Ремонт радиатора охлаждения двигателя автомобиля: все, что нужно знать
Когда начинает течь радиатор автомобиля, многие его просто меняют. Хотя в большинстве ситуаций ремонт автомобильного радиатора способен решить проблему. Иногда даже специфических навыков не нужно, чтобы починить деталь. Но в некоторых случаях ничего нельзя исправить без сварки. Разберемся, как определить состояние радиатора на машине и что с ним делать?
Что такое радиатор в машине: азы
Радиатор авто — это главный элемент в системе охлаждения двигателя. Он представляет собой неподвижное устройство, которое находится в передней части (чаще, но не всегда) машины и служит для охлаждения двигателя.
По трубкам радиатора постоянно движется жидкость, которая забирает себе высокую температуру от двигателя. В охладителе она обдувается воздухом с улицы и дополнительными вентиляторами. К двигателю она возвращается уже со сниженной температурой и снова берет на себя тепло. Процесс цикличен.
Задача детали заключается в том, чтобы быстро отводить тепло от охлаждающей жидкости и передавать ее в атмосферу. Для двигателя этот процесс очень важен. Не будет нормального обдува, детали машины просто перегреются и выйдут из строя.
Устройство радиатора охлаждения двигателя авто
Устройство автомобильного радиатора довольно легкое. Рабочую основу составляют плоские детали из металла или лента, согнутая гармошкой. Через них проходит специальная трубка, которая соединяет два бачка с жидкостью. За счет этого площадь прохождения охлаждающего материала значительно увеличивается, а вместе с этим растет и эффективность охлаждения.
Конструкция радиатора автомобиля сделана таким образом, что жидкость заливают через отверстие в верхнем бачке. Наиболее распространенная причина поломки — старение деталей. В таком случае ремонт радиатора охлаждения может быть и не совсем эффективным. Важнее — обслуживать систему на протяжении всего срока эксплуатации.
Как работает радиатор в машине: обзор
Автомобильный радиатор для отопления устроен так, что антифриз двигается по трубкам и пластинам без остановки. За счет этого все внутренние детали хорошо ополаскиваются и отдают тепло. Специальные патрубки в конструкции отвечают за то, чтобы это тепло рассеивалось в атмосферу. Весь принцип работы радиатора состоит именно в цикличности.
Для улучшения работы ставят специальный вентилятор перед радиатором. Если в старых моделях авто за снижение температуры отвечает воздух из атмосферы, то в современных для ускорения теплообмена стоит вентилятор с электроприводом. Он включается после того, как датчик температуры подает ему соответсвующий сигнал.
Виды радиаторов автомобиля
Радиаторы бывают нескольких видов в зависимости от их функций и подключения к конкретной системе. Основные разновидности радиаторов:
- охлаждения — нужны для теплообмена специальной жидкости, которая снижает температуру двигателя во время работы;
- отопления — нужны для теплообмена той же жидкости с воздухом внутри салона;
- кондиционера — нужны для изменения тепла хладагента в системе кондиционирования;
- интеркулера — повышает плотность надувного воздуха в моторе за счет промежуточного охлаждения;
- испарителя — выделяют холодный воздух в салон за счет расширения хладагента.
Эти виды присутствуют во всех современных автомобилях. Они дополняют работу друг друга и в комплексе делают поездку комфортной для людей в салоне и безопасной для внутренних комплектующих автомобиля.
Какие бывают типы конструкций?
Еще одна важная классификация, которая поможет понять работу системы охлаждения, — по типу конструкции. Разберемся, из чего сделан радиатор автомобиля и что это означает для машины. Несколько типов:
- Алюминиевые сборные из труб и пластин — в основе механизма находятся круглые трубки с надетыми на них специальными пластинами для охлаждения. Оба бачка обычно пластиковые.
- Алюминиевые паяные из труб и лент — в трубках есть плоскоовальное сечение, а между ними расположена сложенная гармошкой лента. Бачки могут быть пластиковыми или алюминиевыми.
- Медно-латунные паяные из труб и лент — по структуре такие же, но бачки могут быть выполнены из латуни или пластика.
Какой радиатор вам нужен, зависит от условий эксплуатации. Все перечисленные типы отличаются хорошей теплоотдачей и большой скоростью охлаждения. Медно-латунные детали весят больше, а конструкцию из труб и пластин тяжелее будет устанавливать — понадобятся дополнительные инструменты.
Причины поломок системы охлаждения
Все поломки радиатора можно разделить условно на три категории:
- механические повреждения;
- неправильное использование, например, не убирают коррозию или поздно меняют антифриз;
- естественный износ и старение металла.
Когда сломался радиатор в машине и вы заметили первые признаки, нужно провести ремонт. Ездить на автомобиле с неисправной системой охлаждения опасно — это приведет к перегреванию двигателя и его поломке.
Часто система просто теряет герметичность. Как результат: подтекает радиатор отопления и охлаждения.
Еще один распространенный вариант повреждения: пластины для теплообмена загрязняются из-за неправильного использования радиатора. Точнее из-за недостаточно частого обслуживания. Система настолько сильно загрязняется, что уже не может проводить нормальный теплообмен между антифризом и окружающей средой. Тут на поверхность налипает уже толстый слой из грязи, пыли, пуха, частичек насекомых, который не пропускает тепло.
Чтобы исправить такую ситуацию, не понадобится специфический инструмент для ремонта радиаторов. Тут нужно просто под высоким напором промыть детали.
За тщательным осмотром лучше обратиться на СТО к профессионалам — большой перечень услуг вы можете найти на OLX. Здесь же при необходимости можно отремонтировать деталь.
Как проверить радиатор в других случаях? В первую очередь — проверить детали на наличие протеканий антифриза.
Течь радиатора охлаждения: симптомы
Течь становится заметна, когда двигатель постоянно перегревается. Это свидетельствуют в первую очередь о неправильной работе системы охлаждения. Причем признак довольно явно проявляется даже после коротких поездок. Если вовремя не обратить внимание, то придется в целом проводить дорогостоящий ремонт всего силового аппарата.
Основные симптомы поломки:
-
уровень антифриза резко уменьшается в бачке;
Причин, почему теряется герметичность, несколько. Это может быть следствие сильных механических воздействий. Во время ремонта других систем вы можете случайно повредить тонкие стенки радиатора.
Внутри могут затруднять движение антифриза и нарушать целостность системы сторонние предметы, случайно попавшие в жидкость. Но в любом случае неисправность нужно быстрее устранять, чтобы обеспечить нормальную работу двигателя.
Чем грозит течь радиатора автомобиля: опасности
Когда в радиаторе появляется место для утечки жидкости, в первую очередь страдает двигатель. Мотор не охлаждается до нормального состояния. Тепло, генерируемое в процессе работы двигателя, никуда не исчезает. Сопутствующие последствия:
-
головка блока цилиндров меняет форму;
Что делать если течет радиатор в машине? Нужно в первую очередь найти поврежденные места. Но не стоит лезть под капот сразу же после остановки машины. Во время работы в системе охлаждения появляется высокое давление — оно заставляет жидкость циркулировать. Когда вы открываете капот, маленькая трещина на радиаторе может вырасти под влиянием давления и температуры. Тогда из нее выпрыскивается под напором кипящая жидкость.
При попадании на кожу разгоряченный антифриз вызовет термические ожоги. Вероятнее всего, понадобится медицинская помощь.
Как отремонтировать радиатор охлаждения самому: советы
Перед тем, как починить радиатор автомобиля, тщательно изучите его состояние. При обычных трещинах ситуацию можно исправить. При значительных механических повреждениях и коррозии проще будет заменить деталь на новую.
Распространены три варианта ремонта радиаторов охлаждения двигателя:
- Покрытие специальными герметиками или эпоксидным составом.
- Пайка — поврежденные соты запаивают обычным паяльником или газовой сваркой.
- Аргоновая сварка — использует электроды и инертный газ в своей работе.
С герметиками нужно быть осторожным. При неправильном использовании он может оказаться в антифризе, а после — заглушить трубки и пластины. Герметик с эпоксидной смолой и отвердителем хорошо справляются с восстановлением герметичности.
Популярный ремонт радиаторов автомобиля — использование пайки. Нужно демонтировать деформированную деталь, заменить ее. Если вы умеете пользоваться газовой сваркой, можно справиться самому. В противоположном случае лучше обратиться в мастерскую.
Когда два предыдущих варианта не подходят под ваш случай, можно воспользоваться аргоновой сваркой. Она защищает поверхность от окисления — спустя время на месте спайки не появится ржавчина. Этот вариант подходит, когда на радиаторе есть существенные механические повреждения.
В качестве профилактики нужно регулярно менять антифриз, чтобы не допустить перегревания двигателя и всей системы охлаждения. Можно установить дополнительную шторку, которая будет защищать деталь от механических повреждений.
Починить радиатор можно самостоятельно, если у вас есть инструменты для ремонта и немного опыта. В остальных же случаях доверьте судьбу автомобиля механикам. И помните, что главное — вовремя обратить внимание на поломку и отделаться малой кровью, а не менять весь силовой агрегат машины.
Что такое радиатор охлаждения двигателя и почему его очень важно регулярно чистить
Двигатель внутреннего сгорания — крайне теплонагруженный узел любого современного автомобиля. Во время работы его температура неизбежно повышается, что может привести к не самым положительным последствиям. Чтобы они остались лишь сухой теорией, в подкапотном пространстве используется продуманная система охлаждения. Важным её элементом является радиатор, который пропускает через себя специальную жидкость, которую в народе называют «антифризом», и понижает её температуру. Она нужна для охлаждения двигателя — собственно, поэтому называется охлаждающей. Впрочем, без исправного радиатора она абсолютно бесполезна.
- В тему:BMW нервно курит в сторонке. 5 люксовых авто, привлекающих монструозным радиатором
Что собой вообще представляет автомобильный радиатор
Радиатор — специальное приспособление, которое отводит тепло от жидкости, находящейся в системе охлаждения. Чаще всего он находится в передней части автомобиля (если двигатель у модели спереди, а не сзади) и во время его движения пропускает через себя невероятно большое количество воздуха, уводя повышенную температуру в окружающую среду. Радиатор состоит из особенных труб, по которым двигается охлаждающая жидкость, а также многослойных пластин металла, повышающих площадь контакта с воздухом. На боковых частях радиатора обычно располагаются патрубки, которые предназначены для входа и выхода охлаждающей жидкости, циркулирующей по системе.
В верхней части подкапотного пространства также располагается специальный расширительный бачок, который предназначен для доливки и контроля уровня охлаждающей жидкости. Он же нужен для того, чтобы избежать разрыва всей системы в случае экстренного повышения давления, если что-то начинает идти не совсем по плану. Любой автомобилист знает, что резкое понижение уровня охлаждающей жидкости свидетельствует про разгерметизацию системы — в том числе, протечку самого радиатора. В этом случае неизбежно производится ремонт. Но у системы охлаждения могут быть и неочевидные проблемы, про которые многие просто не думают. Одна из них — ощутимое загрязнение.
Почему автомобильный радиатор должен оставаться чистым
Обычно температура охлаждающей жидкости, которая располагается в блоке цилиндров двигателя, находится на уровне от 80 до 95°С. Очень важно, чтобы отклонения от подобного промежутка не были слишком критичными ни в большую, ни в меньшую стороны. Если температура окажется чересчур низкой, двигатель не будет показывать должный уровень эффективности. Но при экстренном повышении числа градусов можно получить планомерный перегрев. Во время него детали мотора начинают постепенно расширяться, что способствует увеличению трения. В итоге двигатель даже может заклинить, что фактически не ремонтируется.
Если обнаруживается течь, о чём уже шла речь выше по тексту, автолюбители тут же бьют тревогу и начинают заниматься обслуживанием охлаждающей системы. На загрязнение же радиатора обычно никто не обращает внимания, поэтому данный процесс может стать куда более опасным. Во время езды в радиатор попадают насекомые, грязь, пыль и другие загрязнения. Полезная площадь так называемых сот постепенно уменьшается, что планомерно увеличивает температурную нагрузку на мотор и сокращает время его полезного использования. Если автомобиль взят покататься свежим на вторичном рынке на год или два, то данный вопрос теряет актуальность. В противном же случае нужно периодически заниматься очисткой.
Когда лучше всего производить очистку радиатора в авто
У автопроизводителей крайне индивидуальный подход к конструкции радиаторных решёток на разных моделях. Бывает, отверстия достаточно большие, поэтому практически не забиваются. Но может быть и обратная ситуация. В последнем случае лучше всего проводить периодическую проверку (раз в год или 20 тысяч километров пробега) радиаторных решёток. Сами же радиаторы, как показывает практика, лучше всего мыть не реже одного раза в два или три года — по крайней мере, если они за это время визуально достаточно грязные. Обычно для оценки их загрязнения не нужно проводить полный демонтаж.
Оценку загрязнения радиатора обычно проводят во время подготовки к летнему сезону. В этом нет ничего удивительного, ведь в тёплое время года нагрузка на систему охлаждения ощутимо увеличивается, и автомобиль должен быть готов к этому на все 100%. При этом важно понимать, что под полной очисткой радиатора обычно подразумевается не только внешняя, но и внутренняя. Это нужно, чтобы убедиться в правильной циркуляции охлаждающей жидкости по всей системе. Сравнительно длительная эксплуатация автомобиля приводит к тому, что «трубочки» забиваются, и эффективность неизбежно падает.
Как определяется необходимость и проводится чистка радиатора
Необходимость очистки определяется 3 путями
Во-первых, если автомобилю уже два-три года или сильно больше, то проверить загрязнение радиатора, если это никогда не делалось, — далеко не самая плохая идея. Это особенно важно, если транспортное средство приобреталось на вторичном рынке и по поводу бережности его эксплуатации есть сомнения.
Во-вторых, можно ориентироваться по температуре двигателя на приборной панели автомобиля. Если после длительной нагрузки на мотор система охлаждения уже не справляется с возложенными на неё обязанностями, и симптомов поломки нет, следует обратить внимание именно на необходимость очистки.
В-третьих, иногда можно просто провести визуальный осмотр радиатора. Впрочем, важно понимать, что сразу за радиаторной решёткой обычно находится не радиатор охлаждения двигателя, а радиатор кондиционера. Поэтому нужно смотреть в подкапотное пространство, если без разборки там что-то будет видно.
Очистка радиатора проводится в 2 этапа
На первом этапе происходит промывка снятого радиатора снаружи. Для этого на него наносится специальное моющее средство, потом производится механическая очистка с помощью щётки средней жёсткости, а в итоге всё смывается водой без большого напора. Далее происходит установка на авто.
На втором этапе происходит внутренняя чистка радиатора и всей системы охлаждения. Для этого внутрь системы заливаются специальные составы, которые должны эффективно справляться с накипью, ржавчиной, а также остатками всевозможных лишних веществ. После промывки раствор сливается и заливается охлаждающая жидкость.
Можно ли очистить радиатор самому или лучше не нужно
Если вы дочитали данный материал до этого места, лучше всего обратитесь к специалисту. Текст предназначен для автомобилистов-новичков, которые только лишь начинают познавать техническую часть транспортных средств в своём использовании. На свои же плечи лучше возложить контроль необходимости проверки загрязнений радиатора, а также самостоятельную очистку радиаторной решётки. Более того, даже не думайте устанавливать на автомобиль дополнительные «сеточки», которые вроде как препятствуют загрязнению радиаторов. Они ухудшают воздушный поток, а автомобиль должен «дышать» — крайне желательно, полной грудью.
Изучаем радиаторы охлаждения двигателя
Автомобильный радиатор является очень важным элементом ТС. Его функция – переносить тепло в атмосферу. Это возможно благодаря набегающему направленному воздушному потоку. Также вероятен принудительный вариант (вентилятор). В состав радиатора входит 2 бачка, а также сердцевина. Если вы хотите приобрести продукцию Termal, то загляните на сайт авторадиатор16.
Особенности конструкции
Зачастую в процессе изготовления радиатора охлаждения применяется медь, однако возможен и вариант с использованием алюминия. Первый вариант выделяется большей теплоотдачей. Устройство сердцевины может быть трубчатым и пластинчатым в форме сот. Непосредственно между ними крепятся латунные полоски. В итоге конструкция становится жестче. Что касается площади поверхности охлаждения, то она увеличивается.
Устройство охладительной системы означает постоянную циркуляцию тосола непосредственно по системе. Для этого нужна помпа, которая крепится на двигателе. Разные компоненты охладительной системы автомобиля соединяются при помощи особых трубок.
Зачастую охлаждение двигателя машины возможно благодаря использованию антифриза, однако возможен и вариант с особым составом тосола. Эта жидкость должна быть налита в расширительный бачок. Минуя трубки, она оказывается в моторе, в радиаторе. Жидкость, используемая для охлаждения, должна освобождаться быстрее от теплового излишка. Вот почему на машинах применяются вентиляторы. Благодаря ему удается подавать направленный воздушный поток, который обязательно минует радиатор.
На современных машинах могут применяться разные типы вентиляторов. Один из них имеет привод от коленчатого вала двигателя. Что касается электрического варианта, то происходит автоматическое включение, когда жидкость достигает критической температуры.
Что касается принципа работы штатного радиатора ТС, то он прост. Особая жидкость минует блок цилиндров работающего двигателя. Здесь жидкость вытягивает огромное количество тепла, которое выделяется. После этого, минуя трубопровод, жидкость оказывается в радиаторе системе охлаждения. Тосол движется из верхнего штатного бачка через соты радиатора.
Чтобы мотор машины работал максимально эффективно, необходимо достижение не менее 80оС. Для стабилизации в патрубке находится термостат. Если тосол имеет температуру меньше этого показателя, то термостат будет закрыт. В подобных случаях циркуляция тосола возможна по малому кругу. Когда же температура тосола становится критической, происходит автоматическое открытие термостата.
У грузовиков есть радиатор, который охлаждает автомобильное масло мотора. Вот почему не происходит розжиг горячей смазки. И при этом не происходит прогорание к элементам мотора, которые являются раскаленными.
Каждый, у кого есть автомобиль, может самостоятельно провести простое обслуживание охладительной системы ТС. Зачастую все сводится к тому, чтобы проверить объем охлаждающей жидкости.
Все радиаторы в автомобиле — виды, функции
Чистка радиатора — важная процедура для подготовки транспортного средства к летнему сезону. Слишком высокая температура и частое передвижение в пробках приводит к перегреву любой техники. В результате система охлаждения вынуждена работать под высокой нагрузкой. Поэтому уже после 5-7 лет эксплуатации нужно удалять грязь из сот радиатора. Для этого автомобилисты просто снимают главный охлаждающий элемент и промывают его проточной водой. Однако, не все знают, что в автомобиле предусмотрено несколько радиаторов. Они отвечают за разные функции, но все вместе занимаются охлаждением тех или иных элементов в конструкции транспортного средства. Если игнорировать их чистку, нельзя будет добиться штатной работы узлов автомобиля. Рассмотрим, где спрятаны эти радиаторы и как можно до них добраться.
Прокачкой жидкости по системе занимается насос-помпа, который создает приемлемое давление и предотвращает застаивание жидкости
Радиатор охлаждения. Главный элемент в системе охлаждения двигателя — радиатор. Он устанавливается в передней части моторного отсека и принимает на себя воздушный поток для охлаждения рабочей жидкости. В качестве хладагента в данной системе выступает антифриз. Эта жидкость циркулирует по контуру патрубков и каналов внутри мотора. Прокачкой жидкости по системе занимается насос-помпа, который создает приемлемое давление и предотвращает застаивание жидкости.
Если радиатор не обдувается и температура мотора повышается выше предельной нормы, в работу включается вентилятор. Уже после 5 лет эксплуатации передний радиатор прилично забивается грязью, насекомыми, листвой, химической пылью и прочим мусором. Поэтому его обдув естественным образом нарушается, а должного охлаждения антифриза не происходит. В результате главный радиатор нужно снимать и промывать по отдельности. Нельзя использовать для этой цели керхер, так как мощная струя может помять ячейки радиатора.
Главное достоинство данного радиатора заключается в том, что он из-за своего расположения почти никогда не загрязняется
Печка. Ещё один штатный радиатор располагается в печке. Он находится в автомобиле для того, чтобы прогревать салон, и некоторых случаях служит дополнительным охладителем антифриза. Если активировать печку на полную мощность, в пробках во время перегрева системы охлаждения можно снять лишнюю температуру с мотора. Однако, внутри автомобиля будет сидеть не комфортно из-за слишком высокой температуры. Главное достоинство данного радиатора заключается в том, что он, из-за своего расположения, почти никогда не загрязняется. Но со временем он всё же выходит из строя из-за появления течей.
Кондиционер. В климатической установке есть ещё один важный радиатор, который необходим для правильной работоспособности кондиционера. Данное устройство называется конденсатором, так как в нём конденсируются пары хладагента. Высокотемпературный фреон, который находится в состоянии газа, в данном охладителе переходит в состояние жидкости. При этом избыток тепла выбрасывается в атмосферу. Жидкий хладагент идёт напрямую в испаритель, где при резком уменьшении давления начинает расширяться и превращается в пар. При таком процессе происходит охлаждение поверхности испарителя и воздуха, который поступает в салон транспортного средства.
Эффективность охлаждения, которое обеспечивает кондиционер, зависит от возможности конденсатора передавать тепло, поэтому его засорение нельзя допускать. Конденсатор чистят без снятия с автомобиля. Для этого следует предварительно разобрать переднюю часть, снять бампер и прочие мешающие доступу элементы.
Во время работы в гидротрансформаторе масло повышает температуру и требует дополнительного охлаждения
Радиатор АКПП. Ещё один радиатор располагается в автоматической коробке передач для охлаждения внутреннего масла. Во время работы трансмиссии масло перекачивается насосом через фильтр и проходит гидрораспределитель, который перенаправляет его в механизм автоматической коробки и гидротрансформатор. Во время работы в гидротрансформаторе масло повышает температуру и требует дополнительного охлаждения. Поэтому по отдельной линии жидкость направляется во внешний охладитель. На некоторых моделях автомобилей он совмещается с главным радиатором. Но есть такие модели, у которых он стоит отдельно в нижней части моторного отсека.
Радиатор ГУРа. Гидроусилитель руля — ещё один узел, который нуждается в охлаждении. Внутри рабочее масло при активном маневрировании или при проезде бездорожья сильно нагревается и перестаёт эффективно работать. В результате могут появиться проблемы с управляемостью, поэтому в моторном отсеке расположен небольшой радиатор ГУРа. Он вынесен в нижнюю часть носовой части за бампером. В его конструкции не предусмотрены мелкие соты, поэтому он редко загрязняется. Однако, периодически следует проверять его состояние, чтобы контролировать герметичность и выявлять возможные утечки своевременно.
Он нужен в системе для того, чтобы понижать температуру сжатого воздуха
Интеркулер турбины. В турбированных силовых агрегатах используется дополнительный радиатор, который называется интеркулер. Он нужен в системе для того, чтобы понижать температуру сжатого воздуха. Воздух нагревается турбиной и под давлением проходит через радиатор, при этом он ещё больше уплотняется и создает необходимую для работы мотора консистенцию смеси. Более плотный воздух позволяет мотору с турбиной развивать большую мощность. Интеркулер ставится в передней части автомобиля за бампером или решёткой радиатора, чтобы не вставать на пути нагоняемого воздуха.
Охладитель под днищем. В некоторых дизельных автомобилях предусматривается отдельный радиатор в выхлопной системе. Это охладитель системы рециркуляции отработавших газов. Он необходим в конструкции для того, чтобы понижать температуру газов.
Итог. Многие полагают, что в транспортном средстве предусмотрен только один радиатор охлаждения. Однако, в автомобиле их может насчитываться более 5, и каждый из них нуждается в очистке.