Покупаем автомобиль без допов: остались ли на рынке честные дилеры с хорошими машинами?
Как всем известно, купить сегодня машину без навязанного дилерами дополнительного оборудования на сотни тысяч рублей практически невозможно. Вроде бы с этим все смирились, но письмо в редакцию от Евгении затронуло нас за живое. В нём было столько боли, что мы решили проверить: неужели дилеры всех производителей потеряли остатки совести и пользуются дефицитом чипов совсем нагло? И мы с Евгенией поехали искать машину без допов. Но начнём с начала – с письма.
«Неужели никто?»
Полностью приводить текст письма не стану: есть там некоторое количество упрёков в адрес дилеров, желающих стать сверхбогатыми путём продажи вместе с машинами ковриков за восемь тысяч рублей и сеточки перед радиатором за пять. Не будем тыкать пальцем в конкретные компании, но многие из вас знают, что с дополнительным оборудованием сейчас творится настоящее мракобесие. Цены на машины растут сами по себе, так ещё и купить без допов их практически невозможно.
Евгения как раз с этой проблемой и столкнулась. Как человек разумный и не желающий удовлетворять аппетиты бесстыдно взалкавших дилеров, она обратилась к нам. Может быть, мы можем как-то повлиять на дилеров или найти какой-то другой путь покупки автомобиля? Увы, если бы мы могли влиять на дилеров, мы бы давно повлияли. Так что пусть остаётся один: выяснять, все ли они продали душу дьяволу за защиту картера или остались ещё на нашем рынке честные продавцы.
Дело осложняется тем, что бюджет покупки должен быть не самым большим (самый край – два миллиона, но лучше всё-таки полтора), а требования к машине достаточно серьёзные. Это обязательно должен быть кроссовер, у него должны быть подогревы сидений, руля, зеркал. Обязательно – две педали и максимально достойная динамика в этом бюджете. И, конечно же, есть свои довольно высокие требования к гарантии. Мда, придётся искать.
Наиболее популярные кроссоверы сразу из поиска выпали. Даже в базовой комплектации они стремятся перешагнуть рамку нашего бюджета, а учитывая навязанные дилерами опции, цены перешагивают рамку не только бюджета, но и приличия.
Довольно быстро выяснилось, что без «допов» можно купить машину у дилеров Chery. По крайней мере по телефону нам обещали ничего не навязывать, а что получилось на самом деле – расскажу чуть позже. Но сначала посмотрим, что за машину можно купить за эти деньги.
В наш бюджет отлично вписался Tiggo 4. «Ха-ха», – скажут некоторые. – «Это же "китаец"! Зачем он нужен?». Ну давайте попробуем обойтись без стереотипного мышления. Сейчас считать китайский автомобиль безусловным злом может только тот, кто до сих пор верит в то, что Гагарина забрали инопланетяне, Пресли с Джексоном отдыхают на острове в Тихом океане, а Кеннеди убили сотрудники кровавого КГБ. Прошли те времена, когда Амулет аннигилировал в первую зиму, а Солано после покупки надо было доработать молотком. К тому же мы ради интереса как-то смотрели, как сохранился Tiggo 5 при пробеге за сто тысяч километров, и ничего плохого там не увидели.
С тех пор прошло много времени, и автомобили Chery стали ещё лучше. В плане комфорта и качества сборки они ничем не уступают многим другим, а в плане количества опций и дизайна они, по-моему, вообще впереди планеты всей. Впрочем, что касается дизайна, это вопрос к Евгении. Чувство прекрасного у неё развито очень сильно, так что оставим оценить этот параметр ей. А ей Tiggo 4 понравился. Стереотипными мышлением Евгения не страдает, так что никаких безосновательных страхов относительно Chery у неё нет. В общем, можно съездить в автосалон и посмотреть, продадут ли нам эту машину без «допов» и какую комплектацию мы можем себе позволить.
Муки выбора
Итак, какие варианты у нас есть? У Tiggo 4 есть несколько исполнений, так как выбор моторов и коробов и вариантов их сочетаний неожиданно богатый. Будем в нём разбираться.
Самая простая комплектация называется незамысловато – Base. Под капотом у неё стоит 1,5-литровый атмосферный мотор SQRE4G15B мощностью 113 л.с., коробка передач – пятиступенчатая механика. Перейдём сразу к начинке, которая для базы здесь очень даже приятная. Весь список выкладывать не будем (он очень длинный, и кому интересно, может посмотреть на сайте Chery), но некоторые «вкусняшки» назвать стоит. Тут есть 16-дюймовые литые диски, рейлинги на крыше, электрозеркала с подогревом, светодиодные ДХО, задний парктроник, система контроля давления в шинах, обогрев передних сидений, складная спинка сиденья второго ряда (60/40), рулевая колонка с регулировкой по высоте в двух направлениях, кондиционер, передние и задние электростеклоподъемники, 3,5-дюймовый монохромный экран с бортовым компьютером в панели приборов, USB-разъем и очень много электронных ассистентов, начиная от ABS и ESP и заканчивая системами помощи при экстренном торможении, помощи при старте в гору и даже системой снижения вероятности опрокидывания. Ну а самое главное – за всё это надо заплатить всего 1 139 900 рублей. А это, между прочим, дешевле, чем некоторые отечественные автомобили с механической коробкой (обещал никого не называть – и не буду: наверное, сами догадаетесь, о ком идёт речь). Заманчиво, но вернёмся с пожеланиям Евгении: побольше «лошадей» и обязательно – две педали.
Как купить новый автомобиль без допов. Советы эксперта
Дефицит микросхем, с которым столкнулись большинство крупных автопроизводителей по всему миру, преодолеть по-прежнему не получается. Как следствие, в России все еще наблюдается нехватка новых машин, а дилеры отказываются продавать автомобили без установки собственного дополнительного оборудования с огромными наценками.
В сложившейся ситуации руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский в своем Telegram решил дать автомобилистам несколько советов, как отказаться от навязанного допоборудования.
«Допы можно просто сдать. По закону потребитель вправе сдать товар надлежащего качества, не использованного в употреблении, в течение 14 дней и получить средства обратно (ст.25 ФЗ о защите прав потребителей)», — объяснил эксперт.
Таким образом, как только клиент подписал акт приема/передачи автомобиля допоборудование (например, коврики, цены на которые у дилеров иногда могут достигать 90 000 руб.) можно тут же сдать обратно. Шумский подчеркнул, что в случае продавец не сможет требовать вернуть и автомобиль, ведь ему запрещается «обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других» (ст.16 ФЗ ОЗПП).
Одновременно эксперт напомнил о категории технически сложных товаров, которые просто так не вернешь. К ним относятся, например, внештатная сигнализация. Шумский подчеркнул, что такая опция может быть не предусмотрена заводом-изготовителем.
«Чтобы использовать такое оборудование, необходимо пройти специальную сертификацию. Если водителя об этом письменно не уведомили — это юридический повод расторгнуть сделку, ведь продавец обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре (ст. 10 ФЗ ОЗПП). Деньги должны вернуть в течение 10 дней», — резюмировал Шумский.
Сами автопроизводители также стараются бороться с дилерскими наценками и даже подготовили для покупателей несколько лайфхаков, которые могут помочь сэкономить деньги при покупке нового автомобиля в 2022 году.
Так, на Волжском автозаводе советуют предварительно заказывать автомобиль и составлять договор о приобретении машины в заводской комплектации. В этом документе должны быть указана модель, комплектация и цвет. Кроме этого, в договоре должны быть прописаны ориентировочные сроки поставки.
В свою очередь, УАЗ порекомендовал клиентам ориентироваться на цены, которые указаны на официальном сайте (так называемая «онлайн-витрина»). В компании объяснили, что именно там указан гарантированный финальный ценник конкретного автомобиля. В случае, если эта стоимость будет отличаться от дилерских цен, УАЗ рекомендует покупателям обращаться на «горячую линию» компании. «И автомобиль будет вашим по заявленной на онлайн-витрине цене», — пообещали в компании.
Дилеры не продают авто за наличку и требуют оплачивать допы — что с этим делать в 2022 году?
На российском автомобильном рынке сложилась не вполне нормальная ситуация, когда дилеры диктуют покупателям условия покупки авто. Многим это напоминает советскую систему продажи автомобилей, весьма далекую от рыночной. Впрочем, сегодняшнее положение вполне соответствует правилам рынка — просто условия сложились так, что из рынка покупателя сегмент продажи авто стал рынком продавца. Рано или поздно это закончится, но в данный момент остается либо брать паузу в желании купить авто (с риском дождаться до нового витка повышения цен). Либо пытаться найти какой-то выход и придумать правильный способ поведения прямо сейчас. Разбираемся, как купить новый автомобиль у дилера в 2022 году, по возможности избежав покупки излишнего допоборудования и переплаты по навязанным кредитам.
Вас заинтересует: В каком банке лучше взять кредит на авто в 2023 году Фото: bankiclub.ru
Что происходит на автомобильном рынке в России
На самом деле, российская ситуация не уникальна — авторынок лихорадит на глобальном уровне. И основной причиной принято считать пандемию.
Ограничения 2020-2022 года в азиатских странах были и часто остаются куда жестче самых жестких российских мер. Азия при этом — основной производитель полупроводников в мире. Полный цикл производства микросхем занимает минимум полгода — иногда дольше. Азиатские локдауны нарушили этот цикл, что и вызвало глобальный дефицит микроэлектроники. Восстановление из-за длительности цикла не будет быстрым.
Страдает от дефицита не только автомобильный рынок. Откладываются презентации новых моделей смартфонов, ухудшаются характеристики новых поколений игровых приставок и т.д.
Дефицит чипов затрагивает даже самые простые модели российской Лады. АвтоВАЗ вынужден, например, выпускать авто без обязательной ЭРА-ГЛОНАСС — ставя покупателям условие, что те приедут к дилерам позже и установят эту систему в рамках программы отзыва. Что говорить про топовые мировые модели авто, давно превратившиеся в гаджеты на колесах.
Из-за нехватки чипов возникает дефицит автомобилей. Цены на авто растут, но спрос при этом не особенно снижается — россияне, которые планируют покупку нового авто, стараются сделать это как можно скорее, пока цены не стали совершенно космическими. Итог закономерен — автомобильный рынок стал типичным рынком продавца, который сегодня диктует условия. Дилеры зарабатывают не на количестве проданных авто, а на “качестве” каждого отдельного экземпляра — более или менее реально сегодня купить авто или в максимальной комплектации, или с навешенными самим дилером “допами” (второе происходит гораздо чаще).
Стоимость допоборудования легко доходит до одного миллиона рублей. Минимум — около 200 тысяч. Все зависит от модели. Условная Hyundai Santafe в минимальной комплектации на сайте производителя стоит 2,6 млн рублей, а в салонах продается за 3,6 млн. Дилер не слишком убедительно объясняет разницу установкой такого допоборудования, как защита картера, резиновые коврики и антигравийная пленка. Такой пример — совершенно типичный.
Почему автомобиль почти невозможно купить за наличку?
Отдельная российская специфика — дилеры фактически не продают автомобили за наличку. Только в кредит. Почему так? Все объясняется просто — кредитование является для них дополнительным способом заработка.
Интернет-издание Frank Media приводит такие цифры заработка дилера на оформлении кредитов и страховок:
- от 2% до 10% суммы кредита,
- от 45% до 85% премии при страховании жизни и здоровья,
- от 90% до 95% премии страховки гарантированного сохранения стоимости авто.
Вознаграждение со стороны банков за оформление автокредитования дилерами растет — в целом рынок сжимается, и кредитным организациям приходится сильнее конкурировать друг с другом. В 2022 году они готовы активнее делиться прибылью от выдачи автокредитов.
Очевидно, что при той ситуации дефицита, которую мы описали выше, сам дилер может выбирать, кому продать авто. Если на транспортное средство претендует человек, готовый купить его только за наличные и без допов, а также кто-то, кто согласен оформить кредит на обвешанный допоборудованием авто, выбор падет на второго.
Справедливости ради, при оформлении автокредита дилеры часто готовы предложить максимальную скидку, которая заложена салоном в стоимость авто. Если при покупке самого дешевого нового авто на рынке — Лады Гранты — за наличные можно договориться о скидке максимум в 10-20 тысяч рублей, то при оформлении кредита салон будет готов скинуть до 50-80 тысяч.
Правда, и здесь кроется небольшой подвох. Дилеры очень часто обусловливают величину скидки невозможностью отказаться от полученного кредита или страховки. Напрямую запретить досрочную выплату кредита и отказ от страховки салоны, конечно, не могут — это было бы грубым нарушением законодательства. Поэтому дополнительный договор просто обязывает покупателя вернуть всю величину скидки, если тот решит пойти на небольшую хитрость при покупке автомобиля.
Как купить авто за наличные в 2022 году, по возможности отказавшись от допов?
С отказом от допоборудования сложнее всего. Пытаясь договориться с дилером о покупке автомобиля в простой комплектации без дополнительных опций от завода или самого салона вы услышите, что ждать такой автомобиль придется полгода и дольше. А его окончательная стоимость неизвестна, поскольку авто еще даже не произведен.
Существует вариант онлайн-покупки — некоторые автопроизводители запустили шоурумы в интернете. Теоретически там можно выбрать авто любой комплектации и купить его по указанной стоимости. Подобный шоурум есть, например, у Renault.
Проблема в том, что не все покупатели знают, как устроен весь процесс онлайн-покупки. Забронировав понравившийся авто, люди получают звонок от дилера, который предлагает приехать и подписать договор. Договор этот, на самом деле, не входит в цикл покупки автомобиля в интернете. Подписывая его, покупатель фактически прерывает задуманную производителем цепочку и попадает в руки дилера. Который уже будет навязывать дополнительные опции, кредитование и т.д.
На самом деле, после оформления заказа онлайн нужно было дождаться электронного письма от Renault со ссылкой на индивидуальную страницу бронирования. Но не все об этом знают.
В большинстве ситуаций эксперты предлагают не зацикливаться на одном автосалоне и даже на одной конкретной марке. Нужно понимать, что все описанное выше — самостоятельная деятельность самих дилеров. Каждый действует так, как ему заблагорассудится, и насколько позволяет ситуация.
Если в одном салоне допы стоят миллион рублей, в соседнем они могут обойтись в 500 тысяч. Обзвонить, а лучше объехать лично, стоит максимум мест. Возможно, имеет смысл обратить внимание и на соседние регионы. При поиске самого выгодного варианта не стесняйтесь торговаться.
Какие-то допы купить придется в любом случае, стоит считать это неизбежной платой за приобретение авто в сегодняшней обстановке. Важно, чтобы плата эта была минимальной.
Что касается автокредита, то оформлять его чаще всего придется. Даже если вы готовы купить автомобиль за наличные, большинство дилеров просто вам откажет под разными предлогами.
Однако никто не обязывает вас в действительности пользоваться кредитом. Вернуть его можно сразу после покупки авто. Закон о потребительском кредитовании позволяет погасить автокредит досрочно без предварительного уведомления банка — на это отводится 30 дней. Проценты нужно будет внести только за те дни, которые вы фактически пользовались кредитными средствами.
Навязанные страховки по закону можно вернуть в течение периода охлаждения — это минимум 14 дней (если в договоре не прописан более длительный срок). Если страховой случай не произошел, вам компенсируют полную стоимость страхования.
Да, это может привести к тому, что дилер потребует вернуть скидку на авто — если такой договор был подписан. К этому стоит готовиться заранее, тем более что общие расходы на выплату кредита и страхование в любом случае сильно превысят величину скидки от салона.
Условия по автокредитам в российских банках
Посмотрим, на каких условиях можно получить автокредит сегодня. Изучим тарифы четырех крупных российских банков, кредиты которых можно оформить в большинстве регионов России.
Банк | Сумма | Ставка | Срок |
Газпромбанк | от 300 000 руб. до 5 000 000 руб. | от 3,9% до 15,9% годовых | от 13 месяцев до 5 лет |
Тинькофф Банк | от 100 00 руб. до 3 000 000 руб. | от 6,9% до 21,9% годовых | от 1 года до 5 лет |
ВТБ | от 300 000 до 7 000 000 руб. | от 0,7% до 16,7% годовых | от 1 года до 7 лет |
Альфа-Банк | от 50 000 руб. до 7 500 000 руб. | от 6,5% до 20,99% годовых | от 1 года до 5 лет |
Газпромбанк
- Сумма кредита: от 300 000 руб. до 5 000 000 руб.
- Срок: от 13 месяцев до 5 лет.
- Ставка: от 3,9% до 15,9% годовых.
В Газпромбанке предлагают универсальный автокредит, который подходит для приобретения авто на вторичном рынке или у дилера. Диапазон доступных сумм соответствующий — от 300 тысяч до 5 миллионов рублей.
Важное преимущество автокредита в этом банке — наличие или отсутствие КАСКО не влияет на процентную ставку. Оформить страховку можно для собственного спокойствия, а можно этого не делать и сэкономить.
Первоначальный взнос также не требуется — можно взять автокредит сразу на всю сумму, которую требуется отдать за выбранный авто.
Хотя справка о доходах входит в число обязательных документов при оформлении автокредита в Газпромбанке, при сумме займа менее 2 млн рублей она нужна не всегда. Хотя банк может запросить такой документ на свое усмотрение.
На сайте Газпромбанка можно найти понятную таблицу, которая исчерпывающе объясняет, от чего зависит процентная ставка по автокредиту (сумма, согласие клиента на личное страхование, согласие передать документы на авто в залог). Это — большой плюс Газпромбанка.
Тинькофф Банк
- Сумма кредита: от 100 00 руб. до 3 000 000 руб.
- Срок: от 1 года до 5 лет.
- Ставка: от 6,9% до 21,9% годовых.
Автокредит Тинькофф Банка тоже универсальный — с его помощью можно приобрести как новый автомобиль в салоне, так и подержанный на вторичном рынке. Условия будут абсолютно одинаковыми. Для перечисления денег используется дебетовая карта банка. Если у клиента ее нет, карту привозит курьер.
Тинькофф — один из немногих банков, который не требует вносить первоначальный взнос за автомобиль. Оформить кредит можно всего по двум документам — паспорту и водительскому удостоверению. Автомобиль нужно будет приобретать собственными силами, без участия банка в сделке (хотя если клиенту потребуется проверка найденного авто по базам — в банке с этим помогут).
Единственное, что потребуется, чтобы выполнить условия финансовой организации — после совершения сделки предоставить копии договора купли-продажа и ПТС. По этим документам будет оформлен залог автомобиля на период кредитования.
- Сумма кредита: от 300 000 до 7 000 000 руб.
- Срок: от 1 года до 7 лет.
- Ставка: от 0,7% до 16,7% годовых.
Банк ВТБ, в отличие от предыдущих финансовых учреждений нашей подборки, предлагает несколько программ кредитования. Нас интересуют условия кредитов на покупку нового авто.
- -1,5% — оформление карты Автолюбитель,
- -5,5% — покупка КАСКО,
- -3,3% — личное страхование.
Соглашаться или нет на оформление дополнительных продуктов — дело заемщика. Но очевидно, что фактически расходы на обслуживание кредита окажутся гораздо выше 0,7% в год.
Подтверждение дохода для оформления автокредита в ВТБ требуется не всегда — справку попросят только при покупке дорогого автомобиля с небольшим первоначальным взносом. Но кроме паспорта во всех случаях нужен второй документ в виде копии загранпаспорта, военного билета, водительского удостоверения или служебного удостоверения сотрудника силовых органов.
Альфа-Банк
- Сумма кредита: от 50 000 руб. до 7 500 000 руб.
- Срок: от 1 года до 5 лет.
- Ставка: от 6,5% до 20,99% годовых.
- Первоначальный взнос — не обязателен.
- Первый платеж по кредиту можно совершить через 45 дней после его получения.
- КАСКО не требуется.
- Банк компенсирует 100% стоимости ОСАГО, если оплатить страховку дебетовой Альфа-Картой.
- Марка и год выпуска автомобиля могут быть любыми.
- Сумма кредита в большом диапазоне — от 50 тыс. до 7,5 млн рублей.
- Передавать авто в залог банку не нужно.
Выводы
Автомобильный рынок в России переживает не лучшие времена. Это — следствие как объективных внешних факторов в виде дефицита полупроводников, так и субъективных в лице желающих заработать максимум автомобильных дилеров. Собираясь покупать автомобиль в салоне, нужно понимать, что вы как покупатель вступаете на рынок продавца, диктующего условия. Помимо общего роста цен на новые авто нужно помнить и о дополнительной плате за удовольствие приобретения транспортного средства — необходимости переплачивать за “допы” и соглашаться на оформление автокредита.
При желании вы можете воспользоваться своим законным правом вернуть кредит сразу после его получения. Это может привести к некоторым расходам (компенсация скидки дилеру), но в любом случае будет приемлемым вариантом для тех, кто готов приобрести автомобиль за наличные.
Тем же, кто не готов сразу оплатить подорожавший новый автомобиль, кредит становится единственным вариантом. И изучать условия банков в этом случае нужно особенно тщательно и придирчиво.
Как купить машину без допов и накруток
Лайфхаки
Сейчас только ленивый не обвиняет автодилеров во всех смертных грехах – невозможно приобрести стремительно дорожающие новые авто по РРЦ (Рекомендованной Розничной Цене) без изрядного количества ДОПа по баснословной цене и монструозной стоимости его установки. Понятия «скидка», «подарок» и «бесплатная услуга» напрочь вышли из обихода. Попытки требовать их в виде условия для покупки новенькой машины скорее всего закончатся саркастическим хохотом менеджеров и предложением «пойти на хутор бабочек ловить», т.е. в другой автосалон. Неужели невозможно купить по РРЦ новый автомобиль без допов и накруток? Можно! Но для этого нужно «попотеть» и кое-что знать. И мы расскажем – что …
Почему сейчас трудно приобрести машину без накруток
Удорожание вспомогательных услуг (кредит, страхование и трейд-ин) ещё более разогревает разум возмущённой публики. Волна обличительных постов потребителей, словесное неистовство журналистов, блогеров и политиков, похоже, докатилось и до правительственных чиновников Минпромторга. В свойственной себе манере, сначала пригрозив жёсткими ограничениями наценок дилеров на новые автомобили, буквально на следующий день «включили заднюю», министерскими устами озвучив нецелесообразность нормативных ограничений.
Конечно, всё может измениться по одному «щелчку пальцев» кормчего, как и нельзя отрицать взлетевших цен, существования РРЦ «только на бумаге» и нашпиговывания дополнительным оборудованием по ценам до нескольких миллионов. Всё это – так.
Однако, будучи более двух десятилетий непосредственным участником автобизнес-процессов, а сейчас наблюдая всю эту вакханалию со стороны, призываю подождать с обвинениями, и рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения справедливости и хронологии – всё далеко не так очевидно, как говорят и пишут, укоряют и упрекают!
Обнаглели эти дилеры? Нет! Это «ответочка» потребителям прилетела!
Предпосылки для нынешнего «ценового беспредела» возникли не год назад, и НЕ с приходом КОВИДных ограничений в 2020-м, а ещё во вполне благодатных 2014-2015 годах, которые сейчас потребители вспоминают со сладкой ностальгией. Вспомним – что тогда происходило, поставив себя на место всех участников авторынка.
Именно в этот период буйно расцвели такие движения, как «потребительский экстремизм», «скидкоискательство» и «подаркообязательность». Кто-то все эти явления называет по-другому, но «все всё понимают», как и то, о чём идёт речь. Закон о защите прав потребителя (ЗЗПП), о котором многие юристы говорят: — «что дышло – куда повернёшь, оттуда и вышло», во-многом несовершенный, изначально направленный на защиту благих деяний, в автобизнесе поставил Продавца и Покупателя «по разные стороны баррикад», став источником множества локальных и системных конфликтов. Однако, основной причиной нынешнего шабаша стало «неформальное» движение «халявотребователей».
- Приезжаем в автосалон №1 за понравившейся машиной и требуем коммерческое предложение (КП) с максимальным уровнем скидок и халявы. Получив «бумагу» под видом «надо подумать» отправляемся в другой автосалон;
- При посещении автосалона №2, в процессе торга за понравившееся авто показываем КП автосалона №1, снабдив сие фразой «если сделаете более выгодное предложение и/или предоставите ещё большую скидку – купим у вас». Продавец советуется с руководителем отдела продаж (РОП), тот – с коммерческим директором, после чего потенциальный покупатель получает в руки новое КП с увеличенной скидкой и ещё большей синекурой, чем предоставил №1. Клиент говорит нечто в роде «с этим надо переспать», но едет в следующий дилерский центр;
- Общение в ДЦ №3 происходит по тому же сценарию и с тем же «перебъёте скидкой предыдущих – куплю у вас». Снова советы, расчёты, должности, и – очередное, ещё более «сладкое» КП. А человек на этом не останавливается! Снова: «подумаю», и – в очередной салон, а если таковых в регионе больше нет, то к №1;
- С победным выражением тяпки клиент нарочито интеллигентно общается с уже знакомым менеджером первой «точки», и «заходит с козырей» – бросая перед ним КП автосалона №3 «под тем же соусом» о покупке в случае превышающей выгоды. Продавец снова бежит к РОПу и т.д.
В крупных городах с большим количеством автодилеров часто бывали случаи, когда «скидкоискатели» умудрялись совершать по 3 (!) таких «круга», за свои тяготы и потраченное время получив максимум возможного, торжествуя от своего успеха и уровня прохиндейства. А каков же результат?
«Бесплатный сыр – только в мышеловке»
Результат всегда оказывался плачевен для обоих сторон!
Дилеры – не дураки! Особо рьяным возжелателям «суперэксклюзивновыгодного предложения» обычно продавался самый неликвидный автомобиль, «залежалый» или «с проблемами», которые мастерски можно закамуфлировать так, что их не обнаружит ни один самый авторитетный эксперт. Есть масса технологий, особенно психологических, чтобы «гуано представить в виде конфетки». При нормальных и ВЗАИМОвыгодных отношениях продавца и покупателя такое – невозможно. Однако, в условиях «скидкоискательства» и экстремизма потребителей столь грязные «козыри» пришлось использовать и автодилерам. Важно заметить, что в условиях всей этой оргии, пусть не покажется парадоксальным (законы рынка нарушить невозможно) что лучшие автомобили, как и во все времена, доставались – «обычным», бесхитростным клиентам, с которыми «приятно иметь дело». Но разврат, как пучина – постепенно таких становилось всё меньше.
Вы думаете, что торговцы авто «остались при своих»? Совсем нет! Рост и/или сохранение числа продаж из-за «халявовозжелателей» в итоге оказывалось всё меньше, меньше и меньше. Красивые схемы «кумулятивной маржи» лишь «размазывали» потери с отдела продаж новых автомобилей на страховые и кредитные департаменты, а бывало – и на станцию технического обслуживания (например – если ТО в подарок). «На выходе» – бывало, что «за счастье» считалось, если фонд заработной платы сотрудников оказывался неприкосновенным. Учредителям и акционерам рассуждать о дивидендах уже стало как-то, «как об умерших – либо хорошо, либо никак». Парадокс: автобизнес в развитых странах считается интересным, благодарным, стабильным, без сверхприбылей, но надёжным … но почему-то не у нас и не сейчас.
- Потребитель получил, пусть с огромной скидкой, но неадекватный своим подсознательным желаниям, нелюбимый (!) автомобиль, приобретённый на основании низменных инстинктов, а не мечты. Позитив минимальный;
- Продавец «поставил галочку» в количестве продаж, отчитался перед Представительством/Дистрибьютером, не получив должной маржи/прибыли. Если план удалось выполнить, то бонус от них «подслащивал пилюлю». В противоположном случае бизнес «уходил в минус» вплоть до увольнений и «сокращений убыточных активов», из-за чего постепенно начинало страдать качество обслуживания клиентов, удовольствие от работы сотрудников неизбежно падало «со всеми вытекающими», а бизнес медленно, но верно шёл к «втюхивальному». Что вечно продолжаться не могло.
Разумеется, когда поставки новых автомобилей из-за «КОВИДных последствий», снизились и образовался дефицит – началось логичное «восполнение ущерба». Теперь, продать 20 автомобилей по 5 млн стало выгоднее, чем 50 по 2 млн. … Хотя бы из-за меньших логистических затрат.
Взгляд на продажи по РРЦ изнутри автосалона
Да простят меня Представительства, Дистрибьютеры и Головные Офисы автомобильных марок, которые честно не будут считать, что далее сказанное относится к ним. Разврат начался примерно с 2010-х. Плавно и незаметно их политика перешла и сконцентрировалась на максимально мощном всовывании дилерам как можно большего количества автомобилей. Формы были самые разные – начиная от наглого и циничного «не выкупите энное количество – лишим статуса ОД» до мягкого и сладкого «размер бонуса кратно пропорционален количеству выкупленного». Когда российский авторынок рос и развивался с каждым годом – на эту «жесть» никто не обращал внимания, т.к. всё «всунутое» удавалось успешно реализовывать в зачётные периоды. С 2014 года «запахло жареным». С 2017 г бизнес «покатился под гору», так как при явно наметившемся падении покупательной способности электората, планы по выкупу автомобилей «шефы» снижать не собирались.
- Поставьте себя на место директората представительства – возьмёте ли Вы на себя смелость сигнализировать в головной офис, что продажи снизятся, когда на это (вроде как) ничто не указывает? Это напрямую грозит «крахом карьеры»;
- Региональные менеджеры: стабильно высокая «белоснежная» зарплата даже в случае полного «обвала» продаж до «нуля», полный соцпакет, «служебка» если должность «выше плинтуса», общение в кругах благородного общества, «барское поведение» при визите (особенно к отдалённому от Столиц) к дилеру «с проверкой», и т.п. Можете ли Вы рискнуть этим, заявив на собрании, оттолкнувшись от тенденций и реальности, что планы надо снижать? А если риск не оправдается – обратно «на фронт», «в окопы» или вообще искать другое место работы с явным «поражением в статусе и правах»? На это сегодня способны только уникумы или «динозавры».
Когда из-за дефицита («следствие КОВИДа»))) новых автомобилей последовало естественное ослабление «удавки» дилерских планов, дабы «не спугнуть» оставшихся – Представительства, Дистрибьютеры и Штаб-квартиры «дали волю» себе – на увеличение цен, а дилерам – на получение необходимого для поддержания жизнедеятельности размера маржи. Примерно, как в циничном «не нашем» анекдоте: — «Май 1945 года. Немецкий концлагерь. Общее построение. Стоят ряды истощённых заключённых в полосатых робах. Выходит комендант и объявляет – Великая Германия капитулировала, всем – спасибо, все – свободны!». Дальше – «каждый за себя». Так что – не взыщите!
Покупаем автомобиль без дополнительного оборудования и дилерской наценки
Давайте внимательно проанализируем и рассмотрим варианты развития ситуации.
Сценарий №1. Плавный
Друзья! Всё, что творится: управляется только одним – законами экономики. Даже если в этот «цирк» влезут те, кто рулят в нашей стране всем: экономические законы неподвластны никому, и вся история человечества – яркое этому подтверждение.
- Цены на автомобили
- Покупательная способность населения (целевой группы)
- Рентабельность серийного производства
- Сопутствующие затраты, налоги, ограничения, и др.
Если представить, что всё будет идти естественным ходом событий, то в какой-то момент всё возрастающая цена условного автомобиля достигнет того уровня, когда даже обеспеченным покупателям, способным «в плюс» к «обновке» купить ещё и солидный пакет ДОПа, цифра покажется «неподъёмной». Важна терминология – «покажется», а не «станет». Вот именно в момент, когда «покажется» – цены должны остановиться. Это будет тот уровень, на котором количество покупателей будет адекватно цене и рентабельности автомобиля.
Своего рода трёхсторонняя «точка взаимовыгодности» — потребителя, дилера и производителя. Для нас с Вами сигналом к этому будет – стабилизация цен. Вот тогда и станет возможным – купить автомобиль без навязанного ДОПа и по РРЦ. Это не значит, что именно так и будет – многое зависит от внешних и косвенных факторов, как и от выдержки и терпения потенциального покупателя, т.е. нас с Вами.
Сенарий №2. Внезапный
Всё это может быстро кончиться, а для тех марок, которые не успеют быстро откорректировать свою деятельность – дело может обернуться катастрофой, вплоть до свертывания деятельности в России. Кто сможет быстро «принять новые правила игры» – тот выживет, хотя и тоже понесёт ощутимые потери.
Вся эта вакханалия с невозможностью приобретения автомобилей по РРЦ, без изрядного количества ДОПа и/или чудовищных накруток на стоимости его установки, может закончиться мгновенно, внезапно, неожиданно и с катастрофическими последствиями для большинства игроков российского авторынка, как и быстрым доминированием на нём марки, которая совершит эту атаку.
- Популярность и доверие к бренду. Марка должна быть достаточно популярной, известной, авторитетной и иметь достаточный «кредит доверия» у наиболее платежеспособной (в т.ч. и с помощью кредита) публики. «Премиумы» совершить такое действие не смогут, да в этом у них и нет необходимости. Сверхдорогие автомобили, как покупали раньше, так и будут покупать в будущем, покуда в обществе есть прослойка толстосумов. Однако и самые дешёвые, в основном китайские марки — тоже мало шансов, что решатся на столь смелый поступок. «Берут» они покупателя разве что своей низкой ценой, так как до всего остального они пока «не доросли», да и стиль ведения бизнеса в России некоторых «поднебесных» брендов — чаще отталкивает потребителя и никак не располагает доверять их продукции, хоть она, бывает, и весьма неплоха по качеству;
- Исчерпывающее наличие. На складах дилеров и центральном складе марки скопится достаточное количество новых автомобилей, в слегка превышающем спрос количестве. Их модельная и комплектационная гамма будет логичной, рациональной, разнообразной и интересной покупателю. Завод-изготовитель сможет гибко и оперативно реагировать на изменение спроса, не допуская дефицита и «пересортицы»;
- Жёсткая ценовая дисциплина. Представительство марки вменит дилерам в обязанность торговать автомобилями строго по РРЦ, «ни рублём меньше, ни рублём больше», как «в плюс», так и «в минус». Это же касается стоимости ДОПов, аксессуаров, запчастей и расценок на установку (как в рублях, так и в нормо-часах) перечисленного имущества. Принцип: взаимовыгодные клиентам и дилерским центрам цены, одинаковые от Калининграда до Петропавловска на Камчатке. За любое «нарушение дисциплины» (например: неправомерно предоставленная скидка или наценка даже в 1 рубль, сбыт машин «налево» с последующей их продажей через «перекупов», и др.) – жестокие штрафы и прочие беспощадные наказания вплоть до лишения дилерства без возможности его восстановления;
- Мощная рекламная поддержка. Эта атака может иметь успех только при сопровождении мощной, долговременной и эффективной рекламной кампании «по всем фронтам»;
- Тотальный контроль за соблюдением ценовой дисциплины. Способов, сил и средств для этого – великое множество: начиная от активного мистери-шопинга вплоть до независимого обзвона каждого клиента, тщательного мониторинга соцсетей, форумов и клубов.
И только с первого дня этой «атаки добра» и станет действительно возможным полноценно рассуждать на тему «как купить новый автомобиль без навязанного ДОПа, без переплат и в соответствии с РРЦ в официальном прайс-листе производителя».
Тому, кто эффективно обеспечит соблюдение всех 5 условий – гарантирован царский подарок – этот бренд станет Альфа-самцом, доминантой российского рынка новых автомобилей. Всем остальным придётся довольствоваться «хлебными крошками с барского стола». Причём, успеть к этим «крохам» смогут далеко не все, а лишь те, кто вовремя спохватится и успеет совершить какие-либо ответные действия, для начала хотя бы установив ценовую дисциплину. Однако, трезво смотря на российские представительства многих автомобильных брендов и объективно анализируя состояние их дилерских сетей, напрашивается сатирическое «У-у-у-у! Как всё запущено!», ибо степень разврата и «обалдевания от своей обалденности», в котором оные увязли, позволяет смотреть на них, лишь как на потенциальных жертв. Вне зависимости от степеней самооценки, самосозерцания и самоудовлетворения Представительств того или иного автомобильного бренда в России, всем из них нужно знать уже сейчас и готовиться к тому, что удар от решившегося на атаку конкурента будет – сокрушительным, испепеляющим и неотвратимым.
Может быть это будет не так. Даже совсем не так. Но это – будет. Обязательно будет. Возьму на себя смелость даже предсказать временной промежуток, когда этот удар произойдёт – не ранее апреля-мая 2022 года и вряд ли позднее апреля-мая 2024 года. Относительно сегодняшнего дня (29.12.2021 г. – не ранее 4-х месяцев и не позднее 2-х лет). Надо просто дождаться этого момента.
Сценарий №3. Случайный
Он для тех, кто имеет солидный запас терпения, выдержки и аналитического ума. Дело в том, что планы (пусть и сниженные) по продаже новых автомобилей с дилеров Представительства/Дистрибьютеры – не снимают. Поэтому к зачётному периоду (конец года, квартала или месяца) цифру — «вынь да положь»! В этой связи к этому сроку некоторые ДЦ могут «для бонуса» совершить чудо, и какой-нибудь авто выставить по РРЦ и даже установленный на него ДОП – в подарок: «лишь бы продать сегодня». В некотором смысле это – лотерея, но с очень большой вероятностью выигрыша.
- Денежную массу, достаточную для оперативной покупки (пусть даже 30% придётся брать в кредит);
- Если часть суммы в кредит, то со 100% вероятностью одобрения (желательно предварительно проверить);
- Хорошие, дружеские отношения с менеджерами автосалонов (желательно нескольких);
- Не считать ниже своего достоинства регулярно названивать «своему» менеджеру и напоминать о готовности быстро оплатить «внезапно появившийся по РРЦ» автомобиль (если Вы действительно сможете это сделать, без условий «халявы»).
Помните, что самый желанный клиент – тот который ставит чёткие и выполнимые условия при гарантии со своей стороны их выполнения. Вы должны быть адекватны в своих действиях, соблюдать «правила игры», быть спокойным и логичным. В этом случае у Вас – самые высокие шансы на успех.
Сценарий №4. Привезти автомобиль из-за границы
А почему бы ни купить новый или с относительно небольшим пробегом автомобиль из-за границы? Скептически скажете: — «как в 90-х»? А почему бы и нет! 3-годовалый «европеец» со всеми налогами и пошлинами сегодня может оказаться весьма выгодным приобретением, особенно, если его «биография» не вызывает негативных сомнений.
Вы удивитесь, но есть фирмы, которые «почувствовав тренд», готовы привезти в Россию в прекрасном и «честном» состоянии Peugeot, Citroen, да хоть Mustang, с гарантией, что одометр «реальный», всё в целости и ДТП обошли его стороной. Здесь главное – «считать деньги» с калькулятором. Разумеется, что если выбор будет в пользу непоставляющихся в Россию (при этом – запчасти легко заказываются в нашей дилерской сети), например: Peugeot 308-II -III SW (Универсал), 508-II, 508-II SW, Citroen C4 и C4 Picasso-SpaceTourer и др., то выигрыш не только в деньгах, но и в «атомном» функционале и эксклюзивности. По поводу остальных и других – «надо считать».
Вывод
«Невозможно» – это слово слабаков. Кто думает и мыслит позитивом и энтузиазмом – ничего невозможного нет. В этой статье мы представили лишь несколько «проверенных» вариантов «покупки нового авто по РРЦ и без ДОПов». Размыслив рационально, Вы наверняка предложите ещё несколько. В любом случае: если благодаря или вопреки) нашим советам Вы стали владельцем замечательного и полностью Вас устраивающего автомобиля – наша команда будет радоваться вместе с Вами!