Три российских гонщика в Формуле 1 в 2022 году? Шанс есть!
Квят и Шварцман не скрывают желания присоединиться к Мазепину в сезоне-2022, и оба могут оказаться на стартовой решетке.
Россияне выступают в Формуле 1 с 2010 года, пусть и с перерывом, но ещё ни разу два наших соотечественника не встречались на трассах чемпионата мира. Есть шанс, что в следующем году в Больших призах будут гоняться сразу трое представителей России — правда, одновременно должны сойтись несколько факторов. AUTOSPORT.com.ru рассказывает какие именно.
В Williams и Alfa Romeo должны быть места
На данный момент у четырёх команд подтверждён состав пилотов на следующий год: Ferrari, McLaren, Alpine и Haas. В Aston Martin почти наверняка пару Себастьяну Феттелю, у которого уже есть контракт, составит сын владельца команды Лэнс Стролл. Серхио Перес, судя по словам Хельмута Марко, заслужил место в Red Bull Racing на следующий год, а AlphaTauri по-прежнему поведёт Пьер Гасли — его напарником останется Юки Цунода или кто-то из юниоров австрийской программы в Ф2: Лиам Лоусон или Юри Випс.
Одна из главных интриг на данный момент — кого выберет Mercedes в качестве напарника Льюиса Хэмилтона на сезон-2022. Многие уверены, что Тото Вольф уже сделал ставку на Джорджа Рассела, но о соглашении с ним не объявляют из уважения к Валттери Боттасу. Это похоже на правду, особенно на фоне того, что Вольф обещал помочь финну с трудоустройством — с чего бы давать такие обещания, если увольнения из Mercedes не предвидится?
Alfa Romeo Фото: FIA
Так или иначе, остаются лишь две команды, в которых могут быть места на следующий год. В первую очередь, это Alfa Romeo, где уже давно назревает смена состава: Кими Райкконен допускает всё больше ошибок, а Антонио Джовинацци не демонстрирует прогресса. А во-вторых — Williams, у которой тесные связи с Mercedes. При этом, в Williams почти гарантированно будет вакансия — если уж мы исходим из того, что Рассел уходит в Mercedes. А вот в Alfa Romeo могут в очередной раз сохранить состав.
Так, главная проблема Райкконена в этом сезоне — слабые квалификации, тогда как в гонках Кими часто неплохо стартует и отыгрывает позиции. Если во второй половине сезона чемпиона мира-2007 сможет добиваться большего, то может задержаться в Ф1 ещё на год. А результаты Джовинацци ограничены возможностями машины — за рулём более конкурентоспособной техники итальянец бы доказал, что уже давно не тот робкий дебютант, каким был в начале карьеры. Но если Кими и Антонио останутся в Хинвиле, у Шварцмана с Квятом вариантов будет вдвое меньше.
Боттас должен уйти
Ещё одной проблемой как для Квята, так и для Шварцмана является Валттери Боттас. Финн проводит весьма и весьма посредственный сезон, однако его опыт будет полезен любой команде ниже четвёртой строчки Кубка конструкторов, а без маячащего перед глазами Хэмилтона и прессинга борьбы за титул Валттери наверняка сможет выступать собраннее и вдохновеннее. При прочих равных и для Williams, и для Alfa Romeo — именно Боттас является наилучшим вариантом.
Alfa Romeo нуждается в переменах — команда долгие годы топчется на месте, а Боттас с его опытом работы в Mercedes позволит внести свежую струю. Кроме того, Валттери стал бы превосходным ориентиром как для Джовинацци, так и для кого-то из молодых пилотов — Роберта Шварцмана, например. Правда, для Даниила Квята приход Валттери будет крахом надежд попасть к Фредерику Вассёру — два опытных гонщика, да ещё и из близких географически стран ему точно не нужны.
Валттери Боттас Фото: Mercedes
В Williams же Боттас стал бы соратником нового руководителя команды Йоста Капито, одного из архитекторов триумфа Volkswagen в классическом ралли. Один из кокпитов команды уже занят Николасом Латифи и его спонсорами, благодаря чему второго гонщика Капито может искать без оглядки на его коммерческую ценность. Валттери с опытом работы в чемпионской команде мог бы стать тем лидером, который помог бы Капито провести Williams через первые годы нового технического регламента — а там, кто знает, может, британцы вновь будут бороться за победы и подиумы.
Такую же роль в обновлённой Williams мог бы сыграть Даниил Квят — и в прессе его имя уже связывали с возможной вакансией в команде, однако преимущества россиянина перед Боттасом неочевидны. Квят на четыре года моложе Валттери и работал в большем числе команд – помимо Red Bull Racing и AlphaTauri это также Ferrari и Alpine, но в этом сезоне остался без гоночной практики. И, в отличие от Валттери, Даниил не выигрывал гонок в Формуле 1.
Шварцман должен победить Чжоу и Пиастри
Несколько недель назад Alfa Romeo объявила о продолжении сотрудничества с Sauber — да, командой из Хинвила, по-прежнему выступающей под флагом Швейцарии, по-прежнему управляет компания, когда-то созданная Петером Заубером. В объявлении отдельно подчёркивалось, что соглашение с итальянцами не даёт Ferrari (Скудерия вместе с Альфой входит в концерн Fiat Chrysler) права определять состав команды.
Разумеется, в Хинвиле по-прежнему готовы прислушиваться к своему главному техническому партнёру, однако теперь у Фредерика Вассёра гораздо больше выбора, что не на руку Роберту Шварцману. Соперников в борьбе за место в Ф1 у россиянина прибавилось, и в первую очередь речь идёт о его главных конкурентах в Ф2 Оскаре Пиастри и Гуане Ю Чжоу.
Роберт Шварцман Фото: Formula 2
Пиастри и Чжоу входят в программу поддержки пилотов Alpine, но у французов на сезон-2022 мест не предвидится — с Оконом контракт продлён, а в соглашении с Алонсо предусмотрен опцион. В то же время в дни объявления о контракте с Оконом ходили слухи, что вскоре в Alpine договорятся о поставках моторов Alfa Romeo. Едва ли это возможно в ближайшее время, но ничто не мешает французам договориться с Вассёром о месте для кого-то из своих пилотов — в соглашении Хинвила с Fiat Chrysler это подчёркивалось отдельно.
Теперь единственный способ Роберта убедить Вассёра в том, что именно он должен занять один из кокпитов — победить в Формуле 2. По итогам четырёх этапов из восьми в чемпионате лидирует Оскар Пиастри, Чжоу, выигравший длинные гонки в Бахрейне и Сильверстоуне, идёт вторым и уступает пять баллов, а Роберт Шварцман на третьем месте — он выиграл два спринта и отстаёт на 17 очков. Шестым, к слову, идёт Тео Пуршер — французский воспитанник Sauber, которому 20 августа исполнится 18 лет.
Квят должен захотеть в Williams
Допустим, Шварцман стал чемпионом в Ф2 и получил место в Alfa Romeo, а Валттери Боттас ушёл в ралли и в Williams предпочли Даниила Квята — согласится ли россиянин вернуться в чемпионат в составе одной из самых слабых команд пелотона? После дисквалификации Феттеля Николас Латифи поднялся на седьмую строчку в протоколах Гран При Венгрии — и это лучший результат команды с 2017 года. Насколько интересно Квяту, который трижды поднимался на подиум, бороться за попадание в очки?
Будем надеяться, что Даниил от такого предложения не откажется. К тому же в следующем сезоне Формула 1 переходит на кардинально новый технический регламент, в рамках которого автомобили чемпионата мира будут принципиально иначе генерировать прижимную силу. Нынешняя расстановка сил не будет иметь значения, у каждой команды будет шанс выстрелить — и было бы здорово иметь своих пилотов сразу в трёх из них.
Даниил Квят Фото: Alpine
Кто на новенького: 5 российских гонщиков для Формулы-1
24 июля промоутер Гран-при России «Формула Сочи» сообщил, что первая гонка Формулы-1 в Сочи запланирована на 19 октября следующего года. Таким образом, до соревнований остается около 15 месяцев.
Кроме того, совсем недавно было объявлено о контракте молодого российского гонщика Сергея Сироткина с Sauber, командой Формулы-1 с 20-летним стажем. АиФ.ru выбрал пятерых российских пилотов — наиболее вероятных претендентов на то, чтобы оказаться за рулем самой технологичной и быстрой машины в автоспорте во время Гран-при России.
Сергей Сироткин
Фигура Сергея Сироткина на данный момент одна из самых обсуждаемых в автоспортивных кругах — многие пытаются понять: является ли 17-летний русский парень вундеркиндом от скорости или дело в финансовых вливаниях со стороны примкнувших российских инвесторов. На деле правильными ответами являются оба, но первопричиной является именно талант спортсмена — не будь Сироткин вундеркиндом, в него не стали бы вкладываться.
Сироткин громко заявил о себе два года назад, когда стал чемпионом европейской Формулы-Abarth и уже на следующий год его взяли в серию Auto GP. Тогда переход казался преждевременным, но первый же этап расставил все по местам — Сергей Сироткин выиграл квалификацию первого в своей жизни этапа Auto GP, а в третьей гонке сезона одержал победу. Полностью дебютант раскрылся во второй половине сезона — шесть из семи последних гонок он завершил на подиуме и выиграл финальный заезд чемпионата.
По итогам сезона Сироткин занял третье место, но даже такой результат воспринимается европейскими специалистами несомненным успехом — впереди оказались лишь двое пилотов, уже прошедших школу более серьезных чемпионатов. На 2013 год Сергей получает контракт с командой Формулы-Renault 3.5, серии считающейся вместе с GP2 последней ступенью перед Формулой-1.
Первая половина текущего сезона сложилась неровно — Сироткин проявил себя одним из быстрейших пилотов серии, однако необдуманные атаки соперников, тактические просчеты команды и нехватка опыта не позволили ему примкнуть к лидерам. Тем не менее, талант гонщика заблистал новыми красками, и на него обратили внимание крупные российские спонсоры.
Справка | |
---|---|
Команда Sauber известна тем, что лучше других работает с молодыми пилотами и может создать комфортную обстановку для адаптации новичка Формуле-1. Хотя Sauber никогда не была в числе фаворитов первенства, именно эта команда привела в чемпионат мира многих молодых пилотов, в том числе Кими Райкконена, выигравшего в составе Ferrari титул чемпиона в 2007 году. |
В середине июля команда Формулы-1 Sauber объявила о подписании соглашения с российскими партнерами, которые будут оказывать не только финансовую, но и техническую поддержку. Параллельно стало известно, что контракт с Sauber подписал и Сироткин — россиянин теперь официально гонщик команды чемпионата мира.
Здесь необходимо отметить, что статус Сироткина на данный момент не определен, и выйдет ли Сергей на старт гонок в следующем году неизвестно. В текущем сезоне россиянин примет участие в тренировках нескольких этапов, ознакомится с необходимыми процедурами и будет учиться работать с инженерами. Если в этот период Сергей достигнет соответствующего прогресса, то в следующем сезоне станет призовым пилотом Sauber. «Наша цель в том, чтобы Сироткин к грядущему сезону был готов к Формуле-1», — заявила руководитель команды Мониша Кальтенборн.
Виталий Петров
Российские пилоты в Формуле-1 уже выступали — в марте 2011 года Виталий Петров лишь во второй сезон в чемпионате завоевал подиум на Гран-при Австралии. В конце прошлого года команда Caterham решила не продлевать контракт с Петровым, предпочтя ему дебютанта, который привел с собой голландских спонсоров. В итоге в этом сезоне Виталий остался без места в чемпионате мира.
В данный момент Петров работает над возвращением в Формулу-1 — гонщик ведет переговоры с несколькими командами чемпионата, однако ключевым моментом в этом вопросе является спонсорский пакет пилота.
Однако не стоит думать, что от Петрова в чемпионате ждут только денег. Во-первых, он провел в Формуле-1 три года и является самым опытным среди невостребованных на данный момент пилотов. Во-вторых, Виталий работал как в крупных командах, обладающих большими бюджетами, так и в небольших частных коллективах, еле сводящих концы с концами, а потому может адаптироваться к любой команде.
Интересную мысль по поводу возвращения Петрова высказали иностранные журналисты. Так по мнению издания Sportweek, Виталий стал бы идеальным напарником для Сергея Сироткина в Sauber — Петров мог бы поделиться с соотечественником своим опытом и знаниями, а также облегчить процесс адаптации.
Даниил Квят
Буквально на прошлой неделе машину Формулы-1 опробовал еще один яркий российский гонщик — 19-летний Даниил Квят. Уроженец Уфы уже два года выступает на европейских трассах в статусе восходящей звезды, при этом, в отличие от других россиян, у Квята есть спонсорская поддержка — Даниил входит в программу поддержки молодых пилотов Red Bull, доминирующей в чемпионате мира последние три года.
В 2011 году Квят провел свой первый полный сезон в категории двухлитровой Формулы-Renault и с ходу одержал несколько побед, на следующий год его целью был чемпионский титул, но рискованное решение команды в условиях пасмурной погоды в финальной гонке помешало одержать итоговую победу.
В этом году Квят является одним из самых многообещающих новичков первенства GP3 Series, гонки которого проходят в рамках Гран-при Формулы-1. Пока Даниил не может добраться до подиума и участия в борьбе за чемпионство не принимает, впрочем, это объясняется отсутствием опыта выступлений на трассах календаря GP3.
Тем не менее в середине июля команда Red Bull доверила Квяту тесты машины Toro Rosso, своего дочернего коллектива в Формуле-1. Испытаниями остался доволен не только Даниил, но и инженеры команды: «Все понимали, что для меня это было совсем в новинку. Они считают, что я хорошо справился», — цитирует пилота «Чемпионат.com».
Михаил Алешин
С автомобилем Формулы-1 знаком ещё один россиянин Михаил Алешин — он пилотировал Red Bull в рамках автоспортивных шоу, а также провел тесты с командой Renault, сейчас носящей название Lotus.
Признание специалистов Алешин получил в 2010 году, когда выиграл чемпионский титул Формулы-Renault 3.5 в борьбе с Даниэлем Риккиардо, действующим пилотом Формулы-1. Однако высокую скорость Михаил демонстрировал и ранее — в 2007 году Алешин выступал в одной команде с Феттелем и тогда ничуть не уступал немцу в скорости. Затем Феттель оказался в Формуле-1, где выиграл три чемпионских титула, так и не победив в Формуле-Renault 3.5, а у Михаила по-прежнему нет спонсоров для перехода в чемпионат мира.
Алешин по-прежнему нацеливается на попадание в Формулу-1 и для сохранения формы участвует практически во всех соревнованиях, на которые у него хватает времени. Многие считают, что россиянин уже готов к дебюту в Формуле-1, но этому шагу препятствует отсутствие финансовой поддержки.
Николай Марценко
В чемпионате Формуле-Renault 3.5 свой второй сезон в этом году проводит 20-летний Николай Марценко. Год назад он дебютировал в составе команды-середняка, но первую же гонку закончил на пятом месте. В последствии Марценко еще несколько раз блеснул по ходу сезона, но пробиться на подиум ему так и не удалось. Сказалось не только отсутствие опыта самого гонщика, но и неопытность инженеров.
Накануне текущего сезона Марценко перешел в Pons, занявшую последнее место в командном зачете в прошлом году, и сразу же начал опережать напарника, уже выступавшего в этом коллективе и хорошо знающего инженеров — все очки текущего сезона в копилку Pons принес именно Марценко.
Пока назвать результаты Николая впечатляющими сложно, однако по большей части причины неудач кроются в технике и команде. Николай отлично стартует и на первых кругах может отыграть целый ряд позиций, но затем пилота подводит техника. Например, недавняя гонка в Австрии завершилась для Николая на втором круге, после того как на первом Марценко отыграл шесть позиций. «Машина просто вырубилась, я даже не успел ничего сказать по радио», — цитирует пилота «Чемпионат.com».
Где сейчас гонщики из России, светившие в «Формуле-1» или около нее
Никита Мазепин
Даниил Квят
Артем Маркелов
Виталий Петров
Сергей Сироткин
Роберт Шварцман
Формула-1
Формула-2
Сергей Злобин
«Формула-1» – самая престижная серия среди гоночных. Но российских пилотов в ее истории было не так много. А как сейчас обстоят дела у тех, кто выступал там? И чем занимаются те, кто был максимально близок?
В истории «Формулы-1» было четыре российских пилота: что с ними сейчас
Мазепин уже год не гоняет в «Ф-1»: покоряет горы, записывает сеты, но хочет вернуться в автоспорт
Никита Мазепин провел весь 2021 год в «Формуле-1» в составе «Хааса». Команда тогда, правда, переключилась на разработку машины для следующего сезона, поэтому Мазепину и Мику Шумахеру пришлось максимально сложно, соревнуясь с конкурентами на старых болидах.Мазепин готовился к прошлому сезону в «Хаасе», но все поменялось из-за начала военного конфликта России и Украины. «Хаас» сразу же заменил его на Кевина Магнуссена.
За полтора с лишним года он выиграл ралли «Шелковый путь», погонял в Азиатской серии «Ле-Ман», поучаствовал в организации картингового турнира в честь себя, стал четвертым в ледовых гонках на «КАМАЗах» и открыл фонд помощи спортсменам, которых отстранили от соревнований. В отрыве от спорта он покорил Килиманджаро, планирует забраться на Эльбрус в сентябре и выступает с диджейскими сетами. А еще открыл ивент-агентство, которое организовывало множество роскошных вечеринок – включая награждение Forbes «30 до 30». И да, Никита фактически работает диджеем на собственных же вечерниках и снялся в камео в «Беспринципных». Насыщенно!
Отношения с «Формулой-1» сложные. Он все еще судится с «Хаасом»: по словам Никиты, команда не выплатила ему зарплату за 2021 год. В июне суд отказал ему во въезде в Великобританию для переговоров с командами, чтобы вернуться в 2024 году. Сам Мазепин говорил о возвращении в «Формулу-1» так:«Тяжелый вопрос. Я хочу, но мы живем в реальной жизни. Я хочу выступать, нахожусь в хорошей форме, в хорошем весе, мог бы и вернуться. Если не получится, то у меня есть занятие, которое приносит удовольствие».
31 июля Евросоюз приостановил санкции в адрес Никиты Мазепина.
Квят продолжает карьеру в автоспорте: в 2024-м поедет на гиперкаре «Ламборгини», дебютировал на «Ле-Мане»
Последнее полноценное появление Даниила Квята в «Формуле-1» случилось в 2020 году. Тогда самый успешный российский пилот в истории «Ф-1» гонял за «Альфа Таури» и занял в итоговом зачете 14-е место. Из 17 гонок Квят семь раз заехал в очковую зону. Максимальный результат – четвертое место на Гран-при Эмилии-Романьи.
Последнее формальное попадание Квята в «Формуле-1» случилось уже на следующий год: «Альпин» взяла его резервным пилотом. Но больше практики в основе он не получал.
Квят участвовал в NASCAR, в этом году соревнуется в WEC (чемпионат мира по автогонкам на выносливость) в классе LMP2 (вторая по уровню категория, один подиум), дебютировал на «Ле-Мане», в прошлом году участвовал в российских гонках на выносливость Russian Endurance Challenge.
Уже известны планы Квята на следующий год – в 2024-м он будет в LMDh на «Ламборгини». Уже представлен его роскошный гиперкар.
Еще Квят не исключает участия в «Формуле-Е»: «Я открыт для разных вариантов. Сейчас у меня нет конкретной программы для «Формулы Е», но шансы на то, что я также буду выступать и в этом чемпионате, достаточно высоки. Посмотрим, какие у нас будут возможности ».
Сергей Сироткин: последний сезон в «Ф-1» – 2019-й, сейчас гоняет на болиде Ротенберга
2018-й стал последним для Сергея Сироткина в «Формуле-1» в качестве основного пилота. И если до этого Сироткин ездил на авто «Рено» и «Заубера», то в том году Сироткин поехал за «Уильямс» в паре с Лансом Строллом. «Уильямс» закончил на 10-м месте в Кубке конструкторов. Стролл стал 18-м в личном зачете. Сироткин – 20-м: с тремя сходами и одним заездом в очковую зону (10-е место в Монце).
В 2019-м Сергея взяли резервным в «Рено» и «Макларен», но больше он не гонял в «Формуле-1» — только почувствовал себя вновь боевым пилотом на одну ночь.
Дальше у Сироткина были гонки на выносливость в составе «СМП Рейсинг», «24 часа Ле-Мана» (в 2019-м вылетел из-за аварии вместе с Егором Оруджевым и Стефаном Саразеном; в 2017-м – 34-е место в общем зачете в коллективе с Михаилом Алешиным и Виктором Шайтаром) . 12 мая 2022-го он стал исполнительным директором Российской автомобильной федерации. Спустя полгода он официально объявил о завершении карьеры:
«Вернусь ли я в гонки? Ответ — нет, меня не стоит ждать в гонках. Как бы сильно мне ни нравилось пилотировать, я не вижу в этом реальных возможностей для развития даже в среднесрочной перспективе. Следовательно, я не вижу и смысла тратить на это время и силы, которые могли бы принести гораздо больше пользы, если направить их в другое русло».
Правда, Сироткин не полностью забросил автоспорт. Он гоняет на самом быстром болиде России, который был создан и представлен компанией Бориса Ротенберга. После трех этапов в Группе F РСКГ Эндуранс у него 30 очков благодаря победе на «Игоре Драйв» – третье место в зачете пилотов.
Виталий Петров живет без «Формулы-1» уже 11 лет
В сентябре Виталию Петрову исполнится 39 лет. Без «Формулы-1» он уже 11 сезонов. Суммарно Петров гонял в Гран-при три года: два – в «Рено», один – в «Катерхэме». И последний сезон получился для Петрова не очень приятным. Хейкки Ковалайнен, его напарник, закончил без очков и на 22-м месте в общем зачете. Петров оказался 20-м, но тоже с 0 баллов в активе. Петров рассказывал, что вел переговоры с несколькими командами для выступлений в 2014 году, но так и не смог найти средства для участия, поэтому в «Формулу-1» больше не вернулся.
Петров не сразу завершил карьеру и появлялся в различных сериях. Сейчас он гоняет в РСКГ Эндуранс, и, кстати, делает это в одном экипаже с Сергеем Сироткиным. Периодически Петров появляется в роли спикера в «СМП Рейсинг» и дает комментарии на различные вопросы о ситуациях вокруг «Формулы-1». Один из последних касался ситуации, по которой пилотам из России и Беларуси нужно подписывать специальный документ ФИА. Как все изменилось: ведь еще зимой 2021-го-2022-го Виталия выбирали в Комиссию пилотов Международной автомобильной федерации, но.
Как дела у подошедших вплотную к «Формуле-1»
• Роберт Шварцман – пожалуй, единственный пилот на данный момент, у которого есть пусть и очень туманные шансы на «Формулу-1». Правда, в ноябре прошлого года у него был не самый оптимистичный прогноз:
«Я всегда очень упорно трудился ради мечты о «Формуле-1», несмотря на обстоятельства. Случится это или нет? В данный момент я не знаю. Предполагаю, что нет. Конечно, это очень печально: я продолжал трудиться и верить, но в итоге попасть не получится из-за ряда причин».
В январе «Феррари» повысила его до должности резервного пилота. 1 августа он протестировал машину 2021 года во Фьорано. Motorsport пишет, что Роберта в этом сезоне ждут две практики. Правда, для упрощения пребывания в паддоке пришлось перейти под израильский флаг.
• Артем Маркелов был тестовым пилотом «Рено» в 2018 году. Он говорил, что мечтал о карьере в «Ф-1», а Ландо Норрис даже хвалил его за выступления в «Формуле-2», но до главной гоночной серии планеты Маркелов так и не дотянулся. После – гонял в японской «Супер-Формуле» и в «Формуле-2». Третий год без активных соревнований.
• Сергей Злобин дважды в начале нулевых был тестовым пилотом – в «Минарди». Правда, позже рассказывал: «Так и не удалось мне стать боевым гонщиком в «Формуле-1». Щемит ли сердце? Нет. Никогда не относился к этому как к основной работе». Сейчас назначен спортивным директором «СМП Рейсинг».
• Карьера Романа Русинова – идеальный пример, как непопадание в «Формулу-1» вообще не испортило карьеру. Роман отказал «Минарди» в 2003-м, маячил в ролях тестового и резервного пилота «Джордана» и «Мидлэнда», но дальше так и не поднялся.. Зато Русинов стал российской звездой гонок на выносливость: гонял на «Ле-Мане» (победил с нелегальным оборудованием в 2018-м), «Нюрбургринге», «Дейтоне». В октябре Русинов отпразднует 42-летие. Сейчас Русинов раллист на багги, участвует в «Шелковом пути».
Мечтал о «Формуле-1», собрал деньги, но погиб во время ограбления
Алан Берков, настоящее имя – Мухтар Байрамуков. У Беркова не было спортивной школы, он увлекся автоспортом после выхода из тюрьмы – сидел за изнасилование. Берков сразу же нацелился на выступления в «Формуле-1».
В итоге поучаствовал в нескольких турнирах, а в 1996-м даже погонял за «Эрроуз» в «Формуле-3000». Ярчайший момент Беркова – выступление в начале того года в «Оултон-парке», когда он финишировал пятым из семи (хотя гонял на болиде 1992 года). Занимавшийся тогда Берковым Фред Годдард (владелец команды Z-Speed Racing, который и взял под свою опеку российского гонщика), рассказывал:
«Его прогресс поражает. Ко мне подходили люди, работающие с командами «Формулы-1», и высказывали удивление и восхищение результатами мало кому известного русского. Если бы Алан Берков ехал на машине 1995 года, то он был бы в тройке призеров. А возможно, и победил бы».
Контракт, заключенный летом 96-го с «Эрроуз», предполагал не только участие в «Формуле-3000», но 10 тестовых заездов за команду в «Формуле-1». Для этого Беркову нужно было найти 1,2 млн долларов – спонсоры дали лишь часть суммы, и «Ф-1»так и осталась недосягаемой. К тому же на потенциальный дебют Беркова в «Формуле-1» повлиял смена владельца команды – новый босс Том Уокиншоу, по мнению британских медиа, не рассматривал Беркова.
Алан на этом не сдался и начал новый сбор денег для попадания в «Формулу-1». В 1998-м в России он искал финансирование для следующего сезона. Но его планы так и не сбылись: Берков погиб во время ограбления. На тот момент ему было 29 лет.
Газета «Совершенно секретно» писала, что ограбление произошло, когда Берков дал взаймы денег своему приятелю Исмаилову (фамилия изменена в интересах следствия). Он расстегнул сумку, в которой лежали собранная для участия в «Формуле-1» сумма. Через некоторое время Исмаилов приехал в тот же дом с сообщниками. Беркова и его родственника расстреляли спящими.
Российский пилот дебютировал в «Формуле-1»
Российский гонщик Роберт Шварцман в пятницу, 21 октября, дебютировал в «Формуле-1» в составе команды «Феррари».
Пилот управлял болидом итальянской «конюшни» в первой сессии свободных заездов 19-го этапа чемпионата «Формулы-1» — Гран-при США, который проходит на «Трассе Америк» в Остине (штат Техас).
Шварцман показал 16-й результат. Отставание от лидера Карлоса Сайнса из Испании, также представляющего «Феррари», составило 2,094 секунды.
23-летний спортсмен, имеющий гоночную лицензию Израиля, стал тест-пилотом Ferrari в 2022 году. Ранее он выступал за команду Prema, в составе которой в 2019-м победил в чемпионате «Формулы-3», а также в 2021-м занял второе место по итогам сезона «Формулы-2».
Шварцман стал пятым представителем России, который принял участие в официальных заездах «Формулы-1». До него в чемпионате принимали участие Виталий Петров, Сергей Сироткин, Даниил Квят и Никита Мазепин.
В конце февраля Международный олимпийский комитет (МОК) выступил с обращением в адрес международных спортивных федераций и рекомендовал им не пускать отечественных и белорусских атлетов к любым соревнованиям.
Международная федерация автоспорта (FIA) не стала полностью отстранять россиян от соревнований под своей эгидой. Отечественные спортсмены продолжают выступления на турнирах под нейтральным флагом.