Как работает вакуумный усилитель тормозов
Перейти к содержимому

Как работает вакуумный усилитель тормозов

  • автор:

Как работает вакуумный усилитель тормозов

Если ваш дедушка, а возможно и отец ездили когда-то на старых автомобилях, возможно они еще застали ситуацию, когда для эффективного и быстрого торможения, приходилось привставать, всем весом наваливаясь, на несчастную педаль. Сегодня же такой экстрим ушел в историю и в основном благодаря вакуумному усилителю тормозов или ВУТ. Что же оно такое, как работает вакуумный усилитель тормозов, как он ломается и можно ли эти поломки устранить, обо всем этом, мы вам и поведаем прямо сейчас.

Принцип работы вакуумного усилителя тормозов

вакуумный усилитель тормозов

Всем наверняка известно, что тормозная система современного автомобиля, это система гидравлическая. Нажатие педали создает давление в тормозной жидкости, которая давит на поршни, а уже поршни в свою очередь прижимают тормозные колодки к поверхности тормозных дисков. Соответственно, основным усилием и усилием, с которого все начинается, является сила воздействия ноги человека на педаль тормоза. Так вот, благодаря ВУТ, это усилие удается повысить в несколько раз.

Состоит вакуумный усилитель тормозов из двух камер, разделенных специальной мембраной. Камера, расположенная ближе к главному тормозному цилиндру, это вакуумная камера, в ней поддерживается низкое давление. Камера же обращенная к педали тормоза называется атмосферной. Эта, атмосферная камера при помощи следящего клапана может соединяться либо с камерой, где у нас создается вакуум, либо с непосредственно окружающей средой, то есть со средой, в которой давление воздуха составляет определенную и достаточно солидную величину. Так же ВУТ включает в себя толкатель следящего клапана, который соединяется прямо с педалью тормоза, ну и еще одной важной составляющей усилителя тормозов, является возвратная пружина мембраны.

Что касается диафрагмы, которая разделяет две камеры, то она по центру снабжена специальным пятаком, который давит на шток поршня главного тормозного цилиндра. Когда же вы отпускаете педаль тормоза, возвратная пружина, оправдывая свое название, возвращает мембрану в ее исходное положение.

Теперь распишем работу вакуумного усилителя тормозов, так сказать, в динамике. Вакуумная камера соединяется через специальный шланг с устройством, способным создать разрежение, а говоря проще, подобие вакуума. Таким устройством может служить, либо сам двигатель, если это бензиновый мотор, либо специальный вакуумный насос. Такие насосы в обязательном порядке устанавливаются в автомобилях с дизельными силовыми установками. Хотя, в последнее время насосами стали оснащаться и ВУТ в машинах, работающих на бензине. Это нужно для стабильно высокой эффективности работы усилителя на разных режимах работы мотора.

Когда автомобиль едет и тормозить не требуется, в обеих камерах поддерживается разреженная область. Но, как только вы нажимаете на педаль тормоза, клапан перекрывает соединение между камерами и открывает доступ в атмосферную камеру, атмосферного же воздуха под соответствующим давлением. Вот этот-то воздух да еще усилие нажимающего на педаль, и воздействуют на поршень главного тормозного цилиндра, который обеспечивает нагнетание тормозной жидкости в систему. По сути, вакуумный усилитель позволяет нам использовать атмосферное давление, для повышения тормозного усилия. Как говорится: все гениальное, просто. Что же касается усилителей, которые оснащаются вакуумными насосами, то такое решение, кроме повышения стабильности работы ВУТ, практически всегда используется для работы электронных помощников в управлении авто. К примеру, именно такие вакуумные насосы обеспечивают работу системы ESP, отвечающей за устойчивость автомобиля на виражах и в поворотах.

Схема внутреннего устройства

схема внутреннего устройства вут

  1. фланец крепления наконечника;
  2. шток;
  3. возвратная пружина диафрагмы;
  4. уплотнительное кольцо фланца главного цилиндра;
  5. главный тормозной цилиндр;
  6. шпилька усилителя;
  7. корпус усилителя;
  8. диафрагма;
  9. крышка корпуса усилителя;
  10. поршень;
  11. защитный чехол корпуса клапана;
  12. толкатель;
  13. возвратная пружина толкателя;
  14. пружина клапана;
  15. следящий клапан;
  16. буфер штока;
  17. корпус клапана;
  1. вакуумная камера;
  2. атмосферная камера;
  3. каналы
  4. каналы

Читайте также: Скрипят тормоза при торможении на машине — почему и что делать?

Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов и его ремонт

Прежде всего, следует отметить что поломка или полный выход из строя ВУТ не проявляются какими-то явными и характерными лишь для этой ситуации симптомами. Другими словами, причиной того или иного признака поломки ВУТ, может быть и что-то иное. И все-таки, мы перечислим наиболее характерные признаки поломки усилителя тормозов:

  • снижение эффективности торможения;
  • троение двигателя на холостых оборотах;
  • педаль тормоза при нажатии не продавливается или продавливается очень туго;

Что касается троения мотора, то вызывается оно разгерметизацией вакуумного шланга усилителя тормозов, и как следствие этого, не штатным поступлением воздуха во впускной коллектор. Если при нажатии педали тормоза мотор перестает троить, значит нужно проверить все соединения, хомуты, шланги в усилителе тормозов. Соответственно в дизельных автомобилях, такой признак не встречается, ибо, во впускном коллекторе дизеля, разрежение значительно слабее, а потому, там используются вакуумные насосы.

Есть разные способы проверки работоспособности ВУТ. Можно просто внимательно его осмотреть. Если вы обнаружите потеки, повреждения, перекосы и нарушения герметичности, их нужно устранить или же заменить поврежденный узел или сам усилитель. Также можно обратиться на СТО, если вас не устраивает эффективность работы тормозов. Особенно, если вы не очень хорошо разбираетесь в устройстве и работе этой системы.

Существует и достаточно простой способ проверки усилителя тормозов, самостоятельно. Для этого, прокачиваем тормоза, при выключенном двигателе, то есть, несколько раз нажимаем и отпускаем педаль. Далее выжимаем педаль тормоза примерно до середины и запускаем мотор. Если педаль проваливается, с вашим ВУТ все в порядке, если же педаль остается на месте, усилитель нуждается в ремонте или замене.

Читайте также: Вибрация руля при торможении — основные причины

Устройство и принцип работы вакуумного усилителя тормозов

Вакуумный усилитель является одним из неотъемлемых элементов тормозной системы автомобиля. Главное его предназначение – увеличение усилия, передаваемого от педали к главному тормозному цилиндру. За счет этого управление автомобилем становится более легким и комфортным, а торможение эффективным. В статье разберем, как работает усилитель, узнаем из каких элементов он состоит, а также выясним, можно ли без него обойтись.

Функции вакуумного усилителя

Внешний вид вакуумника

Основными функциями вакуумника (простонародное обозначение устройства) являются:

  • увеличение усилия, с которым водитель давит на педаль тормоза;
  • обеспечение более эффективной работы тормозной системы при экстренном торможении.

Дополнительное усилие вакуумный усилитель создает за счет возникающего разряжения. И именно это усиление в случае экстренного торможения автомобиля, двигающегося с большой скоростью, позволяет всей системе тормозов отработать с высоким КПД.

Устройство вакуумного усилителя тормозов

Конструктивно вакуумный усилитель представляет собой герметичный корпус округлой формы. Он устанавливается перед тормозной педалью в моторном отсеке. На его корпусе располагается главный тормозной цилиндр. Существует еще одна разновидность устройства – гидровакуумный усилитель тормозов, который включен в гидравлическую часть привода.

Устройство и вид вакуумника в разрезе

Вакуумный усилитель тормозов состоит из следующих элементов:

  1. корпус;
  2. диафрагма (на две камеры);
  3. следящий клапан;
  4. толкатель педали тормоза;
  5. шток поршня гидроцилиндра тормозов;
  6. возвратная пружина.

Корпус устройства разделен диафрагмой на две камеры: вакуумную и атмосферную. Первая расположена со стороны главного тормозного цилиндра, вторая – со стороны педали тормоза. Через обратный клапан усилителя вакуумная камера соединена с источником разряжения (вакуума), в качестве которого на автомобилях с бензиновым двигателем используется впускной коллектор перед подачей топлива в цилиндры.

Внешний вид электрического насоса

В дизеле же источником разряжения служит электрический вакуумный насос. Здесь разряжение во впускном коллекторе незначительное, поэтому насос является обязательным элементом. Обратный клапан вакуумного усилителя тормозов разъединяет его с источником разряжения при остановке двигателя, а также в случае, при котором вышел из строя электровакуумный насос.

Диафрагма соединена со штоком поршня главного тормозного цилиндра со стороны вакуумной камеры. Ее движение обеспечивает перемещение поршня и нагнетание тормозной жидкости к колесным цилиндрам.

Атмосферная камера в исходном положении соединена с вакуумной камерой, а при нажатой педали тормоза – с атмосферой. Сообщение с атмосферой обеспечивает следящий клапан, перемещение которого происходит при помощи толкателя.

В конструкцию вакуумника в целях увеличения эффективности торможения в экстренной ситуации может быть включена система экстренного торможения в виде дополнительного электромагнитного привода штока.

Принцип работы вакуумного усилителя тормозов

Работает вакуумный усилитель тормозов за счет разного давления в камерах. При этом в исходном положении давление в обеих камерах будет одинаковое и равное давлению, создаваемому источником разряжения.

При нажатии на педаль тормоза толкатель передает усилие к следящему клапану, который перекрывает канал, соединяющий обе камеры. Дальнейшее движение клапана способствует соединению атмосферной камеры через соединяющий канал с атмосферой. Вследствие чего разряжение в камере снижается. Разница давления в камерах перемещает шток поршня главного тормозного цилиндра. Когда торможение заканчивается, камеры вновь соединяются и давление в них выравнивается. Диафрагма под действием возвратной пружины занимает свое исходное положение. Вакуумник работает пропорционально силе нажатия на тормозную педаль, т.е. чем сильнее водитель будет нажимать на педаль тормоза, тем эффективнее будет работать устройство.

Датчики вакуумного усилителя

Датчик хода мембраны для экстренной системы торможения

Эффективную работу вакуумного усилителя с наиболее высоким коэффициентом полезного действия обеспечивает пневматическая система экстренного торможения. В состав последней входит датчик, измеряющий скорость перемещения штока усилителя. Он расположен непосредственно в усилителе.

Также в вакуумнике присутствует датчик, определяющий степень разряжения. Он предназначен для сигнализации о недостатке вакуума в усилителе.

Заключение

Вакуумный усилитель тормозов является незаменимым элементом тормозной системы. Без него обойтись, конечно, можно, но не нужно. Во-первых, придется тратить больше усилия при торможении, возможно, даже придется жать на педаль тормоза двумя ногами. А во-вторых, езда без усилителя небезопасна. В случае экстренного торможения может просто не хватить тормозного пути.

Тестирование вакуумника. Полный обзор основных вариантов проверки

Вступление. О вакуумном усилителе, создающем вакуум, и почему его нужно регулярно проверять?

Автомобиль состоит из системы тормозов, а усилитель является одной из наиболее важных деталей автотранспортного средства. Функция ВУТа заключается в том, что с его помощью происходит снижение прилагаемых усилий у автомобилиста, когда происходит надавливание на педаль тормоза. Автолюбителю становится намного легче на нее нажимать.

Еще совсем недавно у автомобилей не было усилителей тормозов, поэтому автомобилистам приходилось сильно надавливать на педаль, чтобы замедлить движения машины на дороге. Раньше водители прилагали около восьмидесяти килограммов, когда давили на педаль, чтобы остановить автомобиль. Благодаря появлению вакуумников водителям автотранспортного средства стало намного легче ездить на нем.

Вакуумный усилитель – очень полезная вещь, при этом никак не меняющая принцип работы тормозной педаль и не снижающая ее эффективность при нажатии. Такая часть тормозной системы автомобильного транспорта может быть со временем изношена и повреждена, поэтому необходимо как можно чаще проверять ее. Особенно эффективность усилителя способна снизиться в случае длительного использования автомобиля, долгой езды на нем.

Как работает вакуумный усилитель тормоза? Принцип действия

Для начала необходимо разобраться с определением вакуумного усилителя тормозов. Это часть автомобиля, представляющая собой металлический корпус, имеющий форму цилиндра, содержащий клапаны воздуха, которые открываются при давлении на тормозную педаль и во время ее отпускания.

Из чего же состоит вакуумник? Рассмотрим его основные, наиболее важные части, каждая из которых выполняет определенные функции:

  1. Клапан воздуха с двумя разновидностями каналов – атмосферным и вакуумным, которые имеют мембранные разделения.
  2. Патрубок – часть, выполняющая функцию разрежения двигателя от коллектора впуска.
  3. Диафрагма. Некий средний слой, который подвергает толчкам возвратной пружинки.
  4. Шток – часть вакуумного усилителя тормозов, которая расположена в его центре и соединена с тормозной педалью на одном конце, а с главным цилиндром, отвечающим за торможение, — на другом конце.

А теперь рассмотрим, как работает вакуумный усилитель, более подробно и составим некий алгоритм его работы.

Сначала все части вакуумного усилителя тормоза находятся в неподвижном состоянии, потому что система тормозов еще не активировалась и на педаль не действует внешнее давление. Оно не различается в двух камерах, о которых упоминалось ранее.

В то время как автомобилист садится в машину и принимается жать на тормозную педаль, то осуществляется активация штока, расположенного в самом центре ВУТа. Он начинает двигаться вперед, и давление в двух камерах становится разным, а не одинаковым в момент неподвижного состояния. Нарушению связи способствует вакуумный канал, а часть, соединяющая воздух снаружи и одну из камер, а именно атмосферную, начинает открываться при помощи функционирования клапанов.

Вследствие изменения давления начинается дисбаланс в двух разных камерах, потому что давление теперь разное, и диафрагма сгибается туда, где происходит разрежение (в зависимости от марки машин, ведь в некоторых применяется дополнительный специальный вакуумный насос. Это явление помогает в нажатии на поршень и толкающую часть центрального цилиндра (иногда его называют гидроцилиндром).

В момент прекращения нажатия на педаль происходит закрытие клапана атмосферного канала и открытие вакуумников. Давление приходи в норму и вновь становится одинаковым в обеих камерах, а пружина, расположенная в педали, приводит мембрану в начальное состояние.

Почему проверка вакуумного усилителя тормозов просто необходима?

Если запустить проверку вакуумника и регулярно не тестировать его, то он имеет способность отказать в работе. В таком случае автомобиль вернется к старой системе тормозов, а водителю нужно будет прикладывать гораздо больше усилий, чтобы остановить автотранспортное средство (около восьмидесяти килограммов, как уже упоминалось ранее).

Проверять вакуумный усилитель необходимо для того, чтобы педаль не становилась жесткой, на нее можно было легко нажимать и чтобы автомобилист лишний раз не тратил много сил, ведь управление автомобилем — и так достаточно сложный и энергозатратный процесс. Если вовремя не замедлиться, то риск попадания в дорожно-транспортное происшествие и получения смертельно опасных травм значительно возрастает.

Почему возникают неполадки с системой торможения?

Основными причинами нарушения работы вакуумного усилителя могут стать:

  1. Неисправность основного из клапанов – например, воздушного.
  2. Изнашивание и неисправность диафрагмы и потеря герметичности вследствие неполадок.
  3. Пружина стала менее упругой и начала хуже выполнять свою функцию.
  4. Потеря герметичности металлического корпуса.
  5. Повреждение шланга и неправильное всасывание воздуха вследствие поломки.

Прежде всего необходимо отправиться в шиномонтажную мастерскую, чтобы убедиться, что поломан именно усилитель, потому что от степени серьезности ситуации будут зависеть дальнейшие движения, а именно: придется ли производить полную замену ВУТа или просто сделать соединение более плотным, а также провести замену патрубка. После этого обязательно нужно проверить, насколько работоспособен усилитель.

Герметичность – это свойство, которым обладает корпус. Его суть заключается в образовании препятствия обмену газов между разными средами, которые разделяет этот корпус.

Патрубок – это часть трубы, представляющая собой резервуар, по которому отводятся жидкости, газы, пары.

Как понять, что усилитель испорчен? Характерные признаки

Наиболее распространенными маркерами того, что система не создает вакуум и нуждается в починке и устранении возникших неполадок, выступают:

  1. Увеличение свободного хода на половину и даже больше.
  2. Неисправность педалей тормоза, например, они замедляют движение автотранспортного средства даже тогда, когда водитель на них не нажимает.
  3. Нестабильное и своеобразное функционирование силового агрегата.

Силовой агрегат – это одна из составляющих силовой установки автомобиля, у которой в составе есть некая разновидность двигателя или другие автомобильные компоненты.

Как следует проверять клапаны вакуумника? Подробная инструкция

Во-первых, тестирование вакуумника необходимо проводить только при запущенном двигателе, потому что качественное функционирование ВУТа (или вакуумника) может быть обеспечена только в случае подачи моторного разрежения.

В случае, когда вакуумный усилитель недостаточно хорошо функционирует, то одним из мест, где могли возникнуть неисправности, выступают клапаны. в клапанах. Чтобы понять, что клапан действительно неисправен, нужно протестировать его. Необходимо провести следующий ряд операций: снять шланг, который связан с клапаном, достать последний из вакуумника и надеть на него специальную грушу, изготовленную из резинового материала. Далее ее нужно сжимать и отпускать. Если груша осталась в сжатом состоянии, то проблема не в клапане, а в самом механизме работы вакуумного усилителя. Если груша не осталась с сжатом состоянии, в работе клапана возникли неполадки, и он нуждается в замене.

Основные, самые распространенные способы по тестированию вакуумного тормозного усилителя

Чтобы осуществить проверку вакуумника, автомобилисту не нужно иметь определенных знаний и прилагать много усилий для проведения такой процедуры. С проверкой способен справиться даже неопытный, начинающий водитель автотранспортного средства.

Какие же существуют виды тестирования вакуумника? Рассмотрим подробно каждый из них.

Вариант первый

Самый распространенный среди автомобилистов. Суть методики — это поэтапные действия, а именно: необходимо завести автомобильный двигатель, затем сильно надавить на педаль, нажав до упора, а затем заглушить двигатель машины. Если педаль вернулась в свое начальное положение в результате действия на нее пружинки возврата, то можно понять, что в вакуумнике возникли неполадки в связи с ростом внутреннего камерного давления.

Если педаль отклоняется от нажатия на нее, то система исправна, и проблем с вакуумником не наблюдается.

Цель применения метода: проверка утечек воздуха.

Вариант второй

В ходе этого метода нужно запустить автомобильный двигатель и оставить ее в рабочем состоянии примерно на семь-десять минут. После этого нажмите на кнопку «Stop», которая заглушает мотор автомобиля, и максимально надавите на тормозную педаль, отпустите и нажмите на нее повторно.

Опустили цены ниже нижнего Получите дополнительную скидку 3% по промокоду «блог» и покупайте шины и диски по самому низу

Sailun Atrezzo EliteSailun Atrezzo Elite
Sailun Atrezzo EcoSailun Atrezzo Eco
Arivo Premio ArzeroArivo Premio Arzero

При использовании такого метода могут возникнуть две ситуации.

Первая ситуация: повторное нажатие на педаль ничем не отличается от первого, значит проблем с вакуумным усилителем тормоза нет, система не требует вмешательства и починки.

Вторая ситуация: второе нажатие отличается от первого тем, что ход педали уменьшился. Это значит, что в самом вакууме есть проблема (он не создался при повторном воздействии на педаль) и система неисправна.

Цель применения метода: такие действия необходимо совершить с целью создания вакуума в самом вакуумнике.

Вариант третий

Бывает такое, что не всегда понятно, все ли хорошо с механизмом тормозов. Иногда результаты проверки не дают четко определить состояние вакуумника. В таком случае необходимо провести дополнительное тестирование.

В чем же оно заключается? Необходимо нажать на педаль восемь раз подряд, когда автомобиль не находится в рабочем состоянии. Далее нужно выжать педаль до упора и нажать на кнопку «Start», которая запустит ее. Если с механизмом все в порядке, то можно будет почувствовать, что педаль опустилась пониже за счет штока, на который будет давить мембрана. Это означает появление вакуума.

Если подобного явления не произошло, значит вакуума не было. В системе есть неполадки, усилитель нуждается в починке.

Цель применения метода: почувствовать ногой, создастся ли вакуум в педали.

Вариант четвертый

Методика состоит из нескольких этапов:

Сначала нужно запустить автомобильный двигатель, прогреть машину около пары минут.

Далее понадобятся дополнительные инструменты, такие, как пассатижи. Ими нужно зажать часть трубы, который ведется от части впускного или выпускного тракта подводных и отводных воздушных масс.

В случае отсутствия моторного перебоя проблемы в вакууме нет.

Если обороты повышаются, это значит, что воздух засасывается с помощью шланга или непосредственно с помощью вакуумника.

Немало важным этапом в проверке вакуумного усилителя тормозной системы считается тест шланга. Резервуар, по которому отводятся жидкости, газы, и пары, необходимо осмотреть и найти поврежденные места, если таковые имеются.

Как отрегулировать ВУТ и отремонтировать его в случае обнаружения неисправности? Советы профессиональных мастеров и автомобилистов

После тестирования вакуумного тормозного усилителя при обнаружении неисправностей бывалые автолюбители способны сами справиться с устранением проблем. Однако самостоятельный ремонт возможен в случае неисправности обратного клапана, его уплотнителя, а также нарушения в работе трубопровода. В остальных случаях нужно обращаться к квалифицированным специалистам в сервисных центрах.

Для устранения проблем понадобится обычный инструментальный набор. Перед проведением всех операций настоятельно советуем прочитать инструкцию для конкретной марки автомашины.

Сначала снимаем обшивку в двигательном отсеке, а также жабо лобового стекла. Важно не трогать трубки, связанные с главным тормозным цилиндром, чтобы избежать попадания воздуха. На следующем этапе отвинчиваем цилиндр от усилителя. Снимаем шланг для передачи вакуума с патрубка усилителя. Для предотвращения повреждения тормозных трубок слегка наклоняем бачок цилиндра вперед. На заключительном этапе откручиваем болты крепежа и разъединяем зажимы провода от тормозных сигналов, теперь можем демонтировать педаль.

Для замены покупаем только те детали, которые указаны производителем, обращая внимание на подходящие размеры и характеристики. Например, не рекомендуется ставить двухкамерный вакуумный усилитель, если нужен с одной камерой, потому что более высокая мощность приводит к потере ощущения педали. Приобретая вакуумник, следует обратить внимание на комплектацию по деталям (есть составляющие, которые продаются вместе с цилиндром и сцеплением, или без них), а также учитываем, нужны ли крепежи и патрубки.

Для устранения проблем с трубопроводной арматурой (диафрагмой), технического обслуживания клапанов, ремонта герметичности камер придется ехать в автомобильный сервис, потому что собственными силами с такими проблемами не справиться. От хорошей работы тормозной системы зависит здоровье и жизнь людей, поэтому по возможности не ремонтируем старые детали, а покупаем и устанавливаем новые.

По окончанию восстановительных работ важно проверить синхронность торможения колес, а также заняться регулировкой свободного хода.

Помимо понимания маркеров неисправности вакуумного усилителя для тормозов, автолюбителю необходимо разбираться в его точной регулировке. Налаживание работы усилителя заключается в регулировке свободного хода педали. Для верного выставления педали нужно поработать с настройками длины штока. Следует учитывать, какой зазор должен быть. Это расстояние настраивается при помощи регулировочного винта. Он, находясь в правильном положении и определяя степень давления на тормозной цилиндр, сможет установить нужный момент срабатывания клапанов. Нужно, чтобы размер выступа в среднем возвышался над плоскостью на семь миллиметров. Если значение будет выше, то увеличивается педальный ход, который показывает повреждение герметичности в узловом механизме.

При более низких величинах возникнет регулярное подтормаживание, схожее с ощущением поездки с неопущенным ручным тормозом. Может заедать рабочий цилиндр, что способствует скорому изнашиванию тормозных колодок, а также возрастает расход бензина в топливном баке.

При заглушенном двигателе желаемый свободный педальный ход находится в пределах от пяти до четырнадцати миллиметров.

По окончании работ, при которых заменялись различные составляющие, проводится прокачивание системы тормозов для передних и задних колес. Это необходимо для изгнания воздуха и выравнивания давления. Машину ставят на ровную поверхность, поддомкрачивают при ослабленных гайках крепления, снимают колеса. Надевают шланг на патрубок, предварительно убрав колпачок. Другой конец полой трубки опускают в емкость. Затем помощник или напарник выжимает тормозную педаль около шести раз, потом ее нужно удержать. Патрубок откручиваем ключом подходящего размера не до конца. Эти действия приведут к оттоку тормозной жидкости. После того, как педаль опустится, закручиваем патрубок обратно. Прокачиваем тормоза до полного выхода воздуха. Затем добавляем жидкость для тормозов и тестируем всю систему на ровной поверхности.

Развернутые ответы на часто задаваемые вопросы водителей автомобильного транспортного средства

Автомобилисты, независимо от опыта управления автомобильным транспортом и возраста, часто спрашивают, а какие же меры необходимо им предпринять, чтобы ВУТ вновь стал исправен и смог нормально функционировать? Это самый распространенный вопрос автомобилистов, не имеющих большого опыта вождения. Постараемся на него понятно ответить.

После обнаружения проблем с усилителем, есть два пути:

  1. Попытка самостоятельного отрегулирования ВУТа и его ремонтирование. Чтобы отрегулировать вакуумник до нормального состояния, нужно наладить мягкую реакцию педали в ходе нажатия на нее. По-другому эта операция называется регулирование свободного движения. На данном этапе потребуется монотонность действий и внимательность автомобилиста при настройке движения такого типа. Необходимо воспользоваться специальным болтом, который выполняет функцию регулировки, настроить его, а затем произвести проверку выступов. При соблюдении каждого этапа проверки ВУТа автомобилист обнаружит момент открытия и закрытия клинкетов.
  2. Ремонтирование и процесс замены старого вакуумника на новый. В случае ослабления держателей и изнашивания шлагна который потерял способность к герметизации потребуется их полная замена. У клапанов есть своя прокладка, которая, как и любая часть автомобильного транспорта, тоже имеет свойство изнашиваться. В подобном случае необходимо воспользоваться «тревожным чемоданчиком», который должен лежать в багажнике у каждого автомобилиста. В таком чемоданчике нужно иметь основные инструменты, с помощью которых можно будет отремонтировать пистоны в случае обнаружения неисправности вакуумника. Однако перед использованием инструментов из «тревожного ремонтного чемоданчика» водителю необходимо убедиться, что он правильно определил проблему. Очень важно, чтобы неполадки возникли именно у воздушных клапанов, а не у других составляющих ВУТ частей.

Если при узловой проверке были обнаружены проблемы гораздо более серьезные, то в такой ситуации водителю необходимо отправиться в ближайшее учреждение, специализирующееся на починке поломанных или неисправных деталей автотранспортного средства, и проконсультироваться со специалистами высокой квалификации и стажем работы в автомобильной сфере. Даже если ремонт неисправных компонентов машины стоит гораздо дороже, чем вы ожидали, не следует экономить на ее исправности. Отличное состояние каждой части автомобиля обеспечит вам почти стопроцентную безопасность и уверенность в том, что вы не рискуете попасть в дорожно-транспортное происшествие, а то и хуже в серьезную аварийную ситуацию.

После починки неисправных частей автомобиля нужно провести проверку синхронизации покрышек, чтобы проверить, насколько машина устойчива и не нарушилась ли система антиблокировки. Такая операция проводится только в специализированных мастерских с использованием современного технического оборудования.

Заключительная часть. Окончание статьи и подведение итогов рассуждениям

Каждому автомобилисту и его пассажирам необходимо быть в полной безопасности во время дорожного движения. На состоянии машины и на исправности определенных деталей лучше не экономить. Автомобиль – один из самых опасных видов транспорта, из-за которого возникает большинство аварийных ситуаций.

Лучшим вариантом при возникновении неполадок с вакуумным усилителем будет обращение к специалистам в шиномонтажную мастерскую. Однако если вы опытный водитель с большим стажем езды на автомобиле и уверены в своих силах, то можете заменить вакуумный тормозной усилитель самостоятельно или починить уже имеющийся, потому что иногда починка вакуумника может стоить намного дороже, чем замена его на новый, более исправный.

Если у вас остались дополнительные вопросы, которые не были подробно освещены в статье по руководству проверки вакуумного усилителя тормоза, то мы подготовили для читателей полезное и занимательное видео. В этом ролике (ссылка на него приложена ниже, в самом конце статьи) будут подробно освещены темы причин возникновения неполадок в вакуумнике, а также будут наглядно показаны различные способы тестирования вакуумника, способствующего усилению функционирования работы тормозов и облегчению езды водителю автотранспортного средства.

Благодаря ролику, ссылка на который приложена ниже, можно будет визуализировать полученные знания и посмотреть, как происходит проверка вакуумника на практике.

Огромная благодарность каждому читателю за прочтение содержания статьи! Надеемся, что вы извлекли для себя что-то новое!

Вакуумный усилитель тормозов: от определения до признаков неисправности

ВУТ

Тормоза

Вакуумный усилитель тормозов – это устройство, которое повышает эффективность торможения автомобиля, используя вакуумную силу. ВУТ стал существенным компонентом для современных авто и обеспечивает более безопасное управление ими. В данном материале мы подробно рассмотрим, что он представляет собой, а также его обслуживание.

Вакуумный усилитель тормозов – это

Важнейший компонент системы тормозов на вашем авто – это ВУТ. Его предназначение заключается в том, чтобы увеличивать усилие, которое идет от педали тормоза к основному тормозному приводу. Вакуумник обеспечивает более комфортное и упрощенное управление авто, а также оперативное торможение.

вот как выглядит

Предназначение ВУТ

Узел, называемый вакуумником (или ВУТ) берет на себя много важных функций. Работа вакуумного усилителя тормозов — создать доп. усилие при помощи вакуума, которое обеспечит качественную работу тормозной системы.

Конструкция ВУТ

Конструкция

Вакуумный усилитель – представляет собой круглый герметичный корпус, находящийся в отсеке двигателя, а поверх него установлен основной тормозной цилиндр. Следует учесть, что бывает еще один тип данного механизма, под названием: гидровакуумный усилитель тормозов, он интегрирован в гидравлический узел привода.

Конструкция вакуумного усилителя тормозов

Устройство вакуумного усилителя тормозов не является чрезмерно трудным. Основополагающим его элементом является цилиндрический корпус, с объемом внутри, и парой герметичных камер. Первая камера, которая располагается рядом с главным тормозным цилиндром, называется вакуумной, а вторая, находящаяся ближе к педали — атмосферной.

Диафрагма располагается ближе к вакуумной камере и имеет связь через шток с поршнем главного тормозного цилиндра. Также в вакуумной камере находится обратный клапан. Благодаря ему камеры связываются с источником разрежения, о котором речь пойдет позднее.

ВУТ под капотом

Если посмотреть на схему вакуумного усилителя тормозов, то можно увидеть, что поверх диафрагмы в атмосферной камере установлен следящий клапан, связанный с педалью тормоза.

Для функционирования вакуумного усилителя нужно образовать вакуумное давление. Оно достигается путем сопряжения вакуумной камеры с впускным коллектором. Однако, данный метод используется только в машинах, работающих на бензине, где вакуум в коллекторе может доходить до весомых значений. Для дизелей применяется иной вакуумный накопитель — особый насос.

Схема ВУТ

Как работает вакуумный усилитель тормозов

Принцип работы вакуумного усилителя представляет собой применение разницы в давлении двух камер, отделенных диафрагмой. При стандартном положении вакуумная и атмосферная камеры связываются друг с другом, используя вакуумный канал, находящийся в диафрагме, вследствие чего в них образуется идентичное, слабое давление, что удерживает тормозной цилиндр в стандартном положении.

Как работает вакуумный усилитель тормозов

При нажатии на педаль, следящий клапан плавно закрывает вакуумный канал, протекающий между камерами, и открывает атмосферный канал в атмосферной камере. Из-за данных действий происходит повышение давления в атмосферной камере, и диафрагма передвигается к тормозному цилиндру. Передвижение диафрагмы влияет на шток цилиндра, превышая усилие, создаваемое ногой на педали. Весь этот процесс влияет на успешное усиление тормоза.

Когда педаль отжимается, следящий клапан повторно закрывает атмосферный канал и открывает вакуумный, вследствие чего давление в камерах приходит в норму. Возвращение поршня тормозного цилиндра и диафрагмы в их стандартное положение обеспечивается присутствием возвратной пружины.

Разобранный вут

Важно учесть, что усилитель тормозов не прекращает функционировать даже при заглушенном моторе, чему способствует обратный клапан.

Результативность вакуумника зависит от силы давления атмосферы, и чем она больше, тем он лучше будет функционировать. Среднее давление в вакуумной камере составляет около 0,067 МПа.

Какие датчики у ВУТ

Немаловажную работу в функционировании вакуумника выполняют датчики, находящиеся в различных местах данной конструкции. Они помогают не только улучшить действенность торможения, но и упростить управление транспортом. Первый из них — датчик хода мембраны, при помощи него электроника способна контролировать текущее состояние устройства.

Датчик вакуумного усилителя тормозов Киа Сид

Кроме того, вакуумник может быть оснащен датчиками перемещения штока и степени разрежения камер. Второй помогает определить нехватку или переизбыток вакуума в камерах устройства.

Признаки поломки

Отличительной особенностью неисправности вакуумного усилителя тормозной системы является шум, напоминающий шипение, который производит вакуумник после нажатия на педаль, ход которой может стать тяжелей. Помимо этого, одноq из типичных проявлений неисправности может быть нестабильная работа мотора. Обосновать это можно тем, что воздух попадает во впускной коллектор обедняя смесь. Также, шум иногда появляется из-за износа сальников клапана.

Ремонт вут

Иногда проблема может стать настолько серьезной, что педаль не будет возможно нажать до конца. А при работающем моторе обороты могут падать, вызывая полную остановку или наоборот, подскакивать. Также могут возникнуть проблемы со стартом двигателя, увеличиться расход, снизиться динамика, и тому подобное.

4 способа проверки вакуумного усилителя

  1. Заведите машину и оставьте на пару минут.
  2. Остановите мотор.
  3. Зажмите педаль тормоза на максимум.
  4. Отожмите педаль, а затем нажмите еще раз.

Если педаль ушла, не так низко как в прошлый раз или нажатие стало трудней, то это может свидетельствовать о проблемах с вакуумником. Если повторное нажатие идентично первому, значит все работает правильно.

Схема проверки ВУТ

  1. Нажимайте на педаль порядка 8 раз, задержитесь на последнем нажатии.
  2. Удерживайте последнее нажатие с большим усилием, и одновременно запускайте двигатель.

Если механизм исправен, то педаль уйдет вниз еще сильней. Если же этого не произошло, то, скорее всего, с клапаном что-то не так.

  1. Заведите авто и оставьте на пару минут.
  2. Нажмите с усилием и держите педаль, заглушите машину.

Обратный клапан на шланге ВУТ

Если педаль будет создавать обратное усилие, пытаясь вернуться в стандартное расположение, то, скорее всего, есть неисправность, связанная с утечкой воздуха.
Метод 4:

  1. Открепите шланг от впускного коллектора.
  2. Пережмите штуцер (можно рукой)
  3. Заведите машину и оставьте на пару минут.
  4. Выжмите тормоз.

Если обороты как-то изменились, то, наверняка, усилитель пропускает воздух и нуждается в починке. Первоначально, следует проверить шланг на наличие трещин.

Диагностика клапана

Чтобы произвести проверку и узнать функционирует ли обратный клапан в вакуумном усилителе тормозов, следует демонтировать шланг, вытащить клапан и насадить на него резиновую грушу. Ее следует присоединять к клапану с внешней стороны, там, где обычно находится шланг. После этого необходимо надавить на грушу, а затем отпустить. Если при сжатии она изменяет форму, значит, обратный клапан функционирует правильно. Если же этого не случается лучше поставить другой клапан.

Старый и новый обратный клапан вакуумного усилителя тормозов

Еще данный метод может быть применен в случаях, когда нужно убедиться в герметичности вакуумного усилителя системы торможения, а именно ее впускного шланга. При отсутствии компрессора, данный метод поможет понять, уходит ли воздух из механизма.

Какой купить для замены

Если вы приняли решение приобрести аналоговую запчасть, то важно разобраться в компаниях, занимающихся продажей компонентов для авто на рынке. Некоторые компании изготовляют и продвигают запчасти своего производства под именами личных брендов, в то время как другие просто продают продукцию, изготавливаемую первыми.

вут TRW

Естественно, производственные компании имеют отличия друг от друга по стоимости и качеству производимых изделий. Но вакуумные усилители от вторых компаний могут быть полностью непредсказуемыми – к примеру, продукты первой партии могут сильно отличаться от продуктов из второй.

Именно поэтому автомобилистам следует покупать вакуумник от надежных немецких брендов, таких как: Bosch, ATE, TRW. Они являются признанными экспертами в области тормозных систем и поставляют свои запчасти на конвейеры большинства авто концернов в Европе. Фактически, аналог данного производства будет являться тем же оригиналом, но иметь другое название производителя.

вут Bosch

Также, в списках JP Group имеются усилители, которые отличаются привлекательной ценой, но могут быть немного хуже по качеству. В то же время, тайваньские модели Vika, несмотря на их низкую цену, не всегда являются надежными, поскольку их изготовитель специализируется на производстве дешевых копий запчастей для VAG.

Опыт показывает, что самые дешевые запчасти на рынке чаще всего оказываются самого низкого качества и имеют меньший запас эксплуатации. Такие запчасти следует приобретать только в той ситуации, когда у вас ограниченный бюджет, и вы не можете позволить себе комплектующие по дороже, но вам важно как можно скорее поставить машину на колеса.

Ремонт вакуумного усилителя тормозов

ВУТ – узел, состоящий из множества элементов. Все компоненты вакуумного усилителя тормозов не выходят из строя одновременно. Поэтому расскажем о ремонте отдельный частей.

Цены на ВУТ для Лада Веста.

Производитель Цена в $ за 1 шт Описание Артикул
Оригинал 300-400 ВУТ с главным тормозным цилиндром 8450006884
Trialli 200 ВУТ БЕЗ главного тормозного цилиндра VA 0101
Цена указана на март 2023

Регулировка штока

Не на всех машинах имеется возможность отрегулировать длину штока в усилителе. Обычно такой шток нормируется по выступанию за фланец усилителя в демонтированном виде. Однако подобная процедура проводится крайне редко, так усилители заранее настраивают на производстве, и регулировка длины штока в будущем не требуется.

Регулировка

Но бывают ситуации, когда регулировка длины штока может помочь снизить свободный ход педали. Чтобы выполнить данную процедуру, требуется демонтировать усилитель, а затем, при слегка открученной контргайке, изменить длину штока путем прокрутки.

Изменять длину штока усилителя следует с осторожностью, так как данное действие может привести к нежелательным последствиям.

Обратный клапан

Данная деталь расположена посреди корпуса усилителя и вакуумного шланга, и ее конструкция довольно проста. Чтобы ее проверить, необходимо продуть через нее воздух, и проверить, что он проходит только в одном направлении, а в другом блокируется. Если возникают какие-либо сомнения, то лучше заменить этот простой компонент.

Обратный клапан на корпусе вакуумного усилителя тормозов

Шланги

Самым простым случаем неисправности вакуумного усилителя тормозов может быть утечка вакуума в подводящем шланге. Замена этого шланга на новый является простым и недорогим решением. Нет необходимости искать шланг с какими-либо серьезными требованиями, главное, чтобы он был бензостойким и имел подходящий размер.

Ремонтный набор

Вместо проведения серьезного ремонта с применением ремонтного набора, легче заменить весь вакуумник сразу. Однако ремкомплекты для старых машин все еще существуют и могут использоваться.

ВУТ разобран

В ремкомплектах вакуумных усилителей тормозов обычно всегда имеется резиновая диафрагма, которая устанавливается между камерами. Бывает, что рвется только она, а все остальные компоненты остаются в порядке. Кроме того, в комплекте могут быть предоставлены гофрированные резиновые чехлы для штоков, уплотнительные кольца и, возможно, обратный клапан.

Для того чтобы поменять все перечисленные компоненты, следует демонтировать и развинтить усилитель. В данном процессе также нужно будет ослабить завальцовку, которая связывает половинки корпуса, а затем разъединить их, удерживая возвратную пружину диафрагмы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *