Продажи новых автомобилей в России в 2022 году рухнули на 59%
В России в 2022 году было продано 687 370 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 58,8% меньше показателей 2021 года, когда на нашем рынке было реализовано 1 666 780 машин. Об этом говорится в статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Более того, продажи прошлого года оказались даже ниже, чем в «черном» 2020 году, на который пришлись серьезные ограничения (в том числе закрытие автосалонов) из-за пандемии COVID-19. Тогда за 12 месяцев в стране было продано 1 598 825 новых легковых автомобилей.
Что касается декабря 2022 года, то в этом месяце рынок упал на 50,2% — до 64 072 единиц. При этом показатели прошлого месяца оказались все же выше ноября, за который россияне приобрели 46 403 новых машин.
Причина таких показателей — нехватка новых автомобилей у дилеров. Компании, которые заявили о приостановке своей деятельности в России в феврале—марте, пока так и не смогли вернуться на наш рынок. Более того, практически каждый месяц автопроизводители заявляют об окончательном уходе из нашей страны. Только за недавнее время такое решение приняли Nissan, Infiniti и Mercedes-Benz. Ранее на такой шаг пошли Renault и General Motors. В свою очередь, отечественные бренды и китайские компании, которые продолжают деятельность на отечественном рынке, полностью удовлетворить спрос россиян на машины пока не могут. Также покупателей отпугивает высокая стоимость машин в России.
Больше всего автомобилей в прошлом году было продано под брендом Lada — 188 645 единиц. Это на 46% меньше показателей 2021 года. Тогда Lada смогла реализовать 350 714 машин. На втором месте — Kia (-68% и 66 095 проданных автомобилей).
Замыкает первую тройку Hyundai (54 811 проданных[ машин). Это на 67% меньше показателей прошлого года, когда корейцы продали на российском рынке 167 331 автомобиль. Далее следуют ГАЗ (42 110 автомобилей, -25%) и китайская Chery (38 497 машин, +4%).
Что касается отдельных моделей, то в 2022 году первое место среди бестселлеров традиционно заняла Lada Granta. За 12 месяцев россияне купили 95 879 таких автомобилей. К примеру, в 2021 году на нашем рынке было продано 111 430 таких автомобилей. На втором месте — Lada Niva, которая разошлась тиражом в 38 780 экземпляров против 51 242 внедорожников в 2021 году. Первую тройку замыкают автомобили Lada Vesta (29 206 единиц).
На четвертом месте — Kia Rio. За год россияне купили 24 686 таких автомобилей. Корейские седаны Hyundai Solaris расположились на пятой строчке. В 2022 году на российском рынке было продано 18 073 такие машины.
Также АЕБ сделала прогноз на 2023 год. По данным аналитиков, продажи новых автомобилей в нынешнем году вырастут на 12% и составят 770 000 тыс. машин. В ассоциации подчеркнули, что это «средний прогноз», и при стабилизации ситуации в мире показатели продаж в 2023 году могут быть еще выше. Также аналитики спрогнозировали появление в России в нынешнем году пяти-семи новых автомобильных брендов.
Российский авторынок в январе 2022 года остался «в минусе»
Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в январе снизились на 4% до 91662 машин, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса.
Как отмечают в АЕБ, традиционно январь – месяц низких продаж новых автомобилей. Как и ожидалось, в 2022 году тренд незначительного снижения рынка продолжился, причем продажи легких коммерческих автомобилей сократились намного существеннее, на 15%, из-за снижения деловой активности в период новогодних каникул. Как и прогнозировалось, в ассоциации не ожидают быстрого восстановления рынка в этом году, но надеются, что преобладающий сегодня тренд изменится во втором полугодии. Согласно актуальному прогнозу АЕБ, по итогам 2022 года в России будет продано 1 млн 722 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, что означает рост рынка на 3,3% по сравнению с прошлым годом.
Лидерство на российском авторынке удерживает марка LADA, чьи продажи в прошлом месяце снизились на 17% и составили 18045 автомобилей. Второе место по объему продаж сохраняет Kia – реализация 12321 машины (-18%) обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок. Третью строчку занимает Hyundai с показателем 11356 проданных автомобилей, что на 4% выше показателя годичной давности.
Далее следует Renault – автомобили этой марки выбрали 7938 покупателей (-7%). Замыкает пятерку лидеров Toyota, чьи продажи увеличились на 15% и составили 6126 машин. В ТОП-10 самых продаваемых марок по итогам января также вошли Volkswagen (4317 шт., -24%), Nissan (4254 шт., +30%), Skoda (3840 шт., -36%), Haval (3169 шт., рост в 2 раза) и Chery (2820 шт., +47%).
Самой продаваемой моделью в России по итогам января стала Kia Rio, чья реализация снизилась на 20% и составила 6206 автомобилей. Второе место заняла LADA Vesta с показателем 5953 машины, что на 6% меньше по сравнению с предыдущим годом. Третий результат показала LADA Granta – 5526 проданных автомобилей (-28%). Далее идет седан Hyundai Solaris, чьи продажи увеличились на 41% до 4898 единиц. Лидером среди моделей SUV остается Hyundai Creta, разошедшаяся тиражом в 4153 экземпляра (-27%).
Внедорожник Renault Duster был реализован в количестве 3021 экземпляр, что на 5% выше показателя годичной давности. Кроссовер Toyota RAV4 выбрали 2762 покупателя – на 19% больше, чем годом ранее. Совокупные продажи внедорожников LADA Niva Travel и Niva Legend в прошлом месяце составили 2555 автомобилей (-9%). Реализация универсала LADA Largus снизилась на 6% до 2237 штук. Замыкает ТОП-10 самых популярных моделей в России на этот раз лифтбек Volkswagen Polo с показателем 2161 реализованная машина (-34%).
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ЗА
ЯНВАРЬ 2022/2021 ГОДОВ
Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и автомобили местной сборки.
Примечание : рейтинг марок основан на результатах продаж за месяц.
* Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. LCV<3,5 т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6 т).
1) В связи с прекращением поставок и продаж а/м марок Chrysler и smart на российский рынок, последние а/м этих марок были проданы в 2021 году.
25 САМЫХ ПРОДАВАЕМЫХ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МОДЕЛЯМ ЗА ЯНВАРЬ 2022/2021 ГОДОВ
Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и автомобили местной сборки.
Примечание : рейтинг марок основан на результатах продаж за месяц.
Очередной кризис российского авторынка. Почему он не похож на другие
Автодилеры назвали негативный сценарий для автопрома России в 2023 году
В ушедшем году автомобильный рынок России упал на 59% по сравнению с 2021 годом, всего было реализовано 687,4 тыс. машин, говорится в отчете комитета автопроизводителей АЕБ. Из-за остановки поставок иномарок автодилеры не досчитались практически одного миллиона отгрузок (980 тыс. шт.) в сравнении с «ковидным» 2021 годом, уточнили в Ассоциации.
Прежде худшим годом на авторынке РФ за последнее десятилетие был 2016-й, когда россияне приобрели всего лишь 1,43 млн машин. Начиная с 2012-го (2,93 млн шт.) продажи падали, но в 2016 году ситуация на рынке переменилась и дела в автобизнесе шли в гору, описали ситуацию в комитете автопроизводителей.
Согласно статистике, среди марок
в пятерку лидеров российского авторынка в прошлом году вошли «АвтоВАЗ», Kia, Hyundai, ГАЗ и Chery.
Последние две автокомпании — впервые заняли столь высокие места. При этом Волжский автозавод стал единственным, кому удалось реализовать больше 100 тыс. машин: продажи Lada составили 188,6 тыс. ед. и упали на 46%.
Показатели Kia снизились до 66,1 тыс. автомобилей при том, что в 2021 году они составляли почти 206 тыс. машин. Вместе с Hyundai эти три бренда стали единственными, кто преодолел отметку в 50 тыс. реализованных авто.
Отрицательную динамику показали почти все компании кроме ряда китайских брендов. Так, марка Chery улучшила свои продажи на 4%, родственный ей бренд Exeed на фоне низкой базы позапрошлого года скакнул на 264%, схожая ситуация у Dongfeng (+213%) и Hino (+204%).
Единственным некитайским производителем, у кого выросли показатели, стал УАЗ (+5%).
Сильнее остальных в процентном соотношении просели Cadillac (на 93%), Fiat (-91%), Lexus ( минус 90%), Suzuki и Land Rover (-82%), Volvo (-81%), а также Toyota, Skoda, Volkswagen и BMW. Плохо обстоят дела с продажами у Audi, Mercedes-Benz, Nissan, Renault и других мировых концернов.
Бестселлеры
В рейтинге наиболее популярных моделей рынка первую тройку заняла продукция Lada. Модель Granta осталась лидером по спросу в России с более чем двукратным опережением ближайшего соперника — Niva: 96 тыс. против 39 тыс. шт. соответственно. Третье место заняла Vesta (29 тыс. шт.), пятерку бестселлеров замкнули Kia Rio и Hyundai Solaris (25 тыс. и 18 тыс. шт. соответственно).
Шестая позиция в рейтинге вместе с титулом «самого продаваемым китайского автомобиля России» достались кроссоверу Haval Jolion. Далее десятку лидеров замыкают Hyundai Creta, Lada Largus, Renault Duster и Geely Coolray. Согласно прогнозу АЕБ,
в 2023 году продажи новых легковушек могут вырасти на 12% по сравнению с 2022 годом, до 770 тыс. ед.
«Это средний прогноз, не оптимистичный и не пессимистичный. Такой умеренный прогноз. Мы думаем, что при благоприятном стечении обстоятельств возможен и рост выше 12%, но никто в мире не может ничего прогнозировать в текущей ситуации», – сказал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев в ходе объявления итогов года.
Очередной кризис
Принято считать, что первый постсоветский кризис авторынка РФ случился в 2008 году, он характеризовался быстрым падением и восстановлением, вспоминает генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.
«Затем последовал кризис 2014 года и он был локальным. Несмотря на медленное восстановление, российский рынок оставался частью мирового, – объясняет он. – Тогда продолжались официальные поставки автомобилей в Россию, сохранялось локальное производство.
Кризис 2022 тоже локальный, но рынок РФ уже сам по себе — без поддержки ключевых мировых автопроизводителей».
Сейчас официальные поставки осуществляют только китайские марки и отечественные заводы. События 2022 года привели к обрушению спроса, который является маркером платежеспособности населения и веры людей в будущее, готовности в него инвестировать, отмечает Терлюкевич
Нынешний кризис связан с сильнейшим дефицитом новых автомобилей и уходом большинства марок из России, он сильнее прежних, такого ранее не случалось,
соглашается замгендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков.
«Именно дефицит автомобилей привел к столь серьезному падению продаж, дилерам в новых реалиях пришлось в срочном порядке налаживать поставки в рамках параллельного импорта, а также заключать новые дилерские договора с китайскими производителями», – говорит собеседник.
Сценарии на будущее
В 2023 году продажи новых автомобилей окажутся еще ниже, полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
«Вряд ли рынок существенно вырастет относительно прошлого года. Не уверен, что «Москвич» сможет выпустить заявленные 50 тыс. автомобилей, скорее вероятен вариант — 20 тыс. авто по итогу года.
У того же Haval проблемы с логистикой. «АвтоВАЗ» свои 400 тыс. тоже не сделает из-за проблем с комплектующими», – говорит Бургазлиев.
Емкость рынка не превысит 650 тыс. легковых машин, включая автомобили, привезенные путем параллельного импорта.
Этот канал поставок хоть и может улучшить ситуацию, но он не даст больше 5-6% от общего рынка, полагает эксперт.
Из-за низкого покупательского спроса и отсутствия поставок машин мировых брендов положительной динамики продаж не будет, считает гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.
«Безусловно, китайцы или «псевдокитайцы», которых начали собирать на российских заводах, будут доминировать на нашем рынке в этом году.
Мой прогноз по соотношению долей продаж — 60% «китайцы» и 40% — российские производители. И это более, чем оптимистично», – считает Ольховский.
Ценники перепишут
При условии сохранении курсов валют на текущих уровнях цены на автомобили вырастут к концу весны, что объясняется более высокими издержками и стоимостью фондирования, уверен Ольховский
«В начале этого года цены на автомобили были на уровне осени 2022 года, потому что поставки пришлись на ноябрь и декабрь, когда конвертация доллара и евро к рублю была на уровне 60-62 рубля соответственно. При том курсе, который есть сейчас, очевидно, что будет повышение цен в апреле-мае», – ожидает глава «Автодома».
Андрей Терлюкевич из «АвтоСпецЦентра» и вовсе дает три сценария развития рынка в текущем году.
«Пессимистичный сценарий предполагает дальнейшую деградацию спроса по причине падения доходов населения.
Плюс рост стоимости кредитов – банки не верят в клиентов, которые не верят в инвестиции в будущее», – говорит он.
Базовый сценарий – сохранение объемов продаж на уровне 2022 года. Повторить результат прошлого года можно за счет роста производства «АвтоВАЗа», выполнения планов по поставке автомобилей китайских марок и вывода сборки локализованных брендов на заявленный уровень, объясняет он.
«Обнадеживающий сценарий – постепенное восстановление рынка во второй половине года, с легким ростом (+5%) по итогам года.
Пока это выглядит маловероятно. Для него нужен как минимум «мир во всем мире», – отмечает собеседник.
Оптимистическим развитием событий станет постепенное возвращение ушедших марок в Россию и снижение благодаря этому дефицита новых автомобилей, считает Алексей Стариков из «Авилона». Пессимистическим сценарием он называет серьезный обвал курса рубля, который приведет к резкому удорожанию машин и, как следствие, снижению спроса.
Восстановить рынок поможет только увеличение поставок новых автомобилей в Россию, а также развитие отечественных производств, добавил топ-менеджер «Авилона».
Российский рынок новых автомобилей: первые итоги 2022 года (+ТАБЛИЦЫ)
Игорь Владимирский
Агентство Автостат опубликовало итоги декабря на российском автомобильном рынке. За последний месяц 2022 года в стране зарегистрировано 56745 новых легковых автомобилей: эта статистика включает как официальные машины, так и все многообразие параллельного импорта. В декабре продано на 10% больше автомобилей, чем в ноябре, однако если сравнивать с декабрем 2021 года, то спрос упал на 58%.
Впрочем, куда интереснее итоги всего 2022 года. По данным Автостата, за двенадцать месяцев в России продано 626,3 тысячи новых легковых автомобилей. По сравнению с 2021 годом наш рынок обрушился на 59%! Впервые с 2000 года объем продаж новых машин упал ниже отметки в один миллион экземпляров. Даже в посткризисном 1999 году в России было продано 985 тысяч новых машин, хотя из них только 45 тысяч иномарок.
Почти 28% спроса в 2022 году пришлось на автомобили Лада: зарегистрировано 174688 экземпляров, и это вдвое меньше, чем годом ранее. На втором месте рейтинга удержалась Kia (65691), но лишь благодаря хорошей инерции, хотя в абсолюте сбыт упал втрое. Инерция также помогла компаниям Hyundai (54017), Renault (40814) и Toyota (28596), но в спину им уже дышат «китайцы». Компании Chery (39256) и Haval (34128) лишь немного недотянули до результатов 2021 года, а Geely (26694) даже показала рост продаж!
Российский бестселлер — Лада Гранта: в прошлом году продано 87982 автомобиля (спад на 22%), то есть на одну эту модель пришлось 14% всего рынка. На втором месте — Лада Веста (32790), а на третьем — Kia Rio (23909). Но в пятерку лидеров впервые вырвался китайский автомобиль — кроссовер Chery Tiggo 7 Pro (19292), продажи которого за год выросли более чем в полтора раза.
Топ-25 марок и моделей на рынке новых легковых автомобилей в 2022 году (шт.)