Чем отличается танк т72 от т90
Перейти к содержимому

Чем отличается танк т72 от т90

  • автор:

Т-72 и Т-90

Российские танки Т-72 и Т-90 можно назвать родственниками, ведь Т-90 создан не с нуля, а в результате тщательной модернизации своего предшественника.

Очевидно, что более новый ОБТ лучше, но тогда почему в армии остаётся огромное количество Т-72 и уже разработана другая замена в лице Т-14 Армата?

Создание Т-90

Появившись в 1992 году, Т-90 обзавёлся новой системой управления огнём и комплексом Штора-1. Таких нововведений оказалось мало, поэтому в 2004 году на свет появилась модернизированная версия Т-90А, обладающая следующими отличиями:

Т-72 и Т-90

  1. Усиленное бронирование ВЛД и замена литой башни на сварную.
  2. Новый двигатель В-92 мощностью 1000 л.с. с возможностью замены на более мощную версию.
  3. Новые тепловизор и стабилизатор орудия.
  4. Усовершенствованный автомат заряжания.

Благодаря этому Т-90 получил заметно лучшую защиту, подвижность и огневую мощь, сравнимые в своё время с лучшими западными образцами.

Также имеется современная модификация Т-90АМ / Т-90СМ с новой башней, вынесенной в неё частью боекомплекта, встроенной динамической бронёй Реликт, улучшенными бортовыми экранами, дистанционно управляемой пулемётной установкой, двигателем мощностью 1130 л.с. и автоматической коробкой передач.

Т-72 и Т-90

Модификации Т-72

Т-72 в это время постоянно модернизировался, выходили его новые версии. Перечислять каждую из них слишком долго и не имеет смысла, поэтому лучше подвести некий итог на сегодняшний день.

  1. Встроенная динамическая защита Реликт или Контакт-5.
  2. Новые двигатели В-84-1 мощностью 840 л.с. и В-92С2 мощностью 1000 л.с. Кроме того, на версии Т-72Б3М, предназначенной для биатлона, установлен двигатель мощность 1130 л.с.
  3. Усовершенствованная ходовая часть с другими гусеничными лентами.
  4. Полностью новая система управления огнём с многоканальными прицелами и современными тепловизорами.
  5. Новый стабилизатор и доработанный автомат заряжания, способный работать с современными боеприпасами.

Заключение

Может показаться, что Т-90 однозначно побеждает в этом сравнении, хотя бы потому, что лучше защищён и все модернизации Т-72 всего лишь попытки дотянуться до уровня младшего брата. Но в России имеется огромный танковый парк из Т-72 различных версий и гораздо дешевле модернизировать имеющиеся Т-72Б, чем произвести новый Т-90.

Получается ситуация, в которой для Т-90 попросту не остаётся места, поскольку есть огромное количество Т-72 с возможностью их совершенствования до относительно современного уровня и есть Т-14 Армата, которая должна поступить на вооружение и превзойти любые существующие ОБТ.

Сравнение Т-72 и Т-90 теряет смысл, ведь на первое место выходит бюджет. Даже с принятием на вооружение Т-14, старые танки будут не только оставаться в армии, но и составлять её костяк. Так что вопрос замены, не смотря на отличия Т-72 и Т-90 даже не стоит поднимать, разве что экспортный вариант будет производиться в ещё больших количествах чем сейчас и постепенно заменять предшественника в вооружённых силах других стран.

Советский подход: чем выделяются танки времен СССР

Еще во времена легендарной «тридцатьчетверки» был заложен своеобразный базис, основа конструирования как советских, так и современных российских танков. Исходя из опыта Второй мировой войны, советские инженеры старались все свои последующие модели максимально подогнать под четыре основополагающих требования: вооружение, защита, скорость, простота конструкции. Кроме того, эксплуатация семейства ИС показала, что при стремительном развитии противотанковых средств, тяжелый танк в ряде случаев мало в чем превосходил средний или, как тогда стало принято говорить, «основной боевой». Зато минусов у громоздкой, сложной в производстве и дорогой машины было сколько угодно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в середине 1950-х годов тяжелые танки исчезли как класс.

Все последующие семейства советских бронемашин, начиная с Т-54 и заканчивая Т-90, оставались, по сути, все теми же «средними» танками. Это особенно заметно в сравнении с основными боевыми машинами стран НАТО, чьи массо-габаритные характеристики к началу XXI века вплотную приблизились к показателям классических тяжелых танков.

Несмотря на меньший вес и габариты, советские модели неизменно превосходили свои западноевропейские и американские аналоги по таким показателям как вооружение и защищенность. Более того, с появлением в середине 1960-х годов революционного Т-64, советскому танкостроению удалось совершить качественный скачок. Потенциал нового танка был настолько велик, что идеи, заложенные в нем, не устарели даже спустя полвека. Впрочем, как и сам Т-64.

На букву Т

Рассмотрим четыре основных типа: Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90. Пятый тип – Т-62 в силу его престарелого возраста оставим в покое, как и новейший Т-14 «Армата».

Родоначальником всех современных российских танков стал принятый на вооружение в 1967 году Т-64. По тем временам это была революционная машина, не имеющая аналогов и далеко обогнавшая свое время. Но как и у каждой передовой модели у него тут же обнаружился целый «букет» разнообразнейших недоработок и конструктивных дефектов. Особое беспокойство причинял пятицилиндровый двухтактный оппозитный дизельный двигатель 5ТДФ, техническая документация на который, по утверждению ряда западных изданий, была в свое время украдена советскими спецслужбами в Великобритании. Дескать, похожий двигатель L60 использовался на «Чифтене».

Большие проблемы вызывал и примененный впервые автомат заряжания. Благодаря этому исключался четвертый член экипажа, но возникали трудности с обучением танкистов и надежностью самого механизма. Кроме того, как справедливо указывали западные эксперты, расположенная на полу башни боеукладка первой очереди представляла весьма существенную опасность в случае подрыва танка на мине или на управляемом фугасе. Однако плюсов у Т-64 тоже было немало. В первую очередь, к ним относились комбинированная броня, гладкоствольная 125-мм пушка 2А-26 (впоследствии 2А-46М), совершенная по тем временам система управления огнем, принципиально новая гусеничная лента и конструкция подвески. Наиболее революционной особенностью Т-64 была возможность стрельбы управляемым снарядом (ПТУР) из пушки.

Несмотря на все достоинства, судьба Т-64 сложилась не лучшим образом. На преодоление конструктивных дефектов ушло очень много времени, жалобы из армии стали хроническими, в связи с чем, в КБ нижнетагильского «Уралвагонзавода» была разработана модифицированная версия, получившая впоследствии обозначение Т-72.

В советском танкостроении Т-72 стал таким же легендарным как Т-34 и Т-55. Конструкторы постарались избавиться от врожденных недостатков предшественника и в процессе их преодоления создали фактически новую машину. «Бюджетный танк с потрясающими характеристиками»: именно так охарактеризовали танк западные эксперты. Сохранив идентичные с Т-64 вооружение, башню и корпус, Т-72 обзавелся новой ходовой частью и двигателем. Взамен капризного 5ТДФ на него установили надежный, многотопливный 12-цилиндровый дизель В-46, являвшийся дальнейшим развитием семейства двигателей В-54 и В-55, а также новый автомат заряжания. Снаряды и заряды размещались теперь в кассетах, что позволило добиться скорострельности пушки в 8-10 выстрелов минуту.

В отличие от своего старшего собрата Т-64, который никогда не предлагался в экспортном варианте, Т-72 сразу же вызвал живейший интерес у зарубежных покупателей. Экспортная модификация поставлялась в 14 стран мира, а лицензию на производство приобрели Индия, Польша, Чехословакия и Югославия.

Так же как и его знаменитые предшественники Т-55 и Т-62, Т-72 поучаствовал во множестве войн и конфликтов, начиная от боевого крещения в 1982 году в Ливане и заканчивая Украиной и Сирией. Во время обеих кампаний в Ираке именно Т-72 был наиболее грозным противником для американских танкистов. Разумеется, западные источники приводят фантастические цифры потерь танка от огня «Абрамсов», которые при ближайшем рассмотрении и сопоставлении цифр попросту не выдерживают никакой критики.

Гораздо более объективной выглядит мнение танкистов, непосредственно эксплуатировавших эту машину и воевавших на ней. В российской армии Т-72 всегда пользовался любовью и уважением. Неприхотливый, надежный, мобильный и хорошо вооруженный, он воплощал в себе все лучшие качества присущие советским танкам. Высокую оценку он получил и у сирийских, югославских, финских и, что немаловажно, израильских танкистов, которым как раз и довелось столкнуться с ним на поле боя.

Несмотря на незаурядные боевые качества собственного танка «Меркава», израильские военные подчеркивали, что Т-72 являлся очень серьезным противником в прямом противоборстве, с которым шансы на успех у них были весьма незначительными. Достаточно сказать, что «Меркавы» первых модификаций, вооруженные 105-мм орудием, в ряде случаев были просто бессильны против советской машины, чья 125-мм пушка с начальной скоростью снаряда 1700 м\с уверенно поражала израильтян на всех дистанциях боя.

Такая же ситуация сложилась и в Ираке. Громогласные заявления о превосходстве «Абрамсов» не имели под собой реальных оснований, так как часто уничтожаемые американскими танкистами машины оказывались либо устаревшими Т-55, либо вообще китайскими «Тип 69». Реальным противником иракских Т-72 во время войны в Заливе были, скорее, вертолеты «Апач». Не стоит забывать, что экспортные Т-72 представляли собой упрощенную версию тех машин, что стояли на вооружении Советской, а впоследствии и Российской армии.

За свою долгую жизнь Т-72 претерпел несколько модернизаций, благо, что конструктивный задел позволял сделать это, не прибегая к серьезным переделкам и изменению конструкции. Последняя модификация – Т-72Б3 — поступает на вооружение Российской армии с 2011 года.

Следующим шагом в развитии семейства Т-64/72 стало появление в 1976 году танка Т-80. Отличия, как и в случае перехода от Т-64 к Т-72 должны были свестись к установке нового газотурбинного двигателя ГДТ-1000Т и изменению ходовой части. Вооружение должно было остаться неизменным. Однако, как это уже случалось ранее, у советских конструкторов снова появился абсолютно новый танк.

Использование газовой турбины в качестве силовой установки до сих пор считается необоснованным решением. Однако существует и противоположная точка зрения. Что побудило советских конструкторов создать такой двигатель? Во-первых, аналогичные работы велись и за рубежом, что, конечно же, не могло остаться без внимания специалистов передовой на тот момент школы танкостроения. Все тот же «Абрамс» изначально создавался как газотурбинный танк.

Во вторых, газовая турбина дает танку массу преимуществ: такой мотор, по сравнению с дизелем, компактнее и обладает большей мощностью, что увеличивает скорость и разгонную динамику. Турбина на голубом топливе позволяет добиться более легкого и быстрого запуска при низких температурах, что является важным обстоятельством в условиях российского климата. В третьих, газотурбинный двигатель тише, не требует системы водяного охлаждения и может работать на различных видах топлива.

Есть и минусы: дороговизна, сложности с фильтрацией поступающего в турбину воздуха и меньшая, чем у дизеля, экономичность, что отрицательно сказывается на запасе хода. Однако опыт эксплуатации Т-80 в войсках показал, что все эти проблемы являются вполне преодолимыми.

Впрочем, не все военные восприняли газотурбинный танк с понимаем, и в середине 1980-х появился Т-80УД: та же самая «восьмидесятка», но оснащенная «традиционным» дизелем. Самая современная на сегодняшний день модификация танка – Т-80БВМ — получила более совершенную систему управления огнем, новый двигатель ГТД-1250, кроме того была расширенна гамма применяемых боеприпасов. По оценке отечественных и зарубежных специалистов, несмотря на свой далеко не юный возраст, Т-80БВМ является современным танком, способным выполнять любые задачи.

К середине 1990-х годов конструкторами КБ нижнетагильского «Уралвагонзавода» был разработан новый танк – Т-90. Машина создавалась на базе все того же Т-72 и вобрала в себя лучшие компоновочные и конструктивные решения моделей Т-72 и Т-80. Оставив без изменений ходовую часть и вооружение, конструкторы повысили мощность двигателя, усилили защиту, в том числе и новым комплексом оптико-электронного подавления «Штора», и установили новую автоматизированную систему управления огнем.

По оценке специалистов, защищенность Т-90, по сравнению с первыми сериями Т-72, выросла в три раза, а общее повышение боевых и технических характеристик – в 1,5 раза. Не случайно Министерство обороны Индии, прекрасно знакомое с Т-72, сразу же разместило крупный заказ на поставку новых танков для своих вооруженных сил. Сирийский конфликт, в котором принимали участие несколько Т-90, доказал его эффективность, хорошую защищенность и способность воевать в непростых климатических условиях.

Советская школа танкостроения сумела создать и запустить в серию четыре уникальные машины: Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90. Несмотря на отличия в ходовой части, силовых установках и в других конструктивных решениях, все они создавались по ставшей уже «классической» схеме: многослойное бронирование с встроенной или навесной динамической защитой, орудие калибра 125-мм, позволяющее использовать наряду с традиционными боеприпасами управляемые ракеты, автомат заряжания пушки, экипаж в составе из трех человек, небольшие размеры, масса и относительно невысокая цена в сравнении с американскими и европейскими конкурентами.

Вне всякого сомнения советская школа танкостроения была и продолжает оставаться сильнейшей в мире, что доказало создание первого в мире танка четвертого поколения Т-14 «Армата». Несмотря на катаклизмы девяностых годов прошлого века, российские конструкторы смогли сохранить компетенции такого уровня, которые позволили им сделать не имеющую аналогов, революционную по многим показателям машину.

Т-72, Т-80 и Т-90 — сила в деталях

Журнал The National Interest выделил пять малоизвестных особенностей российских «танков-убийц» — Т-72, Т-80 и Т-90.

«Множество мелких особенностей способствуют живучести и смертоносности этих боевых машин», — пишет эксперт издания Чарли Гао.

Одним из преимуществ российской военной техники является система дистанционного подрыва «Айнет», значительно повышающая эффективность боеприпасов. Этот комплекс позволяет внести данные о расстоянии до цели в электронный взрыватель, в результате чего снаряд взрывается в момент времени, необходимый для наибольшего поражения противника.

Еще одной выигрышной особенностью танков автор статьи назвал всепогодный многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У». Благодаря автомату сопровождения цели и тепловизору ПНМ позволяет точнее вести огонь по движущейся мишени и уменьшает количество ошибок, вызванных человеческим фактором.

Т-72 на танковом биатлоне 2013 в Алабино

Эксперт обратил внимание и на систему «Сода», которая защищает танки от проникновения напалма — загущенного бензина, применяемого в качестве зажигательных и огнеметных смесей. Для этих целей разработчики используют комплекс из металлических трубок, дренажной сетки и защитные каркасы с асбестовой тканью.

Отдельно эксперт отметил воздухозаборное устройство в Т-80, расположенное в кормовой части танка за башней. Его особая конструкция позволяет улучшить поступление воздуха в газотурбинный двигатель и улучшить функциональные характеристики техники.

Танк Т-80

Гао упомянул и вспомогательное вооружение танка Т-90 «Владимир». В частности, его дистанционно наводимый автономный пулемет «может оказаться жизненно важным» для личного состава во время столкновения с пехотой и легким транспортом.

Танк Т-90

Т-72 или «Урал» — советский средний и основной танк.

Самый массовый танк второго поколения. Принят на вооружение в советской армии в 1973 году. Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле. «Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в государства Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию. Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии, Польше, Чехословакии и Индии, которые их экспортировали. Основным вооружением Т-72 являлась 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ. Длина ствола орудия — 48 (50,6 2А46М) калибров. С пушкой спарен 7.62-миллиметровый пулемет ПКТ, в качестве зенитного пулемета используется НСВТ-12,7 «Утес» на открытой турельной установке.

Т-80 — боевая машина, основной танк, производившийся в СССР и России.

Танк с единой газотурбинной силовой установкой. Первый в мире основной танк со встроенной противоснарядной динамической защитой. На вооружении советской армии с 1976 года. Первые серийные образцы, разработанные СКБ-2 на базе Т-64А, выпускались на Кировском заводе в Ленинграде.

На всех модификациях основного боевого танка Т-80 в качестве артиллерийского вооружения установлена 125 миллиметровая гладкоствольная пушка типа Д-81.

Боевое отделение по компоновке подобно боевому отделению танка Т-64. Кроме 28 выстрелов в механизированной боеукладке, в пределах боевого отделения находятся три выстрела (7 снарядов и заряды к ним размещены в отделении управления).

Боекомплект к пушке состоит из 38 выстрелов. 28 выстрелов размещены в конвейере и по типам укладываются в любом соотношении. 10 выстрелов размещены в немеханизированной укладке и комплектуются только осколочно-фугасными и кумулятивными выстрелами.

Т-90 или «Владимир» — российский средний и основной танк.

Серийное производство танка началось в 1992 году.

По мощности своего артиллерийского вооружения Т-90, как минимум, не уступает другим современным основным боевым танкам. Баллистические характеристики 125-миллиметровой гладкоствольной пушки 2А46М настолько близки к характеристикам зарубежных аналогов — 120-миллиметровых пушек Rheinmetall Rh-120, GIAT CN120-26 или нарезной 120-миллиметровой L30A1, что их реальная эффективность гораздо больше зависит от используемых боеприпасов.

Напоминаем Вам, что в нашем журнале «Наука и техника» Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.

В нашем интернет-магазине Вы найдете также книги, постеры, магниты, календари с авиацией, кораблями, танками.

Чем отличается танк т72 от т90

Основным недостатком танка Т-72БМ по сравнению с другими машинами советского и зарубежного производства тех лет было отсутствие автоматизированной системы управления огнем (СУО ). В связи с этим было принято решение провести глубокую модернизацию танка. Эта работа проходила в рамках темы «Совершенствование Т-72Б», заданной постановлением Совмина СССР от 19 июня 1986 года. Первоначально проектирование проходило под руководством В.Н. Бенедиктова, а после его ухода на пенсию в 1987 году — под руководством нового главного конструктора В.И. Поткина.

Танк Т-90

При разработке новой машины, получившей обозначение «объект 188», основной упор сделали на повышение боевой эффективности с целью довести ее до уровня танка Т-80У. У последнего заимствовали комплекс управления оружием 1А45 «Иртыш», который после доработки для взаимодействия с автоматом заряжания нижнетагильской конструкции, получил обозначение 1А45Т. В январе 1989 года четыре опытных образца «объекта 188» были представлены на государственные испытания, в ходе которых машину полтора года обкатывали в Московской, Кемеровской и Джамбульской областях, а также на полигоне Уралвагонзавода. Танк испытывался в предельных режимах, прошел 14 тысяч км, то есть полный межремонтный цикл до капремонта практически без поломок и отказов. 27 марта 1991 года совместным решением министерств обороны и оборонной промышленности танк был рекомендован к принятию на вооружение под индексом Т-72БУ. Он так и значился в документах «танк Т-72Б усовершенствованный». Однако принять его на вооружение Советской Армии не успели: перестали существовать и Советский Союз, и Советская Армия.

Тем временем, учитывая опыт операции «Буря в пустыне», в УКБТМ решили повысить защищенность танка за счет установки комплекса оптико-электронного подавления ТШУ-1 «Штора». В итоге вновь начались испытания. Тем не менее, 30 сентября 1992 года заводские цеха покинул первый «объект 188» установочной партии, а 5 октября 1992 года постановлением Правительства Российской Федерации танк был принят на вооружение Российской Армии под индексом Т-90. Спустя месяц началось его серийное производство.

Т-90С

Показательные заезды танка Т-90С на выставке в Омске.

Корпус танка Т-90 по конструкции идентичен корпусу Т-72 Б. Он сварной, со штампованным днищем. Верхняя лобовая деталь — многослойная, со встроенной динамической защитой. Башня — литая, в лобовой части на курсовых углах до 35° влево и вправо от продольной оси танка имеет комбинированную броню. Лобовая часть и крыша башни также прикрыты динамической зашитой. В ее лобовой части смонтированы семь блоков и один контейнер КДЗ, еще 20 блоков установлены на крыше башни. Прямоугольные стальные экраны с элементами встроенной динамической защиты устанавливаются и на бортовые резинотканевые экраны. Встроенная динамическая защита обеспечивает значительное повышение противо-снарядной стойкости танка. Она прикрывает более 50% наружной поверхности лобовых деталей, бортов и крыши корпуса и башни и обеспечивает снижение бронепробиваемости кумулятивных боеприпасов на 50-60%, а бронебойно-подкалиберных снарядов на 20%. С целью противорадиационной зашиты членов экипажа корпус и башня машины в районах их рабочих мест прикрыты подбоем из водородосодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца. Место механика-водителя дополнительно прикрыто надбоем из того же материала.

Основным вооружением танка является 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-4. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ (или ПКТМ ). На командирской башенке смонтирована защитно-пулеметная установка с дистанционным электромеханическим управлением. В ней применен 12,7-мм пулемет НСВТ-12,7 или 6П49 КОРД. Боекомплект танка Т-90 состоит из 42 артвыстрелов, 2000 патронов к спаренному и 300 патронов к зенитному пулеметам. Установленный на Т-90 комплекс управления огнем 1А45Т «Иртыш» обеспечивает наводчику ведение эффективного прицельного огня днем и ночью с места и в движении из пушки и спаренного пулемета, а совместно с аппаратурой комплекса управляемого вооружения — стрельбу управляемыми пакетами.

Танк Т-90С

На экспортном варианте Т-90 нет прожекторов ОТШУ Штора, вместо них установлены дополнительные блоки встроенной динамической защиты.

В состав комплекса 1А45Т входят: автоматизированная система управления огнем 1А42;ночной прицельный комплекс Т01-К01 с ночным прицелом ТПН 4-49 «Буран ПА» или тепловизионный комплекс Т01-П02Т «Агава-2»; прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С. В свою очередь автоматизированная СУО 1А42 включает в себя стабилизатор вооружения 2Э42-4 «Жасмин» и информационно-вычислительный дневной прицельный комплекс 1А43, состоящий из лазерного прицела-дальномера, прибора наведения 1Г46, баллистического вычислителя 1В528-1, блока переключателей и комплекта автоматических датчиков условий стрельбы (крена оси цапф пушки, ветра, скорости танка и курсового угла относительно цели). Прицельный комплекс автоматически учитывает и вводит поправки на изменение дальности до цели, углы прицеливания и боковые упреждения, на боковую составляющую скорости ветра, угол крена оси цапф пушки, температуры заряда и воздуха, износ канала ствола и тип снаряда.

На танке Т-90 установили комплекс управляемого вооружения (КУВ) 9К119 «Рефлекс», аналогичный применяемому на танке Т-80У. КУВ «Рефлекс» имеет полуавтоматическую систему управления с телеориентированием ракеты в лазерном луче. Комплекс 9К119 обеспечивает стрельбу по неподвижным и движущимся со скоростями до 70 км/ч целям на дальностях 100-5000 м при скорости танка до 30 км/ч. Это выгодно отличает его от КУВ 9К120, установленного на танке Т-72Б, который мог вести стрельбу ракетами только с места и с коротких остановок.

Выстрел ЗУБК20 комплекса «Рефлекс» состоит из управляемой ракеты 9М119М и метательного устройства. Ракета 9М119М состоит из отсека управления, маршевого двигателя, боевой части, хвостового отсека и поддона. Аппаратура, размещенная в отсеке управления, преобразует электрические сигналы, поступающие с приемника измерительной системы координат, связанной с танком, в исполнительную и преобразование этих сигналов в механическое перемещение рулей. Рули раскрываются автоматически после вылета ракеты из ствола пушки.

Танк России

Танк Т-90 на Красной площади, 9 мая 2008 года.

На танке Т-90 установлен комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-1-7 «Штора-1». Этот комплекс в 3-4 раза снижает вероятность прицельного попадания в танк ПТУР с полуавтоматической системой наведения, а также создает помехи системам управления оружием противника с лазерным целеуказанием и лазерным дальномером. Комплекс состоит из станции оптико-электронного подавления (СОЭП), системы постановки завес (СПЗ) и системы управления. СОЭП состоит из двух осветителей ОТШУ-1-7, установленных в передней части башни и излучающих закодированный ИК-сигнал, препятствующий точному наведению ПТУР противника. СПЗ регистрирует облучение танка лазером противника, определяет направление на источник облучения, выбирает один из двенадцати гранатометов, установленных на башне для постановки аэрозольных завес, выдает электрический сигнал, пропорциональный углу, на который необходимо довернуть башню с гранатометами, и вырабатывает команду на отстрел гранаты, образующей аэрозольную завесу на удалении 55 м от танка. Таким образом обеспечивается защита от противотанковых боеприпасов противника с лазерным наведением. В СПЗ применены пусковые установки системы 902В «Туча», из которых возможен отстрел не только аэрозолеобразующих гранат ЗД17, но и дымовых гранат ЗД6.

Как и Т-72Б, танк Т-90 оборудован системой защиты от напалма «Сода», системой ППО ЗЭЦ13-1 «Иней», встроенным оборудованием самоокапывания и т.д. На Т-90 установлен 12-цилиндровый многотопливный V-образный дизель жидкостного охлаждения В-84МС мощностью 840 л.с. при 2000 об/мин. На танках последних выпусков устанавливается двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. при 2000 об/мин. Этот двигатель, созданный ОАО «Челябинский тракторный завод», на 74,6% унифицирован с двигателями В-46-6 и В-84МС. Силовая передача и ходовая часть остались почти неизменными по сравнению с Т-72Б. Опорные катки Т-90 на 10 мм шире, чем у его предшественника. Движение танка ночью обеспечивается установкой ночного прибора механика-води-теля ТВН-5. На танке установлены УКВ-радиостанция Р-163-50У и УКВ-радиостанция Р-163-УП. Внутреннюю связь между членами экипажа и связь с десантом обеспечивает аппаратура внутренней связи и коммутации Р-174.

На основании поручения Государственной военно-промышленной комиссии СССР от 4 апреля 1991 года в КБ «Уралвагонзавода» приступили к проектированию командирского варианта танка Т-90, получившего в опытной разработке наименование «объект 188К». Этот танк был оснащен дополнительной радиостанцией Р-163-50К, танковой навигационной аппаратурой ТНА-4-3 и автономным агрегатом питания АБ-1-П28. После завершения испытаний на основании приказа министра обороны от 3 июня 1994 года «объект 188К» был принят на вооружение Российской Армии под индексом Т-90К.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *