Как делают дизельное топливо и бензин
Перейти к содержимому

Как делают дизельное топливо и бензин

  • автор:

Как делают дизель

что такое дизель

По данным статистики, из 30 миллионов транспортных средств в России только 1 миллион имеет дизельные моторы. А вот во многих европейских странах отношение к дизелю кардинально другое: там люди чаще покупают именно дизельные машины, и не только в целях экономии. Какие преимущества есть у данного вида топлива и как его производят — читайте в нашей статье.

Что такое дизель

Дизельное топливо является продуктом нефтепереработки, который используется в дизельных двигателях. В разговорной речи дизель часто называют соляркой. Solaröl — солнечное масло — так в конце XIX века немцы называли более тяжелую фракцию, получаемую при перегонке нефти. В советское время по ГОСТу производилось «соляровое масло».

В России 52% грузовых машин и 15% автобусов работают на данном виде топлива. Также к основным потребителям дизеля относятся железнодорожный и водный виды транспорта, сельскохозяйственная и военная техника.

Экономичность и безопасность — показатели, которые важны для слаженной работы механизма. По этим двум пунктам автомобилям, работающим на дизеле, нет равных.

Дизель подходит для разных спецмашин.

Меньший расход топлива

Дизельные двигатели эффективнее сжигают топливо и получают больше энергии.

Дизельное топливо не летучее, поэтому риски возгорания минимальны.

Выбросы, производимые дизельными моторами, менее токсичны.

Благодаря экономичному расходу топлива владельцы дизельных машин заправляются реже.

Производство дизеля

Как производят дизель

Производство дизеля — сложный технологический и химический процесс, состоящий из нескольких этапов.

Первый этап: подготовка сырья

Вначале сырую нефть необходимо очистить от излишка соли и механических примесей. Для этого сырье перемешивают с водой и через смесь пропускают ток. Под воздействием электричества примеси начинают оседать на дно резервуара.

Второй этап: сепарация

Расщепление очищенной нефти на фракции проходит в ректификационных колоннах. Под действием термического и каталитического крекинга изменяется химический состав нефти и образуются молекулы углеводорода. Более легкие фракции становятся бензином, более тяжелые — дизельным топливом.

В среднем из одного барреля нефти (159 литров) на выходе получается всего 25–30 литров дизельного топлива.

Третий этап: очистка дизеля

После процесса крекинга топливо очищается от серы, которая является основной причиной вредных выбросов при сгорании и коррозийного износа деталей. Далее дизелю присваивается экологический класс.

Четвертый этап: добавление присадок

Присадки улучшают потребительские качества топлива: повышают смазывающую способность и цетановое число, предотвращают загустение при низких температурах и образование парафина.

Пятый этап: лабораторный анализ

Лабораторный анализ помогает проконтролировать качество топлива. Тщательно исследуются структура, свойства и состав пробы. По итогу проверки оформляются документы, которые являются доказательной базой для соответствующих надзорных органов.

Каким должен быть дизель

Каким должен быть качественный дизель

Важными показателями качества дизельного топлива являются зольность и смазывающая способность. Низкий показатель зольности свидетельствует о том, что на двигателе не будет образовываться лишний нагар, а высокая смазывающая способность дизеля предохраняет детали и узлы двигателя от повышенного износа.

Как купить качественное топливо

Вы можете визуально определить качество дизеля, воспользовавшись так называемыми стаканами, которые есть на всех АЗС. Обратите внимание на цвет и прозрачность топлива: оно должно быть светлым, без каких-либо примесей. Кроме того, на доске информации должны присутствовать паспорта качества и протоколы испытаний независимой лаборатории. Если все это есть, можете смело заправляться.

Однако лучшая гарантия высокого качества дизеля — это покупка только у надежного поставщика и на проверенных АЗС.

Как делают дизельное топливо и бензин

Как производят дизтопливо

Как производят дизтопливо

Примерно так же из нефти максимально «выкачивают» светлые нефтепродукты, в том числе дизтопливо. Глубина переработки сейчас достигает 72%! Но сам процесс не виден даже вооруженным глазом: топливо попадает в различные установки через скрытую систему трубопроводов. Однако внешне все впечатляет — сверкающие на солнце установки с 7-этажный дом, огромные резервуары, многоуровневая система охраны. На предприятие подведена железная дорога, постоянно ведется модернизация… Читайте специальный репортаж с Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Оттуда, где рождается топливо.
Первым делом нефть попадает на завод. Это происходит по трубопроводу и железной дороге. Рельсы проложены прямо по территории предприятия. По ним идет постоянное движение: одни цистерны прибывают, другие убывают. Наверняка вы, следуя куда-нибудь на поезде, тоже обращали внимание на специальные обозначения: «бензин», «ДТ», «нефть». Эти «пометки» железнодорожников, разумеется, сделаны не просто так. Каждая цистерна предназначена для перевозки отдельного вида грузов, и без специальной подготовки нельзя заливать дизтопливо в резервуар, в котором до этого перевозилась нефть, и наоборот.

Как производят дизтопливо

Как производят дизтопливо

Как производят дизтопливо

После поступления на завод нефть отправляют на секции 100 комплексов ЛК-6У №1 и №2. Фактически с вводом в эксплуатацию этих комплексов 40 лет назад начался Мозырский нефтеперерабатывающий завод: в 1975 году было получено первое полесское топливо. Сейчас предприятие остается одним из крупнейших экспортеров страны. Основные акционеры: Государственный комитет по имуществу Беларуси (42,2%), ОАО НГК «Славнефть» (42,58%), ООО «МНПЗ плюс» (12,25%) и физические лица (2,41%).
На секциях 100 в атмосферной колонне происходит процесс перегонки нефти, во время которого светлые фракции поднимаются наверх, а темные (мазут) выводятся с нижней части колонны на дальнейшую переработку. Обычный физический процесс, суть которого проходят в средней школе. Но только здесь он имеет поистине промышленный масштаб: в год завод перерабатывает 12 млн 200 тыс. тонн нефти.

Как производят дизтопливо

На выходе из комплекса ЛК-6У получают целый набор нефтепродуктов, который необходимо доводить до требуемого качества, в том числе и прямогонное дизельное топливо. Оно пока «грязное», если можно так выразиться. В нем повышенное содержание серы, азота, присутствует полициклическая ароматика (которая негативно сказывается на работе двигателя), цетановое число не отвечает стандартам. Поэтому «полуфабрикат» отправляют на финишную очистку — перекачивают на другую установку.
Через промежуточный резервуар неочищенное дизтопливо попадает на установку гидроочистки — огромный комплекс высотой в 7-этажный дом. Комплекс — это и аппараты теплообмена, и холодильники, и печи, и компрессоры, и насосы, и сложная система труб, и электрозадвижки. На солнце это все сияет и блестит.

Как производят дизтопливо

Установка стоимостью $250 млн произведена по технологии французской фирмы Axens. А на предприятии она появилась три года назад. Надо сказать, что за последнее время завод прошел серьезную модернизацию, причем это было определено стратегической целью. Для производства дизтоплива, которое отвечает стандарту EN 590:2009 (а значит, Евро-5), здесь сделано все возможное, говорят специалисты.

Как производят дизтопливо

В установке гидроочистки происходит глубокий процесс очистки дизтоплива. Температура в реакторе достигает 340 градусов по Цельсию. А давление составляет от 8 до 9 МПа. «Полуфабрикат» очищают от серы, азота, полициклической ароматики. К тому же цетановое число дизельного топлива на выходе с этой установки повышается и достигает нормы. За работой огромной установки круглосуточно следит смена из 9—10 операторов. Этого достаточно, чтобы безопасно эксплуатировать производственную махину.

Как производят дизтопливо

Когда на заправках проходил процесс замены на дизтопливо класса Евро-5, многие автомобилисты сетовали, мол, платить теперь придется больше. Но на заводе подчеркивают: «Мы долго шли к этому проекту и успешно его реализовали. Представьте, топливо в пять раз стало чище! А если кто-то глубоко интересовался вопросом, то наверняка выяснил, что ДТ Евро-5 кроме экологических свойств соответствует требованиям, предъявляемым автопроизводителями. В частности, оно рекомендовано к использованию в двигателях, оборудованных системами впрыска топлива, которых, как ожидается, вскоре на белорусском рынке станет больше».
После установки гидроочистки дизтопливо опять отправляется в путь. Оно попадает в цех, где к нему добавляют необходимые присадки. «Поскольку количество серы теперь снижено, то как это сказывается на смазывающем свойстве топлива?» — мы не могли не задать этот вопрос, интересующий многих опытных дизелистов. Как оказалось, в этом же цеху добавляется смазывающая присадка. Так что все показатели соответствуют нормам.

Как производят дизтопливо

Таким «простым путем» — с помощью прямого перегона — получают 90% от общего объема ДТ. Но вспомните про аналогию с яблоком: каждую каплю драгоценного нектара повторно выжимают из жмыха. Здесь — точно так же. Дополнительные 10% объема дизтоплива получают с помощью вакуумной разгонки мазута — каталитического крекинга (высокотемпературная переработка нефти и ее фракций), висбрекинга (один из видов термического крекинга) и гидроконверсии вакуумного газойля. Про последний метод поговорим чуть подробнее.
Проблема в том, что индивидуально выделить каждый углеводород из нефти очень сложно, дорого, да и не нужно. Поэтому «вычленяют» партии углеводородов, а точнее — фракции. Мазут принадлежит как раз к темным фракциям, из которых еще можно получить немного дизтоплива. Путь сложный, но он того стоит! Для этого в том числе используют установки вакуумной перегонки мазута.

Как производят дизтопливо

Тут под вакуумом проходит перегонка мазута. Удается получить три продукта: гудрон, газойль и вакуумное дизельное топливо. Газойль выступает сырьем для получения бензина и дизтоплива. Его отправляют на гидроочистку, далее — на каталитический крекинг, где на выходе имеем компонент автомобильного топлива. Целые институты разрабатывают эти технологии: все направлено на то, чтобы из дорогой нефти получить максимум пользы. А вакуумное дизельное топливо отправляется на уже знакомую нам гидроочистку.

Как производят дизтопливо

Как производят дизтопливо

Затем дизтопливо (полученное разными способами) отправляют по системе трубопроводов в резервуар. В огромных резервуарах оно должно несколько часов отстояться. Наступает время контрольной проверки: из трех точек — высшей, средней и низшей — возьмут пробы. Если в лаборатории установят, что результат анализов одинаковый, то будет выписан паспорт качества и топливо отправится потребителю.

Как производят дизтопливо

Как производят дизтопливо

Как производят дизтопливо

— А кто, кстати, потребитель? — поинтересовались мы у заместителя директора завода Владимира Сизова. — Сколько достается белорусскому рынку и сколько отправляется за границу?

— Сразу нужно заметить, что потребление в Беларуси дизтоплива практически втрое больше, чем бензина. Только наш завод поставляет на внутренний рынок 1,7 млн тонн ДТ. В основном наше топливо реализуется через сеть заправок «Белоруснефти». Компании — поставщики нефти, такие как «Роснефть», «Газпромнефть» и «Лукойл», также снабжают свои белорусские сети АЗС нефтепродуктами, выработанными на Мозырском НПЗ. Кроме этого ряд крупных коммерческих сетей АЗС получает топливо напрямую с нашего завода. Основной экспортный рынок — Украина, где топливо продается через сети WOG, OKKO, UPG и ряд других. Украинский потребитель хорошо знает наш продукт. На заправках подчеркивается, что это именно белорусское топливо.

Как производят дизтопливо

— Традиционно много вопросов касается качества дизтоплива…

— Мы отслеживаем реакцию потребителей. Хорошо знаем, какие вопросы больше всего интересуют автомобилистов. Мы гарантируем качество своей продукции. Поймите, с предприятия топливо, не отвечающее стандартам, выйти не может.

Особенно много претензий в холода. В свое время мы проверяли предельную температуру фильтруемости дизтоплива: показатели оказались на уровне! Почему же тогда дизельные автомобили мерзнут в мороз? Специалисты высказали свое предположение. По их наблюдениям, пик жалоб приходится на ноябрь — декабрь. То есть в самом начале заморозков. Это позволяет выдвинуть такую версию: оставшееся в топливной системе летнее ДТ смешивается с зимним (не путать с «Арктикой»), что негативным образом сказывается на работе двигателя. Совет простой — полностью очистить систему от летнего дизтоплива перед холодами и залить зимнее ДТ.

Также специалисты обращают внимание на то, что зимнее дизтопливо рассчитано на эксплуатацию при морозах до минус 20 градусов Цельсия. При более низких температурах необходимо использовать ДТ для холодного и арктического климата. ОАО «Мозырский НПЗ» выпускает такое топливо — ДТ-3-К5 класс 2, в народе «Арктика». С ним нестрашно оставлять на стоянке машину даже при температуре ниже 32 градусов.

Как производят бензин и дизтопливо?

Как производят бензин и дизтопливо?

С начала года в РФ наблюдается постоянный рост стоимости автомобильного топлива. Цены на бензин волнуют многих наравне с качеством продукта, предлагаемого на АЗС. Чтобы выяснить, как из «черного золота» получается «92-ой» и «95-ый», мы отправились на Московский нефтеперерабатывающий завод.

Изначально завод планировали создать для получения бензина из бакинской нефти, это было еще в довоенные годы. В войну МНПЗ было закрытым стратегическим предприятием. После началась реконструкция и установка нового оборудования. Практически все конструкции завода 64-го года выпуска, максимум 80-го. Сотрудники не скрывают, что давно настало время ремонта и замены многих установок. И последние три года правительство разрабатывает инвестиционные программы по оснащению завода новым дорогостоящим оборудованием. Производственная мощность завода на данный момент — 12 млн тонн нефти в год. План производства формируется примерно за год вперед.

Встретили нас на предприятии строго, как и полагается на режимном объекте. Спецодежда в виде курток и каски, закрытая обувь и длинные брюки – обязательные составляющие всех, кто передвигается по территории Московского нефтеперерабатывающего завода. Для новичков — лекция по технике безопасности. Смысл ее довольно прост – никуда без команды не ходить, каску не снимать, рабочим не мешать.
МНПЗ трубы территория

Как производят бензин и дизтопливо? Авто.Вести.Ru побывали на нефтезаводе

Честно говоря, пока мы с фотографом добирались до места, в моей голове постоянно возникали интересные картинки предстоящей экскурсии. Например, как потоки черной жижи переливаются из чана в чан, вокруг стоит пар и запах бензина. Происходить все это действо, исходя из моих фантазий, должно было внутри какого-то огромного цеха без окон и дверей с неисчисляемым количеством труб и конвейерных установок. Но на деле все оказалось куда менее эффектно. Как только мы погрузились в автобус, который возил нас по территории завода, то сразу поняли, что самих процессов переработки не увидим, вокруг возвышались огромные установки и резервуары, вход в которые для нас, как и для многих работников МНПЗ, был закрыт.

Как производят бензин и дизтопливо?

Вся нефть завода проходит атмосферно-вакуумную перегонку. После этого сырье распределяется на процессы. Часть сразу преобразовывается в прямогонный бензин для экспорта (голубая линия). Другая часть после гидроочистки превращается в топливо для реактивных двигателей и дизель класса «Евро-3» (серые линии). А производство бензина разделяется на два проходящих одновременно процесса — каталитический крекинг (красная цепочка) и реформин (оранжевая цепочка). После этого автобензин смешивается и разделяется на виды.

«Очистка и переработка нефти происходит в специальных установках, по факту она скрыта от человеческих глаз, да это и не нужно. То есть, все процессы проходят за железными трубами и отображаются на компьютерных мониторах операторов, которые следят за происходящим в специальных комнатах. Правда, каждые два часа оператор встает с места и идет проверять вверенную ему часть техники и приборов. Датчики давления могут сработать, но на мониторе это может и не отразится», — объяснила заместитель начальника технического отдела МНПЗ Людмила Трубицина.

Первым местом остановки нашего автобуса стал резервуарный парк, который включает в себя четыре основных сырьевых нефтяных хранилища и четыре резервных чуть поменьше. Остальные резервуары – это товарная продукция и полукомпоненты, например, мазут.

Как производят бензин и дизтопливо? Авто.Вести.Ru побывали на нефтезаводе

Нефть приходит на МНПЗ уже в минимальной обработке. В резервуарах она усредняется, смешивается и немного отстаивается. Потом «черное золото» поступает на установку первичной подготовки нефти, которая начинает работу с обессоливания и обезвоживания. «Когда нефть добывают, в нее иногда вкачивают какие-то реагенты, и еще она содержит определенные соли и воду, которые без обработки вызывают коррозию и износ оборудования. Во время обессоливания и обезвоживания в нефть добавляют воду и воздействуют электричеством, ненужные соли оседают, нефть как бы промывается», — объяснила наша провожатая.

Далее нефть поступает на блок атмосферно-вакуумной перегонки. При атмосферном давлении ее подогревают и в специальных колоннах разделяют на фракции (виды). «Проще говоря, эта установка работает как самогонный аппарат. При определенной температуре выделяются разные виды продукта, от газов до бензина и дизельного топлива. Но это только первичный отбор, появление первых компонентов. Единственное, что после этого уже можно выделить – прямогонный бензин. Он идет на экспорт. Остальное сырье отправляется на более глубокую переработку. А остатки от перегонки идут в вакуумный блок», — сообщила технолог. Стоит отметить, что на таком виде сырья автомобиль еще не поедет.

Как производят бензин и дизтопливо? Авто.Вести.Ru побывали на нефтезаводе

Все кипящие компоненты вакуумного блока снова подвергаются воздействию температур, в результате чего выделяются светлые нефтепродукты, пригодные для дизельного топлива. «Все светлые виды имеют стоимость и заводу выгодно отобрать все до последней капли, поэтому остатки первичной переработки еще раз обрабатываются на предмет выделений бензина, керосина и дизельного топлива», — пояснила сотрудница МНПЗ.

После этого все выделенные от первичной переработки фракции отправляются на установку каталитического риформинга. Первое, что делает эта установка – снова чистит будущий бензин на предварительном блоке. «Это делается для того, чтобы подогнать состав под катализатор, чтобы он не загрязнился и дольше прослужил. Катализатор занимается превращениями углеводородов, которые находятся в нефти, меняет ее химический состав на предмет октанового числа. Именно после установки каталитического риформинга выходят бензиновые фракции с именами «92-ой» и «95-ый». Но и это еще не все», — рассказала Людмила Трубицына.

Как производят бензин и дизтопливо? Авто.Вести.Ru побывали на нефтезаводе

После первичной переработки нефти не вся ее часть отправляется на вторичную перегонку и каталитический риформинг. Весомая доля продукта сразу же после атмосферно-вакуумной обработки идет в установку каталитического крекинга. Этот процесс подразумевает, что тяжелую нефть (вяжущая жидкость зеленовато-мутного цвета) расщепляют. У вещества со множеством молекул разрывают связи и получают вещества, где молекул мало, они более легкие. Из этого получаются дополнительно газовые фракции бензина и дизельного топлива.

Проще говоря, в одно и то же время в двух разных установках завода на нефть воздействуют химические процессы вторичной переработки. И в том и в другом случае выделаются газы, бензин и дизель. Но риформинг наделяет продукт октановым числом, а крекинг расщепляет молекулы и чистит нефть от серы, «облагораживая» ее. После этого выделенные установками виды бензина и несколько ее компонентов по специальным расчетам смешиваются между собой и превращаются в конечный продукт. На все про все уходит примерно шесть часов, но с учетом всех перепроверок МНПЗ тратит на производство нефть-бензин рабочие сутки.

Как производят бензин и дизтопливо? Авто.Вести.Ru побывали на нефтезаводе

Из одной тонны нефти только 72% превращаются в то, что можно продать, остальное классифицируется как мазут. При этом из того, что можно назвать продуктом 11% — авиационное топливо, 7-8% — газ, 30% — дизель и, наконец, 23-24% приходится на бензин.

Есть на территории завода и своя лаборатория. Специалисты МНПЗ проверяют как приходящую нефть, так и продукт каждого этапа производства. «Если вдруг кто-то говорит, что я залил на заправке топливо Московского нефтезавода и оно плохое, это неправда. У нас в лаборатории есть склад хранения всех опечатанных образцов и проб, которые мы можем предъявить для независимых экспертов по первому требованию. Мы отправляем качественное топливо, а что с ним делают потом, неизвестно», — пояснила технолог МНПЗ.

Как производят бензин и дизтопливо? Авто.Вести.Ru побывали на нефтезаводе

Лабораторные исследования нас очень заинтересовали тем, что нам, наконец, показали, что же варится в этих огромных железных махинах. На столе в одной из шести отделений лаборатории нас встретили колбочки с «92-м» бензином, образцом дизельного топлива и настоящей не переработанной нефтью. Анализ бензина на паспорт занимает три часа, остальные пробы проходят быстрее. На запах все три компонента оказались очень похожи, а вот цвет был разный. Как нам объяснили химики МНПЗ, определить хороший ли бензин на глаз, невозможно. Единственное, что на что стоит обратить внимание — отсутствие воды и примесей. Бензин должен быть чистый и прозрачный. Дизельное топливо имеет слегка кислотно-желтоватый цвет, но конечный окрас для дизеля варьируется, поэтому определить его качество без лабораторного анализа тоже не получится.

Как производят бензин и дизтопливо? Авто.Вести.Ru побывали на нефтезаводе

Но несмотря на постоянные проверки бензинового и дизельного топлива, самый строгий контроль ведется за керосином. Более того, при отборе керосиновых проб на МНПЗ приезжает военный представитель. «Это очень важный вид топлива, как для военной техники, так и для авиаиндустрии. Производство керосина никогда не останавливается и не снижается», — объяснила технолог Людмила Трубицына.

Интересно, что в производственном ассортименте МНПЗ нет бензина Аи-98. По словам представителей завода, они отгружают компаниям только «92-ой» и «95-ый», а те уже в свою очередь, на специальных частных мелких НПЗ или нелегально повышают его октановое число до «98-го». За этим МНПЗ, естественно, не следит, поэтому качество бензина, который попадает в двигатели автомобилей полностью на совести АЗС. Именно частники разбавляют топливо химическими компонентами, зачастую очень вредными для человека и атмосферы (например, свинец).

Экологичность производимого дизеля МНПЗ уже соответствует нормам «Евро-4». С января 2012 года то же самое ждет и весь бензин предприятия. А вот всероссийский переход на «Евро-5», по словам представителей, завода займет ни один год и станет возможным только к 2015 году. Сделать этого раньше не сможет не только МНПЗ, но и любой другой нефтеперерабатывающий завод России, так как оборудование для перехода потребует многомиллиардных инвестиций.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *