Эстеры в моторном масле что это
Перейти к содержимому

Эстеры в моторном масле что это

  • автор:

Моторное масло с ESTER

ЭСТЕРЫ - сложные эфиры

HC — cинтетическое моторное масло Suprotec Comfort 5W-40 4л, 1л.

Содержание

С появлением синтетических моторных масел, которые полностью заменила эстермасла, появились и новые проблемы, связанные с нестабильностью масляной пленки. Сочетание минеральных и синтетических ПАО масел с добавлением эстеров позволило создать идеальный горюче-смазочный материал, который избавлен от недостатков каждого из компонентов и обладает массой преимуществ.

Высокий индекс вязкости, надежная защита ЦПГ от износа благодаря стабильной масляной пленке, хорошая морозостойкость и отличные моющие свойства – главные преимущества современных моторных масел на минеральной основе в сочетании с ПАО и эстерами.

Что такое эстеры и ПАО?

thumb_эстер 1

Эстеры – это сложные эфиры, которые образуются при взаимодействии жирных кислот и спиртов. В большинстве случаев в производстве эстеров для основы используют растительные масла, в первую очередь рапсовое или кокосовое в зависимости от региона производства и доступности того или иного сырья. На качество и технико-эксплуатационные характеристики готового эстермоторного масла выбор исходного сырья практически не влияет.

Ключевая положительная характеристика эстеров – ярко выраженная полярность молекул сложных эфиров, которая позволяет эстермоторному маслу буквально налипать на детали двигателя, словно наэлектризованная одежда из синтетических тканей прилипает к телу. Такая способность эстеров дает возможность обеспечить высокую стабильность масляной пленки на всех деталях цилиндропоршневой группы и других узлах мотора, а при запуске двигателя после ночного простоя – предотвращать износ ЦПГ на первых оборотах, когда давление масла в системе еще недостаточное.

ПАО – это полиальфаолефиновые масла, которые производят с помощью нефтехимического синтеза из нефтяных попутных газов. Основная доля исходного сырья приходится на этилен. Из способа производства видно, что это и есть та самая синтетика – синтетические моторные масла. Удивительным образом моторные ПАО масла и эстеры стали буквально антиподами друг другу по своим недостаткам и преимуществам.

ПАО масла отлично работают в самых экстремальных условиях, будь то морозы на крайнем севере или жаркий пустынный зной и высоконагруженные интенсивные режимы работы спецтехники или автомобилей. Однако их высокая стоимость позволяла использовать только в авиации и военной технике.

Еще один недостаток полиальфаолефинов – крайне низкая поляризация молекул. Это означает, что масляная пленка нестабильна, а еще один недостаток ПАО – плохая растворимость присадок, исключал использование улучшающих добавок.

Моторное масло, основанное на смеси ПАО и эстеров, буквально лишено всех предыдущих недостатков. Эстеры повысили стабильность масляной пленки синтетики, при этом полиальфаолефины сделали новое эстермоторное масло более устойчивым к экстремальным условиям эксплуатации с длительным межсервисным периодом.

Добавление в моторное масло на основе ПАО и эстеров минеральной (гидрокрекинговой) основы удешевило эстермасла, исключив еще один существенный недостаток и сделав их более доступными для рядовых автовладельцев.

Преимущества и недостатки моторного эстермасла

thumb_эстер 2

Подытожим перечисленные положительные характеристики эстермоторных ГСМ на основе минеральной основы и синтетики ПАО с добавками масел ESTER. Как и у любой хорошей смазки для автомобиля, эстермасла имеют и свои недостатки, многие из которых сильно преувеличены.

Плюсы эстеров

  • Повышенная термическая стабильность. Эстеры обладают высокой химической и механической стабильностью во время работы двигателя при высоких температурах, что позволяет им поддерживать свои свойства при интенсивной эксплуатации машины. Они не разрушаются и не окисляются так быстро, как некоторые другие типы базовых масел, например, чистые нефтяные (минеральные).
  • Улучшенная защита мотора. Эстеры обеспечивают отличную смазку и защиту всех элементов цилиндропоршневой группы и других узлов двигателя. Они обладают высоким коэффициентом вязкости и хорошей прочностью пленки, что позволяет в разы снизить износ и трение деталей двигателя, особенно при его запуске.
  • Высокая степень очистки. Эстеры отличаются хорошими диспергирующими свойствами, которые способствуют лучшей очистке двигателя от отложений и загрязнений. Они также могут помочь предотвратить образование нагара и осадка. При этом сами эстермасла в отличие от минеральных моторных масел с присадками не образуют лаков и нагара.
  • Постоянная вязкость. В отличие от других видов моторных масел, эстеровые отличаются стабильностью коэффициента вязкости на протяжении всего срока их эксплуатации.
  • Повышенная морозостойкость. Большинство PAO ESTER масел обладают низкой температурной текучестью, что обеспечивает легкий пуск двигателя в холодных климатических условиях, а также безупречную работу машины при сильных морозах. При этом зимние эстеровые моторные масла ESTER 5W40 и ESTER 5W30 безупречно эксплуатируются и в летний зной.

Минусы эстермасла

Сравнительно высокая стоимость – главный недостаток масел на основе ПАО и эстеров. Действительно, PAO ESTER масла обычно дороже по сравнению с другими типами ГСМ для двигателей. Это обусловлено более сложным технологическим процессом производства.

Однако даже при такой сравнительно высокой стоимости масла на основе ПАО и эстеров показывают существенный экономический эффект от продленного межсервисного периода и резкого снижения интенсивности износа ЦПГ мотора. Кроме того, добавление крекингового масла позволяет существенно снизить цену готового эстермасла без ухудшения его качества и без потери главных преимуществ.

Далее рассмотрим скорее не недостатки, а распространенные мифы о моторных маслах типа ESTER с минеральной и полиальфаолефиновой (ПАО) основой.

  • Миф 1 – Взаимодействие эстеров с некоторыми уплотнениями.
    Действительно, сложные эфиры в чистом виде оказывают негативное влияние на резиновые и прочие полимерные уплотнители, но количество самих эстеров в современных моторных маслах типа ESTER составляет менее 10%, что в сочетании со специальными присадками позволяет полностью исключить этот недостаток.
  • Миф 2 – Несмешиваемость.
    Некоторые эстермоторные масла несовместимы или плохо смешиваются с другими типами ГСМ и это часто ставят в укор эстермаслам. Однако смешивать различные виды и типы масел в принципе не рекомендуется, а в большинстве случаев и вовсе запрещено автопроизводителем.
  • Миф 3 – Образование эмульсии с водой.
    Это еще один распространенный миф, которым пугают друг друга автовладельцы. Для превращения эстермоторного масла в бесполезную густую кремо- или даже желеобразную эмульсию количество попавшей в двигатель воды должно быть такими же, как и объем самого моторного масла.

Особенности

thumb_эстер 3

Рассмотрим несколько ключевых особенностей эстермасел на основе сочетания минеральных и синтетических ПАО масел с добавлением эстеров.

Смазывающая способность

Главная особенность эстеровых моторных масел в повышенной прочности масляной пленки, а значит, в более высокой защите деталей двигателя от износа, особенно при запуске мотора после длительного простоя. Проще говоря, максимальный износ цилиндропоршневой группы, коленвала, распредвала и других узлов двигателя наблюдается именно в момент его запуска, когда все масло все еще на дне картера, а вращение валов и ЦПГ уже началось, прорезая микроканавки, задиры и сколы.

Стабильная масляная пленка эстермасла держится долгое время. При запуске двигателя зимним утром после ночного или более продолжительного простоя детали и узлы мотора все также смазаны маслом и не взаимодействуют друг с другом с образованием следов износа. Кроме того, более стабильная смазка маслами с ПАО и эстерами способствует увеличению КПД, ведь мотор меньше тратит энергии на сопротивление трению в ЦПГ и других узлах.

Летучесть

Полярность молекул эстеров позволяет им держаться друг с другом вместе, а это значит, что для испарения требуется в разы больше энергии в сравнении с другими видами моторных масел. Благодаря этому эстермасла дольше сохраняют свои изначальные технико-эксплуатационные характеристики, в т.ч. и вязкость, а расход ГСМ заметно меньше, чем у других видов моторных масел, включая минеральные и синтетические.

Чистка

Полярность эстеров – это не только стабильная пленка и низкая степень летучести, но и отличные диспергирующие свойства. Проще говоря, благодаря своей полярности молекулы эстермоторных масел буквально разрушают конгломераты нагара и продуктов износа, налипшие на стенках деталей, притягивая их частицы к себе и увлекая в масляный фильтр. Благодаря этому в разы снижается интенсивность отложения лаков и шлама, а сами масла с эстерами не образуют подобных продуктов распада ГСМ.

Кроме того, молекулы эстеров благодаря своему электрохимическому притяжению буквально оттягивают друг от друга частицы нагара и продуктов износа металла, не давая им группироваться в крупные конгломераты и оседать на стенках деталей.

Где применяются эстермоторные масла?

thumb_эстер 4

Моторные масла на минеральной и гидрокрекинговой основе с ПАО и эстерами, такие как Ester 5W30 или Ester 5W40 имеют достаточно широкий рабочий диапазон температуры окружающей среды. Это дает возможность использовать их практически во всех климатических зонах России даже на севре в условиях морозов до -30. -45°С.

Эстермоторные масла широко применяют в двигателях внутреннего сгорания как грузовых, так и легковых автомобилей, а также в сельхоз- и спецтехнике любого класса и назначения. Главное условие – соответствие выбранного эстермасла требованиям автопроизводителя относительно вязкости и других характеристик.

Сравнение масел с эстерами и без них

Довольно красноречиво говорит о качестве и стабильности масляной пленки эстерового моторного масла представленная ниже диаграмма сравнения эстермасла, ПАО и ГСМ на чисто минеральной основе. Максимальное допустимое давление масляной пленки эстеров – 22000 кг/см², тогда как у синтетики тот показатель всего 6500 кг/см², а у чисто нефтяного масла и вовсе 900 кг/см².

thumb_эстер 5

Сравнение эстеров, ПАО и минеральных моторных масел по остальным важным технико-эксплуатационным характеристикам представлено в таблице.

Показатель сравнения Эстермасло ПАО Минеральное (нефтяное) масло
Смазываемость Высокая Низкая Средняя
Работа под высокими нагрузками Да Нет Ограничена
Стабильность при высокой температуре Высокая Высокая Низкая
Текучесть при низкой температуре Хорошая Хорошая Плохая
Летучесть Слабая Слабая Высокая
Индекс вязкости Повышенный Средний Низкий
Коэффициент трения Малый Высокий Средний
Моющие свойства Хорошие Плохие Средние
Биоразложение (экологичность) +

Моторные масла с эстерами от СУПРОТЕК

thumb_эстер 6

Отечественная производственная компания СУПРОТЕК выпустила на российский рынок автомобильных ГСМ уникальное по своему составу и характеристикам моторное эстермасло, в состав которого входит VHVI масло повышенной очистки, ПАО и эстеры. При этом всего 20% ПАО и 7% эстеров достаточно для обеспечения безупречных эксплуатационных характеристик при сравнительно невысокой цене.

HC - синтетическое моторное масло на комплексной базе Suprotec Comfort 5W-30 4л

HC — синтетическое моторное масло A3/B4 Suprotec Comfort 5W-30 4л, 1л

HC — синтетическое моторное масло на комплексной базе Suprotec Comfort 5W-30 4л

Эстеровое моторное масло Suprotec Comfort полностью отвечает требованиям ряда международных стандартов относительно зимних автомобильных горюче-смазочных материалов:

  • SAE – 5W-40 и 5W-30;
  • ACEA – A3/B4;
  • API – SN/CF.

HC - cинтетическое моторное масло Suprotec Comfort 5W-40 4л, 1л.

HC — cинтетическое моторное масло A3/B4 Suprotec Comfort 5W-40 4л, 1л.

HC — cинтетическое моторное масло Suprotec Comfort 5W-40 4л, 1л.

Моторные эстермасла Suprotec Comfort подходят для использования практически во всем модельном ряду отечественных автомобилей ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Кроме того, эстермоторные масла от СУПРОТЕК – это достойная российская альтернатива дорогостоящим импортным ГСМ аналогичного класса, предназначенных для использования в автомобилях таких марок, как Chevrolet, Volkswagen, Renault, Skoda, Toyota, Mitsubishi, Nissan, Hyundai, Kia, Mazda и др.

Что такое эстеры? И почему все так с ними носятся…

Эстеры или сложные эфиры это соединение жирных органические кислот со спиртами. Сырье для производства — растительные масла, обычно рапсовое или кокосовое. Ничего примечательного вроде бы. На вид масло, как масло. Но почему они так важны для современного маслостроения?

Масла растительного происхождения

Долгое время эстеры применялись в маслах для авиационных двигателей. Где были по настоящему незаменимы и определяли совершенно превосходные свойства готового продукта. Впоследствии на эти вещества обратили внимание автомобильные химмотологи. Моторы становились все более форсированными, более теплонагруженными, литровая мощность моторов все увеличивалась, а интервалы замены становились все дольше. И минеральные базы просто уже не справлялись с возложенными на них задачами, а ПАО синтетика хоть и была стабильна, но не обладала полным спектром нужных свойств. На помощь пришла Матушка Природа.

Спустились буквально с небес

Эстеры позволяют обойтись минимумом вязкостных модификаторов (загущающих присадок) в товарном масле, которые со временем разрушаются, и приводят к деградации масла, потери его основных свойств. Масло просто теряет заданную вязкость. Оставляя, кстати, после себя достаточно много грязи в моторе. Дело в том, что вязкость эстера можно задать в момент его производства. Что избавляет готовое моторное масло от дополнительных присадок. Это очень важно.

Отложения разных базовых масел при 275С

ДВС устроен так, чтобы свести к минимум внутреннее трение и износ. Достигается это благодаря, так называемому, гидродинамическому трению, когда трение происходит в слое масла, и разделяет трущиеся поверхности не давая им соприкасаться. Все бы ничего, но при пуске двигателя (а это каждое утро) все масло банально стекло под силой притяжения в картер. Масла просто нет в наиболее важных узлах двигателя. Что происходит в момент старта? Несколько первых оборотов коленвала двигатель испытывает масляное голодание. Пока маслонасос не накачает необходимое давление в системе детали трутся друг о друга без смазки. Так ведут себя все масла, кроме эстеровых. Благодаря полярной структуре их молекул, они буквально прилипают к металлу, и надёжно защищают двигатель на пуске или при длительных простоях. Таким образом двигатель полностью смазан всегда. Даже если он не работает. Существует мнение, что практически весь износ у мотора как раз и происходит в момент запуска.

Теперь немного цифр. Максимальная нагрузка масляной плёнки:
минеральная база: 900 кг/см2;
синтетика (ПАО): 6500 кг/см2;
синтетика (эстеры): 22000 кг/см2.

Эстеровые масла: достоинства и недостатки

В ряду смазочных материалов нового поколения особняком стоят эстеровые масла. У потребителей отношение к ним неоднозначное – одни считают, что это лучший выбор, других отпугивает высокая цена. В самом деле, такие масла доступны не всем. Их стоимость выше, чем у минеральных, в пять-десять раз. В результате возникают разговоры о недобросовестной маркетинговой политике производителей и «переоценённости» масла с эстерами. Так имеет ли всё-таки смысл его покупать?

Чем замечательны эстеры?

Таблица сравнения моторных масел

Прежде всего стоит разобраться, что такое эстеры, составляющие основу высококачественного полусинтетического масла. Этим словом обозначаются сложные эфиры, которые получаются в результате этерификации спиртами карбоновых кислот, добываемых посредством гидролиза растительных масел (рапсового или масла кокосовой копры).

Впервые эстеры в качестве сырья для смазки были применены в начале 70-х гг прошлого века разработчиками Бельгии и Франции. Первыми очевидными достоинствами нового материала оказались его экологичность и простота утилизации по сравнению с другими моторными маслами.

Но самый главный плюс эстерового моторного масла состоит в полярности эфирных молекул и смещённости электронной плотности к атому кислорода карбонильной группы. Звучит, нередко, слишком заумно, но чтобы понять, какое преимущество даёт эта особенность, не обязательно хорошо разбираться в химии: отрицательно ионизированные атомы, которые содержатся в эстеровом моторном масле, притягиваются к положительно ионизированным или нейтральным атомам металлов и металлических сплавов.

Отсюда вывод: эстеровое масло образует плёнку, притягивающуюся к металлическим деталям, как магнит. Минеральная или какая-либо ещё основа никогда не обеспечит подобного эффекта. То есть при запуске двигателя, представляющем собой момент риска для любого автомобиля, мотор ни одной секунды не будет работать без смазки. Для металлических узлов двигателя губительно сухое трение, а эстеровые масла, благодаря своим уникальным качествам, увеличивают срок годности деталей и, как следствие, продлевают жизнь вашему авто.

Не менее, чем запуск, опасны для двигателя моменты пиковых нагрузок. Прочность масляной плёнки, образуемой смазкой на эстеровой основе, составляет 22000 кг на квадратный сантиметр. Это во много раз превышает аналогичные показатели минеральной и полиальфаолефиновой основ. В силу этой характеристики эстерные масла широко применяются для гоночных автомобилей.

На уровень вязкости эстерных масел не влияют даже резкие колебания температуры окружающей среды, вследствие чего двигатель стабильно работает при любой погоде. Кроме всего прочего, эти масла не содержат вредных для деталей автомобиля присадок и обеспечивают эффективную защиту от загрязнений.

Почему так дорого?

Высокая продажная цена этой необычной смазки вполне оправданна, поскольку процесс производства эстеров сложен, трудоёмок и состоит из нескольких стадий. Наиболее затратным является первый и самый важный этап – гидролиз растительного сырья, в результате которого отделяется глицерин и образуются карбоновые кислоты. За ним следует нейтрализация кислоты тяжёлым спиртом, в молекуле которого содержится до двадцати двух атомов углерода (этот спирт не имеет ничего общего с используемым в пищевой промышленности).

Эстеровое моторное масло Xenum

Кстати, именно от спирта зависит такая характеристика конечного продукта, как вязкостность – она повышается прямо пропорционально величине радикала R1 в молекуле эфира. Здесь становится очевидно, что вязкость эстерового масла регулируется на этапе производства, в зависимости от того, какой спирт используется.

Для создания некоторых масел применяются синтезированные карбоновые кислоты. Это обеспечивает почти полную биоразлагаемость, то есть значительное повышение экологичности готового смазочного материала, но вместе с тем существенно увеличивает себестоимость – такое масло стоит дороже минерального уже не в пять-десять, а в пятнадцать раз.

Плюсы эстеров

Резюмируя, основные достоинства эстеровых масел таковы:

  • идеальное сцепление с металлическими поверхностями, благодаря чему исключается «масляное голодание» двигателя;
  • прочная защитная плёнка даже при высоких скачках нагрузки;
  • отсутствие вредных присадок;
  • низкий расход смазки на угар;
  • сохранение текучести при понижении температуры, благодаря чему автомобиль легко заведётся даже в мороз;
  • защита мотора от шлакообразования;
  • экологичность при производстве и использовании.

Насколько обоснованна критика?

У тех, кто критикует эстеровые масла, весьма популярен такой аргумент, как «завышение» цены в результате развёрнутой рекламной кампании. Не все понимают, что высокая стоимость объясняется спецификой производства сложных эфиров.Наряду с этим, даже небольшое содержание эстеров в моторном масле значительно повышает его потребительские качества по сравнению с минеральной основой. Поэтому такие нападки никак нельзя назвать разумными.

Второй излюбленный довод противников масел на эстеровой основе относится к потере смазочных свойств в результате попадания в масло хотя бы одной капли воды. Это явное преувеличение – на самом деле, чтобы эстеровая смазка превратилась в желе, объём воды должен быть не меньше первоначального объёма масла. Обычный конденсат не причинит смазочному материалу ни малейшего вреда.

Подведём итог

Покупать или нет эстеровые масла – личное дело каждого автолюбителя. Вряд ли имеет смысл использовать такую дорогую смазку для устаревшего двигателя. Но если автомобиль новый и вы предполагаете ездить без проблем в течение долгих лет, масло на эстеровой основе гарантированно окупит себя.

Масло с эстерами

Эстеровое масло – это синтетическое смазывающее вещество. В формуле синтетических масел обычно используются 3 вида синтетических базовых масел:

  • Полиальфаолефины (ПАО): наиболее популярный и часто используемый компонент в синтетических и полусинтетических маслах. ПАО имеют очень хорошую устойчивость к высоким температурам и низкую летучесть.
  • Гидрокрекинговая основа (HC): это на самом деле не синтетический продукт, а минеральное масло, которое было подвергнуто гидроочистке для получения им свойств синтетических масел. HC является хорошим смазывающим веществом, но имеет более высокую летучесть, чем ПАО.
  • ЭСТЕРОВЫЕ МАСЛА: Используются в качестве смазывающих веществ более 60 лет в качестве базового масла для многих условий тяжелой эксплуатации. Их свойства способствуют решению существующих проблем и обеспечивают стабильное улучшение качества смазывающих продуктов.

В автомобильной сфере первые синтетические моторные масла были фактически полностью основаны на эфирных соединениях, и эти продукты были вполне успешными.

ПОЛЯРНЫЕ МОЛЕКУЛЫ

Молекулы эстеров отличаются высокой полярностью. Это означает, что они обладают электростатическим зарядом в результате действия противоположных зарядов. Полярность масла несет в себе определенные интересные свойства:

• СМАЗЫВАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ:

Полярность вызывает притяжение эфирных молекул к положительно заряженным металлическим поверхностям.
В результате, молекулы выстраиваются на металлической поверхности, создавая прочную пленку с увеличенными адгезивными свойствами.
Прочная и устойчивая пленка обеспечивает наилучшую смазывающую способность, уменьшение потребления энергии (топлива) и износа.

• ЛЕТУЧЕСТЬ:

Полярность эфирных молекул заставляет их притягиваться друг к другу. Это межмолекулярное притяжение требует больше энергии (тепла) на то, чтобы эфиры перешли из жидкого в газообразное состояние (испарение). В результате, масло дольше сохраняет вязкость и качество. Вдобавок к этому, расход масла за счет испарения будет меньше.

• ЧИСТЯЩАЯ И ДИСПЕРСИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ:

Полярность эфиров делает их хорошими растворителями и дисперсантами. Это позволяет эфирам растворять и диспергировать загрязнения, такие как продукты горения, продукты распада масел, побочные продукты, которые могут в ином случае превратиться в отложения шлама и лаков. Эти свойства приводят к более чистой работе и лучшей растворимости присадок в конечном смазывающем продукте. В результате имеем более чистый двигатель и трансмиссию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *