Туристический маршрут москва брест что посмотреть
Перейти к содержимому

Туристический маршрут москва брест что посмотреть

  • автор:

Путешествие Москва — Брест: 1000 км за рулем Jeep и никаких плясок с бубном

Шампанское по утрам — удел аристократов или дегенератов. Но никто ведь не интересуется у этого аристократа (или хорошо, пускай дегенерата) почему он, этот прекрасный человек, пьёт по утрам шампанское. По какому случаю, какие события процесс предваряли, в конце концов, из каких бокалов он пьёт этот потрясающий напиток и в каком месте.

А все почему? Потому что вся наша обыденность состоит из миллионов клише. И именно по такому принципу, если вы отправляетесь в путешествие на автомобиле, без всякого суда и следствия, вы попадаете в категорию «последний романтик» или «искатель приключений на свою голову».

Причём если с тезисом, что путешествия на машине — удел романтиков ещё можно согласиться, все-таки пустынная дорога, рассветы и закаты, то насчёт искателей приключений на свою голову, я бы поспорила. Мне кажется, все зависит от машины, которой вы доверили это дело и путешествие на каком-нибудь трехлетнем «китайце» по столичным дорогам может быть гораздо опаснее в сравнении с путешествием по выжженным тропкам Ирана на условном Cherokee. И больше того, второе будет никаким не приключением, а комфортной поездкой.

tcjmxblh_5d7a22739aa7e_foto-1.jpg

tedxofns_5d7a240722ee8_1111.jpg

Я не случайно привела в пример Cherokee. Именно автомобили марки Jeep прочно ассоциируются с дальними путешествиями, поиском приключений и исследованием неизведанного. Собственно, на «Джипах» мы и отправились по маршруту Москва – Брест, а именно, на Compass, Сherokee и Wrangler сразу. Согласитесь, маршрут очень нетривиальный, но повод был: в этом году, 14 сентября, Брест отметит свой миллениум — городу исполнится 1000 лет. Кстати это созвучно и с километражом, разделяющим его с нашей столицей — ровно 1000 км пришлось проделать нам, странствующим журналистам, до Брестской крепости.

Мы-то поехали в командировку для того, чтобы испытывать машины в дальней дороге. Но вам советую ехать по тому же маршруту, если:

  • хочется попутешествовать, а ехать в Европу нет ни времени, ни сил, ни шенгена.
  • тривиальные маршруты типа «Москва — Минск» вас не привлекают.
  • вы любите историю и хотите изучать ее ориентируясь на собственные исследования.
  • вы действительно хотите поехать в Европу на машине и рассматриваете Брест как перевалочный пункт.

uclkgdzs_5d7a2289dd0ea_foto-2.jpg

В общем, ещё тысяча миллионов раз «может» и теория вероятности мне тут вряд ли поможет.

О маршруте

А теперь непридуманный опыт автора статьи — тем, кто любит путешествовать на машине, уверена, эти знания пригодятся. Дорога от Москвы до Бреста — классная, если, конечно, вы не захотите пуститься во все тяжкие и поехать сельскими окольными тропками, — это федеральная трасса М1 с хорошим асфальтом, большим количеством заправок, довольно сносным кофе и лишь изредка встречающимися сотрудниками ГИБДД, затаившимися в кустах. Учитывая исключительное везение автора статьи и его частые встречи с сотрудниками правопорядка (порой, даже более частые, чем с родителями) — можно спокойно ехать и не беспокоиться о том, что в кошельке не осталось крупных купюр.

rknhbopm_5d7a22946f624_foto-3-1.jpg

sxqiljfn_5d7a2295daca9_foto-3-2.jpg

mocldvrb_5d7a22988c83b_foto-3.jpg

Если российская часть трассы представляет собой две полосы в каждую сторону, ограничение скорости в 90 км/ч (читай, 110 км/ч), нагромождение населенных пунктов и несметное число знаков, вынуждающее ехать иногда и 50-60 км/час, то на белорусской части все гораздо приятнее. Знаки разрешают движение со скоростью 120 км/час (превышать можно на 5 км/ч), а пешеходные переходы, где скорость ограничена, попадаются очень редко. Заправки встречаются, примерно, каждые 40 км, а вдоль трассы можно найти множество зон отдыха, где можно остановиться. Таблички со скоростными ограничениями легко читаются (но, лучше, если у вас, как и в наших Jeep’ах есть навигатор, который уже знает, где и с какой скоростью можно ехать — за 8 часов дороги начинаешь пропускать таблички одну за одной), разметка в идеальном состоянии, а перед каждой камерой установлен предупреждающий указатель «Фото фиксация» на жёлтом фоне или кружок на белом фоне.

Кстати, трасса с пересечением границы неожиданно становится красивее: аисты, поля, леса — интересно правда ли это так, или это игры моего восприятия под кодовым названием «потому что не в России»?

Моя коллега, порой называемая в редакции «амбассадором Джипа» за то, что перетестировала уже все машины этой марки и знает их вдоль и поперек, заклинала меня выбрать Cherokee для поездки по маршруту, потому что это будет «чистый кайф». Причем, делала она это так активно, что я уж было представила как буду толкаться и переступать через головы мастодонтов автомобильной журналистики, но… Мастодонты вежливо уступили мне этот автомобиль, девушка же…

xghztrsc_5d7a22a62bf6e_foto-4.jpg

И что вы думаете, 1000 км от Москвы до Бреста, после ночного перелета и 3 часов сна, на Jeep Cherokee действительно оказались чистым кайфом. Они прошли не то, что незаметно… Выйдя из машины, я готова была сказать: «Ну что, господа, давайте-ка обратно»! Мне не понадобились ни фильмы, ни аудиокниги, ни пляски с бубном, для того, чтобы скоротать время. Возможно, дело в том, что я смахивала на тушеный кабачок после перелета, но скорее я поверю в то, что в этой машине не чувствуется дорога. Есть только вы, руль и сменяющаяся картинка за окном. Звучит классно, и это, безусловно, большая заслуга инженеров компании Jeep, но, если подумать, — ситуация страшная.

gipvyurl_5d7a22b6acf58_foto-5.jpg

Если раньше земной шар казался таким необъятным, бесконечным в своих просторах, а обогнуть его могли лишь безрассудные путешественники, способные откреститься от всего, что связывает их с бытом и отправиться познавать мир, то с появлением марки Jeep мир закруглился. Он стал конечен. Появилась точка А из которой выехал автомобиль и точка Б, куда он должен прибыть. А задача путешественника (причём отныне любого человека, не обязательно бородатого и выносливого, способного подвязать мачту, добыть огонь и разговорить вождя племени в джунглях) лишь получить расчёт средней скорости и добавить парочку симпатичных заправок по пути.

jyxsadun_5d7a22bcdc06c_foto-6.jpg

lwpnsyji_5d7a22bdcc1a6_foto-6-1.jpg

Таинственная магия далеких путешествий, которую мы впитывали, слушая сказки перед сном, рассеялась — они стали прогнозируемыми и определёнными. Отныне есть автомобиль — он комфортен и надёжен, в нем есть круиз-контроль, система Lane Sense Departure Warning-Plus, которая следит за разметкой и при выезде из полосы без поворотника возвращает машину в ряд или ещё чего хуже, адаптивный круиз-контроль, который ведет вас за впередиидущей машиной. В автомобиле больше не ощущается дорога, в нем не затекают ноги, не сводит спину – нет больше привычных атрибутов дальнего путешествия на машине. Tempora mutantur et nos mutamur in illis (времена меняются и мы меняемся вместе с ними) — говорили римляне, и нам остается только смиренно это принять.

Must-have или что взять в поездку

Самая короткая часть этой статьи — информация о том, что нужно взять с собой, отправляясь в путешествие до Бреста. Я взяла с собой кучу вещей для того, чтобы делать красивые фотографии в Instagram — с этими машинами невозможно не фотографироваться. Но вы берите с собой, помимо стандартного набора документов, страховку на автомобиль — грин-карту, которую можно купить и перед самой границей. Загранпаспорт не понадобится! И, кстати, граница между Россией и Белоруссией, как никогда лучше описывается фразой из популярных мемов, «вроде бы есть, а вроде и нет». Машины выборочно останавливают для проверки наличия российских паспортов, но с нами такого не приключилось.

Желательно, конечно, иметь в кармане хотя бы парочку купюр белорусских рублей на всякий случай — к сожалению, наши рубли не принимают, но наличие карточки решает все проблемы. А еще, я бы запаслась знанием, где лучше провести ночь и выспаться с дороги — гостиниц здесь много, но все они слегка советские, поэтому если вы не любите ностальгировать, а любое напоминание о детстве отдается щекоткой где-то в районе ключицы — лучше заранее поискать себе ночлег на Booking.

Ну и главное, почему сюда стоит отправиться!

Белоруссия — это место, минуя которое вы попадаете в другой мир — мир людей с другим сознанием и иным отношением к обыденности. А еще, это страна, в которой по-прежнему можно увидеть памятники Ленину, услышать названия улиц времен СССР и даже найти колхозы. А еще здесь есть то, что совершенно не знакомо нам, россиянам, и порой даже приводит в ступор — это чистота на дорогах и хорошее асфальтовое покрытие, которое не исчезает как только вы отъезжаете на расстояние примерно 100 км от города.

Мы предложим вам вариант маршрута, следуя которому можно не только прочувствовать атмосферу страны, но и узнать о ее истории, а также эмоционально поживиться.

Несвижский замок

Обязательно побывайте тут — это один из самых красивых замков в Беларуси и даже внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен он в городе Несвиж, на половине пути между Минском и Гродно. Средневековую крепость, воздвигнутую по проекту итальянского архитектора, окружает английский парк — здание просто утопает в зелени, красиво возвышаясь над маленьким городком. Состояние Несвижского замка, как и многое в Белоруссии превосходно — здесь сохранен оригинальный интерьер, антикварная мебель, посуда и предметы искусства.

sbrxzcwf_5d7a22cf198d0_foto-7-1.jpg

fixcwthl_5d7a247a547ad_2222.jpg

Возможно, в нем нет роскоши царских дворцов — Несвиж изначально принадлежал польско-литовским магнатам Радзивиллам, и их богатству и влиянию далеко до императорских, да и замок, к сожалению, не один раз перестраивали. Затем, во время Великой Отечественной войны, здесь располагался госпиталь для летчиков Люфтваффе, а после — ведомственный санаторий КГБ, из-за чего большие залы переоборудовались в скромные палаты для его постояльцев. Но, во-первых, его пытаются привести в первоначальный вид (и, нужно сказать, успешно), а, во-вторых, это и есть история, которую можно ощутить и к которой можно прикоснуться.

Мирский замок

Эта средневековая крепость относится к XVI веку — она была построена на средства магнатских родов Радзивиллов и Святополк-Мирских. Это яркий пример готического стиля в оборонительных сооружениях: массивные стены, внутренний двор-колодец, величественные башни. В то же время убранство парадных залов сочетает в себе стили рококо, барокко и готики, а выставки оружия и средневековые доспехи соседствуют с бальными помещениями. Вокруг крепости разбит классический английский парк и, при желании, здесь можно прогуляться — пройтись по дорожкам старого яблочного сада, между высоких сосен, почувствовав энергетику времени.

Страусиная ферма в Кобрине

Да, после замка на ферму к страусам! Зато не перегрузите себя информацией и получите массу впечатлений.

Расположенная в живописном уголке недалеко от Кобрина ферма является самой большой в СНГ и занимает 10 гектаров площади. Здесь можно познакомиться с черными африканскими страусами, а затем продегустировать их мясо. Не знаю, как можно увлеченно делать селфи с этими ребятами, а потом их есть… Но нам предложили сначала их съесть, а потом познакомиться, а так, вроде бы, и не так грустно… В общем, если решитесь попробовать страуса, пожалуйста, сначала ешьте, а потом знакомьтесь с ними. Они глупенькие, конечно, но страшно добрые!

Ну и, конечно, еноты там просто потрясающие. Обязательно познакомьтесь с ними!

aqfrjdhm_5d7a22ddd8bb7_foto-8-1.jpg

zdgqlaxs_5d7a2588ce92f_3333.jpg

Брестская крепость

Брестская крепость, она же Брест-Литовская — один из самых важных памятников российской и советской военной истории. Этот мемориал посвящен событиям 22 июня 1941 г., когда фашистская Германия развязала войну с Советским союзом. Однако сама крепость была построена задолго до этого дня — она была воздвигнута на месте города Брест-Литовска и сыграла очень важную оборонительную роль еще в годы Первой мировой войны. В августе 1915 г. крепость захватили немцы и удерживали ее в течение трех лет. И только в 1921 г. по условиям Рижского мира она была передана во владения II Речи Посполитой. В 1939 году контроль над Брестом и Брестской крепостью отошел к Советскому союзу, и до войны она использовалась советскими властями как политическая тюрьма. А еще позже, в первые месяцы войны, летом 1941 года здесь состоялось одно из первых ключевых сражений Второй мировой войны.

ytrqxslk_5d7a22ec2e7be_foto-9.jpg

Сразу скажу, что я с трудом сдерживала слезы, слушая в арке главного входа, исполненного в форме звезды, песню «Священная война». Брестская крепость — это не туристический объект, а мемориал и это нужно понимать. Учитывая тот факт, сколько человек здесь погибло в годы Великой Отечественной войны, а также тот факт, что поиск погибших начали далеко не сразу после окончания войны, посетители ходят по чужим костям, в прямом смысле.

idwbkntm_5d7a22fa65040_foto-10-1.jpg

ozlxbqge_5d7a25c1a5c4b_4444.jpg

Археологический музей «Берестье»

Прямо на территории Брестской крепости находится археологический музей «Берестье». Его уникальность заключается в том, что выставочные экспозиции расположены в строении, которое надстроили над раскрытым археологическим раскопом. На глубине около 4 метров находится около тридцати жилых и хозяйственных деревянных строений, а еще остатки дворового настила, частокола, которым чуть меньше тысячи лет. Представляете, орудия труда, вооружение, принадлежности костюма, женские украшения — все сохранилось почти в идеальном состоянии.

Брестский железнодорожный музей

Здесь представлены почти все железнодорожные поезда, которые когда-то ездили по «Чугунке» — так и по сей день называется белорусская железная дорога. Причем, как утверждает руководство музея, почти все поезда действующие, а в некоторые из них можно даже подняться и все потрогать — мужчины и дети будут в полнейшем восторге.

lxmeudav_5d7a23094b22a_foto-11.jpg

taychmvn_5d7a261239cfb_5555.jpg

Надеюсь, прочитанный гид в полной мере удовлетворил ваше любопытство и вы одним глазом дочитываете статью, а вторым — окидываете взглядом квартиру, прикидывая примерный список вещей, которые возьмете с собой в путешествие!

Но главное — не забудьте позаботиться о вашем автомобиле. Список того, что стоит взять в путешествие можно найти тут.

Отзыв: Экскурсия на автомобиле по Белоруссии — От Москвы до Бреста: непросто, но очень здорово

Все, кто в Беларусь уже ездил, строго нас предупредили: 1) на белорусских дорогах нужно строго выполнять ПДД, безо всякого «авось прокатит», и 2) если все-таки нарушили, честно заплатить штраф и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не пытаться совать взятку сотруднику ГАИ – там это чревато большими неприятностями. Водителей там не провоцируют и не подкарауливают, но штрафуют, если понадобится, в полном соответствии с буквой закона. ПДД практически не отличаются от российских. Ну и 3) – перед поездкой надо купить белорусскую автомобильную страховку, она стоит около 500 р и оформляется либо здесь, либо в любом пункте по дороге. Около границы мы видели сразу несколько точек, где ее можно сделать.
На границе никаких особых таможенных процедур для частных легковых машин не проводится. Подьехали, притормозили, где указано, и вот уже проезжаем пограничный столб и стелу с надписью «Беларусь».
Белорусские дороги в целом лучше российских, это тоже все говорят. Даже второстепенные и мало посещаемые. Естественно, нужна автомобильная карта, а в дополнение к карте помогут ориентироваться дорожные указатели, они в Беларуси четкие, вменяемые и висят в нужных местах. Едем, соблюдая скоростной режим, и не пересекаем сплошную полосу при обгонах (тем более, что на узкой дороге среди леса сплошная полоса отмечает места плохой видимости, где обгон попросту опасен). В населенных пунктах пропускаем пешеходов на переходах, переходы здесь не бело-черные, а бело-оранжевые.
Переезд от границы до Гомеля: через Кричев и Чериков на Бобруйск, но до Бобруйска не доезжаем, сворачиваем на юг на трассу М-8.
Местность здесь примерно такая же, как и на российской части дороги. Леса, реки, поля, деревни — красивые пейзажи средней полосы. Поля заметно более ухоженные, обочины везде обкошены, мосты через небольшие реки обозначены бело-красными или бело-красно-синими барьерами безопасности. Много скотины, часто встречаются пасущиеся около дороги лошади: с одной стороны, симпатично, с другой – лишний повод для осторожности за рулем (как и возможное появление на дороге диких животных).
Говорят, что раньше в Беларуси бензоколонки встречались довольно редко. Сейчас мы этого не заметили – возле каждого более-менее крупного населенного пункта заправка есть; судя по карте, часто встречаются и автосервисы. (Примечание: в Беларуси мало распространены наши «Жигули» и «Москвичи», поэтому на сервисах, особенно небольших, могут быть проблемы с запчастями.) Для путешественников с ограниченными возможностями, которые ездят без сопровождающих, на заправках предусмотрена помощь, нужно только позвонить по указанному телефону. Как правило, на большинстве заправок можно расплатиться не только белорусскими, но и российскими рублями, и долларами.
Общая продолжительность переезда от Малоярославца до Гомеля – 8 часов, вместе с остановками для отдыха. Остановка в гостинице «Турист» (места заказаны заранее, по телефону), ночевка, утром – продолжение путешествия.
Перегон Гомель-Брест, около 600 км и примерно 9 часов в дороге. Из Гомеля в Брест многие предпочитают добираться через Минск: значительно дальше, но дорога лучшего качества. Мы выбрали мало посещаемое шоссе М 10, через Пинск и Кобрин, через южную часть Беларуси. Пейзажи здесь прекрасные, в основном знаменитые сосновые леса, а сама дорога – фактически пустая. (Это и хорошо, и плохо: в случае аварии или отказа машины было бы непросто найти помощь.) Однако, сама дорога оказалась значительно хуже, чем мы предполагали. Уже отремонтированные участки вполне хороши, а вот те, где ремонт еще не закончился, или, того хуже, и не начинался… Средняя скорость – 40 км/ч и постоянное напряжение для водителя. Есть надежда, что до будущего года ремонт закончится, и тогда это будет отличный маршрут.
Вождение по белорусским городам (Гомель и Брест). В целом, без особых проблем, но обязательно нужна карта, и нужно заранее представлять маршрут, сориентироваться на месте сложно. Кроме того, на этой карте обязательно должны быть указаны улицы с односторонним движением, в Бресте их довольно много. Еще в Бресте нужно иметь в виду, что на некоторых старых улицах плохая ливневая канализация; в дождь их заливает так, что низко сидящая машина вполне может заглохнуть посреди дороги.
Плюсы автомобильного путешествия: независимость от поездов и транспорта как в России, так и на месте в Беларуси, мобильность, возможность менять планы на ходу. Можно везде поездить, посмотреть все, что интересно, увидеть страну вблизи. Если не считать работу водителя, то поездка обходится заметно дешевле поезда: бензин (из расчета 7 л на 100 км) обошелся примерно в 6 тыс российских рублей, а билеты на двоих на поезд до Бреста и обратно стоили бы около 20 тыс. Если ехать втроем-вчетвером, то разница была бы еще более впечатляющая. Минусы: нагрузка на водителя, да и для пассажира такой долгий переезд довольно утомителен. Так что очень желательно ехать, сменяя друг друга за рулем, и закладываться на дополнительное время для остановки и отдыха.

Москва-Обзор-Москва. 1часть. Москва-Брест

Сразу небольшое отступление. Хотя времени катастрофически мало — внезапное количество съемок не дает заняться разборкой, обработкой своих фото с поездки (материала вышло более 90гб), но я решил таки срочно сделать первую часть, тк наблюдаю бегство подписчиков)) Ну да, машина продана, смотреть нечего. А нет — будет много-много всего. Как минимум 10 записей, может больше. Много фото и видео. Начнем с первого отрезка — Москва-Брест. Самый нудный и скучный.
</a> Начнем!

Выезд из Москвы был по привычке рано — суббота — около 5 утра: чтобы проскочить пробки и как можно быстрее выехать за пределы мособласти. Первый отрезок как всегда — самый скучный и нудный — прямая дорога от Москвы до Бреста (в этот раз) — больше 1000 км никаких интересных достопримечательностей — топить и топить, чтобы успеть на ночевку и с утра перейти границу. В этот раз мы решили не заезжать в Смоленск — все таки расстояние увеличилось километров на 200 (в тот раз ночевали в Кобрине), поэтому обед у нас был уже за границей РБ-РФ — в придорожном кафе. Впринципе еда ничего так, если не брать в расчет весьма паршивенькое и не очень внимательное обслуживание (что все-таки довольно редко даже в таких местах).

Обед, ну и залезть куда-нибудь малышу было просто необходимо.

Дорога до Бреста тянется мучительно долго. Машин в этот раз было достаточно много, а что самое странное — появилась новая мода (не только там, но заметил это и в мособласти) — при ограничении 80-90-100 — олени прутся 60, причем занимая оба ряда. Какого хрена — не понятно. Поэтому к общему утомительному процессу добавляется еще и постоянное объезжание еле едущих слоупоков. Ну да ладно. В процессе приближения к Бресту нам все таки встретилась достопримечательность — огромный металлический буйвол зубр, которого мы естественно решили показать малышу, а заодно полетать и поразмяться от дороги.

Для сравнения размеров. Ребенок примерно 130см

Через несколько километров сделали и еще одну остановку у Барановичи — попались комбайны, которые собирали какую-то культуру — небольшие горошки черного цвета. Тут я тоже не смог отказать себе в желании сделать пару кадров.

Доехали мы до Бреста в расчетное время, заселились и пошли на поиски еды.

На парковочке у дома. ул. Советских пограничников

В этот раз мы выбрали вариант аппартаментов. Не знаю как так вышло — просто попался на букинге очень интересный вариант и мы решили рискнуть.

Снаружи домик выглядит так. Можно испугаться, но в реальности все круто. Наш вход-тот что правее-красивое крыльцо в белой части дома помещение довольно большое. почему — то не снят коридор — он тоже большой, имеет большой шкаф для одежды. Так что проживание там без каких-либо проблем. Кухонная зона и второй ярус Место где готовят и едят лесенка без поручней снаружи — если с Вами маленькие дети — возможно это не лучший тип размещения. Или класть внизу их. Взрослое спальное место на втором ярусе в полный рост не встать, но вполне достаточно что б дойти до кровати или сесть за рабочий стол. вид сверху на двухспальный диван. Впринципе в номере комфортно размещаются 5 человек. та самая лестница. Ночью встав в туалет надо быть аккуратнее ну и еще разок общий вид. Что особенно порадовало — огромное количество розеток 220в, тк гаджетов у нас по 3 на каждого — нам очень актуально. Из минусов — разве что отсутствие кондея. Летом может быть жарковато под крышей.

И ни разу не пожалели. Правда готовить нужно самим, но мы и не на месяц приехали. Поужинать да быстро перекусить перед границей не теряя времени на завтрак в приотельном ресторане, ведь даже ранний завтрак обычно не ранее 7-00, а в небольших отелях в 9-00. При нашем плане выезда в 5-30 от отельного завтрака толку было бы не много. Ну вот мы и решили — пойти поискать магаз — обычный продуктовый. В районе на ул. Советских пограничников никаикх известных супермаркетов нам не попалось, но на перпендикулярной улице нашелся продуктовый, который еще и карты принимал, что было для нас особенно важно, тк в этой поездке на протяжении всего пути мы не собирались менять деньги. Прикупив в общем-то стандартный набор — сосиски, соки, салаты в упаковке + хлебушка мы радостно побежали все это поедать и спать, конечно же предварительно чуть-чуть погуляв по дворикам около дома и пофоткавшись.

Наш вход — тот что справа от кирпичной части — в белой части дома

На машине в Брест: маршрут выходного дня

Что значит режим повышенной готовности для водителей: кого точно проверят

Не проходит и дня, чтобы отечественные СМИ не порадовали сытых россиян ужасами, творящимися в соседской Беларуси. Прилавки пусты, местные жители голодают, зарплаты падают, валюты нет, цены растут каждый день. Мы решили на собственной шкуре проверить, так ли это на самом деле. Сели в машину и отправились за 1000 верст от Москвы. В Брест.
О трассе Москва-Брест не писал только ленивый. Пожалуй, из всех федеральных трасс эта – лучшая. Если не единственная, к которой применимы такие понятия как: «ровная», «гладкая», «скоростная». С первых ее километров и до последних. Действительно, на территории Беларуси средняя скорость может составлять 120 километров в час. Причем, согласно правилам. Учитывая то, что от самой границы с Россией до самого Бреста представители белорусского ГАИ – редкие птицы, большинство едут с превышением на 20-30 километров. Покрытие позволяет беспрепятственно двигаться на большой скорости и по Смоленщине – но там добросовестно несут свою службу экипажи ДПС, вооруженные камерами, что установлены и в поселках, и вне населенных пунктов. Штрафы за скорость на этом участке – привычное дело.

Жестокая пробка на выезде из Москвы, от Одинцово и до самого Голицыно – здесь реконструируют участок 33-45 километра трассы М1. Потом – Вязьма, Ярцево. Мимо поворота на древний, приходящий в упадок Смоленск. Граница, на которой нет очередей, и где россияне никому не интересны. Через двести с небольшим километров – Минск. Дорога в белорусскую столицу остается в стороне, а мы и дальше держим среднюю скорость 130 км/ч, стремительно приближаясь к Бресту. Через 13 часов мы там. Из них – минус полчаса на пробку за Одинцово, еще полчаса – на перекуры и час – на обед в придорожном кафе. Более тысячи километров за 11 часов чистого времени в пути – неплохой результат. На поезде было бы медленнее – и намного скучнее.
Обратный путь получился таким же легким. В качестве транспорта мы использовали новый Peugeot Partner Origin – машина, как выяснилось, вполне годна для того, чтобы отправиться на ней в дальнее путешествие. Вчетвером и с кучей скарба. Мягко и не слишком шумно. Небольшого движочка достаточно для обгонов, передачи включаются четко. Разве что этот «каблучок» неприятно напомнил об особенностях езды на больших внедорожниках: он подвержен парусности, да и подруливать нет-нет, да приходилось. Из минусов – также и расход. 12 литров 95-го на сотню при скорости 130 – явный перебор.

Но главное – мы без проблем добрались до древнего, приграничного города в страдающей от экономического кризиса Белоруссии. Первое впечатление: Брест еще более красивый, чем Минск! Второе: здесь еще больше патриотических плакатов. «Беларусь – государство для народа». «Я люблю Беларусь». «Беларускае – самае маё». Воспринимать это можно по-разному. Но то, что местные жители действительно любят свою страну, что бы с ней не происходило – это факт. Третье: увы, виднеются знакомые по Москве мужички, с утра пораньше отправившиеся за «опохмелом». За день таковых мы насчитали пять. На фоне идеальных дорог, «пряничных» домиков, благоустроенных парков, общей чистоты и визуального благополучия смотрятся они странно. Словно выпадают из общей картины.

После долгой дороги надо подкрепиться – отправляемся в самый центр Бреста, на Советскую улицу, местный аналог Арбата. В одном из кафе завтрак, состоящий из салата, горячего и сока обошелся в 150 рублей. Говорите, цены выросли? Дальше – прогулка. Советская действительно напоминает Арбат. Невысокие старые дома, буквально глянцевые, так и просятся на открытку. Толпы гуляющего народа. Никаких автомобилей – улица строго пешеходная. Не хватало разве что оборванцев, уличных художников и любителей «спеть Цоя». Зашли в магазин, аналогичный нашему «Связному». Телефоны, зарядки и прочее – на любой выбор. Дешевле чем в России процентов на сорок. Зашли в продуктовый – полки ломятся от продуктов. Правда, преимущественно белорусского производства. То же самое касается и бытовой техники. Люди покупают и то, и другое. Не сметают, а именно покупают. Рестораны забиты битком. По улицам, вкупе с многочисленными Audi 100 и старыми Hyundai, ездят свежие X5 и Touareg. Помирать, так с музыкой? Одну проблему мы все-таки обнаружили. Это сигареты. Привычного нам «Винстона» и «Мальборо» не увидели. Только местные. А еще «Кент», «Давидофф», «Парламент», «Вог», «Данхилл». Пришлось удовольствоваться пачкой белорусского «Премьера» и старого доброго «Данхилла». С первым дружба не сложилось: в Беларуси умеют делать все, что угодно, кроме сигарет. Невелика беда, «Данхилл» обошелся на 30 рублей дешевле, чем в Москве.

О Бресткой крепости говорить бессмысленно – ее надо видеть. Хотя бы на фотографиях. Желательно после просмотра одноименного фильма. Тогда вас, как и меня, будут покалывать ледяные иглы при виде разрушенных стен крепости, руин и памятников внутри нее. Здесь мы разделились, часть отправилась на Peugeot в город Кобрин, что в 50 километрах от Бреста, часть – погрузилась в такси (110 рублей от крепости обратно, до Советской) и отправилась гулять по центру и его окрестностям. Неподалеку от улицы Гоголя завершается строительство нового «элитного» дома, кипит стройка и возле Брестского университета: заново кладут дороги. Говорят, пару дней назад тут был сам Лукашенко. Кортеж президента, что примечательно, двигался со скоростью 60 километров в час.

Чем дальше от центра, тем больше в архитектуре появляется новодела. Если в районе улиц Гоголя и Ленина, железнодорожного вокзала и «Арбата» в основном стоят постройки начала 20-го века (благополучно отреставрированные, все до единого: это не Нижний Новгород и не Вологда, в центре которых красуются брошенные деревенские дома), двух- и трехэтажные, то в районе автовокзала и университета встречаются кирпичные многоэтажки 90-х годов, и даже привычные нам панельки. А ближе к выезду из города – новые жилые здания, на любой вкус и цвет. Что характерно: массовой типовой застройки а-ля Бутово или Павшинская пойма в Бресте нет. Или мы ее просто не увидели.
«Как живется, ребята?» – брестчане легко идут на контакт. Вариантов ответа два: «нормально» или «плохо». Жалуются на отсутствие валюты (как торговать с Польшей и Литвой?), на скачущий курс белорусского рубля. Но в целом – «жизнь продолжается», «скоро это закончится», «прорвемся». А если уехать? В Россию или ту же Польшу? Никто из тех, с кем мы общались в Бресте и Кобрине, утвердительного ответа на этот вопрос не дал.

Дальше прыгаем в потрепанный VW Transporter и за 55 рублей добираемся до Кобрина. Казалось бы, древний, но маленький город близ белорусского «мегаполиса» – что там можно увидеть? Наверное, то же, что и в Подольске. Действительно, производств в Кобрине много. И сыр, и колбасы, и текстиль. Не остается в стороне и малый бизнес. Однако при этом в городе на 50 тысяч человек есть свой, современный аквапарк, ледовый дворец, прекрасно оборудованный футбольный стадион, один из старейших в Беларуси парков, раскинувшийся на территории 60 гектаров. Гор мусора, как в Битцевском парке, и пьяную молодежь, как в Царицыно, вы там не увидите. Если показать несколько фотографий из Кобрина несведущему человеку, он, скорее всего, предположит, что они были сделаны в Чехии или Словении. Аккуратные двух-, трех-, четырехэтажные городские дома, ухоженный частный сектор, зелень и идеальная чистота. Ах да, гостиница. Еврономер со всеми удобствами на одного человека – 550 рублей в сутки. Сытный, плотный ужин с пивом на двоих в ресторане при той же гостинице – 240 рублей. Что там насчет безумных цен?

Каюсь, совсем забыл про бензин. Сейчас на белорусских заправках он стоит 25 рублей за литр 95-го. Несложно догадаться, какое раздражение вызвали ценники на АЗС после того, как мы въехали в Россию. К слову, очередей на заправках в соседней республике нет. Нет ни талонов, ни людей с канистрами.
Вывод из этого путешествия крайне простой: мы не заметили, чтобы Беларусь трещала по швам. А если вспомнить наш 98-й, то можно смело резюмировать: никакого кризиса в РБ и вовсе нет. А еще – я, пожалуй, отложу на неопределенный срок все автомобильные поездки российским «направлениям». Ведь там, чуть западнее от границы остались не виденные мною Витебск, Полоцк, Мстиславль, Речица, Гомель и Гродно, а также древние замки и более 11 тысяч озер. Бензин – дешевле, дороги – лучше, люди – дружелюбнее. Ничего не поделаешь, если автотуризм в России дорог, путешествия небезопасны, дороги представляют собой коллекцию ям и заплаток, а древние города похожи на руины, остается лишь искать другие маршруты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *