5 ОЧЕВИДНЫХ СЕКРЕТОВ АВТОЗВУКА!
1) Мощность(причём номинальная, RMS) усилителя должна быть БОЛЬШЕ мощности сабвуфера, да и не только сабвуфера, а также акустики. Многие наивно полагают, что сабвуфер сгорит/разлетится от мощного усилителя, а зря. Ведь когда усилитель мощнее сабвуфера, то ход динамика находиться в пределах нормы из-за того, что усилитель имеет запас по мощности и легко контролирует ход "подвижки" динамика. По поводу того, что сгорит или не сгорит, здесь всё просто, когда усилитель работает не на пределе, то он способен обеспечить "чистую" мощность, без клиппа.
2) Ход динамика не является единственным показателем звукового давления, создаваемого сабвуфером. Звучит как парадокс, но при меньшем ходе может быть больше звукового давления, чем при большом. Весь секрет в резонансе, многие видели, что в фазоинверторном сабвуфере на частоте настройки порта и вблизи её, ход динамика минимален, а давление "будь здоров". Дело в том, что на частоте настройки фазоинвертора, масса воздуха, которая находится в нём резонирует. Для справки, РЕЗОНАНС-это явление резкого увеличения амплитуды колебаний на частоте собственного резонанса… Когда масса воздуха в фазоинверторе резонирует, естественно создаётся звуковое давление. А "хода нет" у динамика потому, что динамик в этот момент максимально нагружен. Но не стоит думать, что ход вообще не важен, важен, просто нужно сбалансировать систему так, чтобы динамик выходил на нормальный рабочий ход от подаваемой мощности.
P.S. В четвертьволновом резонаторе(ЧВ) ход имеет большое значение, так как принцип работы отличается от ФИ.
3) "Питание" усилителя очень важный момент! Нужно обеспечить усилитель отличным "питанием" для того, чтобы ничего не сгорело, не захрипело, не закашляло.))) Если усилителю не хватает тока и напряжения, то есть мощности потребляемой от источников(АКБ и генератора), то на выходе вы получаете "грязную" мощность, насыщенную клиппом, которая спалит ваш любимый сабвуфер. Это не всё, усилитель будет уходить в защиту, а в худшем случае уйдёт в мир иной. Наверное не стоит объяснять, что бас будет размазанным и неприятным, а про музыку с частототами ниже
35Гц можете забыть.
Вот краткие советы: Генератор должен с запасом обеспечивать все усилители и прочие потребители в машине, исходя из вырабатываемого генератором тока выбирайте общую емкость АКБ. Слишком много АКБ и дохлый гена рано или поздно приведёт к испорченным АКБ, которые можно только выкинуть. КАБЕЛЬ ОТ АКБ ДО УСИЛИТЕЛЯ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ.
4) Что и как в акустическом оформлении ФИ. Объёмом можно смешать диапазон частот работы сабвуфера, так же объём влияет на ход динамика (больше объём-ниже играет, больше ход, меньше объём наоборот). Портом мы также смещаем диапазон частот работы сабвуфера и влияем на ход (меньше настройка порта-ниже играет, больше площадь порта- меньше ход ). Так же стоит сказать о АЧХ сабвуфера (больше объём-более гладкая АЧХ, больше площадь порта-более "горбатая" АЧХ). Так что ищите золотую середину, учитывая мощность усилителя.
5) Под разную мощность нужны разные "коробы". Чем больше мощность усилителя, тем меньше объём и больше площадь порта, ну это скорее подходит для SPL, хотя и в повседневе тоже стоит учитывать. Естественно верно и обратное, мало мощи- больше объём и меньше порт.
Как увеличить ход диффузора динамика?
Чно нужно изменить в конструкции динамика, чтобы увеличить линейный ход его подвижной системы?
Вообще размер хода зависит от жесткости подвесной системы динамика. Если диффузор с картонным гофром, то увеличение хода минимально. У резинового гофра ход можно увеличить существенно. В основном такой прием используется на сабвуферах. Это делается заменой гильзы с катушкой на более длинную. При этом диффузор придется тоже поднимать так, чтобы катушка оказалась в створе железа. Дело муторное, долгое и с кривыми руками бесполезное.
Осевой ход подвижной системы зависит от двух факторов: 1 механическое предельно допустимое смещение центрирующей шайбы и подвеса, продиктованное в основном его формой и не зависит от жёсткости; 2 Разность между высотой намотки звуковой катушки и высотой магнитного зазора (т.е. толщиной переднего фланца).
В первую очередь нужен такой подвес, который позволит осуществлять большое смещение не нарушая при этом линейность. Как правило максимальный ход у подвесов имеет большой, обычно двукратный запас.
Мало только заменить подвес. В первую очередь линейный продиктован соотношением высоты намотки и зазора. Максимальный линейный осевой ход равен Xmax=+/-(L-H)/2 , где L — высота намотки, а H-высота магнитного зазора, равная толщине переднего фланца. Т.е то, на сколько намотка в каждую сторону превышает ту часть, которая находится в зазоре. Например: толщина фланца 5мм, а выта намотки 10мм. Т.о намотка выходит из зазора на 2,5мм в каждую сторону. Значит максимальный линейных ход динамика будет +/- 2,5мм на каждую сторону, а полный 5мм. Ка только смещение бревысит 2,5мм на сторону, часть витков будет выходить из зазора и работыющих витков будет меньше — сила будет падать, а значит бутет теряться линейная зависимость. Результат — искажения. В народе говорят "захлёбывается".
Для того, чтобы увеличить Ход нужно намотать большую высоту намотки. Но при этом процент работающих витков уменьшится. Например вместо 10мм мы намотали 15мм; Ход увеличится с 5 до 10мм. Однако, если раньше из 10мм работало 5, те. 50%катушки, то теперь будет работать 5 из 15, т.е. только 33,3%. КПД иуменьшится в полтора раза, чувствительность уменьшится,а заодно подскочит добротность.
Чтобы оставить такой же процент рабочей части, нам нужно фланей сделать 10мм, а намотку 20мм, тогда будет так же работать 50%. Но увеличение объёма магнитного зазора повлечёт уменьшение магнитной индукции. Тогда либо мы опять теряем чувствительность получаем повышение добротности, либо необходимо увеличить магнит, чтобы получить ту же индукцию в большем зазоре.
В любом случае не получится поменять ход, не затронув другие параметры. По-любому получается совсем другой динамик, с совершенно другими характеристиками и параметрами, требующий совсем другого объёма ящика или даже иного акустического оформления.
Как увеличить ход динамика на сабвуфере
Чно нужно изменить в конструкции динамика, чтобы увеличить линейный ход его подвижной системы?
Вообще размер хода зависит от жесткости подвесной системы динамика. Если диффузор с картонным гофром, то увеличение хода минимально. У резинового гофра ход можно увеличить существенно. В основном такой прием используется на сабвуферах. Это делается заменой гильзы с катушкой на более длинную. При этом диффузор придется тоже поднимать так, чтобы катушка оказалась в створе железа. Дело муторное, долгое и с кривыми руками бесполезное.
Осевой ход подвижной системы зависит от двух факторов: 1 механическое предельно допустимое смещение центрирующей шайбы и подвеса, продиктованное в основном его формой и не зависит от жёсткости; 2 Разность между высотой намотки звуковой катушки и высотой магнитного зазора (т.е. толщиной переднего фланца).
В первую очередь нужен такой подвес, который позволит осуществлять большое смещение не нарушая при этом линейность. Как правило максимальный ход у подвесов имеет большой, обычно двукратный запас.
Мало только заменить подвес. В первую очередь линейный продиктован соотношением высоты намотки и зазора. Максимальный линейный осевой ход равен Xmax=+/-(L-H)/2 , где L — высота намотки, а H-высота магнитного зазора, равная толщине переднего фланца. Т.е то, на сколько намотка в каждую сторону превышает ту часть, которая находится в зазоре. Например: толщина фланца 5мм, а выта намотки 10мм. Т.о намотка выходит из зазора на 2,5мм в каждую сторону. Значит максимальный линейных ход динамика будет +/- 2,5мм на каждую сторону, а полный 5мм. Ка только смещение бревысит 2,5мм на сторону, часть витков будет выходить из зазора и работыющих витков будет меньше — сила будет падать, а значит бутет теряться линейная зависимость. Результат — искажения. В народе говорят "захлёбывается".
Для того, чтобы увеличить Ход нужно намотать большую высоту намотки. Но при этом процент работающих витков уменьшится. Например вместо 10мм мы намотали 15мм; Ход увеличится с 5 до 10мм. Однако, если раньше из 10мм работало 5, те. 50%катушки, то теперь будет работать 5 из 15, т.е. только 33,3%. КПД иуменьшится в полтора раза, чувствительность уменьшится,а заодно подскочит добротность.
Чтобы оставить такой же процент рабочей части, нам нужно фланей сделать 10мм, а намотку 20мм, тогда будет так же работать 50%. Но увеличение объёма магнитного зазора повлечёт уменьшение магнитной индукции. Тогда либо мы опять теряем чувствительность получаем повышение добротности, либо необходимо увеличить магнит, чтобы получить ту же индукцию в большем зазоре.
В любом случае не получится поменять ход, не затронув другие параметры. По-любому получается совсем другой динамик, с совершенно другими характеристиками и параметрами, требующий совсем другого объёма ящика или даже иного акустического оформления.
5 ОЧЕВИДНЫХ СЕКРЕТОВ АВТОЗВУКА!
1) Мощность(причём номинальная, RMS) усилителя должна быть БОЛЬШЕ мощности сабвуфера, да и не только сабвуфера, а также акустики. Многие наивно полагают, что сабвуфер сгорит/разлетится от мощного усилителя, а зря. Ведь когда усилитель мощнее сабвуфера, то ход динамика находиться в пределах нормы из-за того, что усилитель имеет запас по мощности и легко контролирует ход "подвижки" динамика. По поводу того, что сгорит или не сгорит, здесь всё просто, когда усилитель работает не на пределе, то он способен обеспечить "чистую" мощность, без клиппа.
2) Ход динамика не является единственным показателем звукового давления, создаваемого сабвуфером. Звучит как парадокс, но при меньшем ходе может быть больше звукового давления, чем при большом. Весь секрет в резонансе, многие видели, что в фазоинверторном сабвуфере на частоте настройки порта и вблизи её, ход динамика минимален, а давление "будь здоров". Дело в том, что на частоте настройки фазоинвертора, масса воздуха, которая находится в нём резонирует. Для справки, РЕЗОНАНС-это явление резкого увеличения амплитуды колебаний на частоте собственного резонанса… Когда масса воздуха в фазоинверторе резонирует, естественно создаётся звуковое давление. А "хода нет" у динамика потому, что динамик в этот момент максимально нагружен. Но не стоит думать, что ход вообще не важен, важен, просто нужно сбалансировать систему так, чтобы динамик выходил на нормальный рабочий ход от подаваемой мощности.
P.S. В четвертьволновом резонаторе(ЧВ) ход имеет большое значение, так как принцип работы отличается от ФИ.
3) "Питание" усилителя очень важный момент! Нужно обеспечить усилитель отличным "питанием" для того, чтобы ничего не сгорело, не захрипело, не закашляло.))) Если усилителю не хватает тока и напряжения, то есть мощности потребляемой от источников(АКБ и генератора), то на выходе вы получаете "грязную" мощность, насыщенную клиппом, которая спалит ваш любимый сабвуфер. Это не всё, усилитель будет уходить в защиту, а в худшем случае уйдёт в мир иной. Наверное не стоит объяснять, что бас будет размазанным и неприятным, а про музыку с частототами ниже
35Гц можете забыть.
Вот краткие советы: Генератор должен с запасом обеспечивать все усилители и прочие потребители в машине, исходя из вырабатываемого генератором тока выбирайте общую емкость АКБ. Слишком много АКБ и дохлый гена рано или поздно приведёт к испорченным АКБ, которые можно только выкинуть. КАБЕЛЬ ОТ АКБ ДО УСИЛИТЕЛЯ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ.
4) Что и как в акустическом оформлении ФИ. Объёмом можно смешать диапазон частот работы сабвуфера, так же объём влияет на ход динамика (больше объём-ниже играет, больше ход, меньше объём наоборот). Портом мы также смещаем диапазон частот работы сабвуфера и влияем на ход (меньше настройка порта-ниже играет, больше площадь порта- меньше ход ). Так же стоит сказать о АЧХ сабвуфера (больше объём-более гладкая АЧХ, больше площадь порта-более "горбатая" АЧХ). Так что ищите золотую середину, учитывая мощность усилителя.
5) Под разную мощность нужны разные "коробы". Чем больше мощность усилителя, тем меньше объём и больше площадь порта, ну это скорее подходит для SPL, хотя и в повседневе тоже стоит учитывать. Естественно верно и обратное, мало мощи- больше объём и меньше порт.
Как разминать сабвуфер
Большинство технических устройств нельзя «врубать» на полную мощность сразу после покупки. Прежде всего, это касается аппаратов, где имеются движущиеся или перемещающиеся элементы. Большая, или повышенная нагрузка может привести к возникновению дефектов или полному отказу системы. Чтобы этого не произошло новый сабвуфер в авто нужно правильно «размять», «разыграть» или «обкатать». Динамическая система громкоговорителя, то есть диффузор и его подвес, обладают набором механических характеристик. Это гибкость, вязкость и упругость. Для стабилизации этих параметров нужно, чтобы акустическая низкочастотная колонка некоторое время поработала на небольшой мощности с плавным её повышением.
Как правильно разыграть сабвуфер
В громкоговорителе имеются три основных подвижных элемента:
- Подвес
- Диффузор
- Центрирующая шайба
Звуковая катушка так же перемещается вместе с динамической системой, но не требует предварительной разминки. Диффузоры динамических головок делаются из следующих материалов:
- Целлюлоза (бумажное прессованное волокно)
- Полипропилен
- Кевлар
- Углеволокно (карбон)
Бывают так же керамические и алюминиевые диффузоры, но они используются только в высокочастотных головках и в сабах не применяются. Бумажные и полипропиленовые акустические отражатели являются самыми мягкими. Тем не менее, определённое время на разминку сабвуфера в коробе им потребуется. Более жёстким диффузорам из кевлара, полипропилена или углеродного волокна требуется не менее 30 часов работы при средних уровнях громкости, чтобы все физические параметры стабилизировались. Особенно внимательно нужно отнестись к динамикам с жёсткими диффузорами. Для повышения жёсткости в полипропилен и другие мягкие полимеры добавляют слюду, минеральные добавки или грубое волокно. Такие динамики требуют продолжительной «разминки» с плавным увеличением мощности.
Кроме диффузора важным элементом подвижной звуковой системы является подвес и центрирующая шайба. Подвесы мощных низкочастотных динамиков делаются из натуральных сортов резины или полиуретана. На предприятии-изготовителе никаких длительных прогонов готовых изделий не проводится, поэтому сабвуферы поступают к потребителю с жёсткой динамической системой, которая ещё не «научилась» качественно воспроизводить басы. Несмотря на эластичность гибких элементов, им требуется некоторое время поработать, чтобы притереться друг к другу.Многие отмечают, что звук новой акустической системы совершенно не соответствует заявленным параметрам. Это происходит не от того, что был куплен некачественный продукт, а потому, что подвижные элементы ещё не разработались.
Как и сколько разминать сабвуфер
Правильно «размять» новый сабвуфер можно в процессе аккуратной эксплуатации. Самый простой и доступный способ, это воспроизведение музыки. Смысл «разминания» сабвуфера заключается в том, чтобы слушать музыку в режиме половинной мощности. Прежде чем включить новую низкочастотную систему нужно убедиться, что усилитель правильно настроен. Уровень громкости должен составлять не более 50% от номинала, хотя специалисты рекомендуют начинать обкатку басовой колонки с более низких значений. Нужно отключить все настройки, отвечающие за улучшение басовых характеристик колонки и убрать подъём низких частот или установить его в среднее положение.
Если в звуковом комплекте имеется регулятор гейна (GainилиInputLevel), его следует убавить на 20-30%. Сколько времени нужно обкатывать сабвуфер точно указать невозможно. Это время зависит от материала, из которого изготовлен диффузор и подвес динамической системы. В среднем продолжительность «разминки» громкоговорителя может составлять 20-30 часов. В процессе работы музыкального комплекса громкость низкочастотного канала должна постепенно повышаться.
Как обкатывать сабвуфер
Основная задача обкатки басового динамика это придание упругим элементам системы большей гибкости и эластичности. Главное при этом не повредить не разработанный подвес и центрирующую шайбу большим ходом диффузора. Можно составит приблизительный график увеличения мощности низкочастотного усилителя. Если пользоваться автомобилем с включенной звуковой системой по одному часу в день, то в первый день она должна работать на 50% номинальной мощности, на следующий день её можно поднять на 10% и так до тех пор, пока выход не достигнет максимума. Таким же образом, но более маленькими ступенями нужно увеличивать гейн. В результате процесс «разминки» сабвуфера будет плавным, и риск повредит подвес или диффузор будет минимальным.После завершения режима «обкатки» сабвуфера» можно включить все дополнительные настройки, улучающие качество баса.
Как быстро размять сабвуфер
Бывают ситуации, когда «размять» сабвуфер нужно в самые короткие сроки. Для этой цели имеется упрощенный вариант. Он заключается в подаче на низкочастотную динамическую головку синусоидального переменного напряжения звуковой частоты. Самый лучший вариант раскачки низкочастотного громкоговорителя это подать на него сигнал с частотой собственного резонанса. Частота резонанса всегда указывается в паспорте на изделие. Частота собственного резонанса может находиться в диапазоне 25-40 Гц.Взять такой сигнал можно с лабораторного генератора низкой частоты или скачать соответствующий трек из интернета. Последний способ достаточно сомнительный, поэтому использование генератора всё же лучше.
Как разминать сабвуфер Pride. Низкочастотные динамики этого бренда не имеют особых противопоказаний по обкатке. Если применить профессиональное оборудование нет возможности, то для быстрой обкатки низкочастотной системы можно использовать низковольтный синусоидальный сигнал переменного тока, который можно взять с вторичной обмотки силового трансформатора.Частота раскачки соответствует частоте электрической сети, то есть 50 Гц. Этот способ хорошо использовать после покупки низкочастотного динамика, для которого будет сделан короб. Вообще процесс обкатки низкочастотной головки лучше на динамике, вынутом из короба. Динамической системе будет обеспечена хорошая вентиляция и не произойдёт перегрева звуковой катушки.
Как побыстрее размять саб
Купил новый SWR-1222D и Усилитель к нему Soundstream TRA-800.2
До этого в системе стоял и еще стоит AA RW-12, который разигрывался около месяца,
не хотелось бы так же целый месяц тратить на размятие саба и недовольство звуком,
есть мысль подключить в гараже усилитель и саб к мощному лабораторному блоку питания
и генератору ЗЧ. Вопрос на каком уровне и на какой частоте лучше все это дело запустить
чтоб эта затея удалась, очевидно головку лучше вообще не ставить в корпус чтоб вентиляция
была хорошая, а вот на счет частоты — кто что посоветует? поделитесь пожалуйста опытом.
какие еще тонкости?
#7 OFFLINE Bu-Yakov
- Откуда: Краснодар
Halin, спасибо за ответ. Но мне больше интересно про треки, т.к. к сети лучше ничего не подкдючать (живу в частном секторе, который постоянно застраивается, соответственно постоянно варят арматуру, леса. и т.д. — аудио техника погорит от постоянных скачков напряжения).
«Насчет усилка (если он не ламповый) — то достаточно одного дня под напряжением.»
Вот тут не понятно. День работы или просто подключенный в машине?
AHTOH86, насчет твоего комплекта не знаю, но мой работает уже 2 недели и пока по ощущениям еще не разыгрался. Поэтому задумался какбы его быстрей размять.
#8 OFFLINE A!exT
- Откуда: moscow
#9 OFFLINE Fidelix
- Откуда: Волгоград
можно скачать, а лучше купить XLO Reference Burn CD и вроде еще на Sheffield MDMS что-то подобное было — лучше оба, в хозяйстве сгодяца
#10 OFFLINE A!exT
- Откуда: moscow
#11 OFFLINE FIL
- Откуда: Москва
Купил новый SWR-1222D и Усилитель к нему Soundstream TRA-800.2
До этого в системе стоял и еще стоит AA RW-12, который разигрывался около месяца,
не хотелось бы так же целый месяц тратить на размятие саба и недовольство звуком,
есть мысль подключить в гараже усилитель и саб к мощному лабораторному блоку питания
и генератору ЗЧ. Вопрос на каком уровне и на какой частоте лучше все это дело запустить
чтоб эта затея удалась, очевидно головку лучше вообще не ставить в корпус чтоб вентиляция
была хорошая, а вот на счет частоты — кто что посоветует? поделитесь пожалуйста опытом.
какие еще тонкости?