Очень полезная и интересная статья о НИВЕ и ее МОДИФИКАЦИЯХ
«Нива» ВАЗ-2121 и ее модификации
Текст: Евгений Константинов
Фото: Андрей Хорьков
На мой взгляд, имя этого автомобиля – не просто некое название по «сельскохозяйственным мотивам». НИВА – это аббревиатура, (а значит, как любая аббревиатура, писаться она должна исключительно заглавными буквами), означающая ни много ни мало, а «Наилучшее Изобретение Волжского Автозавода»! И, между прочим, это действительно так. Автомобили, с минимумом конструкционных изменений пережившие четвертьвековой юбилей на конвейере, во всем мире можно пересчитать по пальцам. Большинство превращается в моральную рухлядь куда быстрее. А « НИВА» и сегодня остается востребованной покупателями. Более того, достаточно открыть любую газету объявлений, и выяснится, что « НИВА» еще и самый популярный внедорожник на вторичном рынке.
В апреле 1977 года Волжский автозавод произвел настоящую революцию. Его новая модель, ВАЗ-2121 « Нива», практически не имела аналогов в практике мирового автомобилестроения! Это сегодня схема с пружинной подвеской, постоянным полным приводом и несущим кузовом воспринимается как норма для компактного внедорожника. А в конце семидесятых все это было открытием. Новый внедорожник оказался практичен, комфортабелен и дешев. Такого набора качеств ранее не имел ни один автомобиль с формулой 4х4. Большинство вездеходов тех лет были утилитарными транспортными средствами с военным прошлым. Постоянный полный привод и полноценный ездовой комфорт фактически мог предложить лишь Range Rover, появившийся шестью годами ранее. Но совершенно иные габариты, масса, наличие рамы, а главное, ценовая ниша не позволяли говорить о каком бы то ни было подражательстве со стороны «вазовцев». Да, комфортабельные внедорожники в те годы существовали, но среди моделей с подключаемым приводом: эксклюзивные роскошные машины вроде Monteverdi и дорогие версии переделанных из пикапов «американцев». Но это был совершенно другой путь развития. « Нива» же стояла особняком. Фактически она основала совершенно новый класс вездеходов.
Никакой другой российский легковой автомобиль и близко не имел такого успеха на международной арене. В «Автоэкспорт» приходили заявки из самых разных уголков земного шара. Появились и две специальные экспортные версии: ВАЗ-21211 с 1.3-литровым мотором (для стран с дорогим топливом и высокими налогами на объем двигателя) и ВАЗ-21212 с правым рулем. Последняя, кстати, пользовалась очень хорошим спросом в Англии.
Базовая версия для внутреннего рынка изначально комплектовалась карбюраторным двигателем ВАЗ-2121 объемом 1.6 л с цепным приводом ГРМ. Фактически это был «шестой» мотор (самый мощный в «жигулевской» гамме) с поддоном картера, позволяющим разместить под ним редуктор переднего моста. Но при всей простоте, неприхотливости и надежности у данного силового агрегата оказался один существенный для вездехода недостаток – заметно сдвинутый в сторону высоких оборотов пик крутящего момента. Это не позволяло брать тяжелые участки внатяг. Зато благодаря удачному соотношению мощности и массы автомобиль был способен эффективно «пролетать» ходом заведомо засадные участки.
В комплекте с 1.6-литровым двигателем на «Ниву» устанавливалась стандартная четырехступенчатая КП. Для увеличения тяговых качеств сначала применялись главные пары с числом 4,44. Но менее чем через год их заменили на 4,3, а в середине 80-х ради увеличения экономичности и вовсе остановились на 4,1. В таком виде « Нива» и просуществовала до 1994 года. Именно тогда автомобиль претерпел самую серьезную модернизацию за всю свою историю.
В течение 1994 года было выпущено огромное число переходных модификаций с различными индексами, но в конце концов базовой стала версия ВАЗ-21213 с карбюраторным двигателем 1.7 л (именно она сегодня и составляет основную массу машин на вторичном рынке). Еще спустя год появились инжекторная модель ВАЗ-21214 и две «растянутые» на полметра «трехдверки» с индексами 2129 и 2130. Последние делали просто: резали короткую машину пополам и в середину вваривали вставку с окнами. В зависимости от индекса длинные автомобили комплектовались двигателями объемом 1.7 и 1.8 литра. В 1996 году их сменила «пятидверка» ВАЗ-2131, и почти одновременно свет увидела «Фора» – трехдверная модификация, удлиненная по дверному проему на 300 мм (она получила индекс 21218).
Кузов
Когда мы говорим о «Ниве», то первым делом на ум приходит трехдверная короткая версия (в просторечии «бегемот»). Надо отметить, что она наиболее приспособлена для бездорожья и по праву славится великолепной проходимостью. По крайней мере, немного найдется машин, которые без специальной подготовки «сделали» бы ее в условиях офф-роуда. Но при этом нельзя забывать, что запас прочности автомобиля не рассчитан на постоянную эксплуатацию на тяжелом бездорожье. Страдает в первую очередь кузов: несколько лет интенсивных нагрузок – и вот уже на силовых элементах днища появляются вмятины, а затем и трещины на лонжеронах в промежутке между пружиной передней подвески и кронштейном крепления амортизатора. Перед продажей их, конечно, могли и заварить, но то, что машину «складывали», возможно определить по косвенным признакам. В первую очередь об этом говорит характерная выпуклость (размером с пятак) на выштамповке переднего крыла (ближе к задней его части).
В городе кузов страдает по другой причине. Коррозионная стойкость «Нивы» отнюдь не на высоте и сравнима с вазовской классикой. Что же до «высокой посадки», то она лишь немного препятствует образованию ржавчины на порогах. Наиболее проблемные места – все стыки панелей, кромка двери багажника и рамка ветрового стекла. Впрочем, у машин последних лет выпуска из-за некачественной покраски очаги ржавчины могут возникнуть на любом месте. Именно поэтому желательны ежегодный антикор и постоянная профилактическая подкраска свежих сколов и царапин. Способствует коррозии и намокшая шумоизоляция пола, просушить которую крайне тяжело. В остальном же – и по прочности, и по жесткости на кручение – это лучший из вазовских кузовов. Особенно дорестайлинговый – с короткой дверью багажника. Но в наши дни найти автомобиль до 1994 года с приличным железом – большая удача. А если они где и сохранились, то уж точно не в Москве.
В 1999 году бампера прилично сбросили в весе и стали «мягкими». А до этого дюралевым швеллером можно было валить заборы (испробовано). То, что удлиненные машины обладают худшей геометрической проходимостью, но лучшей управляемостью вполне естественно. Но о длиннобазных кузовах ходят страшные легенды. Якобы они от времени ломаются напополам, а на бездорожье их вообще скручивает винтом. Пищу для этих разговоров дали трехдверные «крокодилы» и самые первые «пятидверки», действительно не отличавшиеся особой прочностью. Совсем развалившихся на отдельные части машин, правда, никто не видел, но трещины по сварке на отдельных экземплярах встречаются, да и явная ржавчина на швах в середине кузова для них обычное дело. Впрочем, довольно быстро жесткость пятидверного «крокодила» улучшили, и большинство ВАЗ-2131 никаких хлопот с этой стороны не доставляет. Среднебазная «Фора» ВАЗ-21218 и вовсе не уступает базовой модели.
Приводы очистителей фар со временем закисают. А если привод заклинило в промежуточном положении и он не дошел до конца, моторчик продолжит разряжать аккумулятор, ничем себя не выдавая Кромка задней двери – одно из самых слабых в отношении коррозии мест. Ржавчина появляется тут после первой-воторой «соленой» зимы Интерьер ВАЗ-2121 имеет немало общего с «шестеркой». В 1994 году салон изменился. Система вентиляции улучшилась, но информативность приборов упала. Последняя модернизация 1999 года была незначительна В комплекте с новым двигатем рабочим объемом 1.7 литра «Нива» получила и несколько увеличенный радиатор системы охлаждения. В комплекте с новым двигатем рабочим объемом 1.7 литра «Нива» получила и несколько увеличенный радиатор системы охлаждения. Внешне впрысковую машину легко отличить по двум электрическим вентиляторам, установленным перед радиатором. Они более толковы, чем ременный «карлсон». Объем багажника моделей 2121 и 21213 одинаков. Разве что в более позднюю модель стало удобнее устанавливать тяжести (за счет значительного снижения погрузочной высоты). У «поздних» машин также появилась жесткая полка грузового отсека, закрывающая его Объем багажника моделей 2121 и 21213 одинаков. Разве что в более позднюю модель стало удобнее устанавливать тяжести (за счет значительного снижения погрузочной высоты). У «поздних» машин также появилась жесткая полка грузового отсека, закрывающая его Объем багажника моделей 2121 и 21213 одинаков. Разве что в более позднюю модель стало удобнее устанавливать тяжести (за счет значительного снижения погрузочной высоты). У «поздних» машин также появилась жесткая полка грузового отсека, закрывающая его Багажник «Форы» в обычном варианте чуть меньше «короткого» багажника со сложенными сиденьями. Он оснащен внутренней подсветкой и складной полкой. Чемпион по вместительности, конечно же, ВАЗ-2131. Хотя в пятиместном варианте грузовой отсек здесь такой Багажник «Форы» в обычном варианте чуть меньше «короткого» багажника со сложенными сиденьями. Он оснащен внутренней подсветкой и складной полкой. Чемпион по вместительности, конечно же, ВАЗ-2131. Хотя в пятиместном варианте грузовой отсек здесь такой Компоновка подкапотного пространства вазовского внедорожника вне зависимости от двигателя практически одинакова. но в то же время, установка более мощного вакуумного усилителя тормозов от ВАЗ-2108 в 1994 году потребовала перевернуть запасное колесо, На ВАЗ-2121 багажник открывался исключительно снаружи. Кнопкой. Позднейшие модификации обзавелись внутренней ручкой замка багажника, но расположена она у всех по-разному. У коротких «Нив» – на левой боковине под пепельницей, у «Форы» – в узком проеме Задние буксирные проушины вварены в стык между панелями кузова, и один рывок трактора может выдрать крепление вместе с бампером (разорвав сварной шов и погнув элементы задней части). Поэтому «Ниву» ни в коем случае нельзя эвакуировать из грязевого плена рывками!
Двигатель
Ставший основным 10 лет назад карбюраторный мотор ВАЗ-21213 объемом 1.7 л и мощностью 79 л. с. по своей конструкции сходен с предшественником и тоже отличается надежностью и неприхотливостью. Кроме того, он получил бесконтактную систему зажигания. У него заметно лучше тяга на низах (в сравнении 1.6-литровым). Что касается ресурса обоих моторов, то заводом он заявлен всего в 90 тыс. км. Правда, эта цифра весьма условна. С одной стороны, известны двигатели, легко перемахнувшие двухсоттысячный рубеж, с другой – требующие переборки уже после пятидесяти. Лотерея – созданная еще фиатовскими инженерами система контроля качества на ВАЗе уже давно не работает. И, как это ни печально, но основная масса моторов, выпущенных на рубеже тысячелетий, тяготеет скорее ко второй цифре. Вместе с новым мотором « Нива» получила и новый, более мощный генератор. У него есть одно слабое место, неизвестное старой машине: встроенный реле-регулятор – со временем он требует замены. А чтобы добраться до него, требуется снять и частично разобрать генератор, что при тесноте компоновки моторного отсека занимает довольно много времени и сил. На ВАЗ-2121 реле-регулятор был отдельной деталью и крепился на верхней поверхности колесной арки двумя гайками. Инжекторные 1.7-литровые могли оснащать как моновпрыском GM (1997–1999 гг.), так и распределенным Bosch (с 1999 г.). С прошлого года они полностью вытеснили с конвейера карбюраторные силовые агрегаты (они продолжают поставляться в запчасти и на длиннобазные версии, выпускаемые ОПП). Инжекторная версия несколько мощнее и благодаря датчику детонации способна в случае необходимости переварить низкосортный бензин. Зато она, как это ни странно, более требовательна к качеству масла, чем карбюраторная (в головке блока установлены гидрокомпенсаторы клапанов). Что касается моновпрыска, то он надежен, но в случае выхода из строя какого-либо электронного компонента поиск запчасти может затянуться.
Разработанный в 1995 году двигатель ВАЗ-2130 объемом 1.8 литра до «большого» конвейера так и не дошел. Он выпускается на ОПП и штатно устанавливается только на длиннобазные автомобили. Но благодаря наличию этих агрегатов в свободной продаже, на вторичном рынке встречаются и короткобазные автомобили с этим мотором. Система питания на 1.8-литровых агрегатах в основном карбюраторная, а распределенный впрыск встречается лишь изредка. Характеристики этого двигателя более подходят внедорожнику – у него самый высокий крутящий момент из всей гаммы «нивских» моторов. Однако и нестабильность качества тоже самая высокая…
Трансмиссия
Трансмиссионный гул и вибрации, присущие каждой «Ниве», полностью устранить невозможно. Это конструктивная особенность. Коробка передач и раздатка составляют два различных агрегата и соединены очень коротким промежуточным валом с резиновым гасителем крутильных колебаний.
Задний кардан работает при максимально возможных углах излома крестовин, и при малейшем дисбалансе тоже ощутимо вибрирует. Но в целом вибрации исправной машины невелики. Если они усилились, это говорит о неполадках. Причиной может быть закисшая крестовина в кардане, подкусывающий ШРУС промвала либо разбитые шлицевые соединения. Может быть нарушена и центровка раздаточной коробки. Вследствие вибраций у нее иногда лопаются крепежные проушины. По счастью, они съемные и в случае поломки не требуют замены корпуса раздаточной коробки. Если машина никогда не съезжала с асфальта, у нее от бездействия могут закиснуть рычаги управления РК. С 1999 года в раздатку стали устанавливать мелкомодульные шестерни, что существенно уменьшило шум, но… увеличило процент брака.
Старая четырехступенчатая коробка передач также почти вечный агрегат, но, увы, этого нельзя сказать о «пятиступке», штатно устанавливаемой с 1994 года. Особенно много хлопот доставляет блок пятой передачи. Нередко уже после 30 тысяч пробега КП требует переборки (обходится это примерно в 3000 рублей). Сколько она проработает потом – зависит исключительно от качества запчастей и добросовестности мастера.
ШРУСы передних приводов довольно надежны, однако резиновые чехлы изнашиваются и при езде по бездорожью рвутся часто. А поскольку замена отнимает много времени (приходится разбирать весь привод), то при первом же ремонте лучше сразу поставить подходящие по размеру импортные «резинки». Они, конечно, дороже, но эластичнее и прочнее. Если же на «Ниве» стоят диски с меньшим, чем требуется (ЕТ 50), вылетом, готовьтесь к замене передних ступичных подшипников (они совершенно не предназначены для восприятия консольных нагрузок). Кроме того, конусная конструкция этих подшипников требует точной регулировки.
Ходовая часть
Подвеска «Нивы» проста, прочна и надежна. При этом она обеспечивает приличный комфорт и очень достойную для короткобазного автомобиля управляемость. Нередко это провоцирует любителей активной езды превращать любую поездку в «этап Кубка мира по ралли-рейдам». Действительно, подвеска достойно выдерживает удары трамвайных путей, «лежачих полицейских» и «низкий полет» над ухабистой грунтовкой. Но, увлекшись такой ездой, можно допрыгаться. В первую очередь умирают амортизаторы и проседают пружины, а со временем гнутся и продольные рычаги заднего моста. Отдельные «спортсмены» умудряются согнуть даже балку моста. Причем если она согнута незначительно и это незаметно визуально, то мост продолжит работать как ни в чем не бывало. Вот только ступичные подшипники придется менять очень часто. А это – целая история, которую сервисы очень не любят. Там «перебрасывают» полуось в сборе, что обходится в районе 1800 рублей.
Спереди от «скачек» начнут разбиваться шаровые опоры и рулевые наконечники. По счастью, шаровые опоры «Нивы» никогда, в отличие от тех же «Жигулей», внезапно не разваливаются и задолго до своей кончины начинают предупреждать водителя стуками и противным писком, возникающим при разрыве пыльника и попадания грязи внутрь. Для машин, постоянно ездящих по бездорожью, это обычное дело.
Сошки рулевого редуктора и маятникового рычага машин до 1994 года и после отличаются. Благодаря замене руль стал легче, но за это пришлось расплачиваться увеличением диаметра разворота. Кроме того, в маятниковых рычагах пластиковые втулки были заменены подшипниками.
Тормозная система «Нивы» с 1977 года принципиально не изменилась. Один контур в ней действует только на передние колеса, другой – на обе оси. На ВАЗ-2121 задние тормоза требуют периодической регулировки зазоров. Но если рабочие цилиндры от «копейки» заменить на самоподводящиеся от «пятерки» (ставящиеся с 1994 года), одной нудной операцией в обслуживании автомобиля станет меньше.
Итог
Так что же представляет собой сегодня « Нива»? Да то же, что и двадцать лет назад… Компактный и динамичный универсальный внедорожник, наделенный великолепной проходимостью. Отличный вариант как для начинающего покорителя бездорожья, так и для опытного (особенно когда он способен адекватно оценить перспективность «дороги» и вынужден много передвигаться по городу). Ну и наконец, это достойный транспорт для «романтического путешествия». Способность быстро ехать по любым дорогам, объемный багажник (в двухместном варианте), возможность отремонтировать все что угодно в любом населенном пункте нашей необъятной родины и… Европы. И все это – за весьма умеренные деньги! Правда, за последние три года « Нива» подорожала практически в два раза. Причина кроется в ажиотаже, вызванном обещаниями снять ее с производства, заменив более дорогой и менее внедорожной «Шеви», конструкция которой, кстати, имеет много общего со «старушкой». В результате за трехлетнюю машину сегодня просят больше, чем она стоила изначально! Появление «наследницы» отразилось и техническим образом. В последнее время завод постоянно изменяет конструкцию классической «Нивы», унифицируя ее с «Шеви». В результате из продажи исчезают «оригинальные» запчасти. Так, сейчас в дефиците приводы переднего моста, ступицы передних колес, полуоси и чулок заднего моста. Что же касается остальных запчастей, то заложенная в конструкции унификация с классическими «Жигулями» может сыграть с вами шутку: часть деталей у них очень похожа, но не идентична. А продавцы об этом знают не всегда…
1Пыльник внуреннего ШРУСа можно заменить «гофрой» от внешнего. Она прочнее.
2Грязь любит забиваться во внутреннее пространство «домика» тяги Панара, отчего тот начинает гнить.
3Шестеренки главных пар спереди и сзади абсолютно одинаковы. Но по статистике передний редуктор ломается на порядок чаще заднего, при этом его сложнее ремонтировать. Чтобы добраться до РПМ, необходимо разобрать переднюю подвеску.
4Передние карданы у всех «Нив» одинаковы. Самые прочные крестовины – у оригинальных запчастей из Тольятти.
5Каждый раз после проведения антикоррозийной обработки и после преодоления грязи необходимо прочищать отверстия в нижней кромке дверей и порогов (если они забиты, во внутренних полостях начинает скапливаться вода).
6Передние буксирные проушины, прикрученные непосредственно к лонжеронам, выдерживают любые «издевательства». Разве что сами иной раз гнутся (но с тем же успехом правятся молотком)
7При установке на машину раздаточная коробка требует обязательной «подгонки по месту» как в поперечной, так и в вертикальной плоскостях. Но, справедливости ради стоит заметить, что поводы для ее снятия и разборки довольно-таки редки.
8Сайлент-блоки здесь почти вечные, мощные кованые рычаги сломать невозможно, но их оси от прыжков иногда гнутся.
9С 2001 года все выпускаемые «Нивы» ВАЗ-21214 стали экологичней. Машины стали оснащаться лямбда-зондами и нейтрализаторами в выхлопной системе.
10Слабое в коррозионном отношении место – пол в районе крепления «раздатки». Здесь на него действуют повышенные нагрузки и вибрации, что не способствует долголетию металла и требует сварочных работ. На ВАЗ-2131 пол в этом месте усилен изначально.
11Скоростная езда по кочкам, особенно на жестких амортизаторах, может послужить причиной отрыва их верхних креплений. Если вас так и подмывает погонять по проселкам, верхние «домики» лучше усилить. А то и вообще поставить второй комплект аммортизаторов
12В трансмиссии ВАЗ-2131 применяется дополнительный вал со ШРУСом, который выходит из раздатки и крепится на подвесной опоре. Дальше от нее идет штатный задний кардан. У «Форы» задний кардан оригинальный, удлиненный. В свободной продаже не встречается.
13Передняя независимая подвеска представляет собой классическую двухрычажную схему. Единственное, что затрудняет ее ремонт, – теснота компоновки. Двигатель защищен спереди толстым, но нешироким стальным листом.
14В передних суппортах по три пальца. Со временем грязь и коррозия могут привести к тому, что один из них закисает и суппорт начинает поджимать колодку неравномерно. Если болезнь не сильно запущена, палец можно «раскачать», но обычно о суппортах вспоминают очень поздно
15До 1994 г. в промежуточном вале применялась карданная кре-стовина. После ее заменили ШРУСом, что немного снизило вибрации. В последнее время на «Нивы» ставят валы от «Шеви» с более прочным гасителем крутильных колебаний. Все валы взаимозаменяемы.
Главные изменения в «Ниве» за всю историю
Говорят, что внедорожник ВАЗ-2121 «Нива», разработанный еще во времена СССР, практически ничем не отличается от современной Lada 4X4. В этих словах есть доля правды, ведь автомобиль всегда оснащался бензиновым мотором, выдающим не более 83 л.с., ручной коробкой, постоянным полным приводом с блокировкой межосевого дифференциала и понижающей передачей. Несущий кузов с задней зависимой подвеской также остаются неизменными. Но если разобраться в вопросе, то можно обнаружить массу доработок, которые были внесены в «Ниву» с 1977 года по настоящее время. О них мы и поговорим в этом материале.
Слева «Нива» 1977 года, справа Lada Niva Legend 2019
«Нива» в СССР
Первая «Нива» образца 1977 года оснащалась карбюраторным двигателем 1.6 л (80 л.с., и 116 Нм) и 4-ступенчатой механической коробкой. Эти агрегаты вместе с задним редуктором были заимствованы у ВАЗ 2106.
ВАЗ-2121 «Нива» ’1977–92
Задние фонари прямоугольной формы, как видно, также были взяты от «шестерки».
ВАЗ-2121 1977 года выпуска
Нотки «шестерки» прослеживаются и в интерьере: тонкий двухспицевый руль, круглые воздуховоды, приборная панель.
Интерьер ВАЗ-2121 «Нива»
ВАЗ-21213
Лишь в 1994 году выпустили обновленную версию ВАЗ-21213, которая изменилась снаружи и изнутри. Самые главные изменения коснулись техники. Машина получила 1,7-литровый двигатель с карбюратором Солекс. Мотор, построенный на основе прежнего агрегата, выдавал 83 л.с., и 127 Нм крутящего момента. Четырехступенчатую трансмиссию доработали, сделав из нее пятиступенчатую. В дальнейшем выяснится, что коробка страдает масляным голоданием.
ВАЗ-21213 «ЛАДА Нива 1.7″ ’1994–2005
После 1994 года на карданных валах вместо крестовин появились ШРУСЫ (шарниры равных угловых скоростей), что позволило уменьшить вибрацию и шумы.
ВАЗ-21213 1994-2005
Важные изменения коснулись интерьера. «Нива» получила новые элементы: передняя панель от ВАЗ-2109/99, новые рулевое колесо и сиденья. Практически в таком виде салон просуществует на конвейере до 2019 года.
Торпедо ВАЗ-21213
ВАЗ-2131
В 1995 году на рынок выходит пятидверная версия ВАЗ-2131 с удлиненной на 50 мм колесной базой. В этой модели больше места сзади и багажник. Объем багажного отделения — 420 литров против 268 л у трехдверной «Нивы».
Первое время ВАЗ-2131 оснащался 1.8-литровым мотором 2130, мощностью 82 л.с., 132 Нм. Двигатель 2130, построенный на основе 21213, имел более высокий блок, что позволило увеличить ход поршня на 4 мм. Но агрегат не стал популярным из-за различных проблем, например, заводской брак цилиндров, нестабильный холостой ход и необходимости регулировки клапанов каждые 10 000 км.
ВАЗ 21214 — инжектор вместо карбюратора
В 2002 году карбюраторный мотор ВАЗ-21213 заменили двигателем ВАЗ-21214 с распределенным инжекторным впрыском топлива. Мощность — 81 л.c., крутящий момент 129 Нм.
Под капотом ВАЗ-21214
Тогда же на заводе вносят ряд других доработок. Устанавливают сцепление Valeo, новый 9-дюймовый вакуумный усилитель и главный тормозной цилиндр увеличенного диаметра. Также появились новые ступичные подшипники, поворотные кулаки и сайлентблоки передних рычагов.
Помимо этого, увеличили амортизаторы, а передний редуктор перенесли на балку передней подвески.
Смена названия, появление гидроусилителя руля
С 2006 года «Ниву» начали продавать под названием Lada 4X4. Для справки, в 2001 году было образовано совместное предприятие GM-АвтоВаз, которому АвтоВАЗ передал право на торговое название «Нива». Тогда новое предприятие начало выпуск Chevrolet Niva, которая технически повторяла Lada Niva. В 2005 году стороны пришли к соглашению, чтобы дать «трехдверке» новое имя Lada 4X4.
ВАЗ-21214 «Lada 4×4″
В 2006 году модель оснастили гидроусилителем рулевого управления, облегчив жизнь водителю. В серию такие автомобили пошли с 2007 года.
ВАЗ 21214М
В 2009-м году вышла версия ВАЗ 21214М, которая имела ряд положительных изменений. Снаружи 21214М можно отличить по решетке радиатора, поворотникам, боковых зеркалам иной формы.
alt=»Lada 4X4 (ВАЗ-21214М)» width=»1024″ height=»715″ /> Lada 4X4 (ВАЗ-21214М)
В салоне приборная панель от ВАЗ 2115 с электронными элементами. Заднее сиденье складывается иным способом — сначала диван, затем спинка.
alt=»Интерьер Lada 4X4 (ВАЗ-2121М)» width=»1024″ height=»640″ /> Интерьер Lada 4X4 (ВАЗ-2121М)
Что касается подвески, то ее также доработали. Во-первых, увеличили длину задних амортизаторов. Во-вторых, изменили места их крепления. В-третьих, увеличили на 7 мм передние пружины. В четвертых, установили нижние рычаги с сайлентблоками и ось нижнего рычага увеличенной размерности.
Вид на заднюю подвеску ВАЗ-21214
Задняя подвеска ВАЗ-21214М
Мотор ВАЗ 21214М получил новый для того времени экологический класс Евро-3.
Также на заводе установили новое сцепление Valeo увеличенной размерности с 200 до 215 мм.
ABS, Евро-4 и е-Газ
В ноябре 2011 года Lada 4X4 получила антиблокировочную систему ABS. В том же году АВТОВАЗ перевел двигатель на новый экологический класс Евро-4. Тогда в модели Lada внедрили электронную дроссельную заслонку е-ГАЗ, доработали электронный блок управления и катализатор.
Интерьер обновился за счет новых пластиковых карт дверей с подиумами для аудио колонок. На прежних версиях были абсолютно плоские карты дверей, как на классических «Жигулях».
Карта двери ВАЗ-2121
Карта двери образца 2011 года
Lada 4X4 Urban с кондиционером и другие новшества
В октябре 2014 года вышла версия Urban. Модификация отличалась пластиковыми бамперами, 16-дюймовыми литыми дисками, улучшенной вибро-шумоизоляцией, рулевым колесом и сиденьями. Модель опционально оснащалась кондиционером.
alt=»Lada 4×4 Urban"» width=»1024″ height=»683″ /> Lada 4×4 Urban»
Кроме того, автомобиль получил атермальные стекла, электростеклоподъемники, электрорегулируемые зеркала, подогрев сидений, удлиненные дворники и подстаканники.
alt=»Интерьер Lada 4×4 Urban» width=»1024″ height=»571″ /> Интерьер Lada 4×4 Urban
Для версии Urban был доступен окрас металлик, недоступный для обычной Lada 4X4.
Еще в те годы на карданных валах вместо крестовин появились ШРУСЫ (шарниры равных угловых скоростей), что позволило уменьшить вибрацию и шумы.
Сверху кардан на ШРУСе, снизу на крестовине
Lada 4X4 и современный интерьер
В 2019 в машине изменили торпедо, центральную консоль, приборную панель. Но главная новость заключается в том, что в «Ниве» появилась боковая подушка безопасности, которая расположена на водительском сиденье. Узнать, есть ли подушка безопасности, можно по значку Airbag на переднем сиденье.
Интерьер Lada 4×4 2019 года
Ключевой особенностью стал новый блок управления печкой с круглыми, вращающимися рукоятками и новыми воздуховодами. Интерьер выглядит современно.
Кроме того, на передней панели появились две розетки на 12 вольт. В объеме увеличился бардачок. Изменилась центральная консоль, на которой расположились клавиши электростеклоподъемников, подогревов сидений и элекрорегулировок зеркал.
Снова Niva, но теперь еще и Legend
В январе 2021 года АвтоВаз выкупил 50-ти процентную долю в совместном предприятии GM-АвтоВаз, и вернул себе название Niva. Теперь внедорожники продаются под брендом Lada, модель 4X4 получила имя Niva Legend. А Chevrolet Niva переименована в Niva Travel.
Lada Niva Legend
Выводы
В материале перечислены ключевые изменения, которые коснулись внедорожника ВАЗ-2121 «Нива». Как видно, автомобиль действительно претерпел множество изменений. И это далеко не все, что происходило с ним. Например, выпускались различные версии, в том числе экспортные. Например, Tsarina для Франции, Taiga и California для Германии. А одной из самых ярких спецверсий, на мой взгляд, является Bronto с самоблокирующимися дифференциалами на переднем и заднем мостах, увеличенным до 240 мм клиренсом и защитным обвесом по периметру кузова. Правда, стоит такой автомобиль по официальному прайсу от 1 134 900 рублей, а в автосалонах и того дороже.
Lada Niva Legend Bronto ’2021–н.в.
Несмотря на критику, Lada 4X4 была и остается популярной. За 45 лет жизни модели было выпущено 2,2 миллиона экземпляров, 500 тысяч из которых отправлено за границу. Во многих странах любят «Ниву» за ее внедорожные свойства и доступную цену. Ведь основной конкурент Suzuki Jimny стоит в три раза дороже. Весной 2022 года цена на Jimny в автосалоне составляла 3 млн рублей, а Niva Legend стоила 1 млн рублей.
Стоит заметить, как существенно выросла в цене «Нива» за эти годы. Например, в 2010 году машина стоила 240 000 рублей, а сейчас 1 млн руб, хотя существенно автомобиль не изменился.
В 2022 году из-за санкций АвтоВаз выпустил упрощенную версию Lada 4X4 Classic 22, у которой отсутствует ABS, подушка безопасности и ЭРА-Глонасс. Стоимость такого автомобиля у официального дилера равна 1 млн рублей.
С какого года инжектор на «Ниве» заставил уйти в прошлое предыдущую модель? Плюсы и минусы такой машины по сравнению с карбюраторной версией
«Нива» является, наверное, самым известным советским и российским внедорожником. Этот автомобиль был представлен еще в 70-х годах прошлого века и производят его до сих пор. В настоящее время новые «Нивы» выпускаются с инжекторными двигателями. Тем не менее на рынке подержанных машин встречается и много моделей с карбюратором. Рассмотрим, с какого года пошли «Нивы» с инжектором.
Хронология изменений
Прежде чем выяснять, с какого года выпускается инжекторная «Нива», рассмотрим этапы ее модернизации. Вместе с 1,6-литровым двигателем на «Ниву» устанавливали стандартную четырехступенчатую коробку передач. Чтобы увеличить тяговые качества, изначально применяли главные пары с числом 4,44. Но вскоре их заменили на 4,3, а с середины 80-х, чтобы увеличить экономичность, решено было остановиться на 4,1. В таком виде «Нива» существовала до 1994 года, а потом произошла самая серьезная ее модернизация за все время.
В 1994 году выпустили множество переходных модификаций, имеющих различные индексы, но все же в качестве базовой остановились на версии ВАЗ-21213 с карбюраторным мотором 1,7 литра (именно эта модель представлена в основном сейчас на рынке подержанных автомобилей).
Еще через год появляется модель с инжектором ВАЗ-21214 и две «вытянутые» на 0,5 м машины 2129 и 2130. Таким образом, ответом на вопрос, с какого года инжектор на «Ниве», будет 1995 год.
Технические характеристики «Нивы» с карбюратором
В самом начале производства двигателем для «Нивы» стал тот, который устанавливали на классические «Жигули». Мотор оставался тем же, но был увеличен объем камеры сгорания.
Первый советский внедорожник получил мотор 2121, рабочий объем которого составлял 1580 кубических сантиметров. Этот двигатель мог развить мощность до 80 лошадиных сил. Автомобиль разгонялся с 0 до 100 километров в час за 21 секунду, но расход топлива был неприлично большим. В паспортных данных эта цифра составляла 13,1 литра, но реальность говорила о том, что она сильно занижена.
Через несколько лет машину начали укомплектовывать более современным мотором. Новый двигатель носил индекс 21213. Его рабочий объем составлял 1690 кубических сантиметров, а мощность — 83 лошадиные силы. Разгон до 100 километров в час уменьшился до 18 секунд.
«Нива» с инжектором
В 2005 году новшества коснулись всех моделей ВАЗ. Это касается и ответа на вопрос, с какого года «Нива» с инжектором появилась во всех автосалонах страны.
Автомобиль начали укомплектовывать двигателем с индексом 21214. Будучи бензиновым агрегатом с объемом в 1690 кубических сантиметров, он мог похвастаться той же мощностью и скоростью разгона, как и его предыдущий карбюраторный собрат. Но расход топлива удалось снизить на 1,5 литра.
В настоящее время завод выпускает «Ниву» с мотором 21214-28. Двигатель подходит под стандарт «Евро-4», с рабочим объемом в 1774 кубических сантиметра и мощностью 92 лошадиные силы. Разгон до 100 километров в час происходит за 17 секунд, а расход составляет менее 10 литров топлива.
Карбюратор или инжектор
Какого периода «Ниву» можно рассматривать для покупки? Таким вопросом задаются многие автолюбители. Здесь важно знать, с какого года инжектор на «Ниве» стал основным для автопроизводителя.
Первую версию принято считать более устаревшей. Карбюраторный мотор устроен просто, но многие жалуются на его ненадежность. Его механизмы важно периодически разбирать и чистить, а также регулировать.
Плюсами карбюраторной версии являются возможность самостоятельного ремонта и использования любого топлива и дешевизна в обслуживании. Но недостатков у нее больше. Это и становится основной причиной, почему те, кто думает о покупке данного автомобиля на вторичном рынке, интересуются, с какого года инжектор на «Ниве» заменил карбюратор.
Модели с карбюраторным мотором демонстрируют низкую надежность и меньшую производительность, сильно зависят от температуры окружающей среды, при этом не являясь экономными при расходе топлива.
Поэтому, казалось бы, эта простая и ремонтопригодная версия вряд ли понравится современному водителю.
Плюсы
С какого года «Нивы» 2121 с инжектором можно рассматривать для покупки? С 2005-го. Они обладают рядом преимуществ:
- имеют стабильную работу двигателя;
- обладают большей производительностью и резвостью;
- позволяют забыть о плавающих оборотах, которые были настоящей «болезнью» у карбюраторных версий;
- обладают меньшим расходом топлива;
- не зависят от капризов погоды;
- более надежны в эксплуатации.
Недостатки «Нивы» 4х4 с инжектором
С какого года началось производство более надежных моделей, вы уже знаете, но есть ли у них недостатки? Их, на самом деле, совсем немного:
- Из-за того, что более новая система может похвастаться большим количеством электроники, автовладельцы иногда сталкиваются с неисправными контрольными датчиками.
- Если расход топлива увеличился, нужно обратить внимание на датчик расхода воздуха.
- Если двигатель не выдерживает нормальных оборотов на холостых, причиной могут быть неполадки в регуляторе холостого хода.
- Если мотор просто не заводится, вероятно, отошли контакты от датчика положения коленчатого вала.
Но даже здесь есть положительный момент. Если вы желаете определиться, с какого года «Нива» с инжектором вам подходит, то выбирайте модели конца 90-х годов. В таком случае с подобными проблемами вам придется сталкиваться не слишком часто, а диагностируются они достаточно просто.
Таким образом, инжектор более надежен и практичен. С ним вы сможете избежать проблем и головной боли. Об этом говорят бесчисленные отзывы автовладельцев. И если вы все еще думаете, что лучше — карбюратор или инжектор, и с какого года производства «Нива» является более надежной, то обратитесь к их мнениям.
Они считают, что в инжекторной версии легче запустить двигатель, а расход топлива меньше. Кроме этого, подобные «Нивы» не такие старые, не требуют регулярного ремонта и серьезных затрат на обслуживание.
В настоящее время выпускаются исключительно инжекторные версии «Нивы», которые носят название LADA 4×4, 3-дверная.
С какого года на Ниву устанавливают инжектор: подробности и характеристики
За последние несколько десятилетий инжекторные системы впрыска топлива стали стандартом для большинства современных автомобилей. Возник вопрос, с какого года на Ниву начали устанавливать инжекторные двигатели? Давайте разберемся.
Первые шаги к инжектору
Инжекторная система впрыска топлива начала активно применяться на автомобилях в 1980-х годах. В то время автомобили «Лада» имели карбюраторы, и Нива не была исключением.
Однако, с развитием электроники и технологий впрыска, возникла необходимость в более эффективном и экологически безопасном способе подачи топлива в двигатель. Поэтому, начиная с конца 1990-х годов, на Ниву стали устанавливать инжекторные двигатели.
Модели Нивы с инжектором
Первой моделью Нивы, на которую установили инжекторный двигатель, была ВАЗ-2123. Этот внедорожник, выпускаемый с 1998 года, оснащался 1.7-литровым инжекторным двигателем мощностью 83 лошадиных силы.
В дальнейшем, другие модели Нивы также были доступны с инжекторными двигателями. Вот некоторые из них:
- ВАЗ-21214 (1.7 л, 80 л.с.)
- ВАЗ-21213 (1.7 л, 72 л.с.)
- ВАЗ-21310 (1.7 л, 83 л.с.)
- ВАЗ-21312 (1.7 л, 83 л.с.)
Важно отметить, что на последних моделях Нивы также стали устанавливать инжекторные двигатели для соответствия современным требованиям экологической безопасности и нормам выбросов вредных веществ.
Преимущества инжекторной системы
Инжекторный двигатель на Ниве имеет несколько преимуществ по сравнению с карбюраторным:
- Более точный контроль подачи топлива, что повышает экономичность и динамичность двигателя.
- Улучшенная работа на холодном двигателе, что обеспечивает более комфортный пуск в холодную погоду.
- Уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу, что делает автомобиль более экологически чистым.
Следует отметить, что инжекторные двигатели могут требовать более тщательного обслуживания и диагностики, но в целом они являются более продвинутыми и современными вариантами для автомобилей Нива.
Таким образом, начиная с конца 1990-х годов, на Ниву стали устанавливать инжекторные двигатели, что привело к улучшению экономичности, динамики и экологической безопасности автомобиля. С инжектором Нива обрела новые возможности и остается популярной моделью среди любителей внедорожья.