них девять мест и более, то раз в полгода. Их техосмотр проводится внутренними службами и экспертами-техниками.
Техосмотр для покупки ОСАГО
С 1 марта 2021 года диагностическая карта, выдаваемая при прохождении технического осмотра, станет электронной, то есть ее будут только заносить в электронную базу данных ЕАИСТО (Единая автоматизированная информационная система технического осмотра) без выдачи на руки. Страховые компании уже сейчас обязаны при заключении полиса ОСАГО проверять наличие сведений о прохождении ТО в этой базе. Но если транспортное средство проходит ТО каждые шесть месяцев, то для покупки полиса ОСАГО наличие сведений о техосмотре не требуется.
Каким транспортным средствам потребуется диагностическая карта для покупки ОСАГО в 2021 году? | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Год выпуска | 2021 | 2020 | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 и ранее |
Мотоциклы; легковые автомобили (кроме такси и предназначенных для обучения вождению); коммерческие автомобили массой до 3,5 т | не требуется | не требуется | не требуется | не требуется | требуется | требуется |
Грузовые автомобили; автобусы; легковые автомобили для работы в такси и обучения вождению | не требуется | требуется | требуется | требуется | требуется | не требуется* |
Тракторы, спецтехника и прочие ТС, стоящие на учете в Гостехнадзоре (при количестве посадочных мест менее восьми) |
требуется | требуется | требуется | требуется | требуется | требуется |
Тракторы и спецтехника с количеством посадочных мест более восьми; автомобили для перевозки опасных грузов |
не требуется* | не требуется* | не требуется* | не требуется* | не требуется* | не требуется* |
*Не требуется, т.к. проходят ТО чаще одного раза в год |
Также с 1 марта существенно изменятся (читай — ужесточатся) требования к процедуре проведения ТО и к проводящим его экспертам-техникам. По задумке законотворцев, это должно прекратить практику продажи диагностических карт без показа машины, а сами проверки сделать более качественными.
А еще важно помнить, что периодичность прохождения технического осмотра считается календарными годами. То есть, например, если грузовик категории С 2020 года выпуска приобретен в январе 2021-го, то для заключения ОСАГО ему сначала нужно пройти техосмотр, поскольку формально с года выпуска уже прошел один год.
Штраф за отсутствие техосмотра
С 1 марта 2021 года в Кодексе об административных правонарушениях появится штраф за управление транспортным средством без диагностической карты — 2000 рублей. Да, со следующей весны все дорожные камеры смогут проверять по базе ЕАИСТО отсутствие диагностической карты и выписывать штрафы в автоматическом режиме. Но есть оговорка — повторно такой штраф не может быть выписан в течение 24 часов после первого наказания.
При этом Российский союз автостраховщиков в своих разъяснениях, направленных страховым компаниям в июле этого года, обращает внимание на то, что «технический осмотр проводится в году, предшествующем году, когда диагностическая карта уже должна быть». Поскольку точная дата выпуска автомобиля не учитывается и сроки считаются с округлением до года, до начала 2021-го пройти ТО должны легковые автомобили и мотоциклы 2017 года выпуска и старше, а грузовики и автобусы — уже с 2020 года выпуска.
А как быть, если срок действия диагностической карты уже закончился и необходимо ехать на ТО? Легальным вариантом будет покупка полиса ОСАГО на 20 дней для следования к месту проведения технического осмотра. (Хочется верить, что при выписывании штрафов система ГИБДД будет учитывать наличие такого полиса.) Ну или вызывать эвакуатор.
Государство вводит ЖЁСТКИЕ меры и контроль за прохождением ТехОсмотра с 2021 года — ТЮНИНГ прощай & Полный набор автомобилиста и что вообще проверяют при ТО?
Но Я всё же решил пойти другим путём и действительно пройти живой осмотр
Не подумайте что Я какой то там борец за справедливость и над моей головой светится нимб
Мне просто интересна эта процедура которую проходить буду впервые в жизни
Плюс огромную роль в моём желании сыграло то,
Что наконец то хочу оснастить свой Auto необходимыми в дороге предметами
Такими как — ОГНЕТУШИТЕЛЬ и АПТЕЧКА
Все три года с момента покупки проездил без данных аксессуаров и ни разу в них не нуждался
Но здравым умом прекрасно понимаю, что всё это должно быть
Но мне на это постоянно жалко денег
Начал поиск информации по требованиям к вышеперечисленным предметам
Промониторил цены на каждый товар по отдельности
И в итоге принял решение взять всё сразу — так выгоднее
Купил самый большой набор автомобилиста состоящий аж из девяти предметов
Артикул — A40102S
Стоимость — 1 765 рублей
Первое это аптечка первой помощи
В состав которой на 2020 год должно входить:
Жгут кровоостанавливающий – 1 шт
Бинт марлевый медицинский нестерильный 5 м х 5 см – 2 шт
Бинт марлевый медицинский нестерильный 5 м х 10 см – 2 шт
Бинт марлевый медицинский нестерильный 7 м х 14 см – 1 шт
Бинт марлевый медицинский стерильный 5 м х 7 см – 2 шт
Бинт марлевый медицинский стерильный 5 м х 10 см – 2 шт
Бинт марлевый медицинский стерильный 7 м х 14 см – 1 шт
Пакет перевязочный стерильный – 1 шт
Салфетки марлевые медицинские стерильные, не менее 16 х 14 см №10 – 1 упаковка
Лейкопластырь бактерицидный, не менее 4 см х 10 см – 2 шт
Лейкопластырь бактерицидный, не менее 1,9 см х 7,2 см – 10 шт
Лейкопластырь рулонный, не менее 1 см х 250 см – 1 шт
Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот» – 1 шт
Ножницы – 1 шт
Перчатки медицинские нестерильные – 1 пара
Артикул — A07218S
Стоимость — 370 рублей
Но кстати, ВАЖНЫЙ момент
С 1 января 2021 года Минздрав корректирует содержание набора первой помощи
Список становится короче – с учётом пандемии в него добавляются одноразовые маски,
Но убираются бактерицидные пластыри
А стерильные бинты заменяются большим количеством обычных
Так же исчез из списка обязательных и стерильный перевязочный пакет
Но друзья, не спешите покупать новую и выкидывать старую — этого не потребуется
Аптечки старого образца останутся законными пока не истечёт срок годности их компонентов
Но главное чтоб это произошло не позднее 2025 года
Второй важный предмет это огнетушитель
Для использования в легковом автомобиле подходят порошковые и углекислотные
Углекислотные огнетушители обладают несколько лучшими характеристиками, но они тяжелее порошковых, и более чем в два раза дороже
Поэтому оптимальное решение для личного легкового автомобиля это именно порошковый огнетушитель, который собственно и приобрёл
Артикул — A83002S
Стоимость — 404 рубля
Для легкого автомобиля установлен стандартный объем огнетушителя не менее 2 литров массой в 2 кг
Причём именно МАССА очень важна — она говорит о том, заполнено ли устройство полностью
При замере должно быть не менее 1 кг на каждый литр объема огнетушителя
Стрелка манометра должна располагаться в зеленой зоне
Все пломбы с датой проверки и наклейки с маркировкой ABCE должны быть целыми
Ну и сроки годности естественно должны соответствовать нормам
Третье что обязательно проверят — Знак аварийной остановки
Длина сторон должна составлять от 500 до 550 мм
Общая ширина всех сторон должна быть 100 мм
С внешней стороны обязательно должна присутствовать полоса выполненная из светоотражающего материала
Ширина светоотражающего элемента составляет 50 мм
Для устойчивости должна быть ножка соединяемая с одной из сторон
Артикул — A07139S
Стоимость — 125 рублей
Наказание же за отсутствие приведённых выше вещей (даже по отдельности) — статья 12.5.1 КоАП РФ — предупреждение или штраф в 500 рублей
Причём для аптечки это наказание предусмотрено как за полное отсутствие, так и за отсутствие её отдельных компонентов
А за наличие, но не выставление знака аварийной остановки штраф составит 1 000 рублей
На этом необходимое для ТехОсмотра в моём наборе закончилось
Но Я специально приобретал такой большой из-за не менее нужных мне вещей, пускай они и не обязательны
Провода для прикуривания Just Trend CW-200 с морозостойкой оплеткой и металлическими крокодилами
Напряжение — 12/24 В
Максимальный ток — 200 AMP
Кол-во жил в проводе — 68 шт
Длина — 2 м
Рабочая температура — -40С +80С
Артикул — A07221S
Стоимость — 236 рублей
Высокопрочный, износостойкий, морозоустойчивый буксировочный трос с крюками
У меня конечно есть уже один, но этот более компактный
Так сказать для повседневной городской эксплуатации
Разрывная нагрузка — 5т
Длина — 4,5м
Материал — полипропилен
Артикул — A80997S
Стоимость — 173 рубля
Противооткатный упор (башмак) для фиксации автомобиля на склоне для предотвращения самопроизвольного движения
Изготовлен из высокопрочного пластика
Обе стороны имеют ребристую поверхность для увеличения надежности удержания авто
Крайне необходимая вещь при замене колёс
Размеры — 170х85х70 мм
Артикул — A40038S
Стоимость — 69 рублей
Светоотражающий жилет из полиэстера чтобы быть видимым в тёмное время суток
Соответствует ГОСТ 12.4.281-2014
Артикул — A40259S
Стоимость — 147 рублей
Ну ладно с необходимыми аксессуарами разобрались
А каким ещё проверкам подвергнется мой автомобиль?
Что заранее необходимо проверить чтобы не попасть впросак?
Из документов необходимы:
— ПТС
— СТС
— Водительское удостоверение
— Паспорт
Прохождение техосмотра обычно начинается с проверки внешнего состояния
И для объективной оценки необходимо приезжать на чистом автомобиле как снаружи так и внутри
Оценка технического состояния машины осуществляется по 65 пунктам
Повышенное внимание будет уделено основным узлам, агрегатам и тщательному осмотру будут подвергнуты 6 ключевых:
ДВИГАТЕЛЬ И ВЫХЛОП
●Проверка на наличия вредных веществ в выхлопе машины и работоспособности двигателя
●Недопустимо подтекание масел и технических жидкостей
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
●Общая тормозная удельная сила — замеряется отдельно для каждой стороны осей
●Коэффициент неравномерности тормозных сил — характеризует неравномерность срабатывания тормозов для колёс, расположенных на одной оси
●Герметичность тормозных шлангов — не должно быть подтекания тормозной жидкости, набухания или повреждения трубопроводов в тормозном приводе
●Механизм сигнализации тормозного привода — проверяется исправность манометров пневматического и пневмогидравлического тормозного привода
●Усилие на органах управления — фиксатор органа управления стояночной тормозной системы должен хорошо выполнять свою функцию, удерживая машину в неподвижном состоянии
СВЕТОВЫЕ ПРИБОРЫ (фары, фонари, поворотники, габаритные огни)
●Совпадение места расположения фар с указанной производителем конструкцией транспортного средства
●Цвет передних фар — может быть белым или жёлтым и должен совпадать на обеих фарах
●А изменение цвета с помощью наклеенных на фары разноцветных и бесцветных плёнок категорически недопустимо
●Угол их регулировки должен отвечать государственному стандарту
●Не допускается отсутствие рассеивателей луча
●Работоспособность сигналов торможения и указателей поворота
●Цвет задних поворотников не должен быть красным
●А переключение различных режимов работы должно работать без сбоев
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
●Функционирование гидроусилителя руля — при этом расширительный бачок гидроусилителя должен быть наполнен до максимальной отметки, а уровень жидкости в нём не должен падать ниже минимального уровня во время поворота руля на 45° и до упора (сначала в одну, а потом в другую сторону)
●Зазоры в соединениях деталей рулевого управления — все резьбовые соединения должны быть хорошо затянуты и надёжно зафиксированы
●Люфт руля — этот показатель может составлять не более 10°
●Плавность поворота руля — он должен вращаться во все стороны без резких рывков, соскальзывания или заедания
●Состояние деталей, входящих в рулевой механизм — все они должны быть без повреждений, деформаций и других дефектов
●Состояние рулевых тяг и наконечников — они не должны шататься в результате приложенного к ним физического усилия
КОЛЁСА И ПОДВЕСКА ВЦЕЛОМ
●Отсутствие повреждений на шинах (вмятин, трещин или проколов) и допустимая глубина протектора (зимние 4 мм, летние 1.6 мм)
●Наличие одинаковых шин на каждой оси машины — они должны иметь одинаковый срок эксплуатации, рисунок протектора, степень устойчивости к морозу и так далее
●Состояние поверхности автомобильных дисков — она должна быть ровной, без деформаций и вмятин, А сам диск — надёжно закреплённым болтами и гайками
●Уровень давления в шинах — не должно быть никаких утечек сжатого воздуха
●Правильность отбалансировки колёс
●Люфт шаровых опор
●Внешний вид и состояние амортизаторов — недопустимо наличие протечек
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЩЁТОК СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ — на ветровом стекле они должны присутствовать хотя бы по одному экземпляру
Так же обратят внимание на
✓ Светопропускаемость передних боковых и лобового стёкол — должна быть не менее 70%
✓ Состояние замков на дверях автомобиля — они должны надёжно удерживать двери, чтобы они не болтались
✓ Стёкла в окнах и внешний вид зеркал заднего вида — последние не могут шататься или отпадать, а стёкла должны быть без трещин и сколов
✓ Сиденья — должны быть установлены и зафиксированы в предусмотренных конструкцией автомобиля местах
✓ Ремни безопасности — недопустимо наличие повреждений на лямках или неисправности замка фиксации, при которых он не удерживает лямку в нужном положении или продолжает фиксировать её даже после нажатия кнопки расстёгивания ремня
✓ Противосолнечные козырьки — их ширина может быть не более 14 см
✓ Звуковой сигнал — должен быть в рабочем состоянии и при воздействии на него издавать непрерывный и громкий монотонный звук
С сегодняшним днём вроде разобрались
Но думаю слышали уже о поправках вступающих в силу с марта 2021 года?
И нет Друзья, поправки не об обнулении ❗️ТехОсмотра
А лишь об ужесточении требований к его прохождению
Данные изменения приняты ещё в прошлом году
И должны были вступить в силу в нынешнем,
Но из-за пандемии их перенесли на 21 год
Освобождены от получения диагностической карты легковые автомобили возрастом менее четырех лет (ранее — менее трех)
Раз в два года должны проходить ТО легковые автомобили, грузовики разрешенной массой до 3,5 тонны, мототранспортные средства, прицепы и полуприцепы возрастом от четырех до десяти лет (раньше — от трех до семи лет)
При достижении возраста в десять лет эти же транспортные средства должны проходить техосмотр каждый год
Также ежегодно должны проверяться легковые такси, автобусы, грузовики для перевозки пассажиров или массой более 3,5 тонны, транспорт со спецсигналами и учебные автомобили в возрасте до пяти лет
Те же категории должны проходить ТО каждые шесть месяцев, если они старше пяти лет, как и спецтранспорт, предназначенный для перевозок опасных грузов
И помните,
При расчете возраста автомобиля включается год его выпуска, указанный в паспорте транспортного средства, и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства, а не с даты покупки в салоне
Возврат в ГИБДД контроля над деятельностью операторов техосмотра
Инспекторы получили право проводить внеплановые проверки, контрольные закупки и другие подобные действия, которые могут выявить нарушения правил проведения техосмотра
Обнаруженные ими нарушения передаются в РСА, а если регулятор не смог с ними разобраться, то дальше — в Центробанк
В ведомстве ГИБДД находится и основная база данных — ЕАИСТО
Ее наполняют операторы ТО, а страховые компании на основе этих данных выдают полисы ОСАГО
За РСА сохраняются все полномочия по аккредитации операторов ТО, ведение реестра операторов и сбор данных о пропускной способности каждого пункта технического осмотра
Основным методом борьбы за реальную проверку технического состояния автомобиля должна стать фотофиксация начала и завершения процедуры
Причем помимо качественного изображения автомобиля с хорошо читаемым номером файлы должны содержать запись времени и геопозицию и храниться не менее пяти лет
Без внесения этих снимков в ЕАИСТО диагностическую карту не выдадут
Собственно, сама диагностическая карта с 1 марта 2021 года станет электронным документом
Ее оформление — это внесение результатов проверки в ЕАИСТО, и происходить оно должно в режиме реального времени
А вот бороться с конвейерным изготовлением диагностических карт будет расчет пропускной способности каждой диагностической линии
Для них определят максимум ТО, которое можно провести за установленное время работы, что будет зафиксировано в документах по аккредитации оператора и внесено в ЕАИСТО
Система не позволит зарегистрировать больше диагностических карт, чем этот максимум (лимит возможного превышения составляет 5%)
Напомним, что на прохождение техосмотра для легкового автомобиля отводится 30 минут, и, значит, за восьмичасовой рабочий день на одной линии может быть оформлено только 16 диагностических карт
Что же касается самой диагностики, то ее техническая часть не изменилась
Проверяется работа тормозной системы, рулевого управления, световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей, газобаллонного оборудования (если есть), износ и целостность шин и колесных дисков, выхлоп (загрязняющие вещества и шумность), комплектность транспортного средства и отсутствие незарегистрированных изменений в конструкции
А вот юридическая проверка претерпела изменения
Прежде чем оказывать услуги по проведению ТО, оператор, как и раньше, проверяет тождественность VIN, номеров кузова/рамы/кабины и того, что указано в свидетельстве о регистрации или ПТС
Если все совпадает — производится заключение договора и оплата
А вот если не совпадает, например, по причине нечитаемости VIN из-за коррозии, то отказ в проведении ТО вносится в ЕАИСТО с указанием причины
Мало того, что с таким заключением нельзя будет оформить ОСАГО, так еще эта запись прямиком попадает в ГИБДД, которая может инициировать прекращение регистрации автомобиля ❗️❗️❗️
К тому же Друзья,
Возможны появления ОЧЕРЕДЕЙ так как количеством операторов ТО сокращается
Прошлый год — 5104 пунктов
На осень этого года уже 5035
Конечно многие закрылись из за убыточности в период пандемии
Но так же и из-за изменения предъявляемых к ним требований
И скорее всего, приостановленных и закрывшихся пунктов станет еще больше, поскольку требования к помещениям и оборудованию Минтранс утвердил только 9 июля 2020 года
А ведь операторам нужно не только привести в соответствие техническую базу (диагностическое оборудование в основном стандартное, к нему только добавились эстакады для проверки стояночного тормоза, которые нужно строить рядом с линией, но также нужен стабильный интернет, фотоаппаратура, датчики определения координат) и помещение, но и все заново сертифицировать и пройти аккредитацию
Союз автостраховщиков разработал график прохождения аккредитации, но он начинается только с 15 января и растягивается на весь год!
Многие могут задуматься о рентабельности этого вида деятельности
Напомню, что тарифы на ТО, а именно максимальную стоимость услуги, назначает государство — антимонопольная служба определяет значение, а региональные власти устанавливают окончательную сумму
Так, сейчас техосмотр легкового автомобиля стоит от 300 до 1000 рублей
И содержать материальную базу, платить аренду или налог на землю, оплачивать работу экспертов при таких цифрах просто нереально
ФАС сейчас занимается разработкой новой методики и обещала ее озвучить к ноябрю, а сами тарифы рассчитать к Новому году
Какую методику они там разработают и как рассчитают?
Допустим при низких тарифах сохранится доступность техосмотра и население будет хоть как-то проверять состояние автомобилей, но при этом может еще больше сократиться количество пунктов ТО
А при высоких тарифах — операторы, скорее всего, будут работать, но вот готовы ли будут водители, доходы которых за этот год снизились, платить очередную дань?
Хотя государство уже придумало новый «кнут»
Те же, кто обязаны проходить ТО (практически весь коммерческий транспорт)
Заложат повышенные расходы на ТО в стоимость своих услуг
И вот он — новый виток подорожания!
Для тех же, кто захочет решать вопросы с техосмотром в обход правил — тарифы поднимутся в разы
Уж очень хлопотным и рискованным станет виртуальное прохождение ТО
Вероятность того, что оператор найдет способ обойти систему защиты ЕАИСТО и выдать диагностическую карту без реального автомобиля, крайне мала
И подделка фотографий на линии — лишь малая и самая простая часть этого, нужно также подделать координаты и показания диагностического оборудования
А еще найти оператора и эксперта, которые не испугаются новых штрафов
За внесение данных в ЕАИСТО или оформление диагностической карты на автомобиль, который техосмотр не проходил либо прошел, но с нарушением
Граждане будут оштрафованы на 5000–10 000 рублей
Должностные лица — на 30 000–50 000
Юридические лица — на 200 000–300 000
При повторном нарушении размер штрафа:
Для экспертов возрастает до 10 000–20 000
Для юридических лиц до 300 000–500 000 рублей
А должностные лица дисквалифицируются на срок от одного года до трех лет
Причем операторы — индивидуальные предприниматели при нарушениях приравниваются к юрлицам,
А эксперты — к должностным
К тому же ❌ГЛАВНОЕ ДЛЯ РЯДОВЫХ АВТОМОБИЛИСТОВ — выданные с нарушением карты аннулируются ❌
Эти меры наказания начнут действовать с 1 марта 2021 года
А для автовладельцев 1 марта 2022 года появляется тот самый кнут для прохождения ТО — за его отсутствие штраф составит 2000 рублей
Фиксировать это станут с помощью камер, которые сверяются с базой, и выписывать штраф будут каждые 24 часа, пока нарушение не устранят
В общем как то так
Как говорится выводы делать только Вам
Если вдруг что либо забыл, сделал ошибку или у Вас есть дополнения — С удовольствием выслушаю в комментариях!
p.s За три с половиной года нахождения на этом сайте не просил ставить лайки, а главное делать РЕПОСТЫ
Но если хоть чуточку эта статья была интересна — сделайте это
Техосмотр 2021: новые правила, тарифы и штрафы за отсутствие
Технический осмотр автомобиля — это обязательная процедура, регламентируемая законом «О техническом осмотре транспортных средств», принятым в 2011 году [1]. При техосмотре в машине ничего не меняют и не регулируют, а лишь проверяют ее исправность.
Производить подобные действия с автомобилем могут лишь аккредитованные государством организации, которые по результатам осмотра оформляют диагностическую карту. В ней фиксируется состояние всех важных узлов и агрегатов машины в момент проверки, а также дается заключение об исправности машины.
Технический осмотр должен проходить каждый автомобиль, а его периодичность зависит от возраста машины и ее назначения. Диагностическая карта понадобится владельцу при оформлении полиса ОСАГО. Страховые компании не имеют права заключать договор в отношении машин, у которых нет официального подтверждения исправности в виде диагностической карты.
Новые правила техосмотра в 2021 году
С недавних пор правила прохождения техосмотра изменились. Новые правила прохождения технического осмотра автомобилей были утверждены президентом Владимиром Путиным еще осенью 2019 года [2].
Операторов обязали фотографировать процедуру, сотрудникам ГИБДД разрешили аннулировать старые и нелегальные диагностические карты, а владельцам автомобилей позволили приезжать на сервис реже, но ввели штраф за езду без техосмотра. Все эти нововведения должны были заработать летом 2020 года, однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы.
Из-за введения режима самоизоляции и закрытия сервисных центров многие автомобилисты остались без техосмотра, а сервисные центры во многих регионах были закрыты. Власти быстро нашли решение — водителям временно разрешили оформлять полиса ОСАГО без диагностических карт. А все новые правила прохождения техосмотра перенесли на весну 2021 года.
В итоге новые правила техосмотра вступили в силу с 1 марта 2021 года [3], однако запланированный на начало весны переход на новую систему техосмотра перенесли на 1 октября 2021 года. Об этом на заседании правительства сообщил его председатель Михаил Мишустин.
Ожидалось, что уже этой весной карты техосмотра будут оформлять исключительно в электронном виде, а заезд и выезд автомобиля с сервиса начнут фотографировать. Результаты и данные диагностической карты должны были начать хранить в базе, принадлежащей МВД. Появился и регламент длительности процедуры: легковой автомобиль нужно осматривать 30 минут (время умножается на повышающий или понижающий коэффициент в зависимости от года выпуска машины). Подписывать документы обязали ответственных экспертов личной электронной подписью.
Как часто нужно проходить техосмотр в 2021-м?
Самое главное изменение — это полное освобождение от необходимости проходить технический осмотр легковым автомобилям младше четырех лет. В прежних правилах этот возрастной порог составлял три года. Владельцы автомобилей возрастом от четырех до десяти лет будут обязаны проходить техосмотр один раз в два года. В старом законе такое требование распространялось на автомобили от трех до семи лет.
Наконец, автомобили старше десяти лет должны будут проходить процедуру техосмотра ежегодно. Причем все эти нововведения также касаются мотоциклов, прицепов, полуприцепов и грузового транспорта массой до 3,5 тонны. Однако для автомобилей такси, как и прежде, обязательное посещение пункта ТО будет ежегодным вне зависимости от возраста машины.
Также ежегодно на техосмотре будут проверять автобусы, грузовики массой свыше 3,5 тонны и учебные автомобили возрастом младше пяти лет. Если возраст подобных машин будет превышать пять лет, то техосмотр им полагается проводить каждые полгода. Раз в шесть месяцев будут проходить ТО автомобили такси старше пяти лет.
Правила техосмотра | ||
Было | Стало | |
Первый техосмотр | Через 3 года после покупки нового автомобиля | Через 4 года после покупки нового автомобиля |
Второй техосмотр | Еще через 2 года | Еще через 2 года |
Третий техосмотр | Еще через 2 года | Еще через 2 года |
Четвертый и последующие техосмотры | Ежегодно | Еще через 2 года |
Пятый и последующие техосмотры | Ежегодно | Ежегодно |
Какие штрафы предусмотрены за отсутствие техосмотра?
Под штраф попадут те, кто приобретает диагностические карты в интернете или вовсе передвигается без нее. Размер штрафа составляет 2 000 рублей, а само нарушение будет фиксироваться не только сотрудниками ГИБДД, но и наружными камерами по госномеру автомобиля. Однако в таком случае штраф за езду без диагностической карты будет приходить не чаще, чем один раз в сутки.
Также в новом законе предусмотрена ответственность для операторов технических станций и сотрудников страховых компаний. За выдачу диагностической карты без реальной проверки автомобиля предусмотрен штраф, сумма которого может составить от 5 до 300 тыс. рублей в зависимости от того, кого признают виновным — конкретного сотрудника, группу должностных лиц или всю организацию как юридическое лицо.
Кроме того, для фирм, предлагающих диагностические карту с техосмотром, но не имеющих для этого соответствующей аккредитации, предусмотрена уголовная ответственность. Их могут привлечь за нарушение статьи 171 УК РФ, которая предполагает наказание за незаконное предпринимательство.
Где пройти техосмотр?
Раньше техосмотр производили особые сотрудники в структуре ГИБДД, а в специальных отделениях для этого было установлено необходимое оборудование.
Затем эта функция была передана в частные организации — специализированные сервисы, официальные дилеры автомобильных марок и даже независимые сервисы, занимающиеся ремонтом автомобилей или мотоциклов. Однако после вступления в силу новых правил техосмотра техосмотр смогут производить лишь специализированные центры, получившие государственную аккредитацию.
Самое главное, на что нужно обратить внимание при прохождении техосмотра, это наличие аккредитации у пункта технического осмотра. Ее выдают при условии, что у фирмы есть необходимое оборудование, а ее сотрудники обладают соответствующим компетенциями.
Список аккредитованных станций опубликован на официальном сайте Российского союза автостраховщиков. Но перед прохождением технического осмотра вы также можете лично убедиться в наличии аккредитации у пункта, поскольку имеет право потребовать от организации документ, подтверждающий аккредитацию.
Сколько стоит техосмотр в 2021 году?
Власти каждого региона самостоятельно устанавливают максимальные тарифы за услугу прохождения технического осмотра, но при этом в каждом конкретном пункте она может быть ниже этой отметки.
Например, в Москве оформление диагностической карты на легковой автомобиль должно обойтись не более чем в 720 рублей, в Петербурге — 880 рублей, в Дагестане — 304 рубля, а на Чукотке и Сахалине 940 и 1060 рублей соответственно.
Кроме того, цена технического осмотра также зависит от вида транспортного средства, однако для легковых автомобилей категории B массой не более 3,5 тонны, она практически нигде не превышает 1000 рублей.
Можно ли пройти техосмотр онлайн?
Пройти технический осмотр онлайн невозможно. Любое подобное предложение в интернете — незаконно. Такие «пункты техосмотра» вышли на новый уровень после запуска новой системы с 1 марта 2021 года.
Начиная с этой даты, автомобили должны в обязательном порядке заезжать на пункты техосмотра, где их фотографируют до и после процедуры — не ранее, чем через 30 минут. Поскольку многие водители еще ни разу не проходили обязательную диагностику и не разобрались в системе, этим воспользовались мошенники. Они начали предлагать водителям гарантированное оформление диагностических карт разными способами: от формального заезда на сервис для фотографирования и оформления онлайн с якобы внесением в официальную базу ЕАИСТО МВД.
Зачастую в таких «серых» техцентрах говорят людям, что фотографии якобы нужно будет делать только с 1 октября 2021 года, поэтому до этого момента можно успеть оформить документ на два года. Иные предлагают приехать на СТО и оставить машину для съемки на 30 минут. Некоторые другие станции просят прислать фотографии чистой машины и при помощи фотошопа вставляют их в снимки на фоне пункта техосмотра. Но это обман, и в систему такие данные не попадают.
«Важно знать, что, если изначально водителю предлагают не приезжать на техосмотр, это точно мошенничество», — рассказал Autonews.ru директор ООО «ПТО 878 БАМ» Олег Рогачев.
Также он отметил, что ему знакома схема с фотографированием машины. Эксперт пояснил, что желающим сэкономить время, скорее всего, выдадут «серые» карты, которые в ГИБДД вычислят и аннулируют. Это в свою очередь может обернуться проблемами со страховкой и штрафами.
Водителей должна насторожить и слишком высокая цена за услугу — выше установленного в регионе тарифа. Например, в Москве такой тариф составляет 720 рублей. «Есть те, кто просит и по 2000-2500 рублей. Но это чаще всего это обман», — уверен Рогачев.
По словам эксперта, любые подозрения инспектора ГИБДД могут стать основанием для того, чтобы данные о странной карте и автомобили попали в отдел дознания, где начали бы следственные действия.
«Есть плановые проверки, могут быть выборочные проверки по жалобам, да и просто при рядовой проверке на дороге инспектор может увидеть неучтенные изменения в конструкции и при этом действующую диагностическую карту. Водителям придется отвечать, почему у них, к примеру, стоит газобаллонное оборудование и другой двигатель, а в диагностической карте таких данных нет. Дальше возбуждается дело, аннулируется карта, а машину могут даже снять с регистрации», — предупредил генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко.
Более подробно о схемах мошенничества с техосмотром можно прочитать в нашем расследовании.
Какие документы нужны для техосмотра?
Для прохождения технического осмотра в 2021 году понадобятся следующие документы:
- Гражданский паспорт лица, оформляющего технический осмотр автомобиля.
- Один из документов на автомобиль, идентифицирующий транспортное средство: ПТС или СТС.
Как подготовить автомобиль к техосмотру?
Для подготовки машины к техосмотру необходимо провести ревизию всех основных узлов и агрегатов. Помимо исправной силовой установки, ходовой части и тормозной системы надо уделить внимание электрике автомобиля, а также устройствам пассивной и активной безопасности.
В первую очередь следует обратить внимание на ремни безопасности. Ремни, которые плохо защелкиваются или предусмотрены конструкцией, но отсутствуют, станут помехой для прохождения техосмотра. Если хотя бы один ремень в машине, включая задние, не застегивается — автомобилю поставят незачет.
Другой важный нюанс — исправность светотехники. Фары должны светить ровно и прямо, по установленным параметрам. Дело в том, что со временем из-за тряски на плохих дорогах настройки фар сбиваются и световой пучок начинает светить вниз.
Исправить небольшие отклонения довольно легко — на каждой фаре есть специальные регуляторы. На станциях техобслуживания за машину среднего класса возьмут 500-1000 рублей и откалибруют фары с помощью измерительных приборов.
Кроме того, фары должны светить не только правильно, но и ярко. У многих машин с пробегом светопропускаемость фар со временем падает. Выходом может стать полировка плафонов. Важно также, чтобы в блоках осветительных приборов горели все лампочки, предусмотренные конструкцией.
Из системы пассивной безопасности полностью комплектны должны быть и подголовники кресел. Многие снимают подголовники с задних сидений или даже со всего заднего ряда целиком, чтобы удобнее перевозить различные грузы и забывают вернуть их на место. Однако машине хотя бы без одного подголовника, предусмотренного конструкцией, техосмотр не пройдет.
Другой немаловажный аспект — это ветровое стекло. Все повреждения стекла от 10 см считаются трещинами. Если большой скол или трещина попадут в зону действия щеток стеклочистителя со стороны водителя и будут создавать помеху хорошему, то техосмотр не пройти.
Также очень важно соблюсти размерность колес, которые производитель разрешает ставить на ту или иную модель, указанную в табличке на внутренней части кузова. Ставить колеса другого диаметра или, тем более разные, не допускается. Также если окажется, что шинам больше 10 лет, то специалист машину забракует.
Кроме того, в автомобиле должны лежать огнетушитель и аптечка. Причем все препараты в последнем должны быть свежими. Сотрудники ПТО могут заглянуть в коробку и проверить срок годности лекарств.
Что еще надо знать о техосмотре в 2021 году?
Будет не лишним проверить полученную диагностическую карту по общедоступным базам. Ведь эксперты предупреждают, что мошенники пользуются еще и тем, что проверить, действительна ли оформленная карта, водителю крайне сложно: гарантии, что карта настоящая, могут дать только на официальных пунктах.
«Дело в том, что сейчас на сайте ГИБДД такие данные доступны только по документам, оформленным до 1 марта 2021 года. В ГИБДД сейчас объединяют старую и новую базу данных, это непросто потому, что методики оценки применялись разные. Этот процесс хотелось бы ускорить, потому что злоупотреблений очень много», — рассказал Autonews.ru директор ООО «ПТО 878 БАМ» Олег Рогачев.
Например, клиентам демонстрируют результат при помощи подставных сайтов ЕАИСТО: предлагают ввести там номер выданной карты и получают якобы официальное подтверждения.
Впрочем, чтобы выбрать действительный пункт техосмотра, вновь лучше изначально пользоваться сайтом Российского союза автостраховщиков. Это дает гарантию, что оформленную карту никто не аннулирует.
Кроме того, со сложностями при прохождении техосмотра могут столкнуться владельцы праворульных автомобилей. Речь в первую очередь идет об автопарке дальневосточного региона, где импортные модели из Японии с правым рулем особенно популярны. Но риск не получить диагностическую карту есть и у владельцев таких машин в любых других регионах.
Основная причина — фары головного света таких машин. У моделей с правым рулем они отличаются и могут быть опасны для встречных водителей и пешеходов.
«Дело в том, что их оптика работает зеркально. Она освещает обочину при левостороннем движении и без перенастройки ослепляет водителей на встречной полосе», — рассказал Autonews.ru эксперт в области установки оптики Дмитрий Кузьмин.
Привести работу фар в соответствие европейским нормам стоит около 40 000 рублей. Впрочем, после этого обязательно нужно официально зарегистрировать изменения в конструкцию в специализированной лаборатории и получить необходимые документы в ГИБДД. И только после этого пройти техосмотр и получить диагностическую карту.
Кроме того, директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко в беседе с корреспондентом Autonews.ru рассказал, что у него накопилось много вопросов к испытательным лабораториям на Дальнем Востоке, которые все последние годы выдавали необходимые свидетельства на ввозимые праворульные автомобили с опасными фарами.
«Я много ездил по региону и постоянно встречал слепящие меня машины, это действительно очень неприятно, — вспомнил Пархоменко. — А сейчас получается, что уже нет вариантов не проверять, работать лаборатории должны жестко. Так что сейчас покупать такие автомобили большой риск — без заверенной переделки их просто не оформить. Тут либо доплачивать 50 тыс. рублей за фары, либо продавать обратно».
Почему техосмотр хотят отменить и для кого?
В августе 2021 года стало известно, что МВД планируют оптимизировать процедуру технического осмотра и исключить из нее ряд обязательных параметров для проверки.
В МВД предлагают отказаться от проверки следующих пунктов:
- наличия коррозии элементов тормозной системы, грозящей потерей герметичности или разрушением;
- наличия механических повреждений тормозных трубопроводов;
- способности стеклоомывателя подавать жидкости в зоны очистки стекла;
- содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств;
- уровень шума выпускной системы транспортного средства;
- способность тягово-сцепных устройств обеспечивать беззазорную сцепку сухарей замкового устройства с шаром;
- комплектации транспортных средств медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки, огнетушителями и противооткатными устройствами;
- наличия каплепадения масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств;
- наличия мест установки государственных регистрационных знаков, а также соблюдения требований по их креплению;
- требования к транспортным средствам для перевозки пищевых продуктов.
- По оценке ведомства, вышеуказанные изменения сократят время проведения технического диагностирования транспортных средств, что положительно повлияет на пропускную способность пунктов технического осмотра, а также позволит уменьшить перечень обязательного оборудования операторов технического осмотра, снизив тем самым финансовую нагрузку на субъекты предпринимательства. Сейчас такие предложения обсуждают с участниками отрасли.
Также в МВД предложили рассмотреть вопрос об отмене обязательного технического осмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лица.
«Обязанность владельца по исключению из эксплуатации технически неисправного автомобиля вытекает из положений ПДД: водитель транспортного средства перед выездом обязан проверить и в пути обеспечить его исправное техническое состояние, вне зависимости от факта прохождения технического осмотра», — считают в МВД.
В качестве мер стимулирования владельцев указанных категорий транспортных средств к добровольному прохождению процедуры предлагают предусмотреть понижение ставки по транспортному налогу, а также снижение стоимости полиса ОСАГО.
Когда отменят техосмотр
Техосмотр может стать необязательным уже до конца 2021 года. Это следует из законопроекта, который партия «Единая Россия» внесла в Госдуму 14 сентября. Как объяснили в пресс-службе партии, в случае с частным транспортом техосмотр будет необходим теперь только для автомобилей и мотоциклов старше четырех лет и только при соблюдении определенных условий:
- при постановке на учет;
- замене основных агрегатов и внесении изменений в конструкцию.
«Инициатива распространяется только на физических лиц и сократит количество техосмотров с 30 до 6-8 миллионов в год. Документ получил поддержку Правительства и может быть принят до конца текущего года», — сообщили в пресс-службе партии.
Если изменения одобрят, в обязательном порядке получать диагностическую карту придется только новому владельцу автомобиля после его покупки. И только в случае, если машина будет старше четырех лет.
Таким образом, штраф в 2 тысячи рублей, который начнет действовать с 1 марта 2022 года за отсутствие диагностической карты, частных автомобилистов уже не затронет.