Особенности сцепления автомобиля Renault Duster
рис. 1. Детали сцепления: 1 — картер сцепления, 2 — подшипник выключения сцепления, 3 — рабочий цилиндр выключения сцепления, 4 — ведущий диск с кожухом в сборе, 5 — ведомый диск, 6 — маховик
Ведущий диск (корзина) соединен с маховиком двигателя шестью болтами.
На маховике запрессованы три штифта, которые центрируют кожух сцепления.
рис. 2. Ведущий и ведомый диск: 1 — кожух, 2 — нажимной диск, 3 — диафрагменная пружина, 4 — фрикционные накладки, 5 — демпферные пружины, 6 — ступица ведомого диска, 7 — опорная стойка, 8 — демпфер крутильных колебаний, 9 — упругие стальные пластины
В кожухе ведущего диска установлена диафрагменная пружина, которая отштампована из листовой пружинной стали.
В свободном состоянии пружина имеет вид усеченного конуса с радиальными прорезями, идущими от внутреннего края пружины.
Прорези пружины образуют восемнадцать лепестков, которые являются упругими выжимными рычажками.
За счет упругости рычажков диафрагменная пружина создает более равномерное давление на нажимной диск сцепления, что способствует плавному включению и выключению сцепления.
В трех точках кожух сцепления соединен упругими стальными пластинами с нажимным (ведущим) диском.
Кожух с диафрагменной пружиной и нажимным диском образуют неразборный узел (его еще называют «корзиной» сцепления), который балансируют на стенде.
При выходе из строя корзину сцепления заменяют целиком.
Замена «корзины» необходима при сильном кольцевом износе лепестков диафрагменной пружины и в том случае, если концы лепестков расположены не на одном уровне.
Заменяем «корзину» также в случае уменьшения усилия на педали при выключении сцепления (и, соответственно, увеличении рабочего хода), что указывает на большой износ поверхности нажимного диска или «осадку» диафрагменной пружины.
Ведомый диск с пружинным демпфером крутильных колебаний расположен на шлицах первичного вала коробки передач между маховиком двигателя и нажимным диском.
рис. 4. Демпферные пружины
Демпфер крутильных колебаний гасит колебания, возникающие от динамических нагрузок в трансмиссии и неравномерной работы двигателя.
Две фрикционные накладки диска приклепаны с обеих сторон к пружинной пластине, которая в свою очередь приклепана к одной из двух пластин демпфера.
рис. 5. Расположение волнистой пружинной пластины
Пружинная пластина имеет волнистую форму.
При включении сцепления фрикционные накладки сжимают пружинную пластину, что способствует плавному включению сцепления.
Между пластинами демпфера установлена ступица диска.
В пазах ступицы и демпферных пластин установлены пружины демпфера.
Демпферные пластины соединены опорными стойками.
В ступице диска напротив опорных стоек имеются вырезы, которые позволяют ступице поворачиваться в определенных пределах относительно пластин демпфера, сжимая при этом демпферные пружины.
Это позволяет снизить динамические нагрузки в трансмиссии при трогании автомобиля и переключении передач.
На ступице ведомого диска в пластмассовом корпусе расположен демпфер холостого хода, служащий для устранения стука в коробке передач при работе двигателя на холостом ходу.
Ведомый диск заменяют при его осевом биении в зоне фрикционных накладок более 0,5 мм, замасливании, растрескивании, задирах или равномерном износе накладок, ослаблении заклепочных соединений а также в том случае, если расстояние между рабочей поверхность накладки и головкой заклепки составляет менее 0,2 мм.
рис. 6. Рабочий цилиндр с выжимным подшипником: 1 — подшипник выключения сцепления, 2 — защитный чехол, 3 — рабочий цилиндр
Рабочий цилиндр гидропривода выполнен единым узлом с подшипником выключения сцепления (выжимным подшипником) и размещается внутри картера сцепления.
Рабочий цилиндр прикреплен к картеру сцепления.
Подвижная часть рабочего цилиндра соединена с подшипником, который может перемещаться вдоль первичного вала коробки передач.
Пружина (закрыта резиновым гофрированным чехлом) расположенная между цилиндром и обоймой подшипника, постоянно прижимает подшипник к диафрагменной пружине «корзины» сцепления.
Поэтому зазоры в механизме сцепления отсутствуют и никакой регулировки не предусмотрено.
Выжимной подшипник закрытого типа.
Внутри подшипника заложена смазка.
рис. 7. Элементы гидропривода сцепления: 1 — рабочий цилиндр с подшипником выключения сцепления, 2 — фиксатор, 3 — уплотнительное кольцо, 4 — трубка подвода жидкости к рабочему цилиндру, 5 — переходник
Гидропривод сцепления состоит из главного и рабочего цилиндра, которые соединяются трубопроводом.
Рабочая жидкость залита в бачок, установленный на главном тормозном цилиндре.
рис. 8. Главный цилиндр сцепления: 1 — штуцер присоединения шланга гидропривода, 2 — корпус главного цилиндра, 3 — штуцер подсоединения шланга подвода жидкости из бачка, 4 — толкатель, 5 — наконечник толкателя
Главный цилиндр сцепления соединен с бачком резиновым шлангом.
Главный цилиндр закреплен на щитке передка, а его шток соединен с педалью сцепления.
рис. 9. Штуцер прокачки гидропривода сцепления: 1 — пластмассовый наконечник трубки, 2 — штуцер прокачки, 3 — трубка гидропривода
Для прокачки гидропривода сцепления на пластмассовом наконечнике трубки гидропривода расположен штуцер, закрытый резиновым колпачком.
Выключение сцепления происходит следующим образом.
При нажатии педали в гидравлической системе привода выключения сцепления создается давление рабочей жидкости.
Давление жидкости передается поршню рабочего цилиндра, который перемещает подшипник выключения сцепления вдоль оси первичного вала коробки передач.
Подшипник давит на лепестки диафрагменной пружины нажимного диска.
Пружина, деформируясь, отводит нажимной диск, в результате нажимной диск перестает прижимать ведомый диск к маховику.
Коленчатый вал двигателя и первичный вал коробки передач в этом случае могут вращаться независимо друг от друга.
При отпускании педали сцепления подшипник возвращается в исходное положение, при этом диафрагменная пружина вновь начинает давить на нажимной диск, который в свою очередь прижимает ведомый диск к маховику, — в результате передача крутящего момента возобновляется.
Прокачка гидропривода сцепления
Прокачиваем гидропривод сцепления для удаления из него воздуха после разгерметизации при замене главного или рабочего цилиндров сцепления, трубок и шлангов, а также при снятии главного тормозного цилиндра или бачка гидроприводов тормозов и сцепления.
Для прокачки гидропривода сцепления на пластмассовом наконечнике трубки расположен штуцер, закрытый резиновым колпачком.
Переходник, на который надет наконечник трубки, не закреплен в картере сцепления, поэтому для удобства прокачки рекомендуем изготовить из металлической шайбы (толщиной 1,0—1,2 мм, наружным диаметром 23 мм и отверстием диаметром 10,5 мм) стопорную шайбу для переходника.
Перед прокачкой проверяем уровень жидкости в бачке. При необходимости доливаем жидкость.
Устанавливаем изготовленную стопорную шайбу в паз переходника (для наглядности показано при снятом наконечнике трубки).
Снимаем защитный колпачок со штуцера прокачки.
Надеваем на штуцер прозрачный шланг, другой конец которого опускаем в емкость, частично заполненную рабочей жидкостью так, чтобы свободный конец шланга был погружен в жидкость.
Помощник несколько раз нажимает на педаль сцепления и удерживает ее в нажатом положении.
Нажимаем на пружинный фиксатор наконечника трубки
Сдвигаем наконечник трубки переходника на 4 – 6 мм
При этом часть тормозной жидкости и воздух вытесняются в емкость.
Пузырьки воздуха хорошо видны в емкости с жидкостью.
После того, как жидкость перестанет вытекать в емкость, надеваем до упора наконечник трубки на переходник.
После этого помощник может отпустить педаль сцепления.
Повторяем эту операцию до тех пор, пока выход пузырьков воздуха из шланга не прекратится.
Снимаем шланг и надеваем на штуцер защитный колпачок.
При прокачке контролируем уровень жидкости в бачке и при необходимости доливаем жидкость.
Возможные неисправности сцепления и способы устранения
Причина неисправности (Способ устранения)
Неполное выключение сцепления (сцепление ведет):
— Уменьшен полный ход педали сцепления
Отремонтируйте привод выключения сцепления
— Коробление ведомого диска (торцовое биение)
Замените ведомый диск
— Неровности на поверхностях фрикционных накладок ведомого диска
Замените ведомый диск
— Ослабления заклепок или поломка фрикционных накладок ведомого диска
Замените ведомый диск
— Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач
Очистите шлицы, покройте смазкой ЛСЦ-15
Если причиной заедания является смятие или износ шлицов, то замените первичный вал или ведомый диск
— Попадание воздуха в систему гидропривода
— Утечка жидкости из главного или рабочего цилиндра привода выключения сцепления
Замените главный или рабочий цилиндр
— Ослабление заклепок крепления нажимной пружины
Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе
— Перекос или коробление нажимного диска
Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе
Неполное включение сцепления (сцепление буксует):
— Повышенный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска
Замените ведомый диск в сборе
— Повреждение или заедание привода выключения сцепления
Рывки при работе сцепления:
— Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала
Очистите шлицы, смажьте графитной смазкой
— Поломка или снижение упругости пружин демпфера ведомого диска
Замените ведомый диск
— Заедание в механизме привода выключения сцепления
Замените деформированные детали
— Повышенный износ фрикционных накладок ведомого диска
Замените ведомый диск
— Ослабление заклепок фрикционных накладок ведомого диска
Замените ведомый диск
Замените корзину сцепления
Повышенный шум при выключении сцепления:
— Износ, повреждение или утечка смазки из подшипника выключения сцепления
Повышенный шум при включении сцепления:
— Поломка пластин, соединяющих нажимной диск с кожухом
Замените корзину сцепления
Пробуксовку сцепления можно легко определить по тахометру.
Если во время движения при резком нажатии на педаль газа обороты резко растут, а потом немного падают и автомобиль начинает разгоняться, сцеплению требуется ремонт.
Renault Duster Manual
Инструкция по ремонту и эксплуатации Рено Дастер
Прокачка гидропривода сцепления Рено Дастер
Прокачиваем гидропривод сцепления для удаления из него воздуха после разгерметизации при замене главного или рабочего цилиндров сцепления, трубок и шлангов, а также при снятии главного тормозного цилиндра или бачка гидроприводов тормозов и сцепления.
Для наглядности работу показываем на снятой коробке передач.
Для прокачки гидропривода сцепления…
…на пластмассовом наконечнике трубки расположен штуцер, закрытый резиновым колпачком.
Переходник, на который надет наконечник трубки, не закреплен в картере сцепления, поэтому для удобства прокачки рекомендуем изготовить из металлической шайбы (толщиной 1,0–1,2 мм, наружным диаметром 23 мм и отверстием диаметром 10,5 мм) стопорную шайбу для переходника.
Перед прокачкой проверяем уровень жидкости в бачке.
При необходимости доливаем жидкость.
Устанавливаем изготовленную стопорную шайбу в паз переходника (для наглядности показано при снятом наконечнике трубки).
Снимаем защитный колпачок со штуцера прокачки.
Надеваем на штуцер прозрачный шланг, другой конец которого опускаем в емкость, частично заполненную рабочей жидкостью так, чтобы свободный конец шланга был погружен в жидкость.
Помощник несколько раз нажимает на педаль сцепления и удерживает ее в нажатом положении.
Нажимаем на пружинный фиксатор наконечника трубки…
…и немного (на 4–6 мм) сдвигаем наконечник трубки с переходника.
При этом часть тормозной жидкости и воздух вытесняются в емкость.
Пузырьки воздуха хорошо видны в емкости с жидкостью.
После того, как жидкость перестанет вытекать в емкость, надеваем до упора наконечник трубки на переходник.
После этого помощник может отпустить педаль сцепления.
Повторяем эту операцию до тех пор, пока выход пузырьков воздуха из шланга не прекратится.
Снимаем шланг и надеваем на штуцер защитный колпачок.
При прокачке контролируем уровень жидкости в бачке и при необходимости доливаем жидкость.
Как прокачать сцепление Рено Дастер
Выжимной подшипник в системе сцепления Renault Duster не механический, а гидравлический. Поэтому в его контуре может скапливаться воздух, требующий удаления. Если этого не делать, то работа узла ухудшится и эксплуатировать автомобиль будет некомфортно или даже невозможно.
Как это сделать и что понадобится, рассмотрим дальше.
Когда нужно прокачивать сцепление
Узел сцепления в Рено Дастер имеет единый бачок с жидкостью, которая действует в контуре тормозов и выжимном подшипнике. Признаками, указывающими на необходимость прокачки сцепления в авто Renault являются:
- Проваливание педали, она становится мягкой, водитель не ощущает былой упругости.
- Невозможность включить передачу.
- Хруст и отдача в руку при попытке переключения, шестерня как будто натыкается на препятствие.
Прокачать сцепление Рено необходимо и при замене гидропривода или главного цилиндра. Чтобы понять, как завоздушивание влияет на работу узла, рассмотрим его особенности на модели Renault Duster.
В отличие от механического выжимного подшипника, который приводится в действие рабочим цилиндром у большинства авто, Renault реализовал в модели Duster цельный гидравлический узел. Здесь выжимной имеет собственный контур, по которому движется тормозная жидкость, поступающая от главного цилиндра. Когда водитель утапливает педаль сцепления, поршень сжимается и толкает жидкость к гидровыжимному блоку. Ведущий и ведомый диски разъединяются, давая возможность переключить передачу. Когда педаль отпускается, давление падает и жидкость возвращается обратно в расширительный бачок.
Разновидность гидропривода Renault
Если в магистраль попадает воздух (через негерметичные соединения, падение уровня жидкости в бачке, при замене детали), то возникают проблемы. Он менее плотный, чем техническая жидкость и не обеспечивает передачу давления. Педаль проваливается, а разъединение дисков происходит не полностью. Трансмиссия функционирует с нарушениями, а зубья шестерней могут получить повреждения. Поэтому необходим небольшой ремонт в виде прокачки.
Необходимый инструмент
Процедура по удалению воздушных пузырьков из магистрали сцепления, выполняется, как и прокачка тормозов Рено Дастер. Нужно создать давление или вакуум, чтобы заставить жидкость двигаться. Вместе с ней из контура выйдут и воздушные пробки. Для этого понадобится дополнительный объем тормозной жидкости.
Объем зависит от степени завоздушенности сцепления. Оптимально иметь в запасе 200–400 мл.
Еще понадобится специальная шайба, одеваемая на патрубок гидропривода, чтобы зафиксировать смещенную лиру. В гидровыжимном узле отверстие для развоздушивания на штуцере расположено между двумя резиночками и перекрыто. Для открытия канала и стравливания жидкости с пузырьками, понадобится сдвинуть горизонтальный штуцер (если он подвижный) на одно деление или снять с него лиру (встречаются обе модификации на Renault). Но при смещении весь патрубок начнет болтаться и его потребуется зафиксировать. Применяется особая шайба с распилом, надеваемая сбоку.
Третий элемент, необходимый для прокачки тормозной технической жидкости — это шприц. Чем его объем больше, тем лучше, поскольку не придется прерывать процедуру и часто сливать набранную жидкость. Оптимален шприц на 200–300 мл, продающийся в аптеке.
Последним звеном является прозрачная гибкая шланга, надеваемая на спускной штуцер. Подойдет трубка от капельницы, тоже продающаяся в аптеке. Ключи при прокачке сцепления на модели Дастер от Renault не используются.
Где найти штуцер в Renault
Штуцер для прокачивания гидросистемы расположен в месте стыковки коробки передач с двигателем. Искать следует небольшой отросток с отходящей от него магистралью. Корпус расположен сбоку на фланце.
Место расположения штуцера в Renault Duster
Порядок прокачки
Все действия при прокачке на авто Duster выполняются сверху в подкапотном пространстве в такой последовательности:
- Открывается крышка бачка тормозной жидкости и средство доливается до верха.
- На гидроприводе лира штуцера сдвигается на одно деление наружу, чтобы освободить выпускной канал.
- Происходит фиксация лиры штуцера сбоку выточенной шайбой.
- На выпускном сопле есть резиновый колпачок, который нужно снять.
- Далее на освободившийся патрубок насаживается прозрачный шланг и выводится наружу.
- К свободному концу присоединяется пустой шприц.
- Шток медленно вытягивается наружу. Это создает вакуум и содействует высасыванию жидкости через штуцер гидропривода Renault. Вместе с ней выходят и пузырьки воздуха. Их отчетливо видно через прозрачный шланг и носик шприца.
Перед началом процедуры рекомендуется снять лиру полностью и смазать резиновые кольца маслом или самой тормозной жидкостью. Если этого не сделать, то сухие элементы могут легко повредиться при обратной сборке.
Снятая полностью лира для смазывания резинок
Во время процедуры важно следить за уровнем жидкости в бачке тормозного контура. Если он понижается до минимального, то добавьте DOT4. Действие по откачиванию происходит до тех пор, пока не прекратится выход воздушных пузырьков. Если трубопроводы были просто завоздушены из‐за негерметичности, то потребуется откачать через штуцер около 200 мл жидкости. При замене подшипника с гидравлическим приводом или установке нового главного цилиндра контуры завоздушиваются больше. Здесь может понадобиться 400–500 мл, а значит, наполненный шприц придется слить обратно в бачок и повторить процесс.
Откачиваем шприцем 200 мл жидкости
Благодаря обратному выкачиванию через штуцер в узле Renault, действие выполняется силами одного человека — помощник для этого не требуется. После прокачивания системы спускной маленький штуцер глушится резиновым колпачком. Горизонтальный штуцер вставляется внутрь на одно деление (или на него натягивается ответная часть), чтобы резинка перекрыла сливной канал для повышения герметичности. Шайбу можно не снимать, а оставить на следующий раз. Она не мешает работе, а наоборот защищает вход в коробку с дисками от проникновения пыли. В резервуар заливается техническая тормозная жидкость так, чтобы уровень находился между отметками MIN и MAX.
Убедиться в успешности операции можно, сев в автомобиль Duster и выжав педаль. Она должна быть упругой и двигаться плавно, без проваливания. Процесс простой и занимает около 10–15 минут, но, если есть сложности с вырезанием шайбы под штуцер или непонятно, какую жидкость для тормозов выбрать, лучше обратиться в сервис.
Прокачка гидропривода сцепления Renault Duster, 2010 — 2015 г.в.
Вам потребуются: отвертка с плоским лезвием, тормозная жидкость, шланг для прокачки, емкость для сливаемой жидкости.
Если при нажатой до упора педали сцепление выключается не полностью («ведет»), что сопровождается характерным скрежетом шестерен при включении передачи заднего хода, возможно, в гидропривод сцепления попал воздух. Удалите его прокачкой гидропривода.
Кроме того, прокачку выполняют при заполнении гидропривода жидкостью после ее замены или после ремонта узлов системы, связанного с разгерметизацией системы.
1. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра (общий бачок для обоих главных цилиндров). Он должен находиться на уровне метки «МАХ», нанесенной на корпус бачка, при необходимости доведите уровень до нормы.
2. Снимите защитный колпачок с клапана для удаления воздуха рабочего цилиндра сцепления.
3. Наденьте на клапан шланг и опустите его конец в емкость с небольшим количеством тормозной жидкости.
4. Попросите помощника медленно нажать на педаль сцепления 10-15 раз с интервалом 2-3 с и отпустите педаль.
5. Выдвиньте пружинный фиксатор наконечника шланга.
6. . и извлеките наконечник из патрубка рабочего цилиндра на 10 мм. Попросите помощника выжать педаль сцепления и удерживать педаль нажатой; из шланга в емкость будет вытекать жидкость с пузырьками воздуха. Как только жидкость перестанет вытекать, вдвиньте наконечник шланга в патрубок рабочего цилиндра выключения сцепления и зафиксируйте пружинным фиксатором. Отпустите педаль сцепления и подождите 5 с,
7. Повторяйте операции 4-6 до полной прокачки жидкости в приводе (из шланга должна вытекать чистая жидкость без пузырьков воздуха).
8. После прокачки рабочей жидкости обязательно наденьте защитный колпачок на клапан удаления воздуха.
Замена рабочей жидкости в гидроприводе
Вам потребуются; тормозная жидкость, шланг для прокачки, ключ «на 10», емкость для сливаемой жидкости.
Ввиду того, что гидропривод выключения сцепления и рабочая тормозная система объединены одним бачком, замена рабочей жидкости в гидроприводе выключения сцепления происходит при смене тормозной жидкости в гидроприводе тормозов. Согласно рекомендации завода-изготовителя заменять жидкость следует через 90 тыс. км пробега или 6 лет эксплуатации (в зависимости от того что наступит раньше).
Для замены рабочей жидкости прокачайте гидропривод выключения сцепления. Критерием завершения замены является прекращение выхода старой (грязной) тормозной жидкости из клапана для выпуска воздуха на переходнике рабочего цилиндра гидропривода выключения сцепления.