Что с поставками новых автомобилей
Перейти к содержимому

Что с поставками новых автомобилей

  • автор:

Япония запретила ввозить в Россию большинство своих автомобилей. Как это ударит по рынку и ценам на машины?

С 9 августа официально вступил в силу запрет на поставки некоторых автомобилей из Японии в Россию. Это касается машин с двигателями объемом более 1,9 литра. Причем ограничения распространяются как на новые, так и на подержанные автомобили.

Какие машины попали под запрет

Ограничения касаются не только автомобилей с ДВС, но также электромобилей, гибридов, легких коммерческих автомобилей, включая малокубатурные (под запретом теперь и кей-кары с объемом двигателя до 660 кубических сантиметров), грузовички и грузопассажирские универсалы.

Фото: Bernadett Szabo / Reuters

При этом еще в прошлом году Япония уже ввела ограничения на поставку автомобилей стоимостью более 6 миллионов йен (около 4 миллионов рублей по актуальному курсу на момент выхода заметки). С новыми ограничениями россияне теперь остаются и без таких минивэнов, как Toyota Alphard или Nissan Serena, внедорожников, включая популярные Toyota Land Cruiser разных серий, Nissan Patrol и Mitsubishi Pajero, седанов семейства Toyota Mark или Nissan Skyline. Кроме того, под ограничение подходят большинство среднеразмерных кроссоверов, таких как Honda CR-V или Toyota RAV4, а также популярные гибриды семейства Toyota Prius и электромобили Nissan Leaf.

Запрет поставок распространяется и на новые, и на подержанные автомобили

В общей сложности под экспортные ограничения в рамках нового санкционного пакета от Японии попадают несколько сотен наименований, в том числе шины для грузовиков, яхты, автокресла, автозамки, товары из керамики, бумаги, стекла, керамическая плитка, цемент, текстильные изделия, материалы для съемки фото и видео и другое.

Каковы последствия нового запрета для рынка

Всего в 2022 году из Японии в Россию было поставлено около 200 тысяч подержанных автомобилей суммарной стоимостью примерно 1,8 миллиарда долларов. После ужесточения антироссийских санкций экспорт ограничат малолитражными автомобилями, на которые придется только 720 миллионов. «Срок действия нынешних санкций неизвестен, но они неминуемо приведут к снижению японского присутствия в регионе», — считает доцент Университета международных исследований города Кобэ, сотрудник Японского института международных проблем Хиронори Фусита.

Новые санкции могут нанести заметный удар по региональной экономике в Японии, в первую очередь префектуры Тояма на побережье Японского моря, которая является одним из центров отгрузки подержанных машин. Ведь Россия являлась крупнейшим рынком для японских авто с пробегом: на нее приходилось 26 процентов общих доходов Японии от экспорта по этой товарной статье. «Для японцев рынок просядет по таким машинам, которые японцы не покупали, а покупали россияне. Этот рынок просядет очень сильно — раза в два», — высказал свое предположение автодилер Александр Колевинский, 20 лет специализирующийся на поставках машин из Японии.

Я думаю, из-за санкций, которые Япония сейчас ввела, она каждый день будет терять по 100 миллионов иен (около 700 тысяч долларов)

Эксперты указывают, что на российском Дальнем Востоке построена ориентированная на японские автомобили деловая инфраструктура по продаже машин и их обслуживанию, а также по поставкам деталей и узлов. Однако теперь она может переориентироваться на китайские и южнокорейские машины.

Автомобили с объемом двигателя меньше 1,9 литра — это средний класс и ниже. Эти автомобили как поставлялись, так и будут поставляться

В целом, полагают аналитики, серьезных последствий для российского рынка быть не должно. Правда, до конца неясно, смогут ли власти Японии контролировать параллельный импорт своих автомобилей через третьи страны, например, седанов Toyota через Китай или внедорожников Mitsubishi через ОАЭ.

Некоторые участники рынка говорят, что пути обхода санкций уже найдены. В частности, об этом в разговоре с «Лентой.ру» упомянул Михаил Мокрушин, представитель японской фирмы, специализирующейся на экспорте машин в Россию. По его словам, жители Японии сами заинтересованы в сохранении традиционных потоков автоэкспорта. «Утилизация гибридных элементов и батарей в Японии очень дорогая, — объясняет Михаил. — Покупая машины оттуда, мы не только пополняли их казну, но и существенно избавляли их от «мусора»».

Что происходит на Дальнем Востоке

Незадолго до вступления запрета в силу ввоз японских машин на Дальний Восток резко вырос: поставки в регион за последние недели подскочили на 30 процентов. Всего с начала года и по конец июля через Владивостокскую таможню прошло 155,6 тысячи иномарок (в 2022-м за тот же период оформили вдвое меньше — 78 тысяч машин). Пиковыми стали июнь и июль 2023 года. Покупатели старались увезти как можно больше машин до начала действия новых ограничений.

За первую половину 2023 года в России было продано 811,8 тысячи подержанных машин японских брендов, как ввезенных недавно, так и уже бывших в обращении на российском рынке. Ровно половина из них — это машины с объемом двигателя более 1,9 литра.

Несмотря на заверения аналитиков, новые санкции Японии на деле оказались серьезными: Токио буквально останавливает отправку транспорта, уже находящегося в портах или на судах, то есть купленного до 9 августа, рассказал «Ленте.ру» приморский автожурналист Юрий Морозов. «По сути, многие россияне теперь стали собственниками имущества в Японии, которое они не могут оттуда вывезти. Придется его там же перепродавать, и уже ясно, что цены на японском рынке упадут, то есть люди потеряют деньги», — пояснил он.

Подсуетились и торговцы так называемыми утопленниками, то есть автомобилями, которые попали под воду еще в Японии или по пути во Владивосток, что сделало их практически непригодными для дальнейшей эксплуатации.

Крупные фирмы-импортеры и торговцы-перекупщики на самом большом и старейшем авторынке страны — «Зеленом углу» — действуют по-разному. Одни стараются успеть приобрести, ввезти и растаможить как можно больше машин, не спеша с их перепродажей; другие, наоборот, стремились распродать с наценкой уже имеющийся автопарк людям, которые в панике приехали во Владивосток из Сибири за машиной, опасаясь тотального дефицита в будущем.

Фото: Bernadett Szabo / Reuters

Сейчас, подчеркнул Морозов, много тех, кто торгует битыми и наскоро отремонтированными машинами. По его словам, подсуетились и торговцы так называемыми утопленниками, то есть автомобилями, которые попали под воду еще в Японии или по пути во Владивосток, что сделало их практически непригодными для дальнейшей эксплуатации.

Поставки в РФ из Японии не исчезнут, просто усложнятся логистические цепочки в рамках параллельного импорта. Это приведет к росту цен в среднем на 10-20%

По словам местных жителей, если бы подобная ситуация с обрушением рынка японских авто произошла в конце 1990-х, то и городу, и всему региону грозила бы полная катастрофа. Сейчас же дальневосточные порты, железные дороги и трассы загружены и другими импортными грузами, в том числе — параллельным импортом.

Необратимые изменения

Электромобили таксопарка на федеральной территории "Сириус" в Сочи. Подвижной состав парка представлен 30 машинами марок Tesla и JAC.

Электромобили таксопарка на федеральной территории "Сириус" в Сочи. Подвижной состав парка представлен 30 машинами марок Tesla и JAC.

Автосалон Volvo в Екатеринбурге. Мировые производители автомобилей, в том числе Volvo, General Motors и немецкий автоконцерн Volkswagen (объединяет марки Volkswagen, Skoda, Audi, Lamborghini, Bentley и Ducati), приостановили поставки автомобилей российским дилерам на неопределенный период.

Автосалон Volvo в Екатеринбурге. Мировые производители автомобилей, в том числе Volvo, General Motors и немецкий автоконцерн Volkswagen (объединяет марки Volkswagen, Skoda, Audi, Lamborghini, Bentley и Ducati), приостановили поставки автомобилей российским дилерам на неопределенный период.

В России серьезно ограничат параллельный импорт машин. Кто под угрозой

Hongqi E-HS9

С 1 октября 2023 года в России меняются правила ввоза автомобилей по параллельному импорту. У тех брендов, кто не прекращал официальные поставки в Россию, появится возможность запретить серый импорт. Сейчас такие машины завозятся небольшими компаниями и стоят дешевле, чем в официальных автосалонах.

Что меняется в правилах

Существует два основных способа прохождения таможни при ввозе автомобиля в Россию. Физические лица могут оформить Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

С 1 августа для таких покупателей изменились правила, что связано с увеличением утилизационного сбора. Дело в том, что при оформлении через СБКТС действует льготная ставка утильсбора для физических лиц. И теперь нельзя ввозить более одного автомобиля в год и продавать его раньше, чем через год. Эти меры направлены на борьбу с перекупщиками.

Toyota стала лидером июльского рейтинга автомобилей, ввезенных дилерами в частном порядке

BMW X3

Второй способ — оформление на автомобиль Одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Это сложнее и дороже, так как требует проведения сертификационных испытаний, в том числе краш-тестов за счет импортера. Зато ОТТС действует не на один автомобиль, а на модель в целом, что позволяет дистрибьюторам завозить машины массово.

Наконец, с 2022 года действует третий способ с получением Заключения о безопасности единичного транспортного средства (ЗОЕТС). Оформить его проще, чем ОТТС, при этом машина ввозится и оформляется юридическим лицом, после чего продается клиенту уже в российском шоуруме.

Главное, что для получения ЗОЕТС не требуется согласия правообладателя. Предполагалось, что это позволит поставлять машины и запчасти к ним ушедших из России автомобильных брендов. Это и называлось параллельным импортом.

Фото: Shutterstock

Такая возможность будет ограничена с 1 октября 2023 года, подтвердили Autonews.ru в Минпромторге. С этого дня получить ЗОЕТС можно будет не на любой автомобиль, а только на машины тех брендов, которые ушли с российского рынка. Остальные автомобили придется либо брать у официальных дистрибьюторов, получивших ОТТС, либо завозить в частном порядке по СБКТС, что возможно только для физических лиц.

Какие машины оказались под угрозой

Большинство автомобилей, ввозимых в Россию по параллельному импорту, относятся как раз к ушедшим европейским, японским и корейским брендам. Однако есть исключения, и это премиальные китайские машины. До 2023 года их возили только серые дилеры, однако теперь многие из них уже представлены официально.

Привезти по параллельному импорту китайский автомобиль массового сегмента по цене ниже, чем у официального дистрибьютора не получается, потому так завозят именно премиум, говорит основатель компании Rucars Роман Рассудков. Такие машины выходят дешевле. Однако на них не распространяется официальная гарантия и поддержка, добавляет директор китайского дивизиона China Car Club Александр Сероштанов.

Так, сейчас в России можно найти объявления о продаже Geely Monjaro с китайского рынка за 4,35 млн руб. при том, что ввезенные официально машины стоят от 4,515 млн руб.

Geely Monjaro

С конца 2022 года в Россию начались поставки автомобилей Voyah силами дистрибьютора «Моторинвест». При этом те же машины продолжают завозиться и по параллельным каналам. Так, в фирменных шоурумах Voyah гибридный кроссовер Free стоит от 7,99 млн. рублей. Серые дилеры предлагают такие же машины по параллельному импорту из Китая за 5,6 млн руб.

С лета 2023 года российское представительство концерна FAW начало официальные поставки автомобилей премиальной марки Hongqi. Их также возят и неофициальные дилеры. Цены у последних ниже. Так, официальная цена кроссовера E-HS9 составляет 9,49 млн руб., у неофициалов можно найти машину на миллион дешевле, при этом в стоимость даже будет входить гарантия в форме страховки от поломок.

Hongqi E-HS9

Параллельные машины запретят не сразу

Опрошенные Autonews.ru участники рынка считают, что 1 октября не произойдет резких изменений в параллельном импорте, но постепенно альтернативные каналы поставок будут сужаться.

«Официально присутствующие в России китайские бренды (и их материнские компании) не рады альтернативным поставщикам, однако реальных рычагов для противодействия параллельным импортерам у них нет. К тому же пока официальные дилеры и альтернативные поставщики практически не пересекаются по модельному ряду. Однако власти постараются создать такие условия, чтобы альтернативный импорт автомобилей, официально представленных в России, стал не выгоден», — говорит Сероштанов.

По мнению Рассудкова, для запрета поставок нужна сначала инициатива со стороны официальных дистрибьюторов, которые отдельные модели могли сами оформлять по ЗОЕТС.

«Если компания, именующая себя официальным дистрибьютором, оформляет машины по ЗОЕТС, то и после 1 октября любой может продолжить поставки по той же схеме. Иное дело, если официальный поставщик проведет сертификацию и получит ОТТС. Тогда неофициально возить такие машины с ЗОЕТС будет уже нельзя», — считает Рассудков.

По его словам, сейчас так ввозятся машины, которые нужно регистрировать на юрлиц, в частности для лизинговых компаний. Если правообладатель оформит ОТТС, то ввозить по параллельному импорту можно будет только с получением СБКТС, а значит формально такой автомобиль при перепродаже юрлицу будет считаться подержанным. К тому же в таком случае льготная ставка утильсбора для физического лица не будет действовать, так как в течение года произошла перепродажа.

Фото: Autonews.ru

Тем не менее, сейчас основная масса машин из параллельного импорта поставляется именно по СБКТС, рассказывает Сероштанов.

«Оформление по ЗОЕТС — непопулярная схема, а после повышения утильсбора такой способ оформления документов не выгоден ни продавцам, ни покупателям. Пока у поставщиков есть альтернативы: заключения СБКТС выдает целая плеяда юридических лиц», — говорит эксперт.

По мнению учредителя компании «Автодегустатор» Арарата Мардояна, после 1 октября возможна ситуация, когда между поставщиками и представителями таможни будут возникать недопонимания.

«К примеру, китайские концерны очень часто обновляют свои модельные ряды. В итоге импортеру невыгодно получать ОТТС, так как через несколько месяцев машина обновится и надо будет начинать с начала. Но такой импортер является официальным представителем правообладателя и может попробовать повлиять на параллельный импорт», — говорит Мардоян.

С другой стороны, не совсем понятно, по какому принципу бренды считаются ушедшими, задается вопросом эксперт. Он приводит в пример корейские концерны, которые сохранили в России представительства и на их машины еще действуют старые ОТТС, но сами поставки автомобилей они сейчас не осуществляют и в списке Минпромторга их продукция для параллельного импорта разрешена.

В любом случае, постановление о параллельном импорте автомобилей в Россию действует только до 1 февраля 2024 года. Если его еще раз не продлят, то оформление автомобилей в России через ЗОЕТС после этого станет невозможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *