Основные неисправности системы охлаждения
Диагностика системы охлаждения позволяет выяснить причину неисправности данной системы. Основная неисправность — повышенная температура двигателя, указатель температуры находится в красном диапазоне шкалы, что указывает на перегрев двигателя. Основные причины перегрева двигателя:
Недостаточное количество жидкости в системе
Слабое натяжение ремня вентилятора
Недостаточная производительность водяного насоса
Закрыты жалюзи радиатора вследствие заедания троса управления жалюзи или оси створок
Большое отложение накипи в системе охлаждения
Основные способы устранения в зависимости от причины: долить охлаждающую жидкость до нормы, отрегулировать натяжение ремня вентилятора, произвести ремонт водяного насоса, проверить термостат (при необходимости заменить), промыть радиатор сильной струей воды при засорении трубок, при наличии накипи в системе охлаждения произвести химическую чистку, очистить от ржавчины и смазать графитной смазкой жалюзи радиатора.
Иная неисправность — не сливается охлаждающая жидкость из сливного отверстия рубашки блока цилиндра. Причина — скопление накипи и продуктов коррозии в зоне сливного отверстия. Основной способ устранения — прочистить проволокой и продуть сжатым воздухом сливное отверстие.
Повышенный расход охлаждающей жидкости может указывать на неисправность клапана пробки радиатора, повреждение прокладки пробки радиатора, повреждение радиатора, утечку через соединения в системе охлаждения двигателя и в системе отопления. В зависимости от повреждения устраняется и основная причина неисправности.
Следующей неисправностью в системе охлаждения двигателя может быть переохлаждение двигателя, что происходит по двум причинам:
вследствие неисправности термостата
заедания привода жалюзи в открытом положении.
В этих случаях необходимо заменить термостат либо смазать графитной смазкой привод жалюзи, предварительно очистив его от ржавчины.
Техническое обслуживание системы смазки
При ЕО проверяют осмотром герметичность системы смазывания и ее соединений. Контролируют уровень масла в картере двигателя масломерным щупом. При необходимости доливают масло до верхней метки. Контролируют давление масла в системе при пуске двигателя и в процессе работы автомобиля.
При ТО-1 проверяют крепления маслопроводов и приборов системы смазывания. При ослаблении креплений гайки и болты подтягивают. Отстой из фильтров сливают на прогретом двигателе.
При ТО-2 заменяют масло в картере двигателя. После слива отработавшего масла рекомендуется промыть систему с использованием специальной установки и промывочного масла.
Проверка уровня масла в двигателе. Через 3 – 5 мин после выключения двигателя вынуть масляный щуп, вытереть его насухо тканью (не оставляющей волокон), вставить щуп обратно, вынуть щуп для определения уровня масла: он должен находиться между метками «МАХ» и «MIN», ближе к метке «МАХ».
Рис. 1. Проверка уровня масла
Если уровень близок к метке «MIN», то необходимо долить свежее масло до нормы. Перед дозаправкой очистите заливную горловину от пыли и грязи.
При проверке уровня масла необходимо обратить внимание на его качество. Загрязненность можно определить по цвету и прозрачности на маслоизмерительном указателе или капельной пробой на фильтровальную бумагу.
Промывка системы смазки и замена масла в двигателе. В процессе работы в смазочной системе накапливаются осадки, состоящие из продуктов неполного сгорания топлива и окисления масла. Присадки масел также способствуют отложениям. Новые масла, заливаемые при ТО, обладают моющими свойствами и частично вымывают отложения, загрязнения тем самым маслом. Длительная работа двигателя на холостом ходу при низких температурах воды и масла способствует интенсивному осадкообразованию. Последующая работа двигателя на при высоких нагрузках и температурах вызывает превращение мягких отложений в твердые. Осадкообразование вызывает забивку маслопровода, задиры вкладышей, залегание колец и т. д.
Удаление осадков, т. е. промывка системы смазки, является необходимой технологической операцией, особенно при сезонном переводе работы двигателя на масло другой марки. Промывка замедляет ухудшение физико – химических показателей моторного масла, повышает компрессию двигателя (при более 100 тыс. км.) за счет более свободного расположения колец на поршне, уменьшает расход топлива и угар масла, обеспечивает лучшее функционирование смазочной системы. Промывку системы проводят масловязкими маслами (6 – 8 мм 2 /с) со специальными присадками.
Последовательность промывки системы:
слить отработанное масло при горячем двигателе;
залить промывочное масло до нижней метки щупа;
запустить двигатель (избегая резких ускорений) и дать поработать примерно 20 мин. на малой частоте вращения;
слить промывочное масло;
очистить и промыть керосином фильтры, заменить их элементы;
залить свежее масло, завести двигатель и дать ему поработать на малой частоте, чтобы масло заполнило всю систему;
проверить уровень масла и при необходимости довести его до нормы.
Промывочное масло после отстаивания можно еще использовать 1 – 2 раза. При отсутствии промывочных масел, как исключение, можно использовать летнее дизельное топливо. Промывочное время в этом случае не более 5 мин.
Периодичность замены масла назначают в зависимости от марки масла и модели автомобиля. Уровень масла проверяют через 2 – 3 мин после остановки двигателя.
Надежность работы смазочной системы во многом зависит от состояния фильтров. Большинство современных двигателей имеет два фильтра: полнопоточный (грубой очистки) и центробежный (тонкой очистки).
При ТО-2 у полнопоточных заменяют фильтрующие элементы, а центробежные разбирают, осматривают и промывают.
Смена фильтрующих элементов полнопоточного масляного фильтра. Выверните сливные пробки (см. рис.2) на колпаках и слейте масло из фильтра в подставленную посуду.
Рис. 2. полноточный масляной фильтр. 1 — стержень; 2 — стопорное кольцо; 3 — шайба; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — пружина колпака; 6 — уплотнительная чашка; 7 — шайба; 8 — пружина перепускного клапана; 9 — винт сигнализатора; 10 — пробка перепускного клапана; 11, 18, 20, 26 — прокладки; 12 — регулировочная шайба; 13 — корпус сигнализатора; 14 — подвижной контакт сигнализатора; 15 — пружина контакта сигнализатора; 16 — перепускной клапан; 17 — пробка; 19 — корпус фильтра; 21 — втулка корпуса; 22 — уплотнительное кольцо; 23 — фильтрующий элемент; 24 — колпак; 25 — сливная пробка.
Выверните болт крепления колпака фильтра и снимите колпак вместе с фильтрующим элементом, затем выньте его из колпака. Аналогично снимите второй колпак и фильтрующий элемент. Промойте дизельным топливом колпаки фильтров, используя кисть и ванну. Замените фильтрующие элементы и соберите фильтр в обратной последовательности.
Проверьте нет ли течи масла в соединениях фильтра при работающем двигателе; при обнаружении течи по уплотнению клапанов подтяните болты крепления клапанов или измените резиновые уплотнительные прокладки.
Промывка фильтра центробежной очистки масла. Отверните гайку (см. рис. 3) и снимите кожух.
Рис. 3. Центробежный масляный фильтр (центрифуга)
/ — трубка отвода масла, 2 — корпус, 3 — колпак ротора, 4 — ротор, 5 — колпак фильтра, 6 — гайка крепления колпака ротора, 7 — гайка крепления колпака фильтра, 8 — гайка крепления ротора, 9 — упорная шайба, 10 — упорный подшипник, II — верхняя втулка ротора, 12 — ось ротора, 13 — маслоотражатель, 14 — нижняя втулка ротора, 15 — стопор, 16 — предохранительный клапан, 17 —кран включения масляного радиатора, А, Б, В, Г, Д — каналы
Поверните ротор вокруг своей оси так, чтобы стопорные пальца вошли в отверстие ротора. Отверните гайку крепления колпака ротора и снимите колпак, промойте его в дизельном топливе, используя кисть и ванну. Соберите фильтр в обратной последовательности, проверив состояние уплотняющей прокладки клапана фильтра; при необходимости прокладку заменить.
Проверка сапуна вентиляции картера. При смене масла в системе смазки двигателя необходимо снять с картера маховика двигателя сапун лабиринтного типа с газоотводящей трубкой (см. рис. 4) и промыть его в дизельном топливе, используя для этого Ванну и кисть.
После промывки сапун установите на место.
Рис. 4. Сапун лабиринтного типа
1 – газоотводящая трубка; 2 – внутренний стакан; 3 – средний стакан;
4 – внешний стакан; 5 – полость установления в гнездо картера маховика.
Проверка герметичности соединений системы смазки. Осмотрите места соединений приборов системы смазки (см. рис.5): поддона картера , уплотнений масляных фильтров , масляного радиатора, маслопроводов, наличие и надежность крепления пробки поддона, проверяя нет ли течи масла при неработающем двигателе.
Рис. 5. Схема системы смазки
1—компрессор; 2—топливный насос высокого давления; 3—выключатель гидромуфты; 4—гидромуфта; 5, 12—предохранительные клапаны; 6—клапан системы смазки; 7—насос масляный; 8—перепускной клапан центробежного фильтра; 9—сливной клапан центробежного фильтра; 10—кран включения масляного радиатора; 11—центробежный фильтр; 13—лампа сигнализатора засоренности фильтра очистки масла; 14—перепускной клапан полнопоточного фильтра; 15—полнопроточный фильтр очистки масла; 16—маслоприемник; 17—картер; 18—главная магистраль
Пустите двигатель, установите среднюю частоту вращения коленчатого вала и осмотрите все соединения. При обнаружении течи остановите двигатель и подтяните крепление ослабленных соединений.
Основные неисправности системы охлаждения
Признаки ее неисправности: переохлаждение или перегрев двигателя.
Переохлаждение двигателя может быть при заедании термостата и открытых жалюзи и при отсутствии утеплительного чехла зимой.
Причины перегрева: недостаточный уровень охлаждающей жидкости, пробуксовка или обрыв ремня вентилятора, неисправность электромагнитной фрикционной муфты включения вентилятора (3M3-53, ЗМЗ-24 и A3ЛK-412), закрыты жалюзи, заедание термостата, отложение накипи и замерзание воды в радиаторе.
Система охлаждения должна быть герметичной. В случае неплотного соединения шлангов необходимо подтянуть стяжные винты хомутиков. Краник, пропускающий жидкость, надо притереть или заменить. Поврежденный радиатор запаивают.
Если имеется течь воды через сальник водяного насоса, следует заменить детали сальника.
Ремень вентилятора может пробуксовывать, если он замаслен или слабо натянут. Смазку удаляют сухой тряпкой (при неработающем двигателе). Натяжение ремня регулируют так, чтобы его прогиб при нажатии рукой посредине участка ремня между шкивами был в следующих пределах (смотрите таблицу).
Незначительную накипь на стенках рубашки охлаждения и радиатора можно удалить, не снимая радиатора с автомобиля. Для этого заливают в систему охлаждения раствор хромпика, приготовленный из расчета 4 — 8 мг на 1 л воды, и эксплуатируют автомобиль в течение месяца, после чего промывают систему 10 — 15 объемами чистой воды. Более слабая концентрация вызывает усиленную коррозию.
При сильном засорении и закупорке трубок радиатор снимают и заливают в него 10-процентный раствор каустической соды, подогретый до 90 °С. Через 30 мин раствор сливают и тщательно промывают радиатор чистой водой.
Хорошие результаты дает промывка системы охлаждения раствором: 7 — 8% (по объему к воде) соляной кислоты, 2 — 3 г/л ингибитора ПБ-5, 25 г/л технического уротропина, 1 — 3 г/л смачивателя ОП-7 или ОП-10 и 1 г/л пеногасителя (амиловый или изоамиловый спирт). Систему заливают раствором, пускают двигатель и прогревают раствор до 60 — 65 °С; через 10 — 15 мин его сливают.
Электромагнитная фрикционная муфта вентилятора может не включаться из-за неисправности датчика или электропроводки и нарушения воздушного зазора между якорем и торцом приводного шкива.
При заедании клапана термостата в закрытом положении двигатель перегревается, а в открытом — переохлаждается. Для проверки термостат опускают в сосуд с водой. Нагревая воду, следят по термометру, чтобы клапан начал открываться при 75 °С и полностью открылся при 90 °С. Жалюзи чаще всего заедают при отсутствии смазки в их приводе. В этом случае снимают трос с оболочкой, промывают его керосином и заполняют оболочку смазкой.
Если автомобиль оставляют на улице при низкой температуре или в неотапливаемом помещении, сливают воду из системы охлаждения. Для этого открывают сливные краники под радиатором и в блоке, снимают пробку горловины радиатора. Краник отопителя должен быть открыт. После слива воды из системы необходимо пустить двигатель и дать ему поработать 2 — 3 мин на малых оборотах, чтобы окончательно испарилась влага.
Перед пуском двигателя в холодное время года систему охлаждения при отсутствии пускового подогревателя проливают вначале теплой водой, а после наполняют горячей водой до прекращения выхода пузырьков воздуха в горловине радиатора, пускают двигатель и прогревают его на малых оборотах до 80 — 90 °С, после чего можно двигаться, не опасаясь замерзания воды.
О замерзании воды в радиаторе движущегося автомобиля водитель может судить по данным шкалы указателя температуры или загоранию контрольной лампы на щитке. В этом случае необходимо остановить автомобиль, заглушить двигатель и осторожно рукавицей или тряпкой (во избежание ожогов в случае выброса пара) снять пробку радиатора. Долить охлаждающую жидкость до уровня, закрыть жалюзи и, утеплив радиатор, пустить двигатель и дать ему работать на малых оборотах.
Если льда образовалось немного, он должен растаять. При отрицательном результате нужно, заглушив двигатель, прикладывать к радиатору тряпку, смоченную горячей водой.
Подавать охлаждённым: как не допустить перегрев двигателя
110 градусов. Казалось бы, довести дизельный двигатель до такой температуры сложно. Но, как показывает практика, очень даже реально. Как и бензиновый нагреть свыше 120 градусов. Эти цифры взяты не с потолка, это критические уровни температур для силовых агрегатов. При работе сверх данных значений мотор обречён на смерть. Ну а уж появление из выхлопной трубы белого дыма — главный симптом того, что нужно срочно заглушить двигатель и позвать механика.
Особенно остро проблема с перегревом стояла у владельцев «ГАЗелей» с 402 и 406 моторами. Гружёный автомобиль в горку пошёл и закипел. В пробке постоял, стрелка датчика температуры пошла вверх. Доходило до смешного — ставили по три вентилятора, просаживая всю электроцепь, только это не помогало.
Впрочем, от перегрева двигателя не застрахованы владельцы любого вида техники. Даже ультрасовременные импортные модели подвержены проблемам в системе охлаждения.
«Признаками неисправности являются подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя.
Перегрев двигателя имеет место при недостаточном количестве охлаждающей жидкости в системе, при образовании накипи, загрязнении радиатора, неисправности ремня вентилятора, неисправности термостата, поломке водяного насоса или же при заедании жалюзи радиатора в закрытом положении.
Я бы выделил три основные причины: некачественные детали/сборка, некорректно подобранная жидкость (особенно в части тяжелонагруженной специальной техники) и конструктивные особенности ДВС», — перечисляет руководитель Центра технических компетенций АО «Синтек Групп» Роман Сокуев.
Этот список сервис менеджер ООО «Люгонг Машинери Рус» (представительства LiuGong в России) Алексей Макаров дополняет несвоевременной очисткой радиатора от пыли и посторонних предметов, повреждением сот при очистке, выходом из строя привода вентилятора охлаждения и использованием охлаждающей жидкости, не соответствующей спецификации производителя.
«Основная причина выхода из строя системы охлаждения — это несвоевременное или некачественное обслуживание техники. Например, при некорректной работе приводного ремня помпы (в частности, при его сильном натяжении) возникает дополнительное усилие на валу крыльчатки, что может привести к повреждению подшипников или возникновению течи ОЖ», — добавляет инженер департамента технической поддержки Hitachi Construction Machinery Eurasia Александр Юньков.
Превентивные меры
Собственно, техника есть техника. Но минимизировать потери от простоя машины вследствие перегрева двигателя или предотвратить сие печальное событие можно.
«Снижение уровня антифриза можно определить, совершая рутинное действие — ежедневный (ежесменный) осмотр. Это естественное и обязательное действие для любого машиниста. Охлаждающая жидкость должна быть залита в расширительный бачок до оптимального уровня. Только тогда возможна нормальная работа двигателя.
Недостаточное количество антифриза в системе охлаждения ведёт к перегреву элементов мотора и его износу, но переизбыток не менее опасен. Если жидкость перелить, то образуется течь, становится возможным разрыв патрубка и самой расширительной ёмкости.
Оба варианта приводят к разгерметизации системы и быстрому износу элементов», — предупреждает руководитель направления гарантийного и сервисного обслуживания ООО «Чебоксарский завод силовых агрегатов» Михаил Бородов.
Расширительный бачок системы охлаждения изготовлен из полупрозрачного пластика, напоминает Алексей Макаров, что позволяет визуально определить уровень ОЖ.
«Также снижение уровня ОЖ можно определить по резкому повышению температуры двигателя до предельных значений при открытом термостате (температура ОЖ более 80 °С), по снижению эффективности системы отопления кабины, по характерному запаху ОЖ в салоне или подкапотном пространстве при внешней утечке.
На отдельных комплектациях автомобилей предусмотрена дополнительная индикация на комбинации приборов по показаниям датчика критического уровня ОЖ в расширительном бачке», — перечисляет главный конструктор по двигателям ПАО «КАМАЗ» Андрей Куликов.
Естественно, помимо проверки уровня антифриза, стоит осмотреть и патрубки. Если видны следы подтёков, износа или плохих соединений, то это повод более внимательно изучить систему охлаждения: может образоваться воздушная пробка. Помимо трещин в рукавах и негерметичности их соединений к причинам возникновения завоздушивания Андрей Куликов относит утечки в составе двигателя, неисправность водяного насоса, также одной из причин может являться нарушение работы паровоздушного клапана в пробке расширительного бачка.
«Воздушная пробка, как правило, образуется в двигателе, а не в радиаторе. При возникновении воздушной пробки может происходить перегрев системы охлаждения с недостоверными показаниям щитка приборов или датчика температуры ОЖ, с последующим понижением уровня ОЖ в расширительном бачке, после устранения воздушной пробки, при отсутствии течей.
Для устранения воздушной пробки необходимо открыть заливную горловину радиатора и запустить двигатель на несколько минут», — советует главный конструктор Производственной компании «ЧТЗ» Леонид Вершинский.
«Пока двигатель холодный, жидкость циркулирует только по рубашке охлаждения, не поступая в радиатор. Циркуляцию обеспечивает водяной насос (помпа). Основным признаком образования воздушной пробки является перегрев двигателя.
После того, как температура ОЖ достигнет определённого показателя, происходит срабатывание термостата, который открывает большой круг (жидкость проходит через радиатор). Если охлаждения ОЖ при движении по большому кругу недостаточно, тогда автоматически подключается вентилятор охлаждения двигателя (воздушное охлаждение).
Другими словами, температура растёт выше нормы, указатель температуры может подниматься до красной зоны. При этом при проверке уровня ОЖ в расширительном бачке никаких отклонений может быть не выявлено.
Также в холодное время года водитель может заметить, что тёплый воздух в кабину практически не поступает, хотя двигатель нормально прогрет. Это также указывает на то, что в системе охлаждения может быть воздух», — объясняет Роман Сокуев.
Если вдруг оказался…
Конечно же, проблема может возникнуть в самый неподходящий момент: в разгар работы на стройплощадке, в поле в разгар уборочной, на уборке дорог, на трассе вдалеке от ближайшего города и т. д.
«Как показывает практика, заклинивание термостата в открытом положении независимо от температуры охлаждающей жидкости является самой часто встречающейся неисправностью. Это означает, что антифриз всегда циркулирует по большому контуру, в результате возникают следующие проблемы: двигатель долго прогревается летом; зимой даже не выходит на рабочую температуру; печка дует либо слегка тёплым, либо вообще холодным воздухом; двигатель работает нестабильно и не на полную мощность», — перечисляет Михаил Бородов.
Проверить работоспособность термостата можно даже без разбора половины моторного отсека. После 5-10 минут работы двигателя нужно проверять патрубки системы охлаждения, советует Роман Сокуев. Если все они нагретые, то всё хорошо. Если же патрубки холодные, то термостат не открылся.
«В этом случае работу машины следует немедленно остановить и транспортировать её до места ремонта. Во втором случае термостат остался в открытом положении, поэтому система будет очень медленно выходить на рабочую температуру, особенно при низких температурах окружающей среды. Эксплуатация машины в таком случае также должна быть прекращена, но добраться до места ремонта машина может своим ходом», — поясняет Алексей Макаров.
Кроме того, если охлаждающая жидкость гоняет по большому кругу из-за неисправного термостата, то вполне может возникнуть и переохлаждение двигателя, говорит главный конструктор по двигателям ПАО «КАМАЗ».
«Также переохлаждение двигателя может возникнуть при чрезмерном отборе ОЖ, например, для отопления плохо теплоизолированного салона с большим количеством теплообменников в холодное время года.
Переохлаждение двигателя приводит к недостаточному испарению и неполному сгоранию топлива, смыванию масляной плёнки со стенок цилиндров, падению мощности, повышению расхода топлива и ускоренному износу двигателя, ухудшению экологических показателей.
Оптимальными рабочими температурами охлаждающей жидкости двигателя являются значения 80…105 °С. Водителю необходимо следить за стабильностью теплового режима двигателя и своевременно заменять термостат при поломке», — напоминает Андрей Куликов.
Другая проблема, которая может случиться во время работы техники, — образование трещины в радиаторе. Увидеть её можно по следу подтёка охлаждающей жидкости. Понятное желание сэкономить сразу рисует в голове вариант с запайкой повреждения.
Но вот главный конструктор «ЧТЗ», к примеру, говорит, что на технике их завода применяются только алюминиевые радиаторы, которые нельзя запаять. Но если здесь и сейчас замены детали нет, то можно воспользоваться и «дедовским» способом: временно заделать отверстия деревянным клином для минимизации утечек.
«В эксплуатации распространён метод ремонта течи радиаторов с применением специализированных герметиков. Все они основывались на принципе закупоривания небольших отверстий, через которые происходит утечка ОЖ.
Вместе с закупориванием непосредственно мест утечки происходило заполнение и трубок радиатора, салонного отопителя, каналов рубашки охлаждения двигателя, имеющих небольшие проходные сечения.
Герметик также может осесть в нижней части основного радиатора, заклинить термостат, на внутренних поверхностях узлов системы охлаждения и двигателя возможно образование налёта, что приведёт к ухудшению теплоотвода», — предупреждает представитель «КАМАЗа».
Это временное решение, которое впоследствии повлечёт за собой новые проблемы, солидарен инженер департамента технической поддержки Hitachi CM. Он добавляет, что при попадании в зону помпы герметик может повредить уплотнения или дисбалансировать крыльчатку, в результате чего возникнет течь ОЖ.
В любом случае, при снижении уровня антифриза его нужно восполнить. И если канистры с жидкостью не оказалось, то опять же на помощь может прийти проверенный способ — использовать воду.
«Но желательно дистиллированную, чтобы избежать коррозийных процессов в системе охлаждения. В зимний период после устранения неисправности или течи системы охлаждения необходимо обязательно заменить воду на антифриз», — уточняет директор по послепродажному обслуживанию «АвтоСпецЦентр Котляковка» Николай Муратов.
«Изменение штатной концентрации этиленгликоля в антифризе в зимний период может привести к замерзанию и разрыву внутренних элементов контура системы охлаждения, также повышается риск закипания ОЖ при высоких нагрузках двигателя, ухудшаются смазывающие свойства жидкости.
Для определения примерной температуры замерзания получившейся смеси можно воспользоваться справочными таблицами с объёмным соотношением воды и этиленгликоля или определить концентрацию этиленгликоля специализированным прибором — ареометром», — говорит Андрей Куликов.
«Если в качестве временной меры, на свой страх и риск, вы всё же надумаете «колхозить», то в первую очередь попробуйте изготовить нужные детали своими силами. Также существуют следующие народные советы:
• при течах в решётке радиатора прекращают циркуляцию ОЖ в этой части путём глушения каналов радиатора;
• при неисправном термостате в открытом положении можно перекрыть часть радиатора не продуваемым и не плавящимся материалом для уменьшения проходящего количества воздуха через радиатор;
• при заклинивании термостата в закрытом положении можно его демонтировать из корпуса термостатов;
• вместо ремня привода вентилятора или насоса ОЖ можно временно использовать капроновую ткань либо аналогичную крепкую ткань, скрученную в канат.Но только лицензированные сервисные службы могут оказать квалифицированную помощь при устранении неисправностей», — резюмирует Леонид Вершинский.
Александр Юньков, инженер департамента технической поддержки Hitachi Construction Machinery Eurasia
«Каждый производитель специальной техники перед началом работы машин рекомендует проводить ряд операций, таких как осмотр ходовой части, проверка рабочего света и уровня эксплуатационных жидкостей, смазка необходимых узлов и агрегатов.
Перечень задач не очень большой, и для их выполнения, как правило, достаточно 15 минут. Но следование этим правилам поможет минимизировать неожиданные отказы, предупредить возникновение некоторых неисправностей и продлить срок безотказной работы техники.
Один из пунктов регламента ежедневного осмотра техники оператором перед началом рабочей смены касается проверки системы охлаждения на предмет утечки охлаждающей жидкости (ОЖ). Необходимо контролировать уровень ОЖ и корректировать его при необходимости. Также проверяется засорённость радиаторов и проводится очистка защитных сеток.
Можно ли долить воду, если не хватает охлаждающей жидкости? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Во-первых, стоит обращать внимание на качество воды. Для доливки разрешено использовать только дистиллированную воду.
В ней отсутствуют примеси металлов и солей, поскольку они могут вступать в реакцию с материалами, из которых изготовлены детали системы охлаждения и двигателя. Во-вторых, необходимо помнить о температуре замерзания (кристаллизации) охлаждающей жидкости. Как правило, при соотношении концентрата и воды 1:1 температура замерзания ОЖ составляет -40 градусов по Цельсию.
Добавляя воду, мы начинаем менять эту пропорцию, в результате чего температура замерзания повышается, к примеру, до -30 градусов по Цельсию. Кроме того, при изменении концентрации меняется состав присадок, которые предотвращают коррозию элементов, смазывают подвижные элементы и защищают их.
Помимо этого, необходимо грамотно выбирать охлаждающую жидкость, исчерпывающая информация об этом находится в инструкции по эксплуатации машины. Там же указан заправочный объём системы охлаждения, что даёт возможность определить необходимое количество ОЖ и более точно рассчитать её концентрацию.
При заливке новой охлаждающей жидкости рекомендуется использовать воронку с фильтрующим элементом, что позволит предотвратить попадание посторонних частиц в контур охлаждения.
Необходимо следить за состоянием теплообменников и радиаторов: если машина работает в тяжёлых условиях, чистить их необходимо чаще, чем обычно. Содержание радиаторов в чистоте позволит не перегревать систему и поддерживать тепловой баланс в заданных границах.
Мы, как производитель, рекомендуем внимательно следить за состоянием системы охлаждения: она является одной из ключевых для обеспечения надёжности машин, и её некорректная работа может привести к выходу из строя дорогостоящих компонентов.
Например, современная техника оснащается устройствами, сигнализирующими о перегревах: благодаря таким сервисам, как ConSite, об этом можно узнать, даже находясь далеко от машины. При обнаружении перегрева нужно остановить ДВС и дать температуре снизиться до нормальных значений.
Затем, долив охлаждающую жидкость, можно вывезти технику за пределы рабочей площадки, чтобы она никому не мешала, и вызвать сервисную службу дилера для устранения неисправности».
Андрей Куликов, главный конструктор по двигателям ПАО «КАМАЗ»
«Основными причинами возникновения неисправностей современных систем охлаждения двигателей могут являться:
- нарушение правил эксплуатации двигателя (применение некачественной охлаждающей жидкости или воды, нарушение периодичности её замены);
- эксплуатация в тяжёлых климатических и дорожных условиях, на которые машина не рассчитана;
- применение некачественных комплектующих;
- предельный срок службы элементов системы (естественный износ);
- механическое воздействие, повреждение посторонними предметами;
- перегрев двигателя вследствие низкого уровня охлаждающей жидкости, ослабления привода водяного насоса, нарушение герметичности водяного насоса, неисправности привода вентилятора, неисправности термостата, засорения сердцевины радиатора, загрязнение наружной поверхности радиатора, засорение рукавов и трубопроводов, использование автомобиля не по назначению, перегруз автомобиля;
- переохлаждение двигателя вследствие неисправности одного из компонентов: термостата, привода вентилятора, указателя температуры на комбинации приборов, датчика температуры охлаждающей жидкости;
- наружная или внутренняя утечка охлаждающей жидкости из-за нарушения герметичности соединений «рукав-патрубок», повреждение рукавов, нарушение герметичности водяного насоса, нарушение герметичности радиатора, трещины в рубашке охлаждения блока цилиндров двигателя, прогорание прокладки головки блока цилиндров, коррозионные процессы от воздействия факторов окружающей среды;
- обрыв ремней привода водяного насоса, привода вентилятора;
- неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы.
Применение «колхозных» методов, особенно не очень квалифицированное, массовое и длительное, приводит к частым и неожиданным капремонтам, преждевременному списанию техники и огромным убыткам, совершенно не компенсируемым «экономией» на запчастях и времени простоя.
Для таких условий эксплуатации правильным выходом является организация в районе эксплуатации оперативного склада запчастей и ремонтной мастерской. Такой подход при условии правильной организации и достаточного финансирования позволяет своевременно проводить планово-предупредительный ремонт и ТО, вовремя и по разумным ценам закупать запчасти и эксплуатационные материалы и свести к минимуму расходы на содержание автопарка.
При полном отсутствии доступа к запчастям приходится прибегать к использованию аналогичного автомобиля в качестве донора.
Для современного технически сложного автомобиля, особенно находящегося на гарантии, желательно воспользоваться услугами эвакуатора для решения вопросов в сервисном центре.
Для простых случаев возможно применение следующих методов:
- течь соединения «рукав-патрубок» системы охлаждения устраняется подтяжкой хомута или его заменой;
- при трещине патрубка замотать плотно изолентой в несколько слоёв и при первой же возможности срочно заменить;
- при неисправности муфты вентилятора в зависимости от исполнения заблокировать электромагнитную муфту или разъединить разъём электронно-управляемой вязкостной муфты, при этом вентилятор должен включиться на 100%;
- неисправность, повреждение крыльчатки вентилятора — направиться в сервисный центр для замены, если скорость потока встречного воздуха обеспечивает достаточный отвод тепла;
- при достижении предкритической температуры остановится и дать остыть мотору;
- для дополнительного отвода тепла необходимо включить отопитель салона на максимальную скорость потока».
Подготовил Артём Щетников
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Неисправности системы охлаждения двигателя и способы их устранения
Легковые автомобили
В данной статье будет рассказано про неисправности системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, а также приведены инструкции по их устранению. Нередко возникают неполадки, при которых температура жидкости держится на отметке 0 градусов либо когда она даже при холодной погоде очень быстро достигает красной отметки. Иногда случается, что даже летом стрелка не доходит до значения в 90 градусов. Именно эта температура является рабочей для двигателя внутреннего сгорания. Вы узнаете о том, какие причины возникновения данных неисправностей существуют.
Самая частая причина перегрева
Зачастую выходит из строя такой элемент, как термостат. Именно он является причиной того, что стрелка находится либо ниже рабочего значения, либо же выше него. Затягивать с устранением данной неполадки не стоит, так как работа двигателя в этом случае ненормальная, следовательно, его ресурс значительно уменьшается. Привести это может к нарушению работы кривошипно-шатунного механизма, поршневой группы, клапанов. Поэтому вы обязаны знать неисправности системы охлаждения двигателя и способы их устранения, чтобы не подвергать мотор перегрузкам.
Стоит отметить, что езда зимой без печки – это попросту дикость. Но это мелочь, если учесть, что двигатель очень сильно изнашивается, а также «кушает» очень много бензина. Стоимость топлива на автозаправочных станциях постоянно растет. Следовательно, увеличиваются расходы на бензин.
Симптомы поломки термостата
Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы своевременно устранить данную поломку, а также произвести диагностирование системы. Как правило, при поломке термостата изменяется циркуляция охлаждающей жидкости. На отечественных автомобилях ВАЗ, например, при неисправности термостата антифриз продолжает циркулировать по малому кругу. Также он попадает в радиатор печки. Можно сказать, что основные неисправности системы охлаждения двигателя заключаются в термостате.
По этой причине даже во время езды на большой скорости антифриз не попадает в основной радиатор охлаждения, вследствие чего резко повышается температура внутри рубашки двигателя. В некоторых автомобилях зарубежного производства заклинивание термостата происходит в положении, при котором антифриз продолжит циркуляцию по большому кругу. Летом такую поломку можно сразу не заметить. А вот зимой она сразу же всплывает, так как двигатель не будет набирать достаточную для работы температуру. Его прогрев будет происходить очень медленно.
Почему может перегреваться мотор?
Очень много тепла отдается охлаждающей жидкостью в радиаторе, следовательно, невозможно прогреть антифриз до рабочей температуры. Происходит нарушение работы в термостате по нескольким причинам. Зачастую это использование антифриза, ресурс которого уже давно выработался. Образуется накипь, которая постепенно оседает на элементах термостата. А далее происходит нарушение работы всех компонентов системы.
Аналогичная неисправность может быть вызвана заливкой воды в систему охлаждения двигателя. Поэтому нужно как можно чаще менять в системе жидкость, не лить воду из-под крана. Стоит отметить, что ресурс антифриза — примерно 80-90 тысяч километров. Следовательно, при замене помпы, которая имеет аналогичный ресурс, желательно осуществить промывку всей системы охлаждения, а также произвести замену антифриза. Во многом неисправности системы охлаждения двигателя ВАЗ-2106 схожи даже с теми, которые проявляются на иномарках.
Диагностика термостата
Определить неисправность термостата можно довольно просто. Сначала запустите и прогрейте двигатель. После прогрева потрогайте патрубки, которые идут на радиатор. Если они холодные, то в радиатор не поступает охлаждающая жидкость. Но не стоит радоваться: при достижении температуры 90 градусов и выше верхний и нижний патрубки должны быть горячими. Только в этом случае можно говорить о том, что термостат полностью исправен. Обратите внимание, что печка работает во всех режимах, независимо от того, по большому или малому кругу циркулирует антифриз в системе.
Когда происходит перегрев двигателя, то в поршневой группе происходит увеличение износа всех трущихся деталей. В этом случае выходят моментально из строя все подшипники, не исключено, что поршни начнут прогорать. Само собой, происходят потери при трении. Весь процесс воспламенения топливо-воздушной смеси, который происходит в камерах сгорания, нарушается. Наряду с этим наблюдается уменьшение мощности. Также увеличивается расход топлива. Обратите внимание, что при чрезмерном нагреве возможно зацикливание поршней в цилиндрах.
Перегрев
Зачастую перегрев возникает в результате засорения радиатора. В его сотах скапливается очень много мусора, накипи, это препятствует не только продвижению антифриза по каналам, но и уменьшает теплоотдачу. Как было сказано ранее, на отечественных автомобилях термостат заклинивает в положении, когда жидкость циркулирует только лишь по меньшему кругу. При этом она не попадает в основной радиатор. Следовательно, жидкость не успевает отдать тепло, зато она постоянно прогревается в рубашке охлаждения.
Чтобы избавиться от этой неисправности, наиболее приемлемый способ – это открыть полностью кран печки и включить вентилятор обдува на полную мощность. Конечно, эффект это даст, но не столь значительный. Желательно установить новый термостат, чтобы циркуляция жидкости происходила в нормальном режиме. Если вы не следите за уровнем антифриза в системе, это накладывает свой отпечаток. Результат этого — конечно же, повышение температуры.
Электровентилятор и помпа
Обратите внимание, что неисправности системы охлаждения двигателя ЯМЗ-238 такие же, как и у автомобилей ВАЗ. Но может быть и так, что циркуляция происходит по обоим кругам, термостат исправен, но двигатель все равно перегревается. Зачастую это случается в тех системах, в которых предусмотрена установка электровентилятора. Как правило, выходит из строя датчик, при помощи которого производится подача питания на электродвигатель. Также перегрев возможен, если оборвался ремень, которым осуществлён привод водяной помпы. Либо же при его неверной регулировке.
Переохлаждение двигателя: частые причины
А теперь о том, когда может возникнуть переохлаждение двигателя. Для нормальных условий, то есть даже при достижении температуры в минус 20 градусов, двигатель должен относительно быстро прогреваться. Даже если он дополнительно не утеплен. Такова конструкция мотора, он может нормально функционировать в широком диапазоне температур. Конечно, если зимой очень сильные холода в вашем регионе, желательно воспользоваться пожаробезопасными утеплителями. Но если термостат будет находиться в открытом состоянии, когда происходит циркуляция только по большому кругу, переохлаждения попросту не избежать.
Менее частые причины
Также возможно, что на некоторых автомобилях, на которых вентилятор имеет принудительный привод, будет наблюдаться переохлаждение. Поэтому многие водители производят замену механического вентилятора на электрический. Стоит отметить, что последний зимой практически не включается, если температура на улице ниже нуля градусов. Обратите только внимание на то, что вся система должна быть идеально герметичной. В ней не должно быть никаких трещин. Все сальники и прокладки должны быть целыми, без повреждений. В радиаторе ни в коем случае не допускается наличие протечек. Такие существуют неисправности системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110, они у всех автомобилей аналогичные.