Таблица применяемости масел Honda.
Таблица применения масел производителя Honda Motor Co., Inc. Torrance, CA 90501, U.S.A. (американское подразделение). Обратите внимание, в большинстве позиций приписано масло Honda 5w20, а масло 0w20 идет как "допустимое" (acceptable).
Для остальных марок (не встречающихся на рынке США) можно сделать общий следующий вывод. Как видите, на все модели, кроме S2000 и гибридного Insight переломным был 2001 год. В этому году на рынок поступили новые двигатели серии K, которые потребовали более жидкого масла, чем 5W-30. Общая рекомендация эксплуатировать автомобили на низковязкостном масле 0W-20 сохраняется для всех автомобилей, чье обновление произошло после 2001 года. В этоу таблицу не попали такие модели как, например, Honda H-RV, которая выпускалась и после 2001 года, но по конструкции двигателя относятся еще к предыдущему поколению.
Таблица применения масел Honda для России
Рекомендации выбора моторного масла для России и Украины от Honda Russia.
Наибольшую ценность в этом документе, представляет рекомендация Honda Russia для автомобилей после 2001 года выпуска, то есть для серий K, L и R. Во всех трех случаях рекомендованное масло 0w-20.
Интервалы замены масла и спецжидкостей Honda
Интервалы замены моторного масла
Моторное масло 0w20, интервал замены каждые — 15 000 км. (12 месяцев)
При эксплуатации в тяжелых условиях каждые — 7 500 км. (6 месяцев)
Турбированный двигатель, интервал замены каждые — 5000 км. (6 месяцев)
Honda Ultimate Full Synthenic 0W-20 — синтетическое моторное масло.
Honda Synthenic blend 0W-20 — синтетическое моторное масло.
Моторные масла 5w20, 5w30, 10w30, 5w40, интервал замены каждые — 10 000 км (12 месяцев)
При эксплуатации в тяжелых условиях каждые — 5 000 км. (6 месяцев)
Honda Synthenic blend 5W-20, Honda Synthenic blend 5W-30 — полусинтетические моторные масла.
Интевалы замены трансмиссионных спецжидкостей
Автоматическая трансмиссия АКПП
Первое использование (новый автомобиль) — 80 000 км.
Второе и последующие использования — 60 000 км.
При эксплуатации в тяжелых условиях каждые — 60 000 км.
Honda Genuine ATF DW 1 — оригинальная жидкость для АКПП
Интервал замены — 40 000 км.
Honda Genuine CVT — оригинальная трансмиссионная жидкость для вариатора
Механическая трансмиссия МКПП
Интервал замены — 80 000 км.
Honda Genuine Manual Transmission Fluid — жидкость для МКПП.
Интервалы замены других спецжидкостей
Тормозная жидкость (DOT 4)
Первое использование (новый автомобиль) — через 3 года.
Второе и последующие использования — 2 года.
Жидкость гидроусилителя руля ГУР
Индивидуально, для каждого автомобиля после осмотра.
Honda Genuine PSF-S — оригинальная жидкость для рулевого привода с гидроусилителем.
Жидкость в заднем редукторе
В зависимости от автомобиля. Смотрите сервисный мануал.
Honda Genuine DPF-II — жидкость для редуктора заднего моста.
Каждые 60 000 км. если эксплуатация ведется в тяжелых условиях. Honda Genuine HGO-III
Тяжелые условия эксплуатации
• Плохие дороги, которые подразделяются на:
а — неровные дороги
б — дороги с гравийным покрытием
в — дороги, на которых наблюдается воздействие на водителя (в кресле водителя качает, толкает, подбрасывает)
г — дороги с колеей
д — пыльные дороги
• Большой пробег (20 000 км в год или больше)
• Дорога, на которой постоянно требуется использование тормоза (холмы, или горы)
• Частые короткие поездки (менее 8 км)
• Эксплуатация автомобиля при низких температурах в течение длительного периода
• Поездки с низкой скоростью или постоянным простоем (менее 30 км/ч, пробки)
Что означает 0W-20 ?
Например, код масла 0W-20 обозначает классификацию вязкости масла, указывая на работоспособность масла при различных температурах. Первая цифра (в данном случае 0) – это минимальная температура вязкости масла при которой возможен холодный пуск двигателя. Вторая цифра (20) – это высокотемпературная вязкость, отражает нормальную рабочую температуру масла. Чем ниже вязкость, тем более текучее масло. Низкая вязкость масла требует меньше энергии для пуска двигателя, а это означает более экономичный расход топлива и более низкий уровень выбросов.
Преимущества 0W-20
Экономия топлива — вязкость определяется как «сопротивление жидкости деталям двигателя». Низкая вязкость, меньшее сопротивление, лучший теплоотвод, больше крутящего момента на колеса, соответственно лучше экономия топлива этого транспортного средства. Toyota утверждает что эфективность от использования 0W-20 находится между между 0.4 и 0.6 MPG. (Топливная экономичность американских автомобилей (MPG) рассчитывается в милях на американский галлон (miles/gallon).) Honda утверждает что использование низковязкого масла 0W20 дает 1.5% экономии топлива по сравнению с 5W-30.
Меньший износ — конструкции, материалы и технологические процессы производства двигателей, были изменены!
• Двигатели в настоящее время разрабатываются с большей поверхностью подшипников, который снижает нагрузку PSI.
• Несущая поверхность гладкая (как зеркало), и менее пористая, чем в более старых двигателях.
• Зазоры деталей были уменьшены — к пункту, где более высоковязкие масла просто не будут поступать во все необходимые участки. К примеру Honda Civiс Hybrid и Honda Isight имеют зазоры подшипников 0,0095 дюйма.
• При запуске двигателя на 0W20, масло быстрее поступает ко всем участкам двигателя и сокращает его износ. К пункту, где при иследовании Ford motor пришли к выводу, что 75% от износа происходит при запуске двигателя.
• В гибридных двигателях, где на ходу происходит постоянное переключение между тяговой аккумуляторной батареей и двигателем, который постоянно то запускается, то останавливается. А так же важен процесс, где на высокой скорости остановленый двигатель запускается — применение низковязкого масла просто необходимо.
Охлаждение двигателя — низковязкое масло быстрее циркулирует и лучше отводит тепло от поверхности деталей двигателя, нежели это делает высоковязкое масло.
На официальном собрании SAE в Апреле 2009, Джеф Джеттер из Honda R&D America выступил с докладом «Требования к моторным маслам в автомобилях Honda и Acura», который подтвердил что 0W-20 предпочитаемая вязкость масла для их двигателей и озвучил некоторые пункты своего обращения:
• Большинство двигателей Honda и Acura разработанные в последние несколько лет, были разработаны для применения вязкости 0W20.
• Маслами первой заливки на заводах Honda и Acura являются масла вязкости 0W20. Исключением являются турбированые двигатели которые требуют спецификацию Honda HTO-06. (сертификация в США)
• 0W-20 были рекомендованы для большинства автомобилей в Японии и Европе начиная с 2001 года. Рынок США получает те же модели автомобилей, что в Японии и Европе.
• 0W-20 не были рекомендованы Хондой в США потому что вязкости 0W-20 небыли представлены и доступны в хорошем ассортименте.
• 0W-20 будут рекомендованы Хондой ретроактивно на все автомобили начиная с 2001 года. Детали этих ретроактивных рекомендаций будут обьявлены позже, в этом году.
• С 2011 году по оценкам Honda по дорогам США будет ездить 10 млн. автомобилей Honda и Acura в которых необходимо использование 0W-20. Эта цифра не включает Toyota или других OEM-производителей.
Оба производителя, Тойота и Хонда рекомендуют 0W20 с сертификацией ILSAC GF-5.
Какое масло заливать в двигатель Honda Jazz?
При выборе масла для Honda Jazz нужно уточнить допуски смазывающего материала для двигателя. Хонда Джаз (она же Хонда Фит), которая выпускалась для европейского рынка с 2001 г. В Европу машину поставляли с двигателем L12A на 1.2 л и L13A. Правда последний пришлось подогнать по европейскую классификацию, чтобы его объем был не 1.3, как в Японии, а 1.4 л. Также выпускалась гибридная модель Джаза с моторами LDA и LEB.
Речь идет о европейских (ACEA) и американских (API) стандартах качества масла, ниже которых приобретать смазывающие составы не рекомендуется. Таких стандартов несколько и зависят они от года выпуска авто:
- 2001-2007 г (1- поколение, CD) – по API масло должно соответствовать SJ/SL/SM;
- 2007-2013 г (2-е поколение, GE) – API SL/SM;
- 2013-2019 г (3-е поколение, GK) – по API SN (моторные масла высшего качества).
Также необходимо определиться с вязкостью масла. Производитель рекомендует для всех авто, которые были выпущены после 00-х, использовать смазывающие материалы с индексом 0W-20. Но также к допустимым вариантам относятся масла 5W-30 и 5W-40.
Оригинальное масло для Хонда Джаз
Лучшие оригинальные масла для Honda Jazz – это составы Ultra LEO-SN 0W-20 и HFS-E 5W-30.
Оригинальное масло
4 литра Артикул: 08217-99974
Стоимость: 3400 руб.
5 литров Артикул: 08232-P99-D3HMR
Стоимость: 4600 руб.
Аналоги масла для Хонда Джаз
Искать оригинальные японские масла не обязательно, так как есть много крупных компаний, которые десятилетиями производят отличные смазывающие составы высочайшего качества.
Одобренные аналоги по допуску
4 литра Артикул: 1538770
Стоимость: 2400 руб.
4 литра Артикул: 15669A
Стоимость: 3200 руб.
Motul 6100 Save-Lite 0W-20
1 литр Артикул: 108009
Стоимость: 730 руб.
Энергосберегающий состав, оптимальный для японских авто
4,8 литра Артикул: 112977
Стоимость: 6600 руб.
Какое масло заливать в Хонда Джаз 1.3
Для моторов L13A нужно выбирать масло, соответствующее допускам для 1-го поколения авто. То есть можно ограничиться составом стандарта SJ/SL/SM. В более новых модели L13A мощностью 100 л.с., нужно заливать составы с допуском не ниже SL/SM. Тоже касается и гибридов с моторами LDA.
Какое масло заливать в Хонда Джаз 1.5
Для двигателей L15A 1-го поколения подойдут составы SJ/SL/SM. Но для более новых моделей лучше выбирать более современные масла, в которых больше присадок, отвечающих за увеличение износостойкости движка.
Idemitsu Zepro Eco Medalist 0W-20
4 литра Артикул: 3583-004
Стоимость: 2700 руб.
Сколько масла в двигателе Хонда Джаз
Объем масла в Хонда Джаз легко определить по силовому агрегату:
- L13A (1.3 л) / L15A (1.5 л) / L13B (1.3 л) / LDA (1.3 л) – 3,6 л;
- LEB (1.5 л) / L15B (1.5 л) – 3,7 л.
Расход
Этот параметр зависит от огромного количества факторов, таких как стиль вождения, качество топлива и самого масла, качество дорожного покрытия, запыленность дороги и многое другое. Если машина не эксплуатировалась в жестких условиях, то уходить может 300-500 мл на 1000 км. Бывают случаи, когда жор составляет порядка 1 л на 1 тыс. км. Но если этот показатель дойдет до 3-х литров, то лучше провести диагностику силового агрегата.
Проверка уровня масла
Выполняется очень просто. Прогреваем авто, ждем, пока мотор остынет. После этого открываем капот и вытаскиваем щуп. Протираем его, снова опускаем в масло, вытаскиваем и смотрим, на какой отметке уровень жидкости.
Как часто менять
Производитель утверждает, что замена выполняется раз в год или на каждые 10-15 тыс. км. По факту все зависит от масла и все тех же условий эксплуатации. Например, некоторые составы Castrol нужно менять каждые 5000 км. Проще всего оценить внешний вид жидкости. Если масло загустевает и стало темным, то меняем. Как правило, российские хондоводы производят замену через 7,5-10 тыс. км.
С какой периодичностью менять масло в АКПП Honda Jazz , чтобы не попасть на капитальный ремонт?
Замена масла в двигателе Хонда Джаз
Замена масла в Honda Jazz осуществляется после того, как авто установлено на смотровой яме. Нужно прогреть мотор, подождать и слить старое масло в канистру. После этого рекомендуется промыть силовой агрегат и не забыть поменять масляный фильтр. Останется только залить свежее масло.
Каким маслом заправляете свой Jazz? Honda Jazz
Кто через сколько меняет масло в Jazz-е и каким заливаете? Я покупаю Honda Ultra Leo 0W-20 , хотелось бы узнать каким еще можно заливать.
Через 10 — 15 тысяч км меняю.
строго через 10 тысяч, а вот какое даже не знаю, не сама этим занимаюсь 🙂
hondazz:
Кто через сколько меняет масло в Jazz-е и каким заливаете? Я покупаю Honda Ultra Leo 0W-20 , хотелось бы узнать каким еще можно заливать.
Это масло очень жидкое , после такого масла менять авто надо будет!
ну как и нужно через 10000 км, но вот какое не знаю, думаю здесь еще напишут и я стану просвещенной 🙂
Я Кастролом заправляю, отличное масло ходит нормально ухудшений не замечал ни каких.
0W-20 — это масло, которое идет на машине с завода.
В принципе, страшного ничего нет, если не эксплуатировать авто в жарких районах.
Прекрасно подходит любое синтетическое масло вязкостью 5W-30
to Messir:
А какое масло лучше в зиму заливать, как вы считаете?
Messir:
0W-20 — это масло, которое идет на машине с завода.
В принципе, страшного ничего нет, если не эксплуатировать авто в жарких районах.
Прекрасно подходит любое синтетическое масло вязкостью 5W-30
Есть еще полусинтетика, она подойдет?
Доставучий этот мериканский Джаз то бишь FIT — очень часто он любит чтоб ему масло меняли
вроде недавно нам лили TITAN Super Syn 5W30 и уже опять "здоровье" заканчивается:
to KiaFan: масло это средненькое но если менять часто то сойдет
на этот разбыло залито хондовское Synthetic Blend 5W-30 (08798-9034), рекомендуемое для бензиновых двигателей автомобилей Honda и Acura, выпускающихся для американского, европейского и японского рынка. Ушло 4 американских литра (4*0,946)
Масло. Какое залито на заводе? Какое лить на ТО?
To Троffим: Спасибо
Интересно, а какое масло лучше?
makar
Опытный
- 13 Апр 2008
- #3
Re: Где обслуживаться?
Behappy
Авторитет
- 13 Апр 2008
- #4
Re: Где обслуживаться?
На сайте Хонды рекламируют оригинальное масло 0W-20, никто не пробовал?
makar
Опытный
- 14 Апр 2008
- #5
Re: Где обслуживаться?
Ирина
Авторитет
- 23 Май 2008
- #6
Водитель самолета
Опытный
- 23 Май 2008
- #7
Re: Нулевое ТО
Имхо 0w20 жидковато для нашего климата. У нас летом в тени +35 норма, зимой не холоднее -15. Во все свои машины заливаю 5w40, допускаю 5w50. Буду спрашивать в своем сервисе-что они заливают.
Behappy
Авторитет
- 24 Май 2008
- #8
Re: Нулевое ТО
По поводу масла недавно расспрашивал с пристрастием мастера Автотемпа. 😈 Сознался, что с завода залито 0W-20. Учитывая, такую же информацию от "Максимум Лахта" думаю, что тему заводского масла можно считать закрытой. В дальнейшем рекомендовал заливать такое же, если не "отжигать".
З.Ы. Ультра Голд 5W-40 (опечатка).
Водитель самолета
Опытный
- 24 Май 2008
- #9
Re: Нулевое ТО
Значит будем заливать 5w40 и зажигать:-D
Водитель самолета
Опытный
- 14 Июн 2008
- #10
Re: Нулевое ТО
По информации ХМР залито: Минеральное моторное масло HONDA ULTRA LEO SM 0W20.
Применение — Заливается в большинство новых автомобилей "HONDA".
Думаю после пары тык пробега перейти на это масло:HONDA ULTRA GOLD SM 5W40, 100 % синтетическое моторное масло.
100 % синтетическое масло высшего класса для бензиновых двигателей.
Для справки: цены на масло в Ставрополе за 4 л
HONDA ULTRA LEO SM 0W20 — 1100 рэ
HONDA ULTRA GOLD SM 5W40 — 1800 рэ
Имхо кататься 15 тык на минералке, пусть даже и производства HONDA не очень хорошо, при том, что есть более "достойные" масла
Троffим
Старейшина
- 15 Июн 2008
- #11
Re: Нулевое ТО
По информации ХМР залито: Минеральное моторное масло HONDA ULTRA LEO SM 0W20.
Применение — Заливается в большинство новых автомобилей "HONDA".
Думаю после пары тык пробега перейти на это масло:HONDA ULTRA GOLD SM 5W40, 100 % синтетическое моторное масло.
100 % синтетическое масло высшего класса для бензиновых двигателей.
Для справки: цены на масло в Ставрополе за 4 л
HONDA ULTRA LEO SM 0W20 — 1100 рэ
HONDA ULTRA GOLD SM 5W40 — 1800 рэ
Имхо кататься 15 тык на минералке, пусть даже и производства HONDA не очень хорошо, при том, что есть более "достойные" масла
Старейшина
- 15 Июн 2008
- #12
На заводе льют Honda HFE-20 0W20 — масло на синтетической основе!
Водитель самолета
Опытный
- 16 Июн 2008
- #13
Behappy
Авторитет
- 17 Июн 2008
- #14
Честно говоря, сомневаюсь, чтобы Хонда делала два вида масла с одинаковым индексом. Точнее для Хонда это масло производят другие концерны. Насколько знаю, хондовское масло 0W-20 ближе всего к полусинтетическим, поскольку производится на основе гидрокрекинга, т.е. из природнй нефти. Вот накопал статью:
Основные тенденции, которые характерны для Японии при использовании масла по SAE – это маловязкие масла для четырехтактных бензиновых двигателей, такие как
5W20, 0W20. И дело здесь не в «суровом» Японском климате до – 15 С зимой, а немного в другом, а именно:
1. В конструктивных особенностях новых двигателей и системы смазки в этих двигателях, например, для всех цепных двигателей ТOYOTA после 2000 года выпуска 1JZ-FE, 1ZZ-FE, рекомендовано масло вязкости 5W-20. А в такие двигатели, как 1NZ-FE, 2NZ-FE – 0W-20.
2. В экологичности: маловязкие масла позволяют экономить до 10% топлива, а значит и количество вредных выхлопов в атмосферу также снижается.
Также в Японии существует принятая во многих странах классификация API , которая связывает эксплуатационные свойства масел с условиями работы двигателя. Условия применения масел обозначаются двумя буквами:
•первая определяет тип двигателя (S — бензиновый, С — дизель)
•вторая — уровень эксплуатационных свойств моторного масла (А,В….М)
Причем условия применения масла ужесточаются соответственно возрастанию порядкового номера буквы в алфавите.
И еще:
Почему японские масла, преимущественно, минеральные?
Причин несколько:
1. Японцы – экономный народ и не видят смысла массового перехода на синтетические масла, если можно выпускать хорошие минеральные на качественной базе с полным пакетом присадок, придающих маслу определенные заданные свойства.
Хорошее минеральное масло обладает стабильными свойствами, в частности стабильной растворимостью присадок, эффективностью их действия, а также меньше изнашивает прокладки и сальники. В нормальных эксплуатационных условиях смазочные свойства минеральных масел вполне достаточны при условии выбора подходящей вязкости. Само по себе применение синтетического базового масла не всегда гарантирует высокие свойства, для обеспечения хорошего качества требуется очень внимательный подбор компонентов и оптимизация их смеси.
2. Все минеральные масла, выпускаемые в Японии, являются гидрокрекинговыми и проходят процедуру глубокой депарфинизации, что задает маслу высокий уровень качества.
3. Японцы привыкли быть честными до конца и называются все масла, имеющие 100% нефтяное происхождение – минеральными, даже если оно гидрокрегинговое. Чего не скажешь о производителях других стран, которые выдают гидрокрекинговые продукты за полусинтетические масла, а иногда даже за синтетические. Особенно этим грешат американские производители, которые имеют более «мягкие» требования к идентификации масел. Если в японском масле будет добавлена хоть часть синтетики, будет обязательно дополнительная информация на банке – semi-syntetic, part-syntetic (полусинтетика), full-syntetic (полная синтетика).
4. Одна из важных причин – экологичность минеральных масел. Они являются натуральным продуктов нефтеперегонки, и поэтому легче утилизируются и перерабатываются. В синтетических маслах содержатся ПАВ в больших количествах, которые по своей природе являются продуктом химического синтеза и поэтому представляют опасность для окружающей среды. Основной негативный эффект ПАВ — понижение поверхностного натяжения поверхностей при попадании на них, и как следствие высвобождение вредных веществ. Например, адсорбировавшись на поверхности частичек земли скорость деградации ПАВ снижается в разы. Т.к. большинство ПАВ, используемых в промышленности и домашнем хозяйстве, имеют положительную адсорбцию на частичках земли, песка, глины, они могут высвобождать ионы тяжелых металлов, удерживаемые этими частичками, и тем самым повышать риск попадания этих веществ в организм человека.
Источник: http://akira-oil.com/
Евгений Петрович
Опытный
- 17 Июн 2008
- #15
Behappy
Авторитет
- 18 Июн 2008
- #16
makar
Опытный
- 26 Июн 2008
- #17
Behappy
Авторитет
- 18 Июл 2008
- #18
Re: Моторное масло
Нашел такую статью в журнале "За рулем":
Какое масло лучше залить – не в смысле бренда, а для пользы мотору: скажем, 0W-30 или 10W-40? Или стоит взять 15W-50? В общем,что выбрать — и почему? Жанр «аналитической экспертизы» представляют Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.
«Масляную» тему подсказал случай с доводкой на стенде тюнингового мотора. Собрали его из хороших деталей, с индивидуальной подгонкой по зазорам, обкатали (масло — «сороковка»), сняли характеристики, все — о'кей. А к приезду клиента залили «пятидесятку», на которой в дальнейшем планировалось гонять моторчик. Ожидали, естественно, прибавки момента и признательности заказчика…
Мотор на «спортивном» масле вдруг «затупел» – двигатель под него не проектировали.Однако все пошло не так, как было до сих пор: мотор даже «на глазок» стал «тупым»! Измерения на стенде подтвердили потерю 12% мощности на высоких оборотах (рис.1). Но ведь «пятидесятка», судя по аннотации,специально предназначена для тюнинговых и спортивных моторов. В чем же дело?
Рис. 1.
Вот они, «оптимумы» механических потерь. Чем выше обороты, тем заметнее они сдвигаются в область более вязких масел.
ТОЛСТЫЙ СЛОЙ ШОКОЛАДА
Так пожиже или погуще? Масленщики немногословны: мол, чем больше вязкость масла, тем толще масляные пленки, образующиеся в парах трения двигателя — в подшипниках коленчатого вала, под поршневыми кольцами… А чем толще — тем лучше: ведь они защищают от износа. Двигателисты соглашаются, но напоминают: и мощность мотора, и расход масла на угар, и даже на температуры его деталей — а значит, и общая надежность двигателя, тоже зависят от вязкости масла. Поэтому применительно к вязкости «больше» не значит «лучше»: надо искать некий оптимум для каждого конкретного мотора. Вот этим и займемся. С износом все просто: чем больше вязкость масла, тем меньше изнашивается мотор.
САЕ — РАЗ, САЕ — ДВА! ОПТИМУМ?
Сначала замерим мощность двигателя и расход топлива на различных маслах: выявим зависимость поведения мотора от вязкости масла. Потом оценим влияние свойств масла на скорость износа. Перед испытанием каждого сорта мотор (в данном эксперименте — ВАЗ-21083) разбираем, взвешиваем поршневые кольца и вкладыши подшипников. Вновь собираем и заливаем испытуемое масло, обкатываем в течение часа. Затем испытываем в течение 20 моточасов на режимах ускоренного износного цикла. Дополнительно имитируем пусковые режимы. По окончании — повторная разборка, снова взвешиваем вкладыши и кольца. Вычитаем, делим на время — получаем скорость износа на цикле ускоренных испытаний.
«Оптимальность» масла меняется в зависимости от сезона. Зимой масло в поддоне холоднее, значит, его температура и в узлах трения ниже. Поэтому отходим от «сороковки» и приближаемся к «тридцатке».Для трех масел — SAE 5W-40, 10W-40 и 15W-40, полученные результаты легли в пределы погрешности измерений. Стало быть, при прогретом моторе первая цифра в обозначении масла не влияет ни на мощность, ни на расход! Что до ресурса, то очевидно: чем быстрее масло начинает прокачиваться через систему смазывания, тем ниже интенсивность «пускового» износа. Для нас важно: чем меньше первая цифра, тем меньше мотор изнашивается при холодном пуске. Кстати, это будет заметно и по поведению автомобиля — на таком масле он быстрее начинает принимать нагрузку по мере прогрева.
Со второй цифрой все гораздо сложнее. На графиках зависимости крутящего момента двигателя от вязкости масла (рис.2) сразу прорисовались те самые оптимумы, о которых говорилось выше. Подтвердилось и то, что по мере увеличения скорости оптимум смещается в зону более высокой вязкости. Так, если мотор преимущественно работает на умеренных оборотах (2000… 3000 об/мин), характерных для эксплуатации в городе, то ближе всех к оптимуму «сороковка». Зато выше 4000 об/мин оптимум сдвигается к «пятидесятке».
А что с ресурсом? Если пренебречь пусковым износом, на который влияют в основном присадки, включенные в состав базового пакета, то зависимость проста -чем больше вязкость, тем меньше износ (рис.3).
Рис. 3.
УДАРИТ МОРОЗ…
Бытует мнение, что на зиму лучше заливать масло с меньшей вязкостью, пожиже. То есть в индексе SAE и первую, и вторую цифру надо иметь поменьше. С первой все понятно — ведь предельная отрицательная температура эксплуатации определяется именно ею. Но экстремально низкие температуры выпадают не всегда и не везде: в большинстве регионов России привычнее ездить при умеренном «минусе». И здесь снова приобретает важность вторая цифра индекса. А как влияет она, попробуем разобраться.
Итак, при изрядном морозце мы все-таки запустились. А в стадии прогрева чем больше вязкость масла, тем выше потери на трение. Значит, для достижения одних и тех же оборотов холостого хода топлива придется сжечь больше, чем в теплую погоду. Трение в целом пропорционально вязкости, а насколько возрастает она при низких температурах? Измерили: при температуре 20°С вязкость у «тридцатки» составила 666 сСт, «сороковки» — уже 917 сСт, а «пятидесятки» — 1343! То есть в два раза больше, чем самого «жидкого» из взятых нами масел. А прогрев зимой идет долго, значит, топлива на вязких маслах израсходуем заметно больше. О токсичности и говорить не приходится — смесь-то надобно обогащать.
Впрочем, узлы трения двигателя на этикетку не смотрят — для них важна реальная, рабочая вязкость. Эта вязкость, как мы показали раньше, имеет четко выраженный оптимум. Но зимой масло в поддоне градусов на 20-40 холоднее, чем летом. Конечно, в подшипнике оно дополнительно прогревается, но его рабочая температура все-таки ниже (рис. 4). Поскольку дискретность классификации вязкости по SAE достаточно грубая, вывод прост — на морозе оптимальным для эффективной работы узлов трения двигателя будет масло с вязкостью, на «десятку» меньшей -например, 30 вместо 40,40 вместо 50.
Рис. 4.
КУДА СБЕЖАЛИ «ЛОШАДИ»
Вернемся к началу статьи: почему же «затупел» мотор на «спортивном» масле? Разобрав двигатель, увидели картину, характерную для начала температурного задира поршней во всех цилиндрах. Но ведь на масле 10W-40 все было нормально? Дело в том, что масляные пленки, формируемые поршневыми кольцами, создают серьезное тепловое сопротивление – ведь 60–80% тепла, воспринимаемого поршнем от газов в камере сгорания, отводится через кольца. А теплопроводность масла очень низкая. И чем толще пленки, тем меньше тепла отводится от поршня – его температура растет, а значит, увеличивается и диаметр детали. Кстати, допуски зазоров по размерным группам учитывают возможность работы двигателя на маслах четко определенных классов. А «пятидесятка» в число рекомендованных АВТОВАЗом не входит…
Так вот, простой переход с «сороковки» на «пятидесятку» для нашего мотора приводит к увеличению температуры поршня на 8–15 градусов в зависимости от режима его работы. Но кто это учитывает при выборе масла?
И еще. Очевидно, чем более толстые пленки остаются в цилиндре, тем больше масла израсходуется на угар. Поэтому, используя более вязкое масло, не удивляйтесь, если его расход возрастет.
ТАК КАКОЕ ЖЕ МАСЛО ЛИТЬ?
Ответ на главный вопрос прост: только тех групп вязкости, которые рекомендованы производителем. Причем МОТОРА, а не МАСЛА! Но и тут есть выбор – часто производитель рекомендует два соседних класса. Какой из них выбрать, приведенные результаты говорят достаточно четко. Если режим эксплуатации ближе к городскому, то масло с меньшим классом вязкости. Если же машина чаще гоняет по трассе, то лучше подойдет более вязкое – позволит немного сэкономить на топливе. Но все это применительно к мотору с невысокой степенью износа. А вот старым, недужным «железным коням» маловязкие масла противопоказаны явно. Это летом… Как поступить зимой – читай выше!
НАША СПРАВКА
На банках с маслом нанесено обозначение вязкости по классификации SAE. Наличие двух цифр, разделенных буквой W, говорит о всесезонности масла. Первая указывает на минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно «провернуть». Так, например, масло 0W-40 должно прокачиваться до -35°С, 15W-40 — до -20°С. Вторая цифра говорит о вязкости масла при 100°С, точнее — о допустимом диапазоне ее изменения: для «тридцатки» — от 9,3 до 12,5 сСт (сантистокс — единица измерения вязкости), для «сороковки» — от 12,5 до 16,5 сСт, а для «пятидесятки» — от 16,3 до 21,9 сСт. Иными словами, кинематическая вязкость может меняться почти на 30%, оставаясь в пределах допустимого.
Хочешь сделать мотору хорошо — лей то, что рекомендует производитель МОТОРА, а не МАСЛА!
ЭТО ЛЮБОПЫТНО
Кстати, если насчет пленок в подшипниках никто не сомневался, то сомнения в том, есть ли они под поршневыми кольцами, окончательно развеяли только в 80-х годах прошлого века. Тогда практически одновременно и у нас, и в Штатах, и в Японии были поставлены эксперименты, в ходе которых измерили толщины пленок и выявили некоторые закономерности их жизни в цилиндрах двигателя. (Кстати, один из авторов принимал непосредственное участие в этих работах.) В частности, установили, что мощность мотора зависит от толщины масляного слоя и, кроме того, от вязкости моторного масла. Эти выводы и легли в основу описанного здесь эксперимента.
Изношенная машина просит масло большей вязкости; эксплуатируемая зимой – меньшей, причем по обеим цифрам индекса SAE.