Как разобрать разъем датчика кислорода ВАЗ: пошаговая инструкция
Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Меня зовут Владимир, и я являюсь опытным автомехаником с большим опытом работы с автомобилями ВАЗ. Сегодня я расскажу вам, как разобрать разъем датчика кислорода на автомобилях ВАЗ.
1. Подготовка и инструменты
Перед тем, как приступить к разборке разъема датчика кислорода, необходимо убедиться, что машина находится в выключенном состоянии и остыла. Для выполнения этой операции вам понадобятся следующие инструменты:
- Набор отверток разных размеров
- Трещотка с насадками
- Пассатижи
- Тестер для проверки проводки (опционально)
2. Шаги разборки
Процедура разборки разъема датчика кислорода в ВАЗ состоит из следующих шагов:
- Шаг 1: Отключение электрического подключения. Сначала необходимо отключить провода от разъема датчика кислорода. Для этого с помощью подходящей отвертки аккуратно отсоедините разъем, отвернув крепежные винты.
- Шаг 2: Проверка проводки. В случае необходимости, вы можете использовать тестер для проверки проводки на наличие повреждений или коротких замыканий.
- Шаг 3: Открутите сам датчик. С помощью трещотки и подходящей насадки аккуратно открутите сам датчик кислорода.
- Шаг 4: Осмотрите разъем. После удаления датчика внимательно осмотрите разъем на наличие повреждений, коррозии или загрязнений. При необходимости, очистите разъем от грязи и окисла с помощью пассатижей или специального средства.
Внимательно следуйте данным шагам, чтобы избежать повреждения разъема или проводки. Помните о том, что при разборке датчика кислорода возможно повреждение самого датчика или ошибки в работе системы управления двигателем.
Заключение
Разборка разъема датчика кислорода на автомобиле ВАЗ является достаточно простой операцией, которую можно выполнить самостоятельно. Однако, если у вас возникают сомнения, рекомендуется обратиться к опытному специалисту, чтобы избежать ошибок и повреждений. Надеюсь, что данная информация была полезной для вас и поможет вам в проведении данной операции!
Как разобрать разъем датчика кислорода гранта
Кислород, содержащийся в отработавших газах, реагирует с датчиком кислорода, создавая разность потенциалов на выходе датчика.
Она изменяется приблизительно от 0,1 В (высокое содержание кислорода – бедная смесь) до 0,9 В (мало кислорода – богатая смесь)
Для нормальной работы датчик должен иметь температуру не ниже 360°С. Поэтому для быстрого прогрева после пуска двигателя в датчик встроен нагревательный элемент.
Отслеживая выходное напряжение датчика концентрации кислорода, контроллер определяет, какую команду по корректировке состава рабочей смеси подавать на форсунки.
Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то дается команда на обогащение смеси.
Если смесь богатая (высокая разность потенциалов), дается команда на обеднение смеси.
Диагностический датчик концентрации кислорода установлен в катколлекторе за нейтрализатором, работает по тому же принципу, что и управляющий датчик, и полностью с ним взаимозаменяем.
Сигнал, вырабатываемый диагностическим датчиком концентрации кислорода, указывает на наличие кислорода в отработавших газах после нейтрализатора.
Если нейтрализатор работает нормально, показания диагностического датчика будут значительно отличаться от показаний управляющего датчика.
Замена диагностического датчика концентрации кислорода проводится аналогично замене управляющего датчика.
Следствием неисправности лямбда зонда является повышение порога токсичности отработавших газов, допускаемого бортовой системой диагностики по выбросу НС, СО.
Кислородные датчики могут иметь неисправность двух видов:
- — механическая неисправность одного из электрических компонентов (электрическая неисправность);
- — неисправность химического компонента, это приводит к увеличению времени ответа датчика и, следовательно, к увеличению периода срабатывания.
При неисправности датчика будет увеличен расход топлива, снижение мощности двигателя, неустойчивая работа на холостом ходу. Возможно повреждение каталитического нейтрализатора отработавших газов.
Для выполнения работы потребуются мультиметр (в режиме вольтметра), смотровая канава или эстакада (для снятия нижнего датчика) и специальный ключ для датчика кислорода.
Проверка датчика кислорода
1. Нажав на пружинный фиксатор, отсоединяем колодку жгута проводов от колодки датчика концентрации кислорода.
Проверяем напряжение питания нагревательного элемента на выводе «В» (обозначение выводов нанесено на колодке жгута проводов)
2. Подсоединяем «минусовой» щуп вольтметра к «массе» двигателя
Напряжение на выводе должно быть не меньше 12 В.
Если напряжение не поступает на колодку или оно меньше 12 В, значит, разряжена аккумуляторная батарея, неисправна цепь питания или неисправен ЭБУ.
3. Подсоединяем «минусовой» щуп вольтметра к выводу «С».
Измеряем напряжение между выводами «А» и «С».
Напряжение на выводах должно быть 0,45 В.
Если напряжение не поступает на колодку или оно отличается более чем на 0,02 В, значит, неисправна цепь питания или неисправен электронный блок управления.
Снятие и установка
Управляющий датчик концентрации кислорода расположен в верхней части катколлектора.
Датчик закрыт ресивером и впускной трубой двигателя, но снять его можно сверху из моторного отсека.
Показываем при снятых ресивере и впускной трубе
Расположение управляющего датчика концентрации кислорода:
- — 1 – место колодки жгута проводов датчика;
- — 2 – пластмассовый держатель жгута проводов датчика;
- — 3 – управляющий датчик концентрации кислорода.
Сжимаем усики пластмассового держателя проводов датчика, вынимаем держатель из отверстия в теплозащитном экране рулевого механизма
Разъединяем колодки проводов
Рожковым ключом на 22 откручиваем датчик из резьбового отверстия в катколлекторе.
За время эксплуатации датчик может прикипеть к катколлектору и тогда рожковым ключом будет трудно открутить датчик. Можно открутить датчик накидным ключом.
Тогда нужно разобрать колодку или перекусить провод, идущий к датчику, если датчик подлежит замене.
Также можно проточить в накидном ключе прорезь и через нее продеть провод.
Извлекаем управляющий датчик концентрации кислорода
Стрелкой показан диагностический датчик кислорода
Диагностический датчик откручиваем снизу, установив автомобиль на подъемник или смотровую канаву.
Снимаем средний грязезащитный щиток моторного отсека
Колодка проводов соединяется в моторном отсеке, рядом со щитом передка (над центральной частью рулевого механизма)
Отжав фиксатор колодки проводов системы управления двигателем, отсоединяем колодку от колодки проводов диагностического датчика концентрации кислорода
Ключом на 22 выкручиваем датчик из резьбового отверстия в катколлекторе
Учитывая расположение в труднодоступном месте, отвернуть датчик лучше Z-образным накидным ключом на 22
Вынув резиновый держатель жгута проводов датчика из отверстия в теплозащитном экране рулевого механизма, продеваем через отверстие колодку жгута проводов
Снимаем диагностический датчик концентрации кислорода
Устанавливаем управляющий и диагностический датчик концентрации кислорода в обратной последовательности
Перед установкой датчиков наносим на резьбовую часть датчиков тонкий слой графитовой смазки.
Датчик кислорода на Лада Гранта
На автомобилях модели Лала Гранта предустановлено два датчика концентрации кислорода (далее — ДКК). Первый управляющий, второй диагностический.
Управляющий призван считывать количественный состав кислорода в выпускных газах с камер сгорания, диагностический – сканирует выхлопные газы, следующие на выходе с каталитического наполнителя.
В ходе систематической эксплуатации автомобиля, некачественного топлива, нарушения регламента по обслуживанию контролеры выходят из строя. Процесс замены своими руками вовсе не сложный, но требует внимательности со стороны ремонтника.
Датчик кислорода на Лада Гранта: оригинал, аналоги, цена, артикулы
Каталожный артикул / маркировка | Цена в рублях |
---|---|
Управляющий 21074-3850010-00 (8 клапанная Лада) | От 2400 |
Диагностический 21074-3850010-00 (8 клапанная Лада) | От 2400 |
NGK 95801 | От 1900 — 2100 |
BOSCH 0 258 006537 | От 1900 — 2100 |
ERA 570023 | От 1900 — 2100 |
FENOX SD10100O7 | От 1900 — 2100 |
BREMI 30223 | От 1900 — 2100 |
DENSO DOX-0150 | От 1900 — 2100 |
STELLOX 20-00028-SX | От 1900 — 2100 |
PATRON HZ-30301006 | От 1900 — 2100 |
Металлическая проставка | 250 — 300 |
Электронный эмулятор | От 1600 |
*цены указаны состоянием на май 2019 года |
Лямбда зонд (ДКК) предназначен для отслеживания содержания количества кислорода в выхлопных газах. Превышение воздуха в смеси называется «обогащением», а обратный процесс – «обеднением».
Оба фактора негативно отображаются на функциональности мотора. Что приводит к снижению мощности, нестабильной работе на холостом ходу, повышенным расходом топлива.
Где расположен кислородный датчик
Модель Лада Гранта оснащена двумя ДКК: диагностическим и управляющим. Первый находится в корпусе выпускного коллектора, второй – после муфты коллектора.
Доступ к оборудованию для проведения профилактики из-под днища автомобиля, а также, через верх моторного отсека.
Средний ресурс эксплуатации ДКК 80 – 110 тыс. км. в зависимости от соблюдения водителем рекомендаций изготовителя.
Признаки неисправности датчика кислорода на автомобиле Лада Гранта
Признаки во многом схожи с другими поломками, поэтому важно на начальном этапе корректно идентифицировать поломку.
- Затрудненный запуск мотора «на холодную», «на горячую»;
- Увеличенный расход горючего;
- Снижение мощности;
- Пассивная динамика разгона;
- Работа мотора не в такт;
- На приборном щитке сигнализирует индикатор о наличии системных ошибок электронного блока управления;
- Из выхлопной трубы слышны периодические прострелы, что указывает на обогащение (обеднение) горючей смеси;
- Дым синего, сизого, черного цвета из выхлопной трубы.
При обнаружении одного или нескольких признаков немедленно обратитесь к специалисту СТО для проведения
Причины сокращения ресурса эксплуатации оборудования
- Нарушение условий эксплуатации автомобиля, несоблюдение сроков проведения планового технического осмотра;
- Заправка машины некачественный горючим;
- Покупка с последующей установкой неоригинальных деталей;
- Нарушение технологии монтажа;
- Брак детали при изготовлении;
- Повреждение при аварии, столкновении, ударе;
- Некорректная работа прошивки электронного блока управления.
Диагностика контролера своими руками на Лада Гранта
Чтобы проверить оборудование используем мультиметр. Прибор имеется у большинства автомобилистов в гараже. Последовательность действий следующая:
- Помещаем машину над смотровой ямой;
- Снимаем концевики;
- Подсоединяем клеммы мультиметра;
- Активируем прибор в положение «Замер сопротивления»;
- Анализируем полученные данные.
Если стрелка тяготеет к бесконечности – лямбда зонд исправен, если стрелка опускается в ноль – деталь повреждена. Помните, что контролер неразборный, профилактике не подлежит.
Водителю на заметку. Мотористы СТО настоятельно рекомендуют приобретать детали с заводскими каталожными артикулами с целью предотвращения нестабильной работы силового агрегата.
Установка кислородного датчика на Лада Гранта
- Ключ на «17»;
- Ветошь;
- Дополнительное освещение;
- Диагностический и управляющий контролеры;
- Мультиметр для замера сопротивления в электрической цепи.
- Помещаем машину над смотровым каналом (ямой). При отсутствии используем гидравлический подъемный механизм;
- Глушим мотор, открываем капот;
- Ожидаем пока выхлопной контур остынет до безопасной температуры, чтобы не повредить кожные покровы кистей рук;
- Из-под днища отщелкиваем концевик с клеммами на диагностическом контролере. Выкручиваем его, заменяем новым. Надеваем концевики;
- По аналогии проводим замену управляющего контролера.
Замена завершена. Запускаем двигатель, проверка функционала оборудования. При условии соблюдения регламента последующая профилактика через 80 – 85 тыс. км пробега.
16. "Починил" датчик кислорода (( …бл#дь " танцы с бубном 1 "
После покупки авто горел чек, расход по городу 9.4-9.7 литра, зимой 12.3литра. Преж.хоз. сказал что это от того что раньше газ стоял. И, мол, все должно, со временем погаснуть.
Через пару недель я сделал диагностику, которая показала — поломку нагревателя датчика кислорода. А вот какого датчика я не помню один управляющий, другой диагностический.
Начитался постов, набравшись теоретического опыта, было решено чистить оба датчика.
Решил сначала чистить второй (тот который ниже, диагностический). Муздыхался снимал сверху (ямы нет). Снял патрубок идущий от воздухана к дросселю и открутил защиту коллектора (только верхнее крепление), открылся доступ к датчику. Правда приходилось руку изгибать буквой "зю", чтоб добраться до него.
Датчик я снял и стал замачивать в ортофосфорной кислоте промывать водой, обжигать на открытом огне и тушить водой. Короче, исполозовал все доступные методы.
Клему снимал на полчаса.
Поставил датчик и ничего существенного не произошло. Расход не упал только мотор стал работать ровнее и тянуть сталоровнее.
!И тут меня посетила генильнейшая мысль!
"Если расход не упал, то значит что этот датчик работал и до чистки нормально, а небольшое улучшение работы двигателя — это положительный эффект от чистки. Следовательно неверно работает первый (верхний, управляющий) датчик!"
И методом исключения, было принято решение о чистке (возможно) неисправного первого датчика.
И меня понесло на эксперименты!
Так как я в первый раз замачивал датчик в ортофосфорной кислоте, которой в следующее воскресенье будем праздновать столетний юбилей, я начал метаться по магазинам в поисках свежачка и не нашел! Вот засада!
Делать нечего — купил преобразователь ржавчины.
Снял датчик без затруднений и замочил его в свежачке, пока он замачивался полез освежать знания. И узнал, что преобразователь нужно брать без содержания Zn+Mn, а я взял именно такой!
Далее следовали известные манипуляции…
Клему снимал на полчаса.
Утром поехал на работу и … п#зд.ц! н*х*й, *лядь(если такоке выражение недопустимо, предупредите пож.)…мошина то троит, то дергается, то глохнет, и самое главное расход 20.5 литров! А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а!Мамочкаа-а-а-а-а!
После работы чуток порысачил за городом, вроде немного пробзделась, расход упал до 12.5(замерял в городе после сброса показателей).
16. "Починил" датчик кислорода (( …бл#дь " танцы с бубном 1 "
После покупки авто горел чек, расход по городу 9.4-9.7 литра, зимой 12.3литра. Преж.хоз. сказал что это от того что раньше газ стоял. И, мол, все должно, со временем погаснуть.
Через пару недель я сделал диагностику, которая показала — поломку нагревателя датчика кислорода. А вот какого датчика я не помню один управляющий, другой диагностический.
Начитался постов, набравшись теоретического опыта, было решено чистить оба датчика.
Решил сначала чистить второй (тот который ниже, диагностический). Муздыхался снимал сверху (ямы нет). Снял патрубок идущий от воздухана к дросселю и открутил защиту коллектора (только верхнее крепление), открылся доступ к датчику. Правда приходилось руку изгибать буквой "зю", чтоб добраться до него.
Датчик я снял и стал замачивать в ортофосфорной кислоте промывать водой, обжигать на открытом огне и тушить водой. Короче, исполозовал все доступные методы.
Клему снимал на полчаса.
Поставил датчик и ничего существенного не произошло. Расход не упал только мотор стал работать ровнее и тянуть сталоровнее.
!И тут меня посетила генильнейшая мысль!
"Если расход не упал, то значит что этот датчик работал и до чистки нормально, а небольшое улучшение работы двигателя — это положительный эффект от чистки. Следовательно неверно работает первый (верхний, управляющий) датчик!"
И методом исключения, было принято решение о чистке (возможно) неисправного первого датчика.
И меня понесло на эксперименты!
Так как я в первый раз замачивал датчик в ортофосфорной кислоте, которой в следующее воскресенье будем праздновать столетний юбилей, я начал метаться по магазинам в поисках свежачка и не нашел! Вот засада!
Делать нечего — купил преобразователь ржавчины.
Снял датчик без затруднений и замочил его в свежачке, пока он замачивался полез освежать знания. И узнал, что преобразователь нужно брать без содержания Zn+Mn, а я взял именно такой!
Далее следовали известные манипуляции…
Клему снимал на полчаса.
Утром поехал на работу и … п#зд.ц! н*х*й, *лядь(если такоке выражение недопустимо, предупредите пож.)…мошина то троит, то дергается, то глохнет, и самое главное расход 20.5 литров! А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а!Мамочкаа-а-а-а-а!
После работы чуток порысачил за городом, вроде немного пробзделась, расход упал до 12.5(замерял в городе после сброса показателей).
Замена датчика кислорода на Ладе Гранте
С принятием отечественным производителем стандартов Евро – 3, на автомобили серийного производства устанавливают системы очистки выхлопных газов.
Так называемые каталитические наполнители оснащены двумя датчиками кислорода на Ладе Гранте, которые размещены вверху и внизу периметра катализатора. Соответственно, верхний именуется управляющим, нижний — диагностическим.
Низкооктановое топливо, низкое качество горючего — основные факторы, способствующие преждевременному выходу из строя датчиков кислорода (далее – ДК или лямбда-зонды).
Процесс самостоятельной замены простой, но требует внимательности со стороны ремонтника.
Труба приёмная с нейтрализатором
№ | Артикул | Наименование |
1 | 00001-0061008-11 | Гайка М8 |
2 | 00001-0005196-01 | Шайба 8 |
2 | 00002-0204136-01 | Шайба 8 |
3 | 11183-1203008-00 | Труба приемная |
4 | 21114-1008080-00 | Прокладка |
5 | 00001-0035435-21 | Шпилька М8х25 |
6 | 00001-0035437-21 | Шпилька М8х35 |
7 | 21010-1008082-00 | Шпилька |
8 | 11183-1203040-00 | Кронштейн приемной трубы |
9 | 00001-0060432-21 | Болт М8х16 |
10 | 00001-0005166-70 | Шайба 8 пружинная |
11, 15 | 11180-3850010-00 | Датчик кислородный |
12 | 00001-0045696-80 | Скоба 12 |
13 | 11180-1203042-00 | Прижим кронштейна |
14 | 21100-1203021-12 | Прокладка фланца |
16 | 00001-0035168-30 | Шпилька М8х1,25х20 |
17 | 11190-1203075-00 | Пластина контровки гаек |
18 | 21080-1203019-01 | Гайка крепления приемной трубы |
Где находятся датчики кислорода на Ладе Гранте
Независимо от модификации двигателя, количества клапанов, штатное расположение лямбда-зонда – моторный отсек.
Так как конструкция предусматривает наличие двух контроллеров, первый установлен сверху, непосредственно на корпусе выпускного коллектора.
Нижний, он же диагностический, вмонтирован в приемную трубу выпускной системы. Для обеспечения доступа предварительно демонтируем пластиковую защиту.
Подготовительный этап перед заменой датчика концентрации кислорода на Ладе Гранте
Необходимые материалы, инструменты:
- ветошь;
- ключ на «19, 22»;
- отвертка с плоским наконечником;
- дополнительное освещение, если работы проводят в ночное время суток;
- мультиметр.
Последовательность действий при самостоятельной замене датчика кислорода на Ладе Гранте
- Автомобиль помещаем в периметр ремонтной зоны, принимаем основные меры безопасности, фиксируем задний ряд колес во избежание произвольного отката.
- Скидываем аккумуляторные клеммы с целью недопущения короткого замыкания в цепи.
- Если у вас Лада Гранта 8-ми клапанная, то декоративная плита отсутствует. В 16-ти клапанной модификации предварительно отщелкиваем плиту, извлекаем ее, после чего снимаем ресивер (ключ на «19»). Он расположен с тыльной стороны моторного отсека.
Расположение управляющего датчика концентрации кислорода:
1 – место соединения колодки жгута проводов датчика с колодкой жгута проводов системы управления двигателем;
2 – пластмассовый держатель жгута проводов датчика;
3 – управляющий датчик концентрации кислорода.
- Сжимаем по бокам колодку с проводами, отщелкиваем пластмассовый фиксатор, вынимаем держатель из отверстия в экране рулевого механизма.
- Ключом на «22» выкручиваем диагностический ДК из отверстия в катколлекторе. Из-за работы в условиях высоких температур ДК часто прикипает к металлической основе. Прикладываем усилие, срываем лямбда –зонд.
- Из-под днища машины в области расположения правого привода отвинчиваем второй (диагностический) датчик кислорода ключом на «17». Предварительно устанавливаем машину на смотровую яму, вывешиваем гидравлическим подъемным механизмом. Визуально ДК на Лада Гранта расположен после нейтрализатора газов.
Отсоединение задней опоры подвески силового агрегата автомобиля Lada Granta 2190:
1 – гайка (дет. 1118-1001257) фиксации опоры мотора;
2 – задняя опора (дет. 2190-1001033) подвески силового агрегата
У диагностического датчика колодка с проводами расположена в моторном отсеке. Распиновка ближе к рулевой рейке, металлической перегородке с салоном.
- Отжимаем фиксатор, извлекаем колодку с проводами.
- Ключом на «22» выкручиваем ДК из отверстия катколлектора.
- Извлекаем лямбда-зонд.
- Проводим дефектовку посадочного места, проверяем целостность проводки, резьбы, собираем конструкцию в обратной последовательности.
Проводим дефектовку
Водителю на заметку! Перед завинчиванием ДК обязательно смазываем резьбу тонким слоем графитной смазки. Затягиваем каждый из ДК при помощи динамометрического ключа с усилием 40 Нм.
Типичные неисправности и способы устранения
Неисправности | Способы устранения |
Нестабильная работа силового агрегата на холостых оборотах | Проверка целостности электрической проводки. Замена лямбда – зонда |
Потребление горючего с превышением нормы | Замена ДК новым |
Снижение динамики разгона | –/– |
После остановки мотора слышно характерное потрескивание в области расположения каталитического наполнителя | Очистка катализатора, замена новым, профилактика ДК |
Превышение рабочей температуры штатного катколлектора | Засорение катализатора, профилактика, замена новым |
Индикация ошибки работы двигателя «СНЕСК ЕNGINЕ» на приборной панели | –/– |
Ошибка датчика «Р0140» | –/– |
Причины преждевременного износа датчиков кислорода
- Систематическое использование низкооктанового топлива с добавлением химических примесей с превышением граничных норм.
- Применение в процессе профилактики герметиков на силиконовой основе.
- Перегрев (закипание) лямбда – зондов из-за некорректно выставленного угла зажигания, чрезмерного обогащения горючей смеси, нестабильной подачи напряжения в цепи.
- Многократные запуски мотора через короткие промежутки времени. Вследствие этого в камере сгорания накапливается нагар, так как топливо не сгорело в полном объеме.
- Диагностика свечей зажигания, работы цилиндров при выкрученных свечах;
- Попадание на кончик ДК химически агрессивных соединений, нефтепродуктов.
- Повреждение изоляционного слоя, обмотки проводки, замыкание на массу.
- Разгерметизация в системе.
Разница замены в 16 и 8 клапанных двигателях Лады Гранты
Алгоритм замены идентичен за исключением порядка демонтажных и подготовительных работ. В модификации двигателя с 16-тью клапанами предварительно демонтируем декоративную панель.
Из-под днища моторного отсека выкручиваем пластиковую защиту, для обеспечения доступа ко второму лямбда-зонду.
Диагностика и проверка исправности датчиков кислорода на Ладе Гранте
В автосервисе диагностику проводят при помощи цифровых сканеров, что позволяет считывать большое количество данных для интерпретации. В «домашних условиях» мотористы практикуют мультиметр.
Итак, работа ДК построена по следующему принципу: от электронного блока управления (ЭБУ) поступает входное напряжение 0.45В на лямбда – зонд. Указанного напряжения достаточно для корректной работы. В случае неисправности датчика, входное напряжение будет отлично от заданного стандарта.
Активируем мультиметр, выставляем необходимое напряжение, проверяем показания на выходном разъеме.
Также осматриваем нагреватель датчика кислорода, он находится по центру детали. На его поверхности должны отсутствовать какие-либо повреждения.
Иногда владельцы вместо вышеуказанных лямбда-зондов устанавливают обманки датчика кислорода. На территории РФ это не запрещено, но при пересечении границы с ЕС водитель будет оштрафован за несанкционированное вмешательство в работу выхлопной системы.
Водителю на заметку! Не всегда мастера практикуют замену лямбда-зонда новым. При несоответствии напряжения на выходе подпаивают резистор. Он подтягивает недостающее напряжение к массе, выравнивает опорное напряжение.
При большом количестве кислорода в выхлопной системе показатель сопротивления тяготит к 0.1 В. Когда обнаружен недостаток кислорода, то стрелка указываетна 0.8 В.