Кто остался на авторынке россии
Перейти к содержимому

Кто остался на авторынке россии

  • автор:

В России осталось только 11 иностранных автомобильных брендов

Фото: Константин Кокошкин / Global Look Press

На российском авторынке к концу 2022 года остались только 14 брендов из 60. Об этом пишет агентство «РИА Новости» со ссылкой на ассоциацию «Российские автомобильные дилеры».

Из 14 оставшихся в России брендов только три являются отечественными: Lada, ГАЗ и УАЗ. Остальные китайские: Chery, Geely, Haval, Jac, Faw, Dongfeng, Changan, Exeed, Gac, Foton, Omoda.

Фото:Яков Князев / ТАСС

Начиная с весны текущего года, после начала Россией специальной военной операции на Украине, большинство западных компаний, включая автомобильные, стали покидать российский рынок. К примеру, в марте работу в России приостановил американский Ford. Были приостановлены не только производство, но и поставки деталей, инженерная и ИТ-поддержка, отмечается в пресс-релизе. В октябре Ford вышел из капитала совместного предприятия с российской автомобилестроительной группой «Соллерс», продав свою неконтролирующую долю (49%) в компании ее российскому юрлицу.

А немецкий автоконцерн Volkswagen намерен продать свои российские активы Porsche, Scania и MAN в течение года. В начале марта Volkswagen остановил производство автомобилей и поставки машин иностранного производства в Россию. Компания также прекратила производство на мощностях группы ГАЗ в Нижнем Новгороде.

Какие автомобильные компании ушли, а какие остаются в России

General Motors первым из автоконцернов решил окончательно уйти из России в апреле. Напомним, в 2015 году GM свернул производство в России и поставлял только дорогие модели Chevrolet и Cadillac. 11 марта этого года власти ввели запрет на экспорт из США в Россию «роскошных автомобилей».

Французы объявили в мае о передаче своих российских активов в госсобственность. Сделка была совершена за условный 1 рубль. На мощностях в Тольятти продолжился выпуск автомобилей Lada, а на московском предприятии компании вскоре начнется производство машин возрожденной марки «Москвич».

При этом у бывшего собственника не будет возможности вернуть завод в столице, но он сможет выкупить прежнюю долю в АвтоВАЗе в течение шести лет.

В конце октября компания Nissan согласовала продажу своих российских активов госструктурам в лице ФГУП «НАМИ». Сделку за символические 1 евро предполагается закрыть в начале ноября. Она предусматривает возможность обратного выкупа «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» своей доли в течение шести лет. В прошлую пятницу о своем уходе также сообщила Infiniti.

Mercedes-Benz объявил в октябре, что продает свои российские активы (в том числе и завод по производству легковых автомобилей в Есипово) дилеру «Автодом». Эксперты полагают, что на подмосковном предприятии начнут сборку китайских машин.

Ford Motor Company завершила в октябре выход из СП с российской группой ООО «Соллерс Форд», продав 49-процентную долю после приостановки всех операций в РФ, включая производство, поставку деталей, IT и инженерную поддержку в марте. Американская компания окончательно покинула российский рынок.

Toyota прекратила производство на заводе «Тойота Мотор» в Санкт-Петербурге в марте. Также было принято решение прекратить поставки к нам всех моделей Toyota и Lexus. И хотя об окончательном уходе с нашего рынка в руководстве Тоуоtа и Lexus не говорят, де-факто он произошел.

Бизнес компаний Mazda, Kia, Hyundai, Mitsubishi, Subaru, Suzuki, BMW, Volvo и Isuzu, равно как марок концернов Volkswagen и Stellantis, между тем поставлен в нашей стране на паузу. Компании не объявляют о своем уходе с нашего рынка, но в то же время заморозили продажи и проекты в РФ. Уточним, что Hyundai-Kia рассматривает вероятность ухода с российского рынка, так как завод под Санкт-Петербургом давно простаивает, а импорт приостановлен. Что касается российских производственных площадок Volkswagen, то немцы ищут покупателей на предприятие в Калуге, поскольку не видят альтернатив.

Ранее сообщалось, что выкупить завод может «Азия Авто» из Казахстана, поскольку у нее есть лицензия на выпуск автомобилей Volkswagen и Skoda.

Концерн Stellantis, владеющий Opel, Peugeot и Citroen, в свою очередь в апреле приостановил работу завода в Калуге из-за нехватки запчастей.

Компания Skywell, принадлежащая китайской корпорации Skyworth, известной по бытовой электронике, планирует начать в этом месяце российские продажи своего флагманского электрического SUV ET5, представленного на днях на презентации в Москве.

Переднеприводный автомобиль оснащен 204-сильной силовой установкой и имеет запас хода 400 км. Прогнозируемый объем продаж Skywell в РФ к концу 2023 года — 3 тыс. автомобилей. Летом 2023 года компания планирует вывести на наш рынок гибридный SUV HT-i, а еще через несколько месяцев — электрофургон Skywell D11.

Еще один новичок российского рынка, китайская марка Omoda, начала у нас продажи компактного кроссовера C5, первой модели нового суббренда Chery в нашей стране.

Машина предлагается российским покупателям с безальтернативным бензиновым турбодвигателем 1.5T мощностью 147 л.с., работающим в сочетании с вариатором и передним приводом.

Omoda C5 делит платформу с моделями Chery Tiggo 7 и Tiggo 8 и оснащена той же силовой парой мотора и КПП. Продажи новинки стартуют в ноябре. В первом квартале 2023 года у нас ожидается Omoda C5 с полным приводом. К лету российскую линейку Omoda должны пополнить новый кроссовер и седан.

Новый бренд Evolute запустил выпуск электромобилей на предприятии в Липецкой области в сентябре текущего года. Первые седаны i-Pro уже начинают появляться у дилеров. Старт производства купеобразного кроссовера i-Jet намечен на следующий год.

Также Evolute планирует поставить на конвейер липецкого завода минивэн i-Van, являющийся копией Dongfeng LingZhi EV образца 2020 года, а в следующем году представить также кроссовер i-Free на базе одноименной модели бренда Voyah. До конца осени дилерские центры Evolute появятся в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Воронеже, Липецке, Краснодаре, Ростове-на-Дону и Сочи.

В самом начале 2023 года по российским дорогам должны поехать также машины нового внедорожного бренда Tank. Речь прежде всего о SUV Tank 300 и Tank 500. Первый «рамник» с большим дорожным просветом получит в России 2-литровую 220-сильную «турбочетверку» и 8-диапазонный «автомат».

В свою очередь, модель с индексом 500 станет китайским ответом Toyota Land Cruiser и получит 3-литровый V6 с отдачей 299 л.с. В арсенале «пятисотки» значатся полный привод, «понижайка» и блокировки межколесных дифференциалов. Все внедорожники Tank в Россию планируют импортировать из Китая. В дальнейшем возможно, что компания подумает о локализации производства.

Как рассказал на днях гендиректор московского автомобиля «Москвича» Дмитрий Пронин, завод готовится начать крупноузловую сборку машин вместе с «восточным» партнером. К 2025 году планируется разработать собственную платформу для производства электромобилей.

Ранее Мэр Москвы Сергей Собянин заявил о том, что столица планирует запустить завод «Москвич» в декабре. До конца года выпустят 600 машин. Пока официально не объявлялось, какие именно автомобили будут собирать на заводе. В Сети фигурирует множество предположений. Одно из них — на «Москвиче» наладят сборку модельного ряда, созданного на базе линейки JAC.

Какие автобренды ушли из России, кто пытается остаться: статус на ноябрь

Фото: Autonews.ru

Россию один за другим покидают популярные автобренды. Источники на ряде оставшихся предприятий уверяют, что решения по своему будущему в России большинство компаний примет до конца 2022 года. Однако ситуация может измениться в любой момент и в любую сторону. Разбираемся, кто ушел, кто старается остаться, кто может стать следующим и что будет с освободившимися производственными мощностями.

Renault: уход в мае

В мае российские активы группы Renault перешли в государственную собственность. Доля компании в АвтоВАЗе перешла ФГУП «НАМИ», а завод «Рено Россия» получила Москва. 100% акций ЗАО «Рено Россия» получило правительство столицы, а 67,69% акций автоконцерна АвтоВАЗ перешли в собственность ФГУП «НАМИ». При этом оставшиеся акции автоконцерна АвтоВАЗ пока сохраняет ГК «Ростех».

Передача активов предусматривает опцион на шесть лет — это срок, в течение которого французы cмогут принять решение по выкупу акций обратно. Речи о возврате доли в АвтоВАЗе при этом не идет. Как заявил гендиректор и президент концерна Renault Жан-Доминик Сенар, Renault ушла из России так, чтобы в перспективе иметь возможность вернуться, если ситуация изменится. Возвращение, по его оценкам, будет стоить столько же, сколько пришлось потерять во время ухода, — €2,3 млрд.

После ухода бренда автомобили Renault начали обслуживать и чинить по гарантии дилеры Lada под контролем АвтоВАЗа. В 2023 году части дилеров Renault предложили стать частью сети Lada.

Что будет вместо Renault

На мощностях завода власти приняли решение выпускать автомобили под возрожденной маркой «Москвич». На развитие «Москвича» выделили 5 млрд руб. Такое соглашение подписали власти Москвы и ПАО «КАМАЗ». Обе стороны вложат в проект по половине обозначенной суммы. Выделенные средства потратят на «локализацию узлов и компонентов и адаптацию производственных мощностей. Какие именно автомобили будут выпускать под маркой «Москвич», пока не известно. В мэрии пообещали начать производство в декабре 2022 года и до конца года выпустить первые 600 машин, треть из них должны быть электрокарами. Ожидается, что машины будут использовать в том числе для такси и каршеринга, а партнером предприятия выступит одна из китайских компаний.

Toyota и Lexus: отказ от производства в сентябре

В конце сентября Toyota приняла решение полностью прекратить производство на заводе «Тойота Мотор» в Санкт-Петербурге.

Здесь выпускали Toyota Camry и RAV4, а инвестиции в открытие и развитие завода составили порядка 38 млрд руб. Компания остановила работу завода 4 марта 2022 года из-за нарушений в логистических цепочках поставок ключевых материалов и деталей. Вплоть до сентября сотрудники находились в режиме простоя и получали две трети зарплаты. Вместе с Тоуоta ушел и премиальный бренд марки Lexus, у которого собственного производства в России не было.

Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Как сообщили в японской корпорации, Toyota оптимизирует свою структуру в России и продолжит работу с фокусом на поддержку дилерской сети для обслуживания существующих клиентов Тоуоta и Lexus. Операционная деятельность московского офиса «Тойота Мотор» будет оптимизирована и реструктурирована с фокусом на поддержку дилерской сети для продолжения обслуживания клиентов Тоуоta и Lехus в России.

Что будет вместо завода Toyota

Пока не известно, что будет с мощностями предприятия: Toyota ищет покупателей, которые приобретут завод. Однако эксперты сомневаются, что в ближайшее время на освободившиеся мощности придут инвесторы, которые захотят производить на этой площадке автомобили.

Nissan: уход в октябре

Японский автопроизводитель Nissan заявил о том, что полностью сворачивает деятельность в России и передает активы государственным структурам 11 октября.

Такое решение не стало неожиданностью, поскольку бренд входил в концерн Renault-Nissan-Mitsubishi. Поэтому уход вслед за Renault казался вопросом времени. Nissan собирал на заводе в Петербурге внедорожники Qashqai, X-Trail и Murano, мощность предприятия составляла 100 тыс. автомобилей в год. Новым собственником предприятия стало ФГУП «НАМИ», ему достался и завод, и научно-исследовательский центр в Санкт-Петербурге, а также департамент продаж и маркетинга, находящийся в Москве.

Фото: Анатолий Мальцев / EPA / ТАСС

Что будет вместо Nissan

Государство намерено поддержать предприятие, только вот что там будут производить, пока непонятно. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, пока главная задача — сохранить сам завод и рабочие места. Он заявил, что предприятие сохранит работоспособность: ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места (а это около 2 тыс. сотрудников предприятия). При этом у НАМИ будет возможность привлекать другие компании в качестве производственных партнеров, создавать совместные предприятия. Близкие к заводу источники ожидают, что партнером опять-таки может стать китайский бренд.

Mercedes-Benz: уход в октябре

В конце октября Mercedes-Benz также заявил об уходе — завод компании в России проработал всего три года. Его построили в России в 2019 году. Площадь предприятия составила 85 га, а инвестиции в строительство, оборудование и обучение персонала превысили 19 млрд руб. Бренд долгое время не мог решиться на инвестиции в локализацию производства, поскольку спрос на автомобили марки всегда оставался стабильным. В итоге, подписав с государством специнвестконтракт, немецкий автобренд оказался под сильным давлением российских властей.

Фото: Autonews.ru

На предприятии в подмосковном Есипово в разное время, в зависимости от доступности электрокомпонентов, собирали cеданы E-Class, кроссоверы Mercedes-Benz GLC, GLE и GLS. Остальные автомобили в Россию импортировали.

Что будет вместо Mercedes-Benz

Всю собственность немецкого бренда в России получил локальный инвестор, один из дилеров немецкой марки — компания «Автодом». В уходящем Mercedes-Benz заверили, что сохранят послепродажное обслуживание, а на заводе сохранят рабочие места. Как рассказали в Минпромторге, новый собственник сможет привлекать другие компании в качестве производственных партнеров для организации совместного производства на базе завода в индустриальном парке «Есипово». Нового технологического партнера поможет подобрать Минпромторг.

При этом представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин обратил внимание, что завод в данном случае представляет собой только «голые стены». Чтобы запустить производство, новому предприятию необходимо будет вложиться в развитие компетенций и оборудование.

Ford: уход в октябре

Буквально через несколько часов после официального заявления Mercedes-Benz о таком же решение сообщил еще один автобренд — Ford. В России марка работала совместно с «Соллерс Авто», в числе партнеров которой значатся Mazda и Isuzu. Как сообщила пресс-служба компании, Ford продал свою долю (49%) «Соллерс Авто». В России Ford продавал небольшие коммерческие фургоны Ford Transit, которые использовали том числе как пассажирский транспорт, а также для работы в скорой помощи.

Фото: Ford

По словам представителя НАС Яна Хайцеэра, в текущих условиях российский рынок для Ford не столь большая потеря. В отличие от «Соллерс».

Фото: Максим Мишин, пресс-служба мэра и правительства Москвы

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

«Объемы продаж Ford в России были невелики. В России у них был свой сборочный конвейер и все. От этого ухода больше пострадает «Соллерс», потому что ему нужны партнеры. Также встает вопрос, а кто будет производить те же автомобили скорой, кто их будет поставлять, кто ремонтировать. Да, у нас есть «газели», но им тоже будет сложно без моторов Mercedes. Автобусов мы, конечно, можем насобирать, если будет господдержка. Но кто знает, какого они будут качества при отсутствии конкуренции», — отметил Хайцеэр.

Mazda: в ноябре закроют и продадут завод ПАО «Соллерс»

О том, что японская Mazda планирует в ближайшее время прекратить производство своих автомобилей в России, стало известно в конце сентября. Об этом сообщало издание Nikkei, по его информации, Mazda вела переговоры с ПАО «Соллерс» о прекращении производства в России. Совместное предприятие во Владивостоке было запущено в 2012 году и выпускало внедорожники Mazda CX-9, кроссоверы Mazda CX-5 и седаны Mazda 6.

В ноябре эти слухи полностью подтвердили данные из годового финансового отчета бренда для инвесторов. В нем компания подтвердила подписание соглашения о передаче своих активов в Владивостоке в пользу ПАО «Соллерс»: оно было подписано 24 октября 2022 года. Сумма сделки составила символический 1 евро, при этом вся доля, принадлежавшая Mazda, в ближайшее время перейдет в собственность ПАО «Соллерс» — как только будет получено одобрение со стороны регулирующих органов.

Фото: Mazda

Важно понимать, что выход Mazda из совместного предприятия с Sollers не означает полного прекращения деятельности компании в России. Официальное представительство ООО «Мазда Мотор Рус», которое занимается поставками автомобилей и запчастей, отвечает за гарантийное обслуживание, маркетинг и работу с дилерами, об изменениях в работе не объявляло. Таким образом, все, что не связано непосредственно с производством во Владивостоке, продолжает функционировать в том же режиме.

При этом в соглашении предусмотрена возможность обратного выкупа активов японской стороной в течение ближайших трех лет по той же цене в 1 евро. На данный же момент убытки Mazda от продажи своей части завода оцениваются в 12 млрд японских иен, что эквивалентно $82,3 млн или 5 млрд рублей.

Isuzu: в ноябре заявили о возможности прекращения производства

В начале ноября представители японского автоконцерна Isuzu признали, что рассматривает возможность ухода с российского рынка. Об этом было объявлено на пресс-конференции, посвященной результатам текущего финансового года, передает агентство Kyodo. Isuzu может пойти на такой шаг из-за невозможности поставок компонентов на мощности своего ульяновского автозавода (АО «Исузу Рус»). Это предприятие простаивает с весны нынешнего года.

Фото: Isuzu

Kia и Hyundai: производство стоит

Производство обоих корейских брендов в Санкт-Петербурге остановлено, и официальных новостей с заводов не поступает. Иногда информация о возможных планах по вариантам развития событий появляется в иностранных СМИ. Например, недавно корейское издание Dong-a ilbo сообщало, что Hyundai рассматривает возможность продажи своего российского завода. Но издание подчеркнуло, что это лишь один из обсуждаемых сценариев.

О том, что Kia может приостановить производство автомобилей, говорил в интервью Bloomberg вице-президент компании У-Чон Чу. Он подчеркнул, что из-за сложности в организации поставок Kia может сохранить в стране лишь структуру по техническому обслуживанию машин. Производитель считает, что в 2023 году в России может усилиться неопределенность, которая негативно отражается на автомобильном рынке. Но окончательных заявлений не было, и заводы до сих пор находятся в простое.

Volkswagen Group: заводы не работают

В Volkswagen Group входит несколько популярных в России брендов, часть из которых локализована в России. Так, в Калуге производят автомобили Volkswagen и Skoda, также там построен завод по выпуску двигателей Volkswagen. По словам близких к заводу источников Autonews.ru, в режиме простоя эти предприятия могут находиться до конца года, после чего компания примет решение по своему будущему в России. Ранее VW пришлось закрыть свое подразделение в Нижнем Новгороде, где бренд работал совместно с группой ГАЗ.

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Также в России представлены другие входящие в группу бренды, но локального производства у них нет, это, например, Audi, Porsche, Bentley. Отдельных заявлений от них вне группы ждать явно не стоит.

Концерн Stellantis и Mitsubishi: производство стоит

Stellantis на предприятии «ПСМА Рус» в Калужской области выпускал автомобили брендов Peugeot, Citroen и Opel. В том числе Peugeot 408, Peugeot Traveller, Peugeot Expert, Peugeot Partner (фургон) и Peugeot Partner Crossway (компакт-вэн), Opel Combo Cargo (фургон), Opel Combo Life (компакт-вэн), Opel Zafira Life (микроавтобус) и Opel Vivaro (фургон), Citroen С4 (седан), Citroen SpaceTourer, Citroen Jumpy, Citroen Berlingo Multispace (компакт-вэн) и Citroen Berlingo (фургон). Начиная с весны завод также не работает и заявлений от компании не поступает.

Входящий в «ПСМА Рус» Mitsubishi Motors производил там кроссоверы Outlander и внедорожники Pajero Sport. Пока бренд также хранит молчание.

Появился даже иранский бренд. Эксперт рассказал, как изменился автомобильный рынок в РФ после 2022 года

Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин во время одной из сессий Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке рассказал, как изменился после начала спецоперации РФ на Украине и последовавших санкций российский автомобильный рынок, где представлены на данный момент 26 брендов производителей машин и который сейчас можно считать дефицитным, сообщает корреспондент VLADIVOSTOK1.RU.

Ранее на той же площадке ВЭФ вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами АВТОВАЗа Сергей Громак назвал две новые главные проблемы отечественного автопрома — это нехватка кадров и автовозов. Кроме того, на заседании прозвучала информация, что за 2023 года среди всех новых легковых машин, которые россияне покупали для жизни и бизнеса, 45% составляют авто китайских брендов, а чуть более 40% — отечественные машины, тогда как в 2022 году доля автомобилей из КНР была менее 20%.

— То, что произошло в 2022 году, — такой истории не было никогда. В первую очередь изменилась структура российского рынка. Примерно 60 брендов работало до 2022 года в России, при этом на самом деле рынок давно уже был не российским. Реальных российских брендов было 4, еще 12 были китайские и 44 бренда так называемых уже недружественных стран. И, как следовало ожидать, в результате санкций 45 брендов ушло, причем не только из недружественных стран, но ушли также и некоторые китайские производители, но в силу не санкционных, а экономических причин. Осталось всего-навсего работать в России в прошлом году 11 китайских и 4 российских бренда, — отметил Подщеколдин.

По его словам, произошедшее привело к резкому падению продаж, но сейчас рынок начал постепенно восстанавливаться, а российских брендов стало больше — возобновилось производство автомобилей «Москвич».

— Появился даже экзотический для России иранский бренд. Ну и китайцев прибыло, причем всё только начинается, потому что в Китае, например, работает 128 брендов, из них 80 с лишним — китайские. Пока у нас только 20, думаю, это не первые, за ними последуют еще, — подчеркнул руководитель ассоциации дилеров.

Он рассказал, что, по данным многих аналитических агентств, за последние в среднем на российском рынке продавалось автомобилей, но в 2022 году в стране было продано чуть более 687 тысяч авто.

— То есть средний дефицит составил больше миллиона машин, а точнее, 170 тысяч. В этом году рынок начал потихонечку восстанавливаться. Слышны победные реляции, что мы за полгода догнали прошлый год, — да, действительно так. Но всё же наш прогноз, что будет продано в около миллиона машин. То есть это еще дефицит почти в миллион. И что же тогда будет с ценами? Дефицит на рынке всегда провоцирует рост цен. Еще есть курс рубля, который, к сожалению, сегодня не стабилен. Поэтому рынок точно останется дефицитным в этом году, — резюмировал Алексей Подщеколдин.

Руководитель направления по оказанию услуг стратегии и сделок предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта «Группы компаний Б1» Андрей Томышев на этой же сессии ВЭФ рассказал, что к концу 2023 года в России может быть продано более 900 тысяч отечественных автомобилей, возможно, около миллиона, что является хорошим показателем на фоне санкций. А в 2024 году, по мнению эксперта, объем продаж российских авто может восстановиться до 1,5 миллиона машин.

— Возможно, что сейчас рынок будет тормозиться ростом процентных ставок, девальвацией рубля и так далее, но очевидно, что отрасль восстанавливается. Более того, мы наблюдаем рост продаж отечественных электрокаров. В этом году граждане приобрели 1,5 тысячи таких машин, что немало, так как в прошлом году таких продаж было в районе ноля. Это очень перспективное направление, а заявленный производителями объем мощностей может со временем увеличить продажи до 500 тысяч электрокаров в год, — подчеркнул Томышев.

ВЭФ будет проходить во Владивостоке до , на площадках форума заключаются соглашения на миллиарды, представляют разработки и презентации. В 2022 году во Владивосток на форум приехали участников из 68 стран. В 2023 году ожидают не меньше гостей. Больше всего любят ВЭФ в Китае, Мьянме и Индии — делегации из этих государств самые многочисленные. Приезжают в город и представители регионов. Специально для презентации их инвестиционного и туристического потенциала открывается выставка «Улица Дальнего Востока», которую после окончания форума не разберут, а оставят на обозрение всем желающим.

Отмечалось, что президент России Владимир Путин проработает во Владивостоке во время форума два дня — с .

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *