Когда нива сошла с конвейера
Перейти к содержимому

Когда нива сошла с конвейера

  • автор:

Первый советский внедорожник. 7 фактов о легендарной «Ниве»

Первая «Нива» сошла с конвейера 40 лет назад.

«Нива» стала революционным автомобилем для своего времени. Конструкторам пришлось не только разрабатывать новые детали и узлы, но и придумывать испытательные полигоны для нового класса автомобилей. Учитывая постоянную критику в адрес отечественных авто, трудно поверить, что «Нива» даже оказала влияние на мировой автопром. А ведь в 1986 году японцы даже подарили руководителю проекта «2121» Петру Прусову рекламный проспект своей будущей модели Suzuki Vitara с надписью «Крестному отцу этого автомобиля».

Первая серийная вазовская «копейка» до сих пор хранится в музее АвтоВАЗа.

И для «гражданки», и для армии

В 70-е годы ХХ века советский автопром производил уже достаточный ассортимент автомобилей, которые пользовались спросом у граждан СССР. Новые легковые автомобили «обжили» города, а вот сельская местность им оставалась не по зубам. Деревенские жители продолжали эксплуатировать старые армейские автомобили, которые обладали отличной проходимостью, но ужасным внешним видом.

ВАЗ-2121, или «Нива» появилась благодаря «пинку» руководства. Им стал приезд на завод в Тольятти председателя Совмина СССР Алексея Косыгина. Он осмотрел производство и приказал в кратчайшие сроки создать гражданский легковой автомобиль повышенной проходимости.

Не исключено, что своим появлением на свет «Нива» обязана и оборонной доктрине СССР. Всех автовладельцев Советского Союза при покупке машины предупреждали, что в случае глобальных военных действий их транспортное средство может быть конфисковано для нужд армии. Как известно, армии нужны вездеходы. Таким образом, советское руководство решало сразу две задачи: удовлетворяло потребительский спрос на внедорожники и комплектовало автомобильный резерв для армии за счет средств граждан.

По прозвищу «Крокодил»

Первый прототип внедорожника был изготовлен на ВАЗе в 1972 году. Автомобиль получился не самым красивым, за что инженеры автозавода его нарекли «крокодил Гена», кличка к машине приклеилась моментально, и первые «Нивы» называли именно «крокодилами», но уже не за внешний вид, а за их проходимость. Официальное же название прототипа было ВАЗ-Э2121. Буква «Э» в индексе говорила о том, что модель экспериментальная. Машина имела тентовый кузов и по сути представляла собой платформу для испытаний внедорожных качеств подвески.

Серийная «Нива» существенно отличается от своего экспериментального прототипа.

Совершенно секретно

В силу неясных причин разработка «Нива» была окутана тайной и секретностью, за соблюдением которой следил отдел режимности предприятия. С целью предотвращения утечки информации на автомобиль был установлен шильдик несуществующей компании Formika («муравей» на латыни), а любопытным преподносится легенда об испытаниях нового FIAT. Спецслужбы СССР сработали четко, до официальной премьеры новая модель ни разу не попадала на страницы газет и журналов.

Советским спецслужбам удалось сохранить облик нового внедорожника в тайне до дня официальной премьеры.

Новый полигон

Весь мир обязан «Ниве» появлением специальных полигонов для испытания легковых полноприводных автомобилей. Когда были изготовлены первые опытные образцы ВАЗ-2121, перед государственной комиссией встал вопрос: как испытывать новую машину? На тот момент существовало два типа испытательных полигонов: легковой и вездеходный. Первый предусматривал асфальт и грунтовую дорогу со щебеночным покрытием. Естественно, такие испытания для внедорожника не подходили. Вездеходный полигон был чрезвычайно суров для легкового гражданского автомобиля. Для проведения испытаний была разработана специальная трасса и новые ГОСТы. Так в мировой автомобильной терминологии появился новый класс транспортных средств – легковые полно-приводные. И, соответственно, появился новый испытательный полигон, который сочетал в себе городские и деревенские дороги.

Почти взлетала

В сравнительных испытаниях, кроме «Нивы», приняли участие серийный УАЗ-496Б и два лучших в мире на тот момент внедорожника – Range Rover и Land Rover 88. В ходе тестирования было установлено, что новый автомобиль обладает одним необычным свойством: он способен резво форсировать небольшие, но глубокие участки грязи. Его же конкуренты, наоборот, испытывали трудности с преодолением этих преград. Так в автолексиконе появился новый термин «пролетаемость» — способность автомобиля на большой скорости буквально пролетать труднопроходимые участки.

Зимний маркетинг

ВАЗ-2121 стал первым советским автомобилем, который пришелся по вкусу иностранцам. В 1979 году зима в Европе выдалась очень снежной. Иностранные автомобили оказались не готовы к таким превратностям погоды, а вот «Нива» с легкостью справлялась с трудностями на заснеженных дорогах Берлина и Хельсинки, что послужило хорошей рекламой советскому внедорожнику, и его стали охотно покупать за рубежом. Этот факт сыграл против отечественных автолюбителей. Цена на «Ниву» оказалась высокой – 9000 рублей. Но и за эти деньги купить машину было невозможно, 80% ВАЗ-2121 уходило на экспорт.

Снежная зима 1979 года открыла «Ниве» дорогу на зарубежные рынки.

Конвейерный долгожитель

«Нива» побила все рекорды мирового автопрома по длительности производства. Этот автомобиль выпускается заводом 40 лет без каких-либо серьезных внешних изменений. За это время с конвейера завода сошло более 2 миллионов автомобилей. Эта модель до сих пор востребована как в России, так и в других странах мира.

Бремя жатвы: почему советский внедорожник остается на конвейере

5 апреля 1977 года с конвейера Волжского завода сошла первая «Нива». Ставшая легендой машина выпускается до сих пор. Какие качества обеспечили автомобилю долголетие, кто придумал имя и как советский внедорожник покорял «Дакар» — в материале «Известий».

Сельский комфорт

История «Нивы» началась практически сразу после появления автозавода в Тольятти. В 1970 году председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, посещая ВАЗ, заметил, что «для горожан сделали комфортабельный автомобиль, нужно и для сельчан сделать такой же комфортабельный автомобиль повышенной проходимости». На следующий год пожелание главы правительства начали воплощать в жизнь.

автоваз нива

При разработке конструкции изучались различные решения, опробованные на иностранных внедорожниках. Например, конструкторы тестировали английские Land Rover и Range Rover. По словам автомобильного историка Дмитрия Федорова, рассматривался и вариант покупки лицензии на итальянский внедорожник Fiat Campagnola. Однако этот автомобиль имел мало общего с моделью Fiat 124, ставшей основой для «Жигулей». Поэтому от этой идеи было решено отказаться.

«Крокодиломуравей»

Первый экспериментальный образец, получивший название «Э2121», был собран в апреле 1972 года. Несущий кузов был предельно простым, с брезентовым тентом. Второй образец был окрашен в зеленый цвет и потому получил прозвище «крокодил».

«Несколько месяцев назад появилась микролитражка 1101, метко окрещенная Чебурашкой. И тут же следом появляется нечто большое, зеленое и щелясто-зубастое — ну чем не «крокодил»? Кличка была настолько удачной, что прилипла намертво на всё время работы с машиной. Даже спустя много лет в испытательской курилке можно было услышать:

автоваз нива

— Все — в объезд, а мы на двух «крокодилах» как рванули напрямик. И каждому было ясно, о чем идет речь», — вспоминал испытатель Вадим Котляров.

Ради секретности прототипы несли вымышленные эмблемы в виде красно-белого мальтийского креста и латинской надписью сзади Formika, то есть «муравей».

Рисующий «Ниву»

Эмблему рисовал молодой дизайнер Валерий Семушкин, автор будущей внешности «Нивы». Он позже рассказывал, что тему «Автомобиль для сельской местности» выбрал сам. Хотя Семушкин был молод, но 17 лет жизни в сибирской деревне были неплохим подспорьем. Несмотря на то что первые прототипы были открытыми, он стал параллельно рисовать машину с цельнометаллическим закрытым кузовом.

эскизы нива

«Я вырос в деревне и прекрасно знаю, что такое тентованный автомобиль. Это глаза и уши, полные пыли. И если ты едешь за другой машиной, надо остановиться и ждать, пока пыль не уляжется», — объяснял Валерий Семушкин позднее. Впрочем, он признавался, что слышал от генерального директора Виктора Полякова: мол, сельскому труженику необходим такой автомобиль, на котором можно не только ездить по селу, но и приехать в театр.

Один из конструкторов попросил:

автоваз нива Вадим Семушкин

— Слушай, ты сделай такой автомобиль, чтобы когда какой-нибудь деревенский мужичок подъезжал к своему дому, то жена выбегала бы быстренько открывать ворота.

Авторству Семушкина принадлежит и название «Нива», оно появилось на эскизах еще в начале 1970-х. Была еще одна версия: название образовано из имен детей разработчиков: Наталья, Ирина, Вадим и Андрей.

Постоянный полный

При обсуждении концепции машины было много споров. Первое время возобладала точка зрения, что нужен традиционный открытый утилитарный джип. Ведущий конструктор проекта Петр Прусов даже просил руководство Волжского автозавода освободить его от должности из-за несогласия с мнением большинства. Много споров вызвало размещение запаски под капотом. В итоге в работу пошел закрытый и более технически сложный автомобиль, хотя на тот момент он был менее проработан, чем вариант с открытым верхом.

Петр Прусов нива автоваз

Помимо закрытого несущего кузова и дисковых тормозов, необычным для машин этого класса был постоянный полный привод с межосевым дифференциалом. Такая схема, подсмотренная у внедорожника Range Rover, давала очевидные плюсы. Во-первых, машина была сразу готова к преодолению бездорожья. Не надо было орудовать рычагами, вылезать наружу, чтобы заблокировать муфты передних колес. Во-вторых, она позволяла улучшить управляемость и устойчивость короткобазной машины. Обратной стороной были расход топлива и уровень шума. Ради унификации коробки передач с легковыми моделями раздатку поставили отдельно и соединили промежуточным валом, который стал главным источником вибрации и шумов.

Нахальный внедорожник

«Нива» оснащалась самым мощным и объемным на тот момент мотором вазовского семейства (1,6 л, 75 л. с.), в то же время по величине крутящего момента на малых оборотах она уступала почти всем конкурентам в классе. Испытатель Вадим Котляров вспоминал, что машина оказалась «нахальной», благодаря тому, что вторая пониженная обеспечивала хорошую тягу вместе с приличной динамикой. Это выручало автомобиль в почти безвыходных ситуациях. На полигонных испытаниях «Нива» брала препятствия ходом и обходила даже Land Rover и УАЗ.

автоваз нива испытания

«С «Нивой» у отечественных джипов открылся новый талант — «динамическое преодоление участков бездорожья», — рассказывал Котляров.

В конце 1977 года опытно-промышленная партия из 50 автомобилей была передана для тестовой эксплуатации в различные учреждения и организации СССР. Серийная «Нива» сошла с конвейера 5 апреля 1977 года.

Уже через год после начала серийного производства «Нивы» стали отправлять на экспорт. Этот внедорожник официально продавался более чем в ста странах мира, включая Канаду, Японию и Австралию. В Египте, Греции, Эквадоре, Бразилии, Панаме и Чили была налажена сборка «Нив».

На войне и в автоспорте

Практически сразу после гражданского автомобиля по заказу военных начались разработки амфибийной версии машины с индексом 2122, которая получила название «Река». Как отмечает Дмитрий Федоров, к середине 80-х годов эта модель уже практически была готова к серийному выпуску, и в 1985 году госкомиссия рекомендовала этот автомобиль-амфибию к производству. Однако начавшаяся перестройка и последующее сокращение финансирования оборонной отрасли поставили крест на этой модификации. Тем не менее «Нивы» успели побывать на полях брани: внедорожники использовались подразделениями КГБ в Афганистане.

автоваз спорт нива

Отметилась «Нива» и в автоспорте. Так, в 1981 году советский внедорожник занял третье место в марафоне «Париж–Дакар», а еще через год поднялся на «серебряную» ступень подиума. Этот успех гоночная «Нива» закрепила и в 1983 году, также заняв второе место в легендарном ралли-рейде. В прошлом году воссозданный швейцарскими энтузиастами при поддержке АвтоВАЗа внедорожник 1984 года выпуска снова принял участие в автомарафоне в зачете классических автомобилей Dakar Classic.

Без дефицита

По словам автомобильного историка Дмитрия Федорова, в отличие от других моделей автомобилей, «Ниву» в СССР можно было приобрести без длительного ожидания. Это объяснялось достаточно высокой стоимостью машины.

Автоваз нива

«Я помню, как мой отец просто пришел в магазин «Автомобили» и купил «Ниву» В 1979 году она стоила около 10,4 тыс. рублей, в то время как за «ВАЗ-2105» просили почти на 2 тыс. рублей меньше. Из легковых машин дороже «Нивы» была только «Волга», — поделился с «Известиями» своими воспоминаниями Дмитрий Федоров.

Несмотря на то что официальные продажи «Нивы» в Европе прекратились несколько лет назад, этот внедорожник до недавнего времени был доступен у «серых» продавцов и пользовался неплохим спросом, подчеркнул эксперт.

нива автоваз

Одним из известных европейских покупателей «Нивы» в 2020 году стал младший брат Михаэля Шумахера Ральф. По словам экс-пилота F1, русский внедорожник он планировал использовать для поездок в загородный коттедж, а также для буксировки прицепа с вином с собственной винодельни.

В 1993 году с конвейера завода в Тольятти сошла юбилейная, миллионная «Нива». В этом же году, спустя 16 лет, автомобиль претерпевал первый рестайлинг — машина получила обновленную светотехнику и салон, а также 1,7-литровый мотор мощностью 79 л. с.

Пять дверей и подушка сбоку

Через год началось мелкосерийное производство удлиненной трехдверной версии ВАЗ-2129, а в 1995 году на конвейере появилась пятидверная модификация ВАЗ-2131.

автоваз нива

В конце 2019 года «Ниву» начали оснащать единственной подушкой безопасности. Причем не фронтальной, а боковой (она вшита в спинку водительского кресла). По данным издания «Авторевю», столь странное решение связно с работой системы ЭРА-ГЛОНАСС. Чтобы система могла в автоматическом режиме подать сигнал SOS, должна сработать хотя бы одна подушка безопасности. Установить ее в ступицу руля или переднюю панель не позволяла архаичная конструкция автомобиля. Поэтому было решено ограничиться одной боковой подушкой безопасности.

С конвейера сошел первый внедорожник НИВА — ВАЗ-2121

Первый серийный внедорожник Нива сошел с конвейера 5 апреля 1977 года. Тольяттинского автомобильного завода. В настоящее время этот автомобиль продается под маркой LADA 4×4. Нива представляет собой автомобиль повышенной проходимости — вседорожник малого класса с несущим кузовом и постоянным полным приводом.

Эти машины прошли полный цикл испытаний, в том числе пробег по Уралу и Предуралью. Для сравнения с моделями-конкурентами специалисты воспользовались британскими Land Rover и Range Rover, а также УАЗ-469. Для оценки ходовых качеств «Нивы» совместили «легковую» и «вседорожную» программы испытаний. Приказ о постановке автомобиля на конвейер был подписан 31 июля 1975 года.

Первый серийный образец ВАЗ-2121 сошел с конвейера ВАЗа 5 апреля 1977 года. Вскоре после запуска конвейера производственный план на полноприводный автомобиль увеличили с 25 000 машин в год до 50 000 автомобилей, а далее — до 70 000 единиц именно вследствие успеха на экспортных рынках. К 1981 году были планы увеличения производства до 100 000 единиц, но помешал второй нефтяной кризис.

В начале 1980-х годов около 80 % выпущенных автомобилей стали отправлять на экспорт, кстати, «Нива» стала единственным советским автомобилем, который продавался в Японии. После снижения цены в 1985 году «Нива» снова стала пользоваться популярностью.

АвтоВАЗ произвел двухмиллионный автомобиль Lada 4х4 12 марта 2013 года. На 2016 год LADA 4×4 из поставляемых АвтоВАЗом сборочных комплектов собирает фирма «Азия-Авто» в городе Усть-Каменогорск, Казахстан. Ранее сборка «Нивы» из SKD комплектов производилась в Греции, Египте, Украине и в Эквадоре, где только в 2001 году было собрано почти две с половиной тысячи автомобилей.

18 малоизвестных фактов из истории «Нивы»

36 ЛЕТ НАЗАД…
Тридцать шесть лет назад советским конструкторам удалось создать автомобиль, равного которому не было в мире. Своим появлением он сломал стереотипы и стал родоначальником нового класса. Имя его — ВАЗ-2121 «Нива».

КТО ЗАКАЗАЛ «НИВУ»?
Работа над автомобилем началась в далеком уже 1970 году. Задачу — «создать автомобиль для села» — поставил конструкторам ВАЗа Алексей Николаевич Косыгин, тогдашний председатель Совета министров СССР. Он «попросил» сделать полно-приводной вариант «Жигулей», способный ездить в условиях бездорожья. Первоначально конструкторы предполагали лишь увеличить у «Жигулей» дорожный просвет и оснастить машину полным приводом, но затем решили сделать принципиально новый автомобиль. Задача оказалась крайне сложной…

В ЧЕМ БЫЛА НОВИЗНА «НИВЫ»?
Инженеры ВАЗа замахнулись на немыслимое: в сжатые сроки создать первый в мировой практике комфортабельный внедорожник малого класса! Почти все выпускаемые тогда джипы имели отключаемый передний привод, зависимую подвеску, рамную конструкцию, спартанский интерьер, мягкий тентованный верх. Русские решили делать все с точностью до наоборот: постоянный полный привод, независимая подвеска, несущий кузов и комфортабельный салон. Этими качествами обладали тогда лишь Range Rover, Jeep Wagoneer и, пожалуй, Genser FF, но это были автомобили другого класса.
Кстати, постоянный привод на все колеса был применен на «Ниве» не из желания соответствовать моде (ее тогда еще не было) и не из желания обеспечить устойчивость автомобиля на скользкой дороге (этот вопрос даже не обсуждался), а вынужденно, от бедности. Это первый из перечисляемых фактов. Дело в том, что обязательным условием постановки автомобиля на конвейер было использование агрегатов от легковых ВАЗов — для удешевления производства. А «жигулевские» детали трансмиссии не выдерживали перегрузок от «гуляющей» по ней паразитной мощности, дифференциалы и главные передачи быстро выходили из строя. Вспомнили об исследованиях, проведенных конструктором А. X. Лефаровым на МАЗе еще в 50-е годы: он тогда пришел к выводу, что при определенном сочетании конструкторских решений ведущее колесо испытывает сопротивление качению меньшее, чем ведомое. Соответственно, уменьшаются и нагрузки на трансмиссию. Для достижения этого эффекта нужно лишь включить в трансмиссию межосевой дифференциал. По этому принципу была выполнена трансмиссия полно-приводного грузовика МАЗ-501. Было это в 1955 году. Специалисты Audi пришли к аналогичному выводу значительно позже – их знаменитый Quattro дебютировал лишь весной 1980 года… Так что широко распространенное мнение, будто пионеры постоянного полного привода на серийных автомобилях именно они – не более чем успешный рекламный миф. Все уже изобретено до них. В СССР.
Факт второй: раздатка, установленная на опытных образцах «Нивы», позволяла включать на выбор передний, задний либо оба моста, то есть автомобиль мог быть переднее-, заднее- или полно-приводным! На серийных автомобилях от такой раздаточной коробки пришлось отказаться по экономическим и технологическим причинам…

«РУМЫНСКИЙ ФИАТ»
Первый вариант автомобиля под рабочим названием «Э2121» был готов уже через два года после получения задания. Его тут же прозвали «крокодилом» за рубленные угрюмые формы.

Линии кузова были прямы, верх брезентовый, переднее стекло – откидное. Ничего общего с привычной нам «Нивой» тот автомобиль не имел. На нем обкатывали идеи. Первые четыре «Нивы» в привычном облике были собраны к концу 1973 года. Все работы над новинкой окружал режим строжайшей секретности. Факт третий: для введения особо любопытных в заблуждение на прототипах закрепили таблички с эмблемой несуществующей марки Formika (по-латыни — муравей). На испытаниях всем окружающим машину «по секрету» представляли как новый…румынский ФИАТ. Для этого решетку радиатора даже увенчали литерой «F». Слухи в народе расходятся быстро: одна из машин проходила испытания в Средней Азии, и ведущий конструктор проекта Петр Прусов, прибывший туда самолетом, уже в аэропорту Ташкента «узнал», что в этих краях румыны испытывают какой-то новый полноприводный ФИАТ! Так работала маскировка проекта. Разработка «Нивы» до нужного времени так и осталась тайной за семью печатями — хранить секреты в СССР умели.

КАК ЕЕ ИСПЫТЫВАЛИ
Перед государственной комиссией встал вопрос: по какой программе испытывать необычную машину? Стандартная программа тестов вездеходов была очень жесткой: почти без асфальта, с большим процентом бездорожья. «Легковая» же программа, наоборот, включала преимущественно асфальт и лишь чуть-чуть укатанного грунта и щебенки. Ни тот, ни другой вариант в чистом виде для универсальной машины не годился. В итоге обе программы были «перемешаны», что отразилось в появлении новых ГОСТов на испытания. Это было официальным признанием появления новой категории автомобилей — «легковых полно-приводных». «Нива» открыла новую страницу в истории не только отечественных, но и всемирных внедорожников. Испытывали «Ниву», в первую очередь на Дмитровском автополигоне. Там была и целина, и раскисший грунт, и натуральное болото. В сравнительных испытаниях кроме «Нивы» приняли участие серийный УАЗ-496Б и два лучших в мире на тот момент внедорожника – Range Rover и Land Rover 88. В итоге, будучи самой слабой, относительно легкая «Нива» превзошла всех по умению проходить короткие трудные участки с ходу — у испытателей даже появился термин для обозначения этого качества машины: динамичное преодоление препятствий «Нивой» они называли «пролетаемостью». Правда, на длинных тяжелых участках, где от машины требуется умение идти медленно, но долго, внатяг, «Нива» проигрывала тем же «уазам» и «Ленд Роверам». Каждому свое.
Автомобиль тестировали еще долго и жестко — от дорог Памира и бездорожья Урала до песков Средней Азии. В итоговом отчете комиссия дала такую оценку «Ниве»: «Автомобиль выдержал приемочные испытания и пригоден для постановки на производство и поставки на экспорт». 31 июля 1975 года вышел соответствующий приказ Минавтопрома за № 199 «О постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива».

ПЕРВЫЕ 50
Близился очередной, XXV съезд КПСС. В лучших советских традициях на заводе было решено «в подарок съезду» собрать 50 новых автомобилей. Их собрали в феврале 1976 года, по так называемой обходной технологии. Факт четвертый: автомобили из этой партии (ее называли опытно-промышленной) в продажу не поступали, а были распределены по организациям в разные регионы страны. Таким образом, «авторитетные» мнения о том, что кто-то обладал «Нивой» из первой партии — очередной миф.
Эксплуатация опытных «Нив» проходила под наблюдением «вазовцев», которые регулярно облетали эти регионы, собирали информацию и разбирались с дефектами. А 5 апреля 1977 года с конвейера Волжского автомобильного завода имени 50-летия СССР сошла первая по-настоящему серийная «Нива». Напомним: выпуск «Нивы» начался за три года до того, как Audi освоила производство своей первой модели с постоянным полным приводом. Это пятый факт. Факт шестой: в 1977 же году был снят 30-минутный (!) рекламный ролик под названием «4х4» с участием «Нивы», где она демонстрировала строителям коммунизма все, на что способна и даже немного больше того. И после этого кто-то еще будет утверждать, что реклама в СССР появилась после перестройки?

СКОЛЬКО ОНА СТОИЛА?
Первые «Нивы» стоили ровно 9000 рублей (чуть меньше «Волги»). 1 июля 1979 года все советские легковые машины подорожали, и «Нива» потянула уже на 10300 целковых. Это снизило покупательский интерес к ней, и ценник вернули в прежнее русло. Но главной проблемой для советского человека всегда были даже не деньги, а невозможность потратить их: мало того, что до 80% всех собранных «Нив» уходило на экспорт, так еще и купить оставшиеся 20% было непросто — дефицит!
Мнение, будто «Ниву», как и большинство советских машин, за рубежом продавали по дешевке — еще один миф. В отличие от других советских авто, «Нива» за бугром всегда стоила дорого. Это факт седьмой. Так, бензиновая «Нива» стоила в Германии в начале 80-х 22 тысячи дойчмарок, а дизельная — чуть меньше 26 тысяч. В Англии ее стоимость составляла в январе 1996 года 7999 фунтов стерлингов (12078 долларов США по курсу того времени).

«НИВА» ЗА РУБЕЖОМ
Факт восьмой: «Нива» никогда не продавалась за границей в том же виде и в той же комплектации, что и на внутреннем рынке, в СССР. Там на нее ставили высокую крышу, расширенные колесные диски, специальную резину, панорамные зеркала, задние дворники (на первых наших авто их не было). Ее перекрашивали, клеили на нее молдинги, а салон перешивали. Задние сиденья делались складными, передние — анатомическими. Машины комплектовались люками, расширителями колесных арок, иными решетками радиатора, лебедками. На «Ниву» ставили защиту фар, противотуманки, кенгурятники, подножки… И это все — двадцать лет назад…
Благодаря уникальности конструкции, удивительной проходимости и выносливости «Нива» за рубежом превратилась в легенду. Ее оценили в Бельгии и Голландии, Великобритании и Германии. Факт девятый: в Германии на покупку «Нивы» нужно было записываться в очередь, как на «Мерседес». В странах же Восточной Европы предварительная запись на «Ниву» в 80-х — вообще нормальное явление… В 1978 году австрийский журнал Austromotor писал: «То, что этой «Ладе» нет равных, показывает — русские внимательно проанализировали автомобильный рынок и точно попали в пустующую нишу…»
…Толчок к бурному росту продаж автомобиля в Европе дала… погода. В 1979 году зима в Европе выдалась необычайно снежная, обычные легковушки передвигались по неубранным дорогам с большим трудом. Непривыкший к заносам европеец с оторопью и завистью взирал, как русская «Нива» проезжала даже там, где сидели тяжелые джипы. Лучшей рекламы трудно было представить: в тот год в одной только Германии «Нив» продали в четыре раза больше, чем годом ранее! Факт десятый: «Нива» успешно продавалась более чем в 100 стран мира, ее собирали в шести странах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде. Факт одиннадцатый: в Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента рынка. Во Франции же «Нива» была вообще культовым автомобилем. Во многих странах до сих пор существуют клубы любителей «Нив», а в Англии поклонники «Нивы» даже издают свой журнал!
Однажды в Швеции прошла критическая кампания в отношении ФИАТа. Под шумок досталось и ВАЗу — мол, одним миром мазаны! Тут же в одной из шведских газет появилась статья под заголовком: «Если ты еще раз плохо скажешь о ВАЗе, я дам тебе в зубы!» Говорят, что после этого почтение шведов к русским машинам резко возросло. Работники ВАЗа утверждали, что не имеют к этой публикации никакого отношения.
Ну-ну…
Показательный момент, ярко характеризующий влияние, оказанное «Нивой» на мировой внедорожный автопром: в 1986 году японцы подарили руководителю проекта «2121» Петру Прусову рекламный проспект своей будущей модели Suzuki Vitara с надписью «Крестному отцу этого автомобиля». Это факт двенадцатый, красноречивый и смачный. Комментарии, как говорится, излишни.

«НИВА» И АВТОСПОРТ
Такая уникальная машина, как «Нива», просто не могла не побеждать и в автоспорте. И она побеждала, и еще как!
В 1981 году, впервые участвуя в супермарафоне «Париж — Дакар», советский вездеход лидировал на семи этапах и занял итоговое третье место среди всех внедорожников. В том же 1981 году, «Нивы» выиграли сразу две престижнейшие гонки — «Ралли Туниса» и «Алжирское ралли». В следующем году гонщик Жан-Клод Бриавуан занял в «Дакаре» второе место в абсолютном зачете, а другой француз -Андре Тресса — выиграл на нашей «Ниве» два других ралли: «Ралли Фараонов» в Египте и «Алжирское ралли». Факт шестнадцатый. Еще через год «Нива» вновь взяла «серебро» на «Дакаре», а в «Ралли Фараонов-84» три «Нивы» вообще заняли весь подиум! Это был настоящий триумф советского автопрома!
В 1984 году «Нива» приняла участие в малоизвестном ралли «Атлас». Это соревнование оказалось сложнейшей гонкой по африканскому континенту: из 120 стартовавших автомобилей до финиша добралось лишь 40… И как же там показала себя наша «Нива»? Так она и выиграла это ралли!
«Звездные годы» «Нивы»: 1985 год — одно за другим выиграны ралли «Камерун», ралли «Алжир», труднейший новозеландский триал «Вэлли», австралийский ралли-рейд «Маквей-1000»… 1986-й: первое и второе места на тяжелейшем австралийском «Вин-сафари», которое сами участники называли издевательством над людьми и техникой. Маршрут пролегал по диким уголкам Австралии. Одна из местных газет тогда писала: «Русские приехали. А они просто так никогда не приезжают!» Так и оказалось: мы приехали, забрали весь подиум (третье место, кстати, тоже было нашим!) и уехали, оставив австралийцев в полном восхищении русской машиной! После этого случая продажи «Нивы» в Австралии выросли в два раза, а во Франции после успехов французов за рулем русской «Нивы» ее продажи подскочили аж в 6 раз — с 4 до 24 тысяч штук! Факт 17-й. Вот и не верь после этого в силу рекламы!

САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ «НИВЫ»
1. Плавающий автомобиль-амфибия ВАЗ-2122. Разработан в 1974 году для охотников и рыболовов (официальная версия) и для спецслужб и армии (истинное назначение). В основе конструкции — тот самый «крокодил». Успешно прошел государственные испытания. Затем проект лег на полку… Лежит до сих пор. Среди военных известен как «Проект «Река». Прототип находится в Военном автомобильном музее в Рязани.

2. «Капрал» — микрогрузовичок СО скручивающейся шарнирной рамой. Уникальная вещь! Дальше экспериментального образца дело не пошло.

ВИС-2346Э Капрал, 2000 год. Опытный полурамный пикап на базе ВИС 2346 с шарнирным креплением грузового отсека. Степень свободы — 30 градусов в горизонтальной плоскости. Сделано два автомобиля (второй — с двойной кабиной)

3. Но пожалуй, самая оригинальная «Нива» была сделана для цирка Юрия Никулина. Ее водили… медведи. За основу был взят открытый автомобиль, построенный на базе «Нивы-Форы» ВАЗ-212180. Номер назывался «Ехали медведи на автомобиле».

Факт 18-й, последний (в этой статье).
«Нива» — родоначальник нового класса в мире авто — класса кроссоверов. Уже одного этого достаточно, чтобы она осталась в своеобразном «зале славы» лучших автомобилей мира. И уж как минимум этого достаточно, чтобы рассчитывать на уважительное к себе отношение. Ведь она, «Нива», во многом способствовала тому, чтобы к нам за границей относились с уважением.
Осталось только пожелать этого и самим себе — побольше уважения как к самому автомобилю, так и к стране, в которой он был создан. TC

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *