Как правильно выбрать масло для дизельного двигателя
Дизельное моторное масло отличается от аналогичных продуктов для бензиновых ДВС. Дизель работает на обедненной топливно-воздушной смеси, сильнее теплонагружен, процесс смесеобразования и сгорания топлива в дизельном моторе ускорен. Для дизеля сложнее реализовать полное сгорание горючего в цилиндрах, отработавшие газы содержат большое количество сажи. Само дизтопливо отличается повышенным содержанием серы.
Высокое давление в камере сгорания приводит к более активному прорыву газов в картер ДВС, с которым система вентиляции картерных газов справляется не всегда. Результатом становится ускоренный процесс старения дизельного моторного масла, его окисление и быстрая потеря защитных, моющих и других полезных свойств.
Вполне очевидно, что от качества и максимального соответствия моторного масла применительно к конкретному типу двигателя зависит срок службы любого ДВС. Для дизельного масла крайне важно сохранять стабильность всех оптимальных эксплуатационных показателей как можно дольше.
Основные характеристики дизельных масел
Рекомендуемые классификации, параметры, допуски и требования к моторному маслу для конкретной марки и модели автомобиля обычно указаны производителем ТС в руководстве по эксплуатации. Для точности выбора можно воспользоваться также каталогом по подбору масел.
Практически каждый «дизелист» стремится приобрести лучшее моторное масло для дизельных двигателей, при этом разбираются в базовых стандартах моторных масел далеко не все. На практике самостоятельный подбор ГСМ всегда начинается с вопроса, какое масло заливать в дизельный двигатель. Давайте подробнее рассмотрим, как выбрать масло для дизельного двигателя правильно.
Стандарт SAE
.
Сегодня в продаже широко представлены различные марки дизельных масел, которые отличаются друг от друга по типам, классам и стандартам. Сразу отметим, что бензиновое и дизельное моторное масло бывает минеральным, полусинтетическим и синтетическим. Классифицируют масла по вязкости на основе стандарта SAE (от англ. Society of Automotive Engineers). На этикетке канистры с моторным маслом главный акцент сделан на маркировках типа 5W-40, 10W-40 и т.д. Эти данные указывают на класс вязкости по SAE. Первая цифра с литерой W (от англ. winter — зима) указывает, что масло относится к низкотемпературному классу.
.
От данного показателя напрямую зависит легкость прокачки масла по масляным каналам системы смазки двигателя, скорость его подачи к трущимся поверхностям, расход заряда АКБ и степень сопротивление при вращении коленвала стартером при холодном пуске. Для дизеля наиболее актуальны масла с показателем 5W (до -25°C), 10W (до -20°С), 15W (до -15°C). Чем меньше указанное число, тем менее вязким будет масло. Вторая цифра после обозначения низкотемпературной вязкости указывает на высокотемпературный класс вязкости. Этот класс соответствует показателю вязкости моторного масла после прогрева и выхода двигателя на оптимальные рабочие температуры.
Обратите внимание, что одинаковые показатели вязкости могут иметь как минеральные, так и
полностью синтетические масла. Ошибочно полагать, что 5W-40 для дизеля окажется
качественной синтетикой, а 15W-40 обязательно должно являться более дешевым минеральным
дизельным маслом. Более того, только на основании вязкости никак нельзя судить о качестве того
или иного продукта.
Стандарт API
.
API (от англ. American Petroleum Institute) является стандартом, который разработал Институт нефти США. Данный стандарт разделяет масла с учетом их эксплуатационных свойств. Стандарт API делит моторное масло на две больших категории:
— масла для бензиновых ДВС относятся к категория S;
— масло для дизельного мотора соответствует категории C;
Также присутствует дальнейшее деление на классы и подклассы. Что касается дизельного мотора, тогда по API масла для дизеля зачастую относятся к классу CF. Такой продукт подходит для эксплуатации как в атмосферных дизельных ДВС, так и в турбодизелях.
Стандарт ACEA
ACEA (Ассоциация Европейских Автопроизводителей) выдвинула дополнительный ряд собственных требований касательно применения моторных масел в двигателях. Две основные категории по АСЕА для легковых автомобилей представляют собой:
— категорию А (моторные масла для бензиновых моторов);
— категорию В (моторные масла для дизельных двигателей);
Третьей категорией E считаются масла для тяжелых дизельных грузовиков и мощных дизельных ДВС. К четвертой относится класс С, объединивший в себе масла для дизельных и бензиновых двигателей, которые имеют совместимость с катализаторами и сажевыми фильтрами.
Дополнительно масла по АСЕА делятся на стандартные и энергосберегающие. Энергосберегающий класс: А1 и А5 для бензиновых моторов, В1 и В5 для дизельных двигателей легковых авто и грузовиков с небольшой грузоподъемностью. Другие промежуточные числовые значения относятся к стандартным маслам.
Универсальное масло для дизеля и бензина
.
Существуют также «универсальные» масла, которые можно одновременно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Данные продукты полностью отвечают стандартам API и АСЕА. Такие масла отмечены все теми же категориями S и C, но с небольшой оговоркой.
Надпись SJ/CF на этикетке канистры с моторным маслом указывает на то, что масло универсальное, предназначено для бензиновых и дизельных моторов, но его использование приоритетно в агрегатах на бензине. Маркировка CF/SJ указывает на то, что такое моторное масло предпочтительнее использовать в дизельном двигателе.
Как показала практика, использование масел подобного типа в дизельном двигателе сильно
зависит от качества дизтоплива и сроков межсервисной замены. Дело в том, что
универсальные масла отличаются сниженным щелочным числом, которое обозначается TBN.
Данный показатель выше у масел, изначально разработанных только для дизельного двигателя.
Этот вопрос заставил автопроизводителей провести дополнительные исследования. Специалисты компании Ford Motor Company анализировали свойства масел при езде на турецком дизтопливе. Содержание серы в этом дизеле до 20 раз выше сравнительно с горючим из Западной Европы. К слову, данный опыт можно успешно применить и к странам СНГ. В исследовании использовались различные масла по классам. Также было протестировано и масло ACEA A1/B1, которое представляет собой универсальное масло для равноценного применения в бензиновых и легких дизельных авто. Такое масло повсеместно рекомендуется для дизелей в европейских странах с качественным горючим.
Анализ падения щелочного числа при езде на турецкой солярке позволил выявить момент, когда универсальное масло перестает защищать дизельный мотор от кислотной среды, обозначаемой TAN. Другими словами, через сколько километров пробега кислотное число вырастало до такой степени, когда начинался реальный окислительный процесс и, следовательно, износ дизельного двигателя.
На основании полученных данных исследователи пришли к выводу о том, что при условии использования универсального моторного масла и низкосортной солярки рост кислотного числа начинал превышать допустимые показатели приблизительно через 5-6 тыс. пройденных километров. Наиболее оптимальным при езде на плохом ДТ оказалось специальное дизельное масло ACEA B3/E3, которое рекомендовано для высокофорсированных дизелей и тяжелых грузовиков.
Стоит также учитывать, что холодный пуск, зимние прогревы и простои на холостом ходу из «турецкого» теста были исключены. В наших реалиях качество солярки на отечественных АЗС оставляет желать лучшего. Можно предположить, что в СНГ универсальное масло бензин/дизель на городском авто потребуется менять каждые 4 тыс. километров пробега.
Энергосберегающее моторное масло: что нужно знать
.
Главным предназначением так называемых энергосберегающих масел является экономия горючего. Меньший расход топлива означает повышение экологичности мотора. Снижение расхода достигается благодаря максимальному уменьшению потерь на трение в процессе работы двигателя. Определяет данное свойство моторного масла показатель HT/HS, который указывает на вязкость масла при большой температуре и высокой скорости сдвига.
Стандартное масло при температурной отметке около 150 градусов Цельсия сохраняет достаточную вязкость, что позволяет осуществлять полноценную защиту нагруженных деталей силового агрегата. Снижение вязкости в аналогичных условиях позволяет деталям мотора взаимодействовать с меньшими потерями, благодаря чему достигается экономия топлива. По сути, толщина масляной пленки с ростом температуры ДВС уменьшается, мотор крутится легче, но также слабеет защита деталей от износа.
Энергосберегающие масла следует использовать только в том случае, если они рекомендованы
производителем автомобиля применительно к конкретным двигателям. Мотор должен
конструктивно предусматривать использование подобного масла.
В таких ДВС масляные каналы узкие, системе смазки требуется меньшая вязкость для создания нужного давления масла в дизельном двигателе и эффективной его подачи к нагруженным трущимся парам. Также однозначно не стоит использовать энергосберегающее масло в старых бензиновых и дизельных двигателях.
Рекомендации, стандарты и допуски ведущих производителей
Каждый автопроизводитель для своих двигателей указывает в руководстве по эксплуатации допуски на основе стандартов SAE, API и ACЕА применительно к моторному маслу. Для турбодизелей от 2004 года выпуска с сажевым фильтром:
— японские Mitsubishi и Мazda определяют по ACЕА стандарт B1;
— марки Toyota (Lexus), Honda (Acura), Fiat, Citroen, Peugeot допускают использование масла, которое по
ACЕА соответствует категории от B2 и выше;
— Альянс Renault-Nissan определяет для моторов требование по ACЕА уже B3-В4;
Корейский автогигант Hyundai/Kia рекомендует масло ZIC (XQ LS). Производитель Ford для моторов линейки Zetec указал масло под собственной маркой с индексом М2С 913. Для турбодизелей от 2004 года выпуска с сажевым фильтром Форд определяет дизельное моторное масло М2С913С. Еще один вариант рекомендуемого масла имеет индекс Ford 934.
Производитель Volkswagen отдельно выделяет даже марку моторного масла VW 507 00 Castrol для турбодизельных моторов своего концерна, которые были выпущены до 2004 года и имеют сажевый фильтр. Агрегаты устанавливаются на Volkswagen, а также дочерние модели Skoda и Seat.
Марки GM (Opel, Chevrolet и т.д.), входящие в состав корпорации, для турбированных дизельных моторов от 2004 года выпуска с сажевым фильтром имеют предписание использовать моторное масло Dexos 2. В двигателях Opel до 2000 года по АСЕА допускается масло A3/B3. Моторы после 2000 г. могут ездить на масле с допуском GM-LL-B-025.
За немецким Volkswagen следует и BMW. Компания рекомендует также использовать соответствующие своим допускам масла Castrol или моторное масло под собственным брендом BMW Longlife. Такое требование особенно касается моторов, оснащенных системами изменения фаз газораспределения. Каналы для подачи смазки к «фазовращателю» очень узкие, так что использование стороннего масла не рекомендуется по причине риска закоксовки. Для турбодизельных BMW, выпущенных до 2004 года и оснащенных сажевым фильтром, рекомендуемым маслом является BMW Longlife-04.
Моторы TDI, которые устанавливаются на Audi из концерна Volkswagen, имеют следующие допуски по маслу:
— двигатели до 2000 года выпуска — индекс VW505.01;
— моторы 2000-2003 года — 506.01;
— агрегаты после 2004 года имеют индекс масла 507.00;
Концерн Mercedes-Benz для дизельных двигателей после 2004 года выпуска, оборудованных сажевым фильтром, предусматривает моторное масло под собственным брендом с индексом 229.31 и 229.51. Одним из высших допусков по моторному маслу для дизельных ДВС выступает индекс от 504.00 до 507. 00. В дизельных грузовиках рекомендуется использовать моторное масло с маркировкой СF-4.
Стоит добавить, что многие владельцы автомобилей концерна GM, BMW, Volkswagen и других
марок находят прекрасную альтернативу рекомендуемым производителем маслам в списке
продукции других известных компаний по производству ГСМ.
Отличным примером выступают моторные масла компании Liqui Moly, продукция которой зачастую не только полностью соответствует всем необходимым допускам, но даже превышает их. Единственным минусом можно считать достаточно высокую стоимость таких продуктов.
Полезные советы при выборе масла в дизель
Основываясь на приведенной выше информации можно ответить на вопрос, как выбрать масло для дизеля и какое масло лучше заливать в дизельный двигатель. Если автомобиль относительно новый и находится на гарантийном обслуживании, тогда рекомендуется заливать дизельное масло, реализуемое в сети официальных дилерских СТО. Самостоятельно нужно подбирать такое масло, которое максимально точно соответствует всем допускам изготовителя автомобиля по SAE, API и ACEA.
Что касается вязкости SAE, при выборе масла в дизель необходимо учитывать региональные
особенности и температурные колебания. Также стоит уделить отдельное внимание состоянию
дизельного двигателя. Если мотор имеет износ ЦПГ, очевидны проблемы с компрессией и
запусками «на холодную», тогда лучше использовать менее вязкое моторное масло для дизеля.
Иногда дизельное масло называют «зимним», «летним» и «всесезонным». Для дизельного двигателя, который находится в условиях экстремального перепада сезонных температур (сильная жара летом и большой мороз зимой), условная «сезонность» масла может иметь значение. Ресурс мотора сократится при круглогодичной езде на масле, верхний и нижний порог температурной вязкости которого находится далеко за пределами применительно к реальным условиям эксплуатации. Дизель будет постоянно сталкиваться с затрудненным пуском зимой и повышенным износом деталей летом в таких регионах с большими температурными колебаниями. Для особых случаев практикуется смена масла по сезону.
Зимнее масло для дизельного двигателя имеет наименьшую вязкость. Это необходимо для нормального пуска «на холодную». Летнее дизельное масло более вязкое и создает надежную защиту в виде масляной пленки на трущихся парах в жару. В остальных случаях последняя группа «всесезонных» моторных масел наиболее широко используется благодаря своей универсальности.
Лучшим выбором для дизельного мотора, который постоянно эксплуатируется на солярке сомнительного качества, станет использование дизельного масла с показателем щелочного числа TBN 8-10 сравнительно с универсальным маслом для одновременно использования в бензиновых и дизельных моторах, которое имеет показатель 6-7. В противном случае интервал замены указанного универсального моторного масла для дизельного двигателя потребуется сократить минимум в два раза.
Последней рекомендацией становится учет не только пройденных километров от замены до замены моторного масла в дизеле или бензиновом моторе, но и так называемые «моточасы», которые двигатель проработал на холостых оборотах. Продолжительная работа мотора в режиме холостого хода относится к тяжелым условиям эксплуатации, что вызывает ускоренное старение масла. Если машина много времени простаивает с заведенным двигателем, тогда условно стоит добавлять к каждым 10 тысячам реально пройденных километров от 1 до 3 дополнительных «условных» тысяч. Более точная цифра будет зависеть от конкретных индивидуальных условий эксплуатации автомобиля.
Какое масло заливать в двигатель дизеля? Топ 10 лучших
Моторное масло для дизельных двигателей имеет ряд специфических особенностей, которые отличают его от бензиновых собратьев. Смесеобразование дизеля происходит в ускоренном режиме: топливо сгорает быстрее, а тепловой энергии выделяется больше. Серосодержащее горючее в дизельном двигателе сгорает не полностью, образуя большое количество аморфного углерода (сажи) в выхлопных газах.
Дизельное масло окисляется, теряет защитные свойства и стареет довольно быстро. Это происходит по причине высокого содержания газов в картере, которые не успевают выйти через систему вентиляции. Поэтому заправляемое моторное масло должно обязательно соответствовать определенному типу дизельного ДВС и сохранять свои эксплуатационные качества как можно дольше. От этого напрямую зависит срок службы агрегата.
Какие бывают стандарты моторных масел?
Производители автотранспортных средств и самоходных машин в прилагаемой технической документации указывают рекомендуемые расходные материалы и их эксплуатационно-технические характеристики для каждой модификации двигателя. Существуют также специальные каталоги, где указаны базовые стандарты масел. Классификация:
- SAE. Стандарт указывает класс вязкости. К примеру, маркировка 5W-40 говорит нам, что масло может использоваться при температурных показателях от -25 о С до +40 о С. Чем выше цифра перед буквой «W», тем более вязкое масло и тем выше температура его применения (10W… -20 о С, 15W… -15 о С). От значений параметров вязкости зависит, насколько быстро будет циркулировать масло по системе смазки ДВС, а также сопротивляемость вращению коленвала при стартовом запуске зимой.
- API. Стандарт, определяющий категории масла. Литера «S» указывает, что масло предназначено для бензиновых моторов. Литерой «С» обозначаются масла для дизелей. Пример: API CF-4 – дизельное масло с непрямым впрыском для четырехтактных двигателей. Может использоваться в атмосферных и турбинных моторах.
- ACEA. Стандарт также разделяет масла по категориям: «А» – для бензиновых, «В» – для дизельных ДВС, «Е» – для мощных и тяжелых грузовиков, «С» – универсальные для бензиновых и дизельных моторов. Дополнительно по данному стандарту масла подразделяются на энергосберегающие и обычные. Аббревиатура А1, А5 – энергосберегающие бензиновые, В1, В5 – дизельные масла. Все остальные буквенно-цифровые значения относятся к обычному смазочному материалу.
Масло универсальное
Данная категория масел подходит и для дизелей, и для бензиновых моторов. Определить назначение смазочного материала можно по аббревиатуре стандартов АСЕА и API. Пример:
- SJ/CF – универсальное масло для бензомоторов и дизельных ДВС. Приоритет использования в двигателях на бензине.
- CF/SJ – универсальное масло для дизельных и бензиновых ДВС. Приоритет использования в дизелях.
Универсальная смазка изначально имеет низкий коэффициент содержания щелочи (TBN), что способствует ускоренному повышению кислотности и сокращению эксплуатационного ресурса смазочного материала. Поэтому такое масло требует более частой замены, особенно при использовании низкокачественного дизтоплива.
Масло энергосберегающее
Данный нефтепродукт предназначен экономить топливо и повышать экологические показатели двигателя. Расход горючего снижается за счет уменьшения трения поршневой группы агрегата. Принцип действия основывается на утончении масляной пленки на стенках цилиндра при повышении температуры. В результате снижается нагрузка на двигатель, что способствует экономии топлива. Но при этом усиливается износ подвижных деталей.
Энергосберегающий смазочный материал эффективен только в агрегатах, где предусмотрено его использование. Каналы системы смазки такого мотора более узкие и предназначены для циркуляции масла с низкой вязкостью.
Топ-10 популярных моторных масел для дизельных двигателей
Правильно подобранный смазочный материал во многом определяет срок эксплуатации дизельного ДВС, расход горючего и ходовые качества транспортного средства. Рассмотрим наиболее востребованные моторные масла, получившие всемирную известность благодаря своему исключительному качеству и соответствию заявленным характеристикам.
Total Quartz 9000 Energy
Французский брэнд, предназначенный для мультиклапанных и тарированных дизелей. Хорошо выдерживает сложные условия эксплуатации: скоростную езду, частые переключения передач, интенсивное передвижение в городской среде и продолжительную поездку на большие расстояния. Масло обладает большой теплоемкостью и хорошо защищает мотор от перегрева при высоких нагрузках. Смазочный материал снижает вредоносное воздействие низкосортного топлива, активно растворяя отложения, формирующиеся при неполном сжигании горючего. Обеспечивает легкий запуск в сильные морозы.
Castrol Magnatec Diesel
Германский производитель выпускает данный нефтепродукт по инновационной технологии. Смазочный материал образует на деталях постоянную масляную пленку. Благодаря этому не нужно ждать, пока смазка распространится по всей системе. Поверхности деталей уже будут смазаны прилипшими молекулами масла. В результате трущиеся элементы меньше изнашиваются и экономится расход топлива. Входящие в состав диспергирующие компоненты не дают оседать саже, эффективно растворяя отложения и предотвращая загустевание продукта. Масло полностью сохраняет свои свойства на всем протяжении эксплуатации, рекомендованной производителем между заменами.
Idemitsu Zepro Euro Spec
Японский брэнд на синтетической основе. Предназначен как для штатных, так и форсированных моторов, использующихся на легковых автомобилях и микроавтобусах. В составе имеются уникальные присадки, повышающие эксплуатационные свойства масла. Технические характеристики смазочного материала остаются стабильными при высоких температурах и холодном запуске (до -35° C). Производитель не рекомендует использовать масло свыше срока, указанного в техническом руководстве. Длительная эксплуатация способствует резкой потере антиокислительных качеств расходника.
Лукойл Genesis Claritech
Российская марка всесезонного синтетического масла. Выпускается для грузовых и легковых автомобилей. Состав имеет минимальное содержание фосфора, серы и сульфатных шлаков. Инновационная технология позволяет снизить объем отложений на сажевых фильтрах и продлить их работу. Продукт разработан специально для авто с большим пробегом. Выдерживает сложные условия эксплуатации, полностью сохраняя рабочие характеристики.
Liqui Moly Optimal Diesel
Немецкий бренд, адаптированный к российским реалиям. В составе специальный пакет присадок. Не требуется обязательная установка сажевого фильтра. Масло отлично зарекомендовало себя при использовании в старых дизелях. Выдерживает любые рабочие температуры. Транспортное средство легко заводится даже при -40 о С. По этим показателям германский продукт превосходит многие синтетические смазочные материалы разных производителей.
ELF Evolution Full-Tech MSX
Французское моторное масло с увеличенным периодом эксплуатации (до 40 тыс. км пробега). Специальная технология позволяет снизить концентрацию фосфора и серы в составе нефтепродукта. При этом минимизируется образование нагара и сажи, что способствует снижению расходования смазки. Уникальные присадки эффективно растворяют и смывают отложения. Соответственно, сажевые фильтры служат дольше, а период между заменами увеличивается.
General Motors Dexos2 Longlife
Нефтепродукт бельгийский компании. Отличается отсутствием в составе фосфора и серы, что значительно увеличивает эксплуатационный ресурс рабочих элементов агрегата. Быстрое проникновение смазки в трущиеся узлы двигателя эффективно защищает его при больших нагрузках. Масляная пленка не густеет на морозе. Это способствует успешному старту при отрицательных температурах (до -35 о С). Масло активно защищает детали от нагара, способствует улучшению теплоотвода.
ТНК Revolux D1
Дизельное всесезонное масло производит российская компания «Роснефть». СМ заливается в движки российского и зарубежного грузового автотранспорта, спецтехники. В составе полусинтетики присадки, помогающие моторам хорошо чувствовать себя при работе в тяжелых условиях и применении низкосортной солярки. Антифрикционные компоненты защищают контактирующие друг с другом детали, снижая кинетическое трение и улучшая рабочие параметры двигателя. Зимой масло может использоваться в диапазоне температур — от 0 до -25 о С.
Bardahl XTS
Бельгийский производитель разработал масло для поездок в экстремальных условиях и спортивной езды. Также оно отлично проявило себя в городской среде. Продукт рассчитан на турбированные движки. В составе присадки, снижающие кинетическое трение, нейтрализующие окисление и сажевые отложения.
Mobil Ultra
Качественный нефтепродукт из Финляндии с пакетом инновационных присадок. Полусинтетика предназначена для легкового, грузового, пассажирского и специального транспорта, снабженного дизельным агрегатом. Масло с вязкостью 10W40 подходит для моторов с большим пробегом. Рабочие характеристики масла не меняются до самой замены.
Вывод
Масло для дизельных двигателей следует выбирать максимально соответствующее всем нормам, рекомендованным производителем. Лучше это делать в специализированном официальном сервисе. При самостоятельной замене следует обращать внимание на указанные в эксплуатационном руководстве стандарты (ACEA, API, SAE).
10 лучших моторных масел для дизельных двигателей в 2023 году для автомобиля
Требования к моторным маслам для дизельных двигателей обусловлены конструктивными особенностями и спецификой эксплуатации этих силовых агрегатов.
Дизельный двигатель работает на обедненной топливно-воздушной смеси под давлением, испытывает высокие тепловые нагрузки при ускоренном сгорании горючего. Топливо сгорает в цилиндрах не полностью, и из-за высокого давления продукты сгорания с большим количеством сажи попадают в картер мотора. Нередко встречается дизтопливо низкого качества с повышенным содержанием серы, что приводит к образованию еще большего нагара в двигателе.
Японское синтетическое масло для штатных и форсированных дизельных двигателей легковых автомобилей, внедорожников и микроавтобусов. По отзывам покупателей, без нареканий работает и в моторах с турбонаддувом.
Базовый состав улучшен с помощью запатентованной инновационной технологии Idemitsu Kosan, повышающей эксплуатационные качества масла. Благодаря оригинальным присадкам состав демонстрирует отличные смазывающие качества при высоких температурах, обеспечивает уверенный пуск двигателя и стабильно вязкую смазку на морозе до -35° C.
Диспергирующие (измельчающие) присадки позволяют успешно применять состав в современных легковых автомобилях, внедорожниках и микроавтобусах, с сажевыми фильтрами DPF (Diesel Particular Filter).
При использовании настоятельно не рекомендуется превышать срок замены, так как это масло резко теряет антиокислительные свойства при слишком долгой эксплуатации. В составе присадок отсутствует молибден, что повышает расход.
Плюсы и минусы
TOTAL Quartz 9000 Energy 5W40
Инновационное всесезонное синтетическое моторное масло для сложных условий эксплуатации турбированных, мультиклапанных дизельных двигателей с непосредственным впрыском.
Разработано и изготавливается по технологии TotalEnergies, позволяющей улучшать ходовые качества автомобиля при интенсивной городской езде, частой смене скоростных режимов, длительных перегонов по трассе, высокоскоростной и спортивной езде. Благодаря высокой теплоемкости этого масла двигатель не перегревается при повышенных нагрузках. Масляная пленка сохраняет прочность до 150°C, обеспечивая надежную защиту деталей от износа.
Моющие присадки активно растворяют и удаляют из мотора шлаковые и сажевые отложения. Это позволяет нивелировать вред некачественного дизтоплива с высоким содержанием серы.
Сохраняет высокую текучесть при низких температурах (до -35° C), что гарантирует легкий холодный пуск двигателя.
По отзывам покупателей, после 5-7 тысяч км пробега обычно наблюдается расход масла на угар. Нарекания вызывают и антиокислительные/антикоррозийные свойства состава, у многих аналогов они выше.
Плюсы и минусы
Castrol Magnatec Diesel 5W40 DPF
Синтетическое масло по технологии Intelligent molecules («Умные молекулы») для постоянной надежной защиты двигателя.
При запуске и прогреве двигателя требуется время, чтобы обычное масло распространилось и начало нормально функционировать. На это период, когда мотор остается беззащитным к трению, приходится до 75% износа силового агрегата. «Умные молекулы» Castrol Magnatec 5W40 Diesel DPF прилипают к металлическим поверхностям двигателя и создают постоянную защитную пленку на деталях. И при запуске, и при работе мотора его детали будут надежно смазаны.
Благодаря диспергирующим присадкам состав очищает двигатель от сажи и удерживает ее. Это предотвращает загустевание масла, и по мере эксплуатации его рабочие свойства не снижаются, как у многих аналогов, а сохраняются от замены до замены.
При отличных защитных свойствах пользователями отмечаются посредственные (по сравнению с аналогами) моющие свойства этого масла из-за его среднещелочного состава.
Плюсы и минусы
Liqui Moly Optimal Diesel 10W40
Немецкое полусинтетическое масло для дизельных двигателей без сажевого фильтра со специальным пакетом присадок, адаптированных к российским условиям.
Многие дизели, особенно выпущенные десять и более лет назад, не оборудованы сажевыми фильтрами (Diesel Particular Filter). Некоторые владельцы и современных дизельных машин с целью сэкономить на замене дорогостоящих фильтров их просто снимают. Делать это не рекомендуется, но такая практика имеет место. Эксплуатация двигателей без сажевого фильтра предъявляет особые требования к моторному маслу, и Liqui Moly Optimal Diesel 10W40 им полностью соответствует. Моющие и антикоррозийные присадки специально адаптированы для работы в старых двигателях и использованию солярки с высоким содержанием серы.
Это всесезонное масло, благодаря оптимальной кинетической вязкости, гарантирует непрерывность смазки при любых температурах рабочих поверхностей двигателя и внешней среды. Например, застывание масла произойдет при -39° C. По холодному пуску и работе на морозе этот полусинтетический состав превосходит не только большинство аналогов, но и многие синтетические масла для дизелей.
При общей положительной оценке покупатели отмечают и недостатки состава: появляется и может заметно увеличиваться расход в зависимости от режима эксплуатации, отмечаются и случаи подтеков.
Плюсы и минусы
ЛУКОЙЛ Genesis Claritech 5W30
Отечественное всесезонное синтетическое малозольное масло с с применением передовых технологий присадок ActiClean для легковых и грузовых автомобилей.
Полностью синтетический состав с низким содержанием серы, фосфора и сульфатной золы разработан для применения в послегарантийный период в автомобилях с большим пробегом. Сохраняет рабочие свойства в тяжелых условиях эксплуатации, благодаря чему, по заявлению производителя, возможны увеличенные интервалы замены масла.
Применение специальной технологии «Mid SAPS» уменьшает количество отложений на фильтрах сажевых частиц (DPF). Это помогает снизить эксплуатационные расходы на замену дорогостоящих сажевых фильтров.
По отзывам покупателей, масло обладает хорошими моющими свойствами — быстро чернеет. На практике это сокращает время эксплуатации до очередной замены масла вопреки обещаниям производителя.
Плюсы и минусы
GENERAL MOTORS Dexos2 Longlife 5W30
В оригинальной рецептуре этого синтетического масла отсутствуют сера и фосфор. Это выгодно отличает состав от других моторных масел и обеспечивает значительное увеличение эксплуатационного ресурса всех компонентов дизельного двигателя и экономичный расход топлива.
Благодаря практически мгновенному смазыванию критических узлов обеспечивает защиту двигателя при интенсивной эксплуатации, в том числе в городском режиме движения «старт/стоп». Успешно применяется в холодное время года — не густеет и обеспечивает холодный пуск при температуре до -35° C. Сохраняет стабильную масляную пленку и при нагреве защищает от износа детали мотора.
Предотвращает нагара и отложений, нарушающих теплоотвод. Но, по мнению многих специалистов, в составе недостаточно моющих и антикоррозийных присадок для удаления сажи и предотвращения окисления и ржавчины.
Производится как на европейских, так и российских заводах. По отзывам пользователей, отечественная продукция отличается нестабильным качеством.
Плюсы и минусы
TNK Revolux D1 15W40
Специализированное всесезонное моторное масло для дизельных двигателей грузовых автомобилей экологического класса Euro-ІІ. Успешно применяется в моторах КАМАЗ, МАЗ, грузового транспорта и специальной техники ведущих европейских и американских производителей выпуска после 2000 года.
Полусинтетический состав (синтетика + минеральное масло) дополнен комплектом качественных присадок, адаптированных к реальным условиям эксплуатации грузовиков и спецтехники. Например, присадки успешно справляются с защитой двигателя при использовании низкокачественной солярки с большим содержанием серы. Антифрикционные присадки снижают трение скольжения, что повышает рабочие характеристики двигателя и продлевает его срок службы.
Обеспечивает стабильную вязкость при специфических повышенных нагрузках, характерных для эксплуатации спецтехники и грузового транспорта.
В холодное время года, по заявлению производителя, возможно использование при температуре до -25° C. На практике, по отзывам покупателей, проблемы с холодным пуском и работой двигателя с этим маслом начинаются уже с -10°C, и использовать этот состав зимой не рекомендуется.
Плюсы и минусы
ELF Evolution Full-Tech MSX 5W30
Высокотехнологичное синтетическое масло с увеличенным до 20000-40000 км (в зависимости от двигателя и условий эксплуатации) сроком замены.
Длительное использование масла без потери его рабочих свойств возможно благодаря высокой окислительной способности этого состава.
Технология low SAPs обеспечивает низкое значение сульфатной зольности и малую концентрацию серы и фосфора. Это существенно уменьшает образование сажи и нагара, снижает расход масла на угар и снижает эксплуатационные расходы на замену дорогостоящих сажевых фильтров DPF.
Рекомендуется для двигателей, отвечающих нормам экологического класса EURO V. Для России это автомобили выпущенные с 2016 года.
Оригинальные детергентно-диспергирующие присадки эффективно измельчают и смывают сажевые и лакообразные отложения для поддержания чистоты двигателя.
Следует учитывать, что это моторное масло рассчитано на использование при температуре внешней среды до +25° C, в жару его характеристики существенно снижаются.
Плюсы и минусы
Bardahl XTS 5W40
Масло, разработанное специально для городских условий, спортивного стиля вождения и поездок по сложным маршрутам с перепадами высот. Оригинальная рецептура обеспечивает стабильность силовой установки при малом расходе масла.
Малозольный состав рассчитан на турбированные дизельные моторы, совместим с системами прямого впрыска дизельного топлива (TDI, Common Rail, HDI).
Пакет присадок с кальцием, цинком, фосфором обеспечивает антизадирные, антифрикционные (снижающие трение скольжения) и моющие свойства с нейтрализацией и выводом сажевых отложений и продуктов окисления.
По отзывам покупателей, заявленные производителем температурные условия использования этого масла не вполне соответствуют действительности. Пользователи отмечают, что на жаре состав работает стабильно, но на морозе его характеристики существенно снижаются, и фактически это масло является не всесезонным, а летним.
Плюсы и минусы
MOBIL ULTRA 10W-40
Финская многоцелевая смесь запатентованных масел с пакетом новейших присадок.
Полусинтетическое масло предназначено как для легковых, так и легких грузовых автомобилей и микроавтобусов с дизельным двигателем. Подходит для транспортных средств и спецтехники с повышенной тепловой нагрузкой.
Необходимый для защиты двигателя уровень вязкости сохраняется вне зависимости от температуры узлов двигателя и внешней среды, накопления отмытых вредных веществ и срока службы. Рабочие свойства этого масла сохраняются в полном объеме на весь период от замены до замены.
Современные присадки обеспечивают очистку от шлама, сажевого нагара, окисления, предупреждают засорение и коррозию узлов и деталей мотора.
Особенность этого масла – его вязкость (10W40). Отлично подходит для старых дизельных двигателей с проблемами горения или утечки масла.
По отзывам пользователей, полусинтетический состав сохраняет хорошую текучесть во время работы при низких температурах, но с запуском двигателя возможны проблемы уже при -10° C.
Плюсы и минусы
Как выбрать моторное масло для дизельных двигателей для автомобиля
К выбору моторного масла для дизельного двигателя нужно подходить очень ответственно. Тип и характеристики масла должны точно и в полной мере соответствовать автомобилю и условиям его эксплуатации. Несоблюдение этого правила приведет к преждевременному износу и выходу из строя критически важных узлов силового агрегата. Мы рекомендуем при выборе моторного масла для дизельных машин обращать внимание на следующие параметры.
Соответствие двигателю
В дизельные моторы можно заливать только специальные масла, предназначенные для этой категории двигателей. Узнать, подходит ли масло, можно по маркировке API на упаковке. Масла для дизелей маркируются буквой C. Если в маркировке присутствует и буква S, то такое масло можно использовать и для дизельных, и для бензиновых двигателей. Например, API SL/CF — это универсальное масло, оно подходит для дизельного транспорта и спецтехники. Для индивидуального точного подбора марки моторного масла необходимо опираться на рекомендации производителя автомобиля и спецификации и допуски, которые указаны на упаковке масла.
Рабочие свойства масла
Лучшие моторные масла для дизельного двигателя должны защищать его износа и улучшать ходовые качества автомобиля. Обращайте внимание на смазывающие качества масла, стабильность вязкости при экстремально высоких и низких температурах. Важны антифрикционные (снижающие трение скольжения) качества для уменьшения износа и моющие качества для удаления сажи. Хорошо, если масло будет долго сохранять свои рабочие свойства без снижения по мере эксплуатации — на это тоже стоит обратить внимание.
Проверка подлинности
Популярные моторные масла часто подделывают. Мы рекомендуем проверять подлинность по специальным кодам на упаковке, желательно до оплаты товара. Если же вы приобрели и даже залили контрафактное масло, его необходимо немедленно заменить на оригинальное. Использование контрафактного моторного масла может нанести непоправимый вред двигателю.
Отзыв эксперта о моторных маслах для дизельных двигателей для автомобиля
Своим мнением о моторных маслах для дизельных автомобилей поделилась Ольга Романова, эксперт по применению смазочных материалов в колесной технике, мониторингу состояния масел и сервисным решениям в области смазочных материалов.
Ольга Романова Эксперт по применению смазочных материалов в колесной технике
При тестировании моторных масел для дизельных двигателей выявляется и оценивается способность состава удерживать частицы сажи в объеме масла, не позволяя им вызывать абразивный износ, а также слипаться и образовывать отложения на поверхностях деталей двигателя. Те, кто наблюдал процесс замены масла, знают, насколько темного цвета отработанное масло. И это значит, что частицы сажи, загрязнения и продукты окисления в объеме масла, а не на поверхностях деталей двигателя. В бензиновых двигателях частиц сажи нет, но диспергирующие свойства масел все же нужны. Продукты окисления тоже необходимо удерживать в объеме масла. Поэтому, честно говоря, масла для легковых автомобилей универсальные и были такими последние лет двадцать. Но и лабораторные исследования, и анализ практики применения моторных масел различной рецептуры однозначно показывают, что для дизельных двигателей можно применять только такие универсальные масла, которые имеют маркировку C. Только такое масло справится с повышенными нагрузками и загрязнениями, которым подвержены моторы дизельных автомобилей.
Популярные вопросы и ответы
На вопросы читателей отвечает эксперт по применению смазочных материалов в колесной технике, мониторингу состояния масел и сервисным решениям в области смазочных материалов Ольга Романова
Можно ли лить универсальное масло в дизельный двигатель?
— Можно. Если немного погрузиться в масляную азбуку, а именно в международные спецификации масел и допуски автопроизводителей, будет очевидно, что 95% всех масел для легковых автомобилей универсальные и могут использоваться как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Пример: моторное масло 5W-40 с профилем спецификаций API SP, ACEA A3/B4, VW 502 00/505 00, MB 229.5, RN 0700/0710. Категория «А» в классификации Европейской ассоциации производителей автомобилей (АСЕА) относится к бензиновым двигателям, «В» — к дизельным. У VW 502 00 – масла для бензиновых двигателей, 505 00 для дизельных. Такое масло отлично подойдет для бензиновых и дизельных двигателей, в том числе с турбонаддувом.
Еще один пример: масло 5W-30 API SN, ACEA C3, MB 229.51, VW 504 00/507 00. Чаще всего такое масло будут искать владельцы современных дизельных двигателей Евро-5 с сажевыми фильтрами, но для бензиновых двигателей такое масло отлично подойдет. Так что специальное масло для турбодизеля можно не искать. Это маркетинговый ход. Подойдет любое масло для дизельного двигателя, имеющее соответствующие спецификацию и допуск. Ищем спецификацию или допуск, указанный в руководстве по эксплуатации и проверяем, есть ли такой же допуск на канистре с маслом.
Какие особенности у масла для дизельных двигателей?
— Особенность и отличие процесса сгорания топлива в дизельных двигателях по сравнению с бензиновыми — образование сажи. Чтобы удостовериться, что масло подходит для дизельных двигателей, международные организации и автопроизводители проверяют диспергирующие свойства масла, включая в программы моторных тестов испытания в дизельных двигателях.
Особенность масел для наиболее экологичных дизельных двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами DPF — пониженное содержание серы, фосфора, сульфатной золы (Low или Mid-SAPS). Причем для дизелей с сажевыми фильтрами низкая зольность — ключевое требование. Значение сульфатной зольности учить наизусть не нужно. Ищем свой допуск или подходящую категорию по международной классификации АСЕА – «С», например, С2 или С3.
Обязательно ли использовать сезонные масла?
Какое масло выбрать – синтетическое, полусинтетическое или минеральное?
Современные дизельные двигатели — очень сложные и требовательные агрегаты. Нагрузка на моторное масло колоссальная. Особенно в двигателях с уменьшенным рабочим объемом, турбированных, где объем заливки масла относительно небольшой, а само масло маловязкое. Масло для дизельного двигателя должно эффективно смазывать, охлаждать, защищать от износа, при этом выдерживать интервал замены 10 000-15 000 км в городских условиях с пробками, перепробегом по моточасам и короткими поездками, обладать очень высокой стойкостью к термическому разложению и окислению, иметь низкую испаряемость, обеспечивать прокачиваемость при низких температурах.
Поэтому для современных дизельных автомобилей — только синтетика. Полусинтетика и минералка могут просто не пройти по допускам. Если все же хочется сэкономить и выбрать более дешевое полусинтетическое или минеральное масло, интервал замены необходимо будет сокращать. Минеральные масла могут хорошо себя проявлять в старых дизельных двигателях с высокой степенью износа, но нужно учитывать, что составы на минеральной основе не обеспечивают стабильные показатели текучести и вязкости при низких температурах. Зимой для любого дизельного транспорта я рекомендую синтетику или полусинтетику с современными присадками.
Моторное масло для дизеля: в чем особенность и как выбрать
17 августа 2018 Категория: Полезная информация.
Все автовладельцы знают, что масло в двигателе смазывает трущиеся детали. Но не все знают, какие еще задачи выполняет масло и почему так важно правильно выбирать, и вовремя менять его.
Рассмотрим, чем отличается дизельное моторное масло, и какое лучше выбрать — зимнее или летнее, синтетику или «минералку».
Из чего состоит и какие функции выполняет моторное масло
В современных дизельных двигателях моторное масло стало гидравлической жидкостью для всех узлов и механизмов мотора. Оно защищает детали от сухого трения за счет образования масляной пленки, защищает детали от ржавчины и минимизирует ущерб от химикатов, которые выделяются в процессе работы ДВС.
А также обеспечивает защиту от перегрева, остужая детали двигателя, и чистит его изнутри, собирая и удаляя продукты механического износа (металлическую стружку), нагар и сажу, продукты сгорания топлива в цилиндрах.
Моторное масло состоит из базовой основы: минеральное (изготовлено из чистой нефти) или синтетической (сложный процесс преобразования нефти) и комплекта химических присадок. Именно присадки отвечают за стабильность маляной пленки, вязкость и способность масла к очистке деталей.
Чем отличается моторное масло для дизельного и бензинового двигателя?
Основное отличие связано с конструктивными особенностями ДВС:
- дизельный двигатель более теплонагружен, КПД его работы выше, детали испытывают повышенную механическую и температурную нагрузку.
- «тяжелое» дизельное топливо вызывает обильное образование сажи.
- высокая степень сжатия топлива в дизеле приводит к тому, что в картере двигателя скапливается много газов, которые заставляют масло активно окисляться.
Так что масло должно быть стойким к окислению, эффективно вымывать сажу и удерживать ее и хорошо охлаждать ДВС.
Основа моторного масла и для инжектора, и для дизеля одинакова: синтетика или органика. Различаются масла присадками. Так, масло для дизелей содержит особые моющие и связывающие присадки. В результате дизельное масло имеет большое щелочное число и повышенную стойкость к окислению.
Опять же, из-за скопления отложений сажи и окислов серы, моторное масло на дизелях меняется чаще, чем на инжекторах.
Кроме того, в последнее время появились универсальные моторные масла. Они таким образом сбалансированы по присадкам, что заливать их можно и в бензиновые, и в дизельные моторы. Но использовать их можно только если двигатель работает на очень качественной солярке. Не уверены в качестве ДТ? Выбирайте масло для дизельных ДВС.
«Зимнее» и «летнее» моторное масло в дизель — есть ли разница?
Условная сезонность масла имеет значение для тех моторов, что работают при серьезных температурных перепадах, когда летом достаточно жарко, а зимой — мороз.
- «Зимнее» масло менее вязкое, что позволяет ему сохранять текучесть даже при серьезном «минусе» на улице и облегчает холодный пуск ДВС.
- «Летнее» дизельное масло наоборот, отличается густотой: вязкость его повышена, чтобы лучше защищать трущиеся детали, образовывать плотную пленку.
Сейчас в основном используются «всесезонные» моторные масла.
Для дизельного мотора актуальны масла с маркировками 5W (до -25 °С), 10W (до -20 °С), 15W (до -15 °C). Чем больше указанное число, тем более вязким будет масло.
Какое масло лучше выбрать — синтетику, полусинтетику, минералку?
Лучше всего подбирать масло для дизеля исходя из рекомендаций производителя мотора, а покупать — у официального дилера или в официальных точках продажи. Также рекомендуется использовать масло одного бренда, чтобы при следующей замене старое масло не смешивалось с новым и не надо было промывать двигатель.
Наиболее часто покупают универсальные синтетические и полусинтетические масла с индексами 5W40 и 10W40.
Преимущества синтетики — стабильные характеристики работы дизеля, в том числе, беспроблемный холодный пуск, а также хороший срок службы самого масла.
Но в условиях отечественного топлива, масло в дизеле все равно нужно менять каждые 7-8 тыс. км, а этот срок без проблем отслужит и полусинтетика, и масло на минеральной основе — а стоят они дешевле синтетики. Единственный аргумент в таком случае «за» синтетику — она эффективнее сохраняет детали двигателя от износа, чем «минералка». Но регламент замены не зависит от типа масла!
Поэтому если вы планируете экономить на обслуживании мотора, можете выбирать минеральное масло — но оно должно соответствовать допускам и рекомендациям производителя мотора, подходить по классу качества и вязкости.
Важно менять фильтр каждую замену масла и не экономить на его качестве.
А вот выбрать более дорогую синтетику, чтобы удлинить регламент замены масла за счет «хорошего качества масла», плохая стратегия. Специалисты рекомендуют поступать ровно наоборот, сокращая рекомендуемый производителем интервал обслуживания мотора с 15 до 7 тыс. км, чтобы ДВС не попросился на капремонт раньше времени.
- О том, как устроена смазочная система дизеля, мы писали здесь
- Масляное голодание дизельного ДВС и его последствия — читать здесь.
Плунжерные пары для дизельного двигателя вы найдете в нашем каталоге