Такси без водителя как называется
Перейти к содержимому

Такси без водителя как называется

  • автор:

В Москве заработало беспилотное такси: желающие могут прокатиться на авто с искусственным интеллектом Яндекса

Команда Яндекса объявила о запуске роботакси в Москве. Сервис заказа автомобилей, которыми управляет искусственный интеллект, сейчас работает в тестовом режиме в районе Ясенево.

В Москве заработало беспилотное такси: желающие могут прокатиться на авто с искусственным интеллектом Яндекса Иллюстрация: Яндекс

Заказать поездку можно в приложении «Яндекс Go» каждый день, с семи утра до часа ночи. Первыми в тестировании примут участие пользователи, которые заранее подавали заявку на сайте проекта. Затем появится доступ у других жителей района Ясенево. Они увидят в приложении специальную кнопку для заказа роботакси.

В Москве заработало беспилотное такси: желающие могут прокатиться на авто с искусственным интеллектом Яндекса Иллюстрация: Яндекс

Нажав на неё, можно выбрать точки посадки и высадки и вызвать машину. Всего в районе около сорока таких точек. Жители района смогут доехать, например, от школы «Созвездие» до метро или от Битцевского парка до супермаркета Eurospar.

В Москве заработало беспилотное такси: желающие могут прокатиться на авто с искусственным интеллектом Яндекса Иллюстрация: Яндекс

В соответствии с российским законодательством, в роботакси постоянно находится водитель-испытатель, который следит за безопасностью поездки. Сейчас роботакси берёт только одного пассажира. Заказать машину могут пользователи от 18 лет. Любая поездка будет стоить 100 рублей.

В пресс-службе Яндекса рассказали:

Публичное тестирование роботакси в Москве — это новый этап в развитии беспилотных технологий. Первые испытания роботакси прошли в 2018 году в Иннополисе, а затем в Москве. С тех пор беспилотные машины Яндекса проехали уже больше 24 миллионов километров, а жители Иннополиса совершили более 60 тысяч поездок.

Беспилотные автомобили заполонили Сан-Франциско. Такси без водителей пугают местных жителей и уже создают пробки, но ездят крайне осторожно Главное из материала The Washington Post

В конце апреля компания Cruise, подразделение General Motors, получила разрешение на круглосуточное использование беспилотных такси по всему Сан-Франциско. Те же услуги в калифорнийском городе предлагает компания Waymo, принадлежащая Google, — но пока только в темное время суток. Журналисты The Washington Post рассказали, почему местные жители все чаще критикуют слишком стремительное внедрение «автомобилей-призраков». «Медуза» пересказывает самые любопытные моменты из материала — и объясняет, кто в США сейчас возит пассажиров без водителей.

В середине апреля на дороге в Сан-Франциско остановились пять одинаковых белых Jaguar. Пережидая сильный туман, они образовали пробку. Водители, которые ехали следом, быстро поняли, что сигналить бесполезно: за рулем электромобилей никого не было.

По словам корреспондентки The Washington Post Хизер Келли, именно такие ситуации — с обилием «машин-призраков», пустыми водительскими сиденьями и самостоятельно вращающимися рулями, — а не опасения из-за возможных аварий с беспилотниками вызывают наибольшую тревогу у других автовладельцев и пешеходов.

«Это просто как-то неуютно, жутко, выбивает из колеи, — призналась в разговоре с изданием местная жительница, учительница Молли Макдермотт. — Часть нашего мозга думает, что в этом нет смысла. Это такой уровень футуристичности, к которому я пока не готова».

Другая местная жительница, Джойс Маккинни, рассказала журналистам о медлительности роботизированных такси и вспомнила, как они заблокировали движение на 15 минут. В то же время Маккинни выразила уверенность, что беспилотники создают меньше аварийно опасных ситуаций, чем обычные водители.

Видят ли беспилотные машины утят?

Жителей Сан-Франциско, соседствующих с Кремниевой долиной, сложно удивить инновациями, но с быстрым распространением автономных такси действительно появилось немало трудностей.

Аарон Пескин, глава наблюдательного совета Сан-Франциско, сравнил город с чашкой Петри , которую технологические корпорации используют для экспериментов. В аналогичных случаях, как отмечает издание, нововведение обычно вносило временную неразбериху, после чего чиновники устанавливали ограничения, — так было с быстрым распространением электросамокатов, которые позже стало нельзя оставлять где попало.

Вот как дела с этим обстояли в России

Трудности у беспилотных автомобилей могут вызвать любые неожиданные объекты на дорогах, отмечает The Washington Post. Если система сталкивается с незнакомым «сценарием», это может привести к резкому торможению. В марте после дождей, сопровождавшихся штормовым ветром, одна из машин Waymo надолго остановилась на перекрестке, не сумев объехать поваленное дерево. Для Cruise «незнакомым» объектом несколько раз становились пожарные шланги. В одном случае спасателям даже пришлось выбить стекло в беспилотном такси, чтобы оно не наехало на шланг, который в этот момент подавал воду для тушения огня.

В апреле 2022 года полиция попыталась задержать беспилотный Chevrolet компании Cruise, ехавший с выключенными фарами. Машина сначала остановилась, а затем как ни в чем не бывало поехала дальше. Впоследствии Cruise выпустила видеообъяснение о том, как полицейским и горожанам нужно взаимодействовать с автономным транспортом.

Родители часто учат детей привлекать внимание водителя при переходе дороги — улыбаться, кивать или жестикулировать. Однако с беспилотниками, как пишет The Washington Post, подобные действия по большей части бесполезны: установить визуальный контакт попросту не с кем. В компаниях-разработчиках в ответ заверяют, что работают над технологией распознавания жестов, которые полицейский обычно подает на дороге.

Иногда сами школьники представляют опасность для беспилотников. В конце марта в Финиксе, штат Аризона, двое подростков выскочили на дорогу перед беспилотным такси Waymo и попытались открыть водительскую дверь. Один из них залез на капот, пока второй снимал происходящее на смартфон. После того как из динамиков прозвучало предупреждение , подростки убежали. Происшествие показали по телевидению.

В январе 2023 года сотрудники транспортного департамента Сан-Франциско так обеспокоились из-за распространения беспилотных автомобилей, что написали 23-страничное открытое письмо федеральным властям.

Чем больше поступало сообщений о пробках и мелких дорожных происшествиях, тем чаще представители стартапов — владельцев беспилотных автомобилей старались сгладить ситуацию. Пресс-секретарь Cruise Дрю Пусатери заявила, что компания сожалеет о неудобствах, с которыми столкнулись жители. По ее словам, все задержки по вине беспилотников объясняются требованиями безопасности. Представители Waymo подчеркнули, что количество столкновений автономных такси с другими участниками дорожного движения незначительно по сравнению с расстоянием, которое проехали машины, — больше полутора миллионов километров.

Часть жителей Сан-Франциско, наоборот, приветствует внедрение беспилотных автомобилей. Так, архитектор и инженер Эндрю Хардинг рассказал The Washington Post, что роботакси делают особенно комфортными поездки на велосипеде: автономные машины притормаживают перед велосипедистами и оставляют им достаточно места для проезда.

Помимо основной статьи, The Washington Post также выпустила советы, как адаптироваться к беспилотным автомобилям и обеспечить плавное внедрение технологии. Жителям городов, где уже работают автономные такси, рекомендуется:

  • не выпрыгивать на дорогу перед машиной с целью проверить надежность алгоритма;
  • быть терпеливыми к тому, что беспилотники ездят с излишней осторожностью;
  • быть бдительными в любых нестандартных ситуациях;
  • не пытаться установить социальный контакт с беспилотниками;
  • знать способы связи с Cruise и Waymo, чтобы сообщать им о вышедших из строя автомобилях;
  • по возможности хотя бы раз проехать в машине без водителя: это придает уверенности в том, что технология безопасна.

Кто возит пассажиров без водителей — и попадают ли беспилотные автомобили в аварии

Беспилотные такси в Сан-Франциско в основном управляются Cruise и Waymo — стартапами, которые принадлежат крупным корпорациям.

Cruise

Cruise, который основали Кайл Войт и Дэн Кан, появился в 2013 году. Спустя два года транспортный департамент штата Калифорния разрешил компании тестировать беспилотные такси. Еще менее чем через год автомобильный гигант General Motors приобрел Cruise, заплатив, по данным журнала Fortune, около миллиарда долларов.

К 2021 году, после инвестиций Honda, венчурного фонда SoftBank Vision Fund и других компаний, рыночная оценка Cruise достигла 30 миллиардов долларов. В том же году стартап получил разрешение на перевозку пассажиров. Кайл Войт был первым, кто публично прокатился в автомобиле с пустым водительским сиденьем.

В феврале 2022 года Cruise стала перевозить пассажиров на беспилотных автомобилях — но только в темное время суток и лишь в некоторых районах Сан-Франциско. В июне 2022-го эти поездки стали платными, к декабрю они охватили около трети города. Всего за прошлый год автономные машины Cruise проехали больше миллиона километров по улицам калифорнийского города. При этом автопарк остается небольшим — 300 такси по состоянию на март 2023 года. С учетом других городов компания планирует увеличить количество своих беспилотных машин до пяти тысяч.

Waymo

Основной конкурент Cruise в Сан-Франциско, Waymo, до 2016 года назывался Google Self-Driving Car Project — «проект самоуправляемых машин Google ».

Основателями Waymo стали Себастьян Трун, директор лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета, один из создателей сервиса Google Street View, и разработчик Энтони Левандовски. К 2014 году автомобили компании проехали больше миллиона километров, в 2015-м состоялась первая полностью автономная поездка по дорогам общего пользования. Помимо Калифорнии, беспилотники тестировались в Аризоне, Мичигане и штате Вашингтон. В декабре 2018 года Waymo запустила коммерческую службу такси в Финиксе — и вскоре стала первой в мире компанией, перевозящей пассажиров на автономных транспортных средствах без водителя за рулем. В апреле 2021 года одним из руководителей проекта стал инженер и предприниматель Дмитрий Долгов, выпускник Московского физико-технического института.

Перевозки по улицам Сан-Франциско Waymo запустила в середине 2021 года. От водителей Waymo частично отказалась весной 2022 года, на несколько месяцев раньше, чем Cruise. В отличие от конкурента Waymo — по состоянию на апрель 2023 года — не взимает плату за поездки на беспилотных такси.

Желающим прокатиться на беспилотном транспорте необходимо скачать мобильное приложение Waymo или Cruise, добавиться в список ожидания (у Cruise он доступен в браузере) и ждать приглашения.

Waymo предлагает поездки бесплатно. Услуги Cruise стоят примерно столько же, сколько поездки на Uber. Изначальный тариф составляет пять долларов, дополнительно пассажиры платят 0,90 доллара за каждую милю (примерно 0,55 доллара за километр), 0,40 доллара за минуту и налог 1,5%.

Еще одна крупная компания из Сан-Франциско, которая активно занималась беспилотными разработками (и даже судилась с Waymo), — это Uber. Компания вложила в это направление больше миллиарда долларов. Как пишет The Guardian, в середине 2010-х Uber обгонял Google, Tesla и других гигантов на пути к созданию первого роботизированного такси. Планы перечеркнула смертельная авария в марте 2018 года: автомобиль Uber, ехавший на автопилоте, сбил жительницу города Темпе, штат Аризона. Она, везя велосипед, переходила дорогу в 100 метрах от зебры, а система не идентифицировала ее как пешехода. Uber прервал исследования в этой области, а в 2020 году продал подразделение, занимающееся разработкой автономного транспорта, стартапу Aurora .

Tesla Илона Маска пока не достигла заявленных целей по созданию беспилотных машин. Одним из препятствий стала крупная авария с летальным исходом, произошедшая 7 мая 2016 года: Tesla, двигаясь на автопилоте по штату Флорида, врезалась в грузовик; водитель электромобиля погиб. Сегодня владельцам Tesla доступны функции вроде «улучшенного автопилота» и «полного самоуправления», но даже при их активации производитель рекомендует водителям держать руки на руле. В противном случае система издаст звуковые предупреждения и, вероятно, выключит функцию.

Cruise и Waymo до сих пор избегали крупных аварий, хотя распространение беспилотников в Сан-Франциско привело к ряду мелких ДТП. Один из автомобилей Cruise 23 марта столкнулся с автобусом: система не смогла корректно предсказать поведение другого транспортного средства из-за того, что автобус был с «гармошкой», то есть состоял из двух частей. После этой аварии Cruise выпустила обновление программного обеспечения для всего беспилотного автопарка. По статистике Waymo, ее беспилотники стали причиной двух аварий и 18-ти «незначительных контактных происшествий» .

Сотрудники Waymo настаивают, что их автономные машины представляют меньшую опасность, чем водители-люди, — и проводят исследования, чтобы это доказать. Так, компания сымитировала аварии с летальным исходом, происходившие в штате Аризона c 2008 по 2017 год, и показала, что, по мнению разработчиков, замена обычных машин автономным транспортом могла бы практически свести к нулю количество ДТП (или хотя бы смягчить их последствия).

«Яндекс» запустил беспилотное такси в одном из районов Москвы

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

«Яндекс» объявил о запуске беспилотного такси в одном из районов Москвы — Ясенево, говорится в сообщении компании (есть у РБК). Это сервис заказа автомобилей, которыми управляет искусственный интеллект.

«Роботакси работают в тестовом режиме в районе Ясенево каждый день с семи утра до часа ночи. Заказать поездку можно в приложении «Яндекс Go», — говорится в сообщении компании.

Фото:Кузьмиченок Василий / ТАСС

При этом в соответствии с законом в машине будет находиться водитель-испытатель, который следит за безопасностью поездки, отметили в «Яндексе».

Возможность заказать такое такси раньше всех появится у пользователей, которые подавали заявку на сайте проекта, затем сделать это смогут и другие жители Ясенево. У них в приложении «Яндекс Go» появилась специальная кнопка для заказа роботизированных такси, нажав на которую пользователи смогут выбрать точки посадки и высадки и вызвать машину. Всего в Ясенево есть 40 возможных точек посадки в машины под управлением искусственного интеллекта. Например, жители района смогут доехать от школы «Созвездие» до метро или от Битцевского парка до супермаркета Eurospar, поясняет компания.

«Яндекс» начал работать над технологией беспилотного управления автомобилем в конце 2016 года. Цель проекта — создать технологию, которая не требует присутствия человека за рулем. В феврале 2018 года беспилотный автомобиль «Яндекса» впервые проехал по улицам Москвы после снегопада, в мае прокатил 700 посетителей Yet another Conference, а уже в июне проехал 789 км от Москвы до Казани.

В июле 2018 года «Яндекс» и правительство Москвы подписали соглашение о развитии беспилотного транспорта в столице.

Первым городом России, где запустили беспилотное такси, стал наукоград Иннополис в Татарстане — это город-спутник Казани. В нем расположены университет «Иннополис» и одноименная особая экономическая зона. В Москве до этого момента беспилотные автомобили передвигались в тестовом режиме.

Яндекс запустил такси без водителя (как бы), GPS и интернета

В России Yandex – первопроходец, но до китайцев всему миру еще далеко.

Беспилотное такси «Яндекса» в тестовом режиме запустили в районе Ясенево в Москве. Автомобилям без водителя не требуется даже интернет и GPS. Рассказываем, как работает технология беспилотников от «Яндекса», сколько стоит вызвать такое такси и какие проблемы у него есть.

Как работает беспилотное такси «Яндекса»

Руководитель сервиса роботакси «Яндекса» Андрей Кармацкий рассказал ТАСС, что беспилотное такси «Яндекса» не нуждается в спутниковых данных и Wi-Fi — беспилотники легко ориентируются и без них, прямо как заправские таксисты.

На самом деле GPS и интернет автомобилям просто не нужен — в их компьютере достаточно данных, чтобы построить маршрут и следовать ему в автономном режиме. Все благодаря трем инструментам:

  • Системы камер. Камеры установлены в автомобиле таким образом, чтобы охватывать все направления вокруг автомобиля. Они собирают визуальную информацию о дорожных знаках, разметке и других объектах. Это помогает автомобилю формировать полное представление о своем окружении, превосходящее возможности человека.
  • LIDAR. Системы LIDAR излучают лазерные лучи, вращаясь на 360 градусов. Измеряя время, которое требуется для отражения лазера от объекта и возвращения обратно к датчику, они создают высокоточную 3D-модель всего окружения автомобиля.
  • Радары. Радары более детально отслеживают ближнее окружение автомобиля, измеряя расстояние до других объектов, а также скорость их движения. Используя радиоволны, радар может «видеть» объекты на расстоянии до 300 метров.
  • Программное обеспечение. Оно действует как «мозг» системы. Лидары, радары и камеры только отслеживают объекты и передают данные. Но алгоритм с машинным обучением может определить, что это за объекты, задать безопасную скорость и проложить соответствующий маршрут.

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Где можно заказать беспилотное такси

На данный момент такси «Яндекса» без водителей курсирует между 40 точками в московском районе Ясенево. Разрешение на тесты в городской среде компания получила совсем недавно — первые автомобили начали ездить в районе в начале июня 2023 года. До этого беспилотные такси «Яндекса» пять лет тестировались в Иннополисе, где совершили более 60 тысяч поездок.

Такси в Ясенево можно заказать каждый день с 7 утра до часа ночи. Пока функция находится в тестовом режиме и подключить ее можно только отправив заявку. Как только заявку одобрят, при нахождении в Ясенево в приложении Яндекс Go прямо под строкой «Куда едем?» у вас появится кнопка «Роботакси». Вот несколько моментов, которые стоит учесть, если вы решили воспользоваться беспилотным такси:

  • сесть в него может только один пассажир возрастом более 18 лет;
  • на кресле водителя находится водитель-испытатель, который следит за безопасностью поездки;
  • стоимость любой поездки — 100 рублей;
  • точки посадки и высадки пользователь должен выбрать из доступных вариантов — на данный момент в районе Ясенево их порядка 40 штук;

Да, несмотря на то, что автомобиль беспилотный, на водительском кресле вас все еще будет ждать человек. Первых пользователей сервиса это немного разочаровало.

«В интернете я увидела, что можно записаться онлайн, и подала заявку. Мне пришло письмо с приглашением воспользоваться услугой. Очень интересно, когда машина едет сама. Конечно, портит впечатление водитель за рулем, который не создает иллюзию, что авто едет без помощи человека. Но все равно очень необычные ощущения, особенно когда видишь, что у водителя руки не на руле и на педаль газа он не нажимает», — так описала свои впечатления от поездки в роботакси москвичка Наталья.

Роботакси в мире

В США тестирование автономных транспортных средств ведется уже давно на улицах городов. По данным Департамента транспорта США, во всей страны более 80 компаний проводят испытания более чем 1 400 автономных автомобилей, грузовиков и других транспортных средств.

Особенно активно тестирование проводится в Калифорнии, где зарегистрировано 62 компании, занимающиеся тестированием беспилотных автомобилей​. Многие из них так же, как «Яндекс», уже предлагают принять участие в бета-тесте пользователям.

В Китае ключевым игроком в сфере автономных автомобилей является компания Baidu с ее проектом Apollo. Беспилотные автомобили Baidu Apollo уже прошли тесты и возят пассажиров в Пекине и Чунцине, а также в Чэндэ и Яньчэне. В этих городах беспилотные автомобили Apollo используются как роботакси на публичных дорогах. По словам генерального директора Baidu Робина Ли, в Китае на базе технологии Apollo уже выпущено около 500 тыс. автомобилей​.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *