Что будет с автопарком в россии
Перейти к содержимому

Что будет с автопарком в россии

  • автор:

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Авторынок пожирает сам себя: что его ждет в 2023 году

Продажа автомобилейПродажа автомобилей

МОСКВА, 7 янв — ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Массовый уход западных автогигантов с российского рынка стал вызовом для отечественного рынка. Но это не означает, что количество автомобилей на дорогах России в наступившем году уменьшится. Эксперты, опрошенные агентством «Прайм», рассказывают, какие тенденции будут доминировать на авторынке-2023. Автосервисы

Эксперт рассказал, когда нужно продавать автомобиль

ВЫЗОВ ДЛЯ РЫНКА

2022 год стал вызовом для российского авторынка. Масса партнеров не только покинула рынок, но и унесла с собой технологии, необходимые для выпуска современных и конкурентоспособных автомобилей.
«Уход данных технологий с российского рынка свидетельствует о том, что ключевые автомобильные заводы переходят на производство упрощенных машинокомплектов», — указывает технический консультант ПИШ электротранспорта Московского Политеха Юрий Бибилов.

С другой стороны, на российском авторынке складывается любопытная ситуация. Автопроизводителей все меньше, но разнообразие брендов не снижается и даже растет, говорит автомобильный эксперт Егор Васильев,

Прежде всего, это связано с тем, что огромное, по российским меркам, количество автопроизводителей из Китая начинает пробовать свои силы на российских автолюбителях. Премьеры проходят почти каждую неделю.

«Причем, как показывает практика, китайские машины могут удивить — и даже в хорошем смысле», — уверяет он.

ОТЛОЖЕННЫЙ СПРОС

В авторитейле есть понятие «отложенный спрос» — период повышенного потребительского спроса на покупку автомобилей после продолжительной стагнации рынка. Этот период может длиться от полугода до двух лет.

По мнению СЕО автомобильного маркетплейса Fresh Auto Дениса Мигаля, скорее всего, в 2023 году будет наблюдаться отложенный спрос, как в сегменте новых, так и подержанных авто.

«А вот насколько он будет высокий — зависит от ряда факторов. Например, максимальный уровень был бы возможен, если бы продажи машин сейчас полностью приостановились. Но такой ситуации нет: азиатские бренды заменяют ушедшие западные», — отмечает он.

Помимо этого, автомобили продолжают поставляться в Россию по системе параллельного импорта, хотя и в незначительных объемах.

Также определенное количество новых иномарок в 2022 году все-таки были в наличии у дилеров — после событий февраля, конечно, их число сократилось как минимум вдвое. Поэтому в начале года глобально рынок не изменится.

Еще одной тенденцией 2023-го Мигаль называет повышенный рост спроса на свежие ликвидные автомобили с пробегом, с идеальной историей эксплуатации и в хорошем техническом состоянии.

«Владельцы таких авто будут прикладывать максимум усилий, чтобы сохранить такое состояние автомобиля на продолжительный срок. Соответственно, будут востребованы услуги сервисных центров по обслуживанию и ремонту машин», — считает он.

В сегменте новых авто будут преобладать отечественные и китайские марки. Дефицит автомобилей существует не только в России, находящейся под санкциями, но и во всем мире из-за нехватки электронных компонентов, напоминает специалист.

Возможно, трудности с обновлением автопарков будут испытывать агрегаторы такси и каршеринга, а также юридические лица. Но правительство продлит сроки программ лизинга, понимая, что у бизнеса нет альтернативных возможностей.

ПРОРЫВНОЙ ГОД

2023 год должен стать переломным в судьбе российского авторынка, предполагают эксперты.

«Это означает, что, либо наладится собственное производство автомобилей, либо в рамках параллельного импорта увеличится количество ввозимых в страну авто, либо западные автоконцерны выразят желание вернуться в Россию», — поясняет Мигаль.

Возможен, по его словам, и вариант экспансии на российском рынке китайских и иранских автопроизводителями.

Китайскими производители активно осваивают премиум-сегмент, у большинства из них уже появилась линейка таких автомобилей. Выйти на российский рынок планирует и китайский премиум-бренд Hongqi.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ

Что касается параллельного импорта то его перспективы пока неочевидны. Вместе с тем, эксперты считают, что в 2023 году общая доля ввозимых машин может дойти до 30%. При этом больше всего в рамках параллельного импорта востребованы автомобили премимум- и люкс-сегмента.

Генеральный директор ГК Автодом Андрей Ольховский, полагает что на текущий момент параллельный импорт не решает никаких задач потребителей, кроме получения самого автомобиля. Сейчас все гарантийные обязательства поставленных авто обеспечивает дилер в рамках Закона о защите прав потребителей.

НА ЧТО СПОСОБЕН ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АВТОПРОМ

Эксперты не исключают, что в 2023 году случится прорыв локальных производителей. Некоторые из них объявляли о готовности наполнить российский автомобильный рынок новыми машинами. Автомобиль LADA Vesta

Названы приоритетные направления экспорта российских автомобилей

Локальные производства в России («Москвич», «Моторинвест» и пр.) находятся на начальном этапе становления, что будет дальше — зависит от их технологической готовности.

Все эти проекты находятся в самом начале этой эволюции, но, как отмечает Ольховский, «если есть амбиции и желание сделать что-то больше, то так и будет». С другой стороны, ни один из проектов не решает задачи технологического суверенитета.

В текущих условиях отечественные автопроизводители чувствуют себя неплохо, признает и Егор Васильев. Правда, если не возникает проблем с комплектующими.

Между тем, российские компании российские компании ведут активную работу. Ростех создал отечественные литиевые батареи, идут переговоры по созданию отечественных электродвигателей и их систем контроля. Московский Политех, в свою очередь, занимается разработкой многофункциональной платформы, которая позволит создать собственные технологии автомобилестроения в России.

«Сейчас у российского авторынка есть хорошая возможность для развития, самое важное — предпринять правильные шаги на пути к становлению и развитию конкурентоспособности», — указывает Юрий Бибилов.

В целом на спрос и предложение на авторынке в 2023 году серьезное влияние окажут внешне- и внутриполитические факторы. Однако тенденции роста объема продаж в 2023 году все же не просматривается.

По оценкам Ольховского, возможен рост +15% от среднемесячных продаж за последние 3 месяца, но на фоне средних значений по 2022 году это будет, явно, снижение.

К тому же состояние авторынка будет определяться уже не доступностью автомобилей как таковых, а скорее платежеспособностью населения, резюмируют эксперты.

Автопарк России продолжит расти, но будет стареть

При дефиците новых автомобилей и роста их стоимости оживает рынок подержанных машин.

Как отмечается в этом исследовании, за первые 9 месяцев 2022 года объем продаж новых автомобилей и легких коммерческих автомобилей в России сократился примерно на 60 процентов относительно аналогичного периода 2021 года. Он составил около 507 тысяч автомобилей. Согласно прогнозу минпромторга, объем продаж машин по итогам 2022 года составит 750 тысяч, что на 55 процентов ниже уровня 2021 года. Это можно считать самым масштабным падением продаж за последнее десятилетие.

Как уже не раз писала «Российская газета», снижение продаж связано не только с дефицитом автомобилей, но и с насыщением платежеспособного спроса. Цены выросли настолько, что далеко не каждый может позволить себе автомобиль.

Но, как считают авторы исследования, рост цен на автомобили продолжится. Они напомнили, что в 2021 году объем рынка новых легковых автомобилей составил 3,1 триллиона рублей. Это рекорд за всю историю российского рынка. Результаты 2021 года на 22 процента выше значений 2020 года. Но, несмотря на рост цен, в 2021-м продали больше машин, чем годом ранее. По итогам 2021 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля выросла на 20 процентов. Эта тенденция продолжилась в 2022 году и усугубилась увеличением дефицита новых автомобилей в России. В августе 2022 года цены на «народный» автомобиль Lada выросли от 13 до 57 процентов (в зависимости от модели) по отношению к январю 2022 года.

По итогам 2022 года объем рынка составит 1,5 триллиона рублей, что на 49 процентов ниже результатов 2021-го. Однако вполне сравнимо с результатами 2016-го. Судите сами. Итог этого года составит 750 тысяч автомобилей за 1,5 триллиона рублей. В 2016 году было продано 1,4 миллиона машин за 1,7 триллиона рублей.

На фоне роста цен на автомобили и снижения доходов населения россияне меньше покупают новые автомобили, из-за чего российский автопарк продолжает стареть — на конец 2020 года доля машин старше 10 лет была 59 процентов, а в 2022 году может составить 66 процентов. Средний возраст автомобилей в РФ составляет 14 лет.

Ожидается, что, пока российский автопром будет восстанавливаться до прежнего уровня, автопарк продолжит старение, что приведет к повышению потребления автозапчастей и услуг сервисов.

Согласно Стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 года внутри страны хорошо налажено производство так называемых компонентов первого уровня (корпусные детали), но высокотехнологичные материалы в основном импортируются. Речь идет, например, о клапанах, кольцах поршня, катушках зажигания, форсунках и прочем.

Доля электроники в структуре себестоимости автомобиля стабильно растет последние десятилетия — в среднем с 20 до 40 процентов с 2000 по 2020 год соответственно. В связи с этим одним из ключевых факторов является проблема налаживания внутреннего производства таких компонентов.

Как отмечают авторы исследования, несмотря на падение продаж новых автомобилей в этом году, объем продаж электромобилей по итогам девяти месяцев вырос на 30,4% и составил 1804 автомобиля. По итогам четвертого квартала темп роста сохранится, и годовой объем продаж электромобилей в России в 2022 году составит 2,9 тысячи штук.

Парадоксально, но, возможно, структурные изменения рынка могут дать возможность ускоренного развития для сегмента электромобилей.

Снижение стоимости производства электрических батарей будет основным драйвером роста продаж электромобилей. Основные факторы удешевления производства — ввод новых гигафабрик, модернизация технологий производства батарей.

А главный сдерживающий фактор — это инфраструктура для такого транспорта. 1300 зарядочных станций явно недостаточно ни для страны, ни для того количества автомобилей, которые уже есть на рынке. А согласно стратегии к 2035 году объем продаж электромобилей может достигнуть уровня 270-450 тысяч.

Будущее российского авторынка: почему эксперты в оптимизме, а водители в шоке

Будущее скрыто за покровом тайны. Тем интереснее попытаться его приподнять и заглянуть в запретное. И если люди желают знать, что будет, то завсегда найдутся и те, кто постарается удовлетворить спрос предложением. Опираясь на математические модели, на интуицию, а то и просто на авось, многочисленные эксперты авторитетно рассказывают нам, чего ожидать в этом самом будущем, которое в их выкладках предстает скучным и двухмерным.

Когда статистика не врет

Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков, основываясь на глубоком анализе статистики, заверил российских водителей, что с апреля авторынок начнет демонстрировать рост, который сохранится и в целом по 2023 году. Но может ли такое случиться?

Наверное, может. «Весомый» вклад в реанимацию отрасли распиаренных электромобилей учитывать не будем — по своей значимости он сопоставим с вкладом гужевого транспорта. Но китайцы-то подвезут своего добра вагон и маленькую тележку. И АВТОВАЗ поднапряжется, постарается в кои-то веки не надуть народ и выдать на-гора обещанные 400 000 автомобилей. Остальные отечественные заводы и заводики, глядишь, тоже что-нибудь склепают. Люди добрые параллельно импортнут в Россию свои крохи. Совместными усилиями все вышеперечисленные участники отечественного автобазара соберутся с силами и обеспечат рост на те 25%, которые теоретически допускает директор по операционным вопросам компании Geely Motors Russia Валерий Тараканов.

Впрочем, даже эти проценты — слезы на фоне того, что реально требует рынок. По подсчетам специалистов для нормального функционирования автомобильной отрасли требуется продавать более 1,6 млн машин в год. Самые же оптимистичные прогнозы не замахиваются на большее, чем 900 000 штук, да и те под большим сомнением.

Альтернативное отсутствие

И вообще, это не самое главное. Жуткий дефицит новых легковых транспортных средств дополняется полным отсутствием альтернатив при всем кажущемся богатстве выбора. Вы хотите купить что-то недорогое и простенькое? Китайцы и LADA. Причем о недорогом можете забыть надолго. Хотите что-то внешне привлекательное и оригинальное? Китайцы и LADA. Причем о привлекательном можете забыть надолго. Хотите что-нибудь солидное, нашпигованное электронными системами и вызывающее всеобщую зависть? Китайцы без LADA. Причем о вызывающем зависть можете забыть надолго.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *