Палладий падает без спроса
Анна Королева
корреспондент Expert.ru
21 февраля 2023, 14:23
Цены на палладий в последние несколько месяцев демонстрируют сильный медвежий тренд, и перспективы вряд ли улучшатся в ближайшее время, поскольку основной потребитель — автопром — не обеспечивает спрос.
Во вторник, 20 февраля, цены на палладий упали до самого низкого уровня с августа 2019 года на фоне опасений переизбытка предложения и слабых прогнозов спроса. Запасы металла на торговых складах продолжают расти, несмотря на перебои с поставками со стороны крупного производителя в Южной Африке из-за отключения электроэнергии.
Поставки из России, страны № 1 по добыче палладия, остались на нормальном уровне, несмотря на западные санкции. В то же время рост цен на металл в 2022 году заставил автопроизводителей заменить его более дешевой платиной. В прошлом году Anglo-American Platinum заявила, что до 1 млн унций палладия могут быть заменены платиной в течение следующих пяти лет.
Данные также показали, что в 2022 году замещение платиной, по оценкам, достигло 340 тыс. унций, а в 2023 году ожидается рост замещения до более чем 500 тыс. унций, что более чем вдвое превышает показатель 2021 года. При этом в ЕС одобрили закон, который запрещает продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей, выделяющих углерод, с 2035 года, чтобы ускорить переход граждан на электромобили.
Есть причины и более общего свойства. Как подсчитали аналитики портала Invezz, стоимость палладия упала более чем на 56% с максимума, достигнутого 7 марта 2022 года, и это логично: цены на палладий, как правило, снижаются в периоды рецессии из-за его промышленного использования. Как и платина, палладий используется в производстве каталитических нейтрализаторов. А с ростом процентных ставок крупнейших мировых ЦБ продажи автомобилей могут замедлиться в ближайшей перспективе — фактически, большинство автопроизводителей, включая Ford и General Motors, сообщили о снижении объемов производства автомобилей в 2022 году, и эта тенденция может сохраниться, поскольку новые автомобили становятся недоступными.
Кроме того, стоимость палладия падает потому, что инвесторы делают ставку на ликвидацию дисбаланса спроса и предложения в 2023 году (исторически предложение палладия всегда отставало от спроса).
Автопром не оправдывает надежд
После того как в Чикаго стоимость фьючерсов на палладий к апрелю 2021 года достигла почти 3000 долл./унц., растущий тренд сменился падающим, который продолжается до сих пор, отмечает аналитик товарных рынков компании «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева. В феврале 2023 года цена палладия достигла 1486 долл./унц., потеряв половину от максимальных значений.
Основной негативный фактор, влияющий на рынок в последние годы, — сокращение спроса на палладий в автопроме, доля которого в мировом потреблении металла составляет около 90%, подтверждает аналитик. Стагнация в автомобильной отрасли началась во время пандемии и продолжилась из-за дефицита полупроводников. Растущая доля производства электромобилей еще больше снижает потребление палладия.
При этом, полагает Лукичева, предложение останется относительно устойчивым, хотя и с большой долей неопределенности в отношении России. Дел в том, что рост рециклирования палладия в ближайшие годы продолжится — это обусловлено увеличением использования металла в последние 10-15 лет, что повышает коэффициент извлечения для повторного использования. В результате профицит металла на рынке будет расти и к 2025 году может достичь 1 млн унций, хотя в текущем году ожидается дефицит в размере 300 тыс. унций. Ухудшение фундаментальных показателей спроса и предложения оказывает понижательное давление на цены в среднесрочной и долгосрочной перспективе и негативно влияет на текущие настроения инвесторов, заключает эксперт.
В отсутствие радужных перспектив
Во вторник, 21 февраля, цены на палладий на утренних торгах демонстрируют негативную динамику, теряя 1,2%. Как отмечает аналитик TeleTrade Алексей Федоров, уже достигнута отметка 1490 долл. за тройскую унцию, что на фоне некоторого ухудшения настроений на финансовых площадках сегодня утром выглядит вполне естественно.
Вчерашние торги оказались нейтральными: американские инвесторы отдыхали, в США был выходной — Президентский день, что и сдерживало давление на рисковые активы, отмечает аналитик. После резкого снижения палладий даже подрос в пределах 1%. Однако уже сегодня утром рынки стали готовиться к предстоящим на этой неделе событиям.
В основном, инвесторов интересует информация о февральском повороте инфляционно-монетарного курса в США, поясняет Федоров. Серия макроэкономических отчетов, опубликованных в феврале, дала понять, что американская экономика не охлаждается так, как этого ждал рынок. Поэтому игнорировавшиеся ранее предупреждения представителей ФРС о том, что регулятору предстоит еще многое сделать для возвращения инфляции к таргету в 2,0%, теперь закладывается в модели оценки рисковых активов, что дает понимание завышенности текущих котировок.
Инвесторы пока не готовы полностью отказаться от идеи роста рынков, однако мы видим, что они все ближе подходят к этому моменту. Ставки на долговом рынке в США снова растут, особенно это заметно по краткосрочным бумагам: доходность по годовым гособлигациям США в феврале превысила 5-процентную отметку.
Одновременно с этим почти на 2% с начала месяца растет индекс доллара (DXY), что, по словам эксперта, также указывает на дрейф инвесторов в сторону защитных активов. И лишь фондовые индексы США упорствуют, оставаясь вблизи январских максимумов — 4063 пункта по фьючерсу на индекс широкого рынка S&P 500 — сдерживая тем самым давление на всю группу рисковых активов.
Цены на палладий благодаря этому упорству американских фондовых бенчмарков достаточно мягко прошли путь 10-процентного снижения в феврале, аккуратно остановившись в границах ключевого уровня поддержки 1400-1500 долл. Это небольшое снижение, полагает Федоров, учитывая высокую биржевую волатильность палладиевых котировок. Однако сам факт пребывания цен на столь важном уровне в условиях активной переоценки монетарных действий ФРС не может не вызывать беспокойства.
Протокол последнего заседания ФРС, который без слов Джерома Пауэлла о дезинфляции будет выглядеть достаточно жестко, вряд ли сможет стать триггером для пробоя в середине недели ключевого уровня поддержки палладия. То же самое можно сказать и о предстоящей пятничной публикации наиболее предпочтительного для ФРС индикатора инфляции. Ценовой индекс расходов на личное потребление в США (PCE) за январь, скорее всего, так и останется на уровне 5% г/г, об этом говорит и консенсус-прогноз Уолл-стрит, и слабое замедление других инфляционных показателей в прошлом месяце.
То есть, считает Алексей Федоров, в худшем случае жесткие протоколы ФРС и сохранение PCE на декабрьском уровне могут спровоцировать снижение палладиевых котировок к нижней границе уровня поддержки 1400-1500 долл. Но для полноценного пробоя потребуется триггер посерьезнее, чем уже ожидаемый на этой неделе инфляционно-монетарный негатив.
«Что конкретно могло бы выступить роковым фактором, сказать очень сложно — кандидатов на эту роль хватает. Но так или иначе, он должен будет сначала снять защиту для всей группы рисковых активов со стороны американского фондового рынка. Это значит, что сигналом о возможном пробое поддержки станет существенное падение фондовых бенчмарков в США», — заключает аналитик.
Самый дорогостоящий металл: прогноз на палладий на 2024 год
Финансы 2023
Продолжительный рост на рынке спроса к палладию привело к резкому увеличению стоимости драгметалла в течение последних 9 лет.
На фоне строгого экологического контроля и растущих нужд автопромышленности, на мировом уровне ожидается дефицит этого самого драгоценного металла.
Поэтому прогноз цен на палладий все больше приближается к максимальным отметкам, существенно опережая цену золота и платины.
Кроме автомобильной индустрии, драгметалл используют в изготовлении ювелирных изделий, стоматологической сфере и электронике. Но, курс палладия показывает прогрессивный рост из-за широкого применения его в производстве транспортных средств, оснащенных двигателем внутреннего сгорания.
Ценность палладия
Палладий является самым дорогостоящим металлом в мире. Активный рост цены драгметалла наблюдалось в течение 2016-2019 годов, на протяжении всего 3 лет он подорожал на 180%. В 2020 году во время пандемии курс стабилизировался и даже снизился из-за карантинных ограничений.
Но уже с начального периода 2022 года лидер в рейтинге драгметаллов смог вернуться в свою позицию, а в апреле того же года он обновил исторический максимум. Биржевые котировки достигли до 3000 USD за унцию в конце 1-й четверти.
Затем произошла коррекция биржевых котировок, в декабре 1 унция Pd стоило 1576$. Годовой средний показатель составил 2390-2500 USD, впоследствии курс остался неизменным.
А платина теряет стоимость из-за низкого спроса на автомобили с дизельным мотором. Машины с бензиновым двигателем, в каталитических нейтрализаторах которых используется палладий, набирают все больше популярности на мировом маркетинге.
Т.к., их фильтрационная система более эффективно устраняет токсины в составе выхлопных газов, что важно для защиты экологии.
В ювелирных изделиях, как и другие ценные металлы, вроде платины, золота и серебра, палладий тоже оснащается клеймом (проба). Ювелиры применяют его для обработки поверхности белого золота. Драгметалл часто используется в украшениях, инкрустированных бриллиантами.
Палладий и автопромышленность
Стоимость Pd (Palladium) достигает рекордных значений, потому что он превратился в одного из самых востребованных материалов в машиностроении. Спрос к нему продолжает расти из-за интенсивного перехода в зеленую экономику.
По расчетам экспертов, 80% из общей доли потребления Pd относится к индустрии транспортной техники. Это самая быстро развивающаяся отрасль в мире. Поэтому на рынке наблюдались значительные нехватки, превышающие отметку от 57 тысячи тонн.
Драгметалл широко применяется в производстве катализаторов для автомашин. Фильтрационный элемент автотранспортных средств позволяет снижать уровень выброса токсичных веществ в атмосферу.
Каталитические нейтрализаторы на базе Pd, присутствуют в системе машин с двигателем внутреннего сгорания (бензиновый мотор). Они способны поглотить вредоносные углеводороды, имеющиеся в составе выхлопных газов.
На вопрос, сколько будет стоить палладий в 2024 году, сразу ответить сложно. Т.к., многие автомобильные концерны рассматривают варианты замены драгоценного металла на более дешевый аналог. Но для этого требуется найти сопоставимый по эффективности очистки катализатор.
В качестве перспективной версии рассматривается переход на платину. Он выполнял аналогичную функцию в дизельном моторе. Конечно, не все его показатели сравнимы с особыми характеристиками и химическим составом Pd.
Но дефицит на рынке и стремительный рост курса все больше вынуждает производителей найти ему замену. Это необходимо для снижения себестоимости агрегата.
Однако, по словам экономистов, массовый отказ от палладия в ближайшем будущем просто невозможно. Потому что, модификация производственных линий требует немало затрат.
Зависимость палладия и платины
По технологии добычи палладий является вторичным продуктом. Его получают в процедуре извлечения никеля или платины. Также переработка сульфидных руд меди, серебра и никеля приводит к образованию Pd.
Лидером в производстве химического элемента Palladium является компания «Норникель». Его доля в мировом расчете составит 40%. Второй крупный источник ценного металла находится в ЮАР, Бушвелдском комплексе. Другие месторождения расположены в Зимбабве и на территории Северной Америки.
Нарастающий коэффициент дефицитности драгметалла усложняет прогноз цен на палладий на 2024 год. Но с большой вероятностью стоимость металла будет только расти. Нехватка Pd может увеличиваться и в результате ожидаемых сложностей с его поставкой.
Две крупные рудники ПАО «Норильского никеля» были затоплены, что привело к значительному снижению динамики добычи в ресурсах крупнейшей компании. Хотя позднее руководство сообщило о восстановлении их функции.
Стоит отметить, что на фоне расширения масштабного производства электромобилей, наблюдается активный рост стоимости и никелевой руды. К тому же, в 2022 году ожидается внедрение запрета на экспорт никеля в Индонезии. В стране добывается около 25% руды из общей доли мирового предложения.
Вслед за крупным экспортером, в список лидеров входят Филиппины, Китай, Канада, Япония и Австралия. А доля «Норникеля» составит более 33% в совокупности объема первичной и рафинированной никелевой руды.
Прогноз цены на палладий в 2024 году
Продолжительность глобального дефицита микросхем не препятствует увеличению количества выпускаемых автомашин во всем мире. По мнению аналитиков, в 2023-24 годах ожидается рост производства не менее чем на 5,5-4,4%.
На фоне этих прогнозов, естественным образом возникает вопрос о том, что будет с палладием в 2024-м, продолжат ли использовать автопроизводители его, несмотря на столь высокую цену?
Как предполагают эксперты, в ближайшее время не стоит ожидать обновления в системе очистки выбросов ДВС. Причиной того служат не только предпочтительные характеристики Pd, но и сложность переоборудования заводов, приспосабливая производственный процесс под другой металл с сопоставимыми свойствами.
Это может потребовать немалых затрат от концерна. Автокатализаторы с палладием, не смотря на рекордные курсы базового материала, занимают минимальную долю при расчете себестоимости агрегата.
По результатам технического анализа, прогноз курса палладия на 2024 год сложно назвать положительным. Т.к., выходом в торговле фьючерсов, драгметалл превратился в перспективный инвестиционный инструмент.
По данным электронных бирж, уже в начале года palladium подорожает на 69% (от 4860$), а в начале летнего сезона этот показатель составит 103%.
В конце года стоимость ценного металла может подниматься до 110%. Это означает, что его цена на рынке достигнет отметки 6170$ на 1 тройскую унцию.
Экспертное мнение по поводу стоимости палладия
Аналитические расчеты, прогнозирующие значительное увеличение спроса к palladium, остаются неизменными в отношении будущего. В 2020 году прирост курса драгоценного металла составило 26%, а в 21-году 3-тысячелетия он подорожал на 9%, а спрос к нему увеличился на 4%.
Очевидно, что показатели низкие по сравнению с прошлогодними результатами. Объясняется это тем, что восстановление автомобильного производства происходило слишком медленными темпами.
Однако, по словам экономистов, мировое машиностроение вернет свой доковидный уровень в течение 2023-2024 годов. А некоторые концерны могут и увеличивать свою производственную мощность.
Прогноз по палладию на 2024 год в основном будет зависеть от уровня восстановления автомобильного сектора. Потому что, более 80% от общего количества потребления Pd относится к индустрии машин с ДВС (мотор заправляемый бензином).
По мнению аналитиков Citigroup, к этому периоду спрос к драгметаллу прирастет, а вместе с тем ожидается и повышение его стоимости. Правда, в результате увеличения производственной мощности компаний-добытчиков, рекордных отметок в рыночном ценообразовании не стоит ожидать.
Но, как предполагают они, высокая цена металла сохранится в течение немалого времени, то есть будет наблюдаться долгосрочный возвышенный курс.
По словам эксперта «CommerzBank» Карстена Фритша, при достижении отметки 5000 USD за унцию и продолжительной нехватки материала, автопроизводителям приходиться найти замену Pd. Но, как говорит руководитель «Норникеля» В.Потанин, в 2022-23 годах дефицит не возникнет.
Стоит напомнить, что ранее компании пришлось бороться сразу 2-я производственными инцидентами, что существенно сократило ее производственную мощность. Также Фритш предрек неперспективное будущее металла после отметки 3000 USD.
По предположениям аналитика Сунил Кумара Диксита, фьючерсы палладия в ближайшее время будут торговаться на уровне 3127 USD. Специалист учитывает сопротивление по отношению модели Фибоначчи.
Прогноз цены на палладий в 2024 году тоже может оказаться на высшем уровне. Потому что биржевые анализы показывают прирост стоимости до 6173 USD, а для 2023 года экспертная отметка составляет от 4860 доллара США.
Стоит ли инвестировать в палладий в 2024 году?
Многие эксперты отмечают palladium в качестве перспективного инструмента для инвестиции в мировых биржах. Это промышленная руда, на стоимость которого влияет уровень спроса к нему.
В последнее время не наблюдалась значительная активность в курсе драгоценных металлов, вроде золота, платины и серебра, а курс палладия значительно вырос.
Однако, по предположениям экономистов и аналитиков, Pd может подешеветь масштабным поступлением на продажу электромобилей. Но для этого требуется снизить затраты на аккумуляторы энергозаправляемых машин.
В любом случаи, автомобили с двигателем внутреннего сгорания остаются в тренде на фоне перехода к зеленой экономике. Их автокатализаторы с палладием способны сократить уровень токсичных углеводородов выхлопного газа и обезвредить выбросы.
Даже после «зеленого энергоперехода» Pd сохранит позицию в виде водородного топливного элемента, поэтому эксперты рекомендуют хранить его в портфеле в виде долгосрочного «защитного актива».
Палладий готовится возвращать утраченные высоты
Мировые цены на палладий идут вниз, заставляя инвесторов нервничать, и в общем-то их можно понять: если в январе текущего года стоимость палладия на New York Mercantile Exchange достигала 1,830 тыс. долларов за тройскую унцию, в феврале она сползла до 1,397 тыс. долларов и сейчас пытается пробиться к отметке 1,450 тыс. долларов. В действительности же наблюдаемый сегодня спад может смениться ростом уже в нынешнем году вследствие влияния нескольких факторов.
Цены расти не спешат
Снижение цен на палладий явно привело к распространению негативных настроений среди аналитиков и трейдеров, допускающих дальнейшее ухудшение конъюнктуры на глобальном рынке металла.
По их мнению, динамика цен на палладий тесно связана с положением дел в глобальной экономике, которая стоит на пороге рецессии или уже в нее вошла. Во всяком случае, экономика Европейского союза находится далеко не в лучшем состоянии, да и в США и Китае она тоже не блещет позитивом. Следовательно, считают они, предпосылок для укрепления спроса на палладий и подъема цен на него нет.
В отраслевом разрезе потребление палладия традиционно определяется ситуацией в автомобилестроении, оно же и в Европейском союзе, и в США в 2022 году пробуксовывало. Например, в 2022 году американский концерн Ford (NYSE: F ) сократил продажи машин на 5,7% до 3,7 млн штук, немецкий BMW (ETR: BMWG ) – на 4,5% до 2,1 млн штук.
Соответственно, в 2023 году производство и реализация автомобилей тоже могут уменьшиться на фоне повышения инфляции в Европейском союзе и США и возросших в них ставкам по автокредитам. Плюс выпуск электромобилей, не нуждающихся в палладиевых катализаторах, может показать серьезный рост.
Одновременно эксперты указывают на процесс замещения палладия более дешевой платиной . В 2022 году платина заменила 340 тыс. тройских унций палладия, и в 2023 году этот показатель может увеличиться до 500 тыс. тройских унций. Расширяются запасы палладия на складах трейдеров, формируя тем самым избыточное предложение металла и давя на цены.
С такими взглядами нельзя согласиться. Прежде всего стоит отметить, что по итогам 2022 года нехватка палладия на глобальном рынке может быть оценена в 550-600 тыс. тройских унций из-за спада его производства Sibanye Stillwater (JO: SSWJ ), которая столкнулась с трудностями с обеспечением сырьем в США. В похожей ситуации оказались Anglo American Platinum (JO: AMSJ ) и Impala Platinum (JO: IMPJ ) – перебои с подачей электроэнергии на их предприятия, находящиеся в ЮАР, привели к падению выпуска металла.
Остальные игроки не смогли воспользоваться складывающейся конъюнктурой из-за ограниченных возможностей для роста добычи. «Норильский никель» (MCX: GMKN ) же предпочел корректировать добычу и производство палладия в зависимости от динамики спроса, стремясь поддерживать мировые цены на него на приемлемом уровне.
Предпосылки для подъема
В текущем же году выпуск палладия на планете может подняться, если его иностранные производители решат свои технические проблемы. Однако дефицит никуда не исчезнет вследствие увеличения выпуска автомобилей в различных странах на фоне нахождения цен на нефть менее 75 долларов за баррель.
В частности, американский Ford зафиксировал уменьшение нехватки микрочипов (отрицательно воздействовавшей на весь мировое автомобилестроение еще с пандемийного 2020 года) и восстановление ослабевшего рынка США.
Замена же палладия платиной не является панацей: разница в ценах на них составляет примерно 500 долларов и не способна кардинально изменить конечную стоимость автомобиля. Вдобавок каталитическая способность палладия намного выше, чем у платины. Проводимая же в Европейском союзе и США политика ужесточения экологических требований к эмиссии выхлопных газов из машин будет способствовать поддержанию заказов на палладиевые катализаторы со стороны крупнейших автомобильных концернов мира.
Наблюдаемый же в последние несколько лет тренд на декарбонизацию транспорта за счет расширения производства электромобилей не сможет поколебать позиции палладия в глобальном автомобилестроении ни в 2023 году, ни в среднесрочной перспективе: электромобили будут пока проигрывать машинам с двигателями внутреннего сгорания и одновременно они будут жестко конкурировать с гибридными автомобилями, количество которых тоже растет из-за неравномерности сетей зарядных стаций и скачков цен на электроэнергию.
Использование же биотоплива в транспорте также не отменит применения палладиевых катализаторов – они-то как раз и будут нужны для его массового получения. Разрабатывавшиеся их аналоги на основе циркония и иных металлов проигрывают палладию по эффективности и глубине катализа.
Прогнозируемый же водородный переход лишь усилит спрос на палладий, поскольку он способен впитывать в себя этого газа в 90 раз больше собственного веса. Диффузия водорода в палладии приводит его в квазижидкое состояние, обеспечивающее легкую отдачу газа при сравнительно невысокой температуре (чем сильно проигрывают рассматриваемые в качестве заменителя палладия цветные металлы). Именно палладий может обеспечить надежное и безопасное хранение водорода.
Нельзя сбрасывать со счетов и использование палладия не только для переработки нефти, но и природного газа для последующего получения этилена, пропилена и других видов востребованной газохимической продукции, причем он также необходим для их очистки.
Новые горизонты для применения палладия открывает фармацевтика. Исследования российских и зарубежных ученых выявили наличие у соединений палладия полезных свойств, обеспечивающих основу для создания противовоспалительных и противоотечных лекарств и препаратов для борьбы с онкологическими заболеваниями.
И, наконец, палладий может быть задействован для производства биологических стимуляторов и пестицидов для нужд сельского хозяйства, обеспечивая тем самым предпосылки для снижения использования химических средств защиты растений. В частности, палладий может повысить эффективность синтеза пептидов (существующие технологии получения которых отличаются высокими издержками), рассматриваемых специалистами в качестве перспективного класса соединений для выпуска недорогих пестицидов.
В результате можно прогнозировать формирование в 2023 году на глобальном рынке дефицита палладия в размере 400 тыс. тройских унций из-за роста производства автомобилей и действия других фундаментальных факторов.
Перспективные же ниши для его использования будут стимулировать заказы на палладий, не давая образоваться большому излишку палладия на длительный срок и не позволяя его ценам уходить под отметку 1 тыс. долларов за тройскую унцию.
Что ждет платину и палладий к концу 2023 года?
Из графика видно, что палладий снизился до линии EMA 200, на месячном таймфрейме, и пока что торгуется вблизи скользящей средней. Линия поддержки здесь находится на уровне 1181. Также можно заметить, что в 2016м году цена на палладий также приближалась к EMA 200. Но именно на ней завершилось падение палладия, после чего цена оттолкнулась и перешла в восходящее движение, которое, как видно оказалось продолжительным впоследствии.
Также по индикатору RSI можно наблюдать ценовую перепроданность на месячном таймфрейме. Показатель индикатора находится вблизи отметки 34. Исторически подобная перепроданность предшествововала будущему восходящему движению.
Платина торгуется ниже 200 EMA на дневном и недельном графике. Сейчас цена приближает к своему сильному уровню поддержки на уровне 880-910. Последний раз ниже этого уровня цена была в октябре 2022го года. С того времени цена трижды не могла пробить данный уровень сопротивления. По пробитию данного уровня следующим уровнем поддержки может оказаться минимум осени прошлого года 800 – 840.
Также видна из графика ценовая перепроданность платины на четырёхчасовом таймфрейме. Значение RSI составляет 21.
Индекс доллара. В данный момент в связи с восходящим движением индекса доллара цены на металлы оказываются под давлением.
На графике индекс пробил наклонное сопротивление и торгуется вблизи уровня 105. Дальнейшее движение либо вверх либо вниз может оказать воздействие на цены мпг (металлы платиновой группы). При восходящем движении ближайшим уровнем сопротивления может оказаться максимум марта 2022 года в диапазоне 105,5 – 106. При развороте уровнем поддержки может выступить диапазон 104 – 104,6. Либо уровень нисходящей линии.
По RSI наблюдается ценовая перегретость на дневном графике. Значение индикатора колеблется вблизи 71. Последние достижения подобных значений сменялись коррекцией индекса, что также видно на графике. Также стоит отметить наличие ценовой дивергенции по RSI и отрыв цены от уровня EMA 9.
Спрос на платину. Согласно последнему квартальному отчету Всемирного совета по инвестициям в платину (WPIC) ожидается:
— увеличение общего спроса на 27% в 2023 году и одновременно сохранению общего предложения;
— оживление спроса в автомобильной промышленности приведет к росту спроса в 2023 году на 13% (+ 381 тыс. унций);
— расширение производственных мощностей повысит прогнозируемый промышленный спрос в 2023 году до рекордных 2667 тыс. унций;
— высокий спрос на ETF во 2 квартале 23 года, прогнозируемый общий объем инвестиций в 2023 году составит 386 тыс. унций.
Спрос на палладий. Главным импортером палладия является Китай. Согласно данным Газпромбанк инвестиции его доля от глобальных поставок составляет 31%. Основным назначение палладия является его роль пр производстве автомобилей.
В свою очередь, в Китае отмечается увеличение производства автомобилей. 5 сентября чиновник Министерства промышленности и информатизации Ван Вэймин сообщил, что за первые семь месяцев 2023 года в Китае производство и продажи автомобилей выросли на 7,4 проц. и 7,9 проц. в годовом исчислении соответственно. Также он отметил о стремлении Китая увеличить годовой объем продаж автомобилей на 3 проц. до 27 млн единиц в 2023 году.
Согласно исследованию Газпромбанк инвестиции на графике можно за тенденцией продаж автомобилей за последние годы. Видно, что продажи легковых автомобилей растут.
Так выглядит график производства автомобилей за последний год. Видно что производство автомобилей падало до января 2022 года, но затем стало увеличиваться до июля 2023-го года.
Необходимо также учитывать, что не смотря на возможное увеличение спроса на мпг, ведущие компании импортеры могут иметь запасы металлов, приобретенных ранее.
Главным негативным фактором для мпг являются опасения по поводу предстоящей мировой рецессии и последующему снижению цен на промышленные и драгоценные металлы.
Восстановление производства автомобильной промышленности Китая может оказаться медленным, из-за чего спрос на металлы окажется недостаточным.
Среднесрочно – это укрепление индекса доллара DXY.
А также есть риск предпочтения платины палладию, в связи с ее относительной дешевизной в сравнении с ценой палладия.