Что делать если отказали тормоза
Вы плавно нажимаете на педаль тормоза и с ужасом понимаете, что автомобиль продолжает движение с прежней скоростью… В подобные ситуации приходилось попадать многим опытным водителям. Самое главное, что необходимо делать – ни в коем случае не терять своего самообладания, так как это неминуемо приведет к ДТП.
Несмотря на то, что отказ тормозной системы происходит крайне редко (при правильном обслуживании автомобиля), от него не застрахован ни один водитель. Камни на дорогах, ямы – эти препятствия на дороге могут с легкостью повредить трубки гидропривода и как следствие нарушить работу тормозной системы. Бракованные запчасти также нередко являются главными виновниками неисправных тормозов.
И так, что же делать, если педаль тормоза «утонула», а автомобиль никак не отреагировал на это? Во многих моделях современных автомобилей установлена двухконтурная тормозная система, поэтому не прекращайте держать педаль тормоза – вполне вероятно, что один контур отказал, но второй еще исправен, поэтому торможение будет несколько замедленным. Если эффекта никакого не достигли, то необходимо отпустить педаль тормоза и вновь нажать ее до упора – проделайте это 5-6 раз, возможно в системе упало давление и подобными движениями вы нормализуете его и система вновь сможет выполнять свои функции. Тоже самое необходимо делать и в случае полного отсутствия тормозной жидкости в системе.
Убедившись, что тормозная система полностью не работает, не нужно паниковать – вы всегда можете использовать стояночный тормоз. Однако вам нужно быть готовым к тому, что автомобиль будет заносить из-за полной блокировки колес, если вы двигаетесь с большой скоростью. Использовать «ручник» нужно на прямой дороге при полном отсутствии других участников дорожного движения, если это возможно.
Торможение двигателем – один из наиболее действенных способов в данной ситуации – последовательно переключайте коробку передач на более низкие передачи. Следующая передача должна включаться того, когда обороты двигателя достигают отметки 1000 — 2000 об/мин, при этом педаль газа полностью должна быть отпущена.
Существует и еще один способ торможения, который правда повредит ваш автомобиль – торможение при помощи касания колесами или бортами автомобиля о бордюры, которые установлены вдоль большинства трасс. При сближении постарайтесь добиться того, чтобы угол вашего сближения был минимальным, в противном случае вы рискуете потерять контроль над автомобилем.
Еще одним вариантом торможения, который правда неминуемо приведет к ДТП, является столкновение с грузовым автомобилем. Приняв подобное решение необходимо зафиксироваться ремнями безопасности и постараться упереться в детали салона руками и ногами.
Если позволяют дорожные условия, то можно попытаться съехать в кювет – по полю автомобиль остановится значительно быстрее. В зимнее время года можно «нырять» в сугробы, так как это все-таки лучше, чем столкновение с другим автомобилем или столбом.
При отказе тормозной системы вам нужно в первую очередь постараться избежать лобового столкновения, так как скорости двух автомобилей суммируются и удар будет очень сильным. Вам нужно понять, что уж лучше спасти свою жизнь, чем свой автомобиль, поэтому не мешкая лучше сворачивать в кювет.
Предпринимая попытки торможения вам необходимо не забывать о рулевом колесе – руль поможет вам корректировать свое движение. При включении стояночного тормоза вам придется постараться, чтобы автомобиль не понесло юзом.
Отказ тормозной системы – это неприятность, но всегда ли нужно быстро предпринимать попытки остановить автомобиль? На ровной дороге при подъеме в горку, если нет других участников движения можно дождаться пока автомобиль сам остановится, после чего включить стояночный тормоз, заглушить двигатель и включить пониженную передачу.
Как правило, отказ тормозной системы не происходит внезапно. Перед этим педаль тормоза может стать более жесткой или наоборот более мягкой. При первом появлении подобных признаков, немедленно остановите автомобиль и постарайтесь устранить неисправности.
При эксплуатации своего автомобиля обязательно убедитесь не только в исправности тормозной системы, но и стояночного тормоза, так как именно он может стать вашим единственным способом спасения в экстренной ситуации. Трос «ручник» должен постоянно находиться в рабочем состоянии – проверяйте это при каждой поездке.
И в заключение хотелось бы сказать всем автомобилистам – старайтесь чаще проверять исправность тормозной системы и тогда вы никогда не попадаете в ситуацию, когда вам придется искать экстренные способы торможения.
Пять способов остановить машину, если отказали тормоза
Тормозная система большинства автомобилей имеет два независимых контура, которые либо дублируют друг друга, либо делят между собой часть функций тормозной системы.
Соответственно, если в процессе торможения педаль тормоза застопорилась (чаще всего такое случается при неравномерном износе или разрушении тормозных колодок) или провалилась (чаще всего из-за попадания воздуха через негерметичные уплотнения цилиндров) и уперлась в пол, не воспринимайте эту ситуацию как вселенский апокалипсис.
Продолжайте давить на педаль ритмичными поступательными движениями, будто накачиваете колесо ножным насосом. С большой степенью вероятности уже через пять-десять таких выжимов вы прокачаете тормоза и восстановите давление в системе.
Если прокачивание тормозов не увенчалось успехом, а, быть может, даже одновременно с прокачкой, пытаемся затормозить двигателем, переключаясь на пониженные передачи.
В случае с «механикой» все очевидно и просто — постепенно переходим, скажем, с пятой на третью, с третьей — на вторую или первую, в зависимости от скорости движения. Понятно, что «спускаться» сразу, скажем, с «пятой» на «первую» противопоказано — можно повредить трансмиссию.
Такая же последовательность действий — с теми «автоматами», где предусмотрен ручной режим: переходим в мануальный алгоритм и переключаемся «вниз». У тех же автоматических коробок, где ручной режим отсутствует, переведите селектор к меткам пониженных диапазонов (положения 3,2,1 или L — (ограничение диапазона). Аналогичная метода предписана также и вариаторным коробкам, которые, как правило, имитируют пониженные передачи в виртуальном «ручном» режиме.
Главное, что следует понимать, — тормозить механическим «ручником» при отказе основной тормозной системы можно лишь на невысокой скорости. В противном случае есть высокая вероятность, что автомобиль может отправиться в занос. Во всех случаях тормозить механическим «ручником» следует очень плавно, поступательно, постепенно увеличивая усилие.
Вопреки распространенному мнению, электронный стояночный тормоз тоже можно использовать в критической ситуации для замедления автомобиля. Для этого нужно не нажать на кнопку, а зажать и удерживать ее. В этом случае электромоторы, приводящие в действие тормозные механизмы, зажмут задние колодки с тормозными дисками, активируя экстренное торможение.
Более того, электронный или электромеханический «ручник» обеспечивает гораздо более эффективное и безопасное торможение, чем классический, механический аналог. Дело в том, что он задействует гидравлическую тормозную систему, работая в связке с системами ABS и ESP, а потому может задействоваться в том числе и для экстренного торможения на более высоких скоростях.
Перестроения из стороны в сторону создают дополнительное сопротивление качению, что также снижает скорость движения автомобиля.
Однако не применяйте такой прием на высокой скорости! Это чревато заносом и почти неизбежной аварией.
Разумным будет также направить автомобиль на подъем, если такой имеется. Если опыта хватает, скорость не слишком высока (не более 30 км/ч), а дорога свободна, можно попытаться также сделать серию «полицейских разворотов» (маневр автомобиля, при котором транспортное средство совершает разворот на 180 градусов, а затем, проехав определенное расстояние задним ходом, совершает обратные действия, и далее движется вперед).
Если тормоза отказали, например, при движении на спуске, а другие вышеупомянутые меры не принесли результата, остается самый радикальный метод замедления — использование препятствий. Вам очень повезет, если сосед по потоку согласится подставить бампер — буквально встанет у вас по курсу, а вам останется «пристыковаться» к спасителю.
Помощнику останется лишь задействовать тормозную систему своего авто. Лучше всего выбрать в качестве такого препятствия грузовик-тихоход с противоподкатным брусом.
Если не нашелся спаситель, остается выезд на обочину, чтобы погасить скорость о кустарники, в зимнее время — о сугробы. В городской черте на не очень высокой скорости в критической ситуации можно попутаться тормозить колесами одного из бортов о бордюры или уже всем бортом о заборы, остановки и бетонные отбойники. При этом, разумеется, следует понимать, что такой маневр очень опасен и требует высокого водительского мастерства.
Прежде всего — не паникуйте и не изобретайте велосипед (например, точно не нужно выпрыгивать из машины). Не включайте заднюю передачу. Хотя в Сети можно встретить подобные советы, «реверс» в лучшем случае не включится (задействована защита от дурака), а в худшем, убьет трансмиссию.
С большой степенью вероятности сломается кулиса, выкрошатся шестерни или погнутся тяги. Наконец, хотя «бывалые» нередко дают совет заглушить двигатель, не выключая зажигания, делать этого мы не рекомендуем. Хотя бы потому, что в таком случае деактивируются гидро- или электроусилитель руля, что лишь создаст дополнительные сложности.
Что делать, если отказали тормоза: советы экспертов
Автомобилисты за день десятки, а может и сотни раз нажимают на педаль тормоза во время езды. Многие даже не задумываются о том, что, нажав на педаль, машина может не остановиться. Тем не менее, бывают внештатные ситуации, когда после нажатия педаль попросту «проваливается». Что же делать в таком случае, рассказывает NUR.KZ.
Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов: Original
Эксперты считают, что самой частой причиной отказа тормозной системы является утечка жидкости. Она может произойти из-за лопнувшего шланга, повреждения магистрали, даже из-за неплотно закрытой крышки бачка, пишет «АвтоВзгляд».
Эксперты портала дали несколько советов о том, что нужно делать, если произошел отказ системы торможения.
Прежде всего необходимо не паниковать, оценить ситуацию и быстро выработать стратегию остановки авто, чтобы обезопасить себя и других участников движения.
Первым делом сигнализируем другим участникам движения о произошедшей поломке.
Также эксперты напоминают, что система торможения имеет 2 контура, если отказал один, второй должен спасти ситуацию.
Ни в коем случае не рекомендуется выключать двигатель автомобиля. Эксперты подчеркивают, что тормоза, как и многие другие системы автомобиля, оснащены усилителем, который функционирует, лишь когда включен двигатель.
Не стоит «бить» по педали тормоза. В случае утечки существует риск оставить систему вовсе без тормозной жидкости частыми нажатиями по педали. Лучше прокачать тормоза пару раз и зажать педаль. Эксперты утверждают, что таким образом в системе создастся хоть какое-то давление и работающий контур сможет прижать колодки к диску.
В случае отказа тормозов также советуют покинуть дорогу с интенсивным движением, а лучше всего свернуть туда, где рельеф местности поможет замедлить машину, например, в поле, на проселочную дорогу, или на подъем.
Тем, чья машина оснащена МКПП, необходимо последовательно переключать передачи от высшей к низшей. Отмечается, что не стоит забывать о сцеплении.
Владельцам авто с АКПП советуют перейти в «ручной режим» и пытаться тормозить передачами.
Еще советуют создать сопротивление путем маневрирования из стороны в сторону. Данный способ стоит исключить, если оставшийся без тормозов автомобиль движется по дороге с оживленным движением.
Также не стоит забывать об использовании ручного тормоза. Он может стать хорошим помощником, когда тормозная система отказала. Только необходимо поймать баланс, чтобы автомобиль не ушел в занос.
Эксперты также рассказали и о радикальных методах, например, прижаться к отбойнику, использовать снежные отвалы и сугробы, а также кусты и молодой лес.
Автор советует не забывать о техобслуживании своего авто. Ведь лучше предупредить поломку, чем оказаться в ситуации, когда нужно справляться с ее последствиями.
Кроме того, нужно соблюдать правила дорожного движения, особое внимание уделить скоростному режиму и соблюдению дистанции.
В нашем Telegram-канале только самые важные и интересные новости. Это удобно. Подписывайтесь!
Отказали тормоза? Семь вариантов остановить автомобиль
По статистике Американского института безопасности дорожного движения, в среднем водитель нажимает на педаль тормоза 75000 раз в год. В условиях города этот показатель растёт в разы, а у водителей, предпочитающих агрессивный стиль вождения, ещё больше. Подвергаясь большой нагрузке, тормозная система или один из её элементов становятся уязвимы и могут неожиданно выйти из строя. И если это происходит на ходу, то доставляет массу неприятных ощущений водителю и создаёт угрозу как для него и его пассажиров, так и для других участников движения.
Самыми распространёнными причинами отказа тормозов являются потеря тормозной жидкости из-за негерметичности системы. Но вне зависимости от причин, следствие одно – автомобиль невозможно остановить обычным способом. Поэтому нужно использовать один из следующих вариантов.
«Продавить» систему
Именно потому, что тормоза — самая важная система безопасности, она разбита на два контура. Если есть проблемы в одном контуре, то может сработать второй. Поэтому нужно некоторое время продолжать интенсивно давить на педаль (и в случае когда она провалена, и в случае её ступора), но не постоянно, а поступательными движениями, создавая давление в системе.
На автомобиле с «механикой»
Нужно применить торможение двигателем, то есть постепенно понижать передачи одну за другой. При этом педаль сцепления должна быть выжата минимальное время, чтобы не терялась связь двигателя с коробкой. При переходе на пониженную передачу стрелка тахометра не должна заходить в красную зону. Резкое переключение на 2-ю или 1-передачи может привести к заносам или повредит коробку.
На автомобиле с «автоматом»
Перейдите в ручной режим и так же постепенно снижайте скорость, как при механической коробке. Если такой возможности нет, можно перевести рычаг коробки из положения «D» в положение «1» (ограничение диапазона) или на первую передачу, когда механизм сам совершит понижение.
Стояночный тормоз
Для более эффективного торможения можно применить стояночный тормоз. Это может быть «ручник» между креслами или отдельная педаль. Включать его нужно плавно и быть готовым отпустить при блокировке колёс.
Включение первой передачи или «паркинга»
Если другого выхода нет, то можно замедлить машину, перейдя на первую передачу и заглушив двигатель. Ключ не должен быть повёрнут до конца, чтобы не заблокировался руль. Включение заднего хода может быть эффективнее, но сделать это будет крайне затруднительно. Многие современные коробки защищены от включения задней передачи на ходу, и тогда на них нужно включать режим «паркинга». Все эти три способа с большой долей вероятности повредят коробку передач, поэтому может быть дешевле повредить деталь кузова, а не дорогостоящий агрегат.
Контактное торможение
Остановка с помощью препятствий бывает двух видов. Первый, когда нет угрозы жизни, и есть возможность замедлить движение. Это можно сделать, выехав на обочину или притираясь к бордюру. Такой манёвр нужно совершать очень аккуратно, поскольку изменение сцепных свойств может вызвать резкую смену траектории движения.
Вторая — самая критическая ситуация, когда продолжение движения может вызвать необратимые последствия. Нужно тормозить в препятствие. Оптимально для этого подойдут кусты или сугробы, хуже — заборы и отбойники, и самое последнее — другие автомобили, фонарные столбы, остановки и пр. Но прежде, чем направить автомобиль в препятствие, убедитесь, что рядом нет людей. И лучше снести бока нескольким машинам, чем вылететь на оживлённый перекрёсток или полосу встречного движения.
Застрявший под педалью предмет
Если во время поездки бутылка, банка, детская игрушка или ещё какой-либо твёрдый предмет закатился под педаль тормоза, то это не менее опасно, чем отказ тормозов по причине их поломки. По возможности попытайтесь остановить автомобиль с помощью двигателя. Если в салоне есть кто-то ещё, попросите пассажира убрать предмет из-под педали. Не отводите надолго взгляда от дороги, поскольку в обратном случае не сможете среагировать на изменение обстановки. Но чтобы такая ситуация не возникала, следите за предметами в салоне. Держите бутылки и банки в подстаканниках или карманах дверей. Пакеты с покупками завязывайте или убирайте в багажник, поскольку выскользнувший предмет может перекатываться по полу и в конце концов оказаться под педалью. Если вероятность такой ситуации велика (например, ребёнок уронил игрушку), лучше остановиться и убрать опасный предмет.
Общие рекомендации
При невозможности затормозить обычным способом, важно не впадать в панику и не делать очень резких манёвров. Резкое изменение любого вектора может привести к заносу, и тогда автомобиль перестанет быть управляемым вообще.
При попытке остановить машину без тормозов, нужно помнить о рулевом управлении и быть в постоянной готовности к корректировке движения. Машина может уйти в занос из-за блокировки одного или нескольких колёс.
При отсутствии тормозов старайтесь не глушите двигатель. Многие элементы автомобиля (электроусилитель руля, освещение, стеклоочистители и пр.) не смогут работать без его участия, чем осложнят и без того непростую ситуацию.
Замедлить движение могут открытые двери и люк, создавая дополнительное аэродинамическое сопротивление (на автомобилях, ставящих рекорды скорости, даже выбрасываются парашюты).
Перестроения из стороны в сторону создают дополнительное сопротивление качению, что также снижает скорость движения автомобиля.
Предупредите пассажиров о проблеме. Они должны быть пристёгнуты и готовы к нестандартным ситуациям.
При возникновении аварийной ситуации постарайтесь сообщить об этом другим участникам движения звуковыми сигналами и дальним светом.
Профилактика
Обращайте внимание на «звоночки» – изменение длины хода педали, «пустота» при нажатии, которая потом пропадает, появление лужиц под машиной после остановки и т.п.
Перед началом активного движения проверяйте эффективность тормозов, останавливаясь при небольшом наборе скорости.
Плавное движение в спокойном режиме уменьшает износ и повреждение деталей автомобиля, а прогнозирование ситуации предоставляет больше возможностей для действий, если происходит какой-то сбой.
Периодически проверяйте отзывы на автомобиль вашей модели, даже если вы не обсуживаетесь у официального дилера. Среди компаний может быть и та, в которой устраняют неисправности — в том числе, и тормозной системы.