Воблинг на мотоцикле что это
Перейти к содержимому

Воблинг на мотоцикле что это

  • автор:

Воблинг (wobbling) на мотоцикле: что это такое и как действовать в ситуации колебания руля на дороге

picture 1

Ситуации на дороге могут быть разные и одна из самых распространенных и неприятных — воблинг (от англ. wobbling — «вилять», «колебаться»). Его еще называют просто «расколбас», «вобла» или говорят, что «руль колбасит». Рассмотрим явление более подробно.

Что такое воблинг?

Wobbling (воблингом) называется явление, при котором рулевое колесо после отрыва от дорожного покрытия приземляется уже под углом относительно курса движения байка. Наклон вилки вызывает импульс, толкающий руль в противоположную отклонению сторону.

На относительно маленьких скоростях это помогает сохранить равновесие и направление движения. Но при неправильном поведении пилота может привести к падению.

Подробнее о воблинге смотрите в видео:

Стадии колебания руля

В зависимости от степени вибраций различают несколько стадий колебаний руля:

  • Shimmy — легкая вибрация руля, обычно возникающая при увеличении скорости на ровном покрытии. Быстро проходит, не причинит вреда, если не делать грубых ошибок. Явление характерно для гоночных треков.
  • Wobbling — средняя степень колебаний. Не стоит с перепугу хвататься за руль — колебания через ваше тело перейдут на остальные части мотоцикла, тогда стабилизировать его будет сложно.
  • Weave — воблинг с вилянием задней части мотоцикла. Если вовремя сориентироваться, байк еще можно выровнять.
  • Tankslapper — сильные колебания руля, вибрации перешли на весь мотоцикл. В большинстве случаев заканчивается падением.

Причины появления воблинга

Вызвать колебания руля могут следующие ситуации:

  • При наборе скорости на руле появляется легкая вибрация из-за стабилизации переднего колеса. Явление временное и быстро проходит.
  • Причиной тряски стадии шимми может быть деформация покрышки.
  • Воблинг может вызвать неудачный угол покрышки при быстрой езде на поворотах.
  • Вейви возникает при попутках крепко удерживать разбушевавшийся руль или при сильном затягивании регулятора демпфера.
  • Крайнюю степень колебаний может спровоцировать неправильное поведение при воблинге. Если вы жестко держите разболтавшийся руль, а ноги сняли с подножек — выровнять мотоцикл уже вряд ли получится.

Как действовать в ситуации колебания руля?

Главное при воблинге: не спускать ног с подножек и по возможности зажать коленями бак. При этом нельзя жестко держать руль, чтобы колебания через вас не передались другим частям мотоцикла.

Выполнив эти простые рекомендации можно действовать двумя разными способами. Выбрать подходящий вам поможет простое правило о котором нужно помнить всегда:

  • Торможение передним тормозом нагружает переднюю вилку.
  • Увеличение скорости нагружает заднюю часть байка.

1 способ справиться с воблингом: повысить скорость и снять нагрузку с передней вилки.

Этот вариант подойдет, когда дорога хорошая и можно разогнаться. Нужно прибавить газу и регулировать баланс телом. Руль лишь слегка придерживать. Если все сделать правильно, под действием ускорения колесо стабилизируется самостоятельно.

2 способ справиться с воблингом: снизить скорость и увеличить нагрузку на вилку.

Когда дорожные условия разогнаться не позволяют, нужно сбросить скорость и сместить вес вперед, оперевшись на подножки. Это послужит дополнительной стабилизацией.

Воблинг — явление распространенное и может случиться с каждым. Особенно колебаниям подвержены байки с прямым коротким рулем. Уменьшить вибрацию поможет рулевой демпфер. Но он эффективен в основном на стадии шимми, поэтому в любом случае следует запомнить простые способы выхода из воблинга.

Если же неприятность все-таки случится, мы поможем эвакуировать поврежденный мотоцикл на специальном мотоэвакуаторе.

Воблинг на мотоцикле: что это?

Wobbling в переводе с английского языка означает «раскачивание». В русском языке термин используют, как «вобблинг» или «воблинг». Аналогом является «шимми» – «тряска». Самое подходящее русское слово для сумасшедшей вибрации руля – «расколбас». Из статьи вы узнаете, в чем польза демпфера, что делать при воблинге на мотоцикле, авто или велосипеде.

Что значит воблинг, почему произошел «расколбас» руля

Появление колебаний руля означает, что внешние обстоятельства и манера управления транспортным средством критично сложились для водителя.

Воблинг опасен для жизни. Необходимо тщательно контролировать техническое состояние транспортного средства.

Обязательные условия, при которых может произойти эффект шимми:

  • движение на высокой скорости;
  • появление наклона колеса.
  • неровное дорожное покрытие;
  • отсутствие балансировки колес;
  • недостаточная жесткость боковых поверхностей шин;
  • изношенность протектора;
  • другие.

Воблинг на мотоцикле

При воблинге руль бьется из стороны в сторону.

Происходит отрыв колеса от поверхности, например, из-за ямки или кочки на дороге. Приземляется колесо под некоторым углом, то есть уже не создает 90 0 с дорогой. Соответственно, наклон имеет и вилка, которая передает импульс, толкающий руль в противоположную сторону. Транспортное средство стремится стабилизироваться. При медленном движении это действительно срабатывает, но высокая скорость и общий вес усиливают импульс и уводят руль чуть дальше, чем нужно. Это происходит неоднократно, все интенсивнее, и ведет к разрушению системы.

Усиление колебаний также связано с тем, что часть импульса, стремящегося выровнять руль, уходит в раму и амортизатор, который по принципу «груз, подвешенный на пружине» начинает раскачивать систему. Возникает положительная обратная связь – система молниеносно реагирует на внешние изменения, которые не прекращаются. В результате биение усиливается. Если водитель не предпримет кардинальных действий, остановить процесс будет невозможно.

Что делать при воблинге на мотоцикле, велосипеде, машине

Когда “словил” воблинг, первая неосознанная реакция водителя – крепко схватиться за руль, так как он ходит из стороны в сторону, и затормозить, чтобы прекратить это безумие. Сделать нужно с точностью наоборот.

При воблинге нельзя сразу тормозить, это только ускорит биение.

На мотоцикле вначале необходимо ослабить хватку руля и ускориться. Это разгрузит вилку. Кроме того, надо постараться перенести вес на заднюю ось мотоцикла. После стабилизации положения, применить задний тормоз.

Когда места для маневра недостаточно, водитель вынужден уйти в поворот, но выработанной тактики в этом случае нет.

Если поймал воблинг на велосипеде, действия должны быть аналогичными. Чтобы избежать «расколбаса», нужно обеспечить хорошее давление в шине переднего колеса и жесткость его амортизатора. Боковые поверхности шин не должны быть мягкими.

Падение на велосипеде

Необходимо регулярно проверять техническое состояние велосипеда.

Конструкции современных автомобилей предусматривают защиту от колебаний:

  • демпфирование передней подвески;
  • контроль развал-схождения колес;
  • тщательная балансировка колес;
  • установка рулевого демпфера на скоростных автомобилях и внедорожниках.

Таким образом, воблинг на машине может проявиться крайне редко. Этому способствуют плохая дорога, высокая скорость, перегруз автомобиля, агрессивная манера вождения.

Падение на мотоцикле

Безопасность на дороге во многом зависит от стиля вождения.

Польза демпфера в борьбе с воблингом

Демпфер гасит вибрацию, тем самым не только защищает от воблинга, но и продлевает работоспособность узлов. Дополнительно его устанавливают на рулевую рейку.

  • роторный;
  • телескопический (штоковый).

Телескопическое устройство бывает одностороннего и двухстороннего действия.

На мотоциклы обычно устанавливают роторные демпферы, на автомобили – телескопические.

Видео с трагическими падениями из-за шимми доказывают, что словить воблинг может не только неопытный водитель или девушка.

Согласны, что причиной могут стать технические неполадки и лихачество?

Почему мотоцикл не падает. мифы про управляемость, гироскоп и вобблинг.

Мотоциклисты, вовлеченные в тему люди, и просто сторонние наблюдатели нередко задаются вполне серьезным вопросом – почему во время передвижения мотоцикл не падает? И тут стоит учитывать, что речь идет о состоянии именно в процессе езды, так как при остановке без дополнительной опоры байк сразу же упадет на бок. Попробуем разобраться в этом вопросе и выявить самые популярные мифы об управляемости мотоцикла.

Значение эффекта гироскопа

В многочисленных статьях и обзорах суть подруливания мотоцикла чаще всего связывают с так называемым эффектом гироскопа. Именно он расправляет байк и не позволяет ему не падать во время движения.

На деле все несколько сложнее, поскольку гораздо больше в подруливании участвует геометрия транспортного средства. Траверса и вилка всегда располагаются выше рулевой колонки, так что при поднимании байка на подножку руль будет под действием своего веса заваливаться в ту или иную сторону. И никакой реакции опора или гироскопического эффекта в данном случае не будет.

Эффект гироскопа тоже влияет на подруливание мотоцикла, однако он лишь третий по значимости после геометрии и баланса. Он в большей степени отвечает за противодействие нежелательным наклонам при движении на больших скоростях.

Влияние трейла

Важнейшее значение в подруливании колеса имеет расстояние между проекцией оси рулевой колонки и точкой соприкосновения колеса с поверхностью. Это расстояние получило название трейл (Trail).

Трейл представляет собой плечо, ко которому прикладываются силы при повороте вилки. И как только колесо уходит в сторону, точка опоры самостоятельно осуществляет поворот.

На трейл влияет радиус колеса, форма траверсы и угол наклона вилки. Чем он больше, тем проще подрулить и вернуть мотоцикл в исходное положение. Райдеру же приходится бороться с геометрией, чтобы ввести байк в поворот.

Короткий трейл тоже не является выходом из положения, поскольку с ним неизбежно приходит нервозность мотоцикла и неточность управления. Но самое главное, короткий трейл увеличивает вероятность возникновения воблинга.

Суть воблинга

Воблинг – это нежелательный эффект, возникающий на мотоциклах с коротким трейлом и высоким центром тяжести. Связан с непроизвольным поворотам руля в разные стороны при ускорении, наезде на кочку или при торможении двигателем.

Все начинается с поднятия колеса в воздух и последующей его установкой в уже повернутом виде. При коротком трейле импульс для возврата колеса в исходное положение будет таким большим, что оно по инерции повернется в другую сторону. Так будет повторяться до тех пор, пока амплитуда не угаснет или мотоцикл не упадет.

С длинным трейлом гасить воблинг существенно проще. Для длинного плеча не требуется слишком большого усилия, так что колесо не будет проскальзывать в другую сторону.

При появлении воблинга при ускорении необходимо вернуть колесо в исходное положение и аккуратно поставить его на дорогу, немного опустив газ. Полностью отпускать ручку газа нельзя, поскольку торможение двигателя приведет к усилению нежелательного эффекта.

Особенности настройки подвески

При рассмотрении разных вариантов мотоциклов необходимо учитывать, что готовые байки обязательно настраиваются определенным образом еще на заводе. Причем специалисты устанавливают параметры пружин подвески таким образом, чтобы при посадке райдера байк приобретал расчетную геометрию.

Тут проблема связана с использованием производителями стандартных значений веса мотоциклиста, что вполне определенным образом влияет на реальную эксплуатацию. Если вес владельца в ту или иную сторону отличается от общих значений, подвеска будет работать неправильно.

Очень важно самостоятельно настраивать пружины под каждого конкретного райдера, чтобы избежать чрезмерного сжатия или растягивания передней вилки.

Проблема подбора мотоцикла связана с тем, что трейл в виде конкретного значения зачастую не указывается в характеристиках. И выбор приходится делать либо вслепую, либо после тест-драйва и просмотра всевозможных обзоров.

Все указывает на то, что больше всего на управляемость мотоцикла влияет именно его геометрия. Развесовка и масса байка играют гораздо меньшую роль. Именно по этой причине два казалось бы одинаковых по характеристикам мотоцикла на дороге могут вести себя совершенно по-разному.

Wobbling на мотоцикле по-русски

Кроме скользячки, легендарной асфальтной болезни, существует еще одно, крайне неприятное явление – Wobbling. В простонародье его называют «расколбас», «руль колбасит». Сленговое выражение, которое неожиданно имеет несколько стадий, хотя обычно любые колебания руля начинают называть Wobbling.

Как бы необычно было проводить параллели между терминами мотомира и танцами, но первая стадия называется — shimmy. «Шимми» — термин взялся из известной тряски бедрами в восточных танцах. Ключевое понятие «тряска». Легкая вибрация руля, появляющаяся на увеличении скорости, когда переднее колесо пытается стабилизироваться самостоятельно. Иногда оно появляется, когда покрышка деформирована или уже отслужила свой срок. Явление короткое и не опасное, если пилот сам не делает грубых ошибок. Явление шимми возникает на ровном покрытии, к дефектам дороги это не относится, часто встречается на гоночных треках.

Вторая стадия – сильные колебания, которые заставляют руль достаточно серьезно отклоняться. Wobbling – качание, раскачивание чего-либо. Когда вы влетаете на повороте и покрышка попадает под неудачный угол, критически уменьшая пятно контакта, или резко увеличиваете скорость, нагружая при этом переднюю вилку, причины воблинга сводятся к алгоритму.

Представьте себе колесо в движении, так как без динамики чуда не случится — на статичном мотоцикле мы с вами воблинг не поймаем. Покрышка реагирует на неровности дороги. Чем меньше пятно контакта, тем больше вероятность, что колесо наклонится в сторону дефекта покрытия. Но так как все происходит в движении, на колесо влияет гироскопический эффект, придающий устойчивое положение в момент вращения и он же старается выровнять колесо обратно. По сути, воблинг в упрощенном понимании представляется как сопротивление управляющего колеса между воздействием окружающей обстановки (качества покрытия, характера езды, угла наклона) и гироскопическим эффектом, которым оно обладает.

Получается, что колесо повело, а эффект гироскопа старается сохранить плоскость вращения, выровнять его обратно. А вы видите, как ваш руль забился в конвульсиях. Отсюда логичный вывод, что если с перепугу вы хватаетесь за руль и пытаетесь с ним бороться, то вибрации передадутся на весь мотоцикл через ваше тело. Управлять воблингом можно, регулируя скорость, силу хвата руля и нагрузку на переднюю вилку.

Tank slapper – крайняя стадия, когда руль просто сходит с ума, вибрации начали переходить на весь мотоцикл. А если вы жестко схватились за руль, да еще отпустили ноги с подножек и бултыхаетесь за рулем из стороны в сторону, то пиши «пропало».

Что же делать, когда руль рвется из рук?

Если мыслить трезво, то действуют два алгоритма:

Повысить скорость и снять нагрузку с передней вилки

Снизить скорость и повысить нагрузку на вилку

В любом случае, вы не отпускаете ног с подножек! Еще раз: не снимаете ноги с подножек, даже если очень страшно, так как держать мотоцикл нужно телом, по возможности, сжимая коленями бак.

Хватка руля не должна быть жесткой, так как при воблинге любой степени вы получаете подобие замкнутой трапеции, где основание руль, боковые стороны — руки и плечевой пояс — верхняя часть. Все ваши последующие колебания через руки от руля передадутся в корпус, а как только ваша амплитуда раскачивания совпадет с движениями руля, про баланс и устойчивое пятно контакта придется только мечтать. Мотоцикл завиляет так сильно, что падение неизбежно.

А теперь о двух вариантах с регулировкой скорости. Вспомним, что торможение передним тормозом нагрузит переднюю вилку, а увеличение скорости нагрузит заднюю часть мотоцикла. Помните об этом, как о дне рожденья подружки, когда-нибудь это может серьезно помочь.

Если у вас есть возможность для разгона и дорога впереди не самая отвратительная, то прибавляя газу, мы регулируем баланс телом, а руль придерживаем без фанатизма, чтобы колесо под ускорением стабилизировалось самостоятельно.

Второй вариант, когда ускоряться некуда или дорога оставляет желать лучшего на обочине. Мы сбрасываем скорость, но вес смещаем вперед за счет опоры на подножки. Почему? Потому что если мы с силой вцепимся в руль, вместо его остановки начнем раздавать колебания, от которых пытаемся избавиться. Опора на подножки подействует как дополнительная стабилизация.

От воблинга никто не застрахован, хотя не секрет, что мотоциклы с короткой и прямой рулевой системой слишком чувствительны к колебаниям, что легко доказывается на гоночных треках. Отсюда актуальность приспособления – рулевого демпфера. Он не панацея, но сглаживает часть вибраций. Также от воблинга часто страдают кроссмены из-за агрессивной езды по плохой дороге, где приземление переднего колеса бывает неудачным.

В любом случае, экстренные ситуации под контролем пилота, только стиль управления водителя способен спасти его от беды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *