Ноу-хау: тонкая "настройка" свечей зажигания
Началось всё со звонка моего хорошего знакомого Сергея, о котором я не раз вспоминал в своих записях.
Серёжа позвонил и спросил, проверял ли я зазор в свечах при их установке? Задумавшись, я ответил, что нет.
А ездим мы на одинаковых свечах Denso W20TT, о которых я как-то рассказывал.
Свечи хорошие, но зазор у них изначально почему-то выставлен "карбюраторный" — то есть, в районе 0,7-0,8 мм между электродами вместо "инжекторных" 1,0-1,1 мм. Я считаю, что независимо от конструкции (и маркетинга) зазор все же должен соответствовать тому, который указал производитель двигателя, а не свечей.
Но во время замены я как-то этот момент упустил. А Серёжа — нет. И он любезно предложил мне не только откорректировать зазор, но и осуществить еще один вид "свечного тюнинга" — ориентирование положения электродов в камере сгорания относительно клапанов. Сам я подобную процедуру не делал ни разу, хотя читал о ней в "Советах бывалых" журнала "За Рулем" чуть ли не 30 лет назад.
Теория процесса довольно неплохо изложена здесь. Если вкратце, то расположение открытой частью искрового зазора в объем камеры сгорания (в сторону клапанов) улучшает работу свечей — точнее, приводит к более полному и эффективному сгоранию смеси на частичных и малых нагрузках. Это если сравнивать со "случайным" положением электрода относительно впускного клапана.
Можно по-разному относиться к этой теории, конечно. Но я решил проверить её, что называется, "на себе" — благо, Серёжа не раз проделывал эту процедуру у себя и предложил мне попробовать.
Выкрученные после пробега 10 000 км свечи смотрятся вполне нормально. Точнее, Серёжа посетовал на следы масла внутри, но я считаю их вид вполне приемлемым.
Слева — новая свеча Сергея с выставленным зазором 1,05 мм. Справа — моя неотрегулированная. Свеча после пробега 10 000 км. Свеча после пробега 10 000 км. Зазор между электродами установлен производителем свечей.
Для регулировки зазора использовался круглый щуп 1,05 мм — точнее, не просто щуп, а небольшое "приспособление". :))
Результат регулировки До и после регулировки зазора
А еще Сергей немного "закруглил" боковые электроды, убрав острые грани, а также "подровнял" их относительно центральных электродов.
Обратите внимание на коррекцию граней бокового электрода (справа) Обратите внимание на коррекцию граней бокового электрода (справа)
После того, как зазоры были выставлены, началось "колдовство". 🙂
К слову, этот вопрос изучали не только в За Рулем прошлого века, но и в более современных российских изданиях.
Процитирую интересный момент из статьи "Супертест. Одноэлектродные свечи зажигания" ("Авторевю" №22, 2004). Ведь "авторевюшники" не только проверяли новые свечи, но и провели стендовые испытания с разным расположением свечи в камере сгорания!
"Когда электрод «экранирует» искровой промежуток, заслоняя искру от потока топливовоздушной смеси из впускного клапана, на режимах холостого хода и малых нагрузок это вызывает резкий рост удельного расхода топлива, а в выхлопных газах растет содержание несгоревших углеводородов (СН).
Более того, когда все четыре свечи встают в «закрытую» позицию, двигатель вообще отказывается работать на режимах холостого хода с оборотами менее 1200 об/мин! При малых нагрузках разница в удельных расходах топлива составила 15%, а по выбросам СН — даже до 80%."
Согласитесь, достаточно интересно для того, чтобы попробовать!
Серёжа поочередно вкручивал каждую свечу во все цилиндры, проверяя положение элеткрода относительно клапанов. Делается это элементарно — с помощью метки на корпусе, которая должна "смотреть вверх" — то есть, при взгляде на двигатель метка должна находиться почти вертикально в верхней части.
Свечи с нанесенными метками
Удивительная картина! Мои свечи стояли ровно "наоборот" — то есть, боковой электрод полностью закрывал искру от впускного клапана. Причем одна и та же свеча вставала в каждом из четырех цилиндров практически одинаково — то есть, добиться оптимальной установки просто "рокировкой" не получилось бы.
В ход пошли медные шайбы толщиной 0,2 мм. Подбирая количество шайб и "перетасовывая" свечи по цилиндрам, Серёжа-таки добился правильного ориентирования свечей, установив их в "открытой" позиции.
Медные шайбы Медные шайбы Правильно ориентированная свеча зажигания Вот чего мы добивались Свеча стоит так, чтобы боковой электрод не закрывал искровой промежуток
При этом затяжка осуществлялась строго с использованием динамометрического ключа, выставленного на 3,7 кгс·м. (см. "Моменты затяжки резьбовых соединений ВАЗ-2108-09").
Затяжка свечей зажигания контролировалась динамометрическим ключом
Выводы пока делать рано. Для этого нужно время. Теория гласит, что может снизиться расход топлива и увеличиться тяга на низких оборотах. По идее, я должен это заметить, поскольку до настройки свечи стояли полностью "неправильно".
В общем, посмотрим. Первые же две поездки показали, что субъективно двигатель стал работать как-то "мягче", что ли. Теперь на низких оборотах (стандартная езда по городу) на поглаживание педали газа он отзывается и охотнее, и плавнее одновременно. То есть, пользоваться тягой стало удобнее. По расходу пока делать выводы рановато, для этого нужно несколько месяцев. Но что мотор работает чуть по-другому — факт, поскольку я его поведение и реакции за десятилетие изучил, что называется, до малейших нюансов.
1. Зазор между электродами перед установкой проверять всегда.
2. Ориентирование свечей в камере сгорания может улучшить работу двигателя.
Зазорно или нет?
На первый взгляд никакой проблемы нет. Берем комплект свечей одного из «гигантов» свечного бизнеса – скажем, Bosch, Denso или NGK – и убеждаемся, что рекомендаций выставить зазоры «согласно рекомендациям фирм-производителей двигателя» там не видать, значит, покупай, ставь и езжай себе спокойно… А применяемость свечек расписана в толстенных фирменных каталогах. Но именно оттуда следует, что одна и та же свеча без всяких доделок и переделок может быть установлена на десятки самых разных моторов, что само по себе несколько странно.
А вот фирмы с менее громким именем порой дают на упаковках рекомендации выставить зазор в расчете на конкретный мотор. Дескать, сначала бери щуп и пассатижи, а только потом – свечной ключ. Кому верить?
Верить, казалось бы, следует изготовителю автомобиля – читай, его мотора. К примеру, инструкции по карбюраторному ВАЗ-21083 требуют 0,7…0,8 мм, а для впрыскового ВАЗ-2111 – 1,0…1,13 мм. Опять странности: это, что – для любых свечей? И «обычных», и многоэлектродных, и «драгоценных» – платиновых, иридиевых, серебряных? Но ведь теория (см. «Нашу справку») говорит: «Так, да не совсем!»
Странностей слишком много – пора разбираться. И если верно, что разные свечи в разных моторах требуют разного зазора, то доказать или опровергнуть это можно, анализируя работу свечей с существенно различающейся геометрией электродов. Попробуем в ходе натурного эксперимента определить оптимальный зазор для «драгоценных» свечей, у которых центральный электрод значительно тоньше, чем у обычных, и сопоставить с тем, что получится для обычных свечей. А результаты сравним с рекомендациями завода-производителя двигателя!
ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ
Стремясь максимально полно перекрыть диапазон изменения диаметра центрального электрода, мы испытали следующие комплекты свечей. Японские «иридиевые» свечи Denso Iridium Power IW20 и NGK Iridium IX BPR6EIX-11 – «рекордсмены» по части размеров: диаметры центрального электрода – 0,4 мм и 0,6 мм соответственно. Компанию им составили «платиновые» свечи Brisk Platin LR15YPP с диаметром наконечника центрального электрода 0,8 мм. Для сравнения взяли комплект обычных одноэлектродных свечей Champion RN9YC с диаметром электрода 2,5 мм. Испытания решили провести на двух моторах – карбюраторном ВАЗ-21083 и впрысковом ВАЗ-2111.
Вы спросите, корректно ли ставить одни и те же свечи и на «карбюратор», и на «впрыск»? Отвечаем: да, корректно! Ведь у свечей одного типа все различие, позволяющее ориентировать ее на тот или иной тип мотора, заключается именно в величине искрового зазора. А мы ее так и так собрались изменять!
Сначала посмотрим, насколько величина искрового зазора повлияет на давление прекращения искрообразования. Именно его обычно проверяют на безмоторных установках, оценивая работоспособность свечи. Мы использовали простенький прибор Э203. Предельное давление, на которое рассчитана его барокамера, – 16 атм.
Результат, в общем, не удивил. При штатных зазорах давление прекращения искрообразования у свечей с самыми тонкими центральными электродами Denso и NGK превысило этот порог, у свечей Brisk приблизилось к нему, а вот у обычной свечи Champion недотянуло, хотя и перекрыло с большим запасом требуемые пределы, определяющие работоспособность свечей.
Попытка уменьшить исходные зазоры привела, конечно же, к росту верхнего предела давления у «отстающих» (лидеры и так находились за пределами возможностей приборчика). Стоило увеличить зазоры, граница возможного тут же поехала вниз. Это понятно: в барокамере – не топливовоздушная смесь, а чистый воздух, поэтому увеличение зазора при любом давлении дает рост сопротивления. Но уже ясно: степень зависимости этого параметра от величины зазора для обычных свечей куда более существенна, чем для свечей с тонкими электродами.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Еще интереснее посмотреть на саму искру… Оценим искрообразование при работе свечи в штатной системе зажигания ВАЗ-21083. Наши предыдущие исследования неоднократно подтверждали корреляцию картинок, характеризующих качество образования искры «на воздухе», с теми показателями, которые дает на этих же свечах сам мотор – под влиянием давления, температуры и т.д. Поэтому все фото выполнены «на воздухе», с одинаковой выдержкой.
Результат первого теста вполне подтвердился: в обычной свече искровой разряд не любит ни уменьшения, ни увеличения зазора относительно рекомендованного! При малых зазорах искра теряет интенсивность, а зона искрообразования сужается. А при больших зазорах искра меняет цвет, переходя из голубых тонов в красные, свидетельствующие о возможных пропусках вспышек в двигателе. Зато тонкие центральные электроды на изменение зазоров реагируют спокойнее.
Отметим забавный момент. На свечах с тонкими электродами искра не «сидит» в самом зазоре, а «облизывает» верхушку центрального электрода – так реализуется самоочистка! Это очень важно, особенно в свете качества некоторых бензинов.
ЗАЗОР И МОТОР
Как всегда, окончательный ответ на вопрос об оптимальном искровом зазоре призван дать реальный двигатель. Точнее – двигатели, карбюраторный и впрысковый. Отличие в системе зажигания у них одно – напряжение во вторичной цепи: для карбюраторного ВАЗ-2108 – около 17 кВ, для впрыскового ВАЗ-2111 – 24 кВ.
Для всех свечей приняли один и тот же диапазон изменения искрового зазора – от 0,4 мм до 1,3 мм для карбюраторного двигателя и от 0,6 до 1,4 мм для впрыскового. Для каждого варианта провели идентичные серии стендовых испытаний, в ходе которых оценили влияние величины искрового зазора на мощность и расход топлива. Естественно, не меняя каких-либо регулировок моторов. При таком раскладе разницу в поведении моторов могли внести только свечи.
За базу взяли параметры, полученные при зазорах, рекомендованных самим ВАЗом: на карбюраторном моторе 0,8 мм, на впрысковом – 1,1 мм.
Результат вновь оказался вполне ожидаемым. Четко видны оптимумы величин искровых зазоров, отклонение от которых ухудшает работу двигателя. Но – внимание! Для обычных, «толстоэлектродных» свечей (в тесте – Champion) оптимумы легли очень близко к «вазовским» рекомендациям. А вот для свечей Denso и NGK с самыми тонкими центральными электродами оптимумы ушли в сторону увеличения зазоров – около 1 мм для карбюраторного двигателя и 1,2 мм – для впрыскового. И это тоже понятно. Ведь тонкий электрод создает более высокую интенсивность электрического поля в искровом зазоре, поэтому допускает увеличение пробивного напряжения.
Что это дает, ответил последний эксперимент. На всех комплектах выставили оптимальный зазор, полученный как итог предыдущих исследований. На впрысковом моторе с каждым комплектом были сняты «моментные» характеристики – педаль в пол, и меняем обороты от холостого хода до номинала. Результат – на очередном графике. А много или мало 3…5% различия в мощности, решать вам!
Снова подтвердился сделанный ранее вывод – чувствительность свечей с тонким электродом к изменению искрового зазора гораздо меньше, чем для обычных вариантов свечей. По крайней мере, в исследованном диапазоне их изменения. И в этом – тоже большой плюс «драгоценных» (и по материалам, и по цене) свечек! Ведь в процессе износа любых электродов зазор растет, и следовательно, характеристики мотора ухудшаются. А тут пойманы сразу два зайца: снижены как скорость тепловой эрозии электродов, так и зависимость параметров мотора от величины зазора! Да и упомянутый выше фактор самоочистки электродов тоже срабатывает. Поэтому вполне возможно, что заявленные огромные ресурсы «тоненьких» свечей могут подтвердиться. А если еще само-очистку добавить?
О ПОЛЬЗЕ ВЗАИМНОСТИ
Так кто же должен ручаться за величину искрового зазора – производитель двигателя или изготовитель свечи? Наше мнение – инициатива должна исходить от «свечного мастера», но все свечи должны быть рекомендованы к применению заводом-изготовителем мотора. Как говорится, рассчитываем на взаимность!
И последнее: считаем, что проверять перед установкой искровой зазор, хотя бы визуально, все-таки надо! В первую очередь, это касается «дешевых» образцов, происхождение которых не всегда понятно. Бывает, брак проскочит, бывает, случайно кто-нибудь уронит свечку или, или ударит боковой электрод и подогнется. Да и допуск по зазору для изделий некоторых фирм – чуть не 0,15 мм – очень много! Так что, прежде чем хвататься за свечной ключ, посмотрите на свечку.
ГЕОМЕТРИЯ ИСКРОВОГО ЗАЗОРА И ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ
Интенсивность поджога топливовоздушной смеси влияет и на пусковые характеристики, и на мощность, и на расход топлива (ЗР, 2005, № 10; ЗР, 2006, № 1). Чем больше зазор, тем больше напряжение, при котором произойдет пробой – и тем выше будет мощность искрового разряда. Важно только, чтобы напряжение пробоя не превысило вторичного напряжения в контуре зажигания, причем в самых сложных условиях работы (при низкой температуре, при пуске при разряженном аккумуляторе и пр.).
Напряжение пробоя зависит от размера и геометрии искрового зазора. А кроме того – от давления и температуры в цилиндре, состава топливовоздушной смеси, температуры электродов, формы камеры сгорания. И условия меняются не только от мотора к мотору, но и для одного и того же мотора для разных режимов работы.
От зазора – к размерам электродов. У обычных свечей с электродами из хромоникелевого сплава центральный электрод довольно толстый – около 2,5 мм. Меньше не получается – тепловая эрозия лихо «съедает» более тонкие электроды, уменьшая ресурс свечей. Уже давно спортсмены заметили: изменив геометрию зазора (уменьшив тем самым зону искрообразования), можно получить прибавку мощности. Для этого затачивали на конус центральный электрод и заостряли кромку бокового. Естественно, это резко уменьшало ресурс свечей. Сегодня этот принцип реализуется на новом уровне – применением тугоплавких металлов (платины, иттрия, иридия). Из такого металла выполняется напайка на электрод, чтобы защитить его от тепловой эрозии. Это позволило резко уменьшить диаметр центрального электрода. В рекордсмены вышла фирма Denso, применив центральный электрод диаметром 0,4 мм! (Кстати, заявленный ресурс при этом раз в пять больше, нежели у обычных свечей: около 100 тыс. км пробега.)
Эффект понятен – с уменьшением зоны искрообразования напряженность электрического поля в зазоре возрастает. И это, очевидно, меняет требования к размеру искрового зазора. А значит, на выбор оптимального зазора влияют как особенности двигателя, так и конструкция конкретной свечи.
Зазор между электродами свечей зажигания и его регулировка
Исправная работа двигателя внутреннего сгорания зависит от многих факторов. Один из важнейших среди них – состояние свечей зажигания, а именно зазор между их электродами. Когда мотор начинает работать с перебоями или троить, подозрение в первую очередь падает на них. Большинство автовладельцев идут и просто покупают новый комплект, будучи уверенными, что решить проблему можно только заменой. Между тем, в большинстве случаев достаточно выставить правильный зазор на свечах зажигания, и двигатель вновь начнет работать стабильно.
Многие современные свечи, особенно иностранного производства, в состоянии работать свыше 100 тысяч километров. Конечно, российский бензин способен значительно сократить этот ресурс, однако проверить зазор между электродами все же стоит. А учитывая стоимость хороших свечей зажигания, и вовсе не стоит пренебрегать этой процедурой.
К чему приводит неправильный зазор на свечах зажигания
Расстояние между электродами может отклоняться от нормы как в большую, так и в меньшую сторону. В зависимости от того, какой зазор, увеличенный или уменьшенный, и последствия будут разными.
Увеличенный зазор
Данное отклонение опасно, прежде всего, тем, что способно вызвать пробой изолятора свечи или катушки зажигания. Происходит это из-за того, что электричество стремится найти для себя кратчайший путь.
Если пробоя не произойдет, велика вероятность пропадания искры. В этом случае цилиндр попросту не будет работать, двигатель начнет троить. Характерный признак увеличенного зазора между электродами – хлопки в выхлопной системе. На высоких оборотах становятся особенно заметны пропуски зажигания.
Следует обратить внимание, что со временем электроды обгорают, и зазор между ними увеличивается естественным образом. По этой причине одноэлектродные свечи желательно проверять раз в 10-15 тысяч километров. Многоэлектродные свечи зажигания нуждаются в проверке значительно реже.
Уменьшенный зазор
Если межэлектродный зазор меньше нормы, искровой разряд, воспламеняющий горючую смесь, получается очень мощным и коротким. Последнее ведет к тому, что горючее в цилиндрах не успевает воспламениться, и свечи начнет заливать, мотор при этом начнет троить.
На высоких оборотах велика вероятность образования электрической дуги. Из-за того, что расстояние между электродами слишком мало, а обороты коленвала высоки, искра не успевает разорваться, образуется непрерывный поток плазмы. В результате может произойти замыкание катушки зажигания или, как минимум, возникнут нарушения в работе силового агрегата.
Как измерить зазор между электродами
Искровой зазор измеряется специальным цилиндрическим или плоским щупом. Измерение производится следующим образом: свеча держится рабочей частью вверх, а между центральным и каждым из боковых электродов (если их несколько) вставляются мерки от меньшей к большей. Больших усилий при этом прилагать не нужно. Мерка должна проходить вплотную с небольшим нажимом, ее диаметр и является величиной искрового зазора. В качестве альтернативы можно использовать монетообразный щуп.
Можно поступить иначе: зная, какой зазор должен быть в соответствии с требованиями автопроизводителя, выбрать соответствующую мерку и вставить ее между электродами.
- Если она не войдет, следовательно, зазор слишком мал, и его необходимо увеличить;
- если же, наоборот, пройдет свободно, расстояние необходимо уменьшить.
Регулировка зазора
Сами свечи нужно аккуратно очистить ветошью и убедиться, что они не имеют механических повреждений в виде трещин, сколов или вздутий на фарфоровом изоляторе.
Во время манипуляций следует соблюдать осторожность, чтобы ничего не повредить. Сама регулировка производится подгибанием или отгибанием бокового электрода. Подогнуть его можно, несильно постучав чем-нибудь твердым, например, плоскогубцами. Отогнуть же боковой электрод можно либо плоскогубцами, либо отверткой с плоским жалом.
Нужно ли регулировать зазор на новых свечах зажигания
Большинство производителей, такие как NGK или Bosch, утверждают, что их продукция в дополнительной регулировке не нуждается, можно смело вкручивать новые свечи и ехать. Возникает закономерный вопрос: как одна и та же свеча может подходить и к двигателю ВАЗ-2111, и к ВАЗ-21083? Действительно, требования для всех моторов разные, например, для двигателя ВАЗ-2111 искровой зазор должен находиться в пределах от 1 до 1,13 мм, а для карбюраторного ВАЗ-21083 – от 0,7 до 0,8 мм.
Ответ, между тем, прост: производители, например, та же компания NGK, изготавливают свечи для конкретных моторов, достаточно найти свой автомобиль в таблице совместимости на упаковке.
Точность изготовления в настоящее время позволяет не беспокоиться о том, правильно ли выставлен зазор. К сожалению, этого нельзя сказать об отечественной продукции: приобретая четыре свечи А17ДВРМ можно обнаружить, что у них у всех зазоры разные. Также следует обратить внимание на внешний вид свечей: они не должны иметь видимых изъянов, а боковой электрод должен располагаться точно над центральным.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что перед тем, как вкрутить новые свечи, если они российского производства, желательно убедиться, что расстояние между электродами у них соответствует требованиям автопроизводителя. В случае с иностранной продукцией, такой, как Bosch или NGK, достаточно внешнего осмотра.
Одинаковый ли зазор для бензина и для газа
Многие автовладельцы в целях экономии устанавливают на машины газобаллонное оборудование. При этом важно помнить, что для газа нужны другие свечи. Во-первых, смесь газа с воздухом воспламеняется намного хуже смеси бензина и воздуха, поэтому искра должна быть более мощной. Следовательно, возрастает нагрузка на катушку зажигания, что, в конечном итоге может привести к выходу ее из строя.
Таким образом, межэлектродный зазор для газа должен быть меньше, однако простым подгибанием бокового электрода полностью проблема не решается. Дело в том, что при сгорании газа выделяется намного больше тепла, из-за этого велик риск появления калильного зажигания. В связи с этим свеча должна быть более «холодной», т.е. с большим калильным числом.
Зазоры на иридиевых свечах
Многие производители выпускают свечи с тонким центральным электродом, изготовленным из драгоценных металлов: платины, серебра или иридия. По их заверению, такие свечи более долговечны и обеспечивают лучшее, в сравнении с обычными, качество искрообразования.
Действительно, на иридиевых свечах NGK искра более стабильна и в меньшей степени зависит от зазора между электродами. Еще одна особенность иридиевых свечей – они дают небольшой прирост мощности двигателя (порядка 5%). Наконец, искровой разряд обходит центральный электрод по кругу, способствуя самоочистке свечи.
Какой должен быть зазор на свечах зажигания и как его выставить
Минимальное расстояние между центральным и боковым электродами в свече искрового зажигания двигателей внутреннего сгорания принято кратко именовать «зазором». Эта величина зависит от многих факторов, таких как модель ДВС, степень сжатия, тип свечи, материалы электродов, особенностей организации системы зажигания.
Стремление добиться максимальной эффективности от мотора заставляет конструкторов оптимизировать все параметры деталей, поэтому зазор подбирается достаточно точно, хотя и не до сотых долей миллиметра.
Пределом погрешности здесь можно считать величину порядка 0,1 мм, к тому же значение может меняться во время эксплуатации, а в большинстве случаев и регулироваться при техническом обслуживании.
Какое влияние оказывает свечной зазор на работу двигателя
Энергия искрового разряда ограничена и определяется возможностями высоковольтного трансформатора (катушки, бобины) и ключа (драйвера), формирующего низковольтный импульс на первичную обмотку.
Увеличивать её конструктивно можно до определенного предела, который в общем случае уже достигнут по экономическим и прочим критериям.
Однако назначение искры в современном двигателе – своевременное и гарантированное воспламенение смеси паров бензина и воздуха.
Причем требования экономичности заставляют сделать эту смесь возможно более бедной, то есть с существенным избытком кислорода в сравнении с химически необходимым соотношением (стехиометрическим). Но бедные смеси плохо горят, еще хуже поджигаются.
Для выхода из ситуации надо увеличивать зону искрового разряда, в которой образуется ионизированный высокотемпературный газ – плазма, то есть делать максимальным зазор между электродами. Но тут есть свои ограничения.
В конце такта сжатия смесь в цилиндре находится под давлением десятка атмосфер и больше. Чем оно выше, тем труднее пробить промежуток. Потребуется увеличение напряжения, которое и так конструктивно максимально.
Дальше начнутся пробои изоляции, повреждение катушек и проводов. Отсюда и необходимость соблюдения проверенного и рекомендованного зазора.
Он не может быть больше или меньше, в разной степени это приведет к перебоям воспламенения в переменных режимах работы мотора.
Каким должен быть зазор в свечах зажигания
Зазор указывается в перечне регулировочных параметров двигателя. Поскольку используются только одобренные изготовителями свечи, то он устанавливается заводом.
Точные значения индивидуальны, но есть определенные групповые ограничения.
Таблица
Несколько типовых случаев сведено в таблицу:
Исполнение систем зажигания и питания | Карбюратор, батарейное | Карбюратор, электронное | Инжектор, катушки с ВВ проводкой | Инжектор, катушки по цилиндрам | Электроды типа платина и иридий |
Величина зазора, мм | 0,55-0,65 | 0,7-0,8 | 0,8-1,0 | 1-1,3 | Нет норм, зависит от свечи |
В последнем случае зазор может быть очень велик, но форма электродов такова, что напряженность электрического поля концентрируется в узкой области, что форсирует пробой и позволяет увеличить объём плазмы.
К чему приводит неправильный зазор
В общем случае это перебои в работе, падение показателей отдачи и расхода, рост вероятности отказов и поломок.
Величина больше необходимого значения
Чаще всего на практике сталкиваются именно с этим отклонением. Происходит оно из-за электрической эрозии и высокотемпературного износа (обгорания) электродов.
- рост напряжения в пике импульса, пробои изоляции проводов и катушек, утечки заряда;
- пропуски воспламенения из-за отсутствия разряда в штатном промежутке;
- неуверенный запуск двигателя, загрязнение свечей;
- проблемы в первичной цепи, пробои драйверов и прочей электроники;
- помехи аппаратуре.
Без корректировки зазора очень быстро потребуется дорогое ремонтное вмешательство.
Уменьшенный зазор между электродами
Уменьшиться зазор может из-за неверного выбора детали или механического повреждения при хранении, транспортировке и монтаже.
- снижение мощности разряда;
- пропуски воспламенения при стабильном искрообразовании, плохая работа в переменных режимах и при отклонениях состава смеси;
- низкая мощность двигателя, перерасход топлива, провалы при разгоне.
Иногда уменьшают зазор искусственно в качестве временной меры до замены комплекта.
Как выставить
Далеко не всегда требуется корректировать зазоры. Нормальная ситуация, когда он остается в допустимых пределах до регламентной замены свечей. Особенно если речь идет о платиновых или иридиевых изделиях. Но иногда регулировка необходима.
Для этого используется специальное приспособление, которым удобно подгибать боковой электрод на контролируемую небольшую величину. Зазор измеряется щупом, желательно круглого сечения.
Важно проверять именно минимальное расстояние. На практике вполне допустимо вначале выставить величину заведомо больше, после чего аккуратными постукиваниями бокового электрода о твердый предмет довести расстояние до требуемого.
Каким должен быть свечной зазор при работе на газу и бензине
С величиной для эксплуатации на бензине все ясно – она должна соответствовать заводской комбинации свечи и двигателя. Но некоторые моторы переводят на газовое топливо, которое обходится дешевле.
У него есть свои преимущества и недостатки, которые отражаются и на процессе искрообразования. Тут работают два фактора, влияющие на регулировку:
Пробой газовой смеси под давлением потребует повышенного напряжения. Чтобы не перегрузить изоляцию катушки зажигания, следует несколько уменьшить искровой промежуток.
Это позволит достигнуть стабильности пробоя во всех режимах, особенно при резком ускорении, когда давление растет, а состав смеси меняется.
Но против уменьшения срабатывает второй довод – нужна повышенная мощность разряда. Энергия неизменна, она формируется системой зажигания, значит надо увеличить объём плазмы, то есть искровой промежуток и напряжение пробоя. Что прямо противоречит первому фактору.
Типовые рекомендации диаметрально противоположны – зазор должен быть уменьшен или увеличен. Вывод логичен – если в систему зажигания не вносится кардинальных изменений при переходе на газ, то лучше оставить все как было.
Ничего особенного не произойдет, работоспособность сохранится. Мотор обеспечит бесперебойность на обоих видах топлива. Лишь бы свечи выдержали повышенную температуру при сгорании газа, а это выполняется иными мерами.