Почему в россии не популярны пикапы
Перейти к содержимому

Почему в россии не популярны пикапы

  • автор:

Почему в России пикапы так и не приобрели большой популярности

Каждый соотечественник знает, что пикап – это такой «чисто американский» автомобиль на котором колесят суровые парни-фермеры и дровосеки, и который абсолютно точно не подходит для использования на отечественных просторах. Но так ли это на самом деле? Действительно ли пикап плох, а если все-таки нет, то почему он не смог приобрести большой популярности в России за три последних десятилетия.

Пикап в России – тема о которую было сломано не одно копье в спорах. С одной стороны, у нас будут те, кто скажет, что данный автомобиль исключительно неудобный для ежедневного использования. С другой стороны, будут абсолютно восторженные счастливчики, которым уже довелось поездить на машине с данным типом кузова. При этом ответ на главный вопрос: почему пикапы так непопулярны в России останется подвешенным в воздухе.

Первое и самое главное, что следует уяснить: огромная популярность пикапов среди «рядового» городского населения США – это стереотип. Большинство людей там, как и большинство людей здесь при выборе машины опираются на три основополагающих столпа: деньги в кармане, вопрос статуса, вопрос утилитарной необходимости. Подавляющему большинству жителей Америки пикап просто не нужен точно также, как он не нужен и большинство граждан России.

Вопросы удобства и вкуса – это слишком субъективные понятия, которые могут сильно меняться в зависимости от конкретного человека. Так, у одного нет большой семьи, но есть много мешков с цементом – почему бы ему не купить пикап? А другого автомобилиста одна только теща с любимой кошкой занимает сразу два посадочных места, но никакой картошки или мешков с цементом нет в помине – тогда зачем ему грузовой автомобиль. Здесь важно другое.

Ошибочно полагать, что пикап незнаком России-матушке. Впервые кузов пикап появился в 1910-е годы в США. В период с 1910-1970-е годы на Западе данный вид автомобилей воспринимался, как исключительно утилитарный, необходимый для работников сельского хозяйства и представителей малого бизнеса. В 1920-е годы пикап также попал в армию, где активно использовался для решения грузовых задач, а также в качестве «тачанки».

В Советском Союзе пикапы появились в 1930-е годы. На Горьковском автозаводе делали полутонные модели по лицензии Ford. Всего было сделано более 11 тысяч таких авто в довоенный период. В частные руки такая машина почти не попадала. Во-первых, с автомобилизацией населения в СССР до войны в целом все было очень плохо по объективным причинам. Во-вторых, на кой грузовая машина городскому рабочему или интеллигенту в личное пользование?

После Второй мировой войны производство пикапов фактически затихло. Ни индивидуального фермерского хозяйства (кулачества), ни малого бизнеса в СССР со времен Новой экономической политики больше не было. Экономика стояла на крупных предприятиях: фабриках, заводах и колхозах, а для удовлетворения транспортных нужд всего перечисленного, кузов пикап — это «мелковато». Большой экономике нужны большие машины, а потому в Советском Союзе штамповали в основном здоровенные (и не очень) грузовики. Пикапу, как кузову просто не нашлось больше места в хозяйственной жизни общества по все тем же объективным причинам.

Пикап вернется на советские дороги примерно в 1970-е, однако широкого распространения так и не получит. Все потому, что большого запроса на легкие грузопассажирские авто в стране не будет. Хотя отечественный автопром станет с завидной регулярностью делать любопытные прототипы, создадут даже туристический ВАЗ-2016 от 1976 года. Одним из немногочисленных исключений станет Иж-27151, который выпускался с 1972 по 2001 год. Однако всенародного значения машина со всеми ее модификациями не приобретет по причине того, что применить ее будет сильно некуда – слишком узкий рынок.

После распада СССР, после торжества «свободного рынка» и парада «частной собственности», спрос на коммерческие кузова в России начнет расти. Появление фермерских хозяйств, расцвет бизнеса, необходимость вывозить тела конкурентов в лес (шутка, конечно)! Самое время «выстрелить» пикапу. Но снова нет. А все потому, что начать делать добротные пикапы на базе отечественных предприятий, которые никогда не занимались их массовым выпуском не так-то просто. Зато можно слепить небольшой грузовик до 3500 тонн. Этим в 1994 году и занялись на предприятии ГАЗ, подарив нам знаменитую «Газель».

В итоге, ситуацию с популярностью (или не популярностью) пикапов в России можно объяснить словами «так исторически сложилось». Сначала у экономики страны не было запроса на такие машины, а когда он появился, удовлетворить его оказалось куда проще за счет других моделей. Тем более, что какая-нибудь «Газель» или ее аналог, окажется дешевле большинства доступных пикапов из-за океана, а качество, надежность и цена обслуживания при этом будут такими же или даже лучше.

Потому-то пикап и остается уделом «офисных фриков» и «мажоров». Покупать или не покупать такой кузов – выбор каждого. Он может быть одинаково отличным и ужасным в зависимости от конкретной ситуации. Большинстве же отечественных работяг, кому действительно подошел бы такой автомобиль, банально проще и выгоднее купить очередную «Газель» или ее аналог. Но если когда-нибудь ГАЗ сможет наладить выпуск действительно «народных» пикапов, то можно быть уверенным, что рост популярности такого кузова на отечественных просторах не заставит себя долго ждать.

В продолжение темы можете почитать о том, почему пикап с палаткой ВАЗ-2106 стал единственным автомобилем, сошедшим с конвейера завода.

Почему в США любят пикапы и отчего в России они столь непопулярны?

Приветствую вас, друзья!
Хотелось бы поговорить с вами вот на какую тему.
"Почему в США любят пикапы и отчего в России они столь непопулярны?"
Под конец уходящего года американская автоиндустрия подводит финансовые итоги, выдает престижные автомобильные награды и собственно не нужно быть вундеркиндом, чтобы заметить, что ведущие позиции во всех этих "чартах популярности" занимают, периодически меняясь между собой местами, Chevrolet Silverado, Ford F-серии и Ram.

Фото в бортжурнале Cadillac Escalade (3G)

Все, как не трудно догадаться, относятся к полноразмерным пикапам.
Если расширить диапазон, сталкиваешься с тем, что и в "десятке" и в "двадцатке" самых популярных моделей, самой автомобильной страны мира находятся пикапы, как североамериканского, так и заокеанского (зачастую всё равно заточенного под американских покупателей) производства.

Фото в бортжурнале Cadillac Escalade (3G)

Ни для кого не секрет, что несмотря на всю обособленность американской автоиндустрии, уж что-что, а деньги считать там умеют, и к автомобилям относятся крайне потребительски.
Автомобиль для них это не только и не столько предмет культа ( хотя и это конечно тоже есть), а в первую очередь функция.

Фото в бортжурнале Cadillac Escalade (3G)

А большой пикап-трак, судя по всему, эти самые функции отлично выполняет.
Ездит. Рулится (получше иного другого полноценного грузовика).
Грузы перевозит (пусть и не самые крупные и тяжелые, но часто больше и не нужно.
Есть 2-4 места.
Можно пусть и не с самым высоким комфортом, но всё же вполне уверенно перевозить не только грузы, но и людей).

Фото в бортжурнале Cadillac Escalade (3G)

В общем машина в основе своей строго утилитарная и за вековую историю ( а тем же пикапам Шевроле, на секундочку, в этом году стукнуло 100 лет) многократно доказала свою необходимость и незаменимость причем не только в качестве основной машины "фермеров и торговцев", а в принципе как довольно удобный семейный "грузовичок".

Фото в бортжурнале Cadillac Escalade (3G)

В стране, где люди вполне осознанно регулярно меняют место жительства и переезжают с места на место, пикап так же просто незаменим.
Американская "любовь" таскать кемперы, трейлеры, прицепы — пикап и здесь отлично справляется.

Фото в бортжурнале Cadillac Escalade (3G) Фото в бортжурнале Cadillac Escalade (3G)

И главное — там, в США, это ОТНОСИТЕЛЬНО недорогой автомобиль.
Повторюсь — относительно. К примеру, если сравнивать с соплатформенными внедорожниками.

Фото в бортжурнале Cadillac Escalade (3G)

К тому же есть ещё некий момент ура-патриотизма.
Пикапы многими американцами воспринимаются как некий атрибут "Старой Америки" такая же классика, как джинсы, шляпы и музыка кантри.

Фото в бортжурнале Cadillac Escalade (3G) Фото в бортжурнале Cadillac Escalade (3G)

Внедорожники SUV, дебютировавшие (на все тех же платформах от пикапов) в 90-х годах, еще не достигли того самого культового статуса, как какой-то классический Chevy или GMC)

Фото в бортжурнале Cadillac Escalade (3G)

Сложно представить рэднека на Эскалейде) Это всё же немного другая история.
А вот пикап — это воистину народный автомобиль)

Запчасти на фото: 037104. Фото в бортжурнале Cadillac Escalade (3G)

А что же у нас?
Тут практически сразу начинаются вопросы. В нашей стране, начиная с СССР, грузовики это всегда были грузовики, а легковые же машины — это легковые.
И хотя на базе тех же "москвичей" АЗЛК или ИЖ выпускались коммерческие фургончики и легковые пикапы, по настоящему массовыми эти машины увы не стали.

Фото в бортжурнале Cadillac Escalade (3G)

Уже в 90-х годах в расцвет период подъема частного бизнеса казалось бы появилась наконец необходимость возить грузы относительно небольшими грузами. Под это дело отечественные автопроизводители наладили выпуск таких машинок как например ВИС или даже СеАЗ.
Но всё-таки такие автомобили как Газель успешно заполнили собой эту брешь.

Фото в бортжурнале Cadillac Escalade (3G) Фото в бортжурнале Cadillac Escalade (3G)

Что же имеем в остатке?
Официально поставляемых в РФ пикапов не так и много
( например, обожаемые мной GM, вообще не продаются) стоят они как правило недешево.
Вопрос о налогах и расходе также стоит крайне остро.
И всё же их покупают. И они есть.
Пусть не в тех количествах, но всё же).

Фото в бортжурнале Cadillac Escalade (3G)

Мне кажется, сейчас пикапы, в первую очередь американские, — это больше некий имиджевый автомобиль.
Чаще всего их покупают, чтоб приобщиться к этой вековой автомобильной истории.
Чтобы почувствовать себя героем Голливудского боевика)

Фото в бортжурнале Cadillac Escalade (3G)

Безусловно пикапы используются и по прямому назначению.
И квадроцикл в него отлично помещается, и снегоход на дачу может отвезти, и прочее и прочее.
Но всё же в виденных мной интернет опросах в клубах владельцев пикап-траков, на вопрос "что вы чаще всего возите в кузове" побеждает вариант — "воздух", то есть ничего).
Ну что ж, в этом нет ничего страшного, я думаю.
Ведь и мой Cadillac Escalade EXT по сути своей является пикапом.

Фото в бортжурнале Cadillac Escalade (3G)

Возможно это не самая подходящая для Московских пробок машина.
Наверное парковать такой автомобиль сложнее, чем например Смарт. ))
Но я очень люблю эту машину. Именно такой какой она является.
Со всеми плюсами и минусами и в этом, на мой взгляд, кроется ответ,
почему пикапы всё же покупают в нашей стране)
Такие машины выбирают сердцем)
А что думаете вы?

Хуже грузовика и внедорожника: почему пикапы не покупают в России

В США пикапы возведены культ, а их «фермерский» стиль — часть истории, впитанной американцами с молоком матери. К тому же, гигантские размеры заокеанских «траков» позволяют частично нивелировать один из их существенных недостатков — тесноту в кабине. Но, в глазах российских покупателей, такой автомобиль буквально «соткан» из компромиссов. Причем, далеко не самых удачных. Можно сказать, что пикап — это «недогрузовик» и «недовнедорожник», со всеми вытекающими последствиями.

Хуже грузовика и внедорожника: почему пикапы не покупают в России Хуже грузовика и внедорожника: почему пикапы не покупают в России

Подавляющее большинство эксплуатирующихся у нас пикапов имеют двухрядную кабину. Но прирост «жилых метров» подразумевает уменьшение площади багажника. В результате грузоподъёмность сопоставима с обычным внедорожником. Более того, порой грузовой вариант остается в проигрыше. Своеобразная «дуэль», которую я один раз наблюдал возле строймаркета, лишнее тому подтверждение. Владелец VW Touareg, купивший несколько трехметровых реек, без труда запихал их в просторный салон через заднюю дверь и спокойно уехал. А бедолага на Nissan Navara минут пятнадцать мучился с аналогичным грузом, безрезультатно пытаясь пристроить его в кузове и так, и этак. В конечном счете он был вынужден использовать несколько несуразный метод «артиллерийских орудий». Иначе не получалось.

Хуже грузовика и внедорожника: почему пикапы не покупают в России Хуже грузовика и внедорожника: почему пикапы не покупают в России

Конечно, возить навоз или цемент в пыльных мешках удобнее в открытом кузове. Но для этого имеются доставочные «ГАЗели». Водрузить какой-нибудь квадроцикл в грузовой отсек тоже непросто. Попробуйте закатить его на почти метровую высоту — мало не покажется. Нужны не только трапы, но и сноровка. Прицеп для этого гораздо сподручнее. Охотники, доля которых по статистике не превышает десяти процентов от остальных владельцев пикапов — вот реальные «эксплуататоры» машин с «уличным» грузовым отсеком. Но как защитить лежащие в кузове охотничьи трофеи от осадков, пыли и прочих посягательств? Что уж говорить о перевозке чемоданов, сумок и прочей «бытовухи». Сберечь их от различных напастей непросто.

Хуже грузовика и внедорожника: почему пикапы не покупают в России Хуже грузовика и внедорожника: почему пикапы не покупают в России

Нужен тент, крышка или кунг. Все это стоит недешево. Да и не особо удобно. Лишь с кунгом пикап несколько преображается в лучшую сторону. Хотя даже при этом становится жалким подобием обычного универсала или кроссовера. А вообще, по жизни, основным грузом, который транспортируют владельцы пикапов чаще всего является воздух. Кабина пикапов тоже не без «тараканов». Узкие задние двери, неудобная вертикальная спинка и подушки, теснота в ногах — пассажирам в таких условиях не позавидуешь.

Хуже грузовика и внедорожника: почему пикапы не покупают в России Хуже грузовика и внедорожника: почему пикапы не покупают в России

Для поклажи, при полном «экипаже» места вообще в салоне не предусмотрено. А в «нычку» за задним сиденьем, где хранится штатный домкрат, из вещей влезет разве что барсетка. Езда на пикапе тоже своеобразна. И если по динамике у современных пикапов вопросов не возникает, то с управляемостью дела обстоят несколько хуже. Все дело в «невесомой» задней части автомобиля и в жесткости «грузовой» подвеске. Разгруженная задняя ось не способствует стабильности движения даже в обычных условиях. А на неровностях, да еще в повороте корму подчас так опасно переставляет, что потерять оптимальную траекторию со всеми вытекающими отсюда последствиями. Гололед лишь усугубляет ситуацию. Впрочем, она «лечится» загрузкой увесистого груза. Но постоянно возить в кузове балласт тоже не с руки.

Хуже грузовика и внедорожника: почему пикапы не покупают в России Хуже грузовика и внедорожника: почему пикапы не покупают в России

По той же причине недозагруженности задней оси, пикап порой пасует перед бездорожьем. Задние колеса попросту шлифуют скользкую грязь, не в силах «поймать» необходимое сцепление с поверхностью. И полный привод данном случае помогает лишь отчасти.

Хуже грузовика и внедорожника: почему пикапы не покупают в России Хуже грузовика и внедорожника: почему пикапы не покупают в России

Что же руководит людьми, решившими «оседлать» пикап? Желание обладать почти полноценным внедорожником за меньшие деньги? Ведь пикап несколько дешевле своего «универсального» собрата. Возможно, но, на мой взгляд, аргументация сомнительная, поскольку подобная экономия оборачивается массой неудобств. Помимо вышеупомянутых достаточно вспомнить столичный «Грузовой каркас», запрещающий проезд легких грузовиков (к ним официально приравнены и пикапы) во многие районы Москвы. И никто не дает гарантии, что подобные каркасы не появятся и в других российских городах.

У нас не Америка. Почему пикапы опасны в условиях климата России?

Этим летом на рынке пикапов оживление. Свет увидел пикап УАЗа с автоматической коробкой, а полугрузовой автомобиль Mitsubishi L200 признан лучшим представителем коммерческого транспорта. Но стоит ли тратить на них деньги?

Мы привыкли удивляться выбору американских водителей, которые покупают пикапы миллионами штук в год и не собираются отказываться от такого типа кузова. Мощные моторы, подключаемый полный привод и большой кузов сзади помогают перевозить крупногабаритные грузы и преодолевать бездорожье. Для жителей американской глубинки эти качества оказываются важнее изнеженного комфорта городских седанов.

Однако и на пикапах тоже можно ездить по скоростным дорогам, где важна не только грузоподъемность, но и управляемость. Поэтому пикапы получили усовершенствования, отличающие их от грузовиков. Это сравнительно небольшая погрузочная платформа и комбинация грузовых рессор с легковой передней подвеской. В целом такой симбиоз позволил приблизить грузовик по удобству к легковым машинам, сохранив не только высокую функциональность, но и относительный комфорт. Поэтому жизнь «одноэтажной Америки» невозможно представить без пикапов. Однако для других культур пикапы кажутся бесполезными, в том числе и в России. Почему?

Достоинства пикапов

На первый взгляд продающиеся у нас пикапы выглядят мужественно и монументально. Кажется, что им нет преград, да и для комфорта есть все необходимое. Новый УАЗ «Пикап» даже получил автоматическую коробку передач и вместе с ней существенную прибавку к стоимости. Машина построена на прежней рамной конструкции «Патриота» и способна не только перевозить грузы, но и залезать в глубокое бездорожье. Однако на трассе автомобиль слишком вальяжен и нестабилен на прямой траектории.

Полная альтернатива УАЗу — японская Mitsubishi L200. В 2020 году новую машину российские журналисты из конкурса ТОП-5 Auto признали лучшим представителем коммерческого транспорта.

Изящная машина управляется не в пример лучше УАЗа, но главное преимущество обновленного пикапа — полноприводная трансмиссия Super Select с блокировкой межосевого дифференциала. По пикаповским меркам L200 ведет себя недурно: точный руль, хорошая курсовая устойчивость, стабильность в поворотах. Чтобы повысить плавность хода, японцы установили сзади четырехлистовые рессоры вместо пятилистовых.

Практически на всех пикапах задний привод является преимущественным, а передняя ось активируется принудительно с помощью механической или автоматической блокировки. Нужно это, если, к примеру, требуется выбраться с грузом из раскисшей лужи на грунтоввке. Но полный привод на пикапах нельзя считать полноценным и сравнивать с трансмиссиями на кроссоверах. Дело в том, что на пикапах не рекомендуется ездить на полном приводе всегда.

При подключении полного привода трансмиссия делит момент ровно пополам между осями, в том числе и у дифференциала. Если таким образом ездить по асфальту, то наблюдается повышенный износ трансмиссии. Вырабатываются шестерни и механические соединения. Поэтому даже зимой в гололед автомобилисты чаще всего ездят на заднем приводе. Подключаемый передний мост задействуется исключительно на офф-роуде.

«Звери» для фермеров и не только. Лучшие пикапы мира

Первое место в мире по продажам пикапов занимает США. Ну а лидером там является прославленный Ford F-150. Этот автомобиль так же вошел в тройку лидеров мировых продаж. Всего в США и в Канаде реализовано 965 тысяч пикапов F-серии.

Вторым в мировых продажах стал. Он расходится ежегодно тиражом в 700 тысяч штук и в основном популярен на рынках Северной Америки. В мировых рейтингах он занимает девятое место в абсолютном зачете среди всех продаваемых автомобилей.

Третье место рейтинга самых популярных пикапов отошло GMC Sierra. Этот американский исполин построен на платформе Chevrolet Silverado и занимает 51 строчку в мировых продажах среди всех машин. В мире продается около 500 тысяч таких машин.

Пятое место в рейтинге отошло Ford Ranger. Эта машина так же вошла в сотню самых популярных в мире моделей и находится там на 98 месте. Его мировые продажи составляют около 200 тысяч штук.

В России по итогам прошлого года в сегменте пикапов лидирует Toyota Hilux. Продано 3,7 тыс машин. Автомобиль нравится за высокую надежность и вместительную кабину. А вот в Австралии эта же машина не просто лидер в своем зачете, а абсолютный чемпион по продажам среди всех моделей. Там продано более 42 тыс Hilux.

Азиатские рынки в восторге от Mitsubishi L200. Машина активно производится в Таиланде и пользуется популярностью из-за экономичных 2,4-литровых двигателей и сравнительно неплохой грузоподъемности. В год производится около 200 тысяч машин. В России Mitsubishi L200 в рейтинге по продажам занял третью позицию и уступает УАЗ и Toyota Hilux. У нас продается в год около 1,5 тысяч штук.

«Звери» для фермеров и не только. Лучшие пикапы мира

Первое место в мире по продажам пикапов занимает США. Ну а лидером там является прославленный Ford F-150. Этот автомобиль так же вошел в тройку лидеров мировых продаж. Всего в США и в Канаде реализовано 965 тысяч пикапов F-серии.

Вторым в мировых продажах стал. Он расходится ежегодно тиражом в 700 тысяч штук и в основном популярен на рынках Северной Америки. В мировых рейтингах он занимает девятое место в абсолютном зачете среди всех продаваемых автомобилей.

Третье место рейтинга самых популярных пикапов отошло GMC Sierra. Этот американский исполин построен на платформе Chevrolet Silverado и занимает 51 строчку в мировых продажах среди всех машин. В мире продается около 500 тысяч таких машин.

Пятое место в рейтинге отошло Ford Ranger. Эта машина так же вошла в сотню самых популярных в мире моделей и находится там на 98 месте. Его мировые продажи составляют около 200 тысяч штук.

В России по итогам прошлого года в сегменте пикапов лидирует Toyota Hilux. Продано 3,7 тыс машин. Автомобиль нравится за высокую надежность и вместительную кабину. А вот в Австралии эта же машина не просто лидер в своем зачете, а абсолютный чемпион по продажам среди всех моделей. Там продано более 42 тыс Hilux.

Азиатские рынки в восторге от Mitsubishi L200. Машина активно производится в Таиланде и пользуется популярностью из-за экономичных 2,4-литровых двигателей и сравнительно неплохой грузоподъемности. В год производится около 200 тысяч машин. В России Mitsubishi L200 в рейтинге по продажам занял третью позицию и уступает УАЗ и Toyota Hilux. У нас продается в год около 1,5 тысяч штук.

Непослушная корма

Задний привод пикапа в гололед без загрузки очень капризен. Автомобиль сзади имеет рессоры вместо амортизаторов. Грузовая платформа без поклажи весит меньше, отчего ведущие колеса всегда недозагружены и часто скачут на кочках, отрываясь земли.

Зимой эта особенность способна сыграть злую шутку с водителем. Основной вес пикапа сконцентрирован в районе кабины. В повороте лишняя тяга легко срывает легкую корму в занос и машина теряет управляемость.

В местах с жарким и сухим климатом, где почти круглый год жарко, а снег выпадает только на неделю-другую, недозагруженная корма не является препятствием для продаж. Однако в России, где полгода скользко, а во вторую половину года мокро, невозможно эксплуатировать машину столь же безопасно, как и в Америке.

Для предотвращения заносов можно наложить в кузов балласт, но ведь не будешь специально возить в пикапе кирпичи, чтобы придать машине стабильности. Поэтому на пикапах зимой необходимо ездить очень аккуратно. Кроме того, открытая грузовая платформа не позволяет возить грузы в дождь и в снег. Поэтому пикапы у нас не настолько популярны, как хотелось бы. Однако продажи все равно не падают до нуля.

Сколько в России пикапов?

В нашей стране на 1 января 2020 года зарегистрировано 278 тысяч пикапов, что составляет менее 1% от парка легковых автомобилей в РФ.

По данным агентства «Автостат», лидером продаж является Toyota Hilux. На начало года насчитывалось 82 тысячи таких машин. На втором месте — Mitsubishi L200 (62 тыс.). Третьим по популярности стал отечественный УАЗ «Пикап» (33 тыс.).

Залем следует Volkswagen Amarok (17 тыс.) и SsangYong Action Sports (13 тыс.).

На первую пятерку машин приходится 75% всех пикапов в стране.

Помимо них зарегистрировано 11,9 тыс. Ford Ranger, 11,5 тыс. Nissan Navara, а также Mazda BT-50 (7,1 тыс.), Nissan Pickup (6,7 тыс.) и Toyota Tundra (5,9 тыс.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *