Кевларовый трос для лебёдки. Преимущества и недостатки.
Тросы из кевлара в лебёдках, в частности, для авто повышенной проходимости, для квадроциклов, вездеходов и прочих внедорожников – в первую очередь, возможность автолюбителям испробовать своё детище в экстремальных ралли по отечественному бездорожью. Однако практические возможности кевларовых тросов значительно шире.
Что такое кевлар?
Кевлар представляет собой высокопрочное полимерное волокно на основе полипарафенилен-терефталамида, которое впервые было произведено в середине 70-х годов прошлого века американским химическим концерном DuPont. Первоначально такое волокно предназначалось для военных целей в качестве сырья для производства касок и защитных бронежилетов (и действительно там широко применяется). Однако эксплуатационные возможности кевлара (и модификации ассортимента этого волокна) позволяют существенно расширять область его применения. В частности, кевларовый трос для лебёдки (и не только автомобильной) может решить множество проблем, которые возникают при повседневной эксплуатации разнообразных подъёмно-транспортных механизмов.
Физико-механические свойства кевлара следующие:
- Предел прочности в условиях одноосного растяжения — до 3500 МПа (что в 2,5…3 раза превышает аналогичный показатель для средне- и высокоуглеродистых сталей).
- Относительное удлинение до момента появления шейки в поперечном сечении — не более 1…1,5%.
- Температуростойкость материала — до 320ºС.
- Водопроницаемость – не более 1%.
- Плотность – 0,97…2,52 г/см 3 (зависит от состава армирующего волокна; максимальный показатель соответствует стекловолокну, а минимальный – полиэтиленовому).
Впечатляют и эксплатационные свойства кевларовых волокон (в дальнейшем под этим будем понимать синтетик с любым видом наполнителя). Так, кевларовый трос для лебёдки может сплетаться как с использованием сердечника, так и без него. При этом такие тросы существенно легче и безопаснее металлических. Используя такие тросы, можно работать без перчаток, а в случае разрыва подобного кевларового изделия его остатки не будут, разлетаясь во все стороны, травмировать окружающих.
Для увеличения допустимого значения разрывного усилия кевларовый трос для лебёдки изготавливается методами многорядного плетения (обычное число прядей — 12). При прочностных испытаниях усилие разрыва зависит от диаметра троса, и составляет:
- При диаметре 9 мм – не менее 47 кН;
- При диаметре 10 мм – не менее 58 кН;
- При диаметре 11 мм – не менее 78 кН;
- При диаметре 12 мм – не менее 98 кН.
По условиям безопасной эксплуатации грузоподъёмных устройств коэффициент запаса по усилию должен составлять не менее 3,5 (а при использовании лебёдок для подъёма людей – до 9). Таким образом, предельные усилия для безопасного нагружения кевларовых тросов составляют от 52…108 кг – при использовании на работах, связанных с подъёмом людей, до 130…280 кг – для иных видов грузоподъёмных операций в строительстве.
Кевларовый трос или стальной?
Квадроциклы Stels atv китайского производства комплектуются тросами из кевлара с 2007 года. Его надёжность, в сравнении с обычными стальными тросами такова, что в последнее время к участию в соревнованиях по экстремальному вождению допускаются техника, укомплектованная исключительно кевларовыми тросами.
Преимущества такой синтетики перед стальными тросами очевидны:
- Поскольку кевлар легче стали, то нагрузка на переднюю ось машины существенно снижается.
- Кевларовый трос не утонет в водной преграде.
- Применение синтетики не связано с обязательным использованием рукавиц или перчаток.
- Остаточная деформация кевларового троса меньше, что повышает безопасность при его длительном применении (текучесть стали гораздо менее заметна, поэтому длину стального троса б/у перед каждыми соревнованиями необходимо тщательно измерять).
- На поверхности кевлара никогда не образуются заусенцы, появление которых на стальном, часто эксплуатируемом тросе происходит часто. Такие заусенцы перекашивают трос при его намотке, и повреждают пользователю руки.
- В случае разрыва оплётки повреждённую часть кевларового троса для лебёдки можно вновь сплести, при этом показатели разрывной прочности не снижаются.
- Процесс наматывания синтетического троса на барабан, в сравнении со стальным, происходит значительно легче, поскольку меньшая гибкость стали вынуждает время от времени поправлять наматываемое изделие (для того, чтобы избежать нежелательного перехлёста витков). Правда, в этом имеется и ограничение: намотку кевлара всегда необходимо выполнять с некоторым преднатяжением.
Все перечисленные преимущества применимы также и для строительной грузоподъёмной техники. В любом случае за приспособлением нужен постоянный уход, а крепление скоб отличаться надёжностью, обычной для такого рода устройств.
Ограничивает широкое применение кевлара в строительных лебёдках высокая стоимость данного синтетического материала. Например, цена кевларовых тросов от торговой марки Warn колеблется в пределах 6000…10000 руб., в то время как стальной трос для тех же целей эксплуатации можно приобрести за 4000…6500 руб. Отечественные тросы производства ОАО «Канат» (г. Коломна) дешевле на 35…40%.
Впрочем, у кевлара есть и другие ограничения, речь о которых пойдёт далее.
Уход за тросами из кевлара
Высокая прочность и надёжность кевларового троса для лебёдки проявляется лишь при определённых условиях его эксплуатации. В частности, здесь особое внимание необходимо уделять чистоте сматываемого изделия. Конечно, производитель кое-что в этом направлении предусматривает, например, поверхностную обработку троса защитными веществами, предотвращающими попадание различных загрязнений в зазоры между витками. Однако такая защита малоэффективна в условиях пониженных температур внешнего воздуха, поскольку на поверхности троса может образоваться ледяная корка, которую придётся удалять вручную. Опасность повреждения синтетика в этом случае гораздо больше, чем стали в металлическом тросе. В продаже имеются кевларовые тросы с термостойким покрытием, но, во-первых, их способность не накапливать тепло при вращении барабана необходимо ещё проверить экспериментально, а. во-вторых, стоимость таких тросов будет выше.
Таким образом, кевларовый трос для лебёдки нуждается в соответствующих условиях хранения, а также в более тщательном обслуживании.
Несколько слов о восстановлении повреждённого изделия. Для продления жизни кевларовому тросу необходимо правильно выполнять восстановление повреждённого участка. Для этого участок, который будет охватывать коуш, плотно, виток к витку обматывают капроновой нитью. Для более плотной укладки трос в месте соединения ставится «на изгиб», и под него укладывается термопрокладка (можно использовать полиамидное или стекловолокно). Затем с противоположной стороны производится вплетание свободного конца кевларового троса в основной участок. Концевые участки вплетания также обматываются капроновой нитью. Длина возобновляемого участка троса не должна быть менее 250 мм, но перед окончанием работ стоит убедиться в том, что восстановленный участок не мешает плотной и равномерной намотке троса на барабан лебёдки.
При эксплуатации кевларовых тросов необходимо помнить, что они неустойчивы к воздействию ультрафиолетового излучения, а надёжность эксплуатации зависит от температуры: при низкой температуре кевлар теряет свою гибкость, а при высокой — имеет тенденцию плавиться.
кевларовый трос какого диаметра брать?
порвал я стальной трос, поеду в выходные за кевларом, какой диаметр достаточен на GTшку? и касаемо клюза, сразу возьму клюз алюминий под кевлар, кто нить его ставил, как его приделать, по родным местам я так понял он не встает?
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Комментарии
диаметра троса достаточно 5мм, мне 5мм с атв лебедкой на машине с головой хватало, правда со временем рваться часто начал. Уход требует такой трос.
Клюз для атв лебедок есть двух размеров под узкий и широкий барабан, бери под узкий, ачтоб не сомневаться возьми с собой ролики и по ним подберешь клюз
Пластиковый клюз не бери, фигня еще та =(
Я клюзы и синтетику покупал несколько раз в разных местах (сорокин инструмент, планета железяка и 4v6.ру)
А еще мне очень нравится в эксплуатации вот такой крюк
И на машине и на квадрике и на спортивном уазе такие крюки прикрутил)
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
у меня 6,3 диаметр всё норм. длина 15 м.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Можно 5 мм ,но 6 мм лучше. У меня стоит 6 мм.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
а обрабатывать его как то нужно? я тут где то читал что народ его сначала воском протирает перед первичной замоткой на барабан лебедки?
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Не нужно . Просто когда намокнет ,лучше размотать и высушить.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
понял, спасибо, в субботу поду забирать трос 5мм 15м и клюз за все 2350р
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
закажи сразу удлинитель от 15метров, места много не занимает, а польза реальная)
Какой трос выбрать для квадроцикла
Первоначально квадроцикл использовался как необходимый сельскохозяйственный транспорт. Современные модели предназначены для активного и экстремального вида отдыха. Но этот транспорт по-прежнему ценится за свою универсальность. Расширить функции этого агрегата можно путем применения различных аксессуаров. Лебедка — важный и полезный аксессуар для квадроцикла, поскольку она способна выручить и при хозяйственных работах, и во время поездки по бездорожью.
Сферы применения
Квадроциклы используются в основном для езды по сложным поверхностям, в грязи, по ямам и болотам, а значит, могут завязнуть так, что выбраться самостоятельно будет весьма непросто. А с помощью тягового усилия можно в считанное время выбраться из ловушки. Потому лебедка для квадроцикла особенно важна туристам, занимающимся экстремальными видами спорта.
Многие используют этот лебедку при сельскохозяйственных работах. При проведении работ лебедка для квадроцикла, в состав которой входит синтетический трос (или трос иного типа), поможет найти выход из сложной ситуации, например, передвинуть тяжелый груз.
Лебедки весьма универсальны и могут оказаться полезными при любых способах использования квадроциклов. У некоторых моделей мотовездеходов лебедка не входит в основной комплект. В таком случае имеет смысл приобрести синтетический или кевларовый трос. Он подходит для любой модели, а процесс монтажа не займет много времени.
Принцип работы лебедки заключается в усилении тяговой мощи посредством вращательного момента. Кевларовый трос присоединяется к объекту, который требуется передвинуть, а после этого наматывается на барабан. Его длина уменьшается, увеличивая натяжение, и техника извлекается из ловушки. Такой трос способен с легкостью выдержать нагрузку до трех тонн, не повреждая транспортного средства.
Разновидности лебедок
Требования к выбору качественного оборудования для извлечения техники из труднодоступной зоны просты. Лебедки должны быть легкими, надежными, компактными, простыми в эксплуатации и иметь высокую тягу.
Важным параметром при выборе такого устройства выступает вес, мощность и объем двигателя мотовездеходов. Тяговая сила лебедки должна превышать массу квадроцикла. Так, если квадроцикл весит 500 килограммов, тяговое усилие должно быть не меньше 1200 килограммов. Лебедки для квадроцикла различаются по типу троса и способу управления. Процесс управления может осуществляться при помощи дистанционного радиопульта или кнопки управления на руле. Первый вариант считается наиболее безопасным, особенно при угрозе обрыва троса. Следует обращать внимание и на вид троса – кевларовый или стальной.
Отлично зарекомендовали себя лебедки марки ATV. Есть два вида таких лебедок — стационарные и переносные. Стационарные лебедки — это ручной механизм, который используют для перемещения грузов с наклоном 60 градусов. Чтобы начать работу с этим устройством, необходимо установить его на поверхности и зафиксировать болтами. Установка лебедки такого вида не занимает много времени, но лучше сделать это в специализированном сервисе, где вам сделают весь комплекс работ, в том числе монтаж силового обвеса и усиление передней подвески.
Переносные изделия отличаются высокой степенью мобильности. Механизм работы переносной лебедки такой же, что и у стационарной — тяговое усилие передается с приводного барабана через трос. Этот трос ATV не требует фиксации к площадке, и его можно брать с собой в поездки.
Какой трос выбрать?
Передвигаясь по бездорожью нужно быть во всеоружии. Конструкция лебедки включает кевларовый, синтетический или металлический трос. Выбор троса связан со спецификой использования и предполагаемой максимальной нагрузкой. Также важнейшей характеристикой этих устройств является длительность службы.
Синтетический трос обладает большим количеством преимуществ. Синтетический трос ATV прочен и долговечен, поскольку сделан из современных материалов (кевлар, вектран, полиэстер). Плетеные канаты, созданные из этих материалов, обладают высокой износоустойчивостью.
Трос ATV в обязательном порядке проходит серию испытаний на прочность и надежность. Такой трос с запасом выдерживает свою нагрузку. Кроме того, эти изделия являются более удобными и безопасными в работе, нежели их собратья из металла, которые при разрыве имеют немалую силу отдачи. Кевларовые тросы ATV просто хранить и транспортировать, поскольку они немного весят и не занимают много места. Синтетический трос дает возможность осуществлять работу без перчаток. Металлические изделия значительно уступают по популярности, менее долговечны, однако более дешевы.
Порвался трос
Порвался родной трос.
Хотим установить синтетический)
Посоветуйте, пожалуйста, какой лучше приобрести.
Отличный трос, в комплекте идет с ярким красным крюком)
Тюнинг, аксессуары и запчасти для Квадроциклов и Снегоходов в наличии и под заказ!
www.atv-parts.ru
#4
- Имя: Елена
- Город Москва
- Увлечения: квадроциклы
- Техника: BRP XMR 1000 G2
Говорят, что этот трос склонен к гниению и после каждой поездки его надо просушивать.
Еще для его установки нужен тросоукладчик или я ошибаюсь?
#5
- Город Москва
- Техника: 800XT, 800XXC, Grizzly 700 LE
CATEGORIA.RU
#6
- Город Москва
- Техника: 800XT, 800XXC, Grizzly 700 LE
CATEGORIA.RU
#7
- Имя: Edd
- Город Москва
- Техника: Желтый, GL350
6 мм может не уместиться на стандартную лебедку.
Меняю мой поцарапанный Bentley на того, кто это сделал.
#8
- Город Москва
У меня по- моему 5,3 мм, все 15 м поместились без проблем.
#9
- Город Москва
- Техника: 800XT, 800XXC, Grizzly 700 LE
CATEGORIA.RU
#10
- Имя: Алексей
- Город Москва — Звенигород
- Техника: бомбардия киргуду
5,5 то уже не умещается, торчит сопля. для 3000-3500 лебедок идет синтетика (15м. х 5мм.), для 4000-4500 лебедок — (15м. х 5,5мм.)
Тюнинг, аксессуары и запчасти для Квадроциклов и Снегоходов в наличии и под заказ!
www.atv-parts.ru
#11
- Имя: Алексей
- Город Москва — Звенигород
- Техника: бомбардия киргуду
Говорят, что этот трос склонен к гниению и после каждой поездки его надо просушивать.
Еще для его установки нужен тросоукладчик или я ошибаюсь?
если покатушка была уж очень грязная, то можно размотать трос, прополоскать в ведре и оставить сушиться.
Для установки желателен не тросоукладчик, а клюз, т.к. иногда роликами от стального троса, закусывает синтетический трос.