17 главных изменений для автовладельцев в 2022 году
Ознакомиться с основными поправками, которые запланированы в законодательстве страны на ближайшие 12 месяцев, будет интересно и полезно, тем более что их ожидается гораздо больше.
На кону совершенно новый, переработанный и сильно дополненный Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), который не первый год готовит Минюст совместно с профильными министерствами. Кроме того, решается дальнейшая судьба Правил дорожного движения, поправки к которым готовы, но не принимаются из-за споров между ведомствами.
По оценкам экспертов, на доработку и принятие обновленных актов может уйти еще и этот год. Сроков принятия и вступления в силу документов пока никто не называет.
Мы попробовали разобраться в уже действующих, а также планируемых поправках, и предлагаем вашему вниманию основные изменения, которые касаются подавляющего большинства автомобилистов.
Фото: © РИА Новости / Максим Блинов
УЖЕ ПОДПИСАНЫ И ДЕЙСТВУЮТ
1) Уголовное наказание для лихачей
В конце прошедшего года президентом были подписаны поправки в УК РФ об уголовном наказании для лихачей. С 10 января 2022 вводится уголовная ответственность для водителей, которые ранее уже были лишены прав за превышение скорости на 60 км/ч (и более) или незаконный выезд на “встречку”, и совершают подобное нарушение повторно. Согласно новой статье 264-2 УК, одно из наказаний в таком случае предусматривает:
— Штраф от 200 до 300 тысяч рублей;
— Обязательные работы на срок до 480 часов;
— Принудительные работы или лишение свободы на срок до 2 лет.
В качестве дополнительного наказания предусмотрено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Еще жестче наказание грозит рецидивистам, кто на момент нарушения будет иметь неснятую или непогашенную судимость по этой новой статье. К уголовной ответственности водителя могут привлечь только в том случае, если нарушение зафиксируют сотрудники ГИБДД. Если же нарушение зафиксирует камера в автоматическом режиме — водителя ждет только штраф.
Насколько это будет работать — вопрос сложный, отмечают автоэксперты. Сотрудников ДПС на дорогах не так много, и большое количество нарушений остается вне поля зрения правоохранительных органов.
2) ОСАГО и его оспаривание
С января 2022 года Банк России расширил границы тарифного коридора по ОСАГО, чтобы страховщики могли еще больше снижать тариф хорошим водителям и увеличивать стоимость страховки для автовладельцев с повышенным уровнем рисков.
Кроме того, теперь в случае возникновения спорной ситуации со страховой компанией по полису ОСАГО можно обратиться к финансовому уполномоченному (омбудсмену) для досудебного урегулирования вопроса. Это возможно при наличии учетной записи на портале Госуслуг – её данные будут использоваться для авторизации.
Фото: tass.ru
И напомним, что после одобрения проекта свежего КоАП за езду без полиса ОСАГО штрафовать смогут камеры фотовидеофиксации. Сейчас это прерогатива сотрудников ГИБДД. Размер взыскания за нарушение менять не планируют – это всё те же 800 рублей.
3) Штраф за отсутствие техосмотра
Как стало известно перед самым Новым годом, техосмотр для физических лиц, владеющих легковыми автомобилями и мотоциклами, теперь является добровольным. Однако, с 1 марта 2022 года вводится новый размер штрафа в 2000 рублей за отсутствие диагностической карты для тех транспортных средств и их владельцев, которым предусмотрена обязательная процедура техосмотра.
Напомним, что к ним относятся такси, автобусы, грузовики и другой транспорт, занимающийся коммерческими и пассажирскими перевозками, а также личные автомобили, используемые в служебных целях. Фиксировать нарушения начнут камеры фотовидеофиксации, а выписывать предписание будет разрешено не чаще одного раза в сутки. Таким образом, на бóльшую часть водителей такое наказание не распространяется.
Фото: zr.ru
4) Медосмотр водителей
Также с 1 марта 2022 водителей ожидают новые правила медосмотра. Согласно приказу Минздрава, водителей, проходящих медицинский осмотр, могут направить на дополнительные анализы для выявления наркотиков и алкоголя в следующих случаях:
— При возврате водительских прав после лишения;
— При выявлении врачом-наркологом признаков и симптомов алкогольной или наркозависимости.
В тексте документа приведен перечень из 18 клинических признаков, из которых достаточно 3-х для того, чтобы врач-нарколог направил водителя на лабораторный анализ, даже несмотря на отрицательный результат экспресс-теста. Если в биоматериале найдут следы наркотиков или алкоголя, то справку, необходимую для получения, обмена или возврата водительских прав, не выдадут.
Среди прочих симптомов в данном перечне есть и такие, как например: сонливость, заторможенность или возбуждение; ускорение или замедление темпа мышления; сухость кожных покровов или слизистых и тому подобные. Как можно заметить, новый подход фактически позволяет врачам направлять на дополнительные исследования практически любого водителя.
ТОЛЬКО ПЛАНИРУЮТСЯ
❗ Все последующие поправки являются планируемыми по причине того, что они должны либо войти в качестве новых статей в КоАП, либо в обновленный перечень ПДД. Оба документа, напомним, пока находятся на стадии доработки, согласования и утверждения.
5) Штраф за превышение средней скорости
С этим штрафом пока не всё так ясно. Российских водителей уже штрафовали за превышение средней скорости, которое фиксируется на отдельных участках дорог двумя камерами, высчитывающими среднюю скорость и определяющими насколько она оказалась больше допустимой. В конце прошлого года подобные санкции признали незаконными, так как в ныне действующем КоАП понятия “средней скорости” нет.
Фото: zen.yandex.ru / yellow_school
В разрабатываемом новом регламентирующем акте уже предусмотрено и само определение “средней скорости”, и наказание за ее превышение. Суммы штрафов останутся прежними, как и при мгновенной фиксации превышения скорости, и после публикации обновленного кодекса оспорить их в суде уже не получится.
6) Новый перечень неисправностей автомобиля
Напомним, что за нарушения, связанные с техническим состоянием автомобиля, грозит штраф 500 рублей и запрет эксплуатации до устранения неисправности. Что же касается увеличения перечня таких неисправностей и других поправок МВД в новом документе, то срок его вступления в силу был запланирован на 1 марта 2022 года. Но в правительстве вновь не смогли договориться, и проект не подписан из-за отрицательного заключения Минэкономразвития, в связи с чем он будет опять дорабатываться.
7) Отложенные поправки по использованию шипованных шин
Уже давно предлагалось ввести штраф 2000 рублей за езду на шипах в летнее время и дать регионам возможность регулировать такие периоды.
Министерство транспорта посчитало, что данные предложения требуют более глубокого анализа, так как затрагивают интересы огромного числа перевозчиков и автовладельцев. В ведомстве пообещали в течение 2022 года провести комплексное исследование по влиянию шипов на дороги.
УЖЕСТОЧЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ В НОВОМ КоАП
8) Превышение скорости более чем на 60 км/ч
За это нарушение предлагается увеличить сумму штрафа – от 2 до 5 тысяч рублей или лишать прав на 4-6 месяцев.
9) Штраф для пьяных водителей с детьми
Сейчас за езду в нетрезвом виде штрафуют на 30 тысяч рублей и лишают прав на 2 года. Но теперь наказание может вырасти до 50 тыс. руб. с лишением прав до 3 лет, если в салоне вместе с нетрезвым водителем находился несовершеннолетний ребенок (до 16 лет).
10) Повторная незаконная тонировка или управление автомобилем с нечитаемыми номерами
Если водитель попадается за такие нарушения повторно, то его планируется штрафовать на 5000 рублей с лишением прав до 3 месяцев.
11) Опасное вождение
Такое понятие в нормативное поле законодатели вводят впервые. Оно подразумевает нарушение правил маневрирования и перестроения более двух раз подряд с риском возникновения ДТП. Штраф за такое нарушение предполагается в размере 3-5 тысяч рублей.
12) Систематическое грубое нарушение ПДД
Также впервые может появиться в новом КоАП и новая норма наказания за три и более грубых нарушения ПДД, допущенных водителем в течение года. Санкции предполагают взыскание от 10 до 30 тысяч рублей или лишение прав до 1,5 лет.
13) Штрафы за газоны, детские площадки и мойку во дворе
Федеральный штраф за мойку автомобиля в неположенном месте будет составлять 1-3 тысячи рублей, за проезд и парковку на газоне — до 4 тысяч, на детских и спортивных площадках — до 5 тысяч рублей.
14) Повторное управление машиной водителем, не имеющим прав
Наказание предусматривает штраф на сумму 20-30 тыс. рублей либо обязательные работы на срок 40-60 часов.
15) Не остановка по требованию ГИБДД
Рассматривается многократное увеличение штрафа, если водитель не остановит машину по требованию автоинспектора. Санкции могут составить до 40 тысяч рублей!
16) Автохлам
Если сейчас за автомобильный хлам в России не штрафуют, то в новый КоАП вводится и само понятие, и штраф в размере от 1 до 3 тысяч рублей. Автохламом признаются не только сгоревшие автомобили, но и машины, у которых отсутствуют одна или несколько деталей кузова: капот, дверь, замок двери кузова или кабины, запор горловин цистерн, пробки топливного бака. А также если отсутствуют одно или несколько стекол, внешних световых приборов, колес или шин.
Фото: ugra-news.ru
17) Выброшенный из машины мусор
Отдельно рассматривается депутатами инициатива по введению штрафа от 3 до 7 тысяч рублей за мусор, выброшенный из автомобиля.
В заключение напомним, что многие из планируемых норм и штрафов разрабатывались давно и согласовываются не один год. Смогут ли власти в условиях усиливающейся пандемии, а также сложной экономической и политической ситуации реализовать проект нового КоАП и поправок в ПДД “по ключ” уже в этом году – вопрос открытый. Но, как говорится, предупрежден – значит вооружен!
✋ Поделитесь публикацией со своими подписчиками. Мы следим за развитием событий и стараемся информировать вас о главных изменениях в реформе ПДД.⚠
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Изменения для водителей — 2023
Новый год всегда ассоциируется у нас с переменами. Ведь в некоторых сферах жизни изменения происходят с завидным постоянством. Одна из них — вождение автомобиля. Выросли ли штрафы, подорожала ли страховка в 2023 году? Спойлер: есть и хорошие новости.
Изменились ли штрафы
Наверное, это главный вопрос, который беспокоит автовладельцев. Ведь так или иначе он касается любого человека за рулем . И здесь нас ждет самая хорошая новость.
Нет! Никаких изменений, касающихся размеров существующих штрафов за нарушение ПДД, не произошло.
Другими словами, за превышение скорости от 20 до 40 км/ч нарушители по-прежнему будут платить 250 рублей в течение срока действия скидки (50% в течение 20 дней со дня вынесения постановления), которая все так же актуальна. Как видно, ни один из показателей не изменился и останется в прежних пределах до конца года.
Эту информацию можно проверить, если ознакомиться с в электронных юридических базах, например на сайте «Гарант» . В них анонсируются будущие редакции нормативно-правовых актов. В главе 12 кодекса, которая регламентирует наказания за нарушения ПДД, на текущий год не предусмотрено никаких изменений.
С 1 марта 2023 года вступят в силу изменения в правилах дорожного движения. Однако напрямую кошельков автовладельцев они не коснутся.
И это — еще один довод в пользу покупки нового автомобиля. Хотите сэкономить на автокредите?
Для тех автолюбителей, кто хочет испытать что-то новое на наших дорогах, Совкомбанк запустил программу: автомобили Chery и Exeed в беспроцентную рассрочку на срок до 2,5 лет и с нулевым первоначальным взносом. Льготные условия доступны всем владельцам карты «Халва».
При этом существует вероятность, что в течение года власти страны признают административными правонарушениями ряд социально вредных действий, связанных с эксплуатацией автомобилей. Рассмотрим их ниже. Но даже если это произойдет, далеко не факт, что поправки в главу 12 КоАП появятся в текущем году.
Какие новые штрафы могут появиться
Итак, узнаем, какие сомнительные действия со стороны автовладельцев, которые ранее считались законными, власти могут признать административным правонарушением.
Как обжаловать штраф ГИБДД
Штраф за вождение под действием некоторых лекарственных препаратов
Никого не удивляет тот факт, что вождение в нетрезвом виде считают общественно опасным деянием. У водителя в таком состоянии нарушена координация движений и заторможена реакция, что в разы повышает вероятность попадания в ДТП.
К сожалению, аналогичное влияние на организм человека оказывают и некоторые лекарственные препараты, в первую очередь антидепрессанты и лекарства, обладающие седативным действием.
В декабре 2022 года Конституционный суд РФ подтвердил, что, согласно действующему законодательству, наказывать водителей, в крови которых обнаружены такие вещества, неправомерно. Чтобы устранить этот пробел, правительство страны приняло к рассмотрению проект поправок в КоАП. Вполне вероятно, что в текущем году они будут приняты.
В этом случае в зависимости от тяжести последствий нарушителей будут штрафовать или лишать прав на управление ТС.
Штраф за превышение порогов шумности
Многих из нас раздражают машины, которые в вечернее и ночное время нарушают спокойствие под нашими окнами.
Одни «автовесельчаки» устраивают уличные дискотеки, включая на полную мощность сабвуферы в багажниках. Другие соревнуются в громкости рева мотора, гоняя в спальных районах с пробитыми глушителями.
Власти в очередной раз предпринимают попытку «успокоить» шумных автолюбителей через административные меры. Госдума рассматривает возможность повысить размер штрафа с текущих 500 рублей сразу в десять раз.
На этот раз законотворцы предлагают использовать технические средства для замера уровня шума (он не должен превышать 96 дБ) и точного определения его источника в автоматическом режиме. То есть должно появиться некое техническое устройство, наподобие камер контроля скорости. Однако пока нет никакой конкретики относительно того, когда их начнут массово производить.
Повышение штрафов за отсутствие страховки ОСАГО
Авторы инициативы предлагают ужесточить наказание как за отсутствие полиса (если он бумажный и водитель его забыл или потерял), так и за неоформление страховки в принципе. В первой ситуации штраф может вырасти с 500 до 3000 рублей, а во второй — с 800 до 5000 рублей.
При нынешних тарифах многие недобросовестные водители считают, что дешевле несколько раз за год оплатить несущественный штраф, чем единоразово выложить сумму около 10 000 рублей. Поэтому уже давно бьется за эту инициативу и в этом году, возможно, достигнет успеха.
Автофиксация отсутствия страховки
Известно, что на потенциальных нарушителей гораздо лучше влияет не строгость наказания, а его неотвратимость. Принимая во внимание эту истину, законотворцы намереваются на государственном уровне внедрить систему автоматического выявления автомобилей, не застрахованных по ОСАГО.
Весьма вероятно, что она заработает уже до конца 2023 года. На дорогах установят специальные камеры, которые будут фиксировать такие машины и автоматически передавать информацию о них в ГИБДД.
При этом запрещено будет выписывать более одного такого штрафа в день. Но даже несмотря на такое ограничение и при условии, что его размер останется прежним (800 рублей), общая сумма штрафов за год для злостного неплательщика может существенно превысить стоимость полиса.
Фиксируют ли камеры на дорогах отсутствие ОСАГО
Новые участники дорожного движения
В 2023 году нас ждет ни много ни мало — появление новых участников дорожного движения. На самом деле эти участники уже давно вокруг нас на дорогах и тротуарах, но теперь они получат признание и собственную категорию в ПДД.
Речь о любителях прокатиться на различных новомодных колесных приспособлениях с электромотором и без — самокатах, гироскутерах, сигвеях и т. п. Эта категория будет носить общее название «средства индивидуальной мобильности», или сокращенно — СИМ.
Велосипеды (даже с электродвигателем) и инвалидные коляски к СИМ не относятся.
Максимальная разрешенная скорость для таких ТС — 25 км/ч. Они смогут перемещаться по велосипедным дорожкам или обочинам дорог, на которых установлено ограничение скорости автомобилей до 60 км/ч. Штрафы за нарушение ПДД — такие же, как и для пешеходов.
Признайтесь, вы давно мечтали забыть летом про душный салон автомобиля и рассекать по тротуарам на собственном электросамокате, ловя завистливые взгляды водителей, заточенных в бесконечных автопробках? «Но ведь такая роскошь стоит немало!» — скажете вы. И будете абсолютно правы. Но с Халвой эта проблема — вовсе не проблема!
Универсальная карта «Халва» — не просто удобное платежное средство. Она, словно швейцарский нож, содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 15% с бесплатным обслуживанием. Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!
QR-код вместо водительских прав
С 1 марта 2023 года любой автолюбитель может хранить пластиковую карточку водительского удостоверения (ВУ) дома, в сейфе или где заблагорассудится. Возить ее с собой придется только тем, кто привык брать напрокат, к примеру, горнолыжное снаряжение в обмен на личный документ.
В остальных ситуациях достаточно иметь при себе смартфон с сохраненным QR-кодом водительских прав.
Но учтите, что до окончания зимы вас еще могут оштрафовать на 500 рублей за отсутствие физического ВУ.
Обновление порядка освидетельствования водителей
С 1 марта незначительно изменяется порядок проверки водителей на предмет алкогольного (наркотического) опьянения. Освидетельствование должно проходить в присутствии не менее двух понятых или с применением средств видеофиксации процесса проверки.
Удорожание изменений в конструкции ТС
С 1 января 2023 года внести изменения, не предусмотренные технической документацией, в конструкцию автомобиля, мотоцикла и других ТС стало значительно дороже. Поэтому, если вы, к примеру, не успели в прошлом году установить или фаркоп, то теперь придется брать в расчет дополнительные расходы.
Во-первых, власти ввели новые госпошлины, во-вторых, стоимость ранее действовавших сборов выросла. Так, теперь, чтобы просто получить разрешение на установку нового оборудования, придется внести в казну 1000 рублей. Раньше платить за это было не нужно.
Почти вдвое (с 800 до 1500 рублей) выросла госпошлина за проверку соответствия ТС требованиям безопасности после произведенных работ. Кроме того, придется больше заплатить за разрешение на перевозку опасных грузов и за его продление.
Появление новых дорожных знаков
Появление на дорогах СИМ и других технологических новшеств, вроде электромобилей, стало причиной разработки пяти новых дорожных знаков. Увидеть их на улицах городов мы сможем уже этой весной.
Еще одна причина обновления раздела ПДД о дорожных знаках — стремление властей к экономии. К примеру, ранее для обозначения платной парковки или парковки для инвалидов приходилось использовать две таблички, теперь будет достаточно одной.
Отмена скидки на «Госуслугах»
До недавнего времени оплата госпошлин через портал «Госуслуги» была намного выгоднее, чем любыми другими способами. Действовала отличная скидка в 30%, то есть цены на государственные услуги были почти в полтора раза ниже.
Но любая сказка когда-нибудь заканчивается. Изначально столь необычный для нашего государства «реверанс» был связан со стремлением привлечь россиян к пользованию услугами портала.
Судя по всему, это задача была успешно решена, «Госуслуги» завоевали в рунете необходимую популярность. Теперь, к примеру, за перерегистрацию автомобиля вы заплатите онлайн столько же, сколько в офисе банка или через банкомат.
Отмена отсрочки на оформление ОСАГО для беженцев
И вновь возвращаемся к ОСАГО. На этот раз грустные новости для граждан ДНР, ЛНР и других западных территорий, которые прибыли в Россию со статусом беженцев.
С 1 января для них больше не действует отсрочка в 90 дней на оформление полиса ОСАГО. А значит, беженцы обязаны приобрести его в течение 10 дней после пересечения госграницы.
Изменение порядка начисления транспортного налога на роскошь
Еще недавно, в конце 2022 года, ФНС считала роскошными автомобили стоимостью свыше 3 млн рублей. Владельцы таких машин были обязаны уплачивать транспортный налог по повышенным ставкам:
- 1,1 — для авто стоимостью от 3 до 5 млн рублей;
- 2 — для машин от 5 до 10 млн рублей;
- 3 — для ТС дороже 10 млн рублей.
В связи с катастрофическим ростом цен на автомобили такой подход стал неуместен. В самом деле, называть излишне роскошными Kia или китайский Chery, пусть даже новых и в топовой комплектации, — по меньшей мере странно.
К счастью, ФНС признала необъективность такого подхода и полностью отменила два первых уровня налога на роскошь. Однако владельцы машин дороже 10 млн рублей в 2023 году заплатят налог по той же тройной ставке, что и год назад.
Как видно, 2023 год обещает быть богатым на законодательные новшества в сфере оптимизации дорожного движения. Мы надеемся, что они повысят безопасность на дорогах и одновременно не ударят сильно по вашему карману.
Информация о текущих тарифах актуальна на момент публикации статьи.
От сумы до тюрьмы: что ждет автомобилистов в 2022 году
Основным событием предстоящего года для автомобилистов станет отмена обязательного техосмотра для личного транспорта. Но это не единственная перемена. Как изменится цена полисов ОСАГО, за что будут штрафовать и в каких случаях лихачей ждет тюрьма — в материале «Известий».
Техосмотр отменили, но не всем
30 декабря 2021 года президент России Владимир Путин подписал закон об отмене обязательного техосмотра для личных легковых автомобилей и мотоциклов.
Диагностическая карта теперь потребуется при постановке на учет машины, чей возраст перевалил за четыре года. Наличие карты освобождает от проверок состояния автомобиля на дороге, которые вправе проводить сотрудники ГИБДД. При «визуальном обнаружении признаков неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения», карта от осмотра не спасет.
Прохождение техосмотра по-прежнему обязательно для коммерческого транспорта и ряда других ТС.
«В законе говорится, что от техосмотра освобождается личный автомобиль, который не участвует в коммерческой деятельности. То есть в любом случае придется проходить техосмотр тем, кто работает, например, развозчиком пиццы, курьером или у кого личный автомобиль используется в служебных целях», — рассказал «Известиям» автоэксперт Игорь Моржаретто.
После того, как законопроект вступит в силу, придется немного скорректировать закон, который вводит штрафы с 1 марта 2022 года за отсутствие диагностической карты.
Поправок в КоАП, отменяющих эти штрафы, пока нет, и когда их внесут, непонятно, сообщил «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Кроме того, по мнению эксперта, отмена техосмотра несет с собой и другую проблему:
— Пункты техосмотра в массовом порядке будут закрываться из-за нерентабельности, потому что расходы никто не отменял, а доходы резко сократятся. Мы столкнемся с такой ситуацией весной, она будет нарастать и достигнет апогея летом. Особенно это коснется региональных центров и малых городов. Где будут проходить ТО такси, грузовые автомобили и автобусы, ясности нет.
Новый КоАП, новые нормы
В 2022 году ожидается появление нового Кодекса об административных правонарушениях, который разрабатывался последние два года Министерством юстиции. «Автомобильную» часть тоже переработали, предложив новые штрафы, например, за выброшенный из автомобиля мусор или за опасную езду, а также ужесточив наказания для рецидивистов. Предполагалось, что кодекс будет принят еще до конца 2021 года. Но этого не произошло.
«В конце декабря стало известно, что представленный Минюстом РФ проект КоАП не получил поддержки фракции «Единой России». Документ уйдет на доработку, а это значит, что все основные водительские штрафы останутся без изменений, по крайней мере, в первой половине 2022 года», — разъяснил Шапарин.
Это уже третья редакция проекта кодекса.
«Скорее всего, в течение следующего года этот документ будет обсуждаться, и, может быть, тогда же его удастся принять. Нынешний КоАП можно сравнить с лоскутным одеялом, которое 30 лет складывали из разных кусочков. В актуальном Кодексе много вещей, противоречащих друг другу, много разночтений и много неучтенных моментов», — рассказал Игорь Моржаретто.
Лихачей в тюрьму
Совет Федерации одобрил введение уголовной ответственности для водителей-лихачей. Об этом 24 декабря заявила председатель Совфеда РФ Валентина Матвиенко на итоговом пленарном заседании палаты регионов. Соответствующий закон 22 декабря приняла Госдума в третьем чтении.
Наказание может последовать за выезд на встречную полосу или на встречные трамвайные пути, а также за превышение скорости более чем на 60 км/ч, если водитель ранее уже был пойман на таком нарушении два раза и лишен за это водительского удостоверения. Виновника могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 300 тыс. рублей или на сумму в размере заработной платы за период от года до двух. Также его могут лишить свободы на срок до двух лет и отстранить от права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Повторное нарушение карается штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей либо лишением свободы на срок до трех лет. Приговор может быть дополнен лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.
«С моей точки зрения, этот закон должен появиться после того, как появится новый КоАП. Иначе получается, что административного закона еще нет, но уже есть уголовный», — высказал свое мнение Игорь Моржаретто.
Автоэксперт также пояснил, что нововведение может привести к повышению уровня коррупции. На стадии обсуждения против закона высказались Верховный и Конституционный суды, но депутаты не прислушались к мнению правоведов.
Народные штрафы
В 2022 году обещают запустить мобильное приложение «Народный инспектор», которое позволит гражданам штрафовать водителей за несоблюдение ПДД. Чтобы эта мера работала, предварительно придется внести изменения в законодательство.
«Необходимо принять поправки в КоАП РФ. Сейчас штрафы, выписанные с помощью, например, «Помощника Москвы» массово оспариваются, потому что система не является автоматической фиксацией нарушения», — уточнил Шапарин.
ОСАГО ждут реформы
В 2022 году автомобилистов ждут существенные изменения в законе об ОСАГО. После Нового года вступят в силу новации, касающиеся обязательного страхования автомобилей, используемых инвалидами в соответствии с медицинскими показаниями.
«С 1 января 2022 года при заключении договора ОСАГО в отношении такого транспорта понадобится СНИЛС инвалида или его законного представителя», — сообщил «Известиям» главный юрист онлайн-сервиса по подбору страховых продуктов «Страховка.ру» Антон Алферов. Тогда же изменится порядок получения инвалидами компенсации части страховой премии.
Также в Государственную Думу внесен законопроект о создании перестраховочного пула на рынке ОСАГО. Обсуждается и повышение порога по выплатам за ущерб жизни и здоровью и запрет на учет износа автомобиля при расчете компенсации. Последняя инициатива пока не оформлена в виде законопроекта, уточнил Алферов.
Юрист добавил, что 20 октября 2021 года на общественное обсуждение был вынесен проект указания Банка России, предлагающий расширить границы тарифного коридора по ОСАГО в обе стороны на 10%. Это дало бы стразовым компаниям возможность еще больше индивидуализировать тарифы: снизить их примерным водителям и увеличивать автомобилистам с повышенным уровнем риска. К этому было предложено изменить коэффициент в зависимости от территории преимущественного использования почти во всех регионах, поменять таблицу КБМ (коэффициента бонус-малус) и увеличить коэффициент за «открытую» страховку, а также расширить в обе стороны коэффициент в зависимости от возраста и стажа водителей.
«Пока сложно делать прогнозы о вероятности принятия поправок и тем более о сроках их принятия. Расширения тарифного коридора и изменения коэффициентов ожидаем в начале 2022 года», — рассказал управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов.
Пороги, которые нам снижают
В правительстве обсуждают изменение нештрафуемого предела превышения скорости с 20 км/ч до 10 км/ч, а также снижение допустимого порога содержания алкоголя в крови водителя. Сегодня закон разрешает 0,3 промилле, а предлагается сделать допустимым показатель в 0,1 промилле.
«Это норма может быть принята уже в первом квартале 2022 года, хотя она приведет не к снижению аварийности, а только к коррупционным последствиям. Потому что мы уже проходили введение нулевого промилле, пользы от него не было никакой, — пояснил Шапарин. — Но все предложения, в том числе и по поводу нештрафуемого порога, упираются в поправки в КоАП, которые пока не поддерживаются».
Правила получения медсправки усложнят
Приказ Министерства здравоохранения, утверждающий новый порядок проведения обязательного медосвидетельствования водителей и кандидатов в водители, вступит в силу с 1 марта 2022 года. Как и раньше, обследование будут проходить будущие водители и те, кто меняет водительское удостоверение после истечения срока действия, а также автомобилисты, возвращающие себе права после лишения за управление транспортом в пьяном состоянии или за отказ от медосвидетельствования.
Водителям, которые лишились водительского удостоверения из-за «пьяного» вождения, придется ко всему прочему сдавать мочу для проведения экспресс-теста на содержание психоактивных веществ или же мочу и кровь для лабораторных исследований на определения регулярной алкогольной нагрузки.
Как сообщил «Известиям» управляющий партнер адвокатского бюро города Москвы «Матюнины и партнеры» Олег Матюнин, положений, ущемляющих права водителей, в новом документе нет. Новый порядок не отличается значительно от прежнего как по структуре, так и по содержанию.
Цены на автомобили продолжат расти
В 2021 году средневзвешенная цена новой легковой машины в России выросла на 23% без учета дилерских накруток, впервые перемахнув через отметку в 2 млн рублей, утверждают аналитики агентства «Автостат». Если брать в расчет так называемые «допы», можно сказать что автомобили подорожали еще больше: на 35–40%.
«Те факторы, которые способствовали росту цен на автомобили в 2021 году, по всей видимости, будут актуальными и в 2022-м. Проблема глобального дефицита полупроводников продолжается, а это значит, что нас снова ждет нехватка новых машин у дилеров и повышенный спрос на вторичном рынке, — рассказали «Известиям» в пресс-службе «Автостата». — Всё это, наряду с инфляцией, будет создавать предпосылки для роста цен на автомобили. По нашей предварительной оценке, он может составить от 10 до 20%, причем как для новых, так и для подержанных машин».
Минпромторга продолжит попытки ограничить доходы дилеров, разъяснил Шапарин. Но реализовать их не получится, потому что все навязанные услуги дилеры включают в отдельный договор, в договоре же купли-продажи автомобиля цена фигурирует приблизительно рекомендованная.
Как следствие, быстрыми темпами начнет расти рынок подержанных автомобилей, пригнанных из Европы. Машины преимущественно будут приезжать транзитом через Белоруссию, где действует 50-процентная скидка на растаможку для ряда категорий граждан, считает Шапарин.