Если потекли амортизаторы: сколько можно ездить
Амортизатор (стойка) является важным элементом в подвеске автомобиля. Амортизатор выступает в роли демпфера, который гасит колебания пружин подвески. Также амортизатор постоянно «прижимает» колесо к дороге, что обеспечивает наилучшую устойчивость и управляемость автомобиля, повышает эффективность торможения и т.д.
В процессе эксплуатации автомобиля можно столкнуться с тем, что амортизаторы (стойки) потекли. Фактически, потекшие стойки означают, что при наружном осмотре можно обнаружить масляные потеки на корпусе амортизатора. Как правило, это указывает на износ амортизатора и/или повреждения, что ведет к полной или частичной потере его нормальной работоспособности.
Отметим, что в ряде случаев продолжить эксплуатацию машины можно, однако следует учитывать, что езда с неисправными или изношенными амортизаторами неизбежно приводит к определенным последствиям. Подробнее читайте в нашей статье.
Почему амортизатор потек: причины
Если просто, амортизатор представляет собой цилиндр с камерами, которые заполнены рабочей жидкостью (масляные амортизаторы) или газом (газовые амортизаторы). Также есть решения, которые сочетают в себе давление газа и масла (газомасляный амортизатор). В любом случае, в цилиндр амортизатора устанавливается поршень со штоком. Также цилиндр герметизируется за счет установки уплотнителей из резины, прокладок и т.д.
Когда амортизатор работает, поршень со штоком движется внутри амортизатора. Хотя ход поршня небольшой, все равно этого достаточно, чтобы эффективно погасить колебания пружин подвески. В норме, при раскачке допускается не более 2 качков кузова автомобиля. Если кузов раскачивается сильнее, это говорит о проблемах со стойками.
Как следствие, если стойки на машине потекли, давление жидкости на поршень уменьшается, что не позволяет амортизатору эффективно гасить колебания пружин и прижимать колеса к дороге. При этом текут только масляные и газомасляные амортизаторы. Как правило, газовые амортизаторы видимых потеков масла снаружи не имеют, так как газ попросту улетучивается. При этом они также выходят из строя по причине недостаточного давления газа на поршень.
В целом, на машине амортизаторы текут по следующим причинам:
- естественный износ амортизатора;
- дефекты амортизатора;
- повышенные нагрузки на амортизаторы;
Если же приходится перевозить грузы, часто передвигаться по пересеченной местности, грунтовым дорогам и т.д., в таком случае ресурс амортизаторов может сократиться на 50% и более. Если к этому добавить, что на рынке автомобильных запчастей амортизаторы достаточно часто сомнительного качества, на практике даже новые стойки при определенных условиях могут выйти из строя уже через 30-40 тыс. км. пробега.
Амортизатор потек: можно ли ездить на авто
Сразу отметим, что если масло течет из амортизатора, такую деталь нужно заменить. При этом характер течи укажет на то, как срочно это нужно делать и когда менять амортизаторы. Если видны только незначительные потеки в области выхода штока из корпуса, такое явление часто называют «запотеванием» амортизатора.
При этом часто бывает так, что если амортизатор «потеет», причем слегка, работоспособность детали все же сохраняется. В такой ситуации с заменой можно не торопиться. Главное, следить за поведением автомобиля, а также периодически осматривать место запотевания, так как более сильная утечка станет основанием для замены стойки.
Если же видно, что масло вытекло из амортизатора в большом количестве (например, весь корпус в масле), в таком случае с заменой амортизаторов лучше не затягивать. Дело в том, что если амортизаторы неисправны, ухудшается не только устойчивость и управляемость автомобиля, но и эффективность торможения (особенно экстренного).
Получается, ездить на машине с потекшими амортизаторами можно, но крайне нежелательно. Более того, если потек не один амортизатор, а несколько, езда на таком автомобиле будет некомфортной, а также небезопасной. На высокой скорости машину может «бросать», автомобиль перестает держать траекторию в поворотах, увеличивается риск опрокидывания и т.д.
Еще добавим, что при выходе оного амортизатора из строя часть нагрузки перекладывается на другие стойки, которые также будут подвержены более сильному износу. В результате дальнейшая эксплуатация машины с одним неисправным амортизатором может повлечь за собой необходимость замены всех стоек «в круг».
При этом менять амортизаторы нужно только парами на одной оси. По этой причине лучше как можно быстрее заменить неисправные передние или задние амортизаторы, чтобы не сокращать срок службы стоек на противоположной оси.
Что будет если не менять амортизаторы
Своеобразным индикатором износа стоек будут потеки масла из амортизатора, коррозия и деформация штока, явные нарушения устойчивости автомобиля на дороге, снижение эффективности торможения и т.д. Однако такие проблемы могут быть выражены не явно.
Достаточно часто можно встретит ситуацию, когда визуально амортизаторы не имеют сильных потеков, могут разве что стучать при езде. Особенно это актуально применительно к газовым амортизаторам. С учетом того, что стойки изнашиваются постепенно, водитель также в процессе эксплуатации привыкает к увеличению шума и определенным изменениям в поведении автомобиля.
- Прежде всего, если амортизаторы сильно изношены, раскачка автомобиля на неровностях может привести к повреждениям кузовных элементов, деталей выхлопной системы, различных защит в нижней части авто. В отдельных случаях можно зацепить картер двигателя или КПП, что приведет к серьезным неисправностям и необходимости дорогостоящего ремонта.
- Излишняя раскачка при неработающих амортизаторах также неизбежно изнашивает детали в подвеске и рулевом управлении. Избыточные колебание выводят из строя сайлентблоки, втулки, страдают шаровые опоры, рулевые наконечники, тяги и т.д.
- Если амортизаторы потекли или неисправны, заметно возрастают нагрузки на тормозную систему и рулевое управление при езде. По причине избыточной раскачки приходится все время подруливать, усиливая износ рулевого механизма. Чтобы эффективнее тормозить, водитель вынужден сильнее и чаще нажимать на педаль тормоза, что сказывается на ресурсе тормозных колодок, дисков и других деталей тормозной системы.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как самому проверить амортизаторы на автомобиле. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах проверки амортизаторов на машине, а так же на какие признаки и симптомы неисправностей или износа стоек следует обращать внимание в рамках диагностики амортизаторов.
Подведем итоги
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что если потекли амортизаторы (стойки), неисправные элементы подлежат замене. Если амортизатор «потеет», то есть утечка не сильная, а также стойка не стучит при езде, можно эксплуатировать автомобиль небольшой промежуток времени, соблюдая осторожность при езде.
Если же сильно потекли, например, два или три амортизатора, ездить дальше настоятельно не рекомендуется. Допускается разве что предельно осторожное перемещение на низких скоростях. От маневрирования, резкого торможения, активного входа в повороты придется полностью отказаться, так как сильно увеличивается тормозной путь, автомобиль может попросту слететь с дороги и т.д.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как сделать подвеску автомобиля мягче. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах изменения жесткости подвески, а также на что следует обращать внимание, меняя жёсткость подвески автомобиля.
Напоследок отметим, что к вопросу подбора амортизаторов для замены нужно подходить с максимальной ответственностью (например, важно подобрать подходящий вариант по длине штока, определиться с типом наполнения стойки, газ, масло или газ-масло и т.д.).
Также важно правильно установить амортизатор на машину при замене, прокачать амортизатор перед установкой. По этой причине рекомендуется не только своевременно проверять и менять амортизаторы на машине, но и доверять такие работы исключительно опытным специалистам.
ЧЕМ ОПАСНЫ ИЗНОШЕННЫЕ АМОРТИЗАТОРЫ? (водителю на заметку)
Может ли нерабочий амортизатор стать причиной аварии, как вышедшие из строя тормоза или рулевое управление?
Как оказалось, легко!
С отказавшими тормозами решится ездить только сумасшедший. А с вытекшими амортизаторами? Ну пускай машина раскачивается на каждой неровности: «Поеду помедленнее — на безопасность вроде не влияет». Но специалисты корейской компании Mando, которая поставляет большинство комплектующих для местного автопрома, уверили нас: «Это очень опасное заблуждение!». И подробно рассказали, к каким последствиям могут привести «убитые» амортизаторы. А заодно дали несколько советов, как распознать вышедшее из строя изделие и выбрать новое.
уставшие амортизаторы
Но сначала — короткая теория. Подвеска состоит из упругих, направляющих и гасящих (демпфирующих) элементов. К последней группе как раз относятся амортизаторы: их задача — гасить вертикальные колебания. Чтобы стало понятнее, представим, будто демпфирующий элемент исчез из подвески. Автомобиль проезжает по неровности, сжавшаяся пружина возвращает колесо на землю, которое после удара снова отскакивает, поскольку успокоить колебания нечему (кроме сил трения), и колесо будет продолжать прыгать. Соответственно, сцепление с дорогой во время таких прыжков минимально. Так что надёжный «держак» обеспечивают не только покрышки, но и амортизаторы.
ЧЕМ ОПАСНЫ ИЗНОШЕННЫЕ АМОРТИЗАТОРЫ?
Специалисты Mando заверяют, что старые амортизаторы при торможении на скорости 80 км/ч добавляют 5-10 метров тормозного пути. И уточняют: на ровном асфальте. Откуда набегает столь пугающая разница? Не секрет, что при замедлении масса машины перераспределяется на передние колёса. Изношенные демпферы позволяют задней части кузова приподняться, поэтому ABS немного ослабляет «хватку», и автомобиль останавливается позже. А если дорога неровная, то замедление будет ещё менее адекватным. Без ABS разница скромнее — с убитой подвеской машина затормозит на 3-5 метров позже. Но тут возникает другая опасность: очень сильные рыскания, с которыми сможет совладать не каждый водитель.
Также обнаружится разница и в других ездовых дисциплинах. Аквапланирование на старых амортизаторах начинается на 10-15 км/ч раньше. А если вдобавок и покрышки изношены порядочно, что неудивительно для немолодой машины, то автомобиль начнёт «всплывать» на, казалось бы, безобидных скоростях . Впрочем, и на сухом асфальте приятного будет мало. Даже незаметная взгляду кочка заставит машину долго раскачиваться, поскольку колебания почти не будут гаситься. А это — постоянные подруливания и, соответственно, усталость водителя.
В поворотах машина на старых амортизаторах ощутимо кренится и плохо держит траекторию (особенно если асфальт покрыт выбоинами). Так и улететь недолго! Хотя для «экономистов» все эти аргументы, конечно, могут оказаться пустым звуком: «Пока машина ездит, ничего менять не собираюсь». Однако инженеры-подвесочники предостерегают: вышедший из строя амортизатор даёт повышенную нагрузку на остальные элементы подвески, которые при таком отношении долго не протянут. Хотя, скорее всего, экономный автомобилист сразу помчится за демпферами, когда увидит, как быстро и неравномерно «лысеют» покрышки — трудно поверить, но проплешины появятся всего через несколько сотен (!) километров пробега.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО АМОРТИЗАТОР ИЗНОШЕН?
Менять амортизаторы — притом обязательно парами — Mando рекомендует через 70-80 тысяч километров, каждые 20 тысяч проводя осмотр. Увидели повреждения на штоке или потёки масла? Это основной признак отживших своё амортизаторов. А если порваны пыльники, значит, уже скоро грязь прикончит демпфирующий элемент. Впрочем, даже исправное внешне изделие может оказаться «убитым»: как только машина начала рыскать и требует постоянных подруливаний, при разгоне и торможении появились клевки, а на неровностях кузов качается будто холодец — это тоже признаки «уставшей» подвески.
Так выглядит пятно контакта между дорогой, покрытой тонким слоем воды, и покрышкой, снятое высокоскоростной камерой. Хорошо видно: чем выше скорость и сильнее изношена покрышка, тем площадь этого пятна меньше. А если ещё колесо «приплясывает» из-за старых амортизаторов… Зачем так рисковать?
Зато возраст на состояние амортизаторов почти не влияет. Если, конечно, машина не простояла столько, чтобы заржавели штоки, «пожилой» демпфирующий элемент лишь немного уступит новому. Потому что главные враги подвески отнюдь не старость — это большие пробеги, перегруз (особенно — при перевозке багажа на крыше машины) и высокие скорости на плохих дорогах. Опасны и «холодные старты»: зимой, при низких температурах, первые полкилометра нужно проезжать «шёпотом», чтобы «согреть» подвеску.
Кстати, многие помнят дедовский способ проверки амортизаторов: нужно качнуть машину и понаблюдать, как быстро кузов перестанет раскачиваться. Если автомобиль сделает больше одного такта или кузов вовсе не удастся раскачать, значит, демпфер требует замены. Но! Во-первых, подобная «диагностика» требует некоторого опыта. Во-вторых, раскачка поможет выявить только совсем «мёртвый» элемент. Так что доверяйте либо своим ощущениям, либо специальному стенду (ими оборудованы крупные автосервисы), либо опытному мастеру.
Почему нельзя ездить на изношенных амортизаторах?
Далеко не каждый автолюбитель распознает момент начала износа амортизаторов на своей машине. Только когда поведение автомобиля на дороге кардинально меняется, появляются, скажем так, пугающие ощущения от его управления, владелец обращается в сервис. С другой стороны, даже опытные, но экономные водители, наоборот, узнав о проблеме, не спешат ее решать – дескать, ничего страшного, проезжу еще тысяч 10-15, а потом заменю, заодно и сэкономлю. Это же не тормоза – с вытекшими амортизаторами ездить можно, пусть и осторожно. На самом деле это очень опасное заблуждение.
Вышедшие из строя гасители вертикальных колебаний, так еще называют эти важные детали подвески, негативно воздействуют сразу на многие системы и узлы машины. Если амортизаторы изношены, автомобиль как мячик подпрыгивает на каждой кочке и угрожающе раскачивается в каждом повороте. При торможении происходят заметные клевки, а при разгоне приседания на корму. В общем, машина ведет себя неадекватно. Как только обнаружите подобные, пусть и не столь ярко выраженные, симптомы срочно обрщайтесь в техцентр для замены.
Чем же так опасны отработавшие свое амортизаторы? Как показывают исследования, при экстренной остановке на ровном асфальте со скорости 80 км/ч тормозной путь увеличивается на 5-9 метров в зависимости от класса и марки машины. На неровной дороге тормозной отрезок становится еще длиннее, а поведение машины — более непредсказуемым. Аналогичная ситуация в виражах. Автомобиль с исправными амортизаторами на скорости 50 км/ч запросто вписывается в поворот шириной 3,5-4 м, а с изношенными не вмещается в 5,5 м, да еще и проделывает это с пугающими кренами. Так и до аварии не далеко.
На мокрой дороге эффект аквапланирования (когда шины теряют сцепление с дорогой, начинают всплывать, теряя управление) на машине со старыми амортизаторами проявляется на 9-15 км/ч раньше, нежели на аналогичном авто с исправными деталями. А это уже опасно. Кроме того, вместе с усталостью амортизаторов появляется ускоренный износ покрышек – стираются буквально за тысячу километров.
И еще. Изношенные гасители колебаний тянут за собой более быстрый выход из строя практически всех элементов подвески и рулевого управления. Помнится, когда я обзавелся своей первой иномаркой, естественно, не новой, приехал в сервис для замены масла. В небольшой, но чистой мастерской увидел плакат, который гласил: из-за неисправных амортизаторов преждевременно изнашиваются еще 22 детали ходовой. Помню, это произвело на меня сильное впечатление, и я попросил мастеров проверить демпфера на моей машине. В общем, в тот день я выехал из ворот гаража на новеньких амортизаторах.
Поэтому, как только почувствовали что-то неладное в поведении своего автомобиля, не поленитесь заехать в сервис для диагностики ходовой. А если симптомы совпадают с изложенными выше, подыскивайте сразу новые амортизаторы для своей машины – тем более, что выбор сейчас весьма широк.
Последствия езды с изношенными амортизаторами
Амортизаторы и стойки являются элементами подвески. Их правильная работа очень важна для безопасной эксплуатации автомобиля. Амортизаторы и стойки предназначены для обеспечения плавности движения и эффективности управляемости, торможения и стабильности. Также они предотвращают преждевременный износ деталей подвески и шин. Если амортизаторы и стойки изношены, то в сложных условиях управление автомобилем будет непростой задачей, а водитель будет быстрее уставать из-за увеличения количества необходимых действий по управлению. Читайте подробнее о том, что может произойти с автомобилем при движении с изношенными амортизаторами.
Что происходит, если вовремя не менять амортизаторы и стойки
Как и многие детали автомобиля, амортизаторы и стойки со временем изнашиваются. Когда износ начнет влиять на эффективность движения автомобиля, ваш специалист по ремонту скорее всего порекомендует заменить изношенный компонент, чтобы восстановить характеристики управляемости и движения автомобиля. Если вы хотите подождать с проверкой изношенных амортизаторов и стоек, способность к торможению, управляемость и стабильность автомобиля могут пострадать. Последствия движения с изношенными амортизаторами или стойками могут быть различными, от неприятных до критически влияющих на безопасность.
- Снижение эффективности торможения – Износ стоек и амортизаторов может отрицательно сказаться на эффективности тормозной системы. Может увеличиться тормозной путь, что может быть критично при аварийном торможении. Также увеличивается риск заноса на мокрой дороге. Не рискуйте своей безопасностью и безопасностью других участников движения – не откладывайте проверку изношенных амортизаторов и стоек.
- Износ шин – Вы можете думать, что износ протектора на шинах нормальный, но он может быть результатом износа амортизаторов и стоек. Внимательно осмотрите шины. Если на них есть признаки вмятин на протекторе или ускоренного износа, вероятно, способность амортизаторов или стоек поддерживать контакт колес с дорожным полотном уменьшилась. Это может влиять на безопасность, особенно на мокрой дороге: увеличивается риск аквапланирования. Не следует просто заменять шины с изношенным протектором. Это устранение последствий неисправности, а не причины проблемы. Специалист по ремонту должен проверить рулевое управление и подвеску, включая амортизаторы и стойки, на предмет выявления причины.
- Потеря управляемости – Движение с неисправными амортизаторами или стойками отрицательно влияет на управляемость автомобиля. Вы можете заметить, что автомобиль сильно раскачивается или резко смещается в сторону в повороте, либо вы теряете контроль при встречном ветре. Со временем амортизаторы и стойки теряют способность контролировать смещение веса. Именно в этом причина того, что вы ощущаете потерю контроля над автомобилем. Это может быть опасно, особенно если колеса потеряют контакт с дорожным покрытием: вам будет сложно управлять автомобилем в аварийной ситуации.
- Увеличенный износ других компонентов подвески – Изношенные амортизаторы и стойки могут отрицательно влиять на связанные с ними компоненты рулевого механизма, тормозной системы и подвески. По мере износа амортизаторов и стоек смещение подвески увеличивается, и другие компоненты рулевого механизма, тормозной системы и подвески могут пострадать. Этот дополнительный износ и нагрузка могут приводить к более быстрому износу связанных компонентов. Это может приводить к необходимости более дорогого ремонта.
Время записаться на сервис
Если вы думаете, что амортизаторы или стойки изношены, следует обратиться к специалисту по ремонту для осмотра подвески по программе Safety Triangle. После тщательной проверки специалист сможет найти проблему и провести нужные ремонтные работы.