Почему нефть дешевеет а бензин дорожает
Перейти к содержимому

Почему нефть дешевеет а бензин дорожает

  • автор:

Нефть дешевеет, а в России топливо дорожает. Почему?

Сподвигли на этот пост жаркие споры о причинах дорожания бензина при падении мировых цен на нефть.Теперь будем разбираться в причинах. Итак, почему дорожает бензин в России?
1. Потому, что падает курс рубля и цена на нефть.
Взгляните на еще один график — это курс доллара США. Не правда ли, кривая напоминает график стоимости топлива? Все просто. Представьте, что вы продаете некий товар как за границу (получая доход в долларах), так и на домашнем рынке за рубли. Рубль упал, и вам становится выгоднее продавать за доллары, а не за рубли. Естественно, вы начинаете продавать больше товара за границу и меньше — внутри страны, потому что вы коммерческая организация, и вы себе не враг.

А теперь представьте, что мировые цены на ваш товар к тому же снижаются. Сейчас так происходит у нефтяников. У топ-менеджеров — обязательства перед сотрудниками, инвестиционные планы, а главное — давление собственников, которые не хотят терять деньги. Поэтому нефтяники продают свой товар за границу, создавая внутри российского рынка дефицит как сырой нефти, так и бензина. А когда какой-то товар в дефиците, он дорожает."Очень большая часть нефти отправляется на экспорт. На внешний рынок выгоднее экспортировать, поэтому внутренний рынок испытвает дефицит. Это, конечно, влияет и на цены". Игорь Буцаев, начальник техническо-экономических исследований компании "Гипровостокнефть".

2. Потому, что государство заинтересовано в высокой выручке нефтяных компаний.
Тройку лидеров нефтяного рынка России составляют "Роснефть", "Лукойл" и "Газпром нефть". Первая и третья компании по большей части принадлежат государству. "Лукойл" — частная компания, но при этом является крупным налогоплательщиком. Налоговые поступления от нефтяников — это примерно половина (!) российского бюджета. Экономика страны напрямую зависит от цен на нефть и от благосостояния добывающих и экспортирующих нефть корпораций. Если эти корпорации обеднеют, то не на что станет строить стадионы для Чемпионата мира по футболу, развивать Крым и платить пенсии бабушкам.

3. Потому, что государство повышает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и понижает экспортные пошлины.
Это называется "налоговый маневр". Стремясь сохранить налоговые поступления от нефтяников в госбюджет, государство повысило НДПИ, но взамен снизило экспортные пошлины. Что создало дополнительный повод для нефтяников продавать свой товар за границу. В результате — смотри пункт первый.

4. Потому, что государство повышает акциз на бензин.
Изначально было понятно, что даже без снижения курса рубля и падения цен на нефть "налоговый маневр" удорожает бензин на внутреннем рынке. Поэтому акциз на готовый бензин планировали снижать. Но потом выяснилось, что у страны нет средств на ремонт дорог, поэтому топливный акциз с 2015 года увеличат на 1 рубль. Это даст дополнительно 60 млрд на починку трасс, в основном в российской глубинке.

Напомним, что параллельно с этими акцизами автомобилисты продолжают платить транспортный налог, который непонятно по какой причине по-прежнему исчисляется из мощности двигателя. Кстати, когда собирались поднимать акциз, транспортный налог хотели отменять, но про это сейчас никто в Госдуме не вспоминает. А что делать, если стране нужны деньги на дороги?

"У нас цена на топливо растет, потому что акцизы и все косвенные налоги увеличиваются. До 10% к новому году снова будет увеличение законодательное по акцизам. Поэтому до 10% прогнозируют и рост цен на бензин". Игорь Буцаев, начальник техническо-экономических исследований компании "Гипровостокнефть"

Что в итоге?
Итак, повышение топлива складывается из шести основных слагаемых:
-падение мировых цен на нефть,
-снижение курса рубля,
-повышение налога на добычу полезных ископаемых и снижение экспортной пошлины на нефть,
-повышение акцизов на бензин,
-коммерческая ориентированность нефтяных компаний,
-сильная зависимость госбюджета от налоговых поступлений.
Можно считать это большой неудачей, но сейчас в пользу повышения цен на бензин играет слишком много факторов.

Теперь — к опыту Соединенных Штатов. Почему же там бензин дешевеет, пока у нас он дорожает?
1. Потому, что существует реальная конкуренция между американскими нефтяными компаниями, а у экономики США есть другие доходы, кроме нефти.

Все крупнейшие американские компании — ExxonMobil, ConocoPhillips, Chevron и Valero — это частные, а не государственные. Кроме того, американская экономика сильно диверсифицирована — намного лучше, чем в России, развит и промышленный, и сельскохозяйственный сектор, а также сектор услуг.

"Диаметральная разница между Россией и США существует, потому что конкуренции в России нет — она сведена к минимуму. Решение только одно — стимулировать конкуренцию. А возможно ли это — это тема для огромного доклада. А в США цены снижаются, потому что у них есть конкуренция, все просто." Сергей Ветчинин, PR-советник Ассоциации независимых нефтеперерабатывающих организаций.

2. Потому, что США регулирует цены на внутреннем рынке нерыночными методами.

Собственно говоря, этим занимается и Россия, как и вообще любое другое государство, — в чистом виде капиталистических стран со свободным рыночным регулированием не существует. Американскому правительству выгодны низкие цены на топливо.

Чем ниже цены на бензин, тем дешевле логистика. А значит, дешевле товары и выше спрос на них. Сами рядовые американцы, сэкономив на топливе, радостно понесут свои деньги в торговые сети. Также не стоит списывать со счетов и геополитику: понижение цен на нефть позволяет ослаблять стратегических противников. Например Россию.

"Я думаю, что регулирование цен в Соединенных Штатах поставлено намного серьезнее, чем в России. Вот эти сказки про всемогущие рыночные механизмы они остаются все-таки сказками там, где люди по-настоящему занимаются экономикой. В части электричества я хорошо знаю, что, несмотря на колебания в 15 раз первичных энергоносителей, на нефть, например, 20 лет они держали цены на электричество стабильно с точностью до 15%. Представить себе, что это делается с помощью рыночных механизмов абсолютно невозможно, исключено". Иван Грачев, председатель комитета по энергетике Госдумы РФ.

Что в итоге?
Повышение цен на топливо в России совершенно не удивляет тех, кто знаком с экономическим устройством страны. Федеральная антимонопольная служба может бесконечно заводить дела против нефтяных корпораций, но цены все равно будут расти, потому как экспорт нефти — это залог существования России как государства.

Почему нефть дешевеет, а бензин в РФ дорожает

1352.png

Цена на нефть постоянно изменяется, и когда она в очередной раз падает, многие автомобилисты с нетерпением ждут, что стоимость бензина на автозаправках тоже снизится, но происходит такое явление крайне редко, а если и происходит, то горючее дешевеет всего на несколько копеек. В большинстве случаев оно, наоборот, дорожает. И в такие моменты у многих возникает вопрос — почему так происходит? Цена на бензин в России практически никогда не падала, когда нефть дешевела, а ведь именно из черного золота делают топливо. Давайте рассмотрим основные причины, почему динамика цен на бензин в РФ не изменяется при дешевеющей нефти.

Влияет ли каким-то образом стоимость черного золота на цену литра горючего

Нефть, а если говорить точнее, то именно цена на нее, — далеко не ключевой фактор в структуре ценообразования за один литр бензина. Не только в РФ, но и в других странах Европы, огромную долю из стоимости литра горючего нефтеперерабатывающие предприятия отчисляют в государственный бюджет. Возьмем, например, бензин с высоким октановым числом марки АИ-95. В его литре процент налогов в виде акцизов и НДС составляет целые 36%, плюс ко всему добавляют еще и НДПИ, в итоге государству нужно отдать 55% из каждого литра бензина. Другими словами, когда водитель платит на заправке, допустим, 38 рублей за один литр горючего, то 21 рубль из этой суммы сразу уходит государству, поэтому продавать бензин дешевле 21 рубля АЗС не может даже чисто теоретически.

Так какой же вклад нефти в стоимость одного литра бензина? Минимальный. Как отечественные, так и зарубежные АЗС формируют свою ценовую политику, ориентируясь не на котировки на мировом рынке, а на цены горючего, которые устанавливают нефтеперерабатывающие заводы. Те, в свою очередь, смотрят не на стоимость барреля нефти, а на предложение и спрос. Например, прошлым летом черное золото упало в цене, но бензин при этом не дешевел, наоборот, даже дорожал, и все потому, что существенно вырос спрос на него из других стран. И такая логика образования цен, когда они реагируют не на саму нефть, а на существующую конъюнктуру, на российском рынке утвердилась достаточно давно. Плюс ко всему, стоимость горючего в России постоянно подвергается специфике налоговой и финансовой системы.

1353.png

Акцизы как первая причина подорожания бензина на фоне падающей нефти

Если в других странах налоги на энергию остаются неизменными на протяжении нескольких десятков лет, то в РФ ставки акцизов регулярно увеличивают. Почему так происходит? Потому что поступления от нефтегазового комплекса формируют основной хребет бюджета страны, поэтому, чем стремительнее падает цена на нефть, тем выше Министерство Финансов РФ поднимает акцизы и налоги, в связи с этим дорожает топливо, в том числе и бензин.

Другими словами, зависимость цен от нефтяной котировки в России наблюдается, но только обратная, поскольку есть определенные параметры бюджета, и его фактическая доходная часть, которая должна в любых условиях соответствовать плановым показателям.

Как колебания курса доллара влияют на стоимость литра топлива

1354.png

Еще одна причина, по которой бензин начинает стоить дороже при падающей нефти — линейная связь между мировыми ценами на нее и курсом доллара. Если черное золото выросло в цене, то рубль укрепляется. Стоимость одного барреля упала? Национальная валюта стала слабее. Нужно также понимать, что цены на нефть, которую используют для внутренней переработки, практически не изменяются в рублевом эквиваленте, поэтому бензин и не дешевеет.

Сезонность как еще одна причина изменения стоимости бензина во время падения цен на нефть

Несмотря на то что нефтеперерабатывающие предприятия в России бесперебойно производят горючее круглый год, фактор сезонности, все же, оказывает свое влияние на объемы его потребления. Летом, когда начинается период отпусков у россиян, спрос на бензин возрастает и начинает опережать мощности отечественных нефтеперерабатывающих компаний. Непроизвольно на рынке формируется дефицит горючего, который, в свою очередь, обусловливает рост оптовых цен на него.

Как инфляция влияет на стоимость бензина

Когда инфляция в стране высокая, бензин дорожает даже при условии того, что стоимость нефти остается неизменной или падает. Прямое тому доказательство — показатели за прошедшие годы. Так, в 2016 году официальная инфляция в РФ составляла 5,4%, в 2017 году — 2,5%, в 2018 году — 4,27%. В 2019 году ее темпы замедлились, и она не превышала 3,05%. В 2020 году инфляция опять выросла и составляла уже 4,9%. В 2021 году ее уровень не превышал 4,7%.

При таких показателях становится ясно, что сохранить цены на бензин, которые были в 2016 году, просто невозможно. По расчетам, только из-за инфляции в 2022 году цена за 1 литр горючего на отечественных заправках должна была держаться на уровне 51 рубля, фактические цены, которые мы наблюдали в прошлом году, были ниже.

Налоговый маневр и валютные игры, их роль в ценообразовании одного литра бензина

1355.png

Давайте вспомним, сколько стоил 1 евро в 2017 году. За валюту в течение всего года предлагали от 66 до 88 рублей. Доллар в это же время покупали по 60–79 рублей. А теперь сравним показатели за 2022 год. Курс евро колебался в пределах 56–64 рублей, средний курс доллара составлял 65 рублей. Другими словами, валюта 5 лет назад стоила даже немного дороже, чем сейчас. Такая же ситуация и с бензином. Если сделать простой пересчет, становится ясно, что в валюте стоимость горючего за прошлые годы практически не изменялась, поэтому небольшие подорожания и удешевления топлива на внутреннем рынке можно смело назвать своеобразной коррекцией.

Если прибыль заправок не зависит от курса валют, то прибыль нефтяных компаний напрямую с ним связана. Как уже отмечалось, когда нефть падает в цене, валюта становится сильной, а рубль — ослабевает. Компаниям в таких условиях выгоднее экспортировать горючее, они зарабатывают в валюте, а тратят в рублях.

Когда нефть дорожает, рубль укрепляется, наблюдается стремительный рост прибыльности продаж топлива внутри РФ. Но от этого экспорт не становится менее выгодным.

До 2015 года многие нефтегазовые компании из-за того, что цены на экспорт были гораздо выше, чем те, что держались на внутреннем рынке страны, создавали искусственный дефицит топлива. Такое положение дел негативно сказывалось на простых россиянах и шло вразрез с интересами государства. В 2015 году правительство впервые прибегло к «налоговому маневру». В чем его суть? Правительство начало постепенно снижать пошлину на экспорт, но в это же время повышало налог на добычу полезных ископаемых и акцизы.

Ввели демпфирующий механизм, который сдерживал цены на топливо на внутреннем рынке. Если цена на экспорт выше той, которая установлена на внутреннем рынке РФ, государство возмещает нефтегазовым компаниям часть разницы, это позволяет сдерживать рост цен на горючее внутри страны. Если же стоимость бензина на внутреннем рынке выше, чем экспортная, то нефтяные компании перечисляют в бюджет государства часть получаемой «сверхприбыли» от продаж внутри РФ. Демпфирующий механизм успешно функционирует по сегодняшний день.

Подводя итог, можно сказать, что нефть в ценообразовании горючего является далеко не основополагающим фактором, поэтому, даже если она дешевеет, не следует рассчитывать на существенное изменение цифр на табло автозаправок.

Оставьте свои контактные данные и получите PDF с чек-листом про экономию автопарка. 5 основных способов будут ждать вас на почте

Минэнерго объясняет: Почему бензин дорожает, когда дешевеет нефть

Когда цена на нефть падает, а бензин дорожает, это вызывает вопросы.

— В начале марта на мировых рынках подорожала нефть, и следом выросла цена бензина на заправках. В конце марта цена нефти упала, но бензин продолжил дорожать. Павел Юрьевич, почему даже при снижении цены на нефть бензин только и делает, что дорожает?

— Абсолютно логичный вопрос. Когда нефть падает, а бензин дорожает, это вызывает вопросы у любого нормального человека.

Здесь есть несколько важных вещей, которые я хотел бы объяснить.

Первый фактор: бензин в России продается в рублях. При этом обычно было так, что подорожание нефти приводит к укреплению рубля, и наоборот. Поэтому при изменении цены нефти на мировых рынках ее стоимость в рублях обычно меняется не сильно — как правило, она находится в диапазоне от 3000 до 3500 рублей за бочку. Но в середине марта, когда нефть подорожала, курс рубля не укрепился. Поэтому нефть стоила больше 5000 рублей за бочку.

Второй фактор: несмотря на скачки нефтяных цен, бензин на заправках с начала года подорожал чуть более чем на 2%. То есть темпы подорожания бензина практически не отличаются от инфляции. Представьте себе, что было бы, если бы бензин полностью повторял динамику цены на нефть: сначала дешевел на 30%, потом дорожал на 50%. И население, и бизнес воспринимали бы это негативно. Чтобы этого не происходило, в 2018 году было принято решение о сглаживании колебаний цен на бензин с помощью так называемого демпферного механизма (о нем чуть ниже, — Ред.). Он работает уже два года, позволяет удерживать цену бензина в рамках инфляции и дает рынку предсказуемость.

И третий момент — бизнес всегда неохотно идет на снижение розничных цен. К сожалению, это свойственно коммерческому сектору. Поэтому и до демпфера при падении цен на нефть бензин сильно не дешевел.

— Расскажите поподробнее про этот демпферный механизм. Как он помогает сдерживать рост цен и по какому принципу работает?

— В 2018 году было два скачка цен на нефть — весной и осенью. При первом скачке весной это привело к резкому росту цен на заправках. Правительству тогда удалось договориться с бизнесом, чтобы цены на бензин на АЗС не росли быстрее инфляции. Но у нас открытый рынок, нефть и нефтепродукты свободно экспортируются, поэтому оптовые цены (по которым АЗС закупаются на заводах) на внутреннем рынке зависят от мировых. И если нефть и бензин на мировом рынке дорожают, то закупочная цена для заправок тоже повышается. Поэтому, если ограничивать рост цен только на АЗС, этот бизнес становится убыточным и многие заправки рискуют закрыться. В этой ситуации был нужен механизм, который поможет сдерживать рост оптовых цен. Поэтому Минэнерго с Минфином и разработали демпфер, который действует у нас с 1 января 2019 года.

Работает он так. Когда нефть дорожает, добывающие компании получают сверхдоход и платят с него более высокие налоги в виде экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых. И часть денег из этих дополнительных налогов государство отдает нефтеперерабатывающим заводам. Это позволяет заводам сдерживать отпускные цены на топливо внутри страны.

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ. На Южно-Приобском месторождении нефти. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

А когда нефть дешевеет, этот механизм работает в обратную сторону: у нефтеперерабатывающих заводов образуется сверхприбыль и бюджет получает от них выплаты. Таким образом, получается нейтральный эффект и поддержка бюджета в условиях низких цен на нефть.

НАЛОГ НА НЕФТЯНИКОВ ПОКУПАТЕЛИ НЕ ЧУВСТВУЮТ

— Кстати, о налогах. В России на налоги уходит от 60 до 68 процентов выручки нефтедобывающих компаний. Это больше, чем в США, Канаде, Саудовской Аравии и других нефтедобывающих странах. Может, уменьшить налоговое давление на отрасль, тогда и цена снизится?

— Налог, который платят предприятия нефтедобычи — не фиксированный, он привязан к цене нефти на мировом рынке. И на цену топлива на заправках этот налог никак не влияет.

Объясню. Допустим, нефть стоит 50 долларов за баррель. Продав этот баррель за границу, нефтедобывающая компания заплатит государству чуть больше 60% в виде экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых. Но напомню, что цена нефти на внутреннем рынке привязана к мировой. Поэтому добывающая компания продаст ее российским заводам, которые делают бензин, за те же самые 50 долларов (минус экспортная пошлина и расходы на транспорт) — независимо от того, какой налог на добычу она с него заплатила. Это означает, что переложить рост налогов нефтедобычи в цену невозможно.

А вот бензин, который попадает с этих заводов на внутренний рынок, уже облагается акцизом и НДС. Именно эти налоги и видит потребитель в цене топлива на заправках. Но акциз и НДС в России составляют меньше 40% от стоимости бензина. Это намного ниже, чем в большинстве развитых стран — например, во многих государствах Европы он доходит до 60%. При этом акциз используется для финансирования дорожных фондов строительства дорог.

— Но ведь нефти у нас очень много, некоторые недружественные государства даже дразнят нас «страной-бензоколонкой». Почему тогда мы не можем сдержать рост цен на бензин без дополнительных ухищрений? Почему они всегда растут для населения? Вот в Иране и Венесуэле тоже много бензина, там правительство регулирует цены и бензин стоит копейки.

— В Иране и Венесуэле цену на бензин устанавливает государство, и она не оправданна экономически – она намного ниже. Из-за этого у них нефтепереработка в тяжелом состоянии, регулярно возникает дефицит бензина и другие проблемы. Это неудивительно: жесткое регулирование отраслей, ориентированных на экспорт, обычно приводит к появлению серьезных сложностей. Та же Саудовская Аравия тоже раньше регулировала цены на топливо. Но постепенно отказывается от этого, наращивая цены на АЗС до мирового уровня.

Представьте себе, что правительство просто прикажет снизить цены без компенсационных мер. В результате частные компании закроются, а государственным придется тянуть убыточные заводы. Из-за этого у НПЗ станет меньше денег на ремонты, модернизацию, зарплаты и это приведет к нарастающему кому проблем. Итог один – уменьшение производства моторных топлив.

— Но можно же не просто приказать. Вот с недавних пор в России регулируют цены на сахар и подсолнечное масло. Правительство установило планку, выше которой цены не должны подниматься, а взамен производители получают субсидии и льготы. Если так же действовать на рынке бензина, то люди будут точно знать, какая цена их ждет на заправках.

— С сахаром и маслом другая ситуация, они подорожали очень резко. А если вы посмотрите на темпы роста цены бензина, то они уже давно не превышают инфляцию. По данным Росстата, в 2019 году бензин на заправках подорожал на 1,9% (при сравнении декабрьских цен), то есть ниже инфляции, которая составила 3%. В 2020-м — на 2,5% при общей инфляции в 4,9%. Так зачем устанавливать цены в приказном порядке и раздавать субсидии напрямую, когда есть демпфер, который эффективно сдерживает рост цен на заправках и делает это автоматически? При этом потребитель получает предсказуемую динамику цен.

Заместитель министра энергетики Павел Сорокин.

— А зачем вообще платить нефтяникам за сдерживание цен на внутреннем рынке? За последние 2 года цена на нефть оставалась стабильной, около $50-60. При таких ценах нефтяники и так неплохо живут.

— Неправильно говорить о нефтяниках как о некоем собирательном образе. Есть добыча нефти и есть переработка, это два совершенно разных сегмента. И если добыча при 50-60 долларах за бочку чувствует себя хорошо, то у переработки, особенно в нынешних условиях, доходность при таких ценах находится в лучшем случае около нуля. Объясню: завод закупает нефть по мировой цене, которая выросла в полтора раза с прошлого года. При этом цена на АЗС выросла на 2%, а в опте на 13-14%. Цифры показывают, что на внутреннем рынке экономика заводов отрицательная. И это проблема. Потому что когда у тебя убыточный завод, а рынку нужен дополнительный объем топлива, то у завода нет стимула наращивать производство бензина, ведь каждая дополнительная тонна увеличивает его убыток. Именно поэтому демпферный механизм работает так: забрали часть дополнительных доходов у добычи — отдали переработке. Так государство создает стимул, чтобы цена бензина не росла, а заводы могли продавать продукт на оптовом рынке дешевле, чем он стоит.

ЖДАТЬ ЛИ ДЕФИЦИТА?

— В этом году запасы бензина в России снизились до 1,2 млн тонн, это минимальный уровень за пять лет. А весной нефтеперерабатывающие заводы обычно проводят плановый ремонт. Грозит ли нам дефицит бензина?

— Эта цифра на конец января — начало февраля. После этого у заместителя председателя Правительства Александра Новака прошло совещание. Там была поставлена цель: нарастить запасы до 1,6-1,7 млн тонн к маю. И запасы уже выросли до 1,66 млн тонн. Поэтому рисков дефицита сейчас нет, период ремонтов и обслуживания нефтеперерабатывающих заводов пройдем без перебоев.

— Павел Юрьевич, а как вообще пандемия отразилась на российском топливно-энергетическом комплексе и рынке нефтепродуктов? И какова нынешняя ситуация?

— Пандемия повлияла на все сферы экономики, включая топливно-энергетический комплекс. Во всем мире снизилась мобильность людей и резко сократился спрос на нефть и нефтепродукты.

В периоды полных локдаунов снижение спроса на бензин и дизельное топливо на заправках Европы доходило до 80-90 процентов. Постепенно в одних странах потребление восстановилось и даже выросло, поскольку перелетов стало меньше и люди больше ездят за рулем; в других – до сих пор на 10-20% ниже доковидного.

Что касается перелетов, то они во всем мире до сих пор находятся на уровне 50-60 процентов от допандемических времен. Поэтому спрос на керосин и его цена остаются низкими.

Из-за низкого спроса доходность продажи дизельного топлива, бензина и керосина находится на очень низком уровне. Поэтому нефтеперерабатывающие заводы во всем мире несут убытки.

Что касается России, то у нас тоже был период локдауна, из-за этого в апреле-мае прошлого года потребление нефтепродуктов упало почти в два раза. Нефтяные компании среагировали грамотно: сначала приглушили заводы, чтобы снизить ущерб, а потом быстро нарастили переработку, чтобы удовлетворить спрос, который летом быстро вырос после отмены ограничений. В некоторые моменты он даже превышал допандемический уровень, потому что люди стали активно путешествовать по стране на автомобилях. Так что у нас отрасль достойно прошла тяжелый период и сейчас она работает в штатном режиме.

По данным Globalpetrolprices на 22 марта. Всего в рейтинге 167 стран.

Рейтинг стран по дешевизне бензина

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Почему продукты в России дорожают в пять раз быстрее, чем в Европе

Почему цены на бензин в России всегда растут, даже если нефть дешевеет

Евгений Мельченко© Собственность Евгения Мельченко

После произошедшего 8-9 марта падения стоимости нефти и скачка курса валют Юга.ру выяснили мнение экономиста Александра Полиди о том, как происходящее повлияет на жизнь обычных людей. Что касается цены бензина, вопрос о которой возникает в таких ситуациях в первую очередь, об этом в своей колонке рассуждает Евгений Мельченко.

— Очередной обвал рубля, очередной кризис и все прочие интересные экономические «радости» российского мира больших и малых денег оставим на откуп и холивары экономистам. Тем, которые до мозга костей шарят в экономических процессах и знают, что именно нужно для того, чтобы у нас было, «как в Америке», и даже лучше.

А мы поговорим немного о бензине. Каждый подобный скачок вызывает очередной девятый вал возгласов и удивления, мол, почему ценник на нефть падает, а бензин в России дорожает. Вон в клятой Америке Трамп написал, что плюс падения цен на нефть в падении цен на бензин для потребителя. У них так, а у нас как?

Почему цены на бензин не падают

В том-то и дело, что у нас не так, совершенно не так, как в Америке. Дело в том, что там, в «нормальных» странах, есть производство, промышленность и малый/средний бизнес, который наполняет бюджет необходимыми средствами для того, чтобы у них было не так, как у нас. Ведь даже человеку, далекому от экономики, как Вашингтон от Москвы и рубль от доллара, ясно, что экспорт ресурсов огромного процента в бюджет не приносит. Основу государственных доходов составляют все же налоги и пошлины, а также акцизы.

И стоимость бензина в России — это не стоимость нефти, и от нефти зависит лишь в малой степени. Нефтепродукт в конечной цене бензина на автозаправочных станциях «весит» не более 7%. То есть стоимость нефти на мировых и внутреннем рынках — это пшик в ценнике бензина на АЗС. На цифры, которые мы видим на въезде, а затем и в чеке после заправки, влияют несколько факторов, и вот их соотношение (по данным Топливного союза России).

Из чего складывается ценник на топливо на АЗС:

Налог на добычу полезных ископаемых

Переработка, транспортировка и хранение

Как видим, 69,14% стоимости бензина складывается только из налогов. И пусть вас не удивляет «минус» в работе АЗС. Они реально давно работают в минус по бензину. Прибыль приносит лишь сопутствующая продукция. Да, именно: кафешка на АЗС приносит больше, чем бензин. Для примера: в 2018 году на АЗС «Роснефти» было реализовано стаканчиков кофе на общую сумму примерно в 4 млрд рублей. Такие дела.

Стоит учитывать и еще один немаловажный аспект. Дело в том, что при падении цен на нефть государство обязывает нефтяные компании сохранять долю в бюджете от продажи углеводородов, то есть компенсировать эти потери. А единственный способ компенсировать потери — заработать больше на внутреннем рынке. Можно вспомнить, что в 2019 году на внутреннем рынке после налогового маневра потери нефтяникам компенсировало государство, но это, как оказалось, очень дорого и не очень эффективно.

Исходя из этого, можно успокоить всех, кто выражает негодование от того, что цены на нефть падают, а стоимость бензина растет. Если это, конечно, может успокоить. Стоимость топлива вырастет, если вырастут цены на нефть. Стоимость топлива вырастет, если цены на нефть останутся неизменными. И конечно же, стоимость топлива вырастет, если цены на нефть упадут. Бюджет надо наполнять, а наполняем его мы, заправляя свой автомобиль. Это неизбежно, так есть ли смысл негодовать.

Вот, кстати, на что этот бюджет планируют тратить в 2020 году. Источник здесь.

Расходы бюджета РФ образца 2020 года, трлн рублей:

Правоохранительная деятельность (с учетом закрытой части) 5,846
Социальная политика 4,999
Национальная экономика 2,551
Национальная безопасность 1,455
Государственный аппарат 1,455
Национальная оборона 1,068
Субсидии субъектам РФ 1,008
Здравоохранение 0,990
Обслуживание госдолга РФ 0,896
Образование 0,886

Самая затратная статья расходов вызывает некую озабоченность происходящими в стране процессами, но это уже совсем иная история.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *