Обзор рынка автомобилей в России в начале 2010 года.
Иномарки с начала года начали дорожать. Вслед за новыми стали дорожать и подержанные автомобили, тогда как в течение всего 2009-го года стоимость автомобилей старше трех лет постепенно уменьшалась. Больше всего подорожали машины возрастом 5-7 лет – на 8%, а 7-10-летние автомобили прибавили в цене меньше других – только 1,3%.
Кроме того, стоимость автомобилей младше трех лет по-прежнему стабильно повышается – за первый месяц 2010 года они поднялись еще на 2,3%.
В то же время, январь оказался самым неудачным месяцем для российского автомобильного рынка за последние пять лет — продано всего 74 тысячи новых легковых автомобилей и легких коммерческих грузовичков. Это на 37% меньше, чем в январе 2009 года.
Спрос на российский автопром неуклонно сокращается. Интересно, что спрос на Лады сократился еще сильнее — на 41%. И рост заводских цен на всю линейку моделей АвтоВАЗа в середине февраля явно не будет способствовать оживлению: прибавка в среднем составила 1,6%, а Самары и вовсе подорожали на 3,3%. ТагАЗ приступил к производству турбодизельных версий трехдверного внедорожника Tager (он же SsangYong Korando образца 1996 года), в продаже они должны появиться в конце февраля. Двигатель — рядная мерседесовская «пятерка» 2.9 (120 л.с.), которая изначально устанавливалась на Korando и до сих пор производится в Корее по лицензии. Цена за автомобиль с двумя подушками безопасности, АБС и кондиционером — 569900 рублей. Чуть позже появится еще одна турбодизельная модификация — с «четверкой» китайского происхождения объемом 2,6 л (104 л.с.), которую ТагАЗ упорно называет собственной разработкой и уже устанавливает на грузовички Master. Цена та же, но комплектация дополнена кожаным салоном и регулировкой сиденья водителя по высоте. Для сравнения: дизельный УАЗ Патриот (2,3 л, 116 л.с.) стоит не менее 565 тысяч рублей, причем за эти деньги у него нет ни кондиционера, ни АБС, которыми располагает Tager. Дизелизация затронула также седан Kia Magentis и семиместный компактвэн Kia Carens. Обе модели оснащаются двухлитровым турбодизелем мощностью 140 л.с. с шестиступенчатой «механикой» и стоят 759900 рублей. «Автомат» положен только Маджентису и обойдется в дополнительные 30 тысяч рублей. Дилеры Nissan начали прием заказов на обновленные кроссоверы Qashqai. Цены стали выше в среднем на 3,8%. Например, базовый Nissan Qashqai 1.6 (114 л.с.) с передним приводом и «механикой» теперь стоит 753 тысячи рублей, полноприводный кроссовер с двухлитровым мотором (141 л.с.) и вариатором оценивается как минимум в 993 тысячи рублей, а семиместный Qashqai+2 с таким же силовым агрегатом — в 1 млн 39 тысяч рублей. Изменения в комплектациях минимальны: система стабилизации теперь устанавливается на все версии, кроме самой простой (за 753 тысячи рублей), у аудиосистемы появилась функция проигрывания mp3-файлов, а у круиз-контроля — ограничитель скорости. Вдобавок версия SE отныне комплектуется CD-чейнджером, а Qashqai SV щеголяет панорамной крышей. Первые обновленные машины придут в Россию уже в начале марта, но у некоторых продавцов очередь уже расписана на месяц вперед. Land Rover Freelander с февраля можно заказать в комплектации Sport с пластиковым обвесом, 19-дюймовыми колесами и комбинированной обивкой сидений тканью и кожей. Двигатель — только турбодизель 2.2 мощностью 160 л.с., цена — от 1 млн 439 тысяч рублей, на 57 тысяч дороже кроссовера в исполнении SE. А Mazda готовится к возобновлению поставок родстеров MX-5: рестайлинговые машины прибудут к дилерам в марте, хотя их продажи в Европе начались еще год назад. А вот кроссовер Mazda CX-9 покинул российский рынок — его продажи оказались невыгодными.
Цены на авто в 2010 году
На 2008 год пришёлся пик продаж новых автомобилей в нулевых годах: дилеры продали 2,7 млн машин (для сравнения — в 2018 году ожидается результат на уровне 1,8 млн). Сейчас цены того времени кажутся невероятно привлекательными.
Самым доступным автомобилем на российском рынке в то время была малолитражка «Ока» — цены начинались с 165 000 рублей. Это были последние экземпляры модели, так как ещё в ноябре Серпуховский автозавод завершил выпуск машин. Ещё один доступный вариант — хэтчбек Daewoo Matiz узбекского производства, стоивший от 204 000 рублей.
Десять лет назад ещё можно было приобрести «Волгу» — за седан ГАЗ-31105 просили 290 тысяч рублей
А сколько стоила продукция АвтоВАЗа? Цены на «Ладу Калину» стартовали с отметки 230 000 рублей, «Приора» оценивалась как минимум в 272 600 рублей, а «Нива» — в 266 000 рублей. Сейчас самая дешёвая машина марки, седан «Лада Гранта», стоит от 420 000 рублей.
Внедорожник «УАЗ Патриот» в 2008 году предлагался по цене от 440 000 рублей, а сейчас желающим купить эту модель придётся выложить как минимум 764 000 рублей. Заметно подорожала за прошедшие десять лет и «Шеви Нива»: стоимость автомобиля в базовой комплектации выросла с 382 000 до 623 000 рублей.
За 527 700 рублей можно было приобрести седан Hyundai Sonata, выпущенный ТагАЗом
Сегмент «бюджетных иномарок» в то время был представлен, например, «Хенде Акцентом» таганрогского производства за 299 700 рублей или «Рено Логаном» за 277 300 рублей. Но настоящим хитом продаж десять лет назад был Ford Focus — цены на него начинались с 389 000 рублей.
Можно отметить, что вместе с ростом цен за прошедшие годы улучшилось и оснащение машин. Скажем, базовый Kia Rio в 2008 году за 399 000 рублей — это одна подушка безопасности и кондиционер, а сейчас «Рио» в начальной комплектации за 740 000 рублей имеет две подушки, систему стабилизации, кондиционер и электропакет.
Кроссовер Volkswagen Tiguan был новинкой 2008 года, базовый вариант с передним приводом, «механикой» и 150-сильным мотором стоил 850 тысяч рублей
Покупатель, имевший в то время как минимум полмиллиона рублей, мог рассчитывать на весьма богатый выбор: за эту сумму можно было приобрести, например, базовый Mitsubishi Lancer (от 498 000 рублей), Kia Ceed (от 490 000 рублей) или «Шкоду Октавию» (от 499 000 рублей).
Под конец 2008 года автомобили начали дорожать из-за падения курса рубля, некоторые производители даже на время вернулись к практике указания цен в долларах или евро.
Всего за каких-то десять лет мы успели поседеть, отрастить пивные животы, а наши молоденькие женщины превратились в молоденьких мамаш! Вот время летит. И ведь всего 10 лет назад Renault Logan продавали за у.е., и стоил он чуть больше 10 тысяч долларов США. К 2010 году цены уже писали только в рублях, а самый простой «Логан» Authentique 1.4 (75 л.с.) предлагали за 319 тысяч рублей. Нынче машина второго поколения с мотором 1.6 (82 л.с.) дешевле 469 тысяч рублей можно купить только по какой-нибудь спецпрограмме.
А помните появление седана Volkswagen Polo за 399 тысяч рублей? Эх, шороху наделал. И то было за четырехдверку с 1,6-литровым 105-сильным мотором! А сейчас минимум 558 900 стоит 90-сильная версия. Седан Kia Rio, быстро обогнавший по популярности «немца», предлагали в 2010-м за 419 900 рублей, а теперь за него просят 584 900.
В те же годы Ford Focus 1.6 (100 л.с.) стоил 548 500 рублей, а теперь за 85-сильную машину хотят 789 тысяч. Toyota Corolla с двигателем 1,33 литра и «механикой» оценивалась в 599 тысяч, но теперь посвежевшая, но не менее надежная, стоит минимум 839 тысяч. Chevrolet Cruze стоил от 540 тысяч рублей, да и вовсе пропал весь.
И какую теперь иномарку мы можем купить за цену Renault Logan или Volkswagen Polo пятилетней давности? Идеально подходит весь модельный ряд бывшей Daewoo/Chevrolet, а ныне Ravon: R2 с «автоматом» стоит всего 369 тысяч, Nexia — от 379 тысяч, а Gentra — от 439 тысяч. Либо «китайцев» Chery Bonus 3, Dongfeng S30 или Haima V5. И Lada.
В том же 2010 году переднеприводный Nissan Qashqai с мотором 1.6 (115 л.с.) и «механикой» оценивали в 753 тысяч рублей. Теперь кроссовер второго поколения стоит минимум 929 тысяч. Базовая переднеприводная Toyota RAV4 с «механикой» тогда в базовой комплектации покупали за 899 тысяч рублей, а за «автомат» доплачивали 89 тысяч. Сейчас, братцы, вынь да положь минимум 1 248 000.
Самая простая переднеприводная версия Hyundai ix35 могла стать вашей за 900 тысяч, а нынче за уже переименованный обратно в Tucson автомобиль хотят 1,2 миллиона. Или вот взять Peugeot 3008. Начальная версия с мотором 1.6 (120 л.с.) тянула на 769 тысяч рублей, а сейчас дотянула до того, что стала стоить 1 287 000 без учета всяких скидок. Тем, кто положил глаз на Mitsubishi ASX, не повезло по другой причине: машины подорожали несильно (ASX 1.6 (117 л.с.) с «механикой» стоил в 2010 году 729 тысяч рублей, а теперь 989 тысяч, со скидкой 889 000 рублей), но эта модель уходит с российского рынка, ведь если бы осталась, то подорожала бы, как и все остальные.
Сейчас кроссоверы в базовых комплектациях стоимостью до 800 тысяч рублей — это либо сказки, либо те же китайские модели. Или берите классом ниже: обновленный Renault Duster в базе с передним или с полным приводом стоит меньше восьми сотен тысяч.
На дворе 2012 год. Народ еще не знает про #крымнаш, про адский доллар и прочие неурядицы. Базовый Ford Mondeo стоит от 727 500 рублей (сейчас он «дорос» до 1 069 000), Toyota Camry продают еще с мотором 2.5 (181 л.с.) за 1 028 000 рублей, хотя теперь седан с 2,0-литровой «четверкой» потянул бы на 1 336 000 рублей. Базовый VW Passat 1.4 TSI (122 л.с.) разбирают за 908 тысяч рублей (сейчас он уже дешевле 1 299 000 рублей уйдет только по акции), а Nissan Teana с двигателем V6 2.5 (182 л.с.) стоит всего 899 тысяч! Теперь понятно, почему «Теана» также покидает российский рынок: народ никак не может привыкнуть к нынешнему базовому прайсу в 1 293 000 рублей.
Нынче в класс больших седанов затесались машины из низшей категории. Ford Mondeo стоит как Focus, Nissan Teana — как прежде Nissan Almera, а Volkswagen Passat потеснила Jetta. Китайские производители опять-таки выручают, предлагая свои модели достойного размера за небольшие деньги. Но только надо ли это нам?
Среди больших внедорожников что пять лет назад, что сейчас рулил Toyota Land Cruiser 200. Но тогда за 2,2 миллиона рублей за ним стояла очередь на два года, а теперь машина хоть все еще популярна, но обойдется уже не дешевле трех миллионов. Mitsubishi Pajero можно было купить за 1 339 730 рублей, а сейчас без скидок он стоит минимум 2 179 000. Самый простой Volkswagen Touareg пять-шесть лет назад был бы вашим за 1 419 270 рублей, теперь начальная цена подскочила до 2 655 000. Но больше всего досталось Land Rover Discovery, который стоил в базовой комплектации S от 1 420 000 рублей, а последние машины указаны сейчас на сайте по цене 3 535 000!
Теперь, как видим из вышесказанного, в той ценовой категории, где раньше начинались большие внедорожники, теперь обосновываются городские кроссоверы вроде Toyota RAV4 и компания. Но есть и новички. Китайская компания Haval, что дважды впечатлила нашего бывшего «тестировщика» Михаила Конончука, предлагает добротную технику почти по прежним ценам.
В 2012 году Audi A4 с 2,0-литровым TFSI мощностью 211 л.с. можно было купить по стартовой цене 1 481 000 рублей. Нынче двигатель стал слабее — 190 л.с., а цена выше — от 1 985 000 рублей. BMW 320i (184 л.с.) продавали по 1 450 000 рублей за версию с «автоматом», а сейчас такая машина стоит минимум 1 830 000 рублей. Столько же стоит и самый дешевый Mercedes-Benz C 180, а ведь раньше был от 1 390 000 рублей. Или самая доступная Volvo S60 T3 с турбомотором 1.6 (150 л.с.) и «роботом» Powershift — цена четырехлетней давности составляла 1 099 000 рублей, сейчас двигатель меньше (1,5 литра), а цена больше — от 1 644 000 рублей.
Тут, правда, китайцев предлагать уже как-то стыдно, а близкий по смыслу Opel Insignia сгинул. Так что вот.
Рост продаж автомобилей на российском рынке в 2010 году, по мнению AEB, обусловлен не только господдержкой, но и развитием кредитных решений на рынке, а также общей уверенностью потребителей в будущем.
Девять месяцев из последних двенадцати демонстрировал стабильный рост рынок новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России. За полный 2010 год в нашей стране было реализовано 1 910 573 машины, что в сравнении с предыдущим годом больше на 444 831 штуку, или на 30%, а также существенно больше, чем прогнозировалось в июле (1,67 миллиона).
Между тем декабрь оказался ударным: прирост продаж составил 60%, иначе говоря 76 449 единиц, по отношению к тому же периоду 2009 года. Как считает председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB) Дэвид Томас, с такими темпами наш рынок в наступившем году способен выйти на рубеж 2,24 миллиона автомобилей.
Вклад государственной программы утилизации, которая завершится в РФ в текущем году, в подъём местного рынка, по мнению Дэвида Томаса, составляет порядка
Из десятка самых востребованных в России в 2010 году автомобильных марок у девяти продукция выпускается в нашей стране. Пальма первенства, как и в предыдущие годы, принадлежит моделям АвтоВАЗа (517 147 реализованных машин). Второе место сохранил за собой Chevrolet (116 233). А вот на третьем оказалась KIA (104 235), поднявшаяся туда с шестой позиции (по итогам 2009 года).
Среди присутствующих в РФ брендов концерна General Motors бесспорно лидирует марка Chevrolet. Наиболее продаваемые её модели в 2010 году — Niva (35 380), Lacetti (31 885) и Aveo (22 784). Более свежий по сравнению с ними Cruze питерской сборки заметно отстаёт — 18 857 разошедшихся за год седанов.
В топ-10 продаж также вошли Renault (96 446), Ford (90 166), Hyundai (87 081), Nissan (79 614), Toyota (79 315), ГАЗ (76 646) и Daewoo (74 419). Тройку наиболее популярных у нас автомобилей составили вазовская «классика» — Lada 2105/2107 — (136 006), Priora (125 235) и Kalina (108 989).
Немецкие бренды по итогам года традиционно выше второй десятки рейтинга не поднимаются. Среди марок из Германии по продажам лидируют Volkswagen (58 989), BMW (20 584) и Mercedes-Benz (19 724). C небольшим отставанием следует Audi (18 510). Самые скромные показатели у Porsche (1572).
Среди продаваемых у нас иномарок лидирующие позиции по итогам 2010 года распределились следующим образом. Безусловный бестселлер — Ford Focus (67 041). С небольшим отставанием за ним следует собираемый на «Автофрамосе» седан Renault Logan (62 862). Третье место заняла Daewoo Nexia (43 943).
Из «японцев» впереди Nissan (79 614), Toyota (79 315) и Mitsubishi (45 538). Куда ниже в топе Suzuki (28 690), Mazda (24 926) и Honda (18 159). Ближе всех к концу списка Infiniti (4672).
Долгосрочные прогнозы правление АЕВ делает с осторожностью, оговариваясь, что по опыту последних лет большой точности в этой сфере им добиться никак не удаётся. Однако самое ожидаемое автопроизводителями событие — достижение показателей уровня докризисного, 2008 года, — по словам Дэвида Томаса, случится в следующем, 2012 году. Тогда продажи новых автомобилей в нашей стране, с его точки зрения, вполне могут выйти на значение миллиона единиц в год.
2010 челлендж: цена на машины 9 лет назад
Иногда бывает очень интересно посмотреть, как мы жили несколько лет назад, чтобы оценить, что изменилось и насколько сильно. Сейчас непросто купить себе новую машину, так как цены на них растут чуть ли не каждый месяц. Отмотаем немного назад и взглянем на то, сколько стоили автомобили в 2010 году.
ВАЗ-2105
Может показаться, что ВАЗ-2105 – очень старый автомобиль, но эта модель выпускалась до 2011 года. Она последний представитель классических «Жигулей», не считая LADA 4×4. В 2010 году покупатели отдавали за этот автомобиль 160 тысяч рублей. Что интересно, хорошо сохранившиеся модели столько же стоят и сейчас.
Daewoo Matiz
В те времена модель Daewoo Matiz произвела настоящий фурор. Машина стоила чуть дороже «Жигулей», 180 тысяч рублей, но при этом была намного лучше. Её покупали не только женщины, многие мужчины с большим удовольствием ездили на «Матизах». Высокая надёжность, хорошая динамика и низкая цена сделали этот автомобиль очень популярным. С производства её сняли только в 2015 году.
ЗАЗ Chance
Машина с непростой биографией, в девичестве ЗАЗ Chance был Chevrolet Lanos, но потом ему выпал шанс получить украинскую прописку. Несмотря на простоту машины и низкое качество сборки, её довольно хорошо покупали, какая-никакая, но всё-таки иномарка. В 2010 году за неё просили от 199 тысяч рублей.
Daewoo Nexia
Один из настоящих долгожителей среди автомобилей. Сначала это был Opel, затем GM решил перевести эту модель под бренд Daewoo, для российского рынка сборка машины была налажена в Узбекистане. Nexia просуществовала очень долго, с 1995 по 2016 год. В 2010 году, чтобы купить эту машину нужно было иметь минимум 228 тысяч рублей.
ВАЗ-2114
Модель ВАЗ-2114 стала логическим продолжением «Девятки» и получила очень большую популярность в нашей стране. Модель не потеряла актуальности и сейчас, многие начинающие водители покупают себе именно эту машину в качестве учебной. В 2010 году она стоила 240 тысяч рублей.
Lada 4×4
«Нива» — единственная машина из нашего обзора, которая производится и по сей день. АвтоВАЗу удалось создать настолько замечательный внедорожник, что у него просто нет адекватного по цене и потребительским свойствам аналога. В 2010 году за него просили 261 тысячу рублей, сейчас 519 тысяч.
Renault Logan
Первое поколение Renault Logan очень популярно и сейчас, на вторичном рынке машину охотно покупают, так как она проста и надёжна. В 2010 году минимальная стоимость Renault Logan была от 299 тысяч рублей, нынешнее поколение Logan II будет стоить от 554 тысяч рублей.
Как за 10 лет изменились цены на знаковые модели российского рынка
Land Cruiser 200, Octavia, Camry, Polo, Mazda6, RAV4, Tiguan, Cerato, S-Class, GL-Класс, 7 серия и «народный» Solaris.
Автомобили в России, пожалуй, никогда не были обычными средствами передвижения. До сих пор для многих граждан они – предмет вожделения, символ социального статуса и неплохой способ инвестиций. Пренебрегать правилом «мир рушится – купи автомобиль» нашим соотечественникам точно не стоит. Это по-прежнему один из немногих способов потратить стремительно обесценивающиеся «фантики» с умом.
В базе Quto.ru сохранились цены 10-летней давности на все официально продаваемые на нашем рынке автомобили. Мы выбрали несколько наиболее знаковых и популярных машин, чтобы сравнить, насколько доступными они были тогда и сейчас. Разобраться в ценах нам помогут официальные данные Росстата о доходах россиян: в 2010 году средняя по стране зарплата составляла 20 952 рубля, а спустя 10 лет, в 2020-м – 49 274 рубля. За основу мы взяли самые доступные, начальные версии моделей – без поправок на естественную разницу в оснащении и доступные опции.
Hyundai Solaris
Автомобиль-затычка российских дворов и дорог на момент выхода на рынок в 2010 году в базовой комплектации Base с 1,4-литровым движком и «механикой» оценивался в смешную по нынешним временам сумму – 379 000 рублей. Накопить на начальный Солярис среднестатистический россиянин, полностью откладывающий всю зарплату, мог за 18 месяцев.