Как телематика изменила автомобильную отрасль
Система «умный дом» сегодня — норма в строительстве, а смартфон — центр управления предприятием. Все это — благодаря интернету вещей и телематике. Расскажем, как эта технология изменила и транспортную отрасль.
Что такое телематика
Если коротко, телематика — это обмен данными между разными устройствами и сервером на расстоянии, возможность собирать эти данные и управлять этими самыми устройствами. Сложно? Давайте попробуем проще. Представьте, вы энергетическая компания, которая поставляет электричество жителям города. На каждом электросчетчике установлено телематическое устройство. Оно передает вам информацию о потребленной энергии, и благодаря этому вы можете распределять мощности потребителям, а еще — дистанционно отключать неплательщиков.
Телематические электросчетчики дистанционно передают данные о потребленной энергии поставщику
Здесь мы, конечно же, будем говорить о транспортной телематике. Через интернет бортовые устройства автомобилей связываются с транспортной компанией. В итоге, та может планировать маршруты, отслеживать местоположение и определять скорость движения машин. Собирая все эти параметры несколько раз в минуту, автопарки и страховщики получают большой объем данных, который используют потом, чтобы контролировать аккуратность вождения, техническое состояние узлов машин, производительность сотрудников. Эти инструменты базируются на технологиях интернета вещей — объединяют информацию по отдельным автомобилям и структурируют ее для последующего анализа.
Сегодня телематика — это большой рынок. Ключевыми игроками в отрасли являются крупные мировый концерны: Verizon Communications, AT&T, Ford Motor Company, BMW, Robert Bosch, Valeo, Harman International Industries, Vodafone Group, Telefonica и Continental.
По данным консалтинговых компаний, использование телематики на транспорте растет экспоненциально. Вместе с этим растет сегмент систем управления автопарком. Аналитики оценивают объем мирового рынка таких технологий в 85,4 млрд долларов к 2024 году. В среднем он растет примерно на 20% в год. Ожидается, что в Европе к 2022 году установят 15,6 млн систем мониторинга коммерческого транспорта.
В этой статье мы расскажем, с чего начиналась телематика на транспорте и как работает в России.
Шестидесятые. Первые шаги
Разработка телематических устройств началась не вчера. Еще в шестидесятые годы быстрорастущие экономики США, Японии и стран Европы начали создавать системы повышающие эффективность и безопасность транспортной логистики. В первую очередь так решали вопрос об уменьшении автомобильных выхлопов в крупных индустриальных городах.
Например, в США появилась «Интеллектуальная транспортная система» (Intelligent Transportation Systems — ITS). Но это была не транспортная телематика в привычном нам понимании — сбор информации происходил не с автомобилей, а с объектов дорожной инфраструктуры: камер, светофоров, различных датчиков и детекторов, установленных вдоль автотрасс. Система собирала информацию о ситуации на дорогах, оценивала ее и управляла потоками машин — в первую очередь, через светофоры, информационные табло, шлагбаумы и т.п.
В США умные системы управления движением позволяли управлять транспортными потоками
В Европе использовались похожие технологии. Здесь же появился термин «Системы транспортной телематики». «Телематика» — производное от слов «телекоммуникации» и «информатика». Соответственно, «транспортная телематика» — использование возможностей телекоммуникационных технологий и информатики в сфере логистики.
И в Европе, и в США, и в Японии все эти проекты реализовывали под патронажем властей. Внедрение и развитие телематики — было стратегической государственной задачей.
Восьмидесятые. От смс до онлайна
Второй этап развития данных систем наступил в восьмидесятых и был связан с бурным развитием связи и навигации. Судите сами — с конца семидесятых в Европе и Северной Америке начали массово запускать системы сотовой связи, а в 1983 году началось создание спутниковой группировки для системы GPS. Технологическая база для установки датчиков на сами автомобили была готова. Естественно, не воспользоваться этим было нельзя.
Самые первые системы транспортной телематики были оффлайновыми: GPS-трекер записывал информацию о маршруте автомобиля в память. Сгружали их на сервер только после прибытия на базу. Так можно было контролировать работу транспорта, но это не помогало, например, при угоне машины.
С развитием сотовой связи появились системы второго поколения — данные на сервер поступали по смс. Операторы могли уже контролировать автопарк в реальном времени. Правда, с задержками по времени. Прорывом стало повсеместное внедрение мобильного интернета — стало возможным снимать информацию в онлайн-режиме.
К середине девяностых годов стала очевидна высокая эффективность такой телематики. В 1997 году на Европейской конференции министров транспорта было принято решение о создании информационной транспортной системы в масштабе Европы. Она должна была решить сразу целый ряд задач: повысить безопасность движения, оптимизировать работу дорожных служб, автоматизировать транспортные перевозки и, конечно же, улучшить пропускную способность дорог.
Сегодня, скажем, в Италии система телематического мониторинга охватывает около 6 тысяч километров платных дорог и крупные национальные магистрали. Во Франции телематика работает на трассах между Парижем, Руанном, Лиллем и Ренном. В Германии — контролирует 3,2 тысячи км автобанов. Естественно, АСУД — автоматические системы управления движением, работают и во всех крупных городах мира. В России в том числе.
Сегодня телематика покрывает практически все европейские трассы
Телематика на коммерческом транспорте
Вернемся немного назад — к концу девяностых. Как только телематические системы стали объединять в сети автомобили, этим заинтересовались крупные компании. Прежде всего, грузоперевозчики. Снимая данные с машин, можно было не только контролировать водителей и экспедиторов, но и планировать загруженность автопарка, расход топлива и т.п.
Сейчас системами мониторинга коммерческий транспорт оснащают уже на заводе. К примеру, на Dynafleet от Volvo, FleetBoard от Daimler и Scania Fleet Management приходится 117 тысяч, 108 тысяч и 219 тысяч установок соответственно.
В России более 25 тысяч единиц грузовиков, оснащенных телематическими OEM-терминалами. На отечественном рынке лидируют Volvo Truck (Dynafleet) и Scania (Fleet Management System). Но и крупнейшие российские игроки автомобильной отрасли не отстают, а где-то и опережают западных игроков рынка. Например, ГАЗ разработал и внедрил телематическую систему GAZ Connect. Ее устанавливают почти на весь модельный ряд автомобилей нижегородского производителя.
GAZ — пионер отечественной телематики
Зачем нужен GAZ Connect
GAZ — первый российский автопроизводитель, который стал устанавливать штатно телематику в авто сразу на конвейере. Это касается всех автомобилей семейства Next — «Газонов» и «Газелей», выпускаемых с 15 ноября 2018 года. Кроме этого, в зависимости от модификаций приборной панели GAZ Connect также устанавливают и на автомобили семейства «Бизнес».
«Каждый автомобиль проходит все необходимые тесты по качеству подключения», — рассказывает директор Департамента цифровых технологий ГК «Современные транспортные технологии» Сергей Александров. — «Гарантия на оборудование и систему такая же как на машину — три года. Устройство сертифицировано в НАМИ, а также проверено на собственном полигоне автозавода».
Систему от ГАЗ устанавливают в салоне под торпедо — ни внешних антенн, ни проводов не видно. Хотя физически к ней подключены две антенны. Устройство передает по GSM все данные с датчиков машины. Вторая антенна предназначена для приема сигнала со спутника. Блок управления недоступен для водителя: если вы владелец транспортной компании — недобросовестный сотрудник, к блоку не доберется.
Телематический блок устанавливается под торпедо и водитель не имеет к нему доступа
Часть параметров система получает с CAN-шины автомобиля. Если появится сигнал об ошибке, автомобиль покажет эти данные на приборной панели водителю, а телематика передаст их на сервер. Устройство способно отслеживать порядка 38 параметров. По данным со спутника — скорость автомобиля, положение над уровнем моря и координаты. С CAN-шины— информацию о состоянии узлов автомобиля. А еще здесь встроен акселерометр, который передает параметры для построения 3D модели ускорения для контроля манеры вождения водителя.
По словам Сергея Александрова, на основании таких данных есть возможность строить скоринговые модели для каждого водителя — это позволит отслеживать его текущую производительность труда и строить прогнозы. Программа помогает на основе накопленных данных отследить манеру вождения — не только по акселерометру, но и по оборотам двигателя. К примеру, владелец компании видит, когда водитель едет с горы на неверной передаче — а это приводит к повышенному износу агрегатов и к раннему ремонту.
Как работает телематика от ГАЗ
«GAZ Connect является экосистемой цифровых сервисов, — рассказывает Сергей Александров. — с автомобилей, на которых штатно установлено телематическое оборудование, информация передается на собственные серверы, которые установлены в Группе ГАЗ. Помимо технологического оборудования в систему входит специально разработанное программное обеспечение, которое обрабатывает, накапливает и агрегирует весь массив данных поступающих с подключенных машин. Также в систему входит несколько интерфейсов, с помощью которых клиенты получают доступ к функциям системы, выгружают отчеты и аналитику. Помимо веб-версии, это можно делать и через мобильное приложение, доступное для всех моделей устройств».
Концепция проекта предусматривает постоянное обновление и расширение функционала, увеличение числа анализируемых параметров и глубины анализа, подключение новых цифровых сервисов и партнерских программ.
В новой версии GAZ Connect разработана функция возможности отображения расхода и уровня топлива для биотопливных автомобилей. А еще разработан новый раздел «О приложении», в котором собрана вся необходимая документация по приложению
Но у компании есть и своя система мониторинга транспорта GAZ Fleet. Диспетчер может строить маршруты, выстраивать логистику, отслеживать эксплуатационные характеристики автомобилей. Также реализован сервис по созданию заданий для водителей и формирование геозон для каждого автомобиля. Таким образом система позволяет экономить и максимально корректно оптимизировать работу машин.
Доработали страницу дилера. Расширили информацию о дилерах, доработали отображение дилера на карте, с возможностью перейти в карточку конкретного дилера
Как установить GAZ Connect
Дилер предлагает подключить систему GAZ Connect при покупке автомобиля на гарантийный период в три года. Важно отметить, что подключение для владельцев автомобилей производится бесплатно и не требует абонентской платы. Для начала работы с системой пользователю достаточно пройти регистрацию у любого дилера и скачать мобильное приложение. После клиент сам по своему желанию — тоже бесплатно — может подключить систему мониторинга GAZ Fleet.
Для каждого клиента автоматически создается личный кабинет, а логин и пароль отправят на почту.
Пользователи, скачавшие приложение имеют возможность самостоятельно узнать, как подключиться к сервису
Вся система позволяет владельцам контролировать состояние и повышать эффективность бизнеса за счет снижения расходов на эксплуатацию транспорта. А единая платформа доступа объединяет цифровые сервисы для профессионального управления автопарком, которые учитывают особенности эксплуатации коммерческих автомобилей ГАЗ.
А еще GAZ Connect — это средство против угона. Если машину украли, можно позвонить в службу поддержки. Специалисты дистанционно запустят блок телематики, который имеет независимое питание, и определят координаты машины.
Разработка цифровых сервисов в компании не стоит на месте. В данный момент команда проекта работает над внедрением чат-бота GAZ Connect, который будет на связи с клиентом 24/7 и оперативно сможет ответить на вопросы пользователей.
Телематическая система автомобиля
Мы в команде Third Man по долгу службы изучаем довольно много англоязычных материалов. Часто интересными статьями хочется поделиться и обсудить поподробнее. Но не всегда есть время всей командой читать 20+ страниц англоязычного текста, поэтому сокращённый и “подсушенный” перевод может стать отличным компромиссом. А удачные “переводы-пересказы” попробуем облагораживать и публиковать на Хабре. Не пропадать же добру.
Сегодня мы рассмотрим статью от инженерно-консалтинговой фирмы Capgemini engineering: “Optimize Vehicle Service with Edge-Based Telematics”. Для нас она интересна тем, что в разработке подобной системы мы уже принимали участие и, вероятно, поучаствуем и в будущем. А значит можем перенять удачные идеи и произвести работу над ошибками.
Введение
Практически все автопроизводители рекомендуют проводить регулярное техническое обслуживание автомобиля. Периодичность зависит от времени и пробега. Специалисты на СТО при осмотре автомобиля могут порекомендовать отремонтировать или заменить некоторые узлы. Даже если автомобиль кажется вполне исправным, к их советам лучше прислушаться. Ведь это может спасти от серьёзных трат в будущем.
Современные технологии и практически повсеместный доступ к беспроводному интернету позволяют непосредственно на автомобиле собирать массу данных с сенсоров, выделять релевантные показатели и пересылать полученную телеметрию в сервисный центр в режиме реального времени. К таким данным можно отнести текущую и максимальную скорость, время холостой работы двигателя, информацию о стиле вождения (резкие ускорения и замедления), потребление топлива, температура системы охлаждения, уровень и состояние технических жидкостей и т. д. Анализ этой информации позволяет вовремя порекомендовать произвести обслуживание автомобиля, и, тем самым, избежать дорогостоящего ремонта.
Сервисное обслуживание с использованием телемтической системы
За сбор и обработку телеметрии отвечают системы мониторинга данных с автомобиля (Car Data Monitoring System — CMDS). Собираемая информация также позволяет лучше подготовиться к путешествию и заранее заменить наиболее изношенные узлы.
Серьезной проблемой подобного подхода являются объёмы данных. Современный автомобиль с продвинутой телематической системой может генерировать до 25 ГБ данных в час [1]. Такие объёмы невозможно передавать через сотовую сеть. А значит телеметрию следует анализировать непосредственно на автомобиле, и передавать только критически важную информацию. Плюс ко всему данные должны быть зашифрованы, а облако автопроизводителя должно быть надёжно защищено от взлома.
К целям CDMS можно отнести:
Уменьшение стоимости обслуживания автомобиля;
Уменьшение времени простоя при поломках;
Увеличение производительности и надёжности автомобиле;
Даже без передачи данных в облако автомобиль становится более надёжным, так как развитая бортовая система диагностики позволяет заранее выявить отклонения в работе некоторых узлов и предупредить владельца.
Архитектура телематической системы автомобиля
В этой статье мы постараемся сфокусироваться на таких аспектах CDMS, как мониторинг, анализ данных, сжатие и бесшовная передача информации через постоянно меняющиеся типы беспроводных сетей, таких как 3G, 4G, 5G, Wi-Fi.
Современное состояние индустрии
Можно выделить 5 основных элементов современной телематической системы:
Сбор и обработка информации;
Мониторинг и управление данными;
Оптимизация использования интернет-трафика (сжатие данных);
Безопасная передача данных;
Бесшовное переключение между сетями;
1. Сбор и обработка информации
CDMS анализирует показатели датчиков скорости, уровня и потребления топлива, состояние выхлопных газов, стиль вождения и массу другой информации, агрегирует данные других автомобилей и предупреждает о приближающихся неисправностях. Например, CDMS может выдавать персонализированные рекомендации по обслуживанию, основанные на стиле вождения и истории ремонта конкретного водителя. В свою очередь сервисный центр может заранее заказать требуемые детали, что существенно уменьшает время ремонта или обслуживание автомобиля. Ещё специалисты могут изучить режимы использования автомобиля, чтобы повысить качество обслуживания. А страховые компании могут адаптировать условия страховки под привычки владельца.
Механизм обнаружения неполадок
2. Мониторинг и управление данными
Сегодня автомобиль зачастую содержит более 40 модулей, соединённых по CAN шине, таких так спидометр, тахометр, различные термометры и датчики давления. Информация с них позволяет получить данные о скорости, ускорении, давлении в шинах, состоянии дороги, расстоянии до других участников движения и состоянии водителя. Этап обработки информации можно разделить на 4 основных задачи:
Приём данных. Тут можно выделить 2 типа данных — текущее состояние систем и произошедшие события.
Сохранение данных. На относительно слабом встроенном в автомобиль железе требуется организовать гибкое и надёжное хранилище информации.
Локальный анализ. Этот шаг можно разбить на анализ и удаление нерелевантных данных. В режиме реального времени система выделяет полезную информацию и предсказывает вероятные неполадки.
Унификация данных. Вся информация с разных датчиков автомобиля представляется в едином формате. Например, для этих целей можно выбрать MQTT.
3. Сжатие данных
Телематическая система автомобиля генерирует огромный объём данных даже с учётом отсеивания нерелевантной информации. Как было упомянуто выше, поток данных достигает 25 гигабайт в час.
Мониторинг данных и местоположения
По этой причине блок сжатия данных — это сердце любого CDMS фреймворка. Эффективные алгоритмы сжатия позволяют в режиме реального времени передавать всю необходимую телематику, уменьшая использование трафика на 80-90%. Также сервисный центр может запрашивать только необходимые данные, разгружая сети мобильных операторов.
4. Безопасная передача данных
Постоянное подключение автомобиля к сети позволяет хакерам перехватить или же подменить сообщения. Так что одной из важных задач телематической системы является безопасная передача информации. Для достижения цели используются TEE/Trustzone, SSL туннели, корневые сертификаты, сгенерированные автопроизводителем для каждого автомобиля, аутентификация и авторизация, 4 уровня шифрования для передачи различных данных: высокий, средний, низкий и отсутствие шифрования. Безопасность данных и устройств включает использование публичных/приватных ключей, сертификаты сервера и девайсов, шифрование и использование хешей.
Peer to peer передача зашифрованных данных в датацентр автопроизводителя
5. Бесшовное переключение между сетями
Автомобиль не всегда имеет стабильное и качественное подключение к беспроводной сети. При движении качество сотовой связи может падать. А иногда подключение может пропадать совсем. Частично решить проблему позволяет своевременная подготовка альтернативных источников связи. CDMS заранее подключается к нескольким сетям, поднимает зашифрованный туннель к облаку через них и переключается на запасные, если основной источник связи пропадает.
Бесшовное переключение между сетями
Для этого реализуется довольно сложная логика мониторинга всех доступных сетей и определения их качества. При переключении между сетями CMDS старается сохранять IP адреса для быстрого восстановления сессий.
Пример организации CDMS сети
Архитектуру CDMS можно организовать с помощью Raspberry Pi с CAN интерфейсом и LTE модемом в качестве центрального контроллера, смартфоном для удалённого мониторинга состояния систем автомобиля владельцем, и сервера на стороне производителя автомобиля.
Тестовый стенд для CMDS
Программное обеспечение CDMS можно сделать частью цифровой приборной панели (e-cockpit). Полученную информацию можно отображать водителю через IVI систему. Такие показатели, как скорость, обороты и температура двигателя, уровень и расход топлива и так далее можно найти на приборной панели практически любого автомобиля.
Наиболее критичная информация сохраняется на случай отключения питания батареи и позволяет при ремонте получить более полную картину. Если CDMS обнаруживает критическую неполадку — информация о ней незамедлительно выводится на приборную панель или же дашборд.
CMDS дашборд
Точка зрения Capgemini Engineering
Продвинутая телематическая система, обладающая возможностью удалённого доступа к автомобилю, широким набором собираемых данных и достаточно мощным модулем аналитики имеет ряд неоспоримых преимуществ. К ним можно отнести:
Уменьшение затрат на топливо;
Получение данных об использовании автопарка в режиме реального времени;
Повышение эффективности обслуживания автомобиля;
Повышение уровня безопасности за счёт мониторинг состояния водителя;
Возможность точнее планировать расписание работ сервисных центров;
Уменьшение затрат на обслуживание автомобиля;
Уменьшение затрат на запчасти;
Уменьшение загрузки сотовых сетей;
Точные данные об имеющихся активах;
Возможность точнее принимать стратегические и финансовые решения;
Беспилотные автомобили следующего поколения смогут передавать терабайты данных через 4G, 5G и Wi-Fi сети. Кроме того, вероятно автомобили будут иметь возможность передавать данные через несколько разных интерфейсов одновременно. Это будет серьёзный шаг вперёд по сравнению с передачей данных только через один интерфейс.
Преимущества и методы применения телематической системы
Стремительный рост цифровых технологий в автомобильной индустрии
К 2025 году автопроизводители собираются встроить в автомобиль больше сотни цифровых сервисов, из которых 20-30 будут мониторить состояние автомобиля. Рынок решений для управления автопарком вырастет с 20,6 миллиарда долларов в 2021 до 33,9 миллиарда в 2026 [2]. Сюда можно отнести операционный менеджмент, обслуживание и диагностика транспортных средств, анализ использования автопарка. Такой рост обусловлен развитием как облачных вычислений, так и решений для организации вычислительных модулей непосредственно в автомобиле. В то же время небольшие стартапы предлагают всё больше решений в данной области.
Сегодня телематические системы существенно упрощают жизнь коммерческим клиентам. И решение, описанное в статье, будет отлично масштабироваться. Хоть и предложенный пример дашборда вряд ли рассчитан на пользователя с крупным автопарком. Но это уже детали реализации.
Идея постоянного активного подключения к нескольким сетям для мгновенного переключения выглядит очень даже интересно, но насколько разумно использовать их одновременно для увеличения потока передаваемых данных — вопрос спорный. Кажется, что следует улучшать методы анализа данных непосредственно на автомобиле, а не прибегать к сложным техническим решениям для выгрузки их в облако. Современное железо это вполне позволяет. Анализ потоков цифр сильно менее требователен к вычислительным ресурсам, чем анализ видео, который уже много где применяется для функций ADAS.
Самым неоднозначным моментом, на мой взгляд, является установка подобных систем на личные автомобили обычных людей. Даже с учётом всех описанных преимуществ не все согласятся передавать по 25 гигабайт в час обо всём, что происходит с автомобилем, на сторону. Например, в страховую компанию, которая может повысить платежи или же вовсе лишить страховки. Или же автопроизводителю, который, в случае чего, сможет найти повод для отказа в гарантийном ремонте. Как считаете, в какую сторону будет развиваться телематика для некоммерческого сегмента?
Что такое телематика? Подробный гид для IoT, GPS и бизнеса
Что означает телематика? Чтобы понять инструмент или технологию, найти определение в словаре недостаточно. Как телематика помогает автопаркам? В каких сферах ее используют? Сколько стоит телематика и какие ограничения имеет? Сегодня дадим определение через возможности, инструменты и области применения.
Телематика — это.
Термин телематика — результат сложения слов телекоммуникации + информатика. “Телекоммуникации” означают, что можно получать, отправлять и собирать большой объем данных с GPS трекеров и датчиков. “Информационные” — что контролировать результаты можно на экране компьютера или смартфона. Под телематикой мы понимаем межмашинное взаимодействие (M2M), удаленное управление, отслеживание и мониторинг следующих объектов:
- автопарков
- грузовых авто
- холодовой цепи
- специального оборудования
- строительного оборудования
- пассажирского транспорта
- личных ТС
- каршеринга
- сельскохозяйственных машин
- стационарных объектов
- грузов и контейнеров
- прицепов и др.
Телематика и телеметрия — в чем разница?
Телеметрия переводится дословно как “удаленные измерения”. Это часть телематики, ответственная за получение данных с датчиков и их обработку.
Что такое система телематики
Телематическая система/ платформа — это программное обеспечение, которое получает данные с автомобильных трекеров и мобильных устройств и отображает их на экране ПК или смартфона. Система телематики позволяет собирать и хранить данные, отправлять команды автомобилю, генерировать оповещения и создавать отчеты.
Телематика и навигация: как работает GPS трекинг
GPS трекер — основной элемент для управления автопарками и мониторинга объектов. Он передает местоположение людей, транспорта, грузов и оборудования на телематическую платформу.
Что такое GPS?
GPS расшифровывается как Глобальная система позиционирования. Это 24 спутника, которые определяют координаты объектов, помогают создавать точные карты и т.д. Американская GPS не единственная Глобальная Навигационная Спутниковая Система (GNSS) в мире. После нее на орбите появились ГЛОНАСС (Россия, 24 спутника), BeiDou (Китай, 35) и Galileo (Европейский Союз, 22). Современные автомобильные трекеры могут получать данные с разных доступных спутников, однако за технологией закрепилось название “GPS трекинг”.
GPS трекер определяет координаты объектов через сигнал со спутников. Это самый точный метод (погрешность 5-25 метров), но не единственный. Автомобильные и персональные трекеры также используют данные сотовых вышек, а мобильные приложения могут получать локацию от точек Wi-Fi и Bluetooth. Обычно эти опции используются, когда GPS недоступен: внутри торговых центров, на подземных парковках или в метро. Часто под “GPS трекингом” имеют в виду не только спутниковый мониторинг, но и контроль геолокации в самом широком смысле. Перечисленные технологии применяются для персонального мониторинга, автомобильного трекинга, мониторинга объектов, грузов и контейнеров.
При подключении к телематической платформе, GPS-координаты преобразуются в богатый функционал:
- контроль геолокации,
- поездки: адрес, время, длительность
- функция “машина времени”
- оптимизация маршрутов
- оповещения об отклонении с маршрута
- геозоны и места
- навигация
- автоматические отчеты по поездкам
- Рабочие/ личные поездки
GPS-трекер является связующим звеном между телематической платформой и автомобильными датчиками. Чтобы подключить и начать работу с устройством в системе телематики, посмотрите видео Как активировать GPS трекер на платформе за 60 секунд. Чтобы узнать больше о трекерах и выбрать подходящие, проходите в раздел Устройства.
Что такое транспортная телематика
Телематическая платформа дает полный обзор автопарка. Получая геолокацию и показания счетчиков, она предоставляет следующие уведомления и функции:
Безопасность ТС
- Детектор эвакуации
- Блокировка двигателя
- Предупреждение ДТП
- Смена водителя
- Несанкционированное движение
Эффективность и расходы
- Контроль уровня топлива
- Моточасы
- Качество вождения
- Техническое обслуживание
- MIL/ DTC
- Давление в шинах
- Нагрузка на ось
- Контроль механизмов
- Оптимизация маршрутов
Безопасность за рулем
- Контроль усталости водителя
- Алкозамок
- Решение ADAS
- Кнопка SOS
Соответствие требованиям
- Тахограф
- Журнал водителя
- Предрейсовый контроль
- Ретрансляция данных
Телематическая система может отображать данные через виджеты, оповещения и автоматические отчеты. Менеджер проверяет их онлайн в веб версии или мобильном приложении для супервайзеров. У сотрудников есть отдельное приложение, которое выполняет функции GPS трекера и предоставляет дополнительные возможности для выездных работ. Это называется мобильная телематика: когда для транспортной телематики вместо IoT-оборудования и трекеров используются мобильные устройства.
Мобильная телематика: как работают приложения для телеметрии
В отличии от GPS трекеров, смартфоны и планшеты не могут подключаться к автомобильным датчиками напрямую. Однако у современных мобильных устройств есть встроенные сенсоры:
- GPS приемник
- акселерометр
- гироскоп
- цифровой компас
- датчик приближения
- магнитометр
- сканер отпечатков пальцев
- ближняя контактная связь (NFC)
- датчик освещенности
- сенсор с задней подсветкой (BSI)
Благодаря техническим возможностям и экономии на дополнительном оборудовании, мобильные телематические приложения набирают обороты. Отслеживая геолокацию по GPS и LBS, решения для смартфонов обеспечивают точный трекинг и перечисленный выше GPS-функционал.
Используя данные с гироскопа, магнитного датчика и акселерометра, телематическое программное обеспечение определяет превышение скорости для контроля вождения. На их основе платформа Navixy вычисляет любителей полихачить, генерирует уведомления и отчеты.
Что же лучше — мобильное приложение или автомобильный трекер? Ответ будет зависеть от потребностей заказчика. Мобильные решения от Navixy предоставляют специализированные инструменты для управления выездными сотрудниками и будут незаменимым ассистентом для торговых представителей, сервисных инженеров и других мобильных специалистов. GPS трекеры ориентированы на автомобили. Они обеспечивают непрерывную связь транспорта с платформой, даже когда в нем нет водителя. Такие решения для удаленного контроля транспорта разработаны для автопарков, логистических компаний, оборудования и пассажирских перевозок.
Что такое удаленный мониторинг объектов
В чем разница между GPS трекингом и мониторингом? GPS трекинг сообщает, где находятся объекты; мониторинг — в каком они состоянии. Это удаленный контроль любых мобильных объектов: оборудования, контейнеров, грузов, прицепов, а также стационарных объектов.
Мониторинг объектов позволяет детально увидеть и изучить каждую операцию, где и как долго использовался механизм, защитить объекты с помощью Геозон/ Мест и удаленно управлять некоторыми механизмами.
Для безопасных грузоперевозок
- Детектор падения
- Открытие дверей
- Детектор света
- Сигнал “прицеп отцеплен”
- Датчик температуры/ влажности
Что такое страховая телематика
Телематика дала толчок новому типу автомобильного страхования под названием «плати, как ездишь». Это взаимовыгодное решение на основе IoT: телематические устройства снижают риски для страховых компаний, а те в свою очередь предоставляют более низкие цены.
Как телематика снижает стоимость страхования
Страховые компании предлагают специальные тарифы для автопарков, оборудованных IoT-оборудованием. Решение ADAS и алкозамок повышают безопасность на дорогах. Идентификация водителя и детектор буксировки увеличивают сохранность транспортных средств, а блокировка двигателя помогает быстрее обнаружить и вернуть авто в случае угона.
Страховые компании берут в расчет и поведение за рулем: аккуратно ли ездит водитель, куда и как часто. Платформа Navixy поможет создать отчеты по поездкам за несколько секунд, используя данные с автомобильных трекеров или мобильного приложения.
Польза телематики для автопарков и компаний
Хотя телематические провайдеры могут подстроиться под любой транспорт и бюджеты, почти 40% автопарков не используют даже базовый GPS функционал. Почему компании никак не решатся на телематический мониторинг? Разберем популярные вопросы и возражения.
В чем польза телематики?
Вот как телематические решения работают на практике
- Сокращение расходов на автопарк: телематика помогает сократить простои, несогласованные поездки, поломки, расход топлива и точно рассчитать компенсации за ГСМ.
- Защита авто и грузов: трансляция данных онлайн и оповещения защищают транспорт, топливо и грузы от мошенничества и угона.
- Безопасность за рулем: отслеживайте поведение на дороге, чтобы избежать штрафов и ДТП. Защитите сотрудников с помощью кнопки SOS, алкозамка, решения для помощи водителю ADAS.
- Соответствие требованиям: следуйте государственным и международным постановлениям с помощью программных или аппаратных решений — тахографов, электронных журналов и пр.
- Высокое качество сервиса: оптимизируйте маршруты и контролируйте посещение торговых точек. Обеспечьте самую быструю доставку и прозрачность при работе с заказами на всех этапах.
- Электронный документооборот: журнал поездок, автоматические отчеты, помощь в планировании заданий и маршрутов.
Телематика и защита персональных данных
Некоторых новых пользователей такие преимущества как операционная прозрачность и автоматический учет поездок могут смутить: “Не хочу быть под постоянным наблюдением”, “вдруг данные попадут не в те руки”. Navixy уделяет особое внимание безопасности. Каждый партнер сам выбирает, как разместить платформу — SaaS, облако или собственный сервер для полного контроля. Клиенты партнеров смогут установить внутренние права доступа для разных сотрудников и отделов.
Телематика это дорого?
В Navixy мы открыто рассказываем, что входит в стоимость, рассчитываем цены на основании данных и совместно с потенциальным партнером выбираем лучшее решение. Для компаний, ищущих телематическое решение для себя, мы подберем партнера Navixy, соответствующего требованиям и локации.
Телематика для автомобиля — что это
Когда водители слышат термин «телематика», одни кивают со знающим видом — «Да, слышал, что классная система», другие реагируют типа — «Ай, какая-то навороченная штука, обойдусь!». Для тех и других объясняем подробно, что это за штука, чем она хороша и почему именно вам следует установить телематическое оборудование.
Для чего нужна телематика
Для начала разберем, что это такое. В широком понимании этого слова телематика объединяет телекоммуникационные системы и информатику. Звучит сложно, но на практике все намного проще.
Автомобильная телематика — это фактически спутниковый мониторинг транспорта. Основу системы составляет черный ящик с различными датчиками и программное обеспечение, с помощью которого данные передаются на сервер. Какие данные? Самые разные — где находится транспортное средство в конкретный момент, не превышает ли водитель скорость, сколько и когда заправил бензина, есть ли в автомобиле неисправности и многое другое.
Телематика позволяет удаленно управлять, отслеживать и мониторить:
- автопарки;
- пассажирский транспорт;
- сельскохозяйственные машины;
- личные транспортные средства;
- грузовые автомобили;
- прицепы;
- грузы и контейнеры;
- строительную и спецтехнику;
- каршеринг.
Телематика — это не просто устройство для слежения. Телематический блок подбирают конкретно под марку и модель каждого автомобиля. С помощью оборудования можно:
- собирать и хранить информацию на сервере;
- отправлять команды машине;
- создавать отчеты на основании собранных данных;
- генерировать оповещения.
Если говорить не общими словами, а добавить конкретику, телематика позволяет владельцам коммерческого транспорта:
- снизить или оптимизировать эксплуатационные затраты (финансовые, материальные, временные);
- облегчить управление автопарком;
- усовершенствовать логистику;
- упростить контроль за работой сотрудников;
- уменьшить расход топливных материалов и сократить пробег автомобиля за тот же объем выполненных работ;
- снизить время простоя;
- повысить безопасность перевозок;
- уменьшить затраты на содержание и обслуживание автопарка;
- защитить свое имущество от хищений и нецелевого использования;
- объективно решить спорные вопросы с сотрудниками;
- повысить лояльность клиентов за счет конкурентных преимуществ.
И главное — все полученные данные надежно защищены, и только вы решаете, у кого будет к ним доступ.
Как работает телематика
Телематический комплекс для автомобиля представляет собой сложную систему, которая включает:
- спутниковые навигационные чипы GPS и ГЛОНАСС, их задача определять местоположение устройства (а значит, и самого автомобиля, где установлено оборудование);
- датчики акселерометров — сенсоры ускорения в различных направлениях, которыми измеряют ряд характеристик (разгон, ускорение, перестройку в другой ряд, повороты);
- гироскоп — измеряет угловую скорость;
- модуль мобильной связи с сим-картой — необходим для передачи статистических данных;
- аккумулятор или батарейки — обеспечивают устройству питание для беспрерывной работы.
Работает все следующим образом:
- прямо в автомобиле устанавливают устройства слежения;
- передатчик отправляет полученные данные на сервер;
- обработанная информация отображается выбранным пользователям (управляющим, менеджерам, администратору, логистам, операторам каршеринга и прочим).
С данными телематики можно анализировать конкретные события и выявлять закономерности, чтобы в дальнейшем использовать эту информацию для повышения автомобильной безопасности, сокращения расходов, развития бизнеса и, соответственно, увеличения дохода компании.
Телематика за автомобильную безопасность
Некоторое время назад, говоря об автомобильной безопасности, преимущественно подразумевали противоугонные системы. Телематика вышла за пределы этого понятия. Телематическое оборудование предусматривает использование целого комплекса различных датчиков:
- расхода топливных материалов;
- уровня топлива в баке;
- нагрузки на оси автомобиля;
- температуры в рефрижераторе;
- открывания двери, капота;
- нахождения пассажиров в автомобиле;
- факта простоя спецмеханизмов (работа бетономешалки, поворот стрелы крана и прочее).
Используя телематику, можно предсказать опасные ситуации и избежать их на дороге, предотвратив тем самым ДТП. Для этого достаточно настроить систему индивидуально под автомобиль и стиль вождения, и водитель будет получать уведомления об опасности — например, риск столкновения с другим транспортным средством. За счет таких оповещений аварийность на дороге снижается на 30–35%.
Наибольший интерес для компаний, которые владеют автопарком, представляет контроль расхода топлива. Услуга доступна в рамках сервиса «Интеграция с системами телематики и ERP». Подключив эту функцию, вы будете получать уведомление о подозрительных транзакциях. Это позволит:
- отслеживать автомобили в момент подозрительных транзакций;
- проверять количество купленного и залитого в бак топлива;
- анализировать стоимость пробега каждого отдельного автомобиля;
- предупреждать нецелевое использование топливных материалов.
Если вы уже пользуетесь услугами нашей компании, свяжитесь со своим персональным менеджером или позвоните по номеру 8 (800) 5555 200, чтобы подключить онлайн-сервис.
Или оставьте заявку на нашем сайте, и мы свяжемся с вами для консультации и подключения наших услуг. Чтобы стать нашим клиентом, достаточно указать название вашей компании и контактный номер телефона.
Как телематикой пользуются страховые компании
Многие страховые компании активно внедряют в свои продуктовые линейки программы страховой телематики. Например, при продаже полиса каско можно получить существенную скидку. Как это работает:
- используя телематику, страховая компания отслеживает поведение водителей на дороге;
- на основании полученных данных оцениваются факторы риска;
- оценка позволяет скорректировать тарифную ставку, предложить более выгодные условия аккуратным шоферам.
Что может повлиять на решение страховой:
- насколько аккуратно водитель ездит на плохой дороге;
- совершает ли опасные маневры на высоких скоростях;
- нарушает ли правила дорожного движения;
- предпочитает плавные или экстренные торможения;
- своевременно ли переключает передачи и прочее.
С помощью телематического оборудования можно влиять на стоимость каско и сделать его дешевле.
Как телематика сокращает расходы
Под расходами понимаем не только финансовую сторону — хотя она и очень важна, но и человеческие ресурсы, и время. Содержание автопарка, даже если в нем 2–3 автомобиля — достаточно затратное дело. И чтобы получить реальную экономию на транспорте, рекомендуем уменьшить затраты по семи ключевым показателям — используя телематику:
- Расход топлива. Самая распространенная проблема любого автопарка, где есть наемные водители — слив топлива. Установив телематический блок, вы больше не будете помогать своим сотрудникам «делать бизнес» за счет ваших ресурсов. Датчик моментально обнаружит воровство. Кроме того, на основе анализа расхода топлива компания может минимизировать длительные простои техники, оптимизировать маршруты и прочее.
- Неучтенные поездки. Часто водители используют автомобиль в личных целях, в нерабочее, а иногда и в рабочее время. Установите спутниковый мониторинг и всегда будьте в курсе, если персонал рискнет отклониться от своего маршрута или воспользоваться свободным доступом к автомобилю в нерабочее время.
- Производительность труда. Если мониторить каждую поездку, фиксировать все остановки, можно рассчитать почасовую выработку спецтехники, проанализировать компетентность водителя и при необходимости заменить его или повысить квалификацию.
- Эксплуатационные расходы. Их можно снизить путем контроля своевременного техобслуживания. Телематическое оборудование позволяет выполнять удаленную диагностику, перепрограммирование автомобилей, дистанционный контроль за работой транспорта, получать диагностические коды неисправностей и многое другое. Таким образом, владелец автопарка может оперативно реагировать на неисправности, предупреждать их или быстро устранять.
- Ведение документации. Спутниковая система мониторинга позволяет автоматизировать большинство рутинных процессов, которые отнимают много времени (например, ведение журнала водителя, заполнение путевых листов и прочее).
- Качество вождения. От мастерства водителя и его поведения на дороге зависит расход топлива, вероятность ДТП, своевременность доставки груза, скорость износа деталей. В ряде случаев лучше сразу заменить сотрудника, чем нести убытки из-за его манеры езды (совершение опасных маневров на скорости, превышение, обгон, резкие ускорения и прочее).
- Выгодное автострахование. Многие страховые компании предлагают скидки на свои услуги компаниям, которые используют телематику.
Есть ли у системы недостатки? Нет, если использовать качественное оборудование и научиться им правильно пользоваться. Для этого следует обратиться к проверенному поставщику.
Как телематика помогает в развитии бизнеса
Слышали фразу: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»? Если вы планируете сделать свой бизнес более прибыльным и эффективным, вы должны владеть информацией.
Если проанализировать все возможности телематической системы в целом, можно сократить расходы на эксплуатацию техники до 30%. «Умная» система позволяет собрать такое количество информации, которое необходимо для составления далекоидущих выводов. Причем телематика сделает всю работу за вас — не только соберет воедино все данные, но и проанализирует их. Не прилагая усилий, вы сможете:
- контролировать расход топлива;
- отслеживать работу автомобилей;
- мониторить и определять геолокации.
Все эти данные помогают в перспективе оптимизировать издержки целого автопарка. Отслеживать динамику износа деталей, составлять наиболее экономичные и безопасные маршруты, экономить расход топлива — легко, если установить телематическое оборудование.
Кому рекомендуется использовать телематику
Вообще всем, у кого есть автомобиль для личного пользования или в коммерческих целях. Но особенно система будет полезна:
- Владельцам автопарков. Чем больше у вас автомобилей, тем больше расходов. Телематика позволяет сократить эксплуатационные издержки по каждому из них. Для операторов каршеринга это еще и возможность контролировать каждый подотчетный автомобиль.
- Молодым водителям — как правило, они водят намного аккуратнее опытных автогонщиков, но стоимость страхового полиса для новичков выше. Получив высокие баллы за вождение, эту стоимость можно снизить.
- Родителям. Таким образом они всегда будут знать, как ведут себя дети на дороге.
Заинтересовались приобретением и установкой телематических устройств? Звоните — 8 (800) 222 95 93! Также вы можете связаться с нами в мессенджерах Viber, Telegram, WhatsApp.
Оставьте свои контактные данные и получите PDF с чек-листом про экономию автопарка. 5 основных способов будут ждать вас на почте